Автор: Дмитрий Ковинов, Москва
Восхождение на Монблан
25 июня - 5 июля 2011
Подготовка
Мой путь к Монблану начался в 1994 году, когда во время экскурсионной поездки в Приэльбрусье я впервые увидел настоящие горы. Неприступные каменные и ледяные исполины окружили нас со всех сторон, высоко в небе сверкали на солнце ледники, макушки сосен шумели на ветру, а неподалёку журчал Баксан. Спустя три года после этой поездки, окончив десятый класс школы, я сходил в свой первый горный поход и окончательно заболел горами. Летние походы в Саяны стали главными событиями в жизни! Переехав в Москву после окончания университета мы с друзьями не перестали ходить в горы. В каждом походе мы обязательно совершали одно - два восхождения, набирая не только туристический, но и альпинистский опыт. Двухтысячники Западного Кавказа, трехтысячники Алтая и Камчатки, четерехтысячник на Тянь-Шане, и, наконец, треккинг в Гималаях, с восхождением на вершины выше пяти тысяч метров. За пять первых московских лет мы собрали неплохую коллекцию!
Теперь нам интересны более высокие и интересные вершины - пятитысячники Фан, шеститысячники Денали (Аляска), Мера пик и Айленд пик (Гималаи) и семятысячники Мустаг-Ата (Китай) и Хан-Тенгри (на границе Казахстана и Киргизии). Эти горы требуют гораздо более серьезного опыта. Поэтому этот год мы решили посвятить обучению. Нам нужна была гора, на которой можно, не перепрыгивая через голову, набрать как можно больше именно альпинистского опыта. Четко поняв задачу, сразу возникло и решение - Монблан с коллегами по работе в АльпИндустрии, гидами из турагенства "Команда Приключений"!!!
Почему же все-таки мы решили идти именно на Монблан? Во-первых, восхождение на Монблан по классике это красивый микстовый маршрут, включающий в себя как скальные, так и снежные участки. Во-вторых, высота 4800 метров - это тоже не так уж и мало, а в-третьих, сама гора очень красива. Кроме этого, Монблан это еще история. День, когда на ее вершину впервые поднялись французы Жак Бальма и Мишель считается днем рождения альпинизма. Так что, взойти на Монблан и побывать в Шамони – это своеобразный "хадж благочестивого альпиниста" =) А если к этому прибавить такие "бонусы" как стабильность, надежность путешествия по Европе, дешевый перелет, и возможность посетить Женеву и другие небольшие французские, швейцарские и итальянские города, все сразу становится понятно. Надо ехать!
[Друзья, технический отчет о восхождении (схемы, трек и координаты, цены и бюджет) можно найти на отдельной странице "Технический отчет о восхождении"].
День первый – дорога в Сен-Жерве
В субботу в пол девятого вечера прилетаем в Женеву. Аэропорт тут необычный – территориально это Швейцария, но сюда также прилетают и многочисленные любители французских горнолыжных курортов, так как Женева – это настоящие «ворота в Альпы». До этого я был здесь четыре раза, всегда зимой, и вот, наконец-то, летом! А тут еще и сам Монблан впервые прямо из иллюминатора рассмотрел! Хороший знак!!!
В зале прилета знакомимся с еще одним участником нашей команды - Валерием Акимовичем. Дедушка шестидесяти с лишним лет тоже идет на Монблан. Настоящий мэн, респект! Пока знакомились, на горизонте появился как всегда по-горному загорелый, подтянутый, бородатый, улыбающийся, моложавый (шорты, сандалии, рубашка) наш гид Сергей Алимович. Грузимся в микроавтобус и двигаем в горы! Наконец-то отпуск, наконец-то горы, наконец-то вместе с друзьями мы начинаем наше очередное приключение! Настроение отличное!
До нашего «базового лагеря» - кемпинга «Дом де Миаж» в местечке Сен-Жерве (St.-Gervais-les-Bains), около 70 километров и чуть больше часа езды по отличному автобану. Сергей Алимович, не отвлекаясь от дороги, успевает рассказать нам краткую версию истории восхождений на Монблан, ввести нас в курс традиций и этикета проживания в кемпинге (по ночам громко не орать, мусор не разбрасывать, в общем, вести себя прилично). Темнеет. Неожиданно прямо перед нами возникает громадная снежная стена. Здравствуй, Монблан!
