Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Кирилл Белоцерковский,

Новый маршрут на Пирамидальный.
Технический отчёт

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ
1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице:
Памир, Турскестанский хребет, 5.4.3
2.Наименование вершины, название маршрута:
Пирамидальный по контрфорсу северо-восточной стены, первопрохождение
3. Категория сложности: 6А, ориентировочно

• закладных элементов — ~100
  • ледобуров — ~30
  • шлямбурных стационарных — нет
  • оставлено крючьев на маршруте — нет
  • 7. Ходовых часов команды: 32, 2 с половиной дня

• Возвращение в базовый лагерь: 29 июля в 23:50

• 10. Организация: ФАиС РК
    ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА И ОБЪЕКТА ВОСХОЖДЕНИЯ

Пирамидальный находится в Туркестанском хребте Памиро-Алая. Если уточнить, то в Каравшине — районе, объединяющем реки Ак-Суу и Кара-Суу, которые сливаются и дают начало реке Каравшин.

Каравшин известен своими стенами: 4810, Асан, Слесова, 1000-летия крещения Руси. Это большие монолитные гранитные массивы, они привлекают в район большую часть альпинистов. В то же время «альпийские» вершины — ЛОМО, Достоевского, Кара-Суу и Пирамидальный, остаются в тени, несмотря на внушительные размеры. Высота Кара-Суу — 5300 метров, а Пирамидального — 5509. В Туркестанском хребте выше него только пик Скалистый, высотой 5621 метр.

В отличие от знаковых вершин района, Пирамидальный покрыт льдом. Все маршруты, проложенные на вершину, — комбинированные.

Маршруты на Пирамидальный

ВОСТОЧНЫЙ КОНТРФОРС:
    ОЛЕГ НАЗАРОВ В 1987-М, 5Б

В июле 1987 года команда Олега Назарова прошла восточный контрфорс. Вот их состав: В.Марченко, И.Кирилловский, Г.Макаров, М.Фильков, Д.Усевич. Это было первое восхождение на вершину. Маршрут лезли пять дней. По паспорту перепад высот — 1890 метров, средняя крутизна — 49°. Лезли без обработок. Маршрут повторила в 88-м команда под руководством О. Фомина.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНТРФОРС:
    АЛЕКСАНДР ВОРОНОВ В 1989-М, 6А

В июле 89-го А.Воронов, М.Баньковский, В.Иванов, В.Набоков и М.Фильков пролезли центральный контрфорс за пять дней. Команда как-то нашла проход через ледопад под стеной. Мы в 2016-м даже не пытались.

ЗАПАДНЫЙ ГРЕБЕНЬ:
    ТРЕВОР МАРТИН И ДРУГИЕ БРИТТЫ В 1991-М, 4Б

В августе 1991-го Тревор Мартин (Trevor Martin) сотоварищи поднялись на вершину по западному гребню. В первый день они вылезли на Западный гребень — на перевал Вадиф или Челябинцев. За следующий день добрались до перемычки между Пирамидальным и пиком 5000. На восхождение потратили ещё день. Ключ маршрута —четыре верёвки льда.

ЦЕНТР СТЕНЫ ПО КУЛУАРАМ:
    ПАОЛО ТАМАНГИНИ, СОЛО В 1991-М

Итальянец Паоло Тамангини (Paolo Tamangini) пролез соло по льду справа от центрального контрфорса (Воронова). Он лез в октябре. Это вся информация, которую я нашёл.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГРЕБЕНЬ:
    ФРАНЦУЗЫ В 1993-М

Л.Журжон, Ж-Б.Журжон, Р.Люксенберг и Д.Жонле (2xJourjon, Luksenberg, Jonglez) пролезли восточный гребень. Они приехали большим табором. Сходили первопроходы на 1000-летие крещения Руси и Ортотюбек, чисто залезли Перестройку на Слесова. За эти восхождения им вручили Золотой ледоруб.

ЖАНДАРМ В ВОСТОЧНОМ ГРЕБНЕ:
    ИРЕНА МРАК И ГАРТ УИЛЛИС В 2003-М (НЕ ДО ВЕРШИНЫ)

В октябре 2003-го Ирена Мрак и Гарт Уиллис (Irena Mrak и Garth Willis) пролезли Русскую Рулетку (Russian Roulette 1100 m, V+, M3–M5 WI4 50–85°). Они не собирались лезть на вершину, а планировали добраться до жандарма на восточном гребне. Летом ледопад в нижней части валит так, что смотреть страшно. Как они лезли — не представляю. Возможно, в октябре не так страшно, однако название и комментарий Ирены говорят об обратном:

«Мы сомневаемся, что выжили бы там во второй раз»
    Они стартовали из лагеря на 4100 и заночевали на снежном поле на 4600. Весь следующий день лезли по твёрдому чёрному льду, сверху ссыпались пылевые лавины. На гребень вылезли в 7 вечера. Спускаться начали на закате и вешали верёвки до утра.

КУЛУАРЫ ВОСТОЧНОГО КОНТРФОРСА:
    ФРАНЦУЗЫ В 2015-М, ED- M5 WI5 (НЕ ДО ВЕРШИНЫ)

В 2015-м французы Р.Колле, Т.Дюперье, Д.Исар и К.Мулин (Robin Coullet, Tiphaine Duperier, Jonathan Isoard and Christophe Moulin) пролезли по кулуарам справа от маршрута Назарова. Где-то в средней части наткнулись на местные закладки.

Они вылезли на восточный гребень, но началась непогода. Ребята пытались её пересидеть, но непогода победила: в первое окно они ушли вниз по восточному гребню. Маршрут назвали Банан (La Banane) ED- M5 WI5.

ВОСТОЧНЫЙ КОНТРФОРС:
    К.БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ — М.ТЕН В 2016-М, 1835 М AI5 M5

Я (Кирилл Белоцерковский) и Макс Тен пролезли по контрфорсу справа от Назарова и Банана. Чтобы попасть под начало маршрута, пришлось перебраться через перевал в восточном гребне пика 5000. На маршруте много натёчного льда, четыре верёвки рыжей разрухи. Мы один раз ночевали на контрфорсе и ещё раз — на восточном гребне. С этой ночёвки дошли до вершины. Через перевал Вадиф Западный к полуночи вернулись в базовый лагерь в Кара-Суу.

Маршруты Русская рулетка, Банан и Тамангини можно лезть только по холоду.

На стене ещё осталось место:

• Контрфорс слева от Воронова. К нему длинный подлаз по льду. Нужно лезть очень быстро, пока не включится солнце. Летом оно освещает стену с 6:30.
  • По льду справа от нашего контрфорса. Может, соло и очень быстро, а может, осенью. Если лезть недостаточно быстро, по кулуарам полетят камни.
  • Контрфорс справа от Тамангини. Нижняя часть под ледопадом, зато верхняя — нет.
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Чтобы подойти под стену, нужно перебраться через перевал в восточном гребне пика 5000. На перевал ведёт ледовый склон длиной 200 метров. Подъём может быть очень камнеопасным во второй половине дня. На перевале удобно ночевать и наблюдать за стеной. Спуск с перевала по разрушенным кулуарам: три верёвки и 100 метров с попеременной страховкой.

Ледник под СВ стеной с юга ограничен собственно стеной, с севера и запада гребнем и стеной пика 5000, на восток он обрывается огромным ледопадом. Если кто-то из участников восхождения получит травму — считайте что у вас большая проблема.

Спуск с вершины проходит по западному гребню. Чтобы спуститься мы повесили 6 верёвок, по льду и много спускались лазаньем.

R1—R2 В связке 100 метров по снежно-ледовому склону. По пути перелезли через две трещины по мостам.
    R2—R3 Одновременно 150 метров по фирновому гребню до начала рыжих скал.
    R3—R4 Влево-вверх по полочке в рыжей скале. Много живых камней. Плохая станция на френдах.
    R4—R5 По разрушенному кулуару вверх до выхода на удобную полку. В кулуаре бил инструменты в рыхлую породу, как в лёд.
    R5—R6 По льду под крутой внутренний угол.
    R6—R7 Внутренний угол с натёчным льдом. Круто и сложно.
    R7—R8 По внутреннему углу, потом по стенке справа. Станция на удобной полке.
    R8—R9 По стенке вправо-вверх, затем по огромным острым блокам. Лазанье сложное, блоки ничем не скреплены, но не шевелятся.
    R9—R10 Внутренний угол до снежного кулуара. По нему вверх до снежного карниза.
    R10—R11 По плите с коркой льда и ручьём вверх, к началу ледового поля.
    R11—R12 По льду вправо-вверх.
    R12—R13 По льду к снежному карнизу. Тут можно ночевать.
    R13—R14 Внутренний угол со льдом приводит к камину с натёчным льдом. Выше камина крутой лёд выводит на маленький гребешок. Ночёвка.
    R14—R15 Влево-вверх по стенкам-полкам.
    R15—R16 Спуск налево в кулуар, 20 метров.
    R16—R17 По кулуару вверх до выхода на гребень. В кулуар ссыпаются все камни: со стены и из-под лидера.
    R17—R18 Сильно разрушенные рыжие скалы. Не очень сложно, но страховка номинальная: ни одна точка не выдержала бы рывка. Станция надёжная, на выступе.
    R18—R19 Сильно разрушенные скалы и очень ненадёжная страховка.
    R19—R20 Пологий ледовый склон переходит в крутой внутренний угол. В средней части пришлось уйти на скалы, так как лёд согрелся и начал отваливаться.
    R20—R21 Траверс влево по льду и скалам, затем по внутреннему углу вверх до выхода на ледовый склон. Это конец скальной части маршрута.
    R21—R22 Ледовый склон крутизной до 65°.
    R22—R23 Продолжение склона. В верхней части рассыпчатый снег.
    R23—R24 Гребень с большим снежным карнизом, свисающим на восток.
    R24—R25 Снежный гребень с выходами скал. X-образные карнизы.
    R25—R26 По левой стороне гребня в обход карнизов. В безопасном месте есть полка, можно ночевать. Но нам дальше.
    R26—R27 Снежно-ледовый склон.
    R27—R28 От гребня налево под большим карнизом. По снежно-ледовому склону до выхода на восточный гребень. Ночёвка.
    R28—R29 По гребню с попеременной или одновременной страховкой до вершины.

