Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Леонид Петренко, Красноярск

Пирамида Красноярска....

Каштак


Подпись И.Ф.Беляка: Тропа Каштаком пользовалась наибольшей любовью у старых столбистов
Каштаковская тропа - является частью старинной Манской тропы через Столбы и р.Индей. Тропа проходит по крайнему отрогу Куйсумских гор хребту Каштак (Прощай-гора). Начало тропы у 100 м. трамплина, для прыжков на лыжах, в урочище Каштак.

В 1973 г. в соседнем Бобровом логу заработала канатно-кресельная дорога и перетянула к себе поток путешественников.

Техническая характеристика пассажирской подвесной канатно-кресельной дороги
Разница станций по высоте 348,2 м
Скорость движения пассажиров: летом 1,7 м/сек. зимой 2,5 м/сек.
Длина трассы по наклону 1876 м
Продолжительность езды: летом 17,5 мин. зимой 12,2 мин.
Средний угол наклона 20,2 град.
Количество перевозимых пассажиров: летом 360 чел./час зимой 510 чел./час
Число подвесок 173
Оборудование фирмы транспорта - Чехословакия
Расстояние между подвесками 17 м
Интервал движения подвесок повремени: летом 10 сек. зимой 7 сек.

Новый путь более живописен. С верхней станции канатки прекрасный вид на город, окрестности и Ближние Столбы. Виден отсюда и другой конец Каштаковской тропы крошечный остроконечный шлем меж двух лесистых сопок - скала Перья. До нее 9 км и 100 м по высоте. Тропа-дорога уходит на юго-запад по гребню Такмаковского отрога, соединяясь через 1100 м на Оленьей лужайке со старинной тропой. В нижней части лужайки I Водопой у ручья Глаголева рассоха левого притока Моховой. Верховья ручья царство меланхолии - осиновый Заколдованный лес. Осиновая печаль по ходу сменяется буйством высокотравья выше человеческого роста. Под овальной возвышенностью выше тропы видна удивительная "Воронка времени" - полянка цветущих в середине июля апрельских анемонов - символа женской стойкости. Замедлителем времени служит позднотающий снежный надув.
Прорвавшись сквозь лес, тропа рассыпает по поляне мелкими ответвлениями
Пустые высокие травы
Поляна. За ней остановка,
А на уступе справа
Развалы Столбовской Видовки.
(стихи столбистски Баженовой)

Подпись Б.Н.Абрамова: На Видовке
Панорамные пункты-видовки обладают мощнейшим психологическим воздействием. Буквально несколько шагов по уступам невзрачного утесика и… мир вдруг распахивается на десятки километров. Под ногами грозные обрывы камня, падающие на крутой косогор, и вы парите, окутанные небесной синью над живой планетой в разноцветных одеждах лесов. Океаны воздуха и света создают приподнятое настроение. Столбы, кажется, вот они - рукой подать, но… хребет (и вместе с ним тропа) круто уходит на юг, огибая бассейн р.Лалетиной. По сторонами то и дело возникают скалы Веселой гривы, одного из основных массивов Проходных Столбов. У окончания Веселой гривы, там, где тропа переходит в сосняк-брусничник, иногда можно полюбоваться цветением редчайших белых ирисов. Вскоре в седловине хребта вступаем в сумрачный пихтач. Множество убегающих вниз тропок указывают на II Водопой - исток Ельничной рассохи, впадающей в Лалетину ниже Третьей Поперечины. Подъем через пихтовую аллею Любви по ливневому руслу. В конце подъема развилка троп - Манский сворот. Тропа южного направления через скалы Вороньего Базара и Барьеров идет к Манским Столбам. Нам на юго-запад. Начинается преддверие Центральных Столбов, о чем говорят названия встречных скал: Первенец, Предтеча. После Предтечи Каштаковская тропа сливается с Большой Кольцевой тропой Эстетического заповедника. Налево к IY Столбу, направо к Перьям.

Центральные Столбы

не являются центром Геологического парка. Скальный район расположен на юго-западном выступе сиенитовой территории. В документах местность называют "собственно Столбы", "именно Столбы". Здесь родина скалолазания. Здесь уже второе столетие животворящим родником пульсирует в виде вольного столбистского движения русская душа свободной Сибири. Здесь с 1920 по 1925 годы началось создание заповедника "Столбы". Самый верный рыцарь Столбов, первый директор заповедника Алексей Леопольдович Яворский назвал этот район "Эстетическим заповедником", считая, что "Столбы" в Эстетическом заповеднике должны быть сохранены именно для столбистов, так как никто больше столбиста не может оценить их красоту! Это его второй дом, место отдыха здесь он черпает в чистой прекрасной природе свое здоровье, закал и молодость!"

Россия, безусловно, мировой лидер по количеству редакторов на душу населения и поэтическая формула А.Л.Яворского "Эстетический заповедник" дошла до нас "Эстетическим скальным районом" (хорошо еще, что не имени Лазаря Кагановича). Компании столбистов, обжившие другие группы скал, называют район Культурными Столбами за ярко выраженный "культурный слой" в виде надписей на камне и мусора, оставляемых в основном разовыми посетителями. Всеобщее паломничество любознательной части человечества именно в этот район связано с тем, что здесь находится то, что казаки-первопроходцы назвали Столбами (каменные столпы и пирамиды, вырастающие прямо из земли подобно грибам). Именно поэтому юго-западный район Геологического парка стал для людей Центральными Столбами.


Б.Н.Абрамов (вершина Перьев)
Утесы Эстетического заповедника, подобно богатырской дружине, пирующей на кургане, расположились дружеским кругом по километровому радиусу древней равнины, приподнятой на 500 метров над Енисеем. Платообразный стык хребтов в южном направлении переходит в ясно выраженную, глубокую долину Столбовского Калтата. Двигаясь по Кольцевой тропе с северной (енисейской) стороны Богатырского круга, можно обойти все основные утесы без значительного набора и потери высоты, но чтобы замкнуть круг с юга между Нелидовским Камнем и II Столбом нужно еще преодолеть долину Столбовского Калтата. Утесы Центральных Столбов миллионы лет спустя как бы у изголовья колыбели, над местом вечного рождения главной водной артерии Столбов двадцатикилометрового Калтата, левого притока Базаихи. Каждый камень Богатырского круга был ощупан, облажен, обжит многими поколениями столбистов. Нигде в мире нет более скал, настолько освоенных человеком. Первый классик столбизма А.Л.Яворский, оставивший нам тщательное описание Эстетического заповедника, очертил и его естественные границы обоснованные сорокалетними традициями столбизма. Периметр Эстетического заповедника очерчен Большой Кольцевой тропой, связанной с Лалетинской автодорогой. Начавшись там, где Лалетинская автодорога, перевалив ручей Беркутов, устремляется вниз к поляне Нарым, Большая Кольцевая тропа охватывает с запада массив II Столба и сопутствующие утесы Копьевой горы до седловины за скалой Очаг, обозначающим юго-западную границу Центральных Столбов. Обогнув с юга Очаг и Саклинский камень, тропа сбегает к руслу Столбовского Калтата, и устремляется вверх по долине в восточном направлении, по Нелидовскому ручью, Нелидовской тропе на просеку II Столба. Венчающий просеку Нелидовский камень является юго-восточной границей. От Нелидовского камня движемся на север вдоль гряды небольших скал. Между IY Столбом и скалой Предтеча пограничная тропа, соединившись с Каштаковской, уходит на север к Перьям и в коридоре между Дедом и Прадедом под названием Огневка круто сваливается в долину р.Лалетиной.

Центральные Столбы - классический образец скального района, эталон для сравнения иных скальных групп.

На Центральные Столбы ведут два основных пути: Каштаком и Лалетиной.

Лазы на Коммунар (южную вершину Первого Столба)


Колокол
Ныне на "Коммунар" имеется три полноценных лаза от южного подножия до вершины. Лазы эти как мозаика народного творчества составлялись кусочками, по частям на протяжении десятилетий разными людьми. Классический выход на вершину через северную "Горизонталку" и "1-ю, 2-ю Вертикалки" с западного плеча железнодорожник Фролов из компании "Коммунары" прошел в два этапа с 1907 по 1909 годы.

В 1922 году В.Соболев (столбистское прозвище Соболек), учащийся (училище искусств), уроженец деревни Стожары на Белом озере Ужурского уезда, прошел лаз по центру южной стены Коммунара, выводящий в сквозную расщелину Колокольчик. Лаз проходит по делящему стену надвое широченному подобию камина, но лазанье здесь катушечное. Лишь в самом верху ключевое, нависающее "пузо" преодолевается распором. Лаз Соболек (Собольки) соответствует 10 категории сложности.

В 1923 году Е.М.Абалаков (столбистское прозвище Луна), продолжая идею Соболька, прошел на южной стене Коммунара по горизонтальной полке от Колокольчика вправо на восток мимо пещерки Келья и далее на восточное плечо Коммунара по двухэтажной, сложной и опасной полущели-полукатушке, названной Соколик в честь расположенной на усть-Качинский полянах Соколки (красноярское спортивное общество "Сокол", после 1920 года "Красный Сокол").

Никогда не слывший популярным Соколик соответствует высшей 11 категории сложности. Кажущееся нелогичным стремление Е.М.Абалакова и В.Соболева к восточному плечу Коммунара было связано с тем, что в 1920-ые годы уже был освоен лаз, а точнее переход по верху южной стены. Лазали здесь, видимо, немногие и в эпоху репрессий переход был заброшен и основательно забыт.


Первый Столб. Горизонталка лаза Соколик
В 1924 году Е.М.Абалаков поднялся на Коммунар с запада через сверхузкий шкуродер Колокольчик и далее через легендарную Абалаковскую щель, выводящую на западное плечо Коммунара к Фроловским Вертикалкам. Абалаковская щель и по сей день считается лазом-легендой. Достоверно известно, что в начале 1960-ых годов Абалаковскую щель проходил Владимир Денисов (Симочка), а позднее Юрий Борисенко (Борисена) из компании "Веселые ребята", Б.Толкачев (Борис Ильич), Г.М.Карнаухов (Пивтренер), Анатолий Ерусланов (Тошка). Интересно, что Пивтренер и Тошка лезли одновременно вдвоем так называемой столбовской связкой, когда связь осуществляется не альпинистской веревкой, а дружеским участием и гимнастическими поддержками. Абалаковская щель относится к предельной 12 категории сложности.

Следует отметить коварство Абалаковской щели, большая часть которой (если не считать 50 метровой пропасти под ногами) вполне проходима, но самый верхний участок перед выходом на западное плечо способен поставить в тупик опытнейших лазунов даже при верхней страховке.

В 1925 году Виталий, в 1926 году Евгений, уехали братья Абалаковы навсегда в Москву сначала на учебу, а затем на всю оставшуюся жизнь. Уже будучи москвичами, братья стали великими альпинистами-первопроходцами, да собственно и создателями советского альпинизма, привнеся в него полувековой опыт сибирского свободного скалолазанья.

А на родине вечной памятью остался рукотворный памятник "три Абалаковских щели" на самой суровой скале Коммунар. "Первая Абалаковская" - это двухэтажная полущель-полукатушка Соколик в верхней части южной стены, выводящая от пещерки Келья на восточное плечо Коммунара. "Вторая Абалаковская" - щель-горизонталка, образующая переход по верху южной стены с восточного плеча к Катушкам Дегустера-Балезина, известная также как Рояль. И лишь "Третья Абалаковская" - щель на западной стене Коммунара от шкуродера Колокольчик к западному плечу и Фроловским Вертикалкам.


Горизонталкой на Коммунар
В 1950-ые годы компания "Пупсики" проложила с западного плеча Коммунара на его Темя в обход Фроловских Вертикалок лаз, названный Катушки Пупсик. В 1966 году автор на южной стене Коммунара правее - восточнее Соболька расчистил три красивых маршрута, выводящих от подножия утеса к расщелине Колокольчик, пещерке Келья и Абалаковскому Слонику. Левый и Центральный маршруты, начавшись сложными хитрушками, (11 категория сложности) с высотой упрощаются. Самый правый ход Зигзаг начинается сложной хитрушкой (10 категория сложности) к подножию восточной стены и далее ползунком по горизонталке на скалы средней сложности в средней (по высоте) части южной стены. Протяженность хода Зигзаг до Колокольчика - 40 метров. Общая оценка: надежный маршрут 9 категории сложности.

Освоение Головы Коммунара закончил в начале 1970-ых годов Дегустер из компании Абрек, пройдя к вершинному Темени по страшным, но не сложным катушкам над 50-метровым обрывом южной стены. Лезть там нужно было как на заре столбизма, по небольшим пятнам-проплешинам, процарапанным пальцами рук в ковре лишайника. В 1974 году Катушками Дегустера поднимались потомственные столбисты Василий Гладков и Рудольф Руйга. Много позднее Катушки Дегустера были капитально расчищены и освоены Валерием Балезиным, ничего не знавшим о первопроходце. Справедливо будет считать самый южный маршрут на Голове коммунара Катушками Дегустера-Балезина.


Ход Рояль. Из книги А.Ферапонтова [Байки от столбистов]
Последним аккордом в суровой симфонии Коммунара стал вновь возрожденный переход Рояль (Вторая Абалаковская щель) с восточного плеча по горизонтальной щели, соединивший воедино Катушки Дегустера-Балезина, Соколик (Первую Абалаковскую щель) и лаз Зигзаг Петренко на южной стене.

Вторую Абалаковскую щель (Рояль) заново открыли в 1974 году Сергей Баякин, Александр Силин, Владимир Подольный (Аллигатор). Ничего не зная о первопроходцах забытого-заброшенного лаза, ребята натянули перила и расчистили щель-горизонталку. Подивились, что накипной лишайник в щели не черный, как по всей стене, а белый. Дело в том, что до появления рукотворных морей на Енисее, повысивших влажность воздуха, черный мрак-лишайник Ризофора, единожды содранный, не возобновлялся и лишь иногда заменялся растениями другого цвета (серыми, зелеными, белыми, желтыми).

Первопроходцы 1974 года освоили лаз для свободного лазанья и назвали его Рояль за несколько необычную манеру здешнего лазанья. Чаще всего подобные щели используют как откидку-противодавление, стремясь оторвать верхнюю стенку щели из упора ногами. Музыкальная откидка оказалась куда элегантней и забавней. Руки нужно класть на нижнюю стенку щели ладонями вниз (как и положено при игре на клавишных инструментах), ставя ноги как бы в поисках несуществующих педалей на голую стену, забавно отклячивая зад в стремлении опереться пятой точкой опоры о небесную твердь.

Столбист А.Н.Ферапонтов (Седой), находившийся в 1975 году в пике формы и карьеры скалолаза, счел Рояль слишком легким, обесценивающим сложность Коммунара и даже считал, что зловредную щель необходимо зацементировать. Объективно оценивая Рояль и Фроловскую Горизонталку, нужно признать, что оба перехода близки по сложности-опасности к высшей 11 категории сложности, но Фроловская Горизонталка покровительствует маленьким и щуплым, в то время как Рояль - апофеоз скальной демократии открыл на Коммунар дорогу самым крупным скалолазам.


Коммунар
Седого опровергли прибывшие на скальный приз имени Е.М.Абалакова знаменитые скалолазы-альпинисты Михаил Туркевич и Сергей Бершов. Заезжие супермены, покорившие все, что можно покорить в альпийском мире в присущей им колонизаторской манере "ломай скалу" не пошли, а именно ломанулись на Рояль. Знаменитости стали развязно ставить ноги на "клавиши" имитируя выламывание руками (ладонями вверх) верхней крышки "инструмента". Деликатный музыкальный инструмент из вечного сиенита не выдержал грубости и начал сталкивать с себя зарвавшихся гастролеров. Благодаря незаурядным физическим и боевым качествам супермены погибали медленно, и друзья-столбисты успели придти на помощь и наставить их на единственно верный стиль игры на сибирском Рояле.

Из героической мозаики 12 лазов, открытых на Коммунаре за 67 лет (с 1907 по 1974 год) легко конструируются три классических лаза от южного подножия до вершинного Темени, каждый длиной около 70 метров, оставляя в запасе четвертый лаз длиною в 40 метров. Взаимозаменяемость во время лазанья одного скального участка другим позволяет сделать около 100 вариантов восхождений, делая Коммунар бесконечным.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru