Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Фил Картаев, г. Москва

«Зимний марафон – 2006»: рассказ главного судьи

Перед стартом

На соревнования подали заявки 24 команды. На старте появились 17: 9 в классе «Народный» и 8 — в классе «Элита». Всего около сотни участников. С точки зрения судейства, это оптимальное количество. Сильно меньше – скучно судить, сильно больше — возникают сложности при постановке дистанции (недостаток ниток на технических этапах, сложности с обеспечением безопасности и др.)

Первые сутки

Для первых суток соревнований была запланирована следующая схема:
-блок этапов №1 — технически насыщенный блок. Линейный маршрут с маленьким километражем и большим количеством веревочных этапов. Этот блок начинался в 19.30 и заканчивался, в зависимости от скорости команд, около 4–7 часов утра
-блок этапов №2 — многокилометровый перебег с разнообразными несложными этапами, связанными с подачей сигналов бедствия, преодолением естественных препятствий, лечением и транспортировкой пострадавшего. Этот блок начинался сразу после первого и заканчивался в между 14 и 17 часами субботы. По моему плану в этом блоке должны были сойти все плохо подготовленные команды
- блок этапов №3 — так как два предыдущих блока были длинными и линейными, то при их прохождении команды должны были растянуться по дистанции на несколько часов. Поэтому для тех команд, которые финишировали во втором блоке рано, были предложены еще несколько этапов расположенных рядом друг с другом и финишем соревнований. На этом блоке соревнования для «Народного» класса заканчивались.

Реальные события, в целом, разворачивались в соответствии с планом. С первым блоком успешно справилось большинство команд (сошла всего одна). Правда, многие при этом превысили контрольное время этапа «Маршрут». Увидев в протоколах максимальный штраф за этот этап, некоторые руководители были сильно удивлены. А ведь на основе цифровой информации было элементарно еще на старте этого маршрута оценить, во сколько закончится его КВ и, в соответствии с этим, построить свою тактику.

У нескольких команд возникли проблемы при переходе с первой карты на вторую. Видимо пересечение карт следовало сделать больше. Впрочем, странно было слышать упреки по этому поводу от команд класса «Элита» имевших в своем распоряжении GPS- навигаторы с возможностью закачки карт. Да и вообще, проблему с совмещением карт можно было заметить на первом совещании руководителей, и задать соответствующий вопрос.

Изюминкой блока стал несложный, но весьма страшный на первый взгляд этап «Техногенка», где нужно было вместе с рюкзаками и пострадавшим пролезть по тоннелю из металлоконструкций.

Во втором блоке не нужно было ходить на подставной «КП-3» и сразу идти к этапу «Знак». Это позволяло получить в итоге меньше штрафных баллов, и главное — сэкономить время и силы для благополучного финиша. При наличии же большого запаса сил, благодаря такому решению можно было раньше финишировать во втором блоке и успеть больше этапов третьего блока. Увы, до этого догадались не многие. А неточность постановки «КП-3» (моя вина!) еще больше усилило негативный эффект от его посещения.

Второй блок очень наглядно показывает силу команд. Как видно из протоколов, три команды-лидера прошли этот блок вообще без штрафов (не считая временного штрафа этапа «Маршртут-2»)! Множество слабых команд, напротив, сломались именно в этом блоке.

По указанным выше причинам на третьем блоке нормально успела поработать только одна команда — «Garmin–Рокада». Это подтвердило ее высокий уровень и, во многом, предопределило итоговое место. На третьем блоке заканчивалась дистанция «Народного» класса. До финиша в этом классе добрались 4 команды из 9. Итоговое расположение мест было довольно предсказуемым. Команды «Скиф» (рук. А. Жемков) и «Молодые бойцы» (рук. Д. Панов), занявшие первое и второе место, прилично смотрелись бы и в классе «Элита». Каждая из команд занявшая 3-е и 4-ое места допустила по одной серьезной ошибке. Команда «Плюстра» (П. Величенков, 3-е место) не отметилась на старте этапа «Маршрут-2», что стоило ей 240 баллов штрафа. Команда «ГУ – Молодое поколение» (В. Шашкин, 4-е место) не обратила внимания на тот факт, что этап «Пакет-2» являлся обязательным. Эти ошибки не сильно повлияли на итоговый результат, хотя и являются показателями не достаточной квалификации команд.

Заканчивая разговор о «Народном» классе, стоит отметить, что дистанция получилась довольно жесткой и динамичной. Она содержала несколько запланированных ловушек: очень маленькое КВ этапа «Траверс», спрятанный КП-3, обязательный этап «Пакет-2». При этом средняя сложность этапов вполне соответствовала заявленному второму классу.

Вторые сутки

С 19.00 до 22.30 субботы проходил четвертый блок этапов. Здесь участникам вообще не надо было никуда ходить. Им предстояло одиночное выживание в природной среде в зимних условиях.

Пока участники выживали, руководители команд общались с судьями соревнований на этапе «Шеф». Блок задумывался как отдых. Действительно, многим удалось сносно отдохнуть пару часов у своего индивидуального костра, в своем индивидуальном убежище. Эта передышка была необходима с точки зрения логики постановки дистанции, так как сразу после «Одиночки» начинался пятый блок, включающий большое количество сложных технических этапов с пострадавшими.

Из восьми команд класса «Элита» до пятого блока продержались только шесть. Он был довольно коротким по километражу, но занял около 12-ти часов, так как командам пришлось преодолеть несколько тяжелых этапов. Например, нужно было пройти с пострадавшим внутри заледеневшей, частично залитой водой трубы, а затем подняться наверх по крутой, покрытой натечным льдом стенке (тоже с пострадавшим). Другие примеры — подъем пострадавшего на мост и спуск пострадавшего с преодолением бергшрунда. Не обошлось, естественно, без очередной медпомощи. Кроме того, сказывалась вторая ночь, сильное утомление команд в сочетании с упавшей до 12 градусов мороза температурой.

Хорошие результате в эту ночь показали команды «Гадкий утенок–2» и «Garmin–Рокада». У них был серьезный стимул: они оторвались от преследователей и боролись между собой за первое место. Поэтому их участникам приходилось собирать остатки сил и работать. Также один из лучших результатов в этой технической мясорубке показала команда «Вестра». Видимо, этому способствовало то обстоятельство, что предыдущий блок команда почти полностью забила и потому смогла более полноценно отдохнуть. Что же касается остальных трех команд, то уже к 6 часам утра они совсем утомились и стали сливать почти все подряд.

Последний, шестой, блок состоял из перебега с GPS-ориентированием от Зеленограда до Миитовской, поиска пострадавшего в заданной зоне с последующим оказанием медпомощи и эвакуацией и еще нескольких простых этапов. 5 команд из шести сохранили силы только для перебега. Успешно провести поисковые работы и спасти пострадавшего смогли только «Garmin–Рокада». Они и заняли уверенное первое место в общем зачете. Со вторым местом интрига сохранялась буквально до последних минут. Если бы Костя Сергин (команда «МГУ–Ураган») нашел пострадавшего на 10 минут раньше и успел бы доставить его на финиш, или если бы «Гадкий утенок – 2» финишировал на 10 минут позже, расклад был бы совсем другим. В итоге, второе место у «Гадкого утенка –2» (рук. П. Грецкий), третье у команды «МГУ–Ураган» (К. Сергин).

Анализируя действия «элитных» участников, хочется отметить команду Валеры Сидоренкова. Они не только оказались способны в течение всех 48 часов выдерживать постоянно высокий темп гонки, но и сохранили некоторый запас прочности: сложилось впечатление, что еще сутки на дистанции они продержались бы. У «Гадкого утенка» напротив, силы кончились уже на вторую ночь, и тот факт, что они продолжали работать на этапах и добрались в итоге до второго места, вызван в первую очередь их громадной волей к победе и упертостью их лидеров. Для команды Кости Сергина, видимо, спортивный результат был не так важен. Поэтому они позволили себе немного расслабиться (если можно говорить о расслаблении в таких условиях) ближе к финишу и не отвоевали себе второго места.

Вообще, хочется сказать отдельное спасибо всем шести командам класса «Элита», добравшимся до финиша. Во-первых, дистанция и готовилась в первую очередь для таких героев. Во-вторых, было очень приятно, что, не смотря на дикую усталость и постепенно отключающийся мозг, все эти команды вели себя корректно, честно и доброжелательно.

Технологии судейства

Мне проведение этих соревнований далось относительно легко (в сравнении с двумя последними годами). Конечно, свою роль сыграла и погода, но главный фактор — высокая квалификация судей, в первую очередь начальников бригад и секретариата. Начальники бригад достигли такого уровня, когда от меня требовалось только предоставить список этапов, за которые они отвечают. После этого начальники самостоятельно сформировали составы своих бригад, нашли транспорт и организовали свой быт. Бригада марины Владимирской еще и главного судью возила, кормила и укладывала спать.

Многие участники отмечали доброжелательность и адекватность судей. Хотя без судейских косяков не обошлось — всегда есть куда стремиться.

Что потом?

Будет ли «Зимний марафон – 2007»? Наверное, будет. Хотя никаких гарантий пока дать нельзя: утомительное это все-таки занятие – ПСРы делать.

Если все же в следующем году ЗИМ состоится, то будет немного другим. Скорее всего, сократится протяженность (в смысле, километраж) дистанции. Зато увеличится количество этапов, связанных с поиском пострадавших, с разделением команды, с выживанием в природной среде. Ну и, конечно, веревок больше будет: слишком уж они нравятся 80% участников.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru