Источник: ФАР

История "Золотого ледоруба России".
Часть I

• Часть II
  • Часть III
  • Часть IV
  • Имена обладателей главной национальной премии в области альпинизма все знают наизусть.

Но не только победители создают историю уходящего десятилетия российского альпинизма. Каждый год сначала в лонг-лист, а после экспертных оценок в шорт-лист попадают самые заметные восхождения года, отвечающие критериям премии: стиль, сложность, новизна, уважение к следующим поколениям альпинистов.

Мы решили, что вручение десятой юбилейной премии - лучший повод, чтобы рассказать о людях и горах, которые создают альпинистскую историю России.

Итак, год 2007.

В первый год существования премии еще не было двух этапов отбора, все участники выступали перед аудиторией с рассказом о восхождении, после чего проходило голосование капитанов команд по т.н. "гамбургскому счету".

"По легенде, борцы всего мира раз в год собирались в каком-то гамбургском трактире, запирали двери, занавешивали окна и боролись честно, "без дураков". Это потом, под софитами, на публике, элегантный красавец эффектно кидал через бедро медведеподобного силача, какой-нибудь "Мистер Х" выигрывал схватку у известного чемпиона ... но раз в год, в Гамбурге, для себя, борцы уясняли, кто чего стоит, кто воистину первый, а кто всего лишь девяносто девятый." ...

На суд профессиональной общественности были представлены:

1. Хайна Бракк, первопрохождение по правой части юго-восточной стены, Д. Савельев, Е. Король, А. Мурышев, С. Нилов

2. Жанну, первопрохождение по восточному ребру в альпийском стиле, В. Бабанов, С. Кофанов

3. Шингу Чарпа, первопрохождение по восточной стене, М. Дэви, А. Кленов, А. Шабунин

Александр Кленов: "И вроде если посмотреть по отдельности, то есть у нас и покруче категории в биографии. Но в этом и есть видимо та самая уникальность стены, что не одной своей фишкой она сильна, а комплексом трудно решаемых проблем. Может поэтому и не дошли наши предшественники до вершины, что решив одни проблемы, не были готовы к следующим и следующим. Да и нам, признаться, нелегко было это сделать и морально и физически".

4. Аксу зимой, О. Хвостенко, Е. Беляев, В. Гунько, И. Логинов, Д. Прокофьев, Б. Родиков

Николай Захаров: "Почему снова Аксу? Во-первых, потому что Аксу существует. Северная стена Аксу никого не оставляет равнодушным, по себе знаю".

5. Торрес дель Пайн + BASE, В. Розов, А. Ручкин, А. Одинцов, Д. Провалов, В. Качков, С. Краско

Валерий Розов: "Маршрут наиболее простой на Торрес дель Пэйн (если слово простой можно применить, скажем, к маршруту Мышляева на Ю.Ушбу). Казалось бы, все просто. Погода, так себе, иногда дует. Но это же Патагония, говорим мы себе и смело выходим на подход".

6. Торрес дель Пайн, А. Серегин, Т. Ахмедханов, С. Ковалев, И. Пехтерев

7. Большое Транго, первопрохождение южной башни А. Михалицин, Е. Беляев, А. Комиссаров, И. Логинов

8. Большое Транго, ЮЗ, 2-е прохождение, О. Хвостенко, В. Архипов, Ю. Глазырин, А. Литвинов, С. Черезов, А. Янушевич

9. Кызыл-Аскер, первопрохождение (первый маршрут на юго-западной стене), А. Одинцов, М. Михайлов, А. Ручкин

10. пик 4810, Г. Кочетков, А. Сошников, В. Козлов

11. пик Энгельса, Р. Нагаев, К. Иванов, Р. Кириченко, О. Колтунов, Д. Краснов

12. пик Блока, А. Коробков, И. Бобров, С. Дашкевич, К. Литвинов, Р. Равилов, С. Тимофеев

13. К2, первопрохождение по западной стене, П. Шабалин, И. Тухватуллин, В. Володин, Г. Соколов, Е. Виноградский, В. Горелик, Н. Тотмянин, А. Болотов, Г. Кириевский, А. Мариев, В. Попович, обладатель первого "Золотого ледоруба России"

Получая премию, Николай Тотмянин сказал: "Желаю молодежи в следующем году стоять здесь, на сцене, с этой тяпкой... Ну в общем, надрать, наконец, старикам задницы!".

Не очень понятно, кого считать стариками (!), но, глядя на список победителей следующих лет, можно сказать, что молодежи это удалось.

2008 год

Усовершенствование системы отбора лучшего восхождения сезона в России произошло именно после вручения премии 2008 года.

"Обсуждая в 2006 году развитие альпинизма в России с Андреем Волковым, мы понимали, что важно уделить внимание работе с прессой, популяризации альпинизма. Мы понимали, что "внешний" человек никогда не разберется в хитросплетениях классов и чемпионатов, а нам хотелось, чтобы каждый год загорались новые звезды, чтобы мы могли сказать: вот это - лучшее восхождение в стране", - рассказывает организатор премии, первый исполнительный директор ФАР Алексей Овчинников.