Профиль маршрута

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ

23 июля в 13:00 вышли из базового лагеря в ущелье Кара-Суу. К 17 часам пересекли ледник Кара-Суу в верхней части и свернули направо по ходу на морену, покрытую травой. Лужайки привели нас к языку ледника, стекающего с перевала Вадиф Западный. В 18:30 подошли под перемычку в восточном гребне пика 5000, которую впоследствии окрестили перевалом Наблюдателей. Чтобы попасть в цирк СВ стены, нужно перебраться через перевал, поэтому мы по льду крутизной до 70° к 22 часам вылезли на перевал Наблюдателей. Там встали на ночёвку.

24 июля рассмотрели стену с гребня, окончательно определились с линией маршрута. В 11:00 начали спускаться с гребня на ледник под стеной. Сначала лазаньем по сильно разрушенным скалам, затем повесили три верёвки до снежного склона. Склон переходит в ледник. К полудню установили палатку посреди ледника. Так она стояла одинаково далеко от камней, летящих со стены и перевала, от ледопада слева и от сераков на гребне справа.

Палатка под северо-восточной стеной Пирамидального

25 июля стартовали в 6 утра. Сначала с одновременной, потом с попеременной страховкой по снежно-ледовому склону выбрались на гребень, который постепенно выкручивается и переходит в контрфорс. В нижней части контрфорс разрушен, зато выше отличные скалы и лёд. Если бы полезли на день раньше, льда было бы больше. Если бы задержались на сутки, лёд растаял бы, и лазанье получилось менее приятным и более опасным. К 20 часам выбрались на небольшой гребешок в верхней трети контрфорса. Там срубили снежный гребень и сделали роскошную полку под палатку. Комфортная и безопасная ночёвка.

Макс на участке R8­–R9

26 июля начали работать от полки в 7 утра. Повесили одну верёвку в сторону гребня, затем одну вниз в ледовый кулуар, чтобы обойти огромный снежный гриб. Пролезли две верёвки разрушенных скал, после чего начался крутой монолитный рельеф. В 17:30 вылезли на гребень, соединяющий наш контрфорс с восточным гребнем. На гребне много карнизов, свисающих на восток. По пути встретили полку под палатку, но решили лезть «до упора» — пока не выберемся на гребень. В 21:30 вылезли на восточный гребень на высоте 5200 метров. Ночевали между трещинами.

Вид на Зеравшанский хребет с восточного гребня Пирамидального

27 июля к 12:40 по гребню с одновременной или попеременной страховкой вышли на вершину. Полчаса ели батончики, фотографировались и приходили в себя. В 13:10 начали спускаться по западному гребню в сторону перемычки между Пирамидальным и пиком 5000. Повесили шесть верёвок по льду: две с гребня до подушки, четыре в обход нависающих сераков. К 16 часам спустились на перемычку. По гребню обошли вершину 5000 и спустились на перевал Вадиф Западный. С него повесили верёвку до сильно разорванного ледника. Лавируя между трещинами, прошли разрывы, после чего к 19:30 одновременно спустились на ледник, с которого три дня назад начали подъём на перевал Наблюдателей. Подъём на перевал стал чёрным от падающих камней:

Макс Тен под перевалом Наблюдателей

К полуночи вернулись в базовый лагерь. На следующий день начался дождь и длился три дня. Успели.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси