Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 с эл. 2-ой к.с. по Западному Кавказу в июле 2015 года
1. Справочные сведения1.1. Проводящая организация.Туристский клуб «Вершина» при Молодежном Центре «Лидер» г. Дзержинский 1.2. Место проведения.Россия, Западный Кавказ 1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Подробная нитка маршрута.дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер. Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер. Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – приют 11 – пос. Терскол 1.5. Определяющие препятствия маршрута.
1.6.Состав группы2. Вводная часть2.1. Общая смысловая идея походаПоход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. На маршруте необходимо было провести занятия, этот фактор приходилось учитывать при разработке маршрута. В походе участвовало 11 человек, под них готовилось снаряжение, прорабатывалась тактика. Район мероприятия был выбран исходя из удобства подъездов и наличия удобных мест проведения занятий «школы», компактного расположения и разнообразия препятствий, а также с целью знакомства с известнейшим спортивным районом Западного Кавказа (Гвандра). 2.2. Предпоходная подготовкаРегулярно проводились лекционные и практические занятия на склонах реки- Москвы в районе деревни Полушкино, а также в Дзержинских карьерах. 2.3. Варианты подъезда и отъездаИз Москвы группа добиралась поездом до Невинномысска. Заранее были заказаны микроавтобус и пограничные пропуска. Из Невинномысска доехали до погранзаставы (выше поселка Хурзук). На обратном пути от поселка Терскол до Минеральных вод группа добирались на микроавтобусе. Из Минеральных вод ехали поездом в Москву. 2.4. Аварийные выходы и запасные путиВ случае возникновения аварийных ситуаций из любой долины можно было спуститься в населенный пункт. Варианты запасных путей: Перевал Джалпакол южный (1А) – запасной перевал Джалпакол центральный (1А) Перевал Доломиты южный (1А) – запасной перевал Кичкинекол малый (1А) Не один из вариантов использован не был. 2.5. Организационные сведенияДля оформления пропусков в пограничную зону, заказа автобуса, покупки газа связывались с туристской фирмой ТАУ-СЕРВИС.
2.6. Заявленный и пройденный маршрутЗаявленный маршрут: дол. Узункол (погранзастава) – дол. Мырды – пер.Джалпакол сев. (1А, 3400м) – дол. Джалпакол – пер. Джалпакол юж. (1А, 3330м) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты юж. (1А, 3350м) – дол. Чиринкол – пер.Нефтяник (1А, 3200м) – дол. Вост. Кичкинекол – пер. Хотютау (1Б, 3550м) – ледовые поля Эльбруса – приют 11 – пос. Терскол Изменений от заявленного маршрута не было. Запасных дней задействовано небыло. 3. Характеристика района – Западный Кавказ (Гвандра).Западный Кавказ хорошо освоен горными туристами и альпинистами. К наиболее популярным центрам относятся районы Гвандра, Архыз, Домбай, Теберда. Популярность Западного Кавказа объясняется природно-климатическими условиями, удобством подъезда. Остроконечные вершины Западного Кавказа покрыты снегом. Ледники спускаются до зеленых долин, богатейшая растительность. Все это привлекает и новичков и опытных туристов. Климат Западного Кавказа отличается высокой влажностью, большим количеством осадков. В то же время среднесуточная температура в долинах достаточно высокая – около 15°С. Летним днем воздух прогревается до 25°С. Осень сухая и теплая вплоть до ноября. Зима мягкая, многоснежная. Наиболее удобные подъезды до Гвандры находятся с севера - это Черкесск, Нальчик, Минеральные воды. 4. Схема движения группы на маршруте.5. График движения
Средняя высота ночевок - 2589 м. 6. Высотный график
1 – пер. Джалпакол северный 2 – пер. Джалпакол южный 3 – пер. Доломиты южный 4 – пер. Нефтяник 5 – пер. Хотютао. 7. Техническое описание прохождения группой маршрута4 июля в 16.00 наш поезд прибыл на станцию Невинномысская. Где нас встречал автобус, предоставленный турфирмой «Тау-Сервис». В 21.30 нас довезли до а/л Узункол. Там мы и разбили лагерь. 7.1. Перевал Джалпакол северный.Категория сложности – 1А, высота – 3400м Перевал Джалпакол севеный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), между вершинами Джалпаколбаши и безымянной вершиной 3573. Соединяет верховья рек Джалпакол (северные истоки) и Мырды. Ориентация склонов – северо-запад – юго-восток.
