Автор: Юрий Шумилин, Воронежского Городского Клуба Туристов

Отчет о горном походе 6 к.с. по Алтаю (Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты) в июле-августе 2014 года

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Воронежский Городской Клуб Туристов. Номер маршрутной книжки Р14/3-603

1.2. Место проведения

Россия, Республика Алтай, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части, км.

Продолжительность активной части

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Горный

19 июля –23 августа 2014 г.

Пройдено препятствий: н/к — 1 шт., 1Б — 2 шт., 2А — 1 шт., 2Б — 1 шт., 3А — 3 шт., 3Б — 1 шт.

Суммарный перепад высот маршрута (подъем+спуск) составил 27686 метров (данные рассчитаны по GPS треку).

1.4. Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут:

г. Воронеж — г. Новосибирск — пос. Чибит — р. Чуя — р. Орой — пер. Орой (н/к) — р. Ештыкол — р. Шавла — радиально заброска в истоки р. Абыл- Оюк (Правый Карагем) через пер. Абыл-Оюк (1Б) — пер. Зелинского (2Б) — пер. Туманный С. (2А) — пер. Красавица (3А) — протяжённое препятсвие (пер. Зеркало Красавицы + радиально вер. Красавица + радиально вер. Сказка) (3Б) - пер. Цветной (1А) — р. Камрю — р. Карагем — р. Караайры — р. Оштуайры - лед. Оштуайры — протяжённое препятсвие (пер. Ювента + радиально пик Иикту) (3Б) — лед. Талдуринский — пер. Перемётный (1Б) — р. Атбажи — р. Йолдоайры — р. Абыл-Оюк (Правый Карагем) — лед. Правый Абыл-Оюк — протяжённое препятсвие траверс (пер. Надежда — пик Маашей-Баши — пер. 60 лет Октября) (3А) — р. Абыл-Оюк (Правый Карагем) — р. Левый Карагем — лед. Правый Карагем — ПП траверс (пик Карагем-Баши с Ю. (первопроход) — пер. Латвийский — пер. Тамма — пер. Маашей — пер. Актру — пик Актру) (3Б) — а/л Актру — г. Новосибирск - г. Москва — г. Воронеж

Пройденный маршрут:

г. Воронеж — г. Новосибирск — пос. Чибит — р. Чуя — р. Орой — пер. Орой (н/к) — р. Ештыкол — р. Шавла — радиально заброска в истоки р. Абыл- Оюк (Правый Карагем) через пер. Абыл-Оюк (1Б) — пер. Зелинского (2Б) — пер. Туманный С. (2А) — пер. Красавица (3А) — протяжённое препятсвие (пер. Зеркало Красавицы + радиально вер. Сказка) (3Б) — р. Камрю — р. Карагем — р. Караайры — р. Оштуайры — лед. Оштуайры — протяжённое препятсвие (пер. Плечо Иикту + радиально пик Иикту) (3А) — лед. Талдуринский — пер. Перемётный (1Б) — р. Атбажи — р. Йолдоайры — р. Абыл-Оюк (Правый Карагем) — лед. Правый Абыл-Оюк — протяжённое препятсвие, траверс (пер. Надежда — пик Маашей-Баши — пер. 60 лет Октября — пик Карагем-Баши) (3А) — лед. Левый Карагем — Карагемская поляна — р. Йолдоайры — пос. Чибит — г. Новосибирск - г. Москва — г. Воронеж

1.5. Обзорная карта

1.5.1. Общая

Схема маршрута доступна по ссылке.

Shumilin2014 6ks

1.5.2. Увеличенная, часть 1

1.5.3. Увеличенная, часть 2

1.5.4. Увеличенная, часть 3

1.5.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. п.)

Путь прохождения

н/к

Орой, N50° 14.506' E87° 28.338', 2239 м. (2229 м.), тр.

р. Орой (приток р. Чуя) — р. Ештыкол

перевал

Абыл-Оюк, N50° 03.070' E87° 30.056', 3188 м. (3220 м.), сн-ос.

оз. Верхн. Шавлинское — р. Абыл-Оюк

перевал

Зелинского, N50° 02.730' E87° 25.179', 3323 м. (3380 м.), лд-ск-ос.

оз. Верхн. Шавлинское — р. Л. Юнгур

перевал

Туманный С., N50° 01.796' E87° 26.123', 3371 м. (3100), сн.

р. Л. Юнгур — лед. П. Камрю

Красавица, N50° 02.236' E87° 27.109', 3474 м. (3320), лд-ск-ос

р. П. Камрю — оз. Верхн. Шавлинское

протяжённ. препятств.

пер. Зеркало Красавицы, N50° 02.562' E87° 27.828', 3427 м. (3600), сн-лд
вер. Сказка, N50° 02.611' E87° 28.034', 3539 м. (3500)

оз. Верхн. Шавлинское — р. Л. Камрю

протяжённ. препятств.

пер. Плечо Иикту, N49° 49.395' E87° 37.658', 3812 м. (3963), сн-лд.
пик Иикту, N49° 49.250' E87° 37.560', 3924 м. (3936)

лед. Ошту-Айры —лед. Б. Талдуринский

перевал

Перемётный, N49° 51.521' E87° 39.300', 3219 м. (3400), сн-лд.

лед. М. Талдуринский— р. Атбажи

траверс

пер. Надежда — вер. Маашей-Баши, N50° 03.788' E87° 34.071', 4169 м. (4177) — пер.60 лет. Октября — вер. Карагем-Баши, N50° 03.979' E87° 37.713', 3963 м. (3962) — пер. Латвийский сн-лд.

р. Абыл-Оюк — лед. Левый Карагем

Примечание: Координаты и высоты измерены GPS навигатором Garmin Etrex 30, указаны в системе координат WGS 84, в формате: Широта/Долгота ГГ° ММ.МММ', Высота м. Высота в скобках взята из классификаторов [1], [2].

1.6. Список участников

ФИО
Обязанности в группе Опыт

Год Рождения

Фотография

Бережной Роман Викторович
Хронометрист, фото- видеооператор
5Р (Центральный Кавказ, Северная Осетия)

1978

Власов Дмитрий Юрьевич
Рем. мастер.
5У (Центральный Кавказ, Домбай)

1977

Рогачев Игорь Анатольевич
Завхоз
5У (Центральный Кавказ, Северная Осетия)

1984

Шапотайло Александр Дмитриевич
Врач
5У (Центральный Кавказ, Северная Осетия)

1965

Шумилин Юрий Иванович
Руководитель
МС, 5Р (Ц.К.), 6У (Безенги)

1964

Языков Валентин Валентинович
Зам. Руководителя
МС, 6У (Центральный Кавказ, Безенги)

1958

1.7. Адрес хранения отчета

Отчет хранится в библиотеке Центральной МКК.

2. Содержание отчета

2.1. Общая идея похода

Посетить новый, для нас, район Алтая. Связать в один поход два хребта Северо-Чуйский и Южно-Чуйский и совершить восхождения на доминирующие вершины района Маашей-Баши в Северо-Чуйском хребте и Иикту в Южно- Чуйском хребте.

Воплотить давнюю мечту — пройти перевал Зеркало Красавицы (3Б).

Первопрохождение перевала осуществила группа из Воронежа под руководством Коровникова Р.И. в 1986 году.

В перечне классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ. Северо-Чуйский хребет. Под редакцией О.Л.Жигарева от 2007 г. [3]. Перевал указан как Зеркало Красавицы (Воронежцев).

2.2. Варианты подъезда и отъезда расположение погранзон, заповедников, других зон ограниченного доступа порядок получения пропусков дислокация ПСО, страховка

2.2.1. Подъезд и отъезд

Поезд Воронеж — Новосибирск (№123 ВЦ) проследовал по расписанию. Отправление со станции Воронеж-1, 19.07.14 в 17:50, прибытие

22.07.14 в 06:59 (по московскому времени). Время в пути двое суток 13 часов 9 минут. Билеты покупали на сайте http://rzd.ru за 45 дней до отправления. Места плацкартные, 4897,70 руб за билет.

На ж/д вокзале Новосибирска нас ожидал водитель микроавтобуса. Трансфер заказывали у Ивана Замчалова (http://www.bialtur.biysk.ru/, тел. (3854) 31-11-10, 8-960-939-1155, email: ivan@mail.biysk.ru,). Маршрут Ж/д вокзал Новосибирска — пос. Чибит (ЭКО туркомплекс «Кочевник», Олег, kochevnyk@yandex.ru, тел. 8-903-990-69-01, сайт http://eco-kochevnik.ru/). Стоимость 19000 руб.

Приехали в 2 часа ночи (здесь и далее по Новосибирску), заселились в 4- х местный домик (1600 руб. за сутки). Встали в 7.40 утра. Оставили на базе, на хранение, мешок с личными вещами (50 р. в сутки). О лошадях договорились заранее с Олегом. С утра нас ждал погонщик, лошади паслись рядом с базой. Заказали 3+1(для погонщика) лошади, до Нижнего Шавлинского озера. 1000 руб. за лошадь в день. Подъём считают как 4 дня (3 вверх и 1 вниз). Мы пытались договориться на 2 дня вверх + 1 вниз и нам сказали, что можно и так, но платить всё равно придётся за 4 дня. В общем, отдали 16000 руб.

На буханке, за 1000 руб., нас подкинули к Оройскому мосту, откуда мы и начали активную часть маршрута. Судя по расстоянию, сэкономили времени прилично. Мост пешеходный, платный, 100 руб. с человека.

Автомобиль на отъезд заказывали по спутниковому телефону (к сожалению, утерян). Машина Land Cruiser, до Карагемской поляны не доехала, дорога очень плохая и размыта рекой. До поляны ездят на грузовиках и очень немногие, просят порядка 24000 руб. Пришлось подниматься выше на 6 км вдоль реки Йолдоайры, но об этом в техническом описании. Стоимость до пос. Чибит (база «Кочевник») 14000 руб. Приехали поздно ночью. На следующий день позавтракали, сходили в баньку, пообедали и за нами приехал микроавтобус. Трансфер заказывали так же, у Ивана Замчалова. Стоимость 19000 руб. По дороге в Новосибирск микроавтобус Mercedes сломался (лопнул тормозной диск). Через полчаса на замену приехал другой автобус, очень оперативно — спасибо БиАлТуру.

Билеты на самолёт Новосибирск — Москва на 23 августа нам купили через интернет (по звонку из Чибита), рейс Аэрофлота SU1307. Вылет в 09:15, приземление в 10.35. Стоимость 7450 руб. за билет. Норма багажа 23 кг + 10 кг ручной клади, обошлось без перевеса. В Шереметьево нас ждал микроавтобус, на котором мы доехали до Воронежа. Быстро и удобно, стоимость 14000 руб.

2.2.2. Пограничная зона

Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты не входят в пограничную зону и для их посещения оформление пропусков не требуется.

2.2.3. Шавлинский заказник

При подготовке маршрута нам не удалось найти контактов для связи с управлением заказника. Пропуск не оформлялся. На маршруте не встретили ни одного егеря и ни одного упоминания о заказнике.

Небольшая историко-географическая справка: Шавлинский заказник создан в 1981 году на площади 328881 га (3.5 от территории республики) как зоологический резерват с режимом охраны охотничье-промысловых животных для увеличения их численности и пополнения смежных охотничьих угодий за счет естественного расселения животных. В 1992 г. он был преобразован в комплексный биологический заказник. В 2000 г. срок его действия был закончен, но в 2002 г. постановлением Правительства РА № 242 госзаказник вновь восстановлен в прежнем статусе и границах. Заказник находится на территории трех административных районов – Кош-Агачского, Онгудайского, Улаганского. Он расположен в центре наиболее высокогорной части республики. По физико-географическому районированию территория заказника входит в состав Центрально-Алтайской провинции и занимает северо-западную половину Северо-Чуйского, восточную часть Катунского и крайнюю юго- восточную часть Кадринского физико-географических районов.

Подробнее о Шавлинском заказнике здесь: http://www.ekologia- ra.ru/osobo-ohranyaemye-prirodnye-territorii/zakazniki/

2.2.4. Регистрация в ПСО МЧС

Главное управление МЧС России по Республике Алтай. Алтайский ПСО, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный 12. Дежурный Алтайского ПСО, тел.(388-22) 2-29-14.

Сайт: http://www.04.mchs.gov.ru

В соответствии с рекомендациями, изложенными на сайте Главного Управления МЧС России по Республике Алтай:

http://www.04.mchs.gov.ru/document/1377967, мы отправили заявку по почте raltspas@mail.ru, за 10 дней до выхода на маршрут.

Из Бийска, по телефону, подтвердили выход на маршрут. При отъезде из пос. Чибит, по телефону, снялись с учёта.

2.2.5. Страховка

Пришлось побегать. Никто не хочет страховать туристов в Воронеже. Застраховались в «Ренессанс страхование».

Программа страхования: «GVA 30 Active для частных лиц» Страховая сумма $30000.

В страховке записано: «Страховым случаем признаётся событие, произошедшее в результате занятия Застрахованным лицом активным отдыхом / зимними видами отдыха».

Сумма страховки на 6 человек 11165руб.

По заявлению страховщиков, спортивный туризм подпадает под эту программу страхования, вплоть до эвакуации вертолётом (в случае отсутствия других возможностей). Но при этом не оплачиваются поисковые работы. В любом случае, ничего лучше в Воронеже мы найти не смогли.

2.2.6. Связь на маршруте

Для связи использовался спутниковый телефон Thuraya XT. SIM карты было две. Thuraya, провайдер GTNT (http://www.gtnt.ru/), со 100 бесплатными минутами по акции, и Билайн от мобильного телефона с настроенным роумингом (первая входящая минута 17 рублей + 9 минут бесплатно).

На связь с Воронежем выходили один раз в три дня. Связь с А. Ярошевским (ЦМКК) один раз в семь дней.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

2.3.1. Аварийные выходы

С северных склонов перевалов Абыл-Оюк (1Б), Зелинского (2Б), Красавица (3А), Зеркало Красавицы (3Б) выход через ущелье Шавла, Ештыкол на перевал Орой и дальше в посёлок Чибит. От Нижнего Шавлинского озера есть возможность нанять лошадей. Ориентировочно спуск 1.5-2 дня.

С южных склонов перевалов Красавица (3А) и Зеркало Красавицы (3Б), с южного склона перевала Зелинского (через перевал Туманный Северный (2А)), выход на Карагемскую поляну. Заказ автомобиля. Ориентировочно спуск 1.5-2.5 дня.

Из ущелья Оштуайры и западных склонов перевалов Плечо Иикту (3А) и Ювента (3Б) выход через перевал Талдуринский (1Б*) в ущелье Талдура. Заказ автомобиля в верховье ущелья. Ориентировочно спуск 2 дня. Или по ущелью Оштуайры, Караайры, Карагем на Карагемскую поляну. Заказ автомобиля. Ориентировочно спуск 2-3 дня.

С западных склонов перевалов Плечо Иикту (3А), Ювента (3Б) и пика Иикту (3А) выход на ледник Большой Талдуринский в ущелье Талдура. Заказ автомобиля в верховье ущелья. Ориентировочно спуск 1-1.5 дня.

С траверса (пик Маашей-Баши — пик Карагем-Баши) спуститься к Карагемской поляне. Заказ автомобиля. Ориентировочно спуск 1.5-2.5 дня.

2.3.2. Запасные варианты

Для оценки заявленных, запасных вариантов прохождения маршрута, предлагаю ознакомиться с таблицами из маршрутной книжки.

Вырезка из заявленного графика движения:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Пер. Красавица (3А)

Днёвка/запасной день

13-

ПП (пер. Зеркало Красавицы — радиально вер. Красавица — радиально вер. Сказка) (3Б)

05.08-

18-

Пер. Цветной (1А) -р. Камрю — р. Карагем -р. Оштуайры - лед.Оштуайры

21-

ПП (пер. Ювента, радиально пик Иикту) (3Б)

11.08-

24-

Пер. Перемётный (1Б) — р. Атбажи— р. Йолдоайры — р. П. Карагем

27-

ПП траверс (пер. Надежда — пик Маашей-Баши — пер. 60-лет Октября) (3А)

Подход под Ю. Стену Карагем-Баши

18.08-

31-

ПП траверс (пик Карагем-баши с Ю. (первопроход) - пер. Латвийский — пер. Тамма — пер. Маашей — пер. Актру — пик Актру) (3Б)

Заявленный график движения по запасному варианту:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Пер. Мечта (2Б)

13-

ПП (Траверс (пер. Крутой З. — пик Мечта — пер.Мечта) (3А)

13-

ПП (пер. Мечта - радиально пик Мечта) (2Б)

21-

ПП (пер. Плечо Иикту, радиально пик Иикту) (3А)

Пер. Талдуринский 1Б*

27-

ПП траверс (пер. Надежда — пик Маашей-Баши — пик Карагем-баши— пик Студентов — пик Юностью — пик Актру) (3Б)

27-

траверс завершаем пер. 60 лет Октября или пер. Тамма, со спуском на лед. Маашей или пер. Маашей со спуском на лед. Актру (3А-3Б)

10-21

2.4. Изменения маршрута и их причины

2.4.1. Вершина Красавица, радиально, с перевала Зеркало Красавицы

Попытка радиального восхождения на вершину Красавица была предпринята 4 августа с перевала Зеркало Красавицы. Вышли из лагеря поздно, в 12.00. Провесили три перильных верёвки до начала скальной стены и 5 верёвок по 25-45 метров по скалам. Практически дошли до выхода на ледовый склон. К этому моменту часы показывали 17.00. Приняли решение прекратить восхождение и начали спуск. При спуске были проблемы с продёргиванием верёвок, скалы представляют собой перьевые выступы, в которых застревала верёвка.

Фото 2.4.1.1 Вершина Красавица, с востока

Из-за отсутствия информации, на этапе подготовки к маршруту, мы недооценили техническую сложность и протяжённость препятствия и поэтому неправильно рассчитали силы и время. Вышли на маршрут очень поздно, это было связано с напряжённым предыдущим днём (более 16 часов работы).

2.4.2. перевал Цветной 1А

Перевал Цветной (1А) не пройден. Перевал находится в южном отроге вершины Красавица. При подготовке к маршруту мы не смогли найти описание перевала и ориентировались на точку, указанную на карте [5] и наличие его в классификаторе [1]. Перевал был запланирован для сокращения пути к заброске.

Перевал, вероятно, получил своё название из-за цветного (рыжего) выхода скал в области седловины и склонов, ведущих к ней. Со стороны Правого Камрю подъём на седловину просматривается и выглядит логичным, хоть и не очень приятным — это длинный, крутой, осыпной кулуар.

Фото 2.4.2.1 Перевал Цветной (1А), с запада

После прохождения перевала Зеркало Красавицы нами было предпринято две попытки прохождения перевала. Первая попытка при условии плохой погоды, в дождь и туман, в день спуска с Зеркала Красавицы. Здесь мы ошиблись и пытались залезть на небольшой отрожек. Поднимались, пока не уткнулись в скалы, требующие лазания со страховкой.

На второй день мы зашли за отрожек и подошли к взлёту на перевал. Здесь было два варианта подъёма на хребет, мы выбрали правый (по ходу), как наиболее логичный и безопасный. Поднявшись на гребень, мы оказались в месте, откуда спуск в сторону Правого Камрю был исключён. Он представляет собой крутые, осыпные скалы и ниже сбросы из конгломерата. Пришлось спуститься к исходной точке.

Фото 2.4.2.2 Перевал Цветной (1А), с востока

Подъём влево (по ходу) выглядит крайне камнеопасным и категорией выше, чем (1А). Мы приняли решение спуститься к стрелке Правого и Левого Камрю, а оттуда радиально сходить за заброской, оставленной на озере, под перевалом Красавица.

2.4.3. Протяжённое препятствие (3Б). Перевал Ювента + пик Иикту радиально

Пройден запасной вариант — протяжённое препятствие (3А), перевал плечо Иикту + пик Иикту. Мы не решились на прохождение спуска с перевала Ювента (3Б) по нескольким причинам. Одна из них — слабая информационная подготовка, не смогли найти описание прохождения перевала. У нас были только фотографии, присланные О.Л. Жигаревым, с указанным пути прохождения. Современных фотографий и данных не было. Вторая — невозможность оценить состояние склона на месте, поскольку определяющий склон был заложен на спуск. Сверху склон не проглядывается. Третья причина - отставание от графика на 3 дня, в связи с этим ограниченный продуктовый запас и выбор — два дня на восхождение на пик Иикту и спуск с перевала Ювента (3Б) или один день на пик Иикту и спуск с перевала Плечо Иикту (3А).

Оценка восточного склона перевала Ювента, после спуска с перевала Плечо Иикту (3А), показала, что склон небезопасен и требует тщательной подготовки и наблюдения перед его прохождением. Рекомендации даны в п.2.10 данного отчёта.

2.4.4. Изменения в траверсе вершин Маашей-Баши Карагем- Баши Актру

В изначальном плане маршрута в заключительную часть похода было заложено два траверса. На втором траверсе планировалось первопрохождение на пик Карагем-Баши по южному ледопаду. В ЦМКК, при выпуске, нам выдали рекомендацию: восхождение на Карагем-Баши по западному гребню. И основным стал заявленный запасной вариант с траверсом (пер. Надежда — пик Маашей-Баши — пик Карагем-баши — пик Студентов — пик Юность - пик Актру) (3Б).

Отставание от графика при выходе на траверс составило 4 дня. Временные рамки, резкое изменение погоды (снегопад, туман на спуске с Карагем-Баши) не позволили закончить заявленный маршрут. И мы, после прохождения участка: пик Маашей-Баши — пик Карагем-Баши, пропустив оставшуюся часть: пик Студентов — пик Юность — пик Актру, спустились на Карагемскую поляну. Пройденная часть, в техническом плане, является основной частью заявленного траверса. И по нашей оценке соответствует (3А) категории сложности.

2.5. График движения, высотный график маршрута

23.07.14

пос. Чибит — р. Орой — пер.Орой (н/к) — р. Ештыкол

14,04

перемен. обл., вечером кратковр. дож.

24.07.14

8,4

179 + 235 (за заб.)

26.07.14

заброска за пер. Абыл Оюк (1Б) (данные в одну сторону)

6,6

1,32

перем. обл

02.08.14

наблюдение за перевалом, обработка маршрута

не учит.

к вечеру небольшой дождик

03.08.14

подъём на пер. Зеркало Красавицы (3Б)

2,52

р. Камрю — р. Карагем, переправа

6,84

150 + 155 (перепр.)

пер. обл./после обеда кратк. дождь

10.08.14

р. Абыл-Оюк

8,76

17.08.14

за заброской под пер. Абыл-Оюк, полуюнёвка

3,96

пасмурно, туман, осадки

18.08.14

Траверс (пер. Надежды — пер.Маашей- Абыл Оюк)

6,24

19.08.14

Траверс (вер. Маашей-Баши —пер. 60 лет Октября)

3,12

20.08.14

Траверс (вер. Карагем-Баши —лед. Левый Карагем) (3А)

8,64

Новосибирск — самолёт —Москва — трансфер — Воронеж

ИТОГО:

208,2

• С учетом горного коэффициента 1,2.
  • Радиальные части маршрута учтены в одном направлении.
  • Выходы за заброской считались в одну сторону.
  • Участки маршрута, пройденные пройденные дважды, не учитывались.
  • Пропуски в GPS треках учтены как прямые.

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута

2.6.1. День 1-4, 19-22 июля. Воронеж поезд Новосибирск трасфер

Описание подъезда дано в главе 2.2.1.

2.6.2. День 5, 23 июля. Посёлок Чибит р. Орой перевал Орой (н/к) —р. Ештыкол

Приехали в пос. Чибит в 2 ночи. Разбудили администратора. Заселились в домик на 4-х (2-е спали на полу). Встали в 7.40. Позавтракали. Загрузили лошадей (три грузовых плюс одна для коневода) и караван отправился в путь. А нас, на буханке, довезли до Оройского моста через реку Чуя. В 10.57 начинается активная часть нашего путешествия. Поднявшись чуть выше мы встретили местного, который объяснил нам, что мост платный — 100 руб. с человека.

Фото 2.6.1 Оройский мост

Погода приятная для подходов, пасмурно, без дождя. Тропа, набитая лошадьми, петляя выводит на устьевую ступень р. Орой. Идёт по правому берегу (орогр.). Дальше переходим на левый берег и движемся по пологой тропе. С 13.55 до 15.40 останавливаемся на обед. Дальше тропа выводит на «дорогу», ведущую по хребту. Идём по ней вправо. Пройдя немного вдоль хребта, нужно вовремя свернуть влево к р. Ештыкол, тропа здесь может теряться в траве, поскольку местность подболочена. В 18.10 выходим на перевал Орой (н/к). В 19.07 доходим до места у ручья, пригодного для установки лагеря.

Фото 2.6.2 Радуга у р. Ештыкол

Ставим лагерь. Находят тёмные тучи и накрапывает дождик. Алтай встречает нас радугой.

2.6.3. День 6, 24 июля. Р. Ештыкол р. Шавла

Выходим в 7.18. По тропе доходим до реки Ештыкол, переходим приток и дальше тропа идёт левым берегом реки Ештыкол до ущелья Шавла.

По дороге встречается несколько оборудованных мест для стоянки, в лесу, на притоках Ештыкола. Не доходя до стрелки рек Ештыкол и Шавла, тропа по дуге заходит в ущелье Шавла. Делаем 6 ходок и в 13.08 останавливаемся на обед. В 14.43 продолжаем путь. По дороге нас догоняет погонщик с нашими лошадьми. В 17.45, через 3 ходки, не дойдя до Нижнего Шавлинского озера, решаем остановится на ночлег, на оборудованных стоянках. Вечером мимо лагеря проезжает наш погонщик, спускающийся с Нижнего Шавлинского озера. Сообщает, что заброску оставил на берегу, у бани, под присмотром.

Фото 2.6.3 Река Ештыкол

Фото 2.6.4 Река Шавла

2.6.4. День 7, 25 июля. Шавлинские озёра

Выходим в 6.37 и в 7.13 подходим к Нижнему Шавлинскому озеру.

Фото 2.6.5 Нижнее Шавлинское озеро

Разбираем заброску, распределяем по участникам. Часть оставляем, чтобы вернуться за ней после обеда. В 8.39 выходим. Идём по тропе по правому берегу озера. Поднимаемся к Среднему Шавлинскому озеру в 11.00. Обходим его по левому берегу. Сразу за ним идёт Верхнее Шавлинское озеро. В верхней части озера скальный прижим, его обходим сверху. Спустившись с прижима к ручью, ставим лагерь в 12.12.

Фото 2.6.6 Среднее Шавлинское озеро

Пообедав, в 14.40 вышли за заброской. Вниз шли налегке, дошли за две ходки по 50 мин. Обратно с заброской сделали 3 ходки по 45 мин. Вернулись в лагерь в 19.20. Завхоз распределил продукты по заброскам. Заброска 1 остаётся на месте, она предназначена для участка с перевалом Зеркало Красавицы. Заброску 2 мы заберём с собой и через перевалы Зелинского и Туманный Северный занесём на озеро под перевалом Красавица, она предназначена для участка маршрута в Южно-Чуйском хребте. И заброску 3 мы завтра должны отнести за перевал Абыл-Оюк, она предназначена для заключительной части похода — траверса пиков Маашей-Баши, Карагем-Баши и Актру.

2.6.5. День 8, 26 июля. Заброска через перевал Абыл-Оюк (1Б)

Валентин остаётся присматривать за лагерем. Выходим с заброской в 8.00. Пересекаем два рукава реки по брёвнам, идём к правому борту ущелья. Здесь, в лесочке, расположено множество оборудованных мест для стоянок. Стоит несколько лагерей. Поднимаемся на вал и движемся в сторону перевала. Проходим живописное озерцо, попутно наслаждаясь видами. Выходим на ледник и попадаем в цирк перевалов Абыл-Оюк, Крутой Западный, Мечта.

Фото 2.6.7 Верховье Шавлы

К 11.40 подходим к перевальному взлёту, и в 12.00 начинаем подъём.

Фото 2.6.8 Перевал Абыл-Оюк (1Б), с северо-запада

Перевальный взлёт представляет собой изогнутый слева на право снежник. В верхней части оканчивается неприятным ледком. Здесь мы переходим влево, по ходу, к скалам и по ним, в 13.02, выходим на седловину перевала Абыл-Оюк (1Б).

На перевале сняли записку группы туристов ГТК МГУ (г. Москва), в составе 4х человек, под рук. Фрейман (Сидоровой) С.В., 3 к.с., от 26.07.14.

Собственно, группу мы встретили, когда поднимались на перевальный взлёт — они шли на спуск.

Фото 2.6.9 На перевале Абыл-Оюк (1Б)

Съев порцию шоколада и написав записку, мы спустились с перевала в сторону ущелья Абыл-Оюк. Здесь, под перевальным взлётом, у скал оставили заброску в мешках, прикопав её снегом. Погода начала портиться, пошёл снег с крупой. Быстро собравшись, мы поднялись обратно на перевал и в 15.00 начали спуск. В лагерь вернулись к 18.00.

2.6.6. День 9, 27 июля. Подход под перевал Зелинского

Вышли в 7.16. Поднялись по тропе на моренный вал, на развилках выбирая правую тропу. Далее по левобережной морене выходим на ледовое плато.

Фото 2.6.10 Подход под перевал Зелинского (2Б)

Подходим к ступени ледопада в 11.03 и становимся на обед. В 12.29 выходим и в 13.06 начинаем работать на подъём. Вешаем 3 верёвки. Крутизна склона 35-40 градусов. Все станции на двух ледобурах. Выходим на ледовое плато цирка перевала Зелинского. Дальше идём двумя связками в сторону перевального взлёта. В 16.21 становимся на ночёвку.

Фото 2.6.11 Перевал Зелинского (2Б), ступень ледопада

2.6.7. День 10, 28 июля. Перевал Зелинского (2Б), перевал Туманный Северный (2А)

Выходим в 7.14. Подходим под взлёт, начинаем движение вверх. Склон снежный. В верхней части провесили одну верёвку 35 метров. Станция на двух ледобурах. В 8.10 на перевале Зелинского (2Б). Записку не нашли, тур был пустой.

Фото 2.6.12 Перевал Зелинского (2Б), перевальный взлёт, с северо- востока

Фото 2.6.13 На перевале Зелинского (2Б)

В 8.49 начали спуск на юго-запад. Склон — разрушенные скалы. Идём плотной группой по террасам. Спустившись к леднику в 10.16, решаем пообедать. В 11.46 продолжаем движение, пересекаем ледник в сторону следующего перевала.

Фото 2.6.14 Перевал Туманный С. (2А), северо-запада

Состояние снежного склона позволяет зайти на перевальный взлёт без страховки и в 13.43 мы выходим на седловину перевала Туманный Северный (2А).

На перевале снимаем записку группы туристов г. Рязани т/к «Theleos», «Вибр», «Альтаир» в составе 8 человек, под рук. Ермакова А.С., 3 к.с., от 14.08.13.

Фото 2.6.15 На перевале Туманный Северный (2А)

В 14.22 начинаем спуск. Вешаем вниз две верёвки. Склон снежный. Обе станции на скальных выступах, расходные петли. В 15.10 заканчиваем спуск. Дальше по леднику сначала держимся правее, а затем пересекаем его к левому борту. Начинается дождь. Выходим на морену, и спускаемся к двум красивым бирюзовым озёрам. В 16.58 ставим лагерь.

Фото 2.6.16 Перевал Туманный Северный (2А), с юго-востока

2.6.8. День 11-12, 29-30 июля. Непогода, вынужденная днёвка

Два дня непогода. Туман. Мокрый снег усыпает все склоны вокруг. Пейзажи белеют, приходит зима. В просветы между зарядами удаётся сделать красивые кадры. К вечеру 30 июля погода начинает налаживаться, снег тает.

Фото 2.6.17 Озеро под перевалом Красавица

2.6.9. День 13, 31 июля. Перевал Красавица (3А)

Выходим в 5.42. Подходим к ступени ледопада по моренным валам. Одеваем кошки и, сначала по центру, а затем забирая влево, по ходу, поднимаемся к верхней части ледопада. Здесь вешаем две верёвки и выходим на верхнее снежное плато. Станции на двух ледовых бурах.

Фото 2.6.18 Перевал Красавица (3А), ступень ледопада, с юга

В 8.14 продолжаем движение по плато к перевальному взлёту Красавицы. В 10.06 начинаем вешать верёвки. Две верёвки со станциями на снегу, два ледоруба и снежная лопата. Третья верёвка до седловины. Станция на двух ледобурах. В 11.50 выходим на седловину. Седловина снежная, с мульдой, в которой можно укрыться от ветра.

Снимаем записку группы туристов МГУТК (г. Москва), под рук. Кузина М.А., от 03.08.13.

Фото 2.6.19 Перевал Красавица (3А), перевальный взлёт, с юга

Фото 2.6.20 На перевале Красавица (3А)

Для спуска проходим на восток по седловине, под скальные склоны вершины Красавица. В 12.26 начинаем вешать верёвки вниз. Провесили шесть верёвок. Пять на станциях на льду, на двух ледовых бурах (лоханки, под станции, рыли глубиной 50-70 см.). Шестая верёвка — на снежной лопате. Направление держали правее, чтобы обойти бергшрунды в нижней части.

Фото 2.6.21 Перевал Красавица (3А), перевальный взлёт, с севера Ледопад прошли в связках, петляя от левого борта до середины и обратно. Ледопад в 2 ступени.

Фото 2.6.22 Перевал Красавица (3А), ледопад, с севера

Пройдя ледопад, в 16.00 остановились на обед и в 17.42 продолжили спуск. Спустились к озерцу, расположенному под ледником, стекающим с перевала Красавица. В 18.50 начали ставить лагерь. Пошёл сильный дождь. Дежурные разносили ужин по палаткам.

2.6.10. День 14, 1 августа. Подход под перевал Зеркало Красавицы.

Наблюдение

Встаём в 7.00. Завтракаем и бежим за заброской. За час обернулись. Завхоз распределяет продукты. Моемся, стираемся и сушимся — погода позволяет.

Выходим в 14.37. К 16.00 подошли к мутному озеру у начала ледника. С озера вспугнули утку. Она, сделав над нами два круга, улетела в сторону Нижнего Шавлинского озера. Первый раз видим утку на такой высоте, 2450 метров.

Рассмотрев возможные варианты ночёвок, решили остановиться здесь. Чистая вода — на леднике. Начинаем наблюдение за Зеркалом Красавицы. Поздно вечером, по правому борту (орограф.), в нижней части Зеркала, была небольшая лавинка.

Фото 2.6.23 Под перевалом Зеркало Красавицы

2.6.11. День 15, 2 августа. Наблюдение и обработка нижней части перевального взлёта Зеркала Красавицы

Валентин вёл наблюдение за перевалом из лагеря. А остальные, в 9.00 вышли на обработку маршрута. В 10.00 подошли к бергшрунду. Для подъёма выбрали правый, по ходу, вынос. Бергшрунд практически полностью засыпан снежным выносом. Дальше, вдоль жёлоба, рубили ступени в фирне до скального выхода. В итоге провесили четыре верёвки. Первая на лопате, склон 35-40гр. Вторая на двух крючьях на выходе скал, под ледопадом, склон 35-40 гр. Две на ледовых бурах в обход языка ледопада, вправо по ходу, склон 35-50гр. В 12.30 начались осадки, снег с дождём. Спустились в лагерь.

Празднуем день рождения Валентина, 56 лет.

2.6.12. День 16, 3 августа. Перевал Зеркало Красавицы (3Б)

Подъём в 1.00. Завтракаем и выходим в 2.45. Подошли к бергшрунду и в 4.30 начинаем подъём. Подход затянулся из-за аварии с кошкой у участника. Поднялись по провешенным перилам, 1-2-3-4-ая верёвки.

Первым работает Дмитрий. Вешаем 5-6-7-8-ую верёвки вдоль жёлоба, левым (орограф.) бортом ледника, прижимаясь к нему. Станции на двух ледовых бурах. Склон 40-50 гр.

9-10-ая верёвки косым траверсом, с выходом на центр ледопада. Станции на ледобурах, с несколькими промежуточными.

Фото 2.6.24 Перевал Зеркало Красавицы (3Б), ледопад

11-ая верёвка с двумя промежутками на ледобурах, уходим опять к левому борту и вылазим на верхнюю часть ледника, станция на ледорубах (глубокий снег).

12,13-ая — вдоль центрального желоба, станции на двух ледобурах, склон 40-50 гр. Солнце освещает склон перевала, снег начинает мокнуть.

14-15-16-ая верёвки дальше вдоль желоба, станции на снегу на двух ледорубах, склон 40-45 гр. На 16-й верёвке меняется лидер, теперь впереди Игорь.

17-18-ая — одна нарощенная верёвка. Снег рыхлый и глубокий, делать станцию не было смысла, решили наращивать до льда. Станция на двух ледобурах в верхнем бергшрунде, склон 30-35 гр. Этот участок, по нашему мнению, наиболее опасен. Склон начал прогреваться, снега много. Есть вероятность схода лавины. Этот участок желательно успеть пройти до освещения склона солнцем (с 12-13.00)

Фото 2.6.25 Перевал Зеркало Красавицы (3Б), работа

В бергршрунде можно организовать сидячие ночёвки, относительно безопасные. Со склонов вершины Сказка постоянно сходят микролавины мелкими комочками. Это результат обильных снегопадов, выпавших за три дня до этого. Опасности они не представляют.

19-20-21-22-23-ая верёвки по льду, который укрыт тонким слоем снега (5-10 см.). Лидер — Игорь, идёт без рюкзака. Рюкзак поднимаем отдельно. Станции на двух ледовых бурах. Склон 50-55 гр. Выход по центру на низшую точку седловины, выглядит небезопасным из-за нависания карнизов со стороны Красавицы. Вышли сразу в мульду на склоны вершины Сказка. Завершаем подъём на перевал в 19.19. Время работы примерно 16 часов. Поработав лавинной лопатой в мульде, за полчаса подготовили отличные площадки.

Фото 2.6.26 Перевал Зеркало Красавицы (3Б)

Фото 2.6.27 На перевале Зеркало Красавицы (3Б)

Две палатки отлично поместились и мы разместились со всеми удобствами. Ночёвки шикарные и безопасные, с удивительным видом на Шавлинские озёра.

Тура на перевале и окрестностях обнаружить не удалось. Свою записку оставили в скалах на ребре вершины Красавица.

2.6.13. День 17, 4 августа. Попытка восхождения на вершину Красавица

Подъём в 9.00. После вчерашнего медленно раскачались, позавтракали, собрались и вышли в 12.00. Три перильные верёвки до скального взлёта. Скалы крутизной от 70 до 85 гр. 4 верёвки по 30 метров с промежутками. Пятая верёвка 50 метров, с промежутками. Промежутки на закладках и крючьях, станции на двух крючьях. Остаётся 10 метров до выхода на лёд.

Фото 2.6.28 Попытка восхождения на вершину Красавица

В 17.00 решили прекратить восхождение. Недооценили техническую сложность восхождения и неправильно рассчитали время. Погода хорошая, но есть предпосылки для ухудшения, рядом ходят грозовые тучи. Получили проблемы на спуске, при продёргивании. Верёвки цепляются за перьевые скалы, приходится лазить расправлять и дёргать по новой.

2.6.14. День 18, 5 августа. Вершина Сказка

Подъём в 7.00, выходим в 9.00. Движемся по западному гребню вершины Сказка.

1-ая верёвка, от лагеря, с наращиванием + 10 метров, станция на льду, два ледобура.

2-ая — по скальному ребру, станция на скальном выступе.

3-я — 15 метров траверса по скальному ребру, промежуточный ледовый бур, вверх 30 метров по снежнику. Крутизна склона до 45 гр.

4-ая верёвка — на предвершину, станция на скальном выступе.

Предвершина — небольшое плато, с которого дальше идёт траверс к вершине.

Фото 2.6.29 Восхождение на вершину Сказка

5-ая верёвка — от скального выступа, 30 метров, станция на двух ледовых бурах.

6-ая верёвка — до скального выступа под вершиной. Здесь расположен тур.

Сняли записку группы траверсантов экспедиции альпинистов г. Лысьвы в составе: Балюкин В.А., Чочиа П.А., Каменских В.К. Главный траверс, движение в сторону пика Мечта, от 24.07.05. http://www.alpklubspb.ru/persona/balyukin.htm.

Выход на снежную вершину — верёвка 10 метров. На вершине в 11.50.

Фото 2.6.30 На вершине Сказка

Спуск по пути подъёма. В лагере в 13.10. Спуск последнего с нижней страховкой.

2.6.15. День 19, 6 августа. Спуск с перевала Зеркало Красавицы (3Б). В поисках перевала Цветной (1А)

Начали спуск в 8.50. Две верёвки горизонтальных перил, на скользящем проходим до перевальной седловины. Седловина представляет собой снежный гребень.

Вниз 9 верёвок, склон снежный 40-45 гр. Первая верёвка на лопате до скальной пробки. Дальше три верёвки, станции на скальных выступах, крючья и расходные петли.

Погода пасмурная, спускается туман.

Станции стараемся делать за скальными выходами, укрываясь от боковых кулуаров.

Оставшиеся 5 верёвок, станции на двух ледорубах и снежной лопате.

Продёргиваем снежной лопатой.

Фото 2.6.31 Перевал Зеркало Красавицы (3Б), с юга Спуск заканчиваем в 14.00.

Идём по леднику держась правого борта, присматриваем заход на перевал Цветной.

В 14.40 останавливаемся на обед. Начинается дождь. В 16.14 выходим.

В 16.40 пробуем подняться в, логично выглядящий, кулуар. В 18.00 упираемся в скальный участок, где требуется вешать верёвки, совсем не 1А, и спускаемся вниз. Пересекаем ущелье до левого борта и в 19.00 становимся лагерем на оборудованных стоянках, расположенных на озере под ледником.

2.6.16. День 20, 7 августа. Поиск пер. Цветной (1А). Р. Камрю

Выходим в 9.34. Ищем перевал. Подробно поиски описаны в пункте 4.4.2 данного отчёта. В 13.53 поднимаемся на гребень южного отрога вершины Красавица. Просматриваем западные склоны. Они не пригодны для спуска — крутые осыпные скалы, а ниже сбросы из конгломерата.

Фото 2.6.32 В поисках перевала Цветной 1А, на хребте

Решаем закончить поиски и спускаемся вниз. За заброской сходим радиально.

В 18.28 спускаемся на стрелку слияния Левого и Правого Камрю. Становимся на ночёвку. Здесь, на полянах, множество свежих следов присутствия медведей.

2.6.17. День 21, 8 августа. За заброской к озеру, под пер. Красавица. Спуск к озеру Камрю

В 7.38 выходим за заброской. До озера добираемся за две ходки к 9.38.

Забираем заброску и к 11.30 возвращаемся в лагерь.

В 14.27 начинаем движение вниз. Переходим Правый Камрю, находим тропу и по ней, по правому берегу реки Камрю, спускаемся к озеру. По дороге встречаем одинокого путешественника из г. Калининграда, идущего вверх.

В 16.54 ставим лагерь у озера Камрю.

Фото 2.6.33 Озеро Камрю

Празднуем день рождения Романа, 36 лет.

2.6.18. День 22, 9 августа. Р. Камрю р. Карагем. Переправа через р.Карагем

В 7.00 выходим. В 8.52 подходим к стрелке рек Камрю и Карагем. Ждём отставших Игоря и Валентина. У Валентина проблемы с коленом. Валентин принимает решение пропустить часть маршрута через Южно-Чуйский хребет и идёт нас ждать на Карагемскую поляну. По спутниковому телефону согласовываем изменения в составе группы с ЦМКК (Ярошевский А.).

В 10.42 продолжаем движение вниз по Карагему впятером. По дороге собираем грибы.

В 13.04 становимся на обед рядом с предполагаемым местом переправы через Карагем. Чуть выше стрелки рек Карагем и Караайры.

В 15.00 начинаем работать над переправой.

Фото 2.6.34 Подготовка переправы через Карагем

Бросаем, привязанный к верёвке, ледовый инструмент, пытаясь им зацепиться за валежник на противоположном берегу. С «эндцатой» попытки нам это удаётся. Игорь переходит реку на маятнике, с двумя страховками.

Переправу организовываем чуть выше по течению. Для этого снова приходится бросать верёвку на противоположный берег. Верёвки для переправы крепим на деревьях.

Начинается дождь. Переправляемся сами, рюкзаки отдельно. В 17.35 переправу сняли.

Отходим чуть дальше в лесок и ставим лагерь. Лес горелый. Осматриваем на берегу охотничий домик. Его подмыло и с краю, в полу, видно реку.

Фото 2.6.35 Переправа через реку Карагем

2.6.19. День 23, 10 августа. Р. Караайры р. Оштуайры

В 7.47 выходим. Идём по лесу в ущелье Карайры, забирая левее вверх. Тропы звериные, то теряются, то появляются. Обходим каньон. Дальше спускаемся к реке и движемся по камням вдоль воды, по правому берегу. Иногда выходим в зону леса, чтобы обойти прижимы. В лесу находим только звериные тропы.

Ущелье рек Караайры и Оштуайры примечательно своей дикой красотой и редкой посещаемостью. Здесь не прослеживаются туристские тропы, только звериные. После обхода каньона, спустившись к реке, мы нашли две обглоданные головы Алтайских Козерогов (сибирский горный козёл) http://zverevedia.ru/katalog/k/kozyol_gornyi_sibirskii, с огромными рогами. Мы предположили, что их оставили охотники. Хотя, после нашего рассказа, водитель, который нас вывозил с Карагемской поляны, пугал, что это могла быть работа снежного барса, и что нужно быть предельно внимательными в тех местах и ходить группой, не разбредаясь по одиночке. К сожалению, нам не удалось увидеть, в живую, крупных животных, хотя следы их присутствия попадались часто. А ещё в этом ущелье мы нашли кусты красной смородины, с ягодами чёрного цвета. Интересный сорт, выведенный природой.

С 12.46 до 14.32 останавливаемся на обед.

Дальше путь особым разнообразием не отличается. По камням вдоль реки, по лесу в обход прижимов, правым берегом реки... одним словом — бездорожье.

В 18.18 останавливаемся рядом со стрелкой р. Оштуайры и её притока.

Ровняем площадки на камнях и ставим лагерь.

Фото 2.6.36 Ущелье реки Карайры

2.6.20. День 24, 11 августа. Подход под перевал Плечо Иикту

В 7.44 выходим. Поднимаемся в зону леса и обходим прижимы реки Оштуайры. В 11.49 останавливаемся на обед под языком ледника Оштуайры. Сушимся.

В 14.00 Собираемся выходить. Дима обнаруживает, что отсутствуют стойки от палатки. Они были закреплены снизу рюкзака. Включаем навигатор и идём по треку искать стойки. В 15.05 находим стойки на одном из привалов. Вывод — всё носите в рюкзаках. Возвращаемся к вещам и в 16.02 выходим дальше. Бараньи лбы обходятся слева, по ходу, вдоль ручья. Здесь нужно быть осторожными — летят камни с верхней части ледника. Дальше вдоль языка ледника подходим к центру и выходим на его тело. Поднимаемся на ступень и в

18.03 ставим лагерь.

Фото 2.6.37 Подход к перевалу Плечо Иикту

2.6.21. День 25, 12 августа. Подъём на перевал Ювента

В 6.04 выходим. Как наиболее безопасный, выбираем путь через скальную полку. Заход на неё через соседний снежный кулуар, слева по ходу. В 8.40 начинаем подъём по снежнику, бьём ступени. Подходим к скалам, начинаем вешать верёвки в 9.00. Первая верёвка косым траверсом влево и вверх, станции на двух крючьях внизу и на двух крючьях вверху, плюс один промежуток. Дальше 2-3-4-5-ая верёвки траверсом по полке вправо по ходу. Склон — скалы, местами прикрытые снегом. Три станции на крючьях (по два крюка) и пятая верёвка со станцией на двух ледовых бурах. Затем поднимаемся вдоль кулуара, образованного скальным ребром и ледником, стараясь держаться ближе к леднику. Провешиваем 6-7-8-9-10-11-12-13-ую верёвки, станции на двух ледобурах. Склон 40-45 гр., лёд, покрытый снегом. Начинается выполаживание и на седловину перевала Ювента выходим связка по связке, страховка через ледорубы.

Фото 2.6.38 Перевал Ювента и Плечо Иикту (3А), с запада

Фото 2.6.39 Перевал Плечо Иикту (3А), работа В 16.32 на перевале Ювента, ставим лагерь.

Фото 2.6.40 На перевале Ювента

2.6.22. День 26, 13 августа. Пик Иикту (радиально), спуск с перевала Плечо Иикту (3А). Ледник Большой Талдуринский

В 7.44 выходим. От перевала Ювента на ребро пика Иикту и перевал Плечо Иикту ведёт ледовый склон, укрытый снегом, крутизной 40-45 гр. Вешаем 1-2-3-ю верёвки, станции на двух ледовых бурах, 4-ая верёвка, станция на скальном выступе. Здесь расположена триангуляционная стойка и тур.

Сняли записку турклуба КПИ «Глобус», в составе 9 человек, 5 к.с., под руководством Моянськой Т.В., от 20.08.12.

Дальше, в связках, доходим до места, где начинается спуск с перевала Плечо Иикту (3А), в 10.40. Здесь находим странные следы. Кто-то поднялся на перевал Плечо Иикту радиально, со стороны ледника Большой Талдуринский, но дальше на вершину не пошёл, а вернулся по пути подъёма. Оставляем рюкзаки и начинаем радиальное восхождение на пик Иикту. Идём в связках по ребру. На последнем участке вешаем верёвки: 5-ая верёвка — нарощенная на 10-15 метров. Дошли до участка, где можно организовать станцию на льду — два ледобура. 6-ая верёвка, 25-30 метров, на вершину, станция на двух ледобурах.

На вершине пика Иикту в 12.54. Записку в туре не нашли. Вершина представляет собой небольшое снежное плато с выходами скал. В кои-то веки повезло с погодой на вершине и нам открывается необыкновенной красоты вид. Долго наслаждаемся.

Фото 2.6.41 На пике Иикту

В 13.50 начинаем спуск по пути подъёма. Проходим, две провешенные на подъём верёвки, и дальше, в связках, выходим к рюкзакам.

Немного приспускаемся и делаем станцию на льду. Вешаем 1-2-3-4-5-ую верёвки вниз. Склон не очень крутой, 35-40 гр., лёд, укрытый снегом. Затем 6-7 верёвки траверсом влево. И 8-ую верёвку вешаем вниз, в заключительной части преодолевая бергшрунд, высотой примерно в 1.5 метра. Все станции организовали на двух ледовых бурах. Спуск заканчиваем в 17.30. Дальше, по леднику Большой Талдуринский, движемся в связках, петляя между трещин. Пересекаем ущелье в сторону перевала Перемётный и выходим на озеро с ровными оборудованными стоянками, с зелёной травкой и цветами. В 19.50 ставим лагерь.

Фото 2.6.42 Спуск с перевала Плечо Иикту (3А)

Фото 2.6.43 Ледник Большой Талдуринский, пик Иикту

2.6.23. День 27, 14 августа. Перевал Перемётный (1Б). Р. Атбажи

В 7.44 выходим. По моренным отложениям, левым (орограф.) бортом, движемся в сторону ледника. На ледник заходим справа, по ходу, и подходим к перевалу Перемётный (1Б) в 12.33. Седловина ледовая. Перевал, вероятно, назван по виду ледника. Перемётный ледник перетекает из Талдуры в Атбажи.

Фото 2.6.44 Перевал Перемётный (1Б), с юга

Снимаем записку группы туристов г. Сочи, в количестве 6 человек, 4 к.с., под руководством Тимофеева Д.В., от 11.08.2014.

В 12.40 начинаем спуск. Придерживаясь правого борта, спускаемся с первой ступени ледника. Дальше пересекаем его ближе к левому борту и спускаемся на морену, в 13.25. Здесь останавливаемся на обед.

Фото 2.6.45 На перевале Перемётный (1Б)

Фото 2.6.46 Перевал Перемётный (1Б), с севера

В 14.45 продолжаем движение вниз. По дороге встречается поляна эдельвейсов. Идём по правому берегу реки Атбажи. Спускаемся с моренного вала. Тропу периодически теряем, но она здесь и не нужна. Перед озером Атбажи пересекаем реку на левый берег. Озеро стало для нас неожиданностью— оно не обозначено на карте [5], по которой мы ориентировались. На левом берегу находим тропу и дальше идём по ней. Она, петляя, приводит нас к левому борту ущелья. По оврагу спускаемся с устьевой ступени. Входим в зону леса и, сделав одну ходку, в 18.40, останавливаемся на ночлег.

2.6.24. День 28, 15 августа. р. Йолдоайры Карагемская поляна р. Абыл-Оюк

В 7.42 выходим и к 8.36 подходим к реке Йолдоайры. В самом конце спуска потеряли тропу и вышли к реке напрямую. Поискали переправу выше и ниже по течению. Не нашли. В месте, где река растекается на несколько рукавов, перебрасываем бревно через основной рукав. Через второй рукав бревно лежит. Сразу после переправы идёт набитая тропа вверх на борт. Не совсем понятно откуда она идёт, возможно есть переправа выше по течению. Тропа выводит на грунтовую автомобильную дорогу. Спускаемся по ней на Карагемскую поляну, в 9.44. Радостная встреча с Валентином. Сушимся. Жарим грибы (маслята), собранные по дороге. Обедаем и в 14.47 выходим.

Фото 2.6.47 Карагемская поляна

По хорошо набитой тропе, идущей левым бортом (орограф.) ущелья, в 16.15, подходим к реке Левый Карагем. Здесь река широко разливается и делится на несколько рукавов. Переобуваемся и переходим вброд. Дальше, по набитой тропе, по зоне леса, идём в ущелье Абыл-Оюк (Правый Карагем). Сделав пару ходок останавливаемся на ночлег. Время 18.00.

2.6.25. День 29, 16 августа. Р. Абыл-Оюк, озеро Абыл-Оюк

В 7.18 выходим. Поднимаемся по тропе, левым берегом Правого Карагема. Доходим до озера Абыл-Оюк и сделав ещё одну ходку, в 13.14 ставим лагерь. Место оптимальное для того, чтобы забрать отсюда заброску и выйти на траверс.

Фото 2.6.48 Озеро Абыл-Оюк

2.6.26. День 30, 17 августа. За заброской под пер. Абыл-Оюк

В 6.34 выходим. Погода пасмурная с признаками ухудшения. В 8.09 забираем заброску под перевальным взлётом Абыл-Оюка. Она лежит у скал, примерно в том месте где мы её прикопали.

В заброске обнаруживаем записку. Как оказалось, заброска вытаяла и разлетелась по склону. Привет и огромное спасибо группе клуба «Такт» (г. Томск) под руководством Кузнецова М.С., за собранную и уложенную заброску!

В 9.25 возвращаемся в лагерь.

Моросит дождь, туман. Делаем полуднёвку.

Фото 2.6.49 Перевал Абыл-Оюк (1Б), с юго-востока

2.6.27. День 31, 18 августа. Траверс (3А). Перевал Надежда пер. Маашей- Абыл-Оюк

В 6.34 выходим. Идём по морене, а затем выходим на пологий ледник.

Фото 2.6.50 Перевал Надежда

По нему подходим под перевальный взлёт. Перевальный взлёт комбинированный. Сначала идём по среднего размера осыпи (идти трудно, уезжает из под ног), затем переходим влево, по ходу, на снежник, по ступеням в фирне подходим к очередному скально-осыпному поясу и, пройдя его, в 13.40, поднимаемся на седловину перевала Надежда (2Б).

Сняли записку группы т/к «Надежда» г. Чебоксары, в составе 5 человек, под руководством Атачкина В.А., от 10.08.14.

На перевале есть две подготовленные площадки для палаток. В мульде расположено озерцо, покрытое льдом. Лёд пробиваем и набираем воду. Обедаем.

Фото 2.6.51 На перевале Надежда

В 15.26 выходим на траверс. Гребень широкий, снежный, местами со скальными выходами. Безопасный, идём без страховки.

Перед перевалом Маашей-Абыл-Оюк, в 16.46, провешиваем пол верёвки на спуск. Станция на снежной лопате.

Выходим на перевал в 17.08. Здесь, на скалах, есть места под палатки —ставим лагерь.

В туре нашли записку, снимать не стали: группа туристов г. Волжский, в количестве 6 чел., 5 к.с., под руководством Сейкина А.А., от 02.08.14.

Фото 2.6.52 Траверс, западное ребро Маашей-Баши

2.6.28. День 32, 19 августа. Траверс (3А). Вершина Маашей-Баши перевал 60 лет Октября

В 8.00 выходим в связках. Крутизна склона начинает повышаться. Провешиваем 1-ую верёвку. Дальше опять в связках, подходим к подъёму на плечо Маашей. Вешаем верёвки 2-3-ю, станции на льду. 4-ой верёвкой выходим на разрушенные, осыпные скалы, присыпанные снегом. Здесь нет возможности сделать станцию и мы наращиваем 5-й верёвкой до льда. 6-ая верёвка, выходим на плечо в 11.30. Станция на ледовых бурах. Здесь ровная площадка с прекрасным обзором. Её можно использовать для организации лагеря.

В 11.50 вешаем верёвки от плеча дальше к вершине 7-8-9-ая по ледовому склону, укрытому снегом. Станции на ледобурах. Дальше гребень выполаживается, начинаются огромные карнизы в северную сторону. Движемся двумя связками, стараясь держаться подальше от края. Вешаем еще 10-11-12-13- ую верёвки по гребню, станции на ледобурах. И дальше в связках выходим на вершину Маашей-Баши в 16.20. Тура поблизости не обнаружили.

Фото 2.6.53 Траверс, Маашей-Баши

Фото 2.6.54 На вершине Маашей-Баши

Сфотографировавшись и съев порцию шоколада, в 16.40 начинаем спуск в связках. По южному ребру спускаемся на снежное плато Маашей. В 17.55 ставим лагерь.

2.6.29. День 33, 20 августа. Траверс (3А). Вершина Карагем-Баши ледник Левый Карагем

В 8.13 выходим в связках. По снежному плато подходим к ребру вершины Карагем-Баши. Одну верёвку провесили через острый гребень, станция на двух ледобурах.

Фото 2.6.55 Траверс, Маашей-Баши, восточное плато

Дальше идём в связках и подходим к скальной стене. Несложное лазание, провешиваем перила, 2-ая верёвка (25 м.). Дальше движемся в связках. Подходим к небезопасному участку и проходим его связка по связке, со страховкой, стоящей связки, на ледобурах. 3-4-5-6-7-8-ая верёвки. Дальше на вершину провешиваем 3 верёвки перил, склон 35-40 гр., станции на ледобурах. В связках траверсируем к скальному выходу, находящемуся под вершиной.

Здесь расположен тур. Сняли записку группы туристов г. Новосибирск, г. Кемерово, г. Челябинск, г. Томск, г. Хабаровск , от 08.07.14. В составе 8 человек, под рук. Лучко М.И.

Ещё 25 метров верёвки до самой вершины. Станция на ледорубах. На вершину выходим в 14.18.

Фото 2.6.56 Траверс, Карагем-Баши, западное ребро

Фото 2.6.57 Траверс, Карагем-Баши

Фото 2.6.58 На вершине Карагем-Баши

Начинаем спуск. Провешиваем 3 верёвки перил по гребню. Гребень в виде гриба. 1-ая верёвка станция на двух ледобурах в трещине.

Фото 2.6.59 Вершина Карагем-Баши, восточное ребро

Фото 2.6.60 Юго-восточное ребро Карагем-Баши

2-3-ая верёвки станции на двух ледорубах. Дальше спускаемся в связках по юго-восточному ребру. Ниже ребро становится скально-осыпным.

Фото 2.6.61 Карагем-Баши, спуск по юго-восточному ребру

В 19.16 ставим лагерь на леднике Левый Карагем.

Shumilin2014 6ks

Фото 2.6.62 Траверс, панорама

2.6.30. День 34, 21 августа. Р. Левый Карагем Карагемская поляна р. Йолдоайрыпосёлок Чибит

В 7.47 начинаем марафон, посвящённый юбилейному дню рождения Игоря, 30 лет. Идём левым бортом, спускаемся — дальше безопасного спуска нет.

Поднимаемся обратно, пересекаем ледник до правого борта. По каскадам бараньих лбов спускаемся ниже.

Фото 2.6.63 Язык ледника Левый Карагем

Выходим к зоне леса, подходим к стрелке рек и бродим правый приток Левого Карагема. Дальше идём правым берегом. Тропа то появляется, то исчезает. Идти трудно из-за заболоченности долины. В 17.03 подходим к переправе через Левый Карагем. Встречаем группу москвичей, отдыхающих от городской суеты. В 18.20 выходим на Карагемскую поляну. Машина, внедорожник Land Cruiser, не смогла проехать к поляне. Из-за нескольких обвалов дорога сильно разрушена и размыта рекой. На поляну ездят только несколько местных, на грузовиках. Поднимаемся к машине вверх по р. Йолдоайры, по грунтовой дороге, примерно 6 км. Переходим Йолдоайры вброд, загружаемся в машину. Уезжаем примерно 21.30. Темно. В посёлок Чибит приезжаем примерно в 1.30 ночи.

2.6.31. День 35-36, 22-23 августа. Посёлок Чибит трансфер г.Новосибирск самолёт г. Москва трансфер г. Воронеж

Описание отъезда в главе 2.2.1.

2.7. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Основная идея маршрута воплощена в жизнь. Определяющие препятствия пройдены. Задача, поставленная ветеранами воронежского туризма, выполнена. Второе поколение воронежских туристов прошло красивейший перевал всего Алтая — Зеркало Красавицы (Воронежцев) (3Б). Пройден красивый траверс вершин Маашей-Баши и Карагем-Баши. Алтай был благосклонен. Погода, на протяжении практически всего похода, была отличная.

Рекомендации:

1. Проанализировав предыдущие походы на Алтай (3 похода в районе Белухи), мы пришли к выводу, что основную часть маршрута нужно закладывать на август, поскольку погода в это время более стабильна.
  2. При прохождении перевала Зеркало Красавицы рекомендуем обязательно уделить, как минимум, один день на наблюдение. Желательно за день перед выходом обработать маршрут, провесить несколько верёвок. Это даст задел на основной день работы и позволит на месте понять, что из себя представляет его нижняя часть, осмотреть вблизи состояние языка ледопада, изучить склоны на предмет следов от камнепадов и обвалов льда и принять окончательное решение. Ночёвки под перевалом рекомендуем организовывать у озера, под ледником, поскольку все варианты ночёвок под самим перевалом потенциально опасны. Лучше выйти на маршрут раньше на 1 час, чем ночевать под самим перевальным взлётом. Так же ночёвки на траве позволяют лучше отдохнуть и сэкономить время на сборах.
  3. На спуске с перевала Зеркало Красавицы, в верхней части, есть скальная пробка. Рекомендуем делать станцию над пробкой и продёргивать одной верёвкой, «коромыслом». Чтобы исключить застревание верёвки при продёргивании.
  4. На восхождение на вершину Красавица, с перевала Зеркало Красавицы, необходимо планировать полный рабочий день, при условии хорошей погоды. С предварительной обработкой скального участка маршрута. И действовать по графику: 1 день — восхождение на вершину Сказка и обработка скал, для восхождения на вершину Красавица 2 день — восхождение на вершину Красавица. Или закладывать два дня на восхождение. Для туристических групп перевал Зеркало Красавицы и восхождение на вершину Красавица, по нашему мнению, нужно рассматривать как два отдельных препятствия. Категория такого восхождения с перевала предположительно 3А, по тур. классификации.
  5. Перевал Цветной (1А). Описания перевала нами найдено не было. Вероятно, перевал последний раз проходили давно. Можно предположить, что или была другая снежно-ледовая обстановка (склоны, ведущие на седловину, были засыпаны снегом) или склоны перевала были разрушены землетрясением. На данный момент подъём выглядит камнеопасным и категорией выше, чем (1А). Перевал находится в южном отроге вершины Красавица. Времени на обход отрога будет потрачено гораздо меньше, чем на поиски и преодоление этого препятствия.
  6. Перевал Ювента (3Б). Для прохождения этого перевала необходимо предварительное наблюдение и изучение восточной, определяющей стороны. Нижние 2/3 перевала, выглядят крайне опасно. В нижней части склон прорезан желобами со следами частых камнепадов. Поскольку склон восточный — он освещается солнцем и начинает «работать» с самого утра. Нависающий в верхней части перевала ледопад тоже не внушает оптимизма. Наиболее безопасным выглядит скальное ребро, примыкающее к ледопаду с севера и ограничивающее его.

2.8. Использованные материалы

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь- Шаня / редактор Анатолий Джулий, Москва: Прест, 2001.
  2. Классификатор маршрутов на горные вершины, 5-е изд. Перераб. - М.: ФАР, 2011. -252 с.
  3. Северо - Чуйский хребет: Перечень классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ. Жигарев О.Л. – Новосибирск: НО ТССР, 2007 – 36 с.
  4. Южно - Чуйский хребет: Перечень классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ. Жигарев О.Л. – Новосибирск: НО ТССР, 2006 – 32 с.
  5. Карты, хребтовки. Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребет (общая). Схема. Масштаб: 1:200000.
  6. Там, где сбываются мечты. 2006 г., август, Алтай: горное путешествие с элементами 6 к. с – прохождение пер. Зеркало Красавицы. Автор: Кавеев Андрей, г. Санкт-Петербург.
  7. Горный Алтай: ПОХОД НА ШАВЛИНСКИЕ ОЗЕРА. Путеводитель. Анатолий Шодоев (г. Горно-Алтайск).
  8. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Алтаю (Южно- и Северо- Чуйские хребты). Руководитель: Бекетов Константин Николаевич.
  9. Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. по Алтаю в августе 2011 г. Руководитель: А.Сафонов, Москва
  10. Отчёт о прохождении горного маршрута пятой к. с. по Северо-Чуйскому хребту Алтая. Автор: Бутырин А.Б., Новоуральск.

2.9. Приложения

2.9.1. Маршрутные точки, координаты и высота (GPS)

Описание маршрутной точки

Перевал ЗЕРКАЛО КРАСАВИЦЫ 3Б

N50° 02.562' E87° 27.828'

3427 м

Радиальный выход на гребень в поисках перевала Цветной