Выгружаемся в нашем кемпинге, где встречает наш второй гид – Женя Письменный. Несмотря на то, что на Монблане он впервые, у него очень большой опыт работы гидом на Эльбрус, водил группы в Непал. Уже в полной темноте ужинаем чисто по-французски (мясная нарезка, сыр, вино), ставим свою палатку (мы с Виталиком в одной, Юра с Валерием Акимовичем – в другой) и ложимся спать! Как здорово, что мы решили жить именно в кемпинге, а не в гостинице. Свежий воздух, любимая палатка, под боком ворочается Виталик. Как здорово сменить мягкий широкий матрац домашней кровати на этот спартанский походный быт!
День второй – акклиматизационное восхождение на Бревент
Просыпаюсь, как и всегда в горах, рано. Из-за свежего воздуха, богатого кислородом процессы восстановления проходят быстрее! Завтракаем сидя за столом. Чай, кофе, гладко выстриженная зеленая лужайка, французские, бельгийские и английские соседи - кемперы с зубными щетками и полотенцами через плечо снуют от своих машин-палаток, подключенных к электрическим розеткам до умывальников и обратно. Вокруг - горы, непосредственно над нами – снежные склоны Монблана, а у нас травка, ёлочки, тепло... Высота всего 850 м. Красота! Альпинизм по-европейски начинает нравиться мне все больше и больше =)
Утро в кемпинге Дом-де-Миаж
Сегодня у нас по плану первый акклиматизационный выход. Сергей Алимович предлагает на выбор два варианта – длинное, начинающееся почти прямо от кемпинга восхождение на гору Мон-Жоли (Mont Joly, 2525 м) или восхождение на такой же высоты гору Бревент (Le Brevent), но с предварительной заброской до высоты 2000 метров на канатке. Вначале я инстинктивно противлюсь «канаточному альпинизму», но в конце концов соглашаюсь с гидом - лучше сразу заброситься повыше с помощью подъемника, а сэкономленное время потратить на более длительное пребывание на высоте. В расширенном составе (ночью к нашей команде присоединилось еще двое ребят из Перми) плотно набиваемся в нашу машину (благо, восьмиместную) и едем в Шамони!
Полчаса красивейшей дороги и вот мы в центре альпинистского мира. «Шамони, ты моя Шамони» - перефразируем известные стихи. Как давно я мечтал побывать в этом месте. Несмотря на изначально высокие ожидания (с ними всегда лучше бороться, чтобы потом не разочаровываться), тут действительно классно, очень красиво! Французы – настоящие эстеты, и город оформлен необыкновенно, как подарочная коробка конфет, но не глянцевая и гламурная, а теплая, душевная, домашняя!
Улочки Шамони
В архитектуре – фирменный французский альпийский стиль, темная некрашеная древесина, кругом море цветов. На одном из переулков натыкаемся на шествие уличных оркестров: небольшие коллективы маршируют по улочкам Шамони и играют веселые мелодии. Умеют жить, нечего сказать. Может быть когда-нибудь (лет через сто???) так здорово будет и у нас, например, в Красной Поляне!
Улочки Шамони
Рисунки на здании бюро горных проводников Шамони
Уличные музыканты на улицах Шамони
Магазинчики альпинистского снаряжения в Шамони на каждом шагу. Есть дорогие, есть не очень. В одном из них ребята из Перми и Валерий Акимович докупают необходимое – каски, системы, телескопические палки, репшнур. Цены чуть ниже московских, так что в принципе можно и не везти все из Москвы, а купить тут. Единственное – на этот шопинг, как ни крути, уходит драгоценное «отпускное» время, а это не правильно. Так что я все-таки советую все купить в Москве, и в горы приезжать в полной боевой готовности!
У здания бюро горных гидов Шамони
Тарифы на услуги гидов Шамони
Закупив снаряги, проходим мимо здания первого в Шамони бюро горных проводников, фотографируемся на память у памятника первым восходителям на Монблан Жаку Бальма и Мишелю Паккару, закупаем в небольшом супермаркете еды (фирменный длинный французский багет, мясная нарезка, фрукты, вода) на время прогулки по Бревенту, садимся на канатку План Праз (Plan Praz) и всего через пять минут оказываемся на высоте 2 000 метров. Отсюда начинается наша прогулка. Погода отличная, жарко, наверное около +25 градусов. Приходится закатать по колено мои любимые салевовские треккинговые штаны. «Мудрейшие» (Сергей Алимович и «Акимыч», как нас сразу попросил звать Валерий Акимович) немедленно оказались в шортах. Все-таки опыт не пропьешь! Завидую белой завистью =)
От места нашей высадки с канатки до вершины Бревента идет не то что тропа, а самая настоящая грунтовая дорога! Матерые парни легко заедут по ней даже на маунтин-байках. Но нам хорошо и так. Не спеша набираем высоту. Прямо перед нами как на ладони весь массив Монблана – грозный и неприступный Айгуиль Верт, фантастический Пти-Дрю, стены Гранд-Жораса, Эгюий-дю-Миди, Монблан, Бионасей. Сергей Алимович показывает нам наш будущий маршрут восхождения. О-го-го! Впечатляет!
Монблан во всей красе
Горный козел
Участок тропы под Бревентом
Всего за час, не торопясь и любуясь видами гор, выходим на гребень. Мимо скачут настоящие дикие горные козлы, которые совсем нас не боятся. Что бы снять крупный портрет не нужен даже телевик, можно спокойно подойти к ним метров на десять =) Делаем часовой перекус (аппетит отличный! настроение приподнятое!), и поднимаемся на вершину Бревента. Здесь грунтовка заканчивается. Дальше, к озеру Бревент (Lac du Brevent) спускаемся по тропе. Понимая, что по пути назад нужно будет снова набирать высоту, идти вниз очень не хочется, а тут еще и полуденный солнцепек в разгаре! Но напрягаться необходимо, это и есть акклиматизация. Чем больше намучаемся сейчас, тем легче будет на высоте. Суворовское «тяжело в учении, легко в бою» как нельзя лучше описывает альпинизм!
Озеро Бревент
Чтобы выйти к озеру Бревент, сбрасываем почти четыреста метров высоты. Удивительно красивое озеро и вокруг никого. Раздеваемся до трусов и купаемся (мое любимое развлечение в горах, к которому я пристрастился во время похода по горам Прибайкалья). Ледяная вода мгновенно восстанавливает силы! Перекусываем, подсыхаем на жарком альпийском солнце и начинаем путь назад – четыреста метров подъема на Бревент, а затем спуск на 1500 (!) метров, прямо в Шамони. (Правда первоначально мы думали успеть к закрытию канатки, но немножко опоздали). Эти три завершающие три часа непрерывного спуска порядком нас измотали (кто-то натер ноги, у кого-то заболели колени), но зато это был очень хороший акклиматизационный выход, нагрузочка - самое оно!
Привал на спуске
Ледопад ледника Боссон
Вечером, обессиленные, по пути в родной кемпинг (только ради восстановления потерянных) закупились пиццей, взяли по бутылочке пива и отлично посидели на лужайке в нашем кемпинге.
День третий - ледовые занятия на Эгюий-дю-Миди
Сегодня нам предстоит подняться на уже, в общем, достойную высоту – 3800 метров, и потренироваться в движении в связках, ходьбе на кошках и самозадержании с помощью ледоруба. Несмотря на то, что мы с Юркой и Виталиком вроде бы вполне знакомы с «железом», в связках до этого мы почти не ходили, и такие занятия нам очень нужны. Собственно, для этого мы и поехали с гидами. (Хотя тут нужно сделать важное отступление. Вообще-то гид – не инструктор, и учить не обязан. Более того, если гид поймет, что вы не готовы к восхождению, он имеет право вам отказать. Просто мы «пользовались служебным положением» или, иначе, давним знакомством с нашими же гидами).
Проснувшись и позавтракав, мы снова погрузились в нашу машинку и во второй уже раз поехали в Шамони. Очередь на канатку Эгюий-дю-Миди (Aiguille du Midi) была огромной, думаю человек триста – четыреста. Пока Виталик стоял в очереди, мы совершили набег в супермаркет и закупились едой на перекус.