В 08.05, подъем группы. Занимаемся фасовкой продуктов и подготовкой заброски. В 10.30 выход группы из а/л Узункол. Пересекаем речку по мосту на левый берег долины. Дорога резко портится, по ней способны проехать только автомобили с высокой проходимостью, такие как УАЗ или ГАЗ 66. Доходим до слияния рек, где по хорошему мосту пересекаем реку. Там набита хорошая тропа, которая идет практически до ледника большой Кичкинекол. Там проводим занятия, обедаем и возвращаемся в лагерь. Первый акклиматизационный выход, считаем завершенным.
Фото №1. Группа завтракает в а/л Узункол, перед акклиматизационным выходом.
Фото №2. Вид на слияние лед. Большой Кичкинекол из долины Кичкинекол.
Фото №3 Групповое занятие на леднике Кичкинекол. Вид в сторону долины Кичкинекол.
Подъем дежурных в 06.00, выход из лагеря в 8.00. Движемся в направлении заброшенной погранзаставы в месте слияния долин Мырды и Кичкинекол. Через 2 перехода по 30 мин. оказываемся в долине Мырды, Через один переход от слияния долин проходим мимо коша к мосту на правый берег реки. Здесь автомобильная дорога сменяется тропинкой. Пройдя переход от моста, проходим мимо еще одного коша. Здесь долина становится пологой и широкой, по ее заболоченным полям пасутся яки и коровы. Около коша переходим по мосту речку на левый берег где пересекаем речку на правую сторону долины. Ориентиром начала подъема на перевал Джалпакол северный из ущелья реки Мырды может служить ручей, вытекающий из цирка перевала Беляева (фото №4). Примерно в 200 метрах левее (если смотреть лицом на ручей) начинается тропа. Склоны травянистые, крутизной 25°. Тропа идет серпантином, петляя то вправо, то влево по склону (ближе к склонам вершины Джалпаколбаши). Доходим до ровных полян с озером и встаем на обед. С поляны хорошо просматриваются перевалы Мырды и перевал Мырды-Сакен (фото№5). Тут можно поставить множество палаток, вода из ручья. После обеда, в 15.00, группа вышла в сторону верхнего озера пер.Джалпакол. Идем в сторону гребня, а далее по гребню. Вскоре гребень заканчивается, и склон переходит в среднюю осыпь. Проходим мимо еще одного озера, тут есть несколько мест под палатки. Дальнейшее движение по средней/крупной осыпи до верхнего цирка с озером под перевальным взлетом Через 4 перехода добрались до стоянок. Много снега. Мест под палатки не много, но поставить 3-5 шт. реально. Лагерь разбили на каменной гряде. (фото№6)
Фото №4. Вид на подъем, ведущий к перевалу Джалпакол северный.
Фото №5. Вид на перевалы Мырды и Мырды-Сакен с подъема на перевал Джалпакол.
Фото№6 Место стоянки лагеря. Фото с подъема на перевал Джалпакол сев..
В 08.30 выходим под взлет перевала Джалпакол северный. Обходим озеро слева по ходу движения по средней осыпи (фото №7). Взлет представляет собой 100 метровый по высоте скально-осыпной склон крутизной 25-30°. Камнеопасно, движение осуществляли плотной группой. За 1 час 05 минут ходового времени доходим от места ночевки до седловины перевала Джалпакол северный. Седловина перевала узкая, палатки не поставить, воды нет, тур по центру. Сняли записку группы Станции юных туристов г. Санкт-Петербург, в количестве 7 человек от 05 июля 2015 года под руководством Чернатова Д.С. С перевала хорошо виден путь подъема, а также вершина Куршо и путь подъема в цирк перевала Беляева. (фото№9) В 10.20 начали спуск с перевала Джалпакол северный по скально-осыпному склону, высотой 30 метров, крутизной до 35°. Далее по открытому леднику крутизной до 20°, 150 метров по высоте. Проходим без кошек. Ледник переходит в моренные валы крутизной 10-15°. Проходим ближе к левому борту, дабы избежать выхода на скальные сбросы. На северо-западе открывается панорама с перевалами Ленинградец, Куршо, Мурсалы (Невский). Перед мощной ступенью, в виде конгломератного склона, имеется ровная травянистая полянка с чистым ручьем. Организуем обед в этом месте. Есть множество мест под палатки. Далее находим турики, которые обозначают тропу, и спускаемся по крутому конгломератному склону, крутизной 20-25°. Конгломератный склон сменяется травянистыми склонами, появляются хорошие места под палатки на траве. Отсюда идем по тропе, которая ведет правым бортом долины. По пути встречаем чернику. Доходим до слияния долин, где встаем на ночевку. Поляна большая и есть множество мест под палатки, вода из ручья. Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол северный.
