Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о походе 1 к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье, Адырсу, Адылсу) в июле 2015 года
1. Справочные сведения о маршруте1.1. Проводящая организация:Поход был совершен в качестве учебного для слушателей школы горного туризма базового уровня, организованного Федерацией Спортивного Туризма Московской области при Федерации спортивного туризма г. Королева Московской области (клуб туристов «Абрис») (тел. (495) 516-58-14, www.abris-korolev.ru) 1.2. Район проведения:Российская Федерация, республика Карачаево-Черкессия, республика Кабардино- Балкария, горный район Центральный Кавказ, д.р. Уллухурзук, д.р. Битюктюбе южн., д.р. Кызылкол, д.р. Субаши, д.р. Мкяра, д.р. Мукал, д.р. Сылтрансу, плато Ирахиксырт, Приэльбрусье, ущелье Адырсу, ущелье Адылсу. 1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута.Заявленный маршрут: пос. Хурзук – д.р. Уллухурзук – пер. Летчика Машкова (1А, 3496 м) – пер.Кольцевой (1А, 3353 м) – д.р. Чайтчесу – д.р. Битюктюбе южн – пер. Балкбаши (1А , 3691 м) – д.р. Кызылкол - ур. Джылысу – д.р. Каракаясу – лед.плато Джикаукенгез – пер. Джикаукенгез (1А, 3572 м) - д.р. Субаши – д.р. Мкяра – д.р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3440 м) – оз. Сылтранкель (3168 м) – д.р. Сылтрансу – п. Верхн. Баксан – д.р. Адырсу – пер. Койавгвнауш (1А,3641 м) – д.р. Адылсу – п.Эльбрус. 1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута.
1.6. Определяющие препятствия маршрута
1.7. Список группы2. Основной раздел2.1. Общая смысловая идея похода.Маршрут планировался в рамках горной школы базового уровня, организованной Федерацией спортивного туризма Московской области при Федерации спортивного туризма г. Королева (клуб туристов «Абрис»), для слушателей, не имеющих опыта спортивных горных походов (инструктор отделения – Евстигнеева Елизавета Юрьевна). Приэльбрусье – название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу до бассейна реки Чегем на востоке. Южная граница проходит по Главному Кавказкому хребту. Туристские маршруты здесь очень популярны. Приэльбрусье славится живописными ущельями, расположенными на высоте 2000 метров над уровнем моря и более. Самое крупное из них – Баксанское. Данный маршрут выбран, с одной стороны, из соображений доступности для участников, не имеющих опытов горных походов, а с другой – пройти по различным типам рельефа и посетить малоописанную в отчетах северо-западную и северную части Приэльбрусья. Две группы в рамках школы шли в одно время параллельными маршрутами для взаимного контроля и подстраховки. Руководитель второй группы – Григорьев Антон Федорович. 2.2. Прибытие на место. Отъезд. Регистрация.Мы добирались до г. Невинномысск поездом № 034СА (Москва-Невинномысск, отправление в 21.52, прибытие в 2.32, стоимость билета в плацкартный вагон – 2811,90 руб.). Обратно поездом № 061 Нальчик-Москва (отправление 17.45, прибытие 05.23), стоимость билета в плацкартный вагон – 3509 руб. От г. Невинномысск до пос. Хурзук (до почты) двумя группами (11 человек) мы доехали 165 км на автобусе «Мерседес» (20 мест) за 9000 руб. Автобус заказали в туристической компании «Вертикаль» (г. Черкесск, тел. 8(8782) 26-70-09). Спасибо огромное руководителю ТК «Вертикаль» Мариям Титовой (тел. 8-928-389-52-40) за четкую организацию трансфера. От пос. Терскол до г. Нальчик ехали на автомобиле Соболь (водитель Владимир, тел. 8- 928-081-79-83). Заплатили за это удовольствие 3500 рублей за 9 человек. Ущелье Адылсу и ущелье Адырсу – приграничные зоны, для их посещения необходимо оформлять пропуска. Погранзастава находится в пос. Вер. Баксан, пограничные посты: в пос. Вер. Баксан после транспортного подъемника, в пос. Эльбрус немного не доходя до турбазы "Шхельда" и 5-ти километровый пост – за альплагерем Уллутау в сторону границы с Грузией. Пропуска мы заказывали в погрануправлении республики Кабардино-Балкария (г. Нальчик, тел. 8(8662)48-18-57, 48-18-39), выслав на электронную почту pu.kbr@fsb.ru Ходатайства от КГОО «ФСТ» на выдачу индивидуальных пропусков, а так же оформленную маршрутную книжку и карту с маршрутом похода. В ходатайствах указали, что пропуска будем получать на погранзаставе в пос. Вер. Баксан, где их и получили на 9-й день похода (13.07.15 г.). Пропуска оформляются за месяц до запланированной даты похода. Регистрировались мы в Поисково-спасательном отряде Карачаево-Черкесской республики МЧС России в г. Черкесск, тел.: 8(8782)23-90-60, 8-963-286-09-93 (маршрутные книжки и карты отправили по эл. почте pso272@mail.ru). О выходе на маршрут сообщили по указанным телефонам. А также в Поисково-спасательном отряде Кабардино-Балкарской республики МЧС России в Эльбрусском ПСО, тел.: 8(8663)87-14-89 (маршрутные книжки и карты отправлены по эл. почте odevpso@yandex.ru). По окончании похода сообщили по указанным телефонам. Также 9.07.15 г. сделали контрольную отметку о прохождении маршрута в поисково- спасательном отряде в урочище Джылысу. О выходе на маршрут и по окончании похода сообщали по СМС в Федерацию спортивного туризма Московской области Соломатиной Розе Петровне. 2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные вариантыМаршрут разработан таким образом, что в случае возникновения непредвиденных ситуаций во время похода, основной путь проходит по долинам крупных рек (Уллухурзук, Кызылкол, Субаши, Адырсу, Адылсу), с которых выход к местам транспортной доступности возможен в течение (не более) 2-х ходовых дней. Так как по данному маршруту мы шли параллельно двумя группами, и большую часть маршрута между группами поддерживалась связь, то это обеспечивало дополнительную безопасность на маршруте. Аварийные выходы с маршрута:
2.4. Изменения маршрута и их причиныПройденный маршрут: пос. Хурзук – д.р. Уллухурзук – пер. Летчика Машкова (1А, 3496 м) – пер.Кольцевой (1А, 3353 м) – д.р. Чайтчесу – д.р. Битюктюбе южн – пер. Балкбаши (1А , 3691 м) – д.р. Кызылкол - ур. Джылысу – д.р. Каракаясу – лед.плато Джикаукенгез – пер. Джикаукенгез (1А, 3572 м) - д.р. Субаши – д.р. Мкяра – д.р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3440 м) – оз. Сылтранкель (3168 м) – д.р. Сылтрансу – п. Верхн. Баксан – д.р. Адырсу – пер. Койавгвнауш (1А,3641 м) – д.р. Адылсу – п.Эльбрус. Пройденный маршрут практически не отличается от запланированного, за исключением прохождения перевала Летчика Машкова (1А). Планировалось из д.р. Уллухурзук подняться на перевал Летчика Машкова, пройти траверсом по гребню и выйти на седловину перевала Кольцевой. При подъеме оказалось разумно подняться сразу на Кольцевой, а Летчика Машкова сходить радиально налегке. 2.5. График движения и высотный график
Ежедневный график движения: 30-40 мин идем – 15 мин отдыхаем. Перекус ежедневно – от 40 минут до 1 часа.
Итого прошли за поход: 132 км 3. Техническое описание прохождения группой маршрута3.1. Характеристика пройденных переваловПеревал Кольцевой (1А, 3353 м)
Перевал Летчика Машкова (1А, 3496 м)
Перевал Балк-баши (1А, 3689 м)
Перевал Джикаугенкез (1Б, 3520 м)
Перевал Сылтран (н\к, 3428 м - по GPS по классификатору – 3205 м)
Перевал Койавганауш (1А, 3642 м - по GPS по классификатору – 3500 м)
3.2. Описание пройденного маршрута.
Поезд прибыл в город Невинномыск в 2.30 ночи 5 июля. На вокзале нас ждал водитель по предварительной договоренности с туристической компанией «Вертикаль» (г. Черкесск). Около 3.00 погрузились двумя группами (11 человек) в автобус «Мерседес», рассчитанный на 20 мест, и выехали в сторону пос. Хурзук. 5.30 – подъехали к почте пос. Хурзук (фото 1). Минут 20 нам понадобилось, чтобы переодеться, свериться с картами и навигаторами и двинуться в путь.
Почта в пос. Хурзук Двинулись по поселку до реки Уллухурзук, сначала свернули не на ту дорогу (по мосту направо от памятника), пришлось вернуться и обойти памятник слева.
Долина р. Уллухурзук Вышли к реке Уллухурзук. Выше по течению, за пределами поселка, будет мост через нее. По правому берегу реки по ходу движения ведет грунтовая дорога. В 6.45 остановились на первый привал.
С 6.55 двигались вдоль реки и в 7.10 перешли реку по мосту на левый берег. Так как здесь нам надо было разделяться с группой Григорьева А.Ф., то решили позавтракать здесь же у мостика. После завтрака в 8.20 обе группы двинулись по дороге по левому берегу реки Улухурзук, и примерно через 200 метров дорога раздваивается: наша уходит вдоль реки, группа Григорьева А.Ф. уходит по развилке налево 90° от реки. Через 10 минут после завтрака перешли на правую сторону. Справа и слева крутые обрывы, поросшие деревьями. Дорога хорошая, есть мосты через реки. По ней ездят машины, видимо, к кошу. Погода солнечная, жарко. Земляничные поля идем, поедая землянику. До разлива рек примерно 8 километров. Через полчаса в 9.00 сели на привал. Дорога перешла на правую сторону реки. Привал 10 минут. Еще через полчаса справа подступает тропа, ведущая по правому берегу вдоль реки. Предыдущий мост вывел нас на левую сторону, а вправо уходила нечеткая дорога, не такая набитая, как по левую сторону. Идем в темпе 30/10 мин. В 11.35 сделали большой привал, так как заложили большое расстояние на первый день, а группа еще не акклиматизировалась. Слева по ходу движения была какая-то избушка и деревянный заборчик,– думаем, что это кош. Дорога проезжабельна: встречаются машины, мотоциклы, лошади. Пару раз видели западную вершину Эльбруса. В 12.10 встали на обед. Хорошая дорога шла до моста около коша, дальше хорошая дорога уходила влево через реку, мы пошли по правой, не такой явной. Дорога в целом проходима, не такая набитая. Тропинок особо нет, но видно, что раньше здесь ездили и ходили. Встали на обед на развилке рек, до этого места шлось легко, последние метров 100 пришлось пробираться через лес. Погода солнечная, вода чистая. Справа перед развилкой последний приток сильный, там чистая вода. После обеда в 12.45 двигались по левому берегу по еле заметной тропе, которая вскоре превратилась в совсем непроходимую. Попытались перейти на левый берег. Из-за слишком сильного течения решили повернуть назад. Вернулись на место обеда и дальше к мосту и хорошей дороге, ведущий на левый берег. Почему мы его проглядели раньше не ясно. Продолжаем двигаться по автомобильной дороге уже по правому берегу. От коша забрали круто в гору, идем вдоль реки по левому берегу, набираем высоту. Дорога грунтовая автомобильная в две колеи идет по лугу. Погода солнечная. Мужики в коше сказали, что по левому берегу реки дорога есть выше ста метрами, которая в итоге спускается к реке. Рекомендуем сворачивать на левый берег реки за мостом сразу после первого коша. В 17.33 на полчаса встали на привал. Группа устала, идем пока есть силы. Дорога такая же грунтовая с двумя колеями, по полю, выше реки. Река справа от нас.
Дорога вдоль р. Уллухурзук В итоге дорога спускается к мосту через реку Уллухурзук. Перешли на другую сторону и в 19.30 встали на ночевку около коша. Рядом чистая вода, ночевка была удобной. Прошли 22,5 км (по навигатору).
Место первой ночевки
Группа проснулась в 6 утра, позавтракала, собралась и в 8.40 продолжила движение. Движемся по левому по ходу берегу реки Уллухурзук, снова вернулись к мостику. Со слов местных жителей по левому берегу можно дойти до ледника часа за три. Но упомянутая дорога совсем не просматривалась, поэтому снова перешли мостик и продолжили движение по грунтовой дороге по правому берегу. По этой дороге ездят тракторы, и гоняют коров. Погода пасмурная, не жарко, ночью шел маленький дождик, туман. В 9.20 группа встала на привал на полянке по правому берегу реки. Прошли стадо коров, идем вверх по ущелью. Через два километра будет поворот реки, и мы должны увидеть ледник, ведущий на наш перевал. Погода пасмурная, не жарко. Идем по грунтовой колейной дороге, которая переходит в каменистую. Питьевой воды здесь пока нет, но по карте будет. Через десять минут стоянки в 9.30 группа продолжила движение. Второй переход. Идем по левому берегу реки по грунтовой наезженной каменистой дороге. Идти довольно легко. По правую сторону реки видели тропинку, идущую тоже вдоль реки. Про нее как раз говорится в описаниях предыдущих групп. Но, похоже, тропинка не такая удобная: она под наклоном к реке, и, в целом, наша тропа должна быть намного удобнее. В 9.45 группа сделала привал. Дальше снова идем вдоль реки практически до ледника. Там должна быть тропа за 50 метров до начала. По правому берегу реки видна тропа. В 13.05 начали набирать высоту для взятия перевала, отклоняемся влево от реки. Подъем начали от большого камня, который виден на большинстве фотографий первый привал сделали под камнем.
Морена перед ледником Кукуртли После камня прошли еще вверх до зеленки, там следующий привал. Третий привал у скал. Там путь расходился – налево в сторону перевала Кольцевой, направо – в сторону перевала летчика Машкова. В сторону летчика Машкова шла неприятная мелкая осыпь, которую нужно долго траверсировать. Поэтому решили подняться сразу на Кольцевой, а на перевал летчика Машкова сбегать радиально. Позже выяснилось, что, действительно, подъем на перевал Кольцевой лучше. После привала у скал поднялись еще выше, дорога к перевалу уходит траверсом налево по сыпухе – четвертый привал.
Вид на перевал Кольцевой После четвертого привала снова траверсировали сыпуху. Следующий привал после ее окончания. Группе тяжело дается серьезный двухдневный пробег без акклиматизации. Начался туман, но все равно видимость позволяла идти дальше, поэтому следующим броском к 17.45 мы дошли до перевала. Нашли записку от группы, которая шла навстречу нам в обратном направлении. Места под палатки ровные, вода из тающих снежников. Седловина похожа на футбольное поле.
Перевал Кольцевой
Ночевка у озера на перевале Кольцевой
Группа встала утром в 6 утра. В 8 часов вышла на перевал летчика Машкова, сходила траверсом налегке туда-обратно. На перевале сняли записку 9-летней давности туриста- одиночки. Седловина широкая, но мест под палатки нет, рекомендуем вставать на соседнем перевале Кольцевой.
Перевал Летчика Машкова В 10.00 начали спуск в долину реки Битюктюбе в сторону перевала Балкбаши. Шли в тумане по старым описаниям и интуиции. Видимость метров 50. Спускались по снежнику. Держась плотной группой, двигаемся вниз, используя самостраховку в виде ледоруба. По снежнику сначала спускались по правому краю долины, далее по небольшому кусочку осыпи, потом снова по правому краю снежника вдоль туриков. Турики расставлены на снежнике на выступающих камнях. Спустились до начала реки. По левому краю снежника на травянисто-каменистом склоне видны турики и тропа. По этой тропе в 10.30 спустились к реке. В 11:25 спустились с ледниковой каменистой части реки. Дальше тропа идет по лугам вдоль ручья. Питьевая вода из ручья чистая, хорошая. Среди небольших полей есть места для стоянок, то есть можно остаться на ночлег, не доходя до реки Битюктюбе. В 12.45 привал. Затем спускались вниз по ущелью. Вдоль реки идет тропинка, каменистая по правому берегу реки. Спуск по реке проходил в целом по правой стороне. Мы дважды перебродили на левую сторону в одном месте, но потом через 200 метров вернулись направо и продолжили движение по правой стороне. Погода пасмурная. В 13.05 спустились к мостику через реку Битюктюбе, который находится выше по течению метров через 200 – 300 после поворота реки.
Спуск к реке Битюктюбе Траверсируем отрог по правую руку и выходим прямо к мосту через лошадиные пастбища. От мостика идет широкая дорога, которая разветвляется на множество троп. Встретили группу туристов, совершающих акклиматизационные выходы перед восхождением на Эльбрус, и еще местных туристов, живущих в альплагере. По словам альпинистов, которые только что вернулись с нашего перевала, воды нет ни на стоянках, ни под перевалом. Ближайшую воду можно встретить на втором отроге или на самом перевале, куда мы собираемся подниматься. Поэтому встать стоит или ближе к воде, или лезть на сам перевал. На перевал мы не успевали, так как время было уже 14.00. Группа идет примерно 30/10. Нужно было подобраться ближе к перевалу Балкбаши, чтобы на следующий день рано утром встать, перебежать его, дойти до реки и найти, где перебродить реку на правую сторону.
Долина реки Битюктюбе Идем по низу долины. С боков на каком-то определенном уровне, висят облака ровным слоем, и тянутся вверх по долине. Моросит маленький дождик.
Ночевка под перевалом Балкбаши
Встали в 4 утра, вышли в 5.40. К 7.15 за один переход дошли до седловины хребта, идущего в соседнюю долину.
Подъем до седловины хребта перед перевалом Балкбаши Поднимались без тропы. В конце подъема иногда появлялась еле заметная тропа по средней и мелкой сыпухе. Нужный перевал находится выше по гребню, до него еще пару переходов, по прямой – около километра. Погода солнечная, видно, что весь район затянет облаками, но на нашу долину они еще не поднялись. Видны предыдущие перевалы Летчика Машкова и Кольцевой и тропа, по которой мы шли – спускались и поднимались. Просматривается долина и виден альплагерь, расположенный у реки Битюктюбе. В 8.50 группа поднялась на перевал Балкбаши со стороны реки Кызылкол. После седловины хребта поднимались по явно выраженной тропе, траверсировали гребень, и дальше тропа четко подошла к перевалу. Седловина перевала широкая, есть места под палатки, но сильный ветер. Воды нет. (Ближайшая вода ниже по ущелью через 2 часа ходу). Перевал часто посещаем акклиматизирующимися альпинистами.
Траверс хребта до седловины пер. Балкбаши
Перевал Балкбаши Спуск с перевала начали в 9.20. Спускались левее по набитой тропе, траверсируя левый склон ущелья, спустились к левому берегу реки, которая ведет в сторону Джилысу. Сначала тропинка каменистая, потом шла просто по травянисто-каменистому плато. Левый берег разрезан на участки с небольшими ущельями и моренами. Туриков по ходу не встречалось, поэтому подошли к реке и стали искать там место переправы. К реке подошли в 12.00. Встал вопрос: либо переходить сейчас реку, либо останавливаться на ночевку и бродить ее утром? Идет дождь.
Долина реки Кызылкол Издалека было видно только одно место переправы: вниз по течению, примерно в 500 метрах до поворота реки направо. Направились сразу туда. Другим вариантом было искать переправу выше по течению, ближе к леднику. Вода грязная. Сильно моросит дождик. Долго колебались и решили встать на ночлег, пока не увидели дедушку на противоположном берегу, который в одиночку спокойненько перешел вброд. После этого мы воодушевились и решили, что тоже перейдем. Подстраховавшись веревкой, перешли реку: первый и последний на концах веревки, средние участники с помощью трамвая. Бродили реку около часа.
Переход реки Кызылкол Сразу после брода в 15.00 устроили обед, а заодно восстановили силы и эмоции после перехода бурой ледяной реки. Через час продолжили движение в сторону источников в Джилысу. Сначала тропинка проходила около самой реки, а потом повернула направо и стала петлять по полям. Через какое-то время тропинка переросла в колейно-автомобильную дорогу. Рядом проходит другая, видимо, старая сильноразмытая дорога. Идем по колее, накатанной автомобилями в поле. Погода пасмурная, не жарко. Иногда моросит дождь. Поздно вечером в 20.00 мы дошли до лагеря. По левому берегу реки была видна тропа, которая, видимо, тоже выводит к источникам Джилысу. По ощущениям, по левому берегу идти не так удобно.
Подход к лагерю Джилы-су
Дневка в урочище Джилысу. В лагере есть услуга «горячий душ» за 50 рублей, которой воспользовалась женская половина нашего коллектива. Кроме того, есть кафе с пирожками и комплексным обедом. «Добыли» пирожки и колу. В 14.00 подошла группа Григорьева А.Ф. Двумя сменами – женской и мужской – сходили до источников, делать там нечего. Вечером руководители групп сделали контрольную отметку в поисково-спасательном отряде МЧС.
Дневка на поляне Эммануель
Общий подъем обеих групп в 4.00. Идти решили двумя группами вместе. В 6.00 после завтрака начали движение. Погода хорошая, ясная. Еще с вечера один сотрудник МЧС рассказал нашему руководителю про короткую тропу до ледового плато Джикаукенгез. По его описаниям маршрут должен проходить от аэродрома вверх три пролета холмистых гряд, затем от камня необычной формы, похожего на ворота, поворачивает налево, затем по маленькому песчаному перевальчику тропа выходит в пустыню, где нужно будет перейти 2 брода. После этого тропа выходит к двум озерам: первое – грязное, второе метров через 250 – чистое. Проводник выразил сомнение, что мы успеем за ходовой день дойти до перехода перевала. По крайней мере, он не советовал так сильно спешить, потому что реки стоит перейти до 9 утра. Как оказалось впоследствии – предложенная тропа может и короткая, но явно не самая простая. По тропе с поляны Эммануэля мы поднялись на плато и ушли налево к реке. Двигаясь по гребню вдоль реки, вытекающей из ледника Микельчаран, вышеупомянутую тропу мы, похоже, не нашли. Вдоль реки идти сложно, поэтому залезли наверх и шли по зеленому склону вдоль реки.
Долина реки Каракаясу Сначала двигались по тропе и редким турам. Потом тропа пропала, и мы шли по азимуту, уже придерживаясь выбранного направления. Трава на склонах закончилась, и нам приходилось преодолевать одну каменистую морену за другой.
Траверс гребня вдоль реки Каракаясу По пути нам встречалось множество камней необычной формы, поэтому, о каком именно камне говорил проводник, сказать трудно. Не доходя до ледника Микельчаран, свернули влево и, поднявшись на очередную морену, перед нами открылся вид на перевал Джикаукенгез и ледовое плато Джикаукенгез.
Траверс морены перед подходом к леднику Джикаукенгкез К леднику Джикаугенкез подошли к 15 часам и решили остановиться перед ледником до утра. Ночевка была холодной, т.к. сильно дул ветер с Эльбруса вдоль ледника. Остаток дня строили стенку из камней и выкладывали места под палатки.
Река по краю ледника Джикаугенкез
Ночевка на границе ледового плато Джикаукенгез
Подъем в 5 утра, в 6.30 выход, перепрыгиваем с камня через реку на ледник, пересекаем открытый выпуклый ледник и выходим к перевалу Джикаугенкез к 8 утра. Подъем на перевал по средней и мелкой сыпухе траверсом вправо, в 11 часов вся группа на перевале, погода переменная. Седловина узкая, в случае необходимости места можно выровнять, но лучше спуститься по широкой дороге до травянистых склонов и реки за 2 ходовых часа. Спускаемся сначала по тропе и турикам, после штольни начинается автомобильная колейная дорога. Движемся по ней до слияния рек Субаши и Кыртык и встаем на ночевки к 16 часам.
Ледовое плато Джикаукенгез
Перевал Джикаукенгез
Долина реки Субаши
Ночевка в долине реки Субаши
В 9 часов группа начала движение. Состояние мостика через р.Субаши оказалось приятным сюрпризом, видимо из-за трассы Elbrus World Race, проходящей по этому участку. Явной тропы нет, движемся через развалины кирпичного здания, находящегося прямо около мостика, по правому берегу реки Мкяра.
15 минут движемся вверх по течению, переходим Мкяру в месте разлива по камешкам, продолжаем движение по левому берегу. Изначально тропы не видим, лишь потом, перейдя приток Мукал, появляются турики. Движемся вдоль р.Мукал по правому берегу по уже хорошо заметной тропе. Группа Григорьева шла к тому же перевалу Сылтран от мостика, но по левому берегу реки Мукал, и потратила намного меньше сил при подходе под перевал, т.к. им не пришлось бродить его впоследствии.
По долинам рек После поворота Мукала в левое ущелье открывается седловина перевала Сылтран. Движемся вдоль реки, ищем брод. Река к 12 часам дня бурная и перейти на целевой левый берег по камням достаточно сложно. Находим подходящие камни 50 метрами выше начала перевального взлета, на месте увеличения крутизны реки. Спускаемся к началу тропы на перевал, встречаем группу ФизТеха с собакой и за 40 минут забираемся наверх.
Седловина перевала представляет собой широкие площадки со снежниками.Пройдя 50 метров вперед можно увидеть очень красивое озеро Сылтранкель и выложенные камнями места под палатки и рисунки. Спустившись к стоянкам важно выбрать такую, на которую меньше дует с ледника, выходящего своим языком прямо к озеру. Встали на ночевки в 17:30. Через час заметили спускающуюся с перевала группу Григорьева, спешащую к нам. Оставшуюся часть похода две группы пойдут рядом.
Перевал Сылтран
Озеро Сылтранкель
Ночевка у озера Сылтранкель
Утром в 9:00 обе группы вышли в сторону поселка Верхний Баксан вниз по д.р. Сылтрансу. Тропа начинается с северо-восточного истока реки из озера Сылтран, и идет вдоль русла реки, преимущественно по правой стороне. Так как по этому же пути бегут «эльбрусята», часто встречается желтая и синяя маркировка на камнях вдоль большей части пути. Тропа сначала узкая и временами теряется в камнях, но полностью потерять ее сложно. Сначала петляет между камнями, затем переходит в травянисто-каменистую, травянистую и впоследствии в автомобильную двухколейную дорогу, выводящую к поселку. ЧХВ от о. Сылтран до В. Баксана 4 часа. От поселка на погранзаставе за 15-20 минут забираем заранее заказанные пропуска и выдвигаемся вверх по реке. Приходим в а/л Уллу-Тау к 18:40. Оставшееся время проводим стирая вещи и созерцая вершину Уллу-Тау.
Долина реки Сылтрансу
Поселок Верхний Баксан
Утром не спеша собрались и в 9.00 вышли в сторону перевала. Мостик через реку находится 100м выше альплагеря по течению.За мостиком расположен погранпост, с которого могут выслать пограничника для проверки пропусков. Возвращаемся по левому орографическому берегу и сворачиваем во второе ущелье после Уллу-Тау, сразу же после брода небольшого водопада. Течение не сильное, вопрос перехода в сухости ботинок. Набираем 500 метров по каменистой тропинке вверх по ущелью и встаем на ночевку к 12 часам дня, с видами на ущелье Адырсу и кусок ледника под нашим перевалом Койавганауш.
Долина реки Адырсу
Ночевка под перевалом Койавганауш
Подъем в 4 утра, выход в 6. Тропинка ведет по гребню ледниковой морены в сторону перевала. Пересекая несколько снежников и осыпных участков с камнями среднего размера, доходим до поворота ущелья к открытому льду, усыпанному вмерзшими осколками. Отсюда открывается перевальный взлет. Путь к перевалу идет по мелкой сыпухе вначале, а затем по снежнику, ведущему до самой седловины. Седловина представляет собой поляну с местами под палатки в случае необходимости. Воду можно добыть из снега, но за полчаса можно спуститься к оборудованным и выложенным площадкам под перевалом. К 12 обе группы оказались на перевале, но из-за быстро портящейся погоды не стали задерживаться и поспешили вниз. Спуск по мелкой сыпухе, лежащей на льду, через снежники к стоянкам, от которых ведет тропинка вниз. По турикам выходим к правобережной ледниковой морене, которую поперек промыла река и вымыла громадный кусок. Рельеф изменился недавно, четко набитой тропы больше нет, но новые турики сложены и по ним выходим к реке. Доходим до домика гляциологов, по мостику переходим через реку на левый берег и встаем на ночевки на Зеленой гостинице к 14 часам.
Перевал Койавганауш
Долина реки Адылсу
Ночевка в «Зеленой гостинице»
В 10 часов вышли из лагеря и к 14 вышли в поселок Эльбрус, по хорошо набитой каменистой лесной тропе, переходящей в автомобильную дорогу. Сняться с учета у спасателей можно по телефону.
Долина реки Адылсу Поход окончен. 3.3. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА.Маршрут был пройден с незначительными изменениями (перевал Летчика Машкова пройден радиально, а Кольцевой насквозь. Планировалась связка пер. Летчика Машкова – траверс гребня – пер. Кольцевой), в установленные сроки. Данный маршрут логичный, красивый, интересный и полезный для начинающих туристов, так как позволяет столкнуться с разнообразными формами рельефа (снег, лед, трава, осыпь, скалы) и использовать технические приемы, отрабатываемые на тренировках (спуск дюльфером, наведение перил и движение по ним, хождения в связках, организация ледовых станций). Маршрут вокруг Эльбруса получился удачным. Перевалы, которые прошли за время похода были очень не простые для перевалов категории 1А. Например: перевал Джикаукенгез в некоторых справочниках и отчетах значится как 1Б, перевал Койавганауш технически интересный в плане работы команды на снегу. Близость к Эльбрусу тоже придает походу особую притягательность. Нужно быть готовым к постоянно меняющейся погоде (дождь и туман преследовали нас на самых трудных участках маршрута). В целом поход прошел удачно, без происшествий, никто не болел, все участники остались довольны и хорошо себя показали как в техническом, так и в физическом и психологическом плане и могут принимать участия в походах более высоких категорий сложности. 4. Дополнительные сведения о походе.4.1. Перевальные записки
4.2. Подробная карта
4.3. Список использованной литературы.1 Библиотека отчетов турклуба "Вестра" 3 Библиотека отчетов турклуба "МГУ" 4 Библиотека отчетов турклуба "Абрис" 5 Алексеев А.А., Гранильщиков Ю.В., Ифраимов В.Ю., Кутьков В.А. "Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу". М., "Физкультура и спорт", 1982 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||