Автор: Маргарита Иванова, ТК МГУ

• Вид туризма горный
  • Район путешествия Западный Кавказ
  • Категория сложности 1 с эл. 2
  • Количество участников 15 (11 после Азау)
  • Сроки проведения 28 июля — 14 августа 2013 года
  • Продолжительность маршрута 18 дней
  • Протяжённость маршрута 96,2 х 1,2 = 113 км
  • Маршрут группы пос. Учкулан – поляна Кертмели – р. Кичкинекол– оз. Уллу-Кёль – восхождения на в. Уллукёльбаши Гл. с пер. Дырявый (1А, 3550, рад.) – пер. Уллу-Кёль Вост. (1А, 3050) – р. Махар – т/б Глобус – р. Гондарай – р. Джалпакол – пер. МАО (1А, 3500) – пер. Черенкол (1А*, 3280) – р. Мырды – р. Узункол – а/л Узункол – р. Кичкинекол Узункольский – р. Дорбунчат – пер. Доломиты Юж. (1А, 3350) – в. 40 лет ТАССР (1Б, 3480, рад.) – р. Чунгурджар – р. Уллукам – «Ворошиловские коши» – пер. Хотютау (1Б, 3550) – лед. Азау Бол. – оз. Эльбрусское – ст. Старый кругозор – пос. Азау –«Приют 11» – скалы Пастухова (4650, рад.) – пос. Азау
  • Пройдено категорийных препятствий 7, из них 1Б — 2, 1А — 5
  • Максимальная высота 4650 м (скалы Пастухова)
  • Максимальная высота ночёвки 4130 м («Приют 11»)
  • Суммарный набор высоты 8580 м

эколог

3. Подготовка похода

3.1. Цели и концепция похода

Изначально, поход планировался как поход в рамках школы базового уровня Горного турклуба МГУ. Планировалось совершить учебный и одновременно достаточно спортивный поход, чтобы новичкам удалось вдоволь полюбоваться горными красотами, увидеть вживую различные формы рельефа и попробовать техническую работу в горах. Так как район расположен в непосредственной близости к наивысшей точке Европы, в маршрут были заложены перевалы, с которых наблюдается красивый вид на Эльбрус, а под конец маршрута планировалось подняться на его склон и пощупать его руками J. Главной задачей было показать горы так, чтобы увлечь ими ребят и не отбить желание ходить в горы впредь.

3.2. Выбор района и составление маршрута

Выбор района и сроков согласовывался с руководством школы и другими школьными группами. Однако в связи с неудобными сроками школьных походов для инструктора нашей группы, было решено сдвинуть сроки нашего похода на две недели относительно сроков других школьных походов. Это не повлияло на проведение школьных занятий, лишь добавило автономности и повысило внимание к безопасности на маршруте. Район Западного Приэльбрусья был выбран по нескольким параметрам:

• Сложность препятствий – в районе большое количество перевалов 1 к.с., что позволяет спланировать несколько параллельных ниток с возможностью взаимодействия групп на маршруте.
  • Безопасность – район позволяет при необходимости быстро выйти с маршрута: вдоль крупных рек практически везде есть дороги, вдоль более мелких – тропы.
  • Возможность проведения занятий – район озера Уллу-Кёль отличный полигон для проведения скальных и снежных занятий для новичков первого года обучения и для планирования акклиматизации. Скалодром альплагеря Узункол также подходит для проведения скальных занятий. Ледовые занятия возможно провести на леднике около озера Эльбрусское.
  • Логистика – заброска и выброска группы не представляет сложности и занимает совсем немного времени, что позволяет не портить впечатление от всего путешествия тяжёлыми переездами. Также наличие турбаз и альплагерей позволяет планировать заброски продуктов и газа, что сильно облегчает рюкзак.
  • Эстетическая привлекательность – если правильно спланировать маршрут, группа может попробовать себя на разнообразных формах рельефа, район богат озерами, отовсюду открывается вид на ледники ГКХ и иногда на Эльбрус.

Поскольку основным местом для проведения занятий было выбрано живописное оз. Уллу-Кёль, а в конце маршрута хотелось добраться до г. Эльбрус, то маршрут запланировали линейный с пересечением долин рек Махар, Гондарай, Узункол, Уллукам.

Сполна пользовались возможностью оставлять заброски: завезли их в т/б Глобус, в а/л Узункол и в Азау. Наибольший период между забросками 5 дней.

На первые четыре дня запланировали небольшое акклиматизационно-тренировочное кольцо к оз. Уллу-Кёль с выходом через пер. Уллу-Кёль Вост. В план тренировок включили восхождение на в. Уллукёльбаши Главную, чтобы осмотреться и акклиматизироваться на большей высоте. Выбирая путь через отроги Гвандры в а/л Узункол, остановили свой выбор на связке перевалов МАО – Черенкол, т.к., во- первых, по отчетам с пер. МАО открывается отличный вид на Эльбрус, который оценить мы так и не смогли из-за погоды, во-вторых, пер. МАО и Черенкол не так часто посещаемы и, как следствие, не так подробно описаны как другие 1А в этом хребте. Также есть некоторая путаница в оценке сложности этих препятствий: каталоге перевалов пер. МАО фигурирует как препятствие 1А, в отчете Сергина К., 2004 г. и Ларетина А.Ю., 2008 г. – 1Б, в отчете Забродина К. 2010 г. – 1А. Категория перевала Черенкол в отчетах также указывается неоднозначно. Очень хотелось посмотреть своими глазами на эти препятствия и постараться описать их как можно подробнее. Планировали пройти оба перевала в один день, а после, завершив первую половину маршрута, устроить дневку в а/л Узункол. На вторую половину путешествия приходится прохождение элементов второй категории сложности – в. 40 лет ТАССР с пер. Доломиты Юж. и пер. Хотютау со спуском в Азау. В финале похода планировалось восхождение на пик Баксан с пер. Пастуший, а в случае недостатка запасных дней в план был заложен вариант проведения снежных занятий около «Приюта 11». Вторым вариантом мы и воспользовались.

В итоге получился интересный маршрут для новичков первого года обучения, в который руководитель постарался включить различные по характеру препятствия, чтобы участники похода могли получить навыки передвижения по различным поверхностям: траве, осыпям, снегу, льду и скалам, и начальные навыки технической работы. Также маршрут не обделен красивыми видами и наличием живописных долин и озер.

4. Организация похода

4.1. Транспортные услуги и заброски

Заезд к началу маршрута не является сложным. До посёлка Учкулан ведёт асфальтовая автомобильная дорога, до т/б Глобус – хорошая грунтовая дорога. Заброску в т/б Глобус мы завезли на том же микроавтобусе, который привёз нас на поляну Кертмели, перед выходом на маршрут. Нашу заброску в Узункол завозили вместе с забросками других школьных групп, а в Азау наши коробки должны завезти ближе к окончанию маршрута. Выезд с маршрута по Баксанской долине также прост.

Организацию всех переездов, завоз забросок и оформление погранпропусков мы доверили турфирме КавказСкиТур (г. Нальчик). Все общение по телефону вели с Ляной Керефовой. С её же помощью заезжала в горы и вся школа двумя неделями ранее. Общением с фирмой мы вполне довольны.

КавказСкиТур:

4.2. Пропуска в приграничную зону

Документы для оформления пропусков в приграничную зону нужно подавать не менее чем за 30 дней до выхода на маршрут. Мы оформляли два пропуска: на территорию КЧР и территорию КБР. Погранпропуска нам оформляла фирма, и мы получили их на руки у водителя, завозившего нас к началу маршрута. Стоимость оформления одного пропуска – 100 р. (если оформлять самим, будет стоить 50 р.).

При заезде нужно обязательно отметиться на погранзаставе в Учкулане. В КЧР у нас документы проверяли 6 раз, в КБР ни разу.

4.3. Заезд и выезд

Решено было не фантазировать и добираться до гор так же, как это делали другие школьные группы за две недели до нас: поездом Москва – ст. Невинномысская, отправляющимся с Казанского вокзала в 21:52, и заказным автобусом через Учкулан до поляны Кертмели.

Вот уже продукты упакованы, снаряжение собрано и 14 человек в ожидании предстоящего путешествия собрались на Казанском вокзале. Но уже здесь обнаружилось, что один из участников не сможет отправиться со всеми в путь в связи с семейными обстоятельствами. Передав снаряжение и еду и пожелав путешественникам удачи, он распрощался с группой. Остальные погрузились в поезд. В Невинномысск поезд прибыл в 2:22. Высадившись на перрон и расчехлив гитару, группа принялась ждать участника, добиравшегося самостоятельно поездом из Краснодара. Его поезд прибывает в Невинномысск в 2:55. Также нам было необходимо дождаться автобуса, который должен был в 1:10 забрать из аэропорта Минеральных Вод нашего инструктора. Ожидаем их к 3:00, а пока сидим на перроне. На привокзальную площадь мы выходить не стали, т.к. там шумно и неспокойно, на перроне кроме нас никого нет. Иногда к нам заглядывают таксисты и рассказывают небылицы про то, что наш автобус где-то застрял и за нами не приедет.

В 3:38 за нами приезжает автобус. Он привозит нам инструктора, погранпропуска и газ. В 3:55 автобус отъехал от вокзала в Невинномысске.

В 6:10 автобус останавливается около погранзаставы в поселке Учкулан. Идет дождь. На общение с сонными пограничниками тратим около 40 минут. В 8:55 автобус выкатывается на северную оконечность поляны Кертмели. На переезд Невинномысск – поляна Кертмели мы потратили около четырех с половиной часов, без учета остановки в Учкулане.

Участники, оканчивавшие маршрут раньше всей группы, выезжали из Азау на личной машине друга одной из участниц. Далее поездом (из Нальчика) или самолетом (из Мин. Вод) в Москву.

По окончании маршрута, трое участников выехали из Азау самостоятельно на общественном транспорте в Нальчик, оттуда в Краснодар.

Остальные участники выехали из Азау следующим утром на заказном микроавтобусе в Нальчик. День пробыли там и вечером выехали в Москву на поезде № 61СА Нальчик - Москва Казанская. Поезд прибыл в Москву 16 августа в 4:25.

5. План-график маршрута.

Подъем по р. Кичкинекол

4,6

29 июл

Подъем на оз. Уллу-Кель - занятие "Переправы"

4,5

30 июл

Подъем на пер. Дырявый (1А, рад. с неопр. стороны) - занятие "Снег"

1,7

Подъем на в. Уллукельбаши (1А, рад.)

Спуск к оз. Уллу-Кель

-730

31 июл

Подъем на пер. Вост. Уллу-Кель (1А)

Спуск в т/б Глобус (берем заброску)

-1380

Спуск к истоку р. Черенкол

2050

-490

Подъем на пер. Черенкол (1А*)

Спуск в а/л Узункол

5 авг

День запаса

6 авг

Подход под пер. Доломиты Юж.

7 авг

Подъем на пер. Доломиты Юж. (1А)

1,4

8 авг

Спуск до слияния рек Чиринкол и Кубань

-150

Подъем до "Ворошловских кошей"

Подъем до "нижних ночевок"

9 авг

Подъем на пер. Хотютау (1Б)

3,2

Терскол

6,3

1960

Переход до "поляны нарзанов"

-283

12 авг

Подъем под пер. Владимира Коршунова.

2,7

13 авг

Подъем на пер. Пастуший (Охотский) (1А, рад)

Подъем на пик Баксан (1Б, рад)

Спуск в лагерь

-617

14 авг

Спуск к "поляне нарзанов"

2,7

Подъем на оз. Уллу-Кель

4,5

30 июл

Подъем на пер. Дырявый (1А, рад. с неопр. стороны) - занятие «Снег»

1,7

Подъем на в. Уллукельбаши (1А, рад.)

Спуск к оз. Уллу-Кель

-730

31 июл

Подъем на пер. Вост. Уллу-Кель (1А)

Спуск в т/б Глобус (берем заброску)

-1380

1 авг

Подъем по р. Джалпакол

Подъем к ночевкам над водопадом под пер. МАО

2 авг

Подъем к озерам под пер. МАО. Полудневка.

3 авг

Подъем на пер. МАО (1А)

Спуск к истоку р. Черенкол

-510

Подъем на пер. Черенкол (1А*)

"Аэродром" под пер. Черенкол

Дневка в а/л Узункол

Занятие "Скалы"

6 авг

Подход под пер. Доломиты Юж.

7 авг

Подъем на пер. Доломиты Юж. (1А)

1,4

Восхождение на в. 40 лет ТАССР (1Б)

0,4

Спуск на перевал

0,4

-80

Спуск к скальной ступени в долине р. Чунгурджар

-800

8 авг

Спуск к р. Чиринкол

-492

Спуск до слияния рек Чиринкол и Кубань

-318

Подъем до "Ворошловских кошей"

Подъем до моста через р. Уллукам

9 авг

Подъем до "нижних ночевок"

Подъем на ложную седловину пер. Хотютау

2,3

10 авг

Переход по гребню на пер. Хотютау

-34

Переход к оз. Эльбрусское (занятие «Лед»)

4,2

Спуск к ст. Гарабаши

-600

Спуск в Азау

Переход до ночевок на берегу р. Баксан

0,6

-20

14 авг

Переход до Азау

0,6

Общий километраж: 96,2 * 1,2 = 113 км.
Суммарный набор высоты: 8580 м.

5.3. Комментарии к выполнению плана-графика.

• Во второй день отказались от проведения занятий по переправам из-за сильного дождя.
  • В шестой день не успели подняться на перевал МАО (1А) и заночевали на верхнем озере под перевалом.
  • В седьмой день не успели спуститься до а/л Узункол и остановились на ночёвку на «аэродроме» под перевалом Черенкол.
  • В восьмой день спустились в а/л Узункол. Использовали день запаса.
  • В одиннадцатый день отказались от прохождения скальной ступени в долине р. Чунгурджар в условиях усталости и переночевали на ней.
  • В двенадцатый день не успели подняться до «нижних ночёвок» под перевалом Хотютау. Ночёвка около моста через р. Уллукам.
  • В тринадцатый день переночевали на ложной седловине пер. Хотютау. Использовали второй день запаса.
  • Так как оба дня запаса, заложенные в маршруте, уже были использованы, отказались от заключительного участка маршрута с восхождением на пик Баксан и поднялись на «Приют 11» для проведения снежных занятий.
    Прочие изменения в плане графике незначительны и непринципиальны.

6. Техническое описание перевалов.

Все приводимые в тексте высоты приведены по топографической карте 500-метровке, либо по значениям альтиметра. Понятия «правый» и «левый» в тексте даются орографически, если это не оговорено особо. Длина переходов варьировалась от 20 до 40-50 минут в зависимости от участка похода и рельефа, привалы в основном 10-15 минут.

6.1. Подъём по долине реки Кичкинекол-Уллукёльский

• Прохождение: 28-29 июля 2013 года.
  • Описание дается: от поляны Кертмели до западных ночёвок на оз. Уллу-Кёль.

28 июля

В 8:55 автобус выкатился на северную оконечность поляны Кертмели – здесь автомобильная грунтовая дорога переходит по мосту с левого берега р. Учкулан на правый. Немного не доехав до этого моста, мы начали выгружать из нашего автобуса рюкзаки (фото 1.1). Пока не очень проснувшаяся группа таскала рюкзаки и допаковывала заброску, прошло около 40 минут, и только тогда мы смогли отправить автобус с троими участниками и этой самой заброской дальше по дороге в т/б Глобус (дорога туда и обратно заняла около 1,5 ч). У ребят, оставшихся на поляне, осталось два задания: найти начало тропы подъема к оз. Уллу-Кёль и приготовить завтрак. И первое, и второе немного затянулось, поэтому группа начала движение по маршруту только в 12:24 (фото 1.2). Чтобы попасть на начало тропы, нужно двигаться по хорошей грунтовой дороге, пересекая поляну, в сторону устья р. Кичкинекол-Уллукёльский (фото 1.3). Немного не доходя до слияния рек, справа будет виден заброшенный кош и изгородь вокруг него (фото 1.4). Мы свернули с дороги к домику с травяной крышей и, обходя его слева по ходу, нашли начало тропы (фото 1.5). Дошли сюда за 2 ходки. Тропа начинает резко набирать высоту (30-35гр.) - набираем за ходку 125 м, затем еще 130 (фото 1.6). К концу второй ходки подъем становится положе, и мы выходим к ручью. Набираем здесь воду и много фотографируемся

Практически сразу после ручья тропа выходит из леса и теперь идет совсем рядом с рекой. Поднимаемся на первую ступень долины и у левого притока р. Кичкинекол делаем очередной привал. Тропа по прежнему идет по левому берегу реки, но уже совсем не крутая (фото 1.7). Поднявшись на вторую ступень (15:00), начинаем присматривать место для ночевки. По описанию Кати Зеленцовой (2010 г.) на левом берегу должны были находиться ровные площадки, где могла бы переночевать даже вся школа. Ровные площадки есть, но везде камни. Разведка показала, что немного дальше на правом берегу, где сосны спускаются прямо к реке, и немного не доходя до коша на левом, есть хорошие площадки, правда места мало (фото 1.8). Решили идти туда. Перешли Кичкинекол по маленькому деревянному мостику и оказались на уютной лужайке, зажатой вокруг соснами и можжевельником (фото 1.9). Место ребятам так понравилось, что трудности с тесным размещением уже не смущали, тем более что вот-вот мог начаться дождь. Группа пришла на место ночевки в 15:22 (2 часа ЧХВ).

На поляне уместили 4 палатки, а рядом между соснами натянули тент – очень уютно получилось. Мы успели полностью поставить лагерь до дождя, поэтому облака, наползавшие с низовий долины, нас уже не пугали, а становились лишь объектами для фотосъемки. После ночного переезда и первого тяжелого подъема все устали, поэтому решили готовить сразу ужин и идти досыпать всё, что не успели предыдущей ночью.

29 июля.

6:00 – общий подъем. 7:50 – выход.

Переходим по мостику обратно на левый берег реки (фото 1.10) и продолжаем движение вверх по тропе (1.11). Поднялись на следующую ступень долины. Здесь сосны спускаются к реке с правого по ходу борта долины, и у самой реки на излучине есть места под палатки. Мы здесь делаем привал. Далее тропа идет вдоль самого берега реки, обходя курумник слева по ходу. Продолжаем идти по тропе и за 3 ходки доходим до бараньих лбов под оз. Уллу-Кёль Нижний, на берегу которого планируем сделать обед. Тропа серпантином забирается на уступ, идем по ней (фото 1.12). Поднявшись, из-за тумана немного неправильно сориентировались и пошли сильно севернее озера. Лишь когда туман немного раздуло, мы увидели, что оно уже немного ниже нас. Спустились – не пропускать же обед (11:20) (фото 1.13). Тем более погода начала стремительно улучшаться, иногда сквозь облака даже проглядывало солнце, наше первое солнце в этом походе. Боясь упустить удачный момент, группа молниеносно облачилась в купальники и приступила к водным процедурам (фото 1.14).

От оз. Уллу-Кёль нас отделяет ещё один уступ бараньих лбов. В 13:10 начинаем подъем на него по тропе, идем в свободном темпе. Начал накрапывать дождь, группа сильно растянулась, из-за тумана видимость начала ухудшаться. Когда первые участники группы во главе с инструктором выбрались на уступ, они не останавливаясь, начали обходить озеро, т.к. была договоренность ставить лагерь на западной оконечности озера. Остальная часть группы, преодолев подъем, остановилась на привал. Когда поднялся участник с тентом, отправили его и еще несколько участников на место лагеря, сообщив об этом по рации инструктору. Уже шел сильный дождь, и видимости почти не было, поэтому подождать арьергард было необходимо. Когда вся группа поднялась на уступ и отдохнула, отправились в лагерь. На месте все собрались в 14:00 (Н=2735).

Наша поляна ровная и большая, кроме нас тут могло бы поместиться ещё 2-3 группы, вода в ручье за лагерем (фото 1.15). Наш выбор также был обусловлен тем, что отсюда удобно начинать подъем на пер. Дырявый и в. Уллукёльбаши, куда мы собирались радиально подняться на следующий день, и это самая удобная ночевка под пер. Уллукёль Восточный, который также входил в наш маршрут.

А тем временем дождь прекратился и дал нам возможность поставить лагерь. Также сегодняшним вечером планировалось ещё провести скальную тренировку. Выбрали место, надели страховочные системы и… снова начался дождь. Забрались под тент и начали проводить инструктаж по технике безопасности. А дождь всё не заканчивался, и мы уже перешли к обсуждению юридических вопросов, совсем уже не связанных с горным туризмом, и вот уже дежурные поставили чай… По опыту предыдущего дня мы знали, что этот дождь уже не прекратится. Тренировка отменяется, и на столе тут же появляются ананас и сувенир из Грузии. Такой вечер у нас всего второй день, но уже немного начало надоедать. Вечером, связавшись с Москвой, мы узнали, что через день погода улучшится, а пока будет так.

Вечером выпал снег (фото 1.16), а ночь была холодной и безоблачной.

• Переход от моста через Учкулан до начала тропы 41 мин
  • Подъем на первую ступень долины 49 мин
  • Переход до места ночёвок 31 мин
  • Подъем от места ночевок до оз. Уллу-Кёль Нижнее 2 часа 24 мин
  • Подъем от оз. Уллу-Кёль Нижнее до западных ночевок на оз. Уллу-Кёль 53 мин

Всего 5 часов 18 мин

Фото 1.1. Прибытие на поляну Кертмели.

Фото 1.2. Группа перед выходом на маршрут на поляне Кертмели.

Фото 1.3. Дорога, пересекающая поляну Кертмели.

Фото 1.4. Разрушенный домик с крышей из травы, за которым начинается тропа.

Фото 1.5. Начало тропы подъема в долину р. Кичкинекол-Уллукёльский.

Фото 1.6. Крутой участок подъема по тропе в долине р. Кичкинекол-Уллукёльский.

Фото 1.7. Подъем на вторую ступень долины р. Кичкинекол-Уллукёльский.

Фото 1.8. Вид на ночевки на второй ступени долины р. Кичкинекол-Уллукёльский.

Фото 1.9. Место ночёвки на второй ступени долины р. Кичкинекол-Уллукёльский.

Фото 1.10. Мостик через р. Кичкинекол-Уллукёльский рядом с местом ночёвок.

Фото 1.11. Подъем по долине р. Кичкинекол-Уллукёльский. Вид на место ночёвки.

Фото 1.12. Путь подъема на уступ бараньих лбов перед озером Уллу-Кёль Нижнее.

Фото 1.13. Обед на озере Уллу-Кёль Нижнее. Путь подъема к оз. Уллукёль.

Фото 1.14. Купание в озере Уллу-Кёль Нижнее.

Фото 1.15. Ночёвки на западной оконечности оз. Уллу-Кёль.

Фото 1.16. Лагерь на оз. Уллу-Кёль после снегопада.

6.2. Восхождение на вершину Уллукёльбаши с перевала Дырявый, снежные занятия

снежно-осыпной

• Восхождение: 30 июля 2013 года радиально со стороны оз. Уллу-Кёль.
  • Описание дается: от западных ночёвок на оз. Уллу-Кёль и обратно.
  • Снята записка: группы из т/к СПБГУ от 22.07.2013, рук. Арефьев Д. В. (с пер. Дырявый снята записка группы т/к Эверест (г. Ставрополь) от 30.07.2013, рук. Тимофеева Л. В.)

30 июля.

6:00 – подъем дежурных. 6:30 –общий подъем.

Высота ночёвки 2735 м.

На сегодняшний день план у нас был такой: поднимаемся под пер. Дырявый и на его снежнике проводим снежные занятия, а если позволяет погода, то поднимаемся на перевал и вершину в целях получения высотной акклиматизации. Утро было морозное и очень красивое – наблюдали восход солнца над заснеженным озером (фото 2.1). За завтраком поём песни под гитару. Проведя инструктаж и проверку снаряжения, в 8:46 вышли из лагеря. Начали подниматься по левому борту осыпного кулуара, идем по тропе, иногда её теряем, потом снова находим. Солнце печет, идти жарко. Делаем привал в тени огромного валуна, лежащего на склоне, и снимаем с себя все лишнее. Только в начале второй ходки руководитель вспоминает, что в лагере остались перевальные шоколадки. Невозможно идти на первый в жизни перевал и вершину без шоколадок, поэтому руководитель с рацией отправляется в лагерь, а группа под началом инструктора идет дальше к месту занятий.

Продолжаем идти по левому борту кулуара, в верхней его части траверсируем склон и теперь идем по дну кулуара. Размер камней увеличился, не все сразу приспособились быстро передвигаться по такому рельефу, поэтому группа немного растягивается (фото 2.2). Немного не доходя до снежника, нашли удобный камень для проведения упражнения на трение (фото 2.3) Выходим на снежник, начинаем занятия. Вспоминаем технику передвижения по снежным склонам, делаем точки на снегу. Уже давно идет мокрый снег, все немного замерзли – быстро связываемся (потому что наперегонки) и начинаем подъем (фото 2.4). Когда склон стал менее пологим, начинаем движение с попеременной страховкой. На седловину перевала поднимаемся в 15:24. Вокруг облака и идёт слабый снег, видимости практически нет. Седловина представляет собой узкий скальный гребень, на юг гребень обрывается скалами (фото 2.5).

В 15:35 начинаем подъем на вершину по гребню. Гребень широкий (фото 2.6), иногда встречаются участки скал, проходимые несложным лазанием – используем гимнастическую страховку. Через 28 минут вся группа на вершине (фото 2.7, 2.8). Ветер иногда раздувает облака и нам удается увидеть верховья р. Трехозерной, Верхние Уллукёльские озера и даже ненадолго большое озеро Уллукёль. Спускаемся обратно на седловину, забираем рюкзаки и в 16:30 начинаем спуск. Как только спустились до снега, провесили два коридора перил на спуск (фото 2.9). Далее участники тренируют индивидуальную технику хождения по снежному склону – склон пологий, выката на камни нет. Собираемся в месте начала тренировки, отсюда идем к перемычке между Верхними Уллукёльскими озерами: сначала по снегу, затем по крупной морене. Решаем не останавливаться на обед, т.к. практически все участники промочили ноги и хотят скорее переодеться. Продолжаем спуск по морене и выходим на большую плоскую зеленую террасу, здесь возможна ночевка, вода в ручье. Мы помним, что этот ручей мы видели из кулуара при подъеме – это был водопад, падающий со скал, поэтому отклоняемся от ручья влево и начинаем спуск двумя группами в кулуар по неприятной мелкой осыпи, местами земля. Спустившись на дно кулуара, сразу уходим на его левый борт и находим тропу, по которой совершали подъем. В 18:43 все участники в свободном темпе спустились в лагерь.

• Подъем из лагеря к месту начала занятий 1 час 26 мин
  • Проведение снежных занятий и выход на седловину пер. Дырявый 4 часа 40 мин
  • Радиальное восхождение на вершину 42 мин
  • Спуск до перемычки между озёрами Уллу-Кёль Верхние 1 час 20 мин
  • Спуск в лагерь 41 мин

Всего 8 часов 49 мин

Цирк пер. Дырявый отлично подходит для снежных занятий: не очень крутой склон, пологий выкат, не ледник, не камнеопасно. Вершина Уллукёльбаши – в хорошую погоду отличная обзорная точка. Такое восхождение можно рекомендовать как хороший акклиматизационный выход для походов от 1 к.с.

Фото 2.1. Озеро Уллу-Кёль утром.

Фото 2.2. Движение по моренным валам к цирку пер. Дырявый.

Фото 2.3. Упражнение на трение.

Фото 2.4. Снежные занятия. Работа в связках.

Фото 2.5. Седловина перевала Дырявый.

Фото 2.6. Гребень подъема на в. Уллукёльбаши.

Фото 2.7. Выход на вершину Уллукёльбаши.

Фото 2.8. Группа на вершине Уллукёльбаши.

Фото 2.9. Спуск по перилам с седловины пер. Дырявый.

6.3. Перевал Уллу-Кёль Восточный

Характер склонов:

снежно-осыпной с севера, травяной с юга

северо-запад – юго-восток

• Прохождение: 31июля 2013 года со стороны оз. Уллу-Кёль.
  • Описание дается: от ночевок на западной оконечности оз. Уллу-Кёль до т/б Глобус.
  • Снята записка: не нашли записки в туре
  • Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, веревки.

31 июля.

Первый солнечный день. 5:00 – общий подъем.

7:32 – выход из лагеря.

Как и было обещано, сегодня солнечно (фото 3.1, 3.2) – с хорошим настроением отправляемся брать первый перевал. Не находим начало тропы, поэтому идем до начала моренных валов на западной оконечности озера, траверсируя травяной склон (25-30гр.). Продолжаем движение по крупной морене, стараясь не терять высоты, и выходим на травянисто-осыпной вал под пер. Уллу-Кёль Восточный (фото 3.3). Добываем воду из уже начавших таять под солнечными лучами снежников, надеваем обвязки. По описанию, обход карниза, нависающего с седловины, осуществляется слева по ходу. Поэтому сходим с вала (фото 3.4) и идём, стараясь держаться левой по ходу стороны кулуара, сколько можно, не выходя на снег (снежник ещё не освещен солнцем, и движение по нему возможно только в кошках). Когда дальнейшее движение по осыпи становится невозможным, останавливаемся, чтобы провесить перила (фото 3.5). Поднимается лидер в кошках (инструктор), выбивая ступени для участников, и закрепляет перила на выступ скалы (фото 3.6).

Следующий участок перил вешаем в обход скалы и закрепляем на ледорубе под восточной оконечностью карниза (фото 3.7, 3.8). Дальнейший выход на седловину в перильной страховке не нуждается. Вполне возможно не провешивать второй участок перил по снегу, на седловину можно выйти и по скалам используя несложное лазание. Так поднялись и несколько участников из нашей группы. В 11:14 вся группа на перевале (2 ч 50 мин ЧХВ от стоянки) (фото 3.9). Седловина перевала широкая и травянистая, жидкой воды нет (фото 3.10). Производим первый запуск воздушного змея, любуемся панорамным видом гор и Эльбрусом – да, где-то там мы должны будем закончить наш маршрут. Начинаем спуск в 12:06 с правой части седловины, держа курс на зелёный хребет, уходящий на юго-восток (фото 3.11). По вершине гребня идёт хорошая тропа, слева от гребня в долине оставляем небольшое озеро (фото 3.12). Справа по ходу вдали виден кош и видна тропа, ведущая к нему через большой зелёный луг правее гребня. Сходим с гребня и начинаем спускаться по склону в свободном темпе, в направлении тропы к кошу. Через две ходки доходим до коша. Обходим его справа по ходу (по верху) (фото 3.13) и выходим на лесную тропу, спускающуюся серпантином по левому берегу реки Трехозёрной. Выйдя из леса, останавливаемся на обед в тени деревьев на берегу реки. После дождей в предыдущие дни ботинки у многих участников еще не просохли, и на таком затяжном спуске ноги у большинства сильно стоптались. Сменив ботинки на сандалии, группа расползлась по кустам собирать землянику и малину :)

В 16:41 мы продолжили спускаться, но теперь уже по хорошей грунтовой дороге. Через 25 минут останавливаемся на незапланированный привал – погранзастава. После проверки документов продолжаем движение вниз. По дороге заходим на нарзанный источник. В 18:37 заходим в т/б Глобус. Несмотря на позднее время, успеваем ещё разобрать заброску и сходить в местную баню.

Расчет ходового времени:

• Переход от места ночёвки до зелёного вала, спускающегося между перевалами Уллу-Кёль Западный и Восточный 1 час 28 мин
  • Подъём с вала на седловину 1 час 20 мин
  • Спуск по зелёному гребню до коша 1 час 38 мин
  • Спуск от коша до р. Учкулан 33 мин
  • Спуск от устья р. Трехозерной до т/б Глобус 1 час 26 мин

Всего 7 часов 25 мин

Перевал Уллу-Кёль Восточный – сложная 1А (может даже 1Б, т.к. перила по снегу абсолютно честные). Снежник крутой, имеет выкат на камни. При подъеме на перевал Уллукёль в первой половине дня необходимы хотя бы одни кошки на группу, чтобы провесить перила для остальных. Если все участники группы имеют кошки, то возможно подниматься и без перил. С седловины перевала открывается красивый вид на Эльбрус. Не рекомендуем этот перевал как первое препятствие в маршрутах 1 к.с.

Фото 3.1. Озеро Уллу-Кёль рано утром.

Фото 3.2. Рассвет над озером Уллу-Кёль.

3.3. Путь подъёма на перевал Уллу-Кёль Восточный.

Фото 3.4. Зелёный вал под перевалом Уллу-Кёль Восточный.

Фото 3.5. Первая верёвка перил при подъёме на пер. Уллукёль Вост.

Фото 3.6. Точка на выступе скалы. Первая верёвка перил.

Фото 3.7. Вторая верёвка перил при подъёме на пер. Уллукёль Вост.

Фото 3.8. Точка закрепления второго участка перил на ледорубе.

Фото 3.9. Группа на перевале Уллу-Кёль Восточный.

Фото 3.10. Седловина перевала Уллу-Кёль Восточный.

Фото 3.11. Начало спуска с перевала Уллу-Кёль Восточный.

Фото 3.12. Тропа спуска по зелёному гребню.

6.4. Перевал МАО

запад-восток

• Прохождение: 1-4 августа 2013 года со стороны р. Джалпакол в связке с пер. Черенкол. Описание дается: от т/б Глобус (слияние рек Махар-су и Гондарая) до разлива левого истока р. Черенкол.
  • Снята записка: группы из т/к Сталкер (г. Кривой Рог) от 31.07.2013, рук. Сокотнюк О. В., маршрутка №24/13.

1 августа.

Второй солнечный день. 6:00 – общий подъем.

7:54 – выход.

Выходим из турбазы и идём по широкой грунтовой дороге по направлению к слиянию рек Махар-Су и Гондарай. Переходим по хорошему автомобильному мосту через р. Махар-Су и продолжаем движение по левому берегу Гондарая. Проходим место впадения в Гондарай Джалпакола, выходим на поле. Отсюда на правом берегу Гондарая виден кош, немного не доходя до него через р. Гондарай есть подвесной мост (фото 4.1). Переходим по нему на правый берег (8:51). Путь в долину р. Джалпакол не так очевиден, поэтому тратим время на поиск начала подъема. Выбрали тропу (оказалась не лучшим вариантом), уходящую вверх прямо напротив моста (у начала этой тропы несколько ёлок выдаются из общего ряда деревьев, фото 4.2). Скоро становится понятно, что раньше здесь проходила лесовозная дорога, но ей уже давно не пользуются, т.к. на одной колее уже местами растут кусты. Набрав 50 м по высоте, выходим на небольшую поляну и делаем привал. Здесь от дороги вправо уходит явная хорошо набитая тропа. Опять отправляем участников на разведку: старая лесовозная дорога упирается в бурелом, поэтому выбираем тропу. Тропа крутая (35гр.), иногда приходится перешагивать через деревья, лежащие поперек тропы, но больших завалов нет (фото 4.3). Набираем по ней ещё 100 метров (10:00) и выходим на хорошую грунтовую дорогу (она внизу начинается рядом с кошем). Понимаем свою ошибку (ведь идти по хорошей дороге было бы гораздо проще), и продолжаем путь по ней. Через некоторое время дорога превращается в широкую тропу и выводит к хорошему мосту через р. Джалпакол (фото 4.4).

Ещё вся группа не успела переправиться на правый берег, как нас догоняют пограничники. Проверяют документы и уходят вверх по тропе. Отдохнув, мы отправляемся вслед за ними. Сначала тропа идет через редкий берёзовый лес: здесь живописно и возможны места для ночёвок, есть вода. Задумались, не сделать ли тут обед, но ещё слишком рано. Проходим через калитку для скота и выходим из леса. Река здесь разливается на несколько рукавов, тропа идёт прямо по берегу. Останавливаемся здесь на обед (12:15, Н=2105).

Искупавшись, постиравшись и посушившись, в 14:00 опять надеваем рюкзаки. Разлив реки становится шире, начинаются пастбища, проходим через кош. Поднимаемся по моренному завалу на следующую ступень долины и выходим на плоское ровное поле с большим стадом коров. Коровы отвлекли на себя всё наше внимание, т.к. назойливо интересовались движением нашей группы – пришлось их немного попугать. И когда мы заметили, что находимся на левом берегу Джалпакола (не на правом, как было до завала), было уже слишком далеко возвращаться. Но мы обрадовались возможности походить вброд в горах (занятие по переправам на Кичкинеколе-Уллукёльском пришлось отменить из-за погоды). Как оказалось после, это был наш единственный брод в походе. Переправлялись мы, немного не доходя до слияния двух рек, которые образуют р. Джалпакол (фото 4.5, 4.6). По левой долине уходит тропа на три перевала Джалпакол и два перевала Актур, по правой – на МАО, Мурсалы и Беляева. Нам нужно по правой.

Переходим поле, на котором кто-то разбросал большие камни, и начинаем крутой подъем по правому берегу правого притока Джалпакола (фото 4.7). Начинаем подниматься без тропы, но скоро на нее выходим. Тропа помечена турами. Через 2 ходки тропа выводит нас к р. Кичкинекол-Джалпакольский – это правый приток правого притока Джалпакола, здесь стоят туры обозначающие переправу. Перепрыгиваем реку по камням в месте разделения на два рукава (фото 4.8). Теперь нам предстоит преодолеть уступ бараньих лбов, с которых река падает двумя шумными водопадами (фото 4.9). Это самая крутая часть подъема (до 40гр.) и, несмотря на то, что набрали всего 125 м по высоте, участникам он дался под конец дня тяжело. Делаем привал в густых зарослях арчи – здесь начинается выполаживание (Н=2615). Продолжаем идти по тропе и в 18:30 выходим к запланированным местам ночевки, как оказалось, уже занятым (фото 4.10). Мы могли бы тут уместиться, но такого близкого соседства не хотелось, поэтому отправляем двух участников на следующий уступ долины искать места. Места нашлись, и уже подуставшие участники без особого энтузиазма двинулись дальше вверх по долине. До хороших мест нужно было преодолеть курумник с довольно крупными камнями и набрать еще 40 м. Разделились на три группы: самая «живая» часть побежала вперед с инструктором, подуставшие пошли медленнее с руководителем, ещё двое особо уставших попросились подольше посидеть, а потом нагнать нас по тропе. После подъема на уступ уже видно место ночевки, поэтому руководитель отпускает «свою группу» и остается ждать арьергард.

В 19:15 все пришли в лагерь (фото 4.11). На разборе полётов этот день участники называли как самый трудный.

2 августа.

Третий солнечный день. 7:00 – общий подъем

В 9:20 выходим из лагеря. Продолжаем подниматься по тропе по правому берегу ручья, берущего свое начало из нижнего озера. Сначала забираемся на травянистый уступ (фото 4.12), отсюда хорошо видно место нашей ночевки (фото 4.13). Двигаемся по большому плоскому лугу, перепрыгиваем по камням правый приток (ручей, вытекающий из верхнего и среднего озера), и держим путь прямо на скальные сбросы преграждающие путь вперед по долине (фото 4.14). К перевалу МАО отсюда можно идти двумя путями: подниматься левее скал по ходу сразу к верхнему озеру или обогнуть скалы справа и выйти сначала к нижнему озеру. Мы хотим посмотреть все озера, поэтому выбираем второй путь. Преодолеваем невысокую скальную ступень свободным лазанием (фото 4.15), используем гимнастическую страховку. Поднявшись выше скальных сбросов, мы начали подниматься на моренный гребень справа по ходу, думая, что до озера нужно преодолеть ещё одну ступень бараньих лбов (фото 4.16). Однако мы ошиблись: поднявшись на вершину гребня, мы увидели озеро сильно севернее нашего местонахождения. Пришлось немного сбросить высоту и траверсировать склон до выхода к озеру. Морена крупная, иногда используем свободное лазание. К 13:00 выходим к озеру – обед и купание (рис. 4.17).

В 14:50 заканчиваем развлечения и начинаем огибать озеро слева по ходу (фото 4.18), постепенно набирая высоту. Справа по ходу открывается среднее озеро, но к нему не спускаемся. За две ходки выходим на плоский травянистый гребень между верхним и средним озером (15:30, Н=3085). Ночёвка сегодня планировалась прямо под седловиной перевала, но туда ещё 380 метров набора. Учитывая вчерашний трудный день и планируемый сложный завтрашний, решаем устроить полудневку, тем более что здесь очень красиво. Далее строительство мест под палатки (фото 4.19), дневной сон на свежем воздухе, купание, пускание мыльных пузырей, чтение книг (фото 4.20), Jungle Speed, длинный гитарно-песенный вечер, первая игра в мафию и любование звёздным небом (фото 4.21).

3 августа.

Описание этого дня составил Поспелов Даниил.

Прохладно, облачно, иногда сквозь облака проглядывает небо.

Общий подъем – 6:00. Выход из лагеря – 8:14.

Завтракаем и собираемся, как обычно, не спеша, выходим. Направление движения в целом – север. Движемся в основном по средней и крупной осыпи. Изредка встречаются участки осыпи с камнями по 2-3 метра размером, который каждый преодолевает со своей скоростью, из-за чего мы несколько растягиваемся. Небо потихоньку начинает расчищаться, но в целом нестабильно. Между больших камней идти неудобно, поэтому набираем немного высоты и идем траверсом склона (фото 4.22).

Через две ходки переходим на левый «берег» безводной «долины», преодолев небольшой практически горизонтальный снежник в нижней её части. Начинаем подъем под перевал Мао по снежнику, при этом круто меняем направление движения – идем теперь на юго-восток (фото 4.23). Крутизна снежного склона 20-25 градусов. Снег довольно глубокий, рыхлый и раскисший. Идём зигзагом, делаем ступени. Участники с разной физической подготовкой перемешаны в произвольном порядке, поэтому продвигаемся очень не спеша и плотной группой, периодически меняя лидера.

Снежник преодолеваем примерно за час, оказываемся на горизонтальной площадке под перевальным взлетом. Здесь возможно ночевать, вода в виде снега (фото 4.24).

После привала выруливаем на восток и быстро в индивидуальном темпе поднимаемся на перевал по средней устойчивой осыпи. На перевале происходит один из немногих успешных запусков воздушного змея (фото 4.25). Группа на перевале в 11:23, ЧХВ от места стоянки до перевала – 2 ч 27 мин (фото 4.26).

Спуск с перевала в основном представляет собой мелкую подвижную осыпь и требует от участников повышенной внимательности. Спусковой кулуар в верхней своей части очень узок (фото 4.27), поэтому приходится выходить на снежник (крутизна 30гр.), чтобы избежать нахождения одного участника под другим (фото 2.28). Снег смерзшийся и скользкий, ступеньки топчутся плохо - вскоре один из участников падает и скатывается до конца снежника. Длина снежника и активное сопротивление, к счастью, не позволяют ему сильно разогнаться. Как раз в этом месте кулуар становится шире и позволяет разделиться на две группы: спускаемся зигзагом вместе с осыпью, постоянно разгоняясь и тормозя. Координируем движение двух групп так, чтобы уберечь нижнюю от риска быть засыпанной верхней.

В зоне выполаживания находится протяженный снежник, нижняя группа преодолевает его в основном глиссером, падая и поднимаясь (фото 4.29). Падения на снежнике опасности не представляют. Погода портится, временами начинает накрапывать дождь.

После снежного спуска движемся по левому берегу левого притока реки Черенкол по мелкой и средней устойчивой осыпи. Вскоре, в месте разлива ручья, устраиваем на берегу обеденный привал. Дождь усиливается, после обеда пережидаем его под тентом, из-за чего привал растягивается на 2 часа. ЧХВ от перевала Мао до места обеда – 47 мин.

• Переход от т/б Глобус до моста через р. Гондарай 47 мин
  • От начала подъёма по снежнику до седловины 1 час 02 мин
  • Спуск до разлива ручья 1 час 47 мин

Всего 14 часов 07 мин

Прохождение перевала МАО требует серьёзных навыков передвижения по различным формам рельефа: большим валунам, мелкой осыпи, снегу (в том числе и крутонаклонному), перевал имеет длинный подход и сложный камнеопасный спуск. Это совсем не простая 1А, не рекомендуем для прохождения в качестве первого препятствия походов 1 к.с. Однако разнообразие рельефа можно поставить и в достоинство этому перевалу, а также необычный подход, красивые виды и бесчисленное множество озёр.

Фото 4.1. Подвесной мост через р. Гондарай.

Фото 4.2. Начало старой лесовозной дороги.

Фото 4.3. Тропа подъёма со старой лесовозной дороги до новой.

Фото 4.4. Мост через р. Джалпакол.

Фото 4.5. Слияние рек, образующих Джалпакол.

Фото 4.6. Переправа вброд через р. Джалпакол.

Фото 4.7. Начало подъёма в долину правого притока р. Джалпакол.

Фото 4.8. Путь подъёма на первую ступень бараньих лбов в долину правого притока р. Джалпакол.

Фото 4.9. Переправа через р. Кичкинекол-Джалпакольский.

Фото 4.10. Стандартные места ночёвки над водопадом и путь на вновь найденные места.

Фото 4.11. Лагерь под пер. МАО.

Фото 4.12. Подъем на травянистую ступень долины при подъёме вдоль правого притока р. Джалпакол.

Фото 4.13. Вид на место ночёвки с травянистой ступени.

Фото 4.14. Скальные сбросы в долине правого притока р. Джалпакол и два варианта подхода под пер. МАО.

Фото 4.15. Преодоление свободным лазанием скальной ступени.

Фото 4.16. Путь к нижнему озеру под пер. МАО. а. правильный путь – синий, б. наш путь – красный.

Фото 4.17. Нижнее озеро под пер. МАО.

Фото 4.18. Обход нижнего озера.

Фото 4.19. Выравнивание мест под палатки на ночёвке около озёр под пер. МАО.

Фото 4.20. Чтение книг.

Фото 4.21. Звезды под пер. МАО.

Фото 4.22. Вид на ночевки под пер. МАО.

Фото 4.23. Начало подъёма на пер. МАО по снежнику.

Фото 4.24. Плоская площадка под пер. МАО.

Фото 4.25. Запуск воздушного змея на пер. МАО.

Фото 4.26. Группа на пер. МАО.

Фото 4.27. Начало спуска с пер. МАО.

Фото 4.28. Спуск с пер. МАО в верхней части.

Фото 4.29. Вид на спуск с пер. МАО.

6.5. Перевал Черенкол

1А*

Характер склонов:

осыпной с севера, скально-осыпной с юга

север-юг

• Прохождение: 4-5 августа 2013 года со стороны р. Черенкол.
  • Описание дается: от разлива левого истока р. Черенкол (под пер. МАО) до а/л Узункол.
  • Снята записка: группы из т/к МИФИ по руководством Федина М. от 31.07.2012.
  • Необходимое снаряжение: каски, ледорубы. Описание составил Поспелов Даниил.

После обеда переходим приток и начинаем двигаться по средней устойчивой осыпи в направлении перевала Черенкол (на юг) постепенно набирая высоту и местами пересекая снежники (фото 5.1). Делаем привал у ледника под скалами г. Узловая (фото 5.2). Забираем немного на восток и нам уже видна седловина и выход к ней. Идём траверсом склона под скалами, ограничивающими перевал с западной стороны (фото 5.3). Северный склон перевала Черенкол похож на восточный склон перевала Мао – та же неприятная мелкая подвижная осыпь, требующая предельной осторожности и внимательности. Поднимаемся мелким зигзагом плотной группой. Подъем не представляет особой технической сложности, но может заставить немного понервничать. На перевале группа в 18:00, ЧХВ от обеда до седловины 1 ч 31 мин (фото 5.4, 5.5).

В начале спуска идём по довольно чёткой тропе в мелкой осыпи, которая, впрочем, особых проблем не создает. Попадается один скальный участок, где может потребоваться гимнастическая страховка (фото 5.6). В какой-то момент спуск переходит в среднюю устойчивую осыпь, по которой спускаемся, кто во что горазд (фото 5.7). В конце концов, оказываемся на небольшом снежнике, с которого начинается «террасообразный» спуск в долину, на котором чередуются горизонтальные участки (со снежниками в верхней части) и пологие склоны. Характер склонов на спуске – травянистый с редкими россыпями камней. Растянувшись, более или менее бодро спускаемся к месту ночевки – «аэродрому» (фото 5.8) диаметром в несколько десяток метров, представляющей собой высыхающую к началу августу лужу. Земля несколько сыровата, место замечательно ровное и замечательно продуваемое. На краю площадки – лужа, пригодная для мытья посуды и чистки зубов, ручей для питья – за камнями в минуте ходьбы. ЧХВ от перевала Черенкол до места ночевки – 1 ч 19 мин (фото 5.9). На место стоянки пришли в 19:32. Два перевала в один день сделали свое дело – после ужина все довольно быстро расползлись по палаткам. Лишь один участник, тот самый, что полетел на спуске с МАО, до середины ночи героически строил каменную стенку вокруг своей палатки для защиты от ветра.

4 августа.

Утром облачно, после обеда дождь. Говорят, в Узунколе уже две недели такая погода.

Общий подъем – 8:00. Выход из лагеря – 10:52.

Не спеша собравшись, начинаем спуск по долине. Знаем, что здесь должна быть тропа подъема на перевал Беляева, в поисках её уходим левее по ходу, переходим ручей (по правой част долины течёт еще один). Здесь идти проще, временами похоже на тропу (фото 5.10). Немного выше места, где река уходит в каньон (Н=2600) переходим на правый берег. Практически сразу находим тропу и начинаем спуск по ней в долину реки Мырды (фото 5.11). Склон очень крутой (35-40 градусов), без тропы тут спускаться было бы небезопасно. Идем медленно и очень аккуратно, но в нижней части спуска (здесь уже сильно положе) один из участников подворачивает ногу – идти самостоятельно может.

Переходим разлив реки Мырды по мостам к кошу (13:23). Заказываем хычины и айран, катаемся на лошади (фото 5.13, 5.14, 5.15). В 14:26 продолжаем движение по тропе по правому берегу р. Мырды в а/л Узункол. Временами река подходит очень близко к скалам, чтобы через них перебираться, тропа оборудована лесенками (фото 5.16). Переходим по мосту р. Мырды (фото 5.17), проходим слияние рек Мырды и Кичкинекола Узункольского, через 46 минут пути от коша подходим к погранпосту. Он расположен на развилке дорог, ведущих из долин р. Мырды и р. Кичкинекол. Через 20 минут после очередной проверки документов продолжаем спускаться вдоль р. Узункол и в 16:00 входим в альплагерь.

Вечером успели потренироваться (фото 5.18), разобрать заброску, помыться, завести собаку (фото 5.19) и развесить звезды (фото 5.20)

• Переход с места обеда до седловины перевала 1 час 31 мин
  • Спуск с седловины до «аэродрома» 1 час 19 мин
  • Спуск с «аэродрома» до коша в долине р. Мырды 2 часа 11 мин
  • Спуск от коша до а/л Узункол 1 час 10 мин

Всего 6 часов 11 мин

Перевал Черенкол – неприятная 1А, т.к. подъем на перевал и спуск с перевала – мелкая подвижная осыпь. Не рекомендуем его без надобности вставлять в маршрут, так как прохождение его может быть весьма утомительно. Однако это самый простой путь из долины р. Черенкол в долину р. Мырды (долину левого ее притока, который берет своё начало под пер. Беляева).

Фото 5.1. Путь к пер. Черенкол с места обеда в долине р. Черенкол.

Фото 5.2. Ледник под скалами г. Узловая.

Фото 5.3. Траверс осыпного склона при подъёме на пер. Черенкол.

Фото 5.4. Седловина пер. Черенкол. Путь подъёма на перевал и начало спуска.

Фото 5.5. Группа на пер. Черенкол.

Фото 5.6. Прохождение скального участка на спуске.

Фото 5.7. Спуск с пер. Черенкол на юг по осыпи.

Фото 5.8. «Аэродром» под пер. Черенкол.

Фото 5.9. Лагерь под пер. Черенкол.

Фото 5.10. Спуск с «аэродрома».

Фото 5.11. Спуск по тропе в долину р. Мырды.

Фото 5.12. Путь спуска в долину р. Мырды.

Фото 5.13. Хычины.

Фото 5.14. Катание на лошади.

Фото 5.15. Оборудованная лесенками тропа вдоль р. Мырды.

Фото 5.16. Мост через р. Мырды.

Фото 5.17. Тренажёр в альплагере.

Фото 5.18. Наша собака.

Фото 5.19. Развешивание звезд над Узунколом.

6.6. Скальные занятия в а/л Узункол

5 августа.

Дневка.

Небо затянуто облаками. Общий подъем – 6:00.

Выход из лагеря – 7:54.

Сегодня у нас активная дневка – проводим скальные занятия на естественном скалодроме альплагеря Узункол. Двое участников были освобождены от занятий и остались в лагере.

Скалодром находится на левом берегу р. Узункол: нужно перейти реку по мосту и идти по направлению течения по дороге, свернуть перед скалами на тропу направо и пройти по ней до скал. На всех крутых участках есть металлические тросы, чтобы придержаться (фото 6.1). Путь от альплагеря до скалодрома занял у нас 15 минут.

Инструктор с одним участником провешивают перила для занятий, а остальная группа под присмотром руководителя вспоминает, как работать с лукошком, как осуществлять страховку с помощью лукошка и как его блокировать. Тем временем были провешены два коридора перил с двумя перестежками (фото 6.2). Первым заданием был спуск по этим перилам с командной страховкой (фото 6.3). Последняя пара на второй перестежке сделались «пострадавшими» и группа их спасала (фото 6.4).

Когда первая часть тренировки закончилась, и мы захотели полазить, то оказалось, что все подходящие стенки заняты военными, проходящими здесь сборы. Мы нашли невысокие (5-6 метров) скалы над основными и занятие по свободному лазанию проводили там (фото 6.5). В конце нам удалось немного полазить и по высоким скалам (фото 6.6). В 16:10 заканчиваем занятие и возвращаемся в лагерь (фото 6.7).

Вместо обеда идем в местный «бар» подводить итоги занятия (фото 6.8).

Фото 6.1. Тропа к скалодрому.

Фото 6.3. Спуск с перестежками.

Фото 6.2. Два коридора перил.

Фото 6.4. Свободное лазание.

Фото 6.5. Свободное лазание.

Фото 6.7. Бар в Узунколе (это чай).

Фото 6.6. Возвращение в Узункол.

6.7. Перевал Южные Доломиты

северо-запад – юго-восток

• Прохождение: 6-7 августа 2013 года со стороны р. Дорбунчат.
  • Описание дается: от а/л Узункол до слияния рек Чиринкол и Уллукам.
  • Снята записка: группы из г. Донецк от 04.08.2013, состав группы Савкевич Любовь и Савкевич Илья.

6 августа

Солнце снова радует нас. Общий подъем – 6:00.

Выход из лагеря – 8:16.

Весь сегодняшний день руководить нашими передвижениями будет штурман Юра. Выходим из альплагеря и начинаем подниматься вдоль левого берега р. Узункол. Проходим погранзаставу (паспорта опять проверять не стали, только списки), переходим по автомобильному мосту реку Узункол, проходим слияние рек и продолжаем движение уже по правому берегу реки Кичкинекол Узункольский. Дорога широкая и удобная поэтому без остановок поднимаемся до устья р. Дорбунчат, первого по ходу крупного правого притока р. Кичкинекол (фото 7.1). По дороге прошли мимо двух мостов через реку Кичкинекол (через 15 и через 25 минут ЧХВ от погранпоста) и действующий кош на левом берегу. Здесь очень живописно: плоская широкая долина с причудливым разливом реки и возвышающиеся над ней вершины Главного Кавказского хребта (фото 7.2)

Тропа подъема в долину реки Дорбунчат идет серпантином по левому её берегу (фото 7.3). За три ходки преодолеваем самую крутую часть подъема и выходим в висячую долину (Н=2600), видим справа по ходу небольшой водопад, ещё через ходку под ним делаем обед (12:10). От жары нас немного разморило, и мы решили отдохнуть подольше.

После обеда в 14:48 продолжаем движение по тропе (фото 7.4). Поднимаемся на ступень с водопадом, около которого обедали, и начинаем немного подниматься по правому борту долины. Наша сегодняшняя цель уже видна, уступ долины с водопадом, за которым находится Доломитовое озеро. За три ходки от обеда мы достигаем цели и выходим к озеру в 16:20. Вокруг озера много оборудованных мест под стоянки, но большинство мест занято (фото 7.5). Находим хорошие места на перемычке над водопадом с западной стороны озера (Н=2975).

Так как до ужина еще хорошо и погода хорошая, то никто не торопится заниматься делами. И мы в окружении горных коз принялись наблюдать за восхождением группы альпинистов на маршрут 5А (фото 7.6). Только через час мы начали ставить палатки, потом поиграли в шляпу, потом поужинали, потом наши геокэшеры нашли клад.

7 августа.

Ясно и ветрено.

Общий подъем – 5:00. Выход из лагеря – 7:01.

Утром наблюдаем сверху заполненную облаками долину р. Кичкинекол, подсвеченную рассветным солнцем (фото 7.7). Собравшись и закончив охотиться на коз, выходим с места ночёвки. Под перевальный взлет ведет тропа, помеченная турами. Идем по ней, огибая нижнее озеро справа. Затем, поднявшись на перегиб, обходим верхнее озеро слева и начинаем подниматься по устойчивой осыпи среднего размера. Вскоре выходим на снег. Он ещё смёрзшийся, но по чужим спусковым ступеням идётся хорошо, правда иногда не находится очередной ступеньки и приходится её выбивать ледорубом (крутизна склона 20-25 градусов). В верхней части подъема снова идем по осыпи и выходим на седловину в 8:55 (фото 7.8, 7.9, 7.10).

Совершаем восхождение на вершину 40 лет ТАССР и в 14:15 после обеда начинаем спуск.

Спуск с седловины, как и подъем, осуществляется по средней устойчивой осыпи, затем выходим на плоский снежник (фото 7.11). Ключевым участком спуска является узкий осыпной кулуар. Собираемся перед ним всей группой и идём, стараясь не растягиваться (фото 7.12). После кулуара спускаемся по тропе в свободном темпе до выполаживания. До сюда от седловины дошли без привалов за час – одна из участниц натёрла ногу, отдыхаем дольше обычного. В месте привала долина делает поворот и далее предстоит двигаться не на юг, а на восток (фото 7.13). Переходим обратно на левый берег ручья и продолжаем спуск по тропе. Не доходя до участка бараньих лбов, тропа переходит на правый берег ручья и серпантином спускается на местный «аэродром» (фото 7.14). 16:25, погода портится. На «аэродроме» большое количество мест под палатки, но нам нужно спуститься как можно дальше, чтобы сократить себе завтрашний переход до Ворошиловских кошей. Идем сначала по плоской долине по левому берегу р. Чунгурджар практически не теряя высоты, затем спускаемся на следующую ступень долины (фото 7.15), пересекаем ее и у следующего спуска останавливаемся на ночевку (17:40, Н=2735). Знаем о неприятных происшествиях на этом спуске, и, чтобы не проходить его в условиях усталости, оставляем его на завтра.

Слева от тропы за огромными валунами находим оборудованную стоянку. Здесь всё хорошо, только много мошек =(.

8 августа.

Пасмурно.

Подъем дежурных – 5:00. Общий подъем – 5:30.

Выход из лагеря – 6:57.

Начинаем спуск с уступа бараньих лбов по тропе, начинающейся чуть левее водопада (фото 7.16) и идущей траверсом по диагонали через весь скальный уступ (фото 7.17). Тропа узкая, местами на ней растут скользкие рододендроны. Спуск без тропы здесь возможен только с использованием верёвок. Все участники преодолели спуск за 40 минут.

После привала не сразу находим тропу, помогла табличка, предупреждающая о близости границы. Одна из участниц замечает, что среди рододендронов, через заросли которых проходит тропа, растет множество голубики, а местами находится ёще малина и костяника – скорость спуска резко падает. На привале достаём гитару и пытаемся развеселить унылую погоду. Сегодня вообще необычный песенный день, который привел к неожиданным последствиям, но об этом после.

Продолжаем спускаться по тропе, которая вскоре превращается в грунтовую дорогу и идет уже вдоль левого берега р. Чиринкол (у слияния рек на правом берегу р. Черенкол прошли большой кош и очень хорошие стоянки). Четверо участников, вспомнили слова инструктора, неосторожно сказанные в начале похода, что громкое пение попсовых песен улучшает погоду (кто ему сказал такую глупость?). И теперь спуск по долине проходит в таком режиме, что десять человек убегают от четверых людей, поющих «неправильные» песни. Проходим ещё две ходки в таком темпе (фото 7.18) и после впадения р. Чиринкол в р. Уллукам переходим последнюю по автомобильному мосту (фото 7.19) на правый берег (11:41).

• Переход от а/л Узункол до погранзаставы 26 мин
  • Подъём от погранзаставы до устья р. Дорбунчат 44 мин
  • Подъём до места обеда 1 часа 44 мин
  • Подъём от места обеда до Доломитового озера 1 час 10 мин
  • Подъём от ночёвок на Доломитовом озере до седловины пер. Доломиты Юж. 1 час 34 мин
  • Спуск на «аэродром» в долине р. Чунгурджар 2 часа 02 мин
  • Спуск до мест ночёвок на следующей ступени долины 25 мин
  • Спуск с уступа бараньих лбов в долине р. Чунгурджар 39 мин
  • Спуск до моста после слияния рек Чиринкол и Уллукам 3 часа 08 мин

Всего 11 часов 52 мин

Перевал Южные Доломиты красивая и ненапряженная 1А. Большая часть подъема проходит по тропе, спуск по осыпи. Приятно наличие под перевалом озер и возможность восхождения на в. 40 лет ТАССР.

Фото 7.1. Дорога в долине р. Кичкинекол Узункольский.

Фото 7.2. Долина р. Кичкинекол Узункольский.

Фото 7.3.Тропа подъема в долину р.Дорбунчат.

Фото 7.4. Путь подъема к Доломитовому озеру.

Фото 7.5. Доломитовое озеро.

Фото 7.6. Наблюдение за альпинистами.

Фото 7.7. Рассвет над долиной р. Кичкинекол Узункольский.

Фото 7.8. Путь подъема на пер. Доломиты Южные.

Фото 7.9. Седловина перевала Доломиты Южные.

Фото 7.10. Группа на перевале Доломиты Южные.

Фото 7.11. Спуск с перевала Доломиты Южные.

Фото 7.12. Узкий кулуар на спуске с перевала Доломиты Южные.

Фото 7.13. Спуск в долину р. Чунгурджар.

Фото 7.14. Проходжение уступа бараньих лбов на спуске в долину р. Чунгурджар.

Фото 7.15. Ночёвки в долине р. Чунгурджар.

Фото 7.16. Начало спуска со скальной ступени в долине р. Чунгурджар.

Фото 7.17. Прохождение скальной ступени по тропе.

Фото 7.18. Грибы в долине р. Чиринкол.

Фото 7.19. Мост через р. Уллукам ниже слияния с р. Чиринкол.

6.8. Восхождение на вершину 40 лет ТАССР.

Скальный

• Прохождение: 7 августа 2013 года с седловины пер. Доломиты Юж .
  • Снята записка: группы альпинистов из г. Геленджик от 07.08.2013, рук. Зубарев А.В., инстр. Тюленев А.В.
  • Необходимое снаряжение: каски, страховочные системы, веревка, петля.

Начинаем подъем с седловины перевала Южные Доломиты по гребню в 9:36. Идём сначала по разрушенным скалам и осыпи, затем переходим на скалы (фото 8.1). Стараемся идти по всё время по гребню, но время от времени приходится переходить на скальные полки на его южном склоне (фото 8.2, 8.3). Ступенек много, местами даже встречается подобие тропы.

Ключевым участком восхождения является провал в гребне непосредственно перед выходом на вершину. Немного не доходя до провала, проходим самый трудный участок лазания. Помогаем друг другу, используем гимнастическую страховку (фото 8.4). Дошли до провала за 1 час 10 минут.

На спуск в провал вешаем одну веревку перил (фото 8.5) и спускаемся, используя лукошко, как спусковое устройство. Опытные группы могут здесь спуститься и свободным лазанием, но по перилам безопаснее. После спуска в провал до вершины нужно преодолеть один подъем по несложным скалам: здесь ступенек меньше, но и наклон существенно меньше. В 11:13 вся группа собралась на вершине (фото 8.6).

Спускаемся обратно в провал, поднимаемся из провала, пристраховываясь жумаром к перилам и возвращаемся на перевал путем подъема. На обратном пути сделали большой привал (20 минут), т.к. узнали по рации от участников на перевале, что обед еще не готов. В 12:42 спускаемся на седловину.

• Подъём на вершину 1 час 37 мин
  • Спуск на перевал 1 час

Всего 2 часа 37 мин

Вершина 40 лет ТАССР – очень часто посещаемая. Альпинисты с Доломитового озера бегают на нее «размяться». Также вершину часто включают в маршрут при прохождении пер. Доломиты Южные. Классическое восхождение 1Б со свободным лазанием и одной верёвкой.

Фото 8.1. Путь по гребню.

Фото 8.2, 8.3. Траверс гребня.

Фото 8.4. Участок лазания на подходе к провалу.

Фото 8.5. Провал в гребне при подъеме на в. 40 лет ТАССР.

Фото 8.6. Группа на вершине 40 лет ТАССР.

Фото 8.7. На спуске с вершины.

6.9. Перевал Хотютау

Характер склонов:

с запада осыпной, с востока ледовый

запад – восток

• Прохождение: 8-11 августа 2013 года со стороны р. Уллукам.
  • Описание дается: от слияния рек Чиринкол и Уллукам до ст. Старый кругозор. Снята записка: группы туристов из г. Минск под руководством Царёва В. Г. от 07.08.2013.
  • Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, ледорубы (в случае если ледник окажется закрытым понадобятся веревки для организации связок).

- А сколько человек потерялось?
- Четверо.
- Два парня и две девушки?
- Да?..
- А может и не надо их искать?
(разговор инструктора с хозяином коша)

Мы можем рассмешить даже самую унылую погоду. По команде хронометриста вся группа надела рюкзаки и начала движение от моста через реку Уллукам по дороге сначала 30 м вниз по течению, затем на перекрестке повернула направо и начала подниматься в долину по правому берегу р. Уллукам (фото 9.1). Только «неунывающая четверка» задержалась на привале и не увидела дальнейшего направления движения группы. Поэтому на перекрестке они не повернули направо, а продолжили спускаться вдоль Уллукама. Через полчаса, так и не нагнав группу, они забеспокоились и… застопили грузовик, спускающийся вниз по долине. Ещё через 10 минут езды они встретили туристов, которые объяснили им, что Ворошиловские коши совсем не тут. Ребята вылезли из грузовика, тут же застопили обратный и вернулись на нем к мосту.

В это время группа, пройдя полную ходку (30 минут), собралась в коше на правом берегу реки (фото 9.2). Джетул, хозяин коша, пригласил группу на чай и ушёл ставить чайник. Группа обсуждает, как искать четверых потерявшихся. Договорились с Джетулом съездить к мосту на машине. В итоге все воссоединились в коше в 13:22. Садимся пить чай. Начинается сильный дождь, но нам есть что обсудить.

Во всей этой ситуации руководитель и инструктор осознают свою ошибку. При спуске по автомобильной дороге, «должностью» замыкающего пренебрегли, а рации выключили и убрали в рюкзак. Но историю считаем поучительной, поэтому описываем её тут. Не стоит расслабляться и пренебрегать общими правилами на простых участках маршрута, стоит рассказывать планы перемещения на предстоящий день всем участникам, не учитывая их заинтересованность в этом, не стоит разрешать участникам петь дурные песни.

История закончилась хорошо, и хозяин коша даже предложил довезти наши рюкзаки до Ворошиловских кошей. Мы с радостью согласились, ведь было потеряно так много времени. Деньги за все переезды Джетул брать отказался. С разрешения завхоза в благодарность мы оставили на столе две порции сладкого и отправились грузить рюкзаки. В 14:55 группа налегке вышла из коша и продолжила подниматься по долине (один участник поехал с рюкзаками) (фото 9.3). В 16:30 доходим до вертолетной площадки за Ворошиловскими кошами. Руководитель идёт на погранзаставу, посыльный от группы бежит в кош заказывать хычины. Начинается сильный дождь – выкладываем из рюкзаков круг и накрываемся тентом. В ожидании хычинов играем в мафию (фото 9.4).

В 18:24 продолжаем подниматься по долине Уллукама. Дорога и часть долины заболочена, стараемся выбирать места посуше ближе к реке. За три небольшие ходки проходим место впадения в реку Уллукам реки Уллу-Езень и доходим до моста через р. Уллукам. Остаемся на ночевку на правом берегу чуть-чуть выше моста (19:30, Н=2190).

После ужина жарим грибы, собранные на спуске вдоль р. Уллукам.

9 августа.

Солнечно, ура!

Подъем дежурных – 5:30. Общий подъем – 6:00.

Описание составил Ремез Владимир.

Выходим более чем через полтора часа после общего подъёма - инструктор снова тихо возмущается этим (а также тем, что он опять в это утро жёг мусор).

Переходим на другой берег реки через мост (фото 9.5), идём через можжевельник. Вскоре начинаем подниматься по травянистому склону по тропе (30 градусов). После второй ходки тропа становится более пологой, движемся по левому борту долины р. Кубань (фото 9.6). Доходим до места впадения левого притока Кубани, видим пасущихся яков и Эльбрус. Делаем общую фотографию на фоне Эльбруса.

Переходим левый приток и продолжаем подниматься по правому его берегу без тропы. Находим камень, обозначающий начало тропы подъема, и останавливаемся здесь на обед (10:19, Н=2740), так как до самой седловины воды не будет. Наличие воды позволяет провести долгожданный конкурс поедания шоколадки на время. Участвует почти вся группа (Люда отказалась от участия, АСМ не участвует, но судит). Объявлен дополнительный приз за съедения шоколадки менее, чем за 2 минуты (по мнению судьи — это сделать удавалось лишь одному человеку). Конкурс проведён, выиграл летописец (двое уложились в КВ).

После конкурса обед (гороховый суп с колбасой и крекерами и пожаренные с вечера грибы). Объявляется план на оставшийся день - набрать 700 метров до ложной седловины перевала Хотютау, где будет ночёвка.

Поднимаемся (фото 9.7), после второй ходки группа сильно растягивается, некоторые участники начинают испытывать затруднения. Руководитель грамотно упорядочивает участников, группируя их в блоки, ставит тех, кто отставал в центр (Гузель поставлена в центр, Илья должен идти с ней и подбадривать её, после к ним присоединится Денис), в конец группы поставлен штурман. После третьей ходки настроение всем поднимает гитарист, сыгравший несколько песен на привале (Гражданская оборона - "Снова темно"). За следующие 2 ходки поднимаемся на седловину (фото 9.8). Здесь среди камней можно найти множество артефактов, связанных с войной. На зачехленном леднике севернее перевала лежит разбившийся вертолет.

Группа, поднявшись на место, ночевки сразу ловит мобильную связь и пытается дозвониться домой. После постановки лагеря (фото 9.9), часть группы вместе с инструктором уходит исследовать разбившийся вертолёт (фото 9.10). Кроме обломков вертолёта исследователи находят ручей, набирают там воду на ужин.

После ужина проводится несколько партий в "Мафию", по мнению некоторых участников похода - лучшие партии за поход.

10 августа.

Солнечно, ночью заморозки. Подъем дежурных – 6:30.

Общий подъем – 7:00. Описание составил Ремез Владимир.

Дежурные (Данич + Аня + Саша + Денис) готовят завтрак - каша с сушёными фруктами (фрукты большей частью осели на дне и пригорели). Из-за попыток участников дозвониться куда-нибудь, пригоревшей каши (кан очень плохо отмывался) и прочей ерунды, выходим почти через 3 часа (!) после подъёма. Инструктор негодует (правда, недолго).

Выходим с места ночёвок и идём по узкому скальному гребню в направлении правильной седловины перевала Хотютау (фото 9.11). Скалы удобные для лазания и особой сложности не представляют. В 10:26 выходим на перевал (фото 9.12). Останавливаемся возле памятника защитникам перевала. Начинаем спуск в 10:47. Двумя группами по очереди спускаемся на ледник. АСМ проводит краткий инструктаж по ТБ при хождении по леднику. Принято решение не идти в связках, т.к. ледник открытый. Пересекаем ледник Большой Азау, держась левого его края (фото 9.13). Наш спуск напоминает экскурсию, т.к. участники ещё не бывали на леднике и здешние формы рельефа они видят вживую первый раз (фото 9.14). Спускаемся, оставляя слева по ходу огромный ледопад. Пересекаем участок зачехленного ледника слева и делаем привал (12:16, Н=3160). Переходим бурную реку, текущую по леднику, (фото 9.15) и переходим еще один участок зачехленного ледника. Продолжаем движение по леднику, стараясь не сбрасывать высоту (примерно северо-восток), даже немного её набираем. Обходим по верху небольшое озеро на леднике (фото 9.16) и выходим в зону трещин. Большинство трещин просто перешагивается, через некоторые переправляемся, помогая друг другу (фото 9.17). Делаем привал и развлекаемся закручиванием буров. Выходим на зачехленный ледник и идем на юго-восток к озеру. В 13:50 выходим к озеру, здесь очень много хороших стоянок. Ставим лагерь и обедаем (фото 9.18).

Ледовые занятия.

В 16:50 выходим из лагеря. Занятие проводим на леднике под станцией канатки

«Мир». Начинаем занятие: сначала учимся рубить себе ступени на льду (фото 9.19), затем учимся делать точки на бурах (фото 9.20) и на «грибах», в завершении проводим занятие по станциям на льду. Уже резко похолодало, набежали облака, из-за тумана видимость упала до 50 м, да и участники подмерзли. Решаем не проводить часть по преодолеванию трещины на леднике и возвращаемся в лагерь в 18:30.

После ужина очередной тур игры в мафию – все-таки здорово у нас получается!

11 августа.

Над Эльбрусом целый день солнце. Общий подъем – 8:00.

Выход – 10:32.

Обходим озеро слева и перепрыгиваем через ручей, вытекающий из озера. Спусковая тропа идет по правому его берегу. За две ходки выходим к станции канатки

«Старый кругозор». Спускаться в Азау лучше на новой линии канатки, т.к. это бесплатно.

• Переход от моста через р. Уллукам до коша 45 мин
  • Переход от коша до вертолетной площадки за Ворошиловскими кошами (без рюкзаков) 1 час 35 мин
  • Переход от вертолетной площадки до моста через Уллукам 46 мин
  • Подъём с места ночевки до начала тропы ПВО 1 час 48 мин
  • Подъём по тропе на ложную седловину пер. Хотютау 3 часа 10 мин
  • Переход по скальному гребню на правильную седловину 27 мин
  • Спуск с перевала и переход до оз. Эльбрусское 2 часа 18 мин
  • Спуск от озера до ст. «Старый кругозор» 41 мин

Всего 11 часов 30 мин

Подъём на ложную седловину перевала Хотютау со стороны р. Уллукам не сложен и требует только хорошей физической подготовки, переход по гребню на правильную (южную) седловину требует уже начальных навыков свободного лазания. Но перевал в первую очередь интересен переходом по ледовым полям Эльбруса. Также это наиболее удобный выход из района.

Фото 9.1. Дорога к Ворошиловским кошам.

Фото 9.2. Кош в долине р. Уллукам.

Фото 9.3. Ворошиловские коши. Вход.

Фото 9.4. Игра в мафию на вертолетной площадке в Ворошиловских кошах.

Фото 9.5. Мост через р. Уллукам.

Фото 9.6. Тропа подъёма под пер. Хотютау.

Фото 9.7. Тропа подъёма на пер. Хотютау.

Фото 9.8. Выход на ложную седловину пер. Хотютау.

Фото 9.9. Лагерь на ложной седловине пер. Хотютау.

Фото 9.10. Упавший вертолёт под пер. Хотютау.

Фото 9.11. Путь по гребню на южную седловину пер. Хотютау.

Фото 9.12. Седловина пер. Хотютау.

Фото 9.13. Группа на пер. Хотютау.

Фото 9.14. Путь спуска по леднику Большой Азау.

Фото 9.15. Экскурсия на леднике Большой Азау.

Фото 9.16. Переправа через реку на леднике.

Фото 9.17. Обход озера на леднике.

Фото 9.18. Трещины на леднике.

Фото 9.19. Лагерь на озере Эльбрусское.

Фото 9.20. Ледовые занятия. Рубим ступени.

Фото 9.21. Ледовые занятия. Делаем точки.

6.10. Склон Эльбруса. «Приют 11». Скалы Пастухова.

Выбираем кафе и обедаем. После обеда расстаемся с четырьмя участниками: трое уезжают запланировано, одна участница из-за семейных обстоятельств. Теперь нас 11.

Раскидываем продукты из заброски по рюкзакам и опять идём к канатке. Теперь мы поедем на маятнике (чтобы всем вместе) и до самого верха, до станции «Гарабаши». На станции «Мир» успеваем зайти в Музей боевой славы защитников Эльбруса и Кавказских перевалов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но всего на полчаса, т.к. верхний участок канатки скоро закроется. В 16:15 мы около бочек.

В 16:38 начинаем подъем по дороге, утрамбованной ратраками (фото 10.1). Сейчас каждый шаг для ребят новый рекорд высоты. Идем каждый в своем темпе и за три ходки поднимамся к «Приюту 11». Ищем место для лагеря и находим неплохие площадки на левой морене напротив приюта и прямо под лагерем МЧС. В 18:50 мы на месте (фото 10.2). Довольно холодно, но все чувствуют себя хорошо. Ну а с холодом бороться мы уже умеем: нет ничего теплее, чем громко петь песни всей группой в обнимку (фото 10.3), даже ноги отогреваются. Проверено!

12 августа.

Самый ясный день на Эльбрусе в этом сезоне. Ночью гроза.

Времени подъема нет, все встают, когда высплются. Не спеша завтракаем. Гуляем по местным достопримечательностям, походили вокруг приюта, полепили из снега скульптуры.

После обеда в 14:56 выходим из лагеря и начинаем подъем до скал Пастухова. Снег уже раскисший, но ступени держат (фото 10.4). Через две ходки в 16:57 вся группа достигает цели, все чувствуют себя хорошо (10.5). Передохнув и попев песни, начинаем спуск. В 17:50 вся группа в лагере.

Огни Святого Эльма

(Савченко Руслан)

Был тихий вечер, очень похожий на предыдущий. Данич во второй раз за весь поход сыграл «Закат». Солнце зашло за склон Эльбруса и радовало последними отблесками. Облаков было немного, и я надеялся, что к наступлению темноты они рассеются, и можно будет поснимать звёзды и млечный путь (фото 10.6)

В 9 вечера стало сверкать на горизонте. Далеко-далеко вспыхивали красные зарницы, доносившиеся до нас лишь небольшими красными полосками на фоне синего неба сумерек прямо над горами. Где-то над Грузией шла мощная гроза. Это было завораживающе: смотреть, как всеобщее спокойствие нарушается редкими красными просветами. Небо было относительно чистое, но грозовой горизонт затягивало облаками. Через полчаса вспышки кончились также внезапно, как и начались. Вскоре все разошлись по палаткам, а я остался ждать темноты и звёзд.

В 10 вечера стало ясно, что гроза вовсе не пропала, а идёт прямо на нас. Молнии были закрыты облаками, но часть неба вокруг себя освещали хорошо. Это были уже не красные полоски, еле попадавшие в кадр, это были большие пятна света, бывшие главными гостями на ночном небе. За вспышками следовали раскаты. Из «Приюта» вышли люди, давшие о себе знать налобными фонариками. Наши все лежали в палатках. По грому поняли, что надвигается гроза, но вылезать из тёплых спальников и смотреть не захотели (фото 10.7).

Вскоре молнии вышли из-за облаков и стали видны. Я позвал Сашу Скворцова, он как фотограф должен видеть такую красоту. Поймать молнию в кадр непросто, мы по очереди пытали счастья (фото 10.8)

– Выключи фонарь!

– Он выключен.

– Но он светит.

– Не должен, я выключал. Сниму фонарь.

– У тебя голова светится.

Когда я посмотрел наверх, то увидел мерцание с мельтешением прямо возле моего лба. Это было примерно, как снег под ночным фонарём. Только не было ни снега, ни фонаря. Саша говорит, у меня на голове свечение, я ничего не чувствую. Тут прямо сзади гремит гром и всё озаряется светом. Я чувствую, что волосы встают дыбом. Ага, вот теперь понятно. Беру в руку локон, из него бьёт свет. Вроде бенгальского огня типа «фонтан», который ставят на стол. Так забавно, держишь в руках прядь волос, и можно светить ими. Даже не понятно, это сами волосы стали белыми светятся, или из них искры бьют в воздух.

13 августа.

Общий подъем – 8:00. Выход из лагеря – 10:24.

Разгребаем снег, выпавший ночью, в поисках неразумно оставленных снаружи мисок и кружек. Не спеша собрав лагерь, начинаем спуск и за полчаса доходим до верхней станции канатки. Спускаемся в Азау. Начинается дождь. Здесь же на станции канатки «Азау» под крышей выкладываем круг из рюкзаков и устраиваем «разбор полетов».

Примерно через 2 часа дождь заканчивается. Отправляемся на разведку места ночевки. Нашли уютную полянку на берегу р. Баксан чуть ниже Азау. Выходим из Азау по асфальтовой дороге, примерно через 100 метров поворачиваем на грунтовую дорогу в лес. Когда дорога доходит до реки, она поворачивает направо, налево в этом месте уходит тропа, идущая вдоль самого берега реки. Сворачиваем на тропу и идем до выхода на небольшой ровный луг (около 20 минут от ст. «Азау», фото 10.9).

Трое участников едут на море, а не в Москву, поэтому уезжают сегодня в Минеральные Воды, чтобы успеть на поезд. Прощаемся, и остаемся в ввосьмером. Грустно немного, что всё закончилось. Поём.

• Подъем от «Приюта 11» до скал Пастухова 1 час 56 мин
  • Спуск к «Приюту 11» 41 мин
  • Спуск до ст. «Гарабаши» 30 мин

Всего 3 часа 07 мин

Завтра рано утром нас заберет автобус и увезет в Нальчик. Денёк погуляем там и вечером на поезде отправимся в Москву.

Фото 10.1. Дорога на «Приют 11».

Фото 10.2. Лагерь на морене под лагерем МЧС.

Фото 10.3. Песни на Эльбрусе.

Фото 10.4. На подходе к скалам Пастухова.

Фото 10.5. Группа на скалах Пастухова.

Фото 10.6. Закат на Эльбрусе.

Фото 10.7. Гроза на Эльбрусе.

Фото 10.8. Гроза на Эльбрусе.

Фото 10.9. Ночёвки на берегу р. Баксан под Азау.

7. Список использованных источников

1. Каталог перевалов ТК «Вестра»
  2. Каталог фотографий гор и других объектов Кавказа
  3. Отчеты доступные в сети Интернет:
    - Домбровский Е., 2 к.с., 2007.
    Зеленцова Е. В., 1 с эл. 2 к.с., 2010.
    Сергин К., 3 к.с., 2004
  4. Другие отчеты:
    - Забродин К., 1 к.с., 2010.,
    - Федин М., 3 к.с., 2012.