Выводы и рекомендации: перевал Джалпакол северный является красивым классическим перевалом сложностью 1А. Позволяет увидеть начинающим разные виды рельефа: осыпь, скалы, лед. Рекомендую перевал для прохождения.
Фото №7. Обход озера слева по ходу движения.
Фото №8. Группа на перевале Джалпакол северный.
Фото№9 Записка группы туристов г. Санкт-Петербург, руководитель Чернатов Д.С.
7.2. Перевал Джалпакол южный.Категория сложности – 1А, высота – 3330 метра. Перевал Джалпакол южный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), соединяет южный исток реки Джалпакол с долиной Мырды. Выходим в 08.40 в направлении перевала Джалпакол южный. Переходим вброд речку Кичкинекол, текущую с долины перевала Джалпакол северный (фото 10), а далее двигаемся по правому борту долины до ее сужения. Там переходим реку Джалпакол по снежному мосту (фото№11). Такое пересечением реки может быть невозможно в другое время года, т.к. снежного моста может не быть, но можно пересечь реку, пройдя по камням между ними. Оптимальным вариантом является пересечение реки ниже по течению, но из-за сильного потока нам это сделать не удалось (фото№12). Перейдя на левый борт реки Джалпакол, обходим ригель по тропе слева. Оказавшись выше скал, доходим до широкой болотистой поляны. Здесь есть варианты перебродить речку Джалпакол до ее разливов или обойти болото выше по склонам. Выбираем второй вариант. На обед встаем в 12.00. Далее движение по крутому травянистому склону, ведущему в цирк перевалов Джалпакол южный и Джалпакол центральный. Выйдя на выполаживание, встречаем множество ровных площадок на траве, а вода есть в чистом ручье. Стоит обратить внимание, что в картах Ляпина В.Г. видимо, совершена ошибка, так как перевал №46 (Джалпакол южн.) им не является и имеет категорию не ниже 2А. Нужный же перевал имеет №47 (Гринчара, 1А). Лагерь разбиваем в цирке, перед подъемами на пер. Актур Восточный и «неизвестный» пер., названный Джалпакол южн.
Фото №10. Переход реки Кичкинекол в брод
Фото №11. Пересечение реки Джалпакол по снежному мосту.
Фото№12 --- Переход реки Джалпакол группой
Фото№13 Обход болотистой местности
Фото№14 Неверно названный перевал.
Выход из лагеря в 9.00, идем по слежавшейся осыпи, траверсируем склон и выходим в нужный нам цирк (фото №15). Двигаемся в сторону пер. Джалпакол южн. Взлет перевала Джалпакол южный представляет собой среднюю живую осыпь, крутизной до 25°, покрытую снегом (фото №16). Высота взлета – 50 метров. Чхв от места ночевки до седловины перевала составило 2 часа 15 минут. (фото№ 17) Седловина перевала – скально-осыпная, узкая, ее ширина 4-5 метров. При желании можно поставить пару палаток. Воды нет. Тур располагается по центру. Снимаем записку туристов федерации спортивного туризма г. Долгопрудный в составе 10 человек под руководством Лагошного В.Д. от 12 сентября 2014 года. (фото 18) Спуск с перевала по осыпному кулуару крутизной до 25° (фото 19). Высота взлета– 100 метров. Далее пересекаем крупную осыпь в виде гряд. Наше общее направление в сторону двух озер, которые видны с перевала (фото №20). Дойдя до озер, встаем на обед. Место очень живописное, есть множество мест под палатки. Чхв на спуск от седловины перевала до озер составило 40 минут. Далее спускаемся от озер по руслу ручья – примерно 150 метров, а после необходимо пойти круто влево, еще 250 метров. Здесь необходимо пройти гребень, разделяющий спусковые коридоры. Если вы дошли до нужного спуска, то увидите 2 крупных озера снизу (примерно на 150 метров ниже по высоте) (фото №21). Нужный спусковой коридор необходимо обязательно найти! До озер спуск проходит по осыпи крутизной 25°. От правого озера появляется тропа на ее левом берегу. От русла ручья, стекающего с озера, начинаем спускаться влево к виднеющемуся снизу круглому озеру по форме бублика. Это то самое озеро, от которого подымаются к перевалу Джалпакол северный. Наш путь проходит по скотогонной тропе. Встречается много туров. За 30 минут доходим до озера. От озера идем левее. Разыскиваем тропу, которая спускается до самой долины Мырды. Там их очень много и большинсвто выводят к пересохшему ручью. Что бы попасть на нужную, держимся правее ручья, спускаемся по гребню. Спустившись на пологую часть долины Мырды, переходим речку на правый берег по мосту. Проходим мимо коша. Далее спускаемся по тропе до слияния долин Мырды и Кичкинекол. В а/л Узункол группа прибыла в 19.20.
Фото №15. Вид на перевал Джалпакол южный со стороны долины Джалпакол.
Фото №16. Вид на взлет перевала Джалпакол южный со стороны долины Джалпакол.
Фото №17. Группа на перевале Джалпакол Южный.
Фото №18. Записка туристов федерации спортивного туризма города Долгопрудный, под руководством Лагошного В.Д.
Фото №19. Вид с перевала Джалпакол южный на сторону долины Мырды.
Фото №20. Вид на озера, по пути спуска к долине Мырды. Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол южный.
Выводы и рекомендации: перевал Джалпакол южный является осыпным перевалом. Имеется опасность попадания на скальные сбросы при неправильном выборе спускового кулуара из верхнего цирка со стороны долины Мырды. При прохождении перевала большой интерес вызывают озера со стороны долины Мырды. Верхние озера в сочетании с общим пейзажем можно сравнить с берегом средиземного моря в миниатюре, а средние озера имеют очень необычный зеленый оттенок воды. Перевал соответствует 1А категории сложности. Рекомендую его для прохождения.
7.3. Перевал Доломиты южный.Категория сложности – 1А, высота – 3350 метра. Перевал Доломиты южный расположен в северном отроге ГКХ, между вершинами Доломиты и 40 лет Татарии. Соединяет верховья рек Кичкинекол и Чунгур- Джар. В а\л Узункол устроили полу дневку. Разобрали заброску, помылись и немного отдохнули. Вышли из лагеря в 14.40. От слияния долин Мырды и Кичкинекол поворачиваем в долину Кичкинекол. В этом месте есть хороший автомобильный мост. До взлета в висячую долину, ведущую к перевалу Доломиты южный, идем по грунтовой автомобильной дороге. Дорога используется лесовозами и достаточно сильно разбита. По ней способны проехать только автомобили высокой проходимости типа УАЗа. Место поворота в висячую долину невыраженное. В качестве ориентира служит большой камень у коша, откуда и начинается хорошо натоптанная тропа, ведущая в висячую долину (фото №21). Ходовое время составило 50 минут. От коша тропинка круто набирает вверх, траверсируя склон то вправо, то влево. Поднимаемся в висячую долину. Далее идем по тропе на еще одну ступень. По пути встречаются каменные завалы в виде крупной осыпи. Поскольку перевал очень популярен у туристов, тропа тут основательно набита. Поднявшись на вторую ступень, обнаруживаем очень хорошие места под палатки на траве, недалеко протекает ручей. Тут и разбиваем бивуак (фото№ 22) . Время 18.00.
Фото №21. Вид на подъем в висячую долину, ведущую к перевалу Доломиты южный, со стороны долины Кичкинекол.
Фото №22. Оборудованные стоянки на второй ступени.
Выход из лагеря в 8.40. За 1 час 10 мин поднимаемся на следующую ступень, наверху которой находятся три озера (фото №23). Вблизи каждого озера имеются обустроенные места под палатки. Но в большинстве своем их заняли альпинисты, которые делали восхождение на вершину горы Доломиты Северный. Продолжаем движение по тропе, которая подымается на гребень моренки, а далее петляет по осыпям (фото №24). Взлет перевала Доломиты южный представляет собой осыпной склон, крутизной 25°. Чхв от верхних озер до седловины перевала составило 1 час 15 минут. Седловина перевала широкая, есть возможность поставить палатки на необустроенных стоянках (фото №25). Воды нет. Тур стоит по центру седловины. Сняли записку группы туристов федерации спортивного туризма из города Долгопрудный в составе двенадцати человек под руководством Мартынова А.В. от 14 сентября 2014 года (фото№ 26). Спуск с перевала проходит по осыпному склону, крутизной до 25°, высотой – 50 метров. Далее по пологому снежнику – 100 метров (фото№ 27). От снежника появляется тропа, которая спускается по осыпному склону, крутизной 25°. Вскоре осыпи сменяются травой. Тропа выводит нас на широкую поляну под названием - аэродром. Чхв на спуск от седловины перевала до аэродрома составило 1 час 30 минут. Устраиваем обед. Выход в 15.30. Тропа идет по левому борту долины. На протяжении всего пути постоянно встречаем туры. Аэродром - прекрасное место для организации лагеря, однако световой день еще не закончен, и мы идем дальше. Выход с аэродрома обрывается крутой скальной ступенью с возможностью прохода по широкой травянистой полке, по которой, собственно, и ведет тропа. От слияния рек Чиринкол и Чунгур спускаемся 500 метров вниз по долине до бревна, переброшенного через речку Чиринкол, там в 20 метрах ниже по течению, разбиваем лагерь (фото№28). В качестве ориентира служит кош на противоположном берегу реки. Чхв на спуск от конца аэродрома до слияния рек составило 2 час 30 минут. Расклад времени на прохождение перевала Доломиты южный.
Выводы и рекомендации: перевал Доломиты южный имеет скально-осыпные склоны. В июне-июле часть осыпных склонов покрыта снегом и представляет дополнительную сложность. Перевал очень популярен среди туристов. За исключением взлета, с обеих сторон перевала идет хорошо набитая тропа с большим количеством туров. Перевал соответствует 1А категории сложности.
Фото №23. Вид с перевала Доломиты южный в сторону долины Кичкинекол.
Фото №24. Путь подъема на перевал Доломиты южный с верхних озер.
Фото №25. Фото группы на перевале, снимает Кузнецов Сергей.
Фото №26. Записка группы Мартынова А.В., снятая с перевала Доломиты Южный.
Фото №27. Группа на спуске с перевала Доломиты Южный.
Фото №28. Вид на спуск с аэродрома к месту ночевки и переправу через реку Чиринкол
7.4. Перевал Нефтяник.Категория сложности – 1А, высота – 3200 метров. Перевал Нефтяник расположен в ГКХ. Соединяет долины Чиринкол и Восточный Кичкинекол. Ориентация склонов юго-запад – северо-восток. Выход в 8.20. Переходим по бревну на правый берег реки (фото№29). В 8.40 начинаем подниматься по грунтовой лесовозной дороге, до верховьев долины Чиринкол. Дорога находится в очень плохом состоянии и по ней способны проехать автомобили с высокой проходимостью. Через один переход дорога сменяется тропкой, которая нас выводит к подъему на перевал Нефтяник. В этом месте река разливается на множество рукавов. Напротив находятся склоны, ведущие к перевалу Переметный (фото №30). Начало подъема на перевал проходит по травянистому склону крутизной 30-45°. Перевал малопосещаемый, тропы нет. Затем склон становится более пологим, начинаются морены. Через 2 часа ходового времени выходим на небольшую террасу с озером (фото№31). Рядом с ним есть места для палаток. Обедаем. Выходим в 14.10, далее поднимаемся, обходя озеро и скальный участок за ним слева по ходу, по широкой дуге. Отсюда открывается вид на перевал Нефтяник. Правда, самой перевальной седловины пока еще не видно. Дальнейший подъем проходит по ровной широкой травянистой- осыпной долине, пересекая ее справа налево по ходу. Подходим к правому борту и идем вдоль него. Долина поворачивает слегка направо по ходу. Нам же надо подняться на ее борт. С локального перегиба уже видна наша седловина перевала. Перевальный взлет осыпной, его крутизна 25-30°, длина около 200 м. Чхв от места обеда до седловины перевала составило 1 часа 00 минут. (фото№ 32) Седловина довольно узкая скально-осыпная, с ее двух сторон скальные выходы. Палатки не поставить. Воды нет. Тур в центре седловины. Сняли записку туристов из Санкт-Петербурга в составе 8 человек от 16.09.14 под руководством Бородзича А.И. (фото№ 33) Спускаемся прямо вниз от тура по осыпному кулуару крутизной до 35°. Примерно через 50 метров спуска склон начинает выполаживаться и переходит в крупную осыпь, местами лежит снег. Здесь есть небольшая грязная лужа, размером – 2х2 метра – отмечу, что это единственное место на спуске, где есть вода. Уходим к левому краю висячей долины. Начало спуска было по желобу, крутизной 30-35°, местами – выходы бараньих лбов среди травы, между ними широкие травянистые кулуары. Необходимо соблюдать осторожность при прохождении бараньих лбов, так как крутизна склона возрастает до 45°. Доходим до камня похожего на «Язык Тролля» (фото№34). От этого камня пересекаем ручей на правую сторону и продолжаем движение вниз по травянистому склону. Спустившись вниз, бродим реку Чунгурджар. Высота водного покрова не выше колена. На другой стороне находятся ровные поля, где можно разбить огромное количество лагерей. Чхв от седловины перевала до пологой части долины Восточный Кичкинекол составило 1 час 50 минут.
Фото №29. Переправа через реку Чиринкол.
Фото №30. Вид на реку с перевала Переметный со стороны долины Чиринкол.
Фото №31. Озеро по пути к перевалу Нефтяник.
Фото №32. Группа на перевале Нефтяник, фотографирует Кузнецов Сергей.
Фото№33. Записка группы туристов из г. Санкт-Петербург, под руководством Бородзича А.И.
Фото №34. Камень похожий на «Язык тролля», на фоне пер. Чипер ледовый. Расклад времени на прохождение перевала Нефтяник.
Выводы и рекомендации: перевал Нефтяник – малохоженый перевал. Тропы на подъем и на спуск нет. Перевал с обеих сторон имеет травянистые склоны. Имеются проблемы с водой – единственное место, где она есть – это озеро в висячей долине со стороны долины Чиринкол. Перевал соответствует - 1А категории сложности.
Выход в 08.45 выход. На правом берегу реки идет хорошо набитая тропа. Через 1 час 15 минут ходового времени доходим до погранзаставы на слиянии рек Восточный Кичкинекол и Уллукам. 1 час 15 минут занимает проверка погранпропусков. 7.5. Перевал Хотютау+ледовые поля Эльбруса.Категория сложности – 1Б, высота – 3550 метров. Перевал Хотютао расположен в перемычке Хотютао к северу от вершины Уллукамбаши. Соединяет долину реки Уллукам (Кубань) и ледовое плато Хотютау (реки Баксан). От погранзаставы переходим по бетонному автомобильному мосту на правый берег долины Уллукам. Долина реки плоская, идет практически без набора высоты. Дорога (колея), идущая от моста, местами теряется, местами переходит в тропинку, местами заболочена. Наше общее направление в сторону слияния долин Уллукам и Уллуозень. В этом месте находится крутой подъем, ведущий в висячую долину к нашему перевалу (фото №35). Не доходя до подъема 500 метров, тропа переходит по мосту на левый берег долины. Чхв от погранпоста до подъема составило 1 час 15 минут. Далее тропа идет серпантином в висячую долинку. Постепенно склон выполаживается, тропа продолжает идти вдоль речки. Регулярно встречаются хорошие места под палатки. Дойдя до ручья, текущего с перевала Хотютау, встаем на ночевку. Время 16.30. Пользуемся небольшим окошком погоды, что бы просушить вещи.
Фото №38. Начало крутого подъема к перевалу Хотютау из долины Уллукам (Кубань).
Выход из лагеря в 7.57. Идем в направлении ручья, переходим на его правый берег и по хорошо набитой тропе начинаем подъем на перевал. Подойдя под перевальный взлет, обнаруживаем несколько хороших мест под палатки на осыпи. Тропа в этом месте заканчивается, мы продолжаем движение по снежничку крутизной до 30° (фото №36). Высота перевального взлета – около 100 метров. Время подъема на перевал от места ночевки составило – 2 часа. (фото № 37) Седловина перевала широкая – скально-осыпная. Множество хороших мест под палатки. За водой придется спускаться до ледовых полей, так как на перевале воды нет. На перевале множество памятных табличек. С перевала виден разбившийся вертолет МИ-8. В хорошую погоду можно видеть величественный Эльбрус. Тур в центре седловины. Сняли записку туристов из Санкт-Петербурга в составе 8 человек от 18.09.14 под руководством Бородзича А.И. (фото№ 38) Погода великолепная, наслаждаемся видами на Эльбрус. Наше направление в сторону приюта 11, ориентируемся на канатки. (фото №39). Основная сложность при прохождении ледовых полей – найти место, где подняться на ступень, ведущую к приюту 11. Также в июне, июле сложность заключается в большом количестве снега, местами выше колена, следовательно, ледник закрытый. В 11.25 начинаем спуск с перевала. Плотной группой спускаемся по довольно крутому осыпному склону на лед (фото №40). Ледник закрытый, пологий, трещин не видно. Связываемся и продолжаем движение. Двигаемся по направлению к приюту 11, стараемся прижаться к осыпным склонам. На осыпуху лучше не выходить, она превратилась в болото. Находим удобное. Более-менее сухое место и встаем на обед. В 15.00 продолжаем движение. Поднявшись выше небольших осыпных склонов, левее по ходу движения, держим направление в сторону снежного моста, позволяющего подняться на полку ведущую к нашей цели. (фото№ 41). Здесь начинается большое количество трещин. Огибая и перепрыгивая их, продолжаем двигаться к пологому снежному склону. Крутизна подъема 25-30°. Поднявшись на эту полку, открывается полная картина происходящего, еще один подъем и мы на месте. Чхв от седловины перевала до приюта 11 составило 4 часа 05 минут. Очень ветрено. Находим место под палатки, выравниваем площадки, окапываемся и встаем на ночевку. Ночью ураганный ветер, град. Расклад времени на прохождение перевала Хотютао.
Выводы и рекомендации: перевал Хотютау – часто посещаемый перевал. Представляет интерес в прохождении вместе с ледовыми полями Эльбруса. С перевала в хорошую погоду виден Эльбрус – виды потрясающие. Для новичков, несомненно, это оставит наибольшее впечатление в походе. Прохождение ледовых полей позволят увидеть всю мощь ледников Эльбруса. Основной сложностью является прохождение трещин на леднике Большой Азао. Трещин там действительно очень много, они весьма значительные по размеру. Перевал соответствует категории сложности – 1Б. Рекомендую его для прохождения.
Фото №36. Вид на взлет перевала Хотютау со стороны долины Уллукам (Кубань)
Фото №37. Группа на перевале Хотютау
Фото №38.Записка туристов г. Санкт Петербург под руководством Бородзича А.И.
Фото №39. Общее направление к приюту 11.
Фото №40. Группа на спуске с пер. Хотютау.
Фото №41. Снежная горка, позволяющая подняться на ледовые сбросы.
Фото №42. Высочайшая точка Европы. Гора Эльбрус. Фото с пер. Хотютау (1Б,3550м.) 8. Перечень перевалов, отраженных в фотоматериалах.
9. ЗаключениеТуристский клуб «Вершина» при МБУ «Молодежный Центр «Лидер» г. Дзержинский в количестве 11 человек прошла горный маршрут первой категории сложности по Западному Кавказу, в районе Гвандра с 03 сентября по 19 июля 2015 года. Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. Целью похода было практическое применение знаний, полученных во время учебного процесса в «Школе горного туризма». А также получение опыта прохождения перевалов 1А и повышение туристического опыта в горно-спортивных путешествиях. Запланированный маршрут, который прошла группа, соответствует заявленной, первой (с эл. 2-ой) категории сложности. В итоге было пройдено пять перевалов, из них четыре – 1А и один 1Б. Высота перевалов составляет 3200 - 3550 метров. Погода была типична для данного района. С утра ясно, к обеду набегали облачка, а после обеда начинался слабенький дождик. Так примерно половину дней похода проходили дождики во второй половине дня. В процессе маршрута команда показала себя организованной и сплоченной. В группе были теплые, доброжелательные отношения и взаимовыручка. Все участники смогли преодолеть сложности похода, первой категории. Физический и моральный потенциал нашей группы был высоким, что позволило полностью пройти запланированный маршрут. 10. Список используемых источников
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||