Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Демьянов, Алтай

Радиальная Кара и ночное зомби-трофи

Спал не крепко, часто просыпаясь от холода, несмотря на предыдущую бессонную ночь и отсутствие ветра. Это и помогло мне принять окончательное решение начать сворачивать маршрут, экипировываться сюда надо было как в лёгкую зиму. День было решено потратить на радиалку до горы Кара, а ближе к вечеру выйти в сторону перевала в долину Кубы, неспешно пройти пару километров и остановиться ночевать в начавшейся зоне леса. Странно вспоминать степень радужности этих планов на фоне реальных событий.

Ну а пока я безмятежно наслаждался рассветом, наблюдая как тает иней на палатке

Коней уже не было, видимо группа ушла до рассвета, ну и отлично. Собрался, спрятал рюкзак в буреломе, наученный жизнью (вспомнилось как годом ранее около часа искали оставленные велики у подножия майского Сарлыка в наступающих сумерках и под хруст стремительно замерзающих ручейков) сфотографировал место захоронения и в десятом часу пошёл на Кару.

По пути что-то ничего не фотографировал, сейчас сожалею. Вообще, надо вбить в привычку делать регулярные фото-заметки для ориентирования на местности, пусть даже и эстетическая ценность таких кадров стремится к нулю. По краю долины шёл довольно долго - больше часа, можно было и напрямую, но тогда пришлось бы сильно терять высоту, спускаясь к реке, а потом подниматься, плюс всё это без тропинок, а заросли там были заметные.

Потому я шёл вдоль, видя, что дальше по мере подъёма профиль долины выполаживается и можно будет перейти к горе не залазя ни в какие овраги. Вскоре, тропа подошла к самой речке и обнаружилось ответвление на Кару.

тут спустя минут 30 подъёма от тропы по дну долины

долина Айрык, палатку ставил в конце диагональной лесополосы в левой части кадра, там же соответственно и рюкзак спрятан

В конце первого подъёма меня заметно задержали заросли черники, её там было как нигде раньше.

Затем началось небольшое плато с болотистыми участками и ручейком, всё заросшее низким цеплючим кустарником. Далее второй подъём по сыпухе и второе плато, на этот раз без кустарника, что первоначально обрадовало, но после первых ста метров по мягкому, упруго-податливому ковру начал скучать по кустарнику.

вроде с начала второго плато

волнистый мох

он мне понравился

крутые штуки

Третий подъём и около 2х часов дня я на вершине, любуюсь открывшимися видами.

всё-таки красивая гора (безымянная, кто-то называет Клыком, кто-то Пирамидой), Альбаган - пусть с ним, но вот к ней хотелось бы сходить

Освещение просто плачевное, люто-полуденное в горном кубе, и решаю посидеть подождать пару часов

плато возле вершины, сейчас удивляюсь, что тогда не пришло в голову прогуляться по нему и все 2 часа просидел на вершинном возвышении

тропа к Альбагану

в сторону Катуни

как же без выпендрёжной фотки

к 16 ситуация начинает исправляться, но и я уже ощущаю, что время выходит и надо торопиться назад.

последний взгляд на ту сторону

и опять Айрыкская долина, за ней возвышается Аккая

такой вот рельеф

"мягкое" плато

надо было сбегать до них чтоли

долина реки Айрык

Обратно заметно торопился и в итоге добежал часа за 2 и в 18 я уже начинал варить овсянку для быстрого перекуса. Ведь через пару часов меня ждала полноценная предполагаемая стоянка по ту сторону перевала ... Солнце клонится к закату и я выхожу на перевал.

иду и постоянно оглядываюсь

перевал справа

Там меня захватила сложная и насыщенная гамма чувств по поводу покидания хребта и образа жизни, уже превратившегося в единственно возможный и естественный, будто я по-другому и не жил никогда - всегда шёл по Хребту, на закате останавливался, готовил ужин и ставил палатку, а на следующий день всё повторялось вновь. И вот тут пришлось начать вспоминать, что всё-таки жил, и жил совсем по-другому, что есть города, люди, машины, люди, заводы, люди и даже интернет . И вот с каждым шагом по перевалу та реальность, которая ещё недавно была для меня безальтернативной, всё больше расплывается миражём, приобретая черты сказочной мечты, а сложный, многовекторный и сероватый с металлическим отблеском мир, скрывавшийся ранее в анабиозе где-то в дальнем уголке памяти, вдруг вздувается и восстанавливает себя в правах на цвета картины мира.

прощание с дивным краем и всё такое

Возможно, это переходное состояние сознания и поспособствовало попаданию в последующую ситуацию. Которое, конечно же, наложилось на мою страсть к классическому "срезал!" и в итоге получилось то, что получилось. Надеюсь где-то этот урок отложился и всё пошло впрок.

Короче вот, долина реки Аккая, которая впадает спустя 10 км в Кубу. А к Кубе то мне и надо. Тропа же идёт вверх через гору, затем спускается в Аккаинскую долину, где я уже был двумя днями ранее, затем поднимается оттуда на перевал и спускается по долине реки Сергезю к Кубе. Топать дохрена. А тут вон всего 10 км и я уже у Кубы, бинго!

было очень красиво, но сейчас для меня этот кадр внятно содержит в себе угрозу и несёт от него холодом, тьмой и ловушкой. Снято ещё с тропы перед самым спуском

Правда с тропами там неясно, на картах их нет по-крайней мере, но кто этим картам верит, им лет по 20, натоптали уже наверняка. А то, что я не заметил ответвлений от основной тропы туда, так я на неё вышел не сразу и сверху, так что ответвление могло быть раньше и мне просто надо сейчас дойти до дна долины и там я выйду на тропу.

Сказано - сделано, попёр вниз, зигзагами, отчасти потому-что было реально круто, отчасти потому-что надеялся так найти тропу, или хотя бы увидеть следы что кто-то тут шёл. Следов, что кто-то шёл, кстати, было навалом и трава во многих местах была примята, но в произвольных направлениях и на лошадей и людей было непохоже, скорее крупное зверьё какое-то бегало.

вот такая воронка попалась, крайне правильная по форме, до сих пор интересна её природа

Идти трудно, уклон сильный, характер поверхности хреновый - трава, кусты, под ними всё чаще попадается крупный курум с кочками из почвы и травы. Ноги проваливаются в ямы между камней, что влечёт за собой падение. Часто сползаю с помощью рук. Рюкзак хоть и полегчал с начальных 30 кг, но не настолько, чтобы не влиял кардинально на передвижение.

вот он последний кадр, тут я пакую фотик в рюкзак, тк часто падаю на спуске и чтобы не разбить. Когда он увидит меня в следующий раз - состояние у меня будет прифигевшее

Минут через 30 достигаю дна ущелья, где течёт ручеёк среди нагромождений камней, заросших кустарником. Замечательно. Но вот тропы что-то не обнаружилось. Тут я уже не помню своих рассуждений, скорее всего их просто не было, потому как не лезть же обратно вверх, теперь вырубить мозг и только вперёд по мере сил. Палатку ставить было просто негде, да и желания ночевать в таких гнетущих дебрях тоже не прослеживалось. Шлось очень не быстро, часто приходилось облазить совсем уж непроходимые места, кустарник и крупный курум - ядерная смесь. Знал бы что будет дальше - скорее всего залез бы обратно на тропу.

Ситуация ухудшилась когда в разгар сумерек дошёл до впадения моего ручейка в Аккаю. Аккая там - уже вполне серьёзная горная буйная речка - рёв, закладывающий уши, усугубленный узкими стенами ущелья, русло и всё вокруг густо завалено вырванными соснами разной степени трухлявости, большой объём воды, можно найти места для брода, но и там душа в пятки уходит, сносит хорошо.

Итак, имеем узкое скалистое ущелье по дну которого течёт извиваясь бурная река, в качестве верхнего слоя почвы выступает глубочайший мох, лежащий на куруме и маскирующий его дыры, куда проваливаешься бывает по пояс и только рюкзак не позволяет провалиться дальше, мох комбинирован с завалами стволов сосен, которых неимеверное количество и которые либо трухлявы и проваливаются когда на них наступаешь, либо представляют собой совсем уж болотистые грязные лужи, либо завалы валежника, которые надо либо обходить (где?) , либо перелазить, постоянно в них проваливаясь. Плюс везде кустарник и дохрена крапивы, в которой я извалялся весь и не единожды, в том числе и лицом и под конец уже не чувствовал ни лица ни крапивы.

Важная деталь - огромная влажность, тоесть, по сути всё было окутано туманистой мглой и мелкими капельками воды, видимо от водопадоподобных участков реки.

Да, теперь нужно попытаться представить себе всё, что я перечислил, но одновременно и в максимальной представляемой концентрации. Короче, полз я большей частью на четвереньках по непонятной упругой вязкой вонючей каше сквозь кустарник и крапиву под и над завалами стволов под рёв реки и регулярно через неё переправляясь то вброд, то по поваленным скользким стволам деревьев. Теперь я это делал уже в полной темноте.

У меня неплохое ночное зрение, но там оно было бесполезно, при выключении налобного фонаря ради теста на привале даже после получаса приспособления зрения я не видел вообще ничего кругом, и даже небо почти не читалось, определял где небо, а где горы так - черное со звёздами - небо. чёрное без звёзд - горы.

Фонарик конечно здорово выручил, но и с ним не всё так просто было - водяная мгла отражала свет назад и шёл я словно в молоке, видимость была метра 4 и просчитывать маршрут не представлялось возможным, тыкался наугад

Поначалу боялся медведей, тем более, что видел несколько ободранных стволов, старался кричать через определённое пройденное расстояние погромче, но перебить рёв реки всё-равно не получалось и вскоре забил на это дело.

Температура, похоже, была близка у нулю, хоть до минуса не упала и на том спасибо. Впрочем, она напоминала о себе только на привалах, на которых я старался не задерживаться. В остальное время я потел - пролезая изощрённую полосу препятствий особо не замёрзнешь.

Организм удивил, работал себе и работал, ничего не отказывало, несмотря на то, что продолжительно выкладывался на 100 и постоянно бился коленями, локтями и вцелом валился в разные стороны, как это бывает когда нет устойчивой почвы под ногами.

В 6 часов утра, после 10 часов ада зомбак вышел к Кубе с полным равнодушием и выключенным мозгом. Программа поиска оптимального места ночлега сработала автоматически и пройдя 200 метров по накатанной дороге в редолесье точными механистичными движениями поставил палатку, сходил к речке, набрал воды, скипятил и запарил 2 роллтона, закинул в отсек приёма пищи и уснул.

Разбирая инцидент я решил, что именно успешно выключенный мозг и позволил справиться с произошедшим и не допустил возникновения неуместных настроений. А они мне представляются весьма вероятными, когда я воссоздаю в памяти картину как это всё происходило. Хотя вспоминать не нравится, и это о чём-то тоже говорит. Ведь обычно приятно поворошить в памяти всякие трудности и лишения когда они уже позади, и как-то можно ими гордиться, что вот, какой я, всё пережил. Тут пока не получается - просто тупость и всё, может, со временем. Я бы вообще не вспоминал, если бы не необходимость всё точно описать по этому походу, которую я себе поставил задачей.