Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Гальченко Ксения, Москва,т/к "Гадкий утенок"

Отчет о горного походе 1 к.с. по Кичик-Алаю совершенном со 2 августа по 26 августа 2015 г

1.Справочные сведения о поход

Общие сведения:

1

Учреждение

ГБОУДО г. Москвы ДТДМ «Неоткрытые острова»

2

Округ

Северо-Западный

3

Район похода

Кичик-Алай

4

Вид туризма

Горный

5

Категория сложности

Первая

6

Маршрут

г. Москва (самолет) - г. Ош (автобус) - село Чаты (автотранспорт) - р. Ходжакель-Ата - р. Джиптык-Суу - пер. Джиптык (1А, 4185) -р. Сары-Могол - пер. Сары-Могол (1А, 4303) - р. Вост.Кичик-Алай -р. Киндык - пер. Киндык (1А, 4482) - р. Кашка-Суу - р. Кекджар - пер. Кекджар (н/к, 4160) - р. Дамджайлоо - рад.выход к оз. Дамджайлоо - пер. Неприметный (1А, 4440) - р. Кызыл-Ункюр --пер. Тюзашу (1А, 4275) - р. Тюзашу - р. Зап. Кичик-Алай -пер. Обходной (1А, 4221) - р. Вост. Кичик-Алай - г. Ош (автотранспорт)- г. Москва (самолет)

7

Протяженность

177, 7 км

8

Продолжительность

общая (от Москвы до Москвы): 25 дней активной части: 20 дней (в т.ч. 1 полуднёвка)

9

Сроки похода

2 августа по 26 августа 2015 г.

10

Маршрутная книжка

№ 177-04/3-152

2.Состав группы

(Группа на пер. Джиптык (1А). Фотосъемка: Ксения Гальченко)

 

№ п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Туристский опыт

Обязанность

1

Плотников Александр

1999

3 ст. сл. (Краснодарский край)

штурман

2

Валуева Дарья

1996

3 КС (У), 2А (Джунгария)

пом. руководителя

3

Краденых Андрей

1994

4 КС (У), 2Б (Тянь-Шань)

зам. руководителя

4

Ходзицкий Владимир

2001

ПВД

фотограф

5

Качанов Михаил

2002

3 ст. сл. (Краснодарский край)

краевед

6

Роднова Юлия

2002

3 ст. сл. (Краснодарский край)

отв. за дневник

7

Айгистова Нина

2002

3 ст. сл. (Краснодарский край)

завпит

8

Никитина Екатерина

2003

1 КС (У), 1А (Джунгария)

медик

9

Любимцев Даниил

2000

3 ст. сл. (Краснодарский край)

метеоролог

10

Шабунов Иван

2002

3 ст. сл. (Краснодарский край)

ремонтник

11

Антипов Виктор

1998

3 ст. сл. (Краснодарский край)

завхоз

12

Гальченко Ксения

1992

4 КС (У), 2Б (Тянь-Шань),

1 КС (Р), 1А (Джунгария)

руководитель

 

Все участники прошли поход полностью

3.График прохождения маршрута

 

День пути

 

Дата

 

Участок пути

 

км

 

Ходо- вое время

Набор, сброс высоты, м

 

Перепад высот, м

 

Основные препятствия

Способ передви- жения

 

02.08-

03.08

г. Москва - г. Ош

-

-

-

-

-

самолет

 

04.08

г. Ош - пос. Читы

-

-

-

-

-

заказной транспорт

1

05.08

Радиальный выход в дол. р.

Ходжакелен

3

1 час 30 минут

+300/-300

600

-

пеш.

2

06.08

Р. Джиптык-Суу С.

8

2 часа 10 минут

+725/-149

874

-

пеш.

3

07.08

Р. Джиптык-Суу С. - под пер.

Джиптык

9

3 часа

+910/

-110

1020

-

пеш.

4

08.08

Пер. Джиптык (1А, 4185) - р.

Джиптык-Суу Ю.

7.6

2 часа 30 минут

+686/

-895

1581

Пер. Джиптык (1А, 4185)

пеш.

5

09.08

Р. Джиптык-Суу Ю. - р. Сары-Могол (снятие заброски)

15.6

3 часа 20 минут

+342/

-620

962

 

пеш.

6

10.08

Р. Сары-Могол Ю.

8.6

2 часов 50 мин.

+362/

-141

503

 

пеш.

7

11.08

Р.Сары-Могол Ю. - под пер. Сары-

Могол

5.2

2 часа 20 минут

+714/

-294

1008

 

пеш.

8

12.08

Пер. Сары-Могол (1А, 4303) - р.

Сары-Могол С.

10.3

4 часа

+481/

-1127

1608

Пер. Сары-Могол (1А, 4303)

-

9

13.08

Р. Сары-Могол С. (снятие заброски) - пос. Кашка-Суу - р. Киндык.

15.3

4 часов

+584/

-1014

1586

 

пеш.

10

14.08

Р. Киндык.

7.9

3 часа 10 минут

+817/

-177

994

 

пеш.

11

15.08

р. Киндык - под пер. Киндык

5

1 часов 45 минут

+500/

-60

560

 

пеш.

 

12

 

16.08

Пер. Киндык (1А, 4482) - р. Кашка-

Суу

 

15.3

4 часов 10 минут

+410/

-600

 

1010

Пер. Киндык (1А, 4482)

 

пеш.

13

17.08

Р. Кашка-Суу - пер. Кекджар (н/к, 4160) - р. Дамджайлоо

11.4

3 часа 50 минут.

+783/

-457

1330

Пер. Кекджар (н/к, 4160)

пеш.

14

18.08

Снятие заброски (рад). Оз. Дамджайлоо (рад).

7.73

2 часа 30 минут

+234/

-400

634

 

пеш.

15

19.08

Р. Дамджайлоо - пер Неприметный (1А, 4400) - р. Кызыл-Ункюр.

9

4 часа 50 минут

+592/

-752

1344

Пер. Неприметный (1А, 4400)

пеш.

16

20.08

Р. Кызыл-Ункюр - пер. Тюзашу (1А.

4275) - р. Тюзашу.

12.3

4 часа 30 минут

+582/

-994

1576

Пер. Тюзашу (1А, 4275)

пеш.

17

21.08

Р. Тюзашу - р.Кичик-Алай Зап.

9

2 часа 50 минут

+430/

-785

1215

 

пеш.

18

22.08

р.Кичик-Алай Зап - под пер.

Обходной

13

5 часов 10 минут

+970/

-534

1504

 

пеш.

19

23.08

Пер. Обходной (н/к, 4221) - р. Кичик- Алай Вост.

12

4 часа

+829/

-657

1486

Пер. Обходной (н/к, 4221)

пеш

 

24.08

Переезд в г. Ош

-

-

-

-

-

заказной транспорт

 

25.08

Отдых на тур. базе

-

-

-

-

-

-

 

26.08

Г. Ош - Москва

 

 

 

 

 

самолет

Аварийные варианты маршрута не использовались

Общая протяженность маршрута

177, 7 км

Суммарное ходовое время

62 ч 25 мин

Суммарный перепад высот

+11 251 м/ -10 066 м

4.Описание маршрута

Заезд в район, перемещение на начальную точку маршрута. Организация забросок

Из г. Москвы самолетом добираемся до г. Ош, оттуда заказным транспортом - до пос. Чаты (долина р. Джиптык-Суу). В поселке организуем заброску для другой группы нашего турклуба (оставляем ее в доме у местного жителя).

Наши заброски были также организованы другими группами клуба:

1) В поселке Сары-Могол в долине р. Сары-Могол Ю. (в доме у местного жителя).

2) В долине р. Сары-Могол С. (закопана в камнях)

3) В долине р. Дамджайлоо (в коше у местного жителя).

Все переезды внутри Киргизии для нас организовала компания «Достук-Треккинг», контактная информация - в разделе «Рекомендации и выводы».

Радиальный выход в долину р. Ходжакель-Ата - р. Джиптык-Суу - пер. Джиптык

В поселок Чаты, начальную точку нашего маршрута, мы прибываем в середине дня 4.08 и встаем на стоянку на левом ор. берегу р. Джиптык-Суу на 1 км выше поселка.

В первый ходовой день, 5.08, у нас запланирован радиальный выход в долину реки Ходжакель-Ата. Эта река является притоком р. Джиптык-Суу и протекает в невероятно живописном каньоне, который является одной из главных достопримечательностей района. Кроме каньона, нам удалось полюбоваться прекрасным естественным гротом.

Следующие два дня занял подход под перевал Джиптык (1А, 4185) вверх по долине р. Джиптык-Суу С. Через всю долину проходит отличная грунтовая дорога (ближе к

перевалу она постепенно превращается в отличную конную тропу). Движение по дороге не представляет никаких сложностей и, пройдя 15 км в течение двух дней, мы подходим под наш первый категорийный перевал Джиптык. На ночевку встаем на каменистом плато ниже тропы.

С утра 8.08 мы возвращаемся на тропу, и двигаемся по ней, плавно набирая высоту.

Тропа выводит нас прямо на седловину перевала Джиптык.

Седловина широкая, скально-осыпная, воды нет. Нам открывается вид на долину

р. Джиптык-Суу Ю., но, к нашему огромному сожалению, Памир скрыт облаками. Спуск с перевала Джиптык осуществляем по тропе (мелкая осыпь, до 150-200). Идем в касках, плотной группой, с самостраховкой.

Наша тропа продолжается, траверсируя правый борт долины р. Джиптык-Суу Ю. высоко над рекой. Пройдя по ней 2,5 км, мы спускаемся вниз и встаем на ночевку на травянистых площадках у реки.

Р. Джиптык-Суу Ю. - р. Сары-Могол Ю. - пос. Сары-Могол (снятие заброски) - пер. Сары-Могол

На следующий день, 9.08 запланировано снятие заброски из поселка Сары-Могол. Мы движемся на Ю вниз по долине р. Джиптык-Суу Ю. В верхнем течении реки расположен скальный каньон, изобилующий прижимами. Из-за прижимов приходится переходить реку по камням, что не вызывает больших сложностей.

После каньона начинается прекрасная грунтовая дорога, которая идет через всю долину (это объясняется тем, что в долине расположена угольная шахта (не отмеченная на карте)). Мы движемся на Ю по дороге до шахты, а затем срезаем наш путь, двигаясь через травянистые холмы на З, в направлении долины р. Сары-Могол Ю.

Пройдя 3 км, мы оказываемся в долине р. Сары-Могол Ю., на левом ор. берегу в 2 км от одноименного поселка. Организовав радиальный выход за заброской, мы продолжаем наше движение вверх по долине в направлении нашего следующего перевала - Сары-Могол (1А, 4303).

10.08 мы планировали подойти под пер. Сары-Могол, но по ряду причин нам этого сделать не удалось.

Перебродив р. Сары-Могол Ю. выше нашей стоянки (следуя тропе), мы продолжили движение по правому ор. берегу. Дойдя до слияния рек Сары-Могол и Кюн, мы уперлись в невероятно красивый скальный каньон, не обозначенный на карте. Ввиду общей усталости группы (после получения заброски), и неясности с прохождением каньона, решено было встать на стоянку на каменистых площадках около реки и организовать разведку.

11.08 мы продолжили наш путь. Мы обнаружили тропу, идущую высоко над руслом, которая позволяла обойти скалы и оказаться над каньоном. Начало тропы находится практически у реки и отмечено туром, но, несмотря на это, снизу тропа видна очень нечетко. Двигаясь по тропе и постепенно набирая высоту, мы обошли каньон и продолжили движение вверх по долине. Далее тропа исчезла.

Далее двигаемся по травянисто-осыпным моренам, вдоль правого борта долины в стороне от русла. Плавно набирая высоту, мы проходим 3,5 км и встаем на стоянку на травянистом плато за моренами, в 1,5 км от перевала Сары-Могол.

12.08 мы проходим перевал Сары-Могол.

От места нашей стоянки, преодолев еще пару древних морен, мы оказываемся под перевальным взлетом. Здесь мы обнаруживаем небольшой участок тропы, ведущий на перевал, и поднимаемся по ней на седловину. Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Спуск осуществляем по средней осыпи (до 250) по хорошо заметной тропе в касках, плотной группой, с самостраховкой альпенштоком.

Далее спускаемся вниз по дол. р. Сары-Могол Сев. по тропе, идущей по травянисто- осыпным холмам и переходящей с берега на берег (броды сложностей не представляют), и встаем на стоянку на травянистых площадках на правом ор. берегу реки, не доходя несколько километров до поселка Сары-Могол.

р. Кичик-Алай - р. Киндык - пер. Киндык - р. Кашка-Суу

На следующий день мы продолжаем движение по тропе вниз по долине реки Сары- Могол С., снимаем заброску, оставленную в камнях неподалеку от поселка Сары-Могол другой группой нашего клуба, и выходим на грунтовую дорогу, идущую по прав. ор. берегу р. Кичик-Алай Вост.

Мы движемся по дороге вверх по долине р. Кичик-Алай в З направлении, проходим через поселок Кашка-Суу, и встаем на р. Киндык чуть выше места, где она впадает в р. Кичик-Алай.

На следующий день, 14.08, было запланировано подойти под перевал Киндык, но с учетом общего состояния группы и увеличившегося веса наших рюкзаков после снятия заброски, мы решили разбить подход под перевал Киндык на 2 дня вместо 1-ого запланированного.

От места нашей стоянки на правом берегу р. Киндык движемся по тропе, которая постепенно набирает высоту и идет высоко над руслом. На определенном этапе она спускается к руслу, и приводит нас в живописный, но непроходимый скальный каньон. К счастью, мы находим другую тропу, обходящую каньон сверху. Мы движемся по ней, и встаем на стоянку на каменистых площадках на правом ор. берегу реки, за 500 м. до места, где в реку впадает множество мелких притоков.

На следующий день, мы продолжаем движение по тропе. Тропа пересекает мелкие притоки, стекающие с правого борта долины, и уверенно ведет нас вверх по направлению к перевалу. Мы доходим до живописного озера, находящегося перед конечными моренами ледника Киндык, и встаем на стоянку на его берегу.

16.08 мы проходим перевал Киндык (1А, 4482), который является самым высоким перевалом на нашем маршруте.

Мы находим малозаметную тропу, идущую по моренам. По моренам нам удается дойти до средней части ледника. Ледник открытый, пологий, все трещины хорошо видны.

Траверсируем его в направлении перевала Киндык. Сам подъем представляет собой движение по мелкой и средней живой осыпи (до 350). Движемся в касках, плотной группой и с самостраховкой альпенштоком. Седловина перевала узкая, скально-осыпная.

На Ю с седловины открывается вид на дол. р. Кашка-Суу и Поднебесный Памир.

Спускаемся по мелкой осыпи к левому притоку р. Кашка-Суу. Приток почти сразу же уходит в каньон. Далее, спускаясь по его руслу вниз, доходим до места, где каньон становится непроходимым (это место отмечено туром на левом борту долины).

Траверсируем левый борт, и спускаемся вниз, к руслу р. Кашка-Суу, где встаем на стоянку на галечных площадках перед поворотом реки на ЮЗ .

Р. Кашка-Суу - пер.Кекджар - р. Дамджайлоо (снятие заброски) - оз. Дамджайлоо (рад)

На следующий день мы проходим перевал Кекджар (н/к, 4160) и выходим к озеру Кош- Кель.

Перейдя реку вброд в 1,5 км ниже нашей стоянки (чуть выше слияния рек Кашка-Суу и Кекджар), мы продолжаем движение вверх по левому ор. берегу р. Кекджар, двигаясь по тропе (хочется отметить, что правый берег значительно положе и лучше подходит для движения). В верхней своей части (в районе поворота на В) р. Кекджар уходит под камни, и мы без проблем переходим на правый берег.

По правому берегу идет хорошая тропа, плавно выводящая нас на перевал.

С седловины перевала Кекджар открывается вид на наш следующий перевал - Неприметный, и на долину р. Дамджайлоо. Спускаемся в направлении оз. Кош-Кель, спуск происходит по травянисто-осыпному склону (до 300) и сложностей не представляет.

На стоянку встаем на травянистом плато под озером Кош-Кель. С места стоянки открывается потрясающий вид на Памир.

На следующий день мы организовали радиальный выход за заброской (благодаря усилиям наших друзей из группы Сергея Щербины, она оказалась в коше всего лишь в 5 км от нашей стоянки). Радиальный выход на озера Дамджайлоо мы совершили в этот же день, чтобы нагнать график.

р. Дамджайлоо - пер. Неприметный - пер. Тюзашу - р. Тюзашу

Далее, 19.08, мы проходим перевал Неприметный (1А, 4440).

Спустившись от места нашей стоянки в долину р. Дамджайлоо, и перевалив через моренный холм в направлении перевала, мы нашли тропу, по которой вышли под перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой среднюю осыпь (250-300).

Седловина перевала широкая, осыпная, есть вода в снежнике в восточной части седловины.

Спуск с перевала представляет собой движение по тропе по мелкой осыпи в касках, плотной группой, с самостраховкой.

Далее спускаемся по тропе по прав. ор. берегу р. Кызыл-Ункюр. р. Кызыл-Ункюр в верхней части течет глубоко под камнями, но нам повезло: мы нашли маленький участок проточной воды и встали на стоянку.

На следующий день, 20.08, мы проходим пер. Тюзашу (1А, 4275).

С места стоянки, перевалив через травянистый холм в З направлении, мы выходим к рав. притоку р. Кызыл-Ункюр. Далее движемся по тропе (сначала по правому ор. берегу,затем по левому). Тропа идет по мелкой осыпи, постепенно набирая высоту, и выводит нас на седловину.

Седловина перевала, узкая скально-осыпная. Хорошо просматривается путь подъема и предстоящего спуска.

Спускаемся по тропе по средней и мелкой осыпи (150-200), затем - по руслу левого притока р. Тюзашу до его слияния с р. Тюзашу.

Далее движемся вниз по тропе вдоль прав. ор. берега р. Тюзашу и встаем на стоянку на удобных галечных площадках.

р. Тюзашу - р. Кичик-Алай Зап. - р.Кара-Сель - пер. Обходной - р. Зап. Кичик-Алай

На следующий день, 21.08, мы продолжаем спуск вниз по дол. р. Тюзашу. Тропа то и дело переходит с правого берега на левый и обратно, иногда забирая очень высоко над руслом, и наконец выводит в дол. р. Кичик-Алай Зап.

Моста через р. Кичик-Алай Зап., обозначенного на карте, не было. Попытки перейти реку вброд в середине дня оказались тщетными, и мы решили подождать до утра (в расчете, что уровень воды спадет). Но и рано утром нам этого сделать не удалось.

Решаем идти лев. ор. берегом, где нам удается найти тропу, идущую высоко над руслом реки. По ней мы идем до тех пор, пока не находим деревянный мост. Проверив его на прочность, мы наконец-то переходим на правый берег. Далее движемся по тропе и выходим на отличную дорогу, ведущую к угольной шахте. По ней доходим до слияния рек Кара-Сель и Кызыл-Сель и встаем на стоянку на левом ор. берегу р. Кара-Сель.

23.08 мы планируем пройти пер. Обходной (1А, 4221), и по дол. р. Вост. Кичик-Алай дойти до впадения в нее р. Зор-Кумтор, откуда 24.08 нас должны забрать машины.

По правому притоку р. Кара-Сель, который вытекает из-под н/к пер. Кичик-Алай, мы поднимаемся под перевал Обходной. Подъем на сам перевал представляет движение по пологому (до 100) травянисто-осыпному склону. Седловина представляет обширное травянистое плато. Спуск так же проходит по пологому травянисто-осыпному склону и не представляет сложностей. Мы считаем, что этот перевал в действительности является некатегорийным.

Спустившись с перевала в долину р. Вост. Кичик-Алай, мы доходим до грунтовой дороги, идущей по левому (ор.) борту долины, и движемся по ней на Ю, вниз по долине. Чуть выше впадения р. Зор-Кумтор в р. Вост. Кичик-Алай мы встаем на стоянку, успешно завершив тем самым маршрут.

На следующий день нас перевезли на базу отдыха в город Ош, где мы отдыхали с 24-26 августа. 26 августа поздно вечером мы прилетели в Москву.

 

Таблица поправок, внесенных в маршрутную карту при ее корректировке

Дата

№ дня

№ объекта

Нанесенный объект

Пояснение

Лист карты

09.08

5

1

Угольная шахта

Угольная шахта в дол.р. Джиптык-Суу Юж.

1

12.08

8

2

Каньон

Каньон на слиянии рек Сары-Могол Юж. и Кюн

1

12.08

8

3

Отсутствие тропы

Отсутствие тропы на подъеме от каньона до озер Сары-Могол юж.

1

13.08

9

4

Мост

Мост через реку Сары-Могол Сев.

1

14.08

10

5

Каньон

Каньон на подходе к пер. Киндык

1

18.08

14

6

Седловина перевала Неприметный

Была не отмечена на карте

2

18.08

14

7

Отсутствие воды

Река Кызыл-Ункюр частично пересохла

2

20.08

16

8

Отсутствие моста

Отсутствие моста через р. Кичик-Алай Зап.

3

20.08

16

9

Скальные прижимы

Скальные прижимы на левом ор. берегу р. Кичик- Алай Зап.

3

20.08

16

10

Тропа

Тропа на левом ор. берегу р. Зап. Кичик-Алай

3

21.08

17

11

Мост

Мост через р. Кичик-Алай Зап. в месте ее слияния с р. Андалай

3

21.08

17

12

Дорога

Грунтовая дорога в месте слияния р. Кичик-Алай зап. и р.Бель-Алма

3

21.08

17

13

Угольная шахта

Угольная шахта в дол. р. Бель-Алма

3

22.08

18

14

Дорога

Грунтовая дорога на прав. ор. берегу р. Кичик-Алай Вост.

3

23.08

19

15

Седловина перевала Обходной

Была не отмечена на карте

3

5.Интересные объекты

Долина реки Ходжакель-Ата

Долина реки протекает в красивейшем каньоне, который поражает воображение разнообразием скальных форм. Он воистину считается «жемчужиной» Кичик-Алая.

В долине реки Ходжакель-Ата есть еще одна достопримечательность:

«Голубой грот» (так называют его местные жители) - прекрасное прозрачное пещерное озеро, где с потолка стекают звенящие струи воды.

Озера Дамджайлоо - система из 9 великолепных горных озер. Озера расположены на высоте более 4000 м.

Пик Ленина. Одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира и высшая точка Памира (высота 7134 м).

Памир - горная система, большая часть которой находится на территории Таджикистана. Памир в переводе с фарси означает «Крыша Мира».

Пик Скобелева (5051) - высшая точка района, считался непокоренным до 1995 г.

Озеро Тегермеч - самое большое озеро в районе Кичик-Алай. Оно, как и многие озера района, находится на высоте 4000 м.

По нашему району когда-то проходил Великий шелковый путь.

Сулайман-Тоо - священная гора в городе Ош. Гора в 2009 году стала первым в стране памятником Всемирного наследия.

 

6.Фотоматериалы

Заезд на нач. точку д.р. Джиптык-Суу Сев.

Место ночлега группы на р. Джиптык-Суу Сев

Ходхакелен - «жемчужина» Кичик-Алая

Радиальный выход в долину р.Ходжакель-Ата

Идем вверх по р.Джиптык-Суу Сев.

Место ночевки группы выше места слоияния пр.приока и р.Джиптык-Суу

Подъем на моренный холм к тропе, ведущей на пер. Джиптык

Подход под пер.Джиптык

Выход на седловину пер.Джиптык

 

Седловина пер.Джиптык

Вид с перевала на д.р. Джиптык-Суу Сев.

Вид с перевала на д.р. Джиптык-Суу Юж.

Спуск с перевала в д.р. Джиптык-Суу Юж.

Вид на пер.Джиптык со спуска в д.р. Джиптык-Суу Юж.

Движение по тропе в д.р. Джиптык-Суу Юж.

Место ночлега группы в Джиптык-Суу Юж.

Идем по д.р. Джиптык-Суу Юж.

Угольная шахта в д.р. Джиптык-Суу Юж.

Переваливаем через пологие зеленые холмы в д.р. Сары-Могол Юж.

Вид на д.р. Сары-Могол-Юж. В сторону Алайской долины

Идем вверх по д.р. Сары-Могол Юж.

Место ночлега группы ниже слияния р. Сары-Могол Юж. и р.Кун

Обходим каньон по тропе по прав.орогр. берегу р. Сары-Могол

Каньон в месте слияния р.Сары-Могол и р.Кун

Идем вверх по д.р. Сары-Могол

Место стоянки в верховьях р. Сары-Могол

Подход под пер. Сары-Могол по д.р. Сары-Могол Юж.

Подъем на пер. Сары-Могол

Вид с подъема на пер. Сары-Могол

Седловина перевала Сары-Могол

Панорама р.Сара-Могул Юж. с седловины Сары-Могол

Спуск с пер. Сары-Могол в д.р. Сары-Могол Сев.

Вид на путь спуска с перевала

Движение группы вниз по д.р. Сары-Могол Сев.

Движение группы вниз по д.р. Сары-Могол Сев по тропе

Движение группы вверх по д.р. Вост.Кичик-Алай

Идем вверх по д.р. Киндык

Непроходимый каньон в д.р. Киндык

Непроходимый каньон в д.р. Киндык

Верхняя тропа в обход непроходимого каньона

Место стоянки группы на р.Киндык

Идем вверх по р. Киндык

Место стоянки группы под пер. Киндык

Место стоянки на оз. Киндык

Подход по моренам к пер. Киндык

Идем по леднику по направлению к перев.взлету

Перевальный взлет пер.Киндык

Вид с пер.Киндык в сторону р.Кашка-Суу

Спуск с пер. в д.р.Кашка-Суу

Вид на пер.Киндык со стороны р.Кашка-Суу

Спуск к лев.притоку р.Кашка-Суу

Идем вверх по р.Кекджар

Подъем на пер. Кекджар

Седловина пер. Кекджар

Вид на Памир из д.р.Дамджайлоо

Радиальный выход к оз. Дамджайлоо

Место стоянки в д.р. Дамджайлоо

Подход по пер.Непреметный

Подход по пер.Непреметный

Подход по пер.Непреметный

Перевальный взлет по пер.Непреметный

Седловина по пер.Непреметный

Вид на пер.Непреметный со спуска в д.р Кызыл-Ункюр

Идем вниз пол д.р. Кызыл-Ункюр

Спуск к прав.притоку р.Кызыл-Ункюр

Подход к пер.Тюзашу

Подход к пер.Тюзашу

Вид на дол.прав.притока р.Кызыл-Ункюр с подъема

Вид на дол.р.Тюзашу

Седловина на пер.Тюзашу

Вид на перевал со спуска в дол.р.Тюзашу

Идем вниз по дол.р.Тюзашу

Стоянка группы в д.р.Тюзашу

Спускаемся вниз по д.р.Тюзашу в д.р.Зап. Кичик-Алай

Идем вверх по д.р. Зап. Кичик-Алай

Продолжаем движение по прав.ор.берегу р. Зап. Кичик-Алай

Начало грунтовой дороги в районе угольной шахты в д.р. Зап. Кичик-Алай

Грунтовая дорога, ведущая к слиянию рек Кызыл-Сель и Кара-Сель

Подъем по прав.притоку р.Кара-Сель к пер.Обходной

Подход к перевалу Обходной

Перевал Обходной со стороны р.Вост.Кичик-Алай

Спуск с пер.Обходной в д.р. Вост.Кичик-Алай

Последняя стоянка группы выше места впадения р.Зор-Кумтор в р. Вост. Кичик-Алай

 

 

7. Выводы и рекомендации

Общие итоги

  1. Итогом похода стало прохождение горного маршрута I категории сложности. Пройдено 5 перевалов категории трудности 1А и 2 некатегорийных перевала (в том числе перевал Обходной, который по факту прохождения оказался некатегорийным).
  2. Полностью выполнив программу похода, группа достойно завершила первый год занятий в клубе: применены и отработаны многие навыки и знания, полученные на занятиях. Поход, несомненно, стал ступенью личностного роста для каждого участника и группы в целом.
  3. Все без исключения путешествовали по району впервые, это дало возможность увидеть многие его достопримечательности: прекрасные долины рек Джиптык-Суу и Зап. Кичик-Алай, каньон Ходжакелен, озера Дамджайлоо, Памир в относительной близи, и многое другое.

Рекомендации по району и маршруту

При разработке маршрута 1 категории сложности у нас возникли определенные трудности: по классификатору есть достаточное количество перевалов 1А (хотя их число ограничено), но далеко не на все есть качественные описания.

  1. На наш взгляд нам удалось подобрать интересный набор перевалов 1А и составить из них хороший спортивный маршрут.
  2. Мы остались очень довольны выбором начала маршрута: посещение каньона Ходжакелен в начале маршрута и далее два дня подхода под первый категорийный перевал Джиптык (1А, 4185) с плавным набором высоты благополучно сказались на акклиматизации и, соответственно, на самочувствии участников группы.
  3. Хочется особое внимание уделить самому интересному в техническом плане перевалу на нашем маршруте и дать некоторые рекомендации.

Перевал Киндык (1А, 4482) - скально-осыпной перевал, по факту прохождения 1А категории трудности. На подходе к перевалу с севера (со стороны реки Киндык) расположен открытый пологий ледник, выходить на который удобнее всего по моренам, выводящим на него в средней его части, таким образом обходится большая часть ледника. Перевальный взлет представляет собой очень подвижную осыпь, лежащую порой на скальных плитах. Спуск на юг по средней и мелкой осыпи.

В 2012 году Дмитрий Лебедев (т/к МАИ), пройдя этот перевал, присвоил ему категорию трудности 1Б, год выдался чрезмерно снежным и, спускаясь на юг, им пришлось провесить 50 м траверсных перил в обход скальных сбросов, т.к. снежники на склоне обледенели и под осыпью тоже был лед.

Но изучив все возможные отчеты с описанием перевала Киндык мы пришли к выводу, что тот год стал исключением из правил, т.к. больше ни у кого не возникало проблем со спуском на юг в долину р. Кашка-Суу.

Несколько слов о долинах и тропах на маршруте. Маршрут был выстроен таким образом, чтобы группа могла разносторонне ознакомиться с районом, его интересными и красивейшими местами. Нитка маршрута часто проходила по долинам крупных рек: Джиптык-Суу, Сары-Могол, Кичик-Алай и др.

Ущелье Джиптык представляет большой интерес для туристов, путешествующих в этом районе.

Во-первых, через него проходит простой путь к Заалийскому хребту - перевал Джиптык не сложен (1А, 4185), при этом с него открываются потрясающие виды на Алайскую долину и пик Ленина.

Во-вторых, именно в этом ущелье находится каньон Ходжакелен, который поражает воображение разнообразием скальных форм и оттенков.

В-третьих, здесь очень удобно организовывать заброску на маршрут.

Общие рекомендации

  1. К одним из существенных плюсов района безусловно относится быстрый и легкий заезд в горы. Есть несколько вариантов заезда:

а) по долинам рек Акбура и Вост. Кичик-Алай б) по дол. р.Киргиз-Ата

в) по дол. р. Чиле

г) по дол. р. Исфайрамсай д) по Алайской долине

Дольше всего из перечисленных долин заезжать через Алайскую долину, это займет 5-6 часов. С 1995 года в Алайской долине действует режим погранзоны, для ее посещения необходимо оформить пропуск. На подъездах с севера пропуск не требуется.

При организации походов по Кичик-Алаю рекомендуем отказаться от «дикого» поиска автотранспорта на вокзале и в аэропорту, а воспользоваться услугами туристических фирм, обслуживающих спортивные туристские и альпинистские группы. Многолетний опыт сотрудничества дает нам все основания рекомендовать в качестве такого партнера компанию «Достук-треккинг».

 
   

Правда, большинство водителей, не очень хорошо знают район, поэтому бывают накладки, когда, к примеру, по ошибке завозят не в ту долину, а при выезде ждут не там, где договаривались. Помимо того, что заранее нужно четко оговаривать места заездов и выездов, хорошо еще непосредственно за день звонить и еще раз проговаривать эти вопросы.

Несколько слов про хранение забросок.

Одна из наших забросок была зарыта дружественной группой в камнях в дол. р. Сары- Могол Сев. неподалеку от пос. Сары-Могол. Когда мы к ней вышли, то обнаружили, что все мешки вскрыты, и как потом выяснилось, пропало внушительное количество сладкого и перекусов. Клубной группе, совершавшей поход 4 к.с. повезло куда меньше. Придя к юрте, где была оставлена их заброска на последнее кольцо, они обнаружили, что юрта бесследно исчезла, а вместе с ней и вся заброска.

Еще две наши заброски, хранившиеся в поселках у местных жителей, остались в целости и сохранности.

Поэтому мы даем следующие рекомендации по хранению заброски:

1) можно оставить заброски в поселках и кошах у местных жителей, но не стоит оставлять их у пастухов в одиноко стоящих юртах при этом нужно четко оговаривать сроки хранения заброски, желательно не через киргизского «переводчика», а с глазу на глаз с человеком, у которого собираетесь ее оставлять

2) можно закапать в камнях в достаточной удаленности от каких-либо поселений.

Немного о погоде.

Дожди в Кичик-Алае не редкость, поэтому при планировании графика необходимо закладывать достаточное количество запасных дней. У нас их было 3.

Несколько слов про перелет из Москвы в г. Ош.

Нами была выбрана киргизская авиакомпания «Air Bishkek», одна из немногих, совершающая прямые рейсы из Москвы в Ош и обратно. Больше всего нас волновал вопрос с групповым перевесом, т.к. он неминуемо должен был быть. Рекомендация следующая: нужно обязательно заранее оговаривать все эти вопросы с авиакомпанией, что мы и сделали. Надо отдать им должное: они пошли нам

навстречу и увеличили норму веса багажа с 24 до 30 кг (включая ручную кладь) на человека. Заранее включить оплату за перевес в тариф билета не удалось, т.к. он оплачивается по факту взвешивания в аэропорту. В среднем перевес на человека составил не так много: около 2000 рублей, при условии, что билет в одну сторону обошелся в 10 000 рублей. А это значит, что общая стоимость перелета была сопоставима с ценой билета купейного вагона.

Перевальные записки:

Карты маршрута:


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100