Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Камчатка >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Родионов Александр. Альпклуб «Тихий Океан», г. Владивосток

Зимний экстрим на «домашних вулканах» Камчатки в 2005 году

Продолжение (Начало здесь)

Спустившись на лыжах с перемычки в Петропавловск-Камчатский, мы вечером того же дня отмокали в ванной в чистейшей камчатской воде. Контраст потрясающий – еще днем тебя морозило, продувало, и ты «корячился» на Корякском вулкане, а уже вечером спокойно сидишь дома, пьешь чай с какой-нибудь снедью и смотришь на силуэт горы, на которой ты сегодня был.


Команда по синхронному плаванию
В последующие дни смотрели местные достопримечательности, в «смокингах» из ароматного полара ходили в театр на комедию. Особо отмечу поездку за Елизово, в «Голубую лагуну», на местные горячие источники. Говорят «лагуна» поцивильнее Паратуньки, но нам сравнивать было не с чем. Заплатив 150 рэ, каждый получил ключик от личной кабинки и право купаться весь день в трех бассейнах под открытым небом. Первый бассейн – горячая джакузи с водой, содержащей всю таблицу Менделеева. Табличку со списком элементов рядом с бассейном слабонервным лучше не читать. Но вообще прикольно – на волосы снежок наметает, и льдинки намерзают, а сам - весь в бурлящем бассейне. Второй бассейн – поглубже и побольше – просто с теплой водой. Попросили сфотографировать нашу «команду по синхронному плаванию». (Паша, Витя и я (Саша) слева направо).

Третий бассейн – мини-аквапарк. Можно скатиться в лужу-бассейн по трубе с небольшой вышки. Наплескавшись за целый день, вечером обнаружили, что чуть подпростыли. В городе постоянно туман, вулканов не видно, идет снежок. Насмотревшись СТС и другой телевизионной галиматьи вперемешку с рекламой, решаемся на вторую попытку восхождения на Коряку. Опять молимся об «окне» в погоде…


Корякский вулкан. Вид с Елизово
Нас услышали. На следующий день, 24 февраля, стояла тихая морозная погода. Небо поражало глубиной и синевой, и контрастные белые склоны Коряки бросали вызов. Сколько людей погибло на его склонах… Много новичков. Истории, известные нам, вызывают трепет перед махиной. До самолета нам оставалось три дня. Сегодня среда, а самолет в субботу утром. До подножия вулкана решаем добраться на снегоходе. Обратились на местную лыжную базу «Лесная». Я так понял, они там чуть ли не олимпийских чемпионов готовят по беговым лыжам. Приятно видеть, как дети увлечены лыжами и уже живут этим. Трассы проходят у подножий «домашних вулканов». Дистанции на любой вкус. Два главных человека на базе - это Валентина Кодева, менеджер, и Юрий Аркадьевич, директор базы.


На снегоходе на перемычку
После обеда мы выдвинулись на снегоходе «Тайга» к перемычке между Авачей и Корякой. Вещи погрузили на нарты, и Паха с Витей поверх сели, а я сел позади водителя на снегоход. И помчались мы на «оленях утром ранним», аж дух захватило. Хоть и на спидометре было всего 40 км/ч, но казалось, что мы просто летим к перемычке. Сразу было ясно, что когда поедем, каждая одежка не будет казаться лишней. Действительно, после двух часов езды до перемычки хотелось порыться в рюкзаке и найти там пуховый комбинезон.

Наш план был прост: в этот же день забраться повыше и отрыть пещеру на следующий день сделать восхождение и спуститься к пещере в пятницу уйти в Петропавловск.


Маршрут.Фото из архива Владимира Копылова
С юго - востока были уже видны тонкие щупальца затяжного циклона. Что завтра будет – неясно, но времени нет. Или завтра – или когда-нибудь. Юрий Аркадьевич забросил нас чуть выше приюта «Три вулкана», и мы с ним попрощались до пятницы. Договорились, что созвонимся и он нас обратно заберет. Вот в чем мы точно не сомневались, так это в обратной дороге с перемычки до города. Остальное было неясно. Впереди зимний маршрут второй категории сложности с гигантским перепадом высот в 2.5 км, плюс, если будет несильный ветер на перемычке, гарантия, что нас сдует наверху. На этот раз мы не берем ни спальников, ни палатки, рассчитывая на ночевку в пещере. Вес рюкзаков минимален. Благо на этот раз фотоаппарат работает, и мы снимаем все наши похождения.


Вид на город с пещеры
Пройдя пару часов и найдя место под пещеру, мы обсудили предстоящий маршрут и удовлетворенные взялись за рытье. Начав рыть вверх по склону, мы сэкономили массу времени, вырубив удобную пещеру за пару часов. «Крот» роет, «петух» выгребает. Вагонеток не хватает. Владивостокцы ушли в «забой».

Налопавшись, упали спать и бессовестно проспали.


