Автор: Егор Суздальцев, Кемерово

Первовосхождение на Чон-Тор или особенности психоэмоционального состояния в условиях неизвестности и благоволения всевышнего

«Делам нужно поклоняться, а не статуям.
А может быть, даже и делам поклоняться не надо.
Потому что каждый делает, что в его силах.
Один – революцию, другой – свистульку.
У меня может, сил только на свистульку и хватает,
так что же я – говно теперь?»

Братья Стругацкие

Долгими зимними вечерами при разглядывании climb.tomsk.ru, снизошло на меня свыше откровение, что мой уважаемый друг – Иван Темерев, собирается не только на чемпионат России в Ала-Арчу, но и разглядывает возможность первовосхождения на очень симпатичную вершину. И тут, как что-то екнуло внутри! Хочу туда и все! Разными окольными путями втираюсь в доверие и всячески намекаю Ване, что без меня им не обойтись (а собирались они в то время с Алексеем Тюлюпо). О чудо! Ребята говорят, что втроем оно куда сподручнее и веселее, и я их вполне устраиваю как напарник.

Радуясь предстоящим приключениям, покупаю билеты, и тут выясняется, что Алексей поехать не может из-за очень серьезного «заболевания». Впоследствии, консилиум виднейших умов от альпинизма заключил, что это так называемый «синдром Тюлюпо». Выражается он в нежелании иметь, что-либо общее с горами в результате крайне продолжительного периода пребывания в них. При обострениях человек сжигает свое снаряжение и уходит в города. Благо Леха нас не совсем бросил. В качестве замены он предложил нам Антона Кашевника, но только на время чемпионата. Все неизвестности и неопознанности красивейшего пика Чон-Тор нам предстояло пережить вдвоем. Решили – значит быть по сему.

Ночь, улица, фонарь, аптека. Ой, о чем это я. Ночь, Новосибирск, аэропорт, 18.02.2016 – вот наш случай. Самолет несет нас в Бишкек. Затем небольшой микроавтобус в ущелье Белогорка, два дня изнурительного перетаскивания грузов и вот мы стоим под стеной. Под стеной, о которой никто не черкнул еще ни строчки и лишь изредка, замученный турист щелкал в ее сторону затвором фотоаппарата. Из всего многообразия вариантов подъема, мы выбрали самую логичную и красивую линию на стене. О спуске мы сильно-то и не задумывались, доверившись мнению наших, знакомых туристов (Михаил Ворожищев сказал, что на юг есть простой пешеходный спуск), да на русский авось.

К слову сказать, самым невероятным везением было то, что эта гора нас вообще дождалась в нетронутом виде. Ведь похотливо облизывались на нее многие альпинисты. От туристов же она шаловливо отмахивалась видом своих неприступных бастионов. Как выяснилось впоследствии братья Глазуновы, даже собирались на нее после чемпионата, но видимо ждала гора именно нас.

Бывает, что при зимних восхождениях дуют ураганные ветра, бывает морозы стоят за 30°С, бывает валят снегопады и дуют метели, бывает. Но у нас все было не так. Светило солнышко, температура -5 .. -15°С и никакие ветра не трепали наши нервы во время восхождения – прямо чудо какое-то!

Милые сердцу граниты вели нас вверх чередой причудливых стеночек, трещин и внутренних углов. Большая часть станций была на приемлемых полочках, а ключевые участки были вполне нам по силам, хоть и заставляли поднапрячься и проявить изрядную долю смекалки.

Наша шальная самонадеянность позволила нам взять еды, только на 2 дня. Однако гора была очень изобретательна и подкинула нам задач на 3 ночевки. Пришлось умерить аппетит и уменьшить дневной рацион в 2 раза. Тем не менее, пищи нам вполне хватало, поскольку также нас жирно подпитывал непревзойденннный дух приключений, и мы продолжали наш путь.

Следует отметить, что нам обоим было крайне тяжело, и трудились мы на пределе физических сил. Но каждый из нас всегда подставлял другу плечо в самый нужный момент. Скажем в первый день. После 5 веревок лазания, когда силы уже было совсем меня покинули, я попросил сменить, уступив мне почетное право тягать баул. Когда же я его на себя повесил, то ощутил себя как чертенок из сказки «О попе и его работнике Балде». Силы неожиданно покинули меня чуть более чем совсем (в последствии, я вспомнив все прочитанные мной книги по физиологии, пришел к выводу, что это просто уровень сахара в крови упал) и я ощутил состояние крайнего эмоционального истощения. Но здесь Ваня не стал раздувать из этого трагедии, день плавно подошел к закату, а на наше счастье, через 2 веревки нашлась вполне приемлемая полочка для ночевки. Правда ее ширина была не более 80 см, зато у нас имелась задняя стенка, которая позволяла никуда не скатываться. На следующий день баул вообще не показался мне тяжелым, и мы с ним вполне шустро передвигались и страховали.

К 10.00 часам третьего дня, мы таки выбрались на гребень и направились к казавшейся снизу простой вершинной башне. Наши мечты разбились о суровую реальность, башня оказалась 200 метровой скальной пилой с участками ИТО, неприятными маятниками и подлазами для второго, а восточная ее стена была завалена рассыпчатым снегом, который укрывал живые камни, и это при уклоне в 75°. Когда мы уже совсем приближались к вершине, неизвестный нам мулла запел из громкоговорителей наших раций дневной намаз, и мы с благодарностью за подаренные счастливые мгновения обратили наши взоры в сторону солнца. Усталость накатывалась, как огромный снежный ком. Мы уже понимали, что простого пути спуска не предвидится и на все воля Аллаха. Перед самым выходом на вершину в моей голове вертелась лишь одна мысль из Эклезиаста: «Все суета сует, и томленье духа».

На удивление, когда мы оба оказались на горе, нас не охватила безудержная радость, а черным покрывалом накрыло чувство беспокойства и нервозности. Быстренько сфотографировались, навешали дюльфера на противоположную сторону и укатили в направлении заката. А с утра по живописным зигзагообразным фирновым желобам мы лихо спустились вниз. Потеряв за 3 часа 1500 метров.

Выйдя на знакомую тропу, попили чайку с оставшимися 2 конфетками и потопали к нашей базовой палатке. К нашему удивлению в том же направлении шли конские следы. Наши нервы изрядно напряглись, ведь у нас там все деньги, паспорта и ценные вещи. Но беда прошла мимо. Люди повернули, не дойдя до нашей палатки 200 метров. Так добрые духи избавили охотников от искушения взять чужое. Приходим в себя, набивая желудок всякими вкусностями. Звоним нашему водителю и договариваемся, чтобы завтра за нами приехала машина и, порядком нагрузившись, бреем вниз. Потихоньку загораются первые звезды и землю накрывает ночь.

Подходим к заветному месту и вот неожиданность, перед нами стоит небольшой микроавтобус, а вокруг него раскиданы ледорубы и кошки. По нашей же информации в этом ущелье альпинисты не появляются. Стучимся. Нас гостеприимно приглашают на чай. Оказывается, это поляк. Зовут его Яцек. Он путешествует по миру. Нашел себе напарников и поехал поледолазить в это ущелье. А тут неожиданно мы готовы проконсультировать его про самые достойные ледопады в окрестностях. Нас потчуют гречкой со смальцем (польская национальная приправа, обжарка сала с луком), а мы потчуем нашими эмоциями и впечатлениями. Яцек просит передать привет его Северодвинским друзьям Мише и Диме, но мы говорим, что никогда их не встречали и живем крайне далеко, но если представится возможность, то конечно передадим. Тепло прощаемся, ставим палатку и ложимся спать.

Какие выводы можно извлечь нам. Жизнь прекрасна и удивительна. Мир – наш друг и нужно уметь довериться воле его течения. А первовосхождение сродни самой жизни: здесь нет готовых путей, ты на основе своего опыта прокладываешь свой, уникальный путь.

Ничто не вечно под луной и это приключение подошло к концу. Вы скажете: «Чудес в этой жизни не бывает». Ну, так что же тогда все приключившееся с нами, сон?

P.S.: Как вы думаете, кого мы первым делом встретили поднявшись на Рацека? Ну конечно, это были два замечательных парня из Северодвинска))) А впереди нас ждала суета соревнований…