Автор: Мария Ёжкина, Москва

Добежать до грузинской границы

Идея принадлежала Вовочке. Во время подготовки к восхождению на Ушбу ему очень понравился вид на неё с пика Физкультурник, что между Профсоюзов и Юсенги. Когда он посоветовал сходить туда и поснимать всякие красивые виды, не сказав где собственно гора находится, я полезла в интернет, нашла один Физкультурник на Памиро-Алае и один День физкультурника рядом с Джаловчатом, померила расстояния и офигела. Какая Ушба? Её из Адыр-Су только в бинокль рассматривать, и то не отовсюду!

В общем, в интернете никаких упоминаний об этом Физкультурнике не нашлось. Спасибо Вовочкиной книжке - "Горы Сванетии" А. Ф. Наумова 1985 года выпуска.Вот схема оттуда:

А вот сам Физкультурник:

По причине удачного расположения альплагеря жили мы в Шхельде. По сравнению с Джан-Туганом, выглядящим как конфетка, Шхельда это треш полный пиздец как так можно запустить нормальный альплатерь производит кошмарное впечатление. Во дворе стоят полуразложившиеся останки буханки и грузовика. Деревянные домики на ладан дышат. Кажется что последний ремонт тут был ещё при советской власти, еле тёплый душ дают по часу в день, а про туалет и вовсе говорить нечего. Сначала пошутили что строили его при Ярославе Мудром, потом, когда Вовочка сказал что это середина восьмидесятых, поправили на Ивана Грозного, а после посещения его с фонариком решили что это мрачное и сырое серое здание строил сын Ивана Грозного, за что и был убит.

Дело в том что в помещении без окон и лампочек, куда свет проникает только через дверной проём без двери (выломана кажись), стоят 3 "вокзальных" туалета (те над которыми надо сидеть в позе орла) с бачками, из которых непрерывно течёт по задней стенке вода. Саму чашу она не омывает и поэтому посередине каждой возвышается куча продуктов жизнедеятельности сантиметров 10 высотой, оставшихся от неточно прицелившихся, из-за темноты видимо, посетителей. А идти в этот туалет надо мимо сараев для скота, в которых живут 4 телёнка-подростка и корова с новорождённым. Понятно, они выходят из загонов и гадят. Офигенно ходить в тёмный туалет с кучами говна прыгая между минами и лужами коровьей мочи.

Слава Ктулху, поселили нас в цивилизованном доме с холодной водой и канализацией! Правда, при проектировании оного забыли что люди не птицы, летать не умеют и на 2 этаж внезапно нужна лестница. Лестницы в каждую комнату пристроили снаружи. А когда пристраивали забыли что в туалетах есть окна и провели лестницы так что сидя на толчке можно здороваться с проходящими по ним соседями, а раньше, когда там был ещё и душ (сейчас выдран с мясом), это была просто мечта вуайериста. Но это ещё не всё! Когда лестницы уже пристроили, спохватились что одна идёт по козырьку над входом в полуподвал, козырёк перекрыли железом и теперь в одну комнату надо ходить по крыше!!! Стратегическое мышление, фигли!!! Можно, конечно, вспомнить ещё про мелочи вроде плесени на отваливающихся обоях и разваливающихся или уже развалившхеся кроватей, сырости и вечного холода, но при цене в 140 р/чел в день это не страшно. К тому же у дом у въезда вполне себе ничего. Вовочка там жил когда на лыжах катался, говорит что свет-вода-канализация есть и вообще условия хорошие, даже горячая вода вечером. Цены не спрашивала, далековато от Азау. Собственно, сам дом:

Методкабинет.

Прочая разруха: лестница к дороге и вход в подвал продсклада.

...невезуха с погодой началась ещё когда спускались с Чегета, а перед выходом и вовсе начался треш. Дождь лил всю ночь, а утром (мы предполагали выйти в 8) на улице был такой ливень что пришлось ждать его конца. В 10 наконец вышли. Тропа идёт по красивому хвойному лесу на ор. левом берегу речки Шхельда...

...затем выходит на альпику, пересекает несколько оставшихся с зимы лавин и ведёт к избушке пограничников.

У избушки нас ждал первый сюрприз. Вовочка сказал что сейчас мы увидим Шхельду, но вместо неё метров 200 пришлось продираться через выросший за прошедшие 25 лет лес. Вовочка сказал что места, пожалуй, изменились и тому, что наговорили про маршрут инструктора (мы жили с ребятами, приехавшими на сборы с инструкторами старой закалки, поэтому вся инфа о маршруте была 20-25-летней давности) можно и не верить.

Вообще это место называется "Улыбка Шхельды", Оксана обещала пейзаж, напоминающий улыбающиеся губы (?). Где там губы... Красиво, да, но в упор не вижу ничего похожего.

Серёжа прошёл вперёд, вернулся и огорчил всех: впереди была такая каменоломня, что проще было её обойти. Мы и пошли в обход, что стало большой ошибкой.

Через речку есть мост. Старый, гнилой, но пока по нему ходить можно. Если идти надо к ночёвкам Аристова и далее в сторону ледника Ахсу, РЕКУ по нему ПЕРЕХОДИТЬ НЕ НАДО!!!

На счёт Немецких ночёвок не знаю, подозреваю что проще пересечь ледник выше. Тропы за мостом нет. Местами её нет и на правильном берегу, но там хотя бы короче. Строго говоря, до ночёвок Аристова идти по земле метров пятьсот, вся остальная дорога - сплошная каменоломня.

Теоретически к обеду мы должны были дойти до ночёвок Аристова, но из-за утреннего дождя и дурацкой идеи обойти осыпи добрались только до обалденного грота. Вот он:

Затем мы наконец выбрались на небольшой участок идущей по земле тропы и ближе к вечеру поставили лагерь на ночёвках Аристова. Отсюда мы планировали поснимать пик Щуровского. Нам крупно повезло: дождя не было и тучи собирались по ту сторону хребта открывая вид на Шхельду и торчащий из-за неё пик Профсоюзов, пик Щуровского и отроги пика Кавказ. Осторожно, много фоточек одного и того же. Слева направо: Кавказ, Щуровского, Ушбинский ледопад, Шхельда.

Пик Профсоюзов.

В общем, переночевали слушая стук капель по палатке, а проснувшись по будильнику в 4 утра (рассвет типа встречать) обнаружили только тяжёлые тучи, ползущие прямо по вершинам окружающих гор. Вышли, правда, по хорошей погоде. При возникновения проблем, связанных с электрическими приборами автомобиля Audi 80 следует проверить в первую очередь предохранителей Ауди 80. В статье описано назначение предохранителей и реле монтажного блока расположенного в моторном отсеке, а также видео ролики по теме. Идти по правому краю ледника (если смотреть снизу вверх).

Лагерь поставили на морене справа. Вокруг красотища! Даже Чатын показался из-за пика Щуровского.

Особенно ледник красивый.

Стали решать что делать дальше. К сожалению, Серёжина нога недвусмысленно намекнула что ещё час-другой без нимесила и ему хана - хрен он отсюда без костылей выйдет. Видать, что-то не то отрезали...

Погода портилась, и портилась быстро. Вовочка, Наташа, Лёша и я собрали верёвку, железо, шоколадки и чай и рванули побыстрее вверх. Для скорости я не стала брать телевик, так что фотки все с 24-70 :-(

Погода не радовала, а скалы над лагерем напоминали что-то из кино...

А это мы со стороны лагеря :-)

Это Родина.

Ещё по пути вверх нас накрыл хороший такой дождь с градом. Если на Зелёной гостинице град был довольно редким, то здесь он лупил изо всех сил. Потом он кончился, мы дошли до перевала и увидели 3 вещи. Хорошей новостью было то что бергшрунд как раз под перевалом был засыпан лавиной, а двумя плохими были большая туча, висящая предположительно прямо на Ушбе, и постоянные камнепады, особенно на пути подъёма. У нас не было желания лезть под градом камней на перевал, с которого всё равно ничего не видно, поэтому мы добрались до скального острова под перевалом Родина, ведущим в ущелье Юсенги, сожрали шоколадки, увидели даже один просвет и голубое небо над перевалом и побежали обратно рядом со следом подъёма. На всякий пожарный ступени оставили, но утром оказалось что зря: в 4 утра вокруг были те же чёрные тучи.

Строптивая ведьма показалась всего на полчаса предыдущим вечером. Небольшой фрагмент её ребра виден на заглавной фотке.

Дальше было бегство :-(. Мы не хотели скакать по мокрым камням и свалили вниз довольно быстро чтобы успеть до дождя. Фоток почти нет ещё по одной причине: Наташа потеряла равновесие на живой осыпи и сломала руку. Так как мне кроме части её вещей отдали ещё и второй фотоаппарат, я боялась не то что наступить на живой камень - даже чихнуть, потому что грохнуться приложившись об камни рюкзаком с кучей техники (точнее, с абсолютно всей имеющейся оптикой кроме разве что макрика!!!) означало весёленькую перспективу уехать в Намибию вообще без фотоаппарата: купить всё заново при таком курсе доллара было бы нереально.

Вот и всё. Ушбу не увидели, до границы не дошли, оставалась слабая надежда на хотя бы пару дней погоды на Эльбрусе.