Рассвет над Авачей
На восхождение вышли только в 8.00. Чувствуются последствия простуды – отняла она у нас сил, но мы не рвем, прем медленно и печально. Задача номер один – пройти длиннющий кулуар, крутизной около 30 – 35 градусов. Если сюда приплести синусы и косинусы, можно посчитать его длину. Наверное, около 2,5 км.


Подъем по кулуару
Ну что ж - идем. Интересно передвигаться по склону такой крутизны. Наблюдаю, как ставят ступни Паха и Витя – идут на передних зубьях.


Выход на гребень
Мне давно нравится другой способ: одна нога на передних зубьях, другая полностью ставится на склон, потом меняю ноги. Склон фирновый, в руках палочки, падать запрещено. Где-то в час дня выходим на стык двух гребней.

Фирновые заструги на гребне не ломаются даже под весом тела. Пришло знакомое отупение от высоты, чувствуются камчатские 3000 (словно 4500 на Алтае), а вершина, словно издеваясь, маячит в 600-х метрах по вертикали – восхождение только начинается.


До вершины еще около 600 м
Циклон еще не пришел, но видимость изрядно портит.

Далеко внизу Золотится Тихий океан.


Золотится Тихий Океан
Когда подошли к крутенькому кулуару, именуемому «ворота», захотелось, от греха подальше, достать веревочку, - а то и правда: на самолет нам еще рано, а до елизовского аэропорта отсюда быстро доехать можно. По кулуару идем на передних зубьях с ледорубами. Весной, говорят, тут буры вертят. Сейчас – фирн, близкий к ледяному состоянию.

На снежный гребень на 3300 вылез первым – «ни петь, ни рисовать». Время уже 16.00, условились в 16.30 спускаться. Немного отупело снимаю на камеру, как парни выползают на гребень. Подбадриваю «тифозным» голосом, что вершина рядом. Паха выползает на гребень и обалдевает – до вершины еще ни много ни мало -150 м по высоте. Садится на рюкзак, надевает пуховку, решает не идти. Это, наверное, правильно. Последние метры тяжело ему давались, простуда, конечно, выбила нас из колеи. Витя тоже устал.

Время идет, и солнышко скоро перестанет нам светить. Благо с приходом циклона не так холодно сегодня. Медлить нельзя. Не давая передыха, спрашиваю Витю, пойдет он дальше или нет. Я уже стопроцентно настроен дойти сегодня до вершины. Хоть в одиночку. Времени как раз хватает дойти до верха. Для спокойствия связываюсь с Витьком, бреду вверх по гребню, когда он садится отдыхать – снимаю на камеру. Не хотел бы я здесь оказаться в ветреную погоду – снег утрамбован ветром почти до ледяного состояния.

Справа от меня широченный кулуар на восток, слева кулуар, уходящий на юг, к Елизово. Перед вершиной делаем траверс снежной стенки вправо над гигантским восточным кулуаром, и вот снежный перегиб уже перед глазами – за ним только небо. Справа «сторожевая башня» Коряки – на глаз вроде чуть ниже высшей точки. Было бы время, на нее точно бы слазил. Ее хорошо видно ниже: маленький пупырь рядом с вершиной.


Панорама с вершины Коряки. Кадр с Авачей пропущен


Саня на вершине на фоне
сторожевой башни
На вершинной площадке чуть ли не прыгаю от радости.


Витя на вершине на фоне
сторожевой башни
Снимаю подход Вити. И откуда энергия у человека прет? Вершина, наверное, является хорошим зарядным устройством. Позвонил Ольге с вершины, а она в это время в Арсеньеве на горных лыжах каталась. Вот семья маньяков!

Вижу маленькую черную точку на гребне – это Паха нас ждет.

Все правильно сделал, дальше идти уже рискованно. У нас и так контрольный срок сдвинулся на полчаса. Виктор сделал звонок в Петропавловск, Елене, и мы начали спуск.

Снижающееся к горизонту солнце подстегивало нас быстрее и аккуратнее ставить ноги на спуске, а в проблемных местах спускаться лицом к склону.


Одинокий Паха на гребне
Добрались до Пахи. Начали спуск в «ворота».


Спуск ниже Ворот
Растянулись на всю веревку. Парни идут почти на грани, «прусским» шагом с ледорубами на изготовку, а я ползу последним, лицом к склону, и подстраховываю их. Сбросив метров 200 таким образом, ушли из кулуара на стык гребней. Тут уже решили развязаться и идти поодиночке. Как раз проблемный участок прошли при солнце. Вскоре светило ушло за горизонт, и мы остались в сумерках наедине с горой. «Загудели» ноги в «длиннющем» кулуаре. К пещере спустились в 21.00. Ровно 13 часов шарахались мы по горе. А от пещеры еще метров 500 вниз до приюта. Попив чайку, аккуратно предлагаю сегодня при фонариках дойти до приюта, благо тут уже не опасно и не заблудишься. Матушка усталость и матушка лень победили нас. Луна зловеще проглядывала сквозь пелену туч. И тишина гробовая. В пещере у нас еще тише. Доделали маленькие нудные необходимости: носочки, вкладыши, вход в пещеру…и свалились в небытие.

С утра звонок. Звонит Александр Биченко. Интересуется нашими делами, спрашивает, как нам там, в пещере, советует выглянуть наружу. Первым героем, ушедшим туда по нужде, был Паша. Залез обратно к нам не Паша, а снеговик - на улице бушевала пурга с сильнейшим ветром. А ведь у нас завтра самолет во Владивосток. Звоним Юрию Аркадьевичу, чтоб забрал нас с приюта часа через два. Срочно запаковываемся, затягиваемся, застегиваемся и выползаем наружу. Валим вниз, находим под камнем спрятанные лыжи, надеваем их и бредем как слепые котята, полагаясь на инстинкты. Чем ниже мы сползали с Коряки, тем больше мы утопали в пухляк – ветер сдувал весь снег вниз. Около приюта Витя, сняв лыжи, провалился по шею в снег. Около самих домиков снега не было вообще – воздушные потоки создали высокую снежную стену вокруг приюта метра 3 – 4 высотой. Здесь под снегом еще одноэтажные домики остались. Местный сторожила приветливо нас встретил, провел в соседний дом к печке - обсохнуть и дождаться снегохода.


Паха в приюте
Где-то в обед у нас начался сеанс связи по мобильнику с Юрием Аркадьевичем. Говорит, что завяз перед плавным подъемом на перемычку и уже откапывается часа полтора. Предлагает нас забрать завтра. У нас нет выхода – завтра самолет. Мы выходим. Тут скатиться к началу Сухой речки можно минут за пятнадцать. Мы втроем это расстояние шли на лыжах три часа. Пухляк по бедра, сильнейший ветер, ориентироваться сложно – шарахались зигзагами от Коряки до Авачи. И чем ниже мы спускались, тем глубже завязали в снегу. Настал момент, когда я чувствую, что тропить уже невозможно – снега выше пояса и мы уже на горизонтали. Лыжи с трудом продвигаются под снегом. Начинает смеркаться. Просто чудом вышли к снегоходу, последние 100 метров идти было совсем невозможно. Невозмутимый дядя Юра делает траншею до нас на «Буране»:

- Отчаянные вы ребята, думал ночевать тут буду, а утром вас искать.

Честно говоря, я засомневался в том, что «буранчик» с прицепленными нартами плюс четыре человека вытянет по такому снегу. Каково же было мое удивление, когда русский снегоход «Тайга» встал на глиссер и начал рассекать снежное море. Снежные волны по бортам снегохода были на уровне наших голов. Без смеха на пацанов я смотреть не мог. Эти двое сидели на нартах сзади… Нет… Сзади сидели две снежных кучи. Снег по-прежнему метет, фара освещает путь. Как в этой кутерьме наш водитель искал путь – до сих пор понять не могу. На этом можно было бы закончить рассказ про наши похождения, если бы не одно обстоятельство…

Километров за десять от базы «Лесная» в пурге, холоде и абсолютной темноте мы услышали крик. Кто-то невозмутимо решил «тормознуть» наш снегоход. Подъехав поближе, в свете фары мы увидели следующее: парень лет тридцати стоял в спортивном костюме и легкой шапочке на беговых лыжах и смотрел на нас сквозь запотевшие очки. Невозмутимо он задал вопрос: «А где здесь база «Лесная»?»

Диалог повел наш шеф: «Парень, ты вообще в сторону вулканов идешь. Ты что вообще тут в такое время делаешь? Садись, довезем».

Парень: «Я тут дорогу ищу. Где здесь база «Лесная»? (раза три повтор). И я тут не один».

Мы с пацанами начинаем понимать, что мы просто не умеем искать экстрим – едем куда-то, лезем, терпим лишения, когда тут рядом происходит такое. Метров через сто мы находим его точную копию в таких же запотевших очках. Следующая фраза этого перца нас просто шокировала: «Да мы тут дорогу ищем. У нас две девушки еще где-то тут».

Километров через пять мы обнаружили двух девиц. Одна прямо расплакалась, когда увидела фару снегохода. Благо девушки шли в сторону города, по накатке. Их же ухажеров назавтра можно было бы паковать в пакеты замороженными. Два мобильных телефона были у девушек, у парней телефонов не было.

Минут через сорок мы увидели огни базы «Лесная». Снегоход «Тайга» упорно тянул за собой на веревке двоих парней на лыжах, Паха с Витей развлекались с их подругами на нартах, а впереди на «Буране» сидели мы с «шефом». Таким вот паровозом мы, счастливые, прибывали в цивилизацию. Конечно же, мы еще вернемся.

Фотографии Виктора Дубовика, Родионова Александра, Сорокина Павла. Фотография с линией маршрута на Корякском вулкане взята из архива Владимира Копылова «Найди свою вершину».

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru