Люди и горы > Люди >

Автор: Кирилл Греков, Москва

История альпинизма. Люди.
Эдуард Николаевич Греков

Эдуард Николаевич Греков (1935—1998) — советский, российский альпинист, спасатель, Заслуженный тренер РСФСР.

Биография

В юности — чемпион Осетии по боксу, имел разряды по лёгкой атлетике. Закончив педологический институт им. К.Хетагурова в 1958 и отслужив в армии в спортивном батальоне, Эдуард Николаевич активно занимался альпинизмом и скалолазанием.

В 1962 г. возглавлял спасательную службу Цейского р-на Северо-Осетинской АССР.

Став в ряду основателей КСП (Контрольно спасательной службы) как на Кавказе, так и в СССР, занимался обучением и спасением альпинистов.

1970 г . - 2 место в классе технических восхождений – Чанчахи 6А к. сл., по центр. Бастиону Сев. Стены (команда а/л «Цей») Ю. Григоренко–Пригода, В. Бахтигозин, Ю. Болижевский, В. Шумихин. Тренер команды Э. Н. Греков.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утвердил результаты чемпионата страны по альпинизму 1972 г. по классу технических восхождений — Первое место — восхождение на вершину Ушба, южная, по северо-западной стене (5Б, первопрохождение), совершенное командой альплагеря «Алибек» ЦС ДСО «Буревестник» под руководством Ю. Григоренко-Пригоды в составе В. Бахтигозина, А. Вселюбского, В. Ткаченко и В. Шумихина. Тренер команды — Греков Эдуард Николаевич.

Спортивно-административный стаж на Кавказе:

• 1962 год — начальник спасслужбы Цейского р-на Осетия, Цей
  • 1969 год — начальник альплагеря «Цей» Осетия, Цей
  • 1971 год — начальник альплагеря «Алибек» (Домбай) Альплагерь Aлибек Домбай
  • 1983 год — и. о. главного инженера туркомплекса «Домбай» Домбай
  • 1984 год — зам. директора Комплекса канатных дорог пос. Домбай. Домбай
  • Греков Эдуард Николаевич вёл активную тренерскую и судейскую работу, его ученики участвовали в легендарном, первом восхождении советской команды на Эверест (1982 год) по новому маршруту: первой советской гималайской экспедиции. Среди которых были: Мысловский Эдуард Викентьевич, Михаил Михайлович Туркевич, Бершов Сергей Игоревич и др..

Открытка от сборной первовосходителей на Эверест

Награды и звания

• мастер спорта СССР
  • награждён жетоном № 5 «спасательный отряд» (1964)
  • Жетон «Спасательный отряд», которым награждались спасатели в СССР
  • Удостоверение
  • присвоено звание «Судья республиканской категории по скалолазанию» (1967)
  • награждён медалью Тренер чемпиона СССР (1972)
  • присвоено звание Заслуженный тренер РСФСР (1973)
  • присвоено звание Ветеран альпинизма СССР (1992)

• P.S.

Тем, кто был знаком с Эдуардом Николаевичем.
    Большая просьба связаться с редакторским отделом нашего сайта (info@mountain.ru), чтобы помочь расширить статью об Эдуарде Грекове, разбавить сухие факты личными воспоминаниями, дабы они не канули в лету.