Автор: Анатолий Ферапонтов, Красноярск

Как резвились наши деды

Распор. Из книги А.Ферапонтова [Байки от столбистов]
Рождественский праздник столбистов стал уже хорошей традицией. Их давно не было, этих общих праздников, на Столбах, и прекрасно, что возобновились они не с кларыцеткинского 8 марта, а именно с Рождества Христова. Были, однако, торжества и при советской власти.

Вот как впервые был организован праздник красноярских столбистов в 1947 году. Его устроило спортивно-столбистское общество "Беркут", а посвятило окончанию 1946-47 учебного года.

"В 9 часов вечера начнется восхождение на вершину I и II столбов.

В 11 часов председатель общества <Беркуты> тов. Беляк И. Ф. открывает праздник. Духовой оркестр на вершине 1-го столба исполняет государственный гимн СССР.

В 11 часов 30 мин. - подъем флага на вершине 2-го столба. Подъем флага иллюминируется фейерверками и ракетами.

В 12 часов ночи - спуск со столбов под духовой оркестр, исполняющий песню <Широка страна моя родная>.

Безопасность подъема и спуска обеспечивается лучшими столбистами, тт. Бородушкиным, Кирилловым, Куликовым, Куликовым Н., Шалыгиным К., Пуртовым В., Хабибулиным Я., Зверевой Л., и других (так в оригинале,- ред.).

От 1-го столба к экскурсионным избушкам открывается факельное шествие. С 2-х часов ночи на лесной полянке - танцы под духовой оркестр.

В воскресенье, 15 июня, лучшие скалолазы общества <Беркуты> продемонстрируют восхождение на столбы лазами 8, 9, и 10 степени трудности на Митру, Перья, Коммунар и <Гребешок БИФа>.

Трудящиеся города Красноярска, учащиеся школ, студенты ВУЗов! Спортвно-альпинистское общество <Беркуты> приглашает вас на 1-ое гуляние в государственном заповеднике, в этот естественный парк культуры и отдыха г.Красноярска.

Для ночлега разрешается разводить костры в отведенных местах, поблизости от экскурсионных избушек. Работает буфет безалкогольных напитков у устья Лалетиной и на Столбах. Движение катеров из Красноярска до Лалетиной и обратно по особому расписанию. В случае ненастной погоды праздник переносится на следующую субботу".

Листовка сопровождалась таким вкладышем:

"Уважаемый товарищ! Государственный заповедник <Столбы> является чудеснейшим уголком Сибири. Любитель природы найдет здесь не только эмоциональное и эстетическое удовольствие, - он получает всестороннюю физическую и спортивную закалку. Опасные лазы на вертикальных отвесах, переходы над <пропастью> воспитывают бесстрашие, ловкость и отвагу. Сегодня Вы самостоятельно и без посторонней помощи поднялись на <Слоника> и тем самым положили начало освоению сложной и трудной техники скалолазания. Альпинистско-спортивная <Беркуты> желает вам дальнейших успехов".

Прошло два года. И тут я уступаю слово автору книги "Горы на всю жизнь" Юрию Попову:

"Большой спортивный праздник столбистов и народное гуляние состоялись на <Столбах> 18-19 июня 1949 года.

Праздник начался подъемом флага на <Такмаке>. Интересной, разнообразной была его программа. Здесь и состязания, и восхождение новичков, и конкурсы, и викторины. И, конечно, много песен, танцев, массовых игр под духовой оркестр, поднятый на вершину <Четвертого столба>.

Четко работала информационная служба. Так, во время праздника был выпущен <Юмористический листок>, работал <Стол справок по вопросам скалолазания>, продавались литература и фотоснимки <Столбов>, трудились фотографы. Интересующиеся могли получить здесь советы и рецепты <столбистской кухни>, снять пробу с вкуснейших блюд.

Тысячи зрителей наблюдали за показательным подъемом на <Перья> лучших столбистов тех дней И. Беляка, В. Зырянова, В. Гудвиль, Л. Безрукова и других. Впервые тогда на <Столбах> было организовано массовое восхождение на вершины утесов заповедника. В заключение столбистского праздника состоялись шуточные состязания на <Слонике>. Предстояло взойти на него с яйцом на ложке во рту, с завязанными глазами, без помощи рук. Можно представить себе реакцию зрителей во время этих соревнований!

Победители получали награды и бурю аплодисментов. Ими стали, разумеется, опытные скалолазы.

Соревновались и новички. За самостоятельный подъем лазом <Грузило> на <Первый столб> участники премировались набором открыток <Столбов>. Новичков консультировали и страховали известные скалолазы В. Гудвиль, Н. Беляк, Л. Зверева, Л. Безруков, В. Зырянов, К. Шалыгин, В. Пичугин, В. Светлаков, Г. Черкашин, В. Агапитова, В. Башуров, А. Федоров, Н. Куликов.

А вот призы победителям бал-маскарада:
За первое место - <Ожерелье из сосновых шишек>.
За второе место - <Венок из кедровых веток>.
За третье место - <Березовая губка>.
За четвертое место - <Живой бурундук>".
Неплохо, верно? Только ведь и нынешние рождественские праздники не хуже. Но о них как-нибудь потом