Автор: Виктор Поляков, Москва
Каравшин
Сегодня мы отправляемся в Кыргызстан. Наша цель – ущелье Каравшин в Памиро-Алайских горах. Каравшин называют «Азиатской Патагонией», но массового туриста, как в Патагонии американской тут нет. Во-первых, здесь нет никакой инфраструктуры, во-вторых бывали случаи вылазок, как теперь бы их назвали, международных террористов – район находится у границ Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Сейчас, вроде, обстановка спокойная, поэтому сюда приезжают альпинисты. Но, далеко не всякие альпинисты могут совершать восхождения в Каравшине – здесь высокие, красивые и очень сложные горы, поэтому по силам они только самым лучшим, отлично подготовленным физически и технически спортсменам. Такими были наши друзья – Илья Поселяничев, Павел Марковских и Сергей Шпиз. В прошлом году парни совершили здесь ряд успешных восхождений, а заключительное стало для них последним. Ребята прошли маршрут Русяева (6А) на пик 4810 и погибли на спуске...
Спустя год после трагедии мы решили организовать небольшую экспедицию в Каравшин и установить под горой таблички в память о наших друзьях.
В Каравшин добираются из города Ош, в который из Москвы летают прямые самолёты, но я летел через Турцию, потому что так вышло дешевле, а ещё была возможность погулять по Стамбулу. Рейс Стамбул-Ош представляет собой шайтан-базар. Киргизы летают в Стамбул за товаром, поэтому обратно везут с собой килограмм 100-150 барахла. Уже сдав багаж и оказавшись в зоне вылета, при них остаются тюки, которые попросту не пролазят в дверь самолёта по габаритам, поэтому сотрудники авиакомпании отбирают у них ручную кладь и относят в багажное отделение. Но и это не помогает – на борту весь полёт они перепаковывают свои пакеты, расталкивают их по полкам и другим местам салона. Ну а вишенкой на торте стала попытка утащить у меня носки и маску для сна, которые выдали бортпроводники на время полёта :)
При всём при этом после приземления в Оше все вдруг стали тихими спокойными людьми и выстроились в очередь на пограничный контроль. Если бы не предыдущие 6 часов, я бы и не поверил, что они могут быть такими дикими.
Итак, добрались до Оша. Чтобы оказаться в Каравшине, нужно воспользоваться услугами туристической фирмы (во-первых, заранее нужно оформить пропуска в погранзону, во-вторых, как-то туда доехать). Свои услуги предлагают две фирмы – Ак-Сай трэвэл и Баткен-Трэвэл. В Ак-Сае, говорят, всё дорого, в Баткене немного дешевле. Мы воспользовались Баткеном. Не без косяков, конечно, в целом, остались довольны.
Нас встретили в аэропорту, отвезли в магазин за едой и на базар за прочими полезностями. До этого на азиатском базаре я был в Самарканде, и там было интересно, базар в Оше больше похож на помойку – разруха, мусор, почти пустые прилавки. Может сейчас был не сезон на рынке?
Поскольку выезд наш был не спортивный, чёткой субординации в коллективе не было, а значит не было и ответственных. Чтобы не остаться без еды, функции завхоза взгрузила на себя Ида. Держала общую кассу и закупалась всем необходимым.
Парни же в это время занимались политикой – решали, как куда ехать и сколько за что платить.
Сделав все дела в городе, грузимся в мерседес-маршрутку и едем вдоль границы до городка Актатыр. Дорогу сейчас сделали хорошую, только в паре мест нет асфальта, но обещают починить. Киргизы на дороге не лихачат, а потихоньку едут по встречке или по разделительной полосе. Дорога из Оша занимает около 5 часов.
Дальше уже нужно двигаться в горы. В базовый лагерь есть три варианта пути. Первый – через Ворух, город который стоит у входа в ущелье. Но есть проблема, Ворух – эксклав Таджикистана, то есть кусок Таджикистана посреди Кыргызстана. Говорят, там постреливали, поэтому через Ворух сейчас никто не ходит. Второй вариант – через перевал Сарьяз, третий – через посёлок Узгуруш. Через Узгуруш идти дольше всего, поэтому мы отправляемся через Сарьяз.
В интернетах мы почему-то не нашли внятных карт и описаний, как ходить этот маршрут, поэтому понадеялись на местных проводников, и заодно, записали GPS-трек на будущее. Посмотреть можно здесь.
От Актатыра до Сарьяза нас довезли в менее удобном, но более проходимом мерседесе. Под перевалом расположен кош, где местный чабан за отдельную плату готовит ужин и выделяет сарай, в котором можно поспать.
К нашему приезду, сезон выпаса скота уже заканчивался, поэтому нас встречали не стада овец и коров, а засраная поляна да пара осликов.
Женщины отправились наводить уют в хлеву, а мы решили спать под звёздами. Алексей одобряет.
Кстати, это была единственная ночь, когда я наблюдал миллионы звёзд над головой. Во все последующие в небе висел прожектор Луны, поэтому звёзд было видно мало.
До базового лагеря идти полтора-два дня по горной тропе, тащить на себе все вещи и запас еды – не вариант, поэтому все нанимают осликов. Проснувшись, мы собрали вещи и отдали свои рюкзаки и баулы погонщикам, которые начали загружать ослов.
А в это время «бабы-йоги» проводили зарядку. Елена Петровна, мама Паши, увлекается восточной медициной и культурой в целом, позвала всех на утреннюю разминку, но почему-то откликнулись только девушки.
Все готовы, теперь на перевал. В картах OSM перевал обозначен как Sary-Yaz (2915). Наша ночёвка же находилась где-то на высоте 2600 метров над уровнем моря.
На перевале.
Взобравшись на перевал, мы думали, что сейчас сбросим обратно 300 метров, которые только что набрали, и дальше пойдём по ровному вдоль реки. Ведь высота базового лагеря где-то 2800. Но, не тут-то было. Мы в Азии, а не на каком-нибудь Кавказе. Здесь масштабы просто огромны. И, прежде, чем мы выйдем к реке, нам предстояло сбросить не менее тысячи метров.
Небольшой привал для переупаковки вещей. Как-то так получилось, что наши погонщики не очень умели крепить на ослов рюкзаки, поэтому вещи постоянно с них сползали, а один осёл и вовсе свалился с тропы, сам не пострадал, но разбил арбуз и хорошенько измял мой рюкзак, так, что банки с тушёнкой в нём выглядели как после ДТП.
Спустя несколько часов наша уже не очень бодрая группа вышла к реке Каравшин. Здесь устроили обед и пошли дальше. Впереди нас сегодня ждали ещё 4 часа пути.
Река на фото выше выглядит, как небольшой ручей, но это всё наглая ложь – действительность, искажённая объективом теле фотопропаганды.
На самом деле, всё здесь либо большое, либо огромное. Вот, например, уходящее вдаль ущелье растворяется не в тучах, в бесконечности.
Встретили яков на вертолётной площадке.
Порой, тропа проходит над пропастью по склонам, состоящим из щебня и песка. Иногда даже было страшновато.
На закате мы прошли очередной поворот и увидели высокие горы присыпанные снегом.
Говорят, тут раньше был урюковый сад, но его смыла река. Здесь место нашей ночёвки.
Весь следующий день мы уже видели свою цель. В конце ущелья стояла «лопата» 4810.
В один прекрасный момент на тропе наткнулись на одинокую корову, с которой стали фотографироваться, а ущелье решили называть Коровшин.
Кажется, что уже близко, но мы-то знаем, что идти ещё почти целый день.
Река Каравшин берёт своё начало от слияния рек Ак-суу и Кара-суу. Нам нужно в ущелье реки Кара-суу, но прямой дорогу туда нет. Часто приходится подниматься высоко по течению Ак-суу, чтобы через неё перебраться, а потом уже идти в нужное ущелье, но нам повезло, и в 15 минутах от входа в Ак-суу было переброшено небольшое брёвнышко, по которому мы и перебрались. Ослов пришлось разгрузить и отправить вброд.
Пока ослики обсыхали и снова грузились, мы устроили себе обед.
Потом ещё пару часов ходу, и мы на месте.
Здешние горы, действительно, впечатляют.
Здесь сезон уже завершился, уехали и спортсмены, и пастухи, но в базовом лагере мы вечером встретили Андрея Иванченко и Ксюшу Суроегину, которые тут уже больше месяца ходят крутые маршруты и ждут нас, чтобы всем вместе пойти домой.
В базовом лагере мы будем находиться два дня, после чего должны начать обратный путь.
Следующее утро было пасмурным, периодически накрапывал дождь. Мы взяли всё необходимое и пошли вверх.
По дороге искали подходящий камень, на который можно было бы установить мемориальные таблички.
Стоило подняться на сотню метров над лагерем, и дождя там уже не было – выше только снег.
Сквозь тучи иногда проглядывала громадина 4810.
Дальше явной тропы к горе нету, нужно идти по осыпи, поэтому решили выше не искать место для табличек. Вернулись к камню, который стоит чуть ниже, и от которого открывается вид на гору.
Теперь нужно трудиться. Нам надо установить 4 таблички, для этого необходимо пробурить 13 отверстий в твёрдом граните. Все по очереди принимали участие в бурении. Во-первых, это согревало.
Ида долбит «женскую дырку» - так назвали отверстие, которое от начала и до конца пробурили девушки.
К обеду погода улучшилась.
Нет, на фото эти горы выглядят совсем не так, как на самом деле. Это надо видеть живьём.
Лёха на перекуре.
Ближе к вечеру с поставленной задачей справились.
На левой табличке написано «29.07.2015 на спуске погибла группа альпинистов из Москвы. 4810». На трёх остальных имена парней и даты рождения.
Камень с табличками лежит на тропе, ведущей к горе.
Ну, а это наша команда, за исключением Елены Петровны, которая осталась в лагере хозяйничать, а сюда поднимется на следующий день.
Слева направо: Наташа Клименко, Оля Синегуб, Митя Шепелев, Лёха Борисихин, Ида Байкова, Катя Назаренко, Ксюша Суроегина, Андрей Иванченко.
На работу по установке табличек, на всякий случай, мы закладывали два дня. Поскольку справились за один, впереди у нас день отдыха. Я отдыхать сидя на месте не умею, поэтому уговорил Митяя, и мы пошли вверх по ущелью в сторону пика Пирамидального.
Взобрались на морену и побрели по крупной осыпи, пока это занятие совсем не надоело. Внизу под нами уже начался ледник, а до Пирамидального оставалось идти еще полдня. Поэтому решили свой поход потихоньку заканчивать. Забрались на самый большой в округе булыжник и назвали его пиком Развалюшным – в честь той развалюхи, на которой он лежит.
Я на пике Развалюшном.
Ещё раз взглянули на стену Пирамидального. На самом деле он огромный – высота пять с половиной километров.
Ну, а потом бегом в лагерь – загорать. Ущелье расположено так, что в нём всегда темно и холодно. Первые лучи солнца на палатку падают после полудня, а к 4 часам уже приходит «большая тень», и приходится укутываться в пуховку.
С вечера мы собрали все вещи, которые можно было собрать, а к семи утра уже сидели на чемоданах и ждали ослов.
У нас ещё свежи были воспоминания о переходе через перевал Сарьяз, поэтому на обратном пути решили в первый день добежать до места, где из ущелья Каравшин нужно сворачивать в сторону перевала, чтобы во второй день нам осталось забороть только сам перевал. Сильных парней оставили наблюдать за тем, как грузят наши вещи на ослов, а те, кто послабее пошли вперёд.
Пока, Кара-су.
Над большими горами собирались тучи, иногда даже накрапывал дождь, но мы быстро убежали вниз, в пустыню.
На месте бывшего урюкового сада, где по дороге сюда ночевали, пообедали и бодро пошли дальше.
В один прекрасный момент вынуждены были остановиться на незапланированный привал, потому что упёрлись в 10-бальную пробку. Пастухи гнали по узкой тропе огромное стадо коров, которое никак было не обойти.
А тем временем дело двигалось к вечеру, азиатское жаркое солнце периодически пряталось за облака, и иногда теплым светом подсвечивало склоны гор, которые тут порой напоминают мои любимые Хухуйские горы в Аргентине.
Когда ущелье расширилось, коровы по нему разбрелись и стали грызть камни, а мы их потихоньку обогнали.
Переночевали на берегу реки и только надумали выходить, как коровы, которых обошли вечером, ломанули на перевал. Пришлось их сначала пропустить, а потом вновь обгонять, набирая высоту под палящим солнцем.
Митя с Лёхой отказались от обеда и побежали вперёд, чтобы с перевала вызвать машину – никто не хотел оставаться на ночь в коше на перевале.
Операция увенчалась успехом, ближе к вечеру мы уже тряслись по ухабам, а к полуночи приехали в Ош.
Ош оказался городом, не заслуживающим внимания, где самое главное развлечение – базар и колесо обозрения, установленное в яме :)
Полдня мы отсыпались, а потом прокатились на колесе и погоняли на электромашинках в парке. Больше тут делать нечего. Следующей ночью все дружно приехали в аэропорт, основная часть группы пошла регистрироваться на прямой рейс в Москву, а я с Митей побежал на свой самолёт.
На рассвете я выглянул в окно и увидел, как под крылом самолёта первые лучи солнца ласкают склоны Эльбруса.
А мы летели в Стамбул.
Но это уже совсем другая история.
Берегите себя! |