"При этом нам было важно, чтобы приз стал престижным в сообществе, чтобы его обладатель по праву признавался лучшим, - продолжает Алексей. - Так, за два года и, кстати, одновременно с мировой премией Piolet d'Or, которая в 2008 году не вручалась из-за пересмотра концепции, мы пришли к сегодняшним правилам выбора лучшего восхождения сезона в России".

Итак, номинанты 2008 года:

1. Пик Маршала Жукова (5241 м), команда Санкт-Петербурга

руководитель - Чибиток Г.В., кмс, Злоказова Н.Е. кмс, Иванов В.М., мс, Обризан О.Г., 1 сп.р., Рубцов Э.Р., кмс.
    Восхождение с 04.08 по 11.08 на Памире на вершину пика Маршала Жукова, правой части северо-восточной стены, 6Б категории сложности (2-е, маршрут Терешковца). Тренеры - Смирнов В.В., Дубовиков А.А.

2. Пик Аксу (5217 м), команда Иркутской области

рук.-Хандажапов Б.А. мс, Кривошеев М.Л. мс, Шапошников И.Г. кмс

Восхождение на п. Аксу по центру С ст., 6Б (третье прохождение) с 07.08 по 14.08
    Тренер: Попов В.Н.

3. Пик Чирингяд (5864 м), команда Москвы

рук.- Волков М.Е. кмс, Новиков А.В. кмс, Панков М.А. кмс, Синюшин Н.Г. кмс, Сатанин А.В. -1 сп.р.
    Восхождение на п.Чирингяд по центру З ст., 6Б (второе прохождение) с 05.08 по 08.08
    Тренер: Лавриненко В.В.

4. Пик Махиндра (6080 м), команда Москвы

рук.- Король Е.М., мс, Мурышев А. кмс, Сошников А. кмс, Кочетков Г. мс, Влазнев Д. кмс
    Восхождение на п. Махиндра, Индийские Гималаи, по Ю-З ст, 6Б, первовосхождение

5. Пик 4810, команда Санкт-Петербурга

рук.- Нагаев Р.Р. мс (тренер), Иванов В.М. кмс, Краснов Д.Ю. мс, Чибиток Г.В. кмс, Шамало В.П. мс
    Восхождение с 28.02 по 14.03 на вершину 4810, центральному бастиону левой части северо-западной стены, 6Б категории сложности (маршрут Сахарова)

6. Пик 4810, команда Красноярского края

рук.- Гунько В.С. мс, Архипов В.А. мс, Литвинов А.Д. мс, Михалицин А.И. мс, Цыганков В.А. мс.
    Восхождение с 02 по 11 февраля на вершину 4810, центру северо-западной стены, 6Б категории сложности, 3-е прохождение (маршрут Воронова). Тренеры - Балезин В.В.-мсмк, Захаров Н.Н.-мсмк, ЗТР

Именно команда Владимира Гунько стала обладателем второго "Золотого ледоруба России"

7. Пик Огре (7285 м), команда Свердловской области незаконченный проект

Рук. - Александр Коробков, мс, Вадим Попович, мс, Сергей Дашкевич, мс, Кирилл Литвинов, кмс, Андрей Вилисов, кмс, Сергей Мелях, кмс, врач. Восхождение с 9 по 19 августа на вершину Огре, первопрохождение. Маршрут не закончен. Тренер команды: Сергей Тимофеев

8. «Узункольский марафон», команда Санкт-Петербурга

Висков Игорь Владимирович - кмс, Нефедов Андрей Владимирович - 1 р.,
    Восхождения на Далар 6А, м-т Варбуртона, Далар 5Б, м-т Кораблина, Далар 5Б, м-т Кавуненко, Двойняшка 5Б, м-т Кошеля, Двойняшка 5Б, м-т Кавуненко в рамках ЧР (очный, скальный класс «Узункол 2008»)
    тренер - Тимошенко Т.И.

9. Аннапурна (8091 м), соло-восхождение Алексея Болотова

Алексей Болотов 19 мая прошел новый вариант маршрута на главную вершину Аннапурны по Восточному гребню с заходом с Южной стороны.

10. Проект "Пакистанский дублет: Бабанов-Афанасьев, Броуд и Хидден"

два восхождения - одна презентация

Броуд пик, 8051 м

Перепад маршрута 3000 м, категория VI, WI 5, M6, максимальная крутизна 90 гр. Восхождение совершено с 9 по 17 июля.

Гашербрум I (Хидден пик), Юго-Западная стена, 8080 м

Перепад маршрута 2300 м, категория VI, WI 4, M5, максимальная крутизна 80 гр. Восхождение совершено с 29 июля по 1 августа.

Специальным гостем церемонии был один из сильнейших альпинистов мира Марко Презель с презентацией "Стиль имеет значение".

Десятая юбилейная премия "Золотой ледоруб России" пройдет 3 декабря (в субботу) 2016 года в зале "Телеграф", ул. Тверская, д.7