Канатка на Эгюий-дю-Миди и вершина Дом де Гутэ (4304 м)
Вернувшись, мы с удивлением обнаружили, что очередь движется достаточно быстро. Не прошло и часа, и вот мы уже в, не побоюсь этого слова, культовом вагончике, который стремительно закидывает нас сразу на высоту 3800 метров! Ну вот и знаменитая каменная игла на вершине Эгюий-дю-Миди.
Скальные пики Шамони
Кругом снег. Прямо перед нами узкий снежный гребень, по которому в связках двигаются альпинисты. Через полчаса там идти и нам. В набитом битком вагончике из уст туристки-американки срывается «They are fucking crazy!!!».
На гребне Эгюий-дю-Миди
Адреналин наполняет кровь, в ушах начинает постукивать, вагончик качается как ненормальный. Ё-ху, мы поднялись! Выходим на небольшую открытую площадку. Площадка - на самом деле ничто иное как мостик между двумя огромными скальными иглами. Утепляемся, одеваем системы, достаем веревки и ныряем в ледяной туннель, который выходит прямо на тот самый гребень!
Вершина Монблана с верхней станции Эгюий-дю-Миди
Проверка снаряжения перед выходом на гребень
Вот это даа… Под ногами вся Европа, за исключением вершины Монблана, которая где-то за скалой. Справа метров сто до ледника, слева, двумя километрами ниже крошечный Шамони, а впереди наш маршрут. От резкого набора высоты в ушах немножечко звенит, ультрафиолет палящего солнца, отражаемого от искрящегося снега проникает, кажется, даже сквозь куртку и штаны! Одеваем кошки, связываемся в две связки. В нашей - я, Юрка, Виталик и Сергей Алимович. Встаю первым и делаю первый шаг. Отличное упражнение на координацию и хорошая тренировка для вестибулярного аппарата. Но я высоту люблю, люблю эти огромные просторы воздуха, горизонт на бесконечность и яркое горное солнце над головой!
Белая долина. Лыжники, будьте внимательны. Высокогорная зона
Идем медленно, падать оооочень не желательно. Снег конечно достаточно рыхлый, и, несмотря на крутизну, остановиться в случае падения несложно, но приятного мало. Несмотря на недовольство нашего гида, умудряюсь даже сделать пару кадров на ходу. Узкую часть гребня проходим минут за 15 и выходим на более широкую часть.
Снежный гребень на Эгюий-дю-Миди
Огромный громоотвод на вершине Эгюий-дю-Миди
Перекусываем, слушаем лекцию гидов об основах движения по леднику. После лекции выбираемся на крутой участок снежного склона, заканчивающийся выполаживанием, и раз по пять имитируем падение, демонстрируя технику правильного зарубания на снежном склоне. Конечно ничего сложного, но закрепить навыки полезно, да и чувствуешь себя после таких выкрутасов на снегу увереннее, падать уже не страшно, правда конечно если под ногами не лед =)
Наш второй гид Женя Письменный
После тренировок на самозадержание часа полтора гуляем в связках по леднику Геант (Glacier du Geant). Тут красиво, нет зияющих пропастей (хотя можно провалиться и в трещины, которые тут есть), можно расслабиться, насладиться необыкновенными красками высокогорья, пофотографировать.
Ледовые занятия
Альпы с высоты птичьего полета
Чтобы вернуться к канатке, во второй раз, но уже на подъем, проходим по «любимому» узкому гребню. Народу стал еще больше, связки идут одна за одной, кто-то в соседней группе ски-альпинистов оступается. “Ooops!”- слышу от другой группы. Опасно! Идем в предельной концентрации. Думаю, самая глупая, но распространенная ошибка – когда люди, не привычные к ходьбе в кошках, зацепляют штанину одной ноги кошкой другой. Вещь крайне неприятная, часто заканчивающаяся падением. К счастью, боевое крещение нашей группы прошло без таких приключений. Выбираемся на «твердую землю» верхней станции канатки. У меня почти полный термос чая. Сажусь на скамейку и с кайфом выпиваю несколько «крышечек» любимого сладкого горячего эликсира. Силы восстановлены, едем вниз!
Альпинисты! Кошки и ледорубы без защиты - опасны!
Вечером с друзьями гуляем по уже полюбившемуся нам тихому Сен-Жерве. Тут классно. Не так шумно как в Шамони, большая часть населения не туристы, снующие по сувенирным лавкам, а местные жители. Кто-то развозит пиццу, водитель автобуса везет школьников с учебы, хозяйка пиццерии закрыла лавочку, но на стеклянной двери оставила записку – «Вернусь через 15 минут, телефон такой-то». Для нас, жителей столичного муравейника, города-эксперимента над человеческими пределами, такие городки – настоящие санатории, можно просто гулять по улочкам, и радоваться жизни!
Маленький старый вокзал в Ле-Файет
На улочках Сен-Жерве. Позади склоны массива Монблан
Могилы горных гидов на кладбище в Сен-Жерве
Вечер в нашем кемпинге в Сен-Жерве
День четвертый. Начало восхождения. Приют Тет Рус
С утра быстро завтракаем, кидаем в машину рюкзаки. Сергей Алимович забрасывает нас троих в Сен-Жерве к остановке трамвайчика на Монблан, а сам возвращается за оставшимися. Получив инструкцию («едете до конечной остановки, а там дальше одна тропа, не заблудитесь»), мы садимся в трамвай и начинаем наше восхождение на Монблан! =) Все-таки молодцы эти ребята французы. Вместо широченного шоссе, для постройки которого потребовалось бы вырубить кучу деревьев, построили классную железную дорогу. Трамвайчик, который «тихой сапой», стартуя в местечке Ле-Файет (Le Fayet) или Сен-Жерве пробираясь вначале через густой горный лес, а выше через красивейшие альпийские луга, за час с небольшим завозит вас сразу на высоту 1800 метров, а если повезет, то и до 2300!
Но нам не повезло. Верхний участок железки до Нид д'Эгле (Nid d’Aigle) на ремонте (откроется только в начале июля). Поэтому мы, вместе с тремя десятками таких же как мы любителей гор высаживаемся на остановке чуть выше Бельвю (Bellevue). Высота - 2000 метров. Отсюда только пешком! Внизу остался шум машин и автобусов, супермаркеты, джинсы и лакированные ботинки. Впереди только ледники, скалы и синее-синее небо!
Конечная остановка трамвая на Монблан
Мы не торопимся, так как наши гиды вместе с остальными членами нашей группы еще внизу, ждут второго рейса трамвайчика. Греемся на солнышке, любуемся видами на долину Шамони. Почти прямо от станции круто вверх по склону уходит тропа, которая используется некоторыми группами восходителей, но это не лучший вариант. Склон в верхней части этой тропы достаточно опасен камнепадами. Так что мы, следуя телефонным =) указаниям гидов, не спеша, двигаемся прямо по железке. Навстречу спускаются усталые, но гордые и счастливые восходители. «Ничего, ничего! Скоро и мы будем спускаться тут с эдаким важным видом настоящих альпинистов!» - втихомолку думаю я =)
Поднимаемся по рельсам до Нид д'Эгле
По сравнению с большинством восходителей, наши рюкзаки больше среднего. Так как помимо одежды и «железа» мы несем палатку и теплые спальники. Еще на стадии планирования поездки мы решили идти «в спортивном стиле», с ночевками в палатках, а не на приютах. Во-первых, спать на свежем воздухе, в своей любимой палатке – это классно, во-вторых, лично для меня, дополнительный вес – только еще одна возможность потренироваться, попотеть. Горные виды спорта – это далеко не релакс, и таких мазохистов среди нас много! Да и после треккинга в Непале с ночевками в лоджиях, у меня остался осадок. Больше видишь не природу, а кружки, ложки да сортиры... Нет, теперь только в чистом стиле! =)
Не спеша, с шутками да прибаутками, за полтора часа мы поднялись к Нид д' Эгле, месту, где заканчивается железка. Прямо под нами ледник Бионассей и красивый ледопад. Сбегали до нового приюта (чуть дальше по тропе). Сам приют открыт, но комнаты закрыты. Очень кстати нашел бутылку чистой питьевой воды. С водой мы капитально промахнулись! На таком солнцепеке теряешь много жидкости, а на тропе набрать воды практически негде...
Первый привал
Наши гиды все еще где-то внизу. Загораем больше часа и получив (снова телефонную инструкцию) двигаемся дальше. После железки тропа круто берет вверх, начинается нормальная такая «работа». За год офисной жизни плечи напрочь отвыкли от рюкзака. Благо навыки горной ходьбы и терпежки так быстро не исчезают. Идем каждый в своем темпе (на тропе это позволительно). В такие моменты вперед себя далеко не убежишь!
Конечно, можно и ускориться, но продлиться это недолго, а времени на восстановление потом потребуется еще больше. Юрка – лось, усвистал вперед, Виталик тоже порывается за ним. Я же иду не спеша, наслаждаюсь видами гор, фотографирую. Гиды все еще где-то внизу, со второй частью нашей группы.
Тропа перед выходом к приюту Cabane des Rognes
К двум часам дня выходим к небольшому приюту Cabane des Rognes. Высота 2768 м. Отличное место чтобы отдохнуть! Все-таки от момента выхода из трамвая набрали уже 700 метров! Решаем ждать наших гидов здесь. Жарко, южный склон, мы как на сковородке. С ног до головы мажемся солнцезащитным кремом – нос, щеки, уши, лоб, шею. Отдыхаем лежа прямо на больших, нагретых солнцем камнях.
Французы
Дааа, не думал я, что наше восхождение на Монблан пойдет так позитивно! Кто-то даже вздремнул =) Провалялись больше часа, но гидов так и не дождались. Ну ничего, от тропы далеко не свернешь. Двигаем дальше! Прямо перед нами вторая часть сегодняшнего маршрута – 350 вертикальных метров тропы по разрушенному скальному гребню. Участок прикольный – тропа постоянно петляет зигзагами в обход участков крутых скал. В сложных местах, где тропа теряется среди скал, двигаемся в направлении красных точек, указывающих направление.
Подъем по тропе по разрушенному скальному гребню
Несмотря на жару мы премся в наших новеньких тяжелых двойных высотных ботинках, нужно же их разнашивать! Некоторые местные аборигены вообще щеголяют в сандалиях!!! Поднимаюсь долго, почти два часа. Но торопиться некуда, наконец-то нас догнал Сергей Алимович, но часть группы все еще позади. Про себя радуюсь этой ситуации. Торопиться не обязательно, а для фотографа это мечта!
Тропа на высоте 2900 м
Поднимаемся к приюту Тет-Рус
Приют Тет-Рус, 3100 м
К пяти часам наконец-то выходим на снег. Это ледник Тет Рус и одноименный четырехэтажный приют Тет Рус (Tete Rousse). Высота 3100. Неслабо для первой ночевки! Сергей Алимович выбирает место для палаток на небольшой ровной каменной площадке в ста метрах от приюта. Достаем ледорубы, выравниваем места под палатки. Кругом высокогорье, красота!
Пока работали в лагере Женя сбегал на приют и заказал ужин. Закончив с палатками идем кушать. Отличный супчик, спагетти, мясо, по баночке кока-колы. За все счастье чуть больше 20 евро. Хорошая тема, не нужно тащить с собой наверх кучу еды!
В самом приюте здорово – по станам развешаны плакаты, прикольные фотки с восхождений на Монблан. Периметр оккупировали жители приюта. Кто-то сушит снарягу, кто-то читает книжку, французам сложнее – даже тут их достают звонки на мобильники =) Порадовал необычной формы туалет – эдакая скошенная будка, стоящая на самом краю огромного обрыва. Публика на приюте самая разная. За ужином соседями по столу оказываются англичане. Беседуем за жизнь, про горы, конечно про наш Эльбрус (все про него знают и хотят сходить). Да, обстановка там сейчас не айс, это точно, сами пока туда не рвемся, успеем еще!
Прогноз погоды
Приют Тет-Рус
Прикольный туалет у приюта Тет-Рус
Вечер
После ужина рассматриваем путь завтрашнего подъема… Даа, Гранд-Кулуар (Grand Couloir) впечатляет. Протяженность 750 метров, набор высоты 500 метров. Почти каждый год из-за пролетающих по кулуару камней тут кто-нибудь погибает. Стремное, неприятное место (как и вообще все кулуары). которое, тем не менее, не обойти. Надеемся, что у нас все пройдет благополучно!
Москва, Москва! Монблан на связи!
Поздний вечер в лагере Тет Рус, 3100 м.
Продлжение следует.... |