Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье), совершенном в августе 2015 года
Глава 1. Справочные сведения 1.1 Проводящая организация
1.2 Место проведения
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
1.4 Нитка маршрута заявленная г. Москва – г. Мин. Воды – н.п. Тырныауз – д.р. Джуарген – пер. Суарык (1А, 3227 м.) – д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык – д.р. Субаши - рад. пер. Джикаугенкез (1А, 3572 м.) – д.р. Мкяра – д.р. Мкяра – д.р. Мукал - пер. Сылтран (н/к, 3441 м.) – рад. пер. Сылтран Восточный (1А, 3478 м.) – оз.Сылтранкёль – н.п. Верхний Баксан – а/л Джайлык – пер. Койауганауш (1А, 3624 м.) – Зеленая гостиница – а/л Джантуган – д.р. Адылсу – рад. «Улыбка Шхельды» - н.п. Терскол – ст. Гарабаши – Приют 11 – рад. Скалы Пастухова – н.п. Терскол – г. Мин.Воды – г. Москва 1.5 Нитка маршрута пройденная г. Москва – г. Мин. Воды – н.п. Тырныауз – д.р. Джуарген – пер. Суарык (1А, 3227 м.) – д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык - д.р. Мкяра – д.р. Мукал - пер. Сылтран (н/к, 3441 м.) – рад. пер. Сылтран Восточный (1А, 3478 м.) – оз.Сылтранкёль – н.п. Верхний Баксан – а/л Уллу-Тау - пер. Койауганауш (1А, 3624 м.) – Зеленая гостиница – приют «Очаг» - д.р. Адылсу - н.п. Терскол – ст. Гарабаши – Приют 11 – рад. Скалы Пастухова – н.п. Терскол – г. Мин.Воды – г. Москва 1.6 Сокращения, терминология и допущения а/л – альплагерь Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2. 1.7 Определяющие препятствия
1.8 Сведения об участниках 1.9 Адрес хранения отчёта Библиотека т/к МГТУ: Москва, ул. А. Солженицына, д.17 Глава 2. Техническое описание 2.1 Общая идея похода Поход планировался как ознакомление с районом и, вообще, с горами (в т.ч. с высочайшей точкой Европы). Для всех участников группы - это был первый горный поход. В связи с тем, что для участников группы это был первый горный поход, мы не ставили перед собой высоких спортивных целей. Основными задачами было пройти маршрут без происшествий, познакомиться с горным туризмом, насладиться окружающими красотами. 2.2 Транспорт, погранпропуска, заброска, расходы, МЧС, связь. Из Москвы в Минеральные Воды можно добраться поездом либо самолетом (поездом легче ехать до Нальчика). Мы летели на самолете для экономии времени, которое затрачивается на передвижение. Из Мин. Вод до Терскола ходит рейсовый автобус. Автобус №579 ходит ежедневно с автовокзала г. Мин. Воды в 14-00 (с Терскола до Мин.Вод уходит в 10-00). Часть нашего маршрута пролегала по приграничной зоне, в связи с чем, нам необходимо было оформить погранпропуска. Погранпропуска можно оформить самостоятельно, заполнив заявку на портале ГосУслуг. Получить оформленный пропуск можно на пограничной заставе (при указании) или в отделении пограничной службы ФСБ России. Прием граждан в отделениях по расписанию. Также можно заказать пропуска через туроператоров (при встрече в аэропорту пропуска передают). Мы воспользовались вторым вариантом (тур.оператор «Мой Эльбрус», 8 928 720 60 00 Ахмат). Оформление пропусков обошлось в 300 р. с человека. На обратную дорогу от н.п. Терскол до Минеральных Вод мы также воспользовались заказанной машиной. Смета основных затрат по походу на человека сведена в таблицу:
Перед выходом на маршрут группа встала на учет в подразделении МЧС, которое находиться в н.п. Терскол. Время на дорогу от н.п. Тырныауз до н.п. Терскол и регистрация заняли около 3 часов. 2.3 Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута. Аварийные выходы с маршрута: 2.4 Изменения маршрута и их причины Отказались от радиальных выходов из-за плохой походы, отставания группы от графика движения и для дополнительного отдыха участников. 2.5 График движения
2.6 Схема маршрута
2.7 Подробное описание маршрута 1 день Прибыв в Минеральные воды, загрузились в заказанную заранее машину и в 19.00 отправились от аэропорта в поселок Тырныауз. Дорога занимает около 2-2,5 часов. Выгружаемся возле р. Сабалыксу и ищем место для стоянки. От заявленного места решили отказаться. Водитель, который нас вез, посоветовал более безопасное место, чуть подальше от г. Тырныауз, в котором мы и остановились. 2 день Подъем в 6.30, выезд для регистрации в МЧС в 7.30. Солнечно. Во время заявки в МЧС группа переупаковывает рюкзаки, перераспределяет снаряжение, упаковывает продукты, собирает лагерь. В 11.00 выходим в сторону н.п. Тырныауз по асфальтированной дороге. Переход от места стоянки до г. Тырныауз занимает 55 минут.
В поселке переходим реку Баксан через мост, начинаем набор высоты по травянистому склону крутизной 20°. Встречаются деревья и кусты.
Небо затягивает. После привала отходим правее от ручья, здесь тропа теряется. Продолжаем подниматься по травянистому склону. Вскоре выходим на грунтовую дорогу. Далее склон постепенно выполаживается, выходим на хорошую грунтовую дорогу, которая ведет к заброшенным шахтам. Встаем на перекус.
После продолжаем движение по дороге. Примерно через 20 минут сходим с нее и поднимемся по еле заметной тропе по травянистому склону (20°), часто встречаются кусты, деревья и высокая трава. Справа пхд от тропы – траншея и бетонные плиты, слева – кусты и деревья.
Поднявшись на гребень встаем на привал. Открывается отличный вид на долину реки Баксан.
С гребня видна грунтовая дорога, ведущая к добычи горной породы. Ездят грузовые автомобили. Спускаемся и к ней и за 3 перехода (ЧХВ 100 минут) доходим до реки. Находим место ночевки. 3 день Утром холодно, ясно. Выход в 8 часов. От места ночевки движемся по хорошей грунтовой дороге. Она проходит траверсом. Постепенно набирая высоту. Спустя 50 минут делаем привал. Воды на данном участке нет. Воздух начинает прогреваться. После привала продолжаем движение по той же дороге, встречаем рабочих, которые участвуют в добыче горной породы. Далее продолжаем движение по той же дороге, встречая бесчисленные стада овец и коров. Погода солнечная, припекает. Впереди видим скальный массив. Дорога пологая, идти легко. Переходы делаем по 45-50 минут. Группа идет плотно. Вскоре делаем очередной привал у небольшого ручья. После дорога начинает спускаться, пройдя несколько поворотов видно кош и долину реки Суарык.
Доходим до коша. Начинаем подъем к перевалу.
Склон травянистый с камнями. В начале уклон небольшой примерно 15°, далее увеличивается, идти становиться тяжелее. Идем по правому берегу реки. Есть еле заметная тропа. Поднимаемся по кулуару вдоль реки. Поднимаемся переходами по 20 минут. Перевал не виден. Все затянуто облаками. Подойдя под перевальный взлет, встаем на ночлег.
4 день Утром ясно, отлично виден пер. Суарык.
От м.с. в 8.30 поднимаемся по широкому травянисто-осыпному склону крутизной 25°. Подъем занимает около 60 минут. Седловина перевала представляет из себя широкое осыпное плато. Дует сильный ветер. В туре находим записку группы из МГСУ. С перевала виден Эльбрус и д.р. Джугуртау.
С перевала спускаемся в касках плотной группой по осыпному кулуару крутизной 20°, через 30 минут встаем на привал. Далее продолжаем спуск, выходим на марену, с этого места хорошо видно р. Джугуртау. Доходим до реки, встаем на привал.
От предыдущего привала путь занимает 30 минут. Далее идем по травянистому склону, выходим на тропу, которая идет вдоль реки Джугуртау по левому берегу. За один переход (55 минут) доходим до притока реки и встаем на привал. Далее за 20 минут доходим до места, где можно перейти р. Джугуртау. Все тропы ведут к этому месту. Перейдя р. Джугуртау траверсом огибаем склон и выходим к кошу (80 минут). Спускаемся к грунтовой дороге, вдоль которой течет река Кыртык. Встаем возле р. Гитче-Артыкол на обед. После обеда движемся по грунтовой дороге на запад по грунтовой дороге. За 4 50-ти минутных перехода доходим до коша, переходим по мосту на правый берег реки. Встаем на ночевку. Здесь заметно холодней, т.к. перед нами видно ледник Мкяра.
5 день Утром пасмурно. Завтракаем и быстро сворачиваемся, т.к. начинается дождь. Выходим в 8.00. Движемся по направлению к р. Мкяра (на запад). Вдоль реки идет набитая тропа, идти не сложно, набор высоты первые 500 метров нет. Через 60 минут выходит солнце. Встаем на привал, убираем дождевики. Идем по набитой тропе по правому берегу реки (на картографическом материале данная тропа не обозначена).
За 3 перехода (ЧХВ 120 минут) доходим до предперевального взлета. Встаем на обед у р. Мукал. С этой точки хорошо виден перевал Сылтран.
На перевал идет хорошо набитая тропа. Вначале подъема склон травянистый, далее довольно крутой (25°), осыпной. Тропа проходит среди больших камней. Подъем на перевал вместе с привалами занял 1,5 часа (ЧХВ 60 минут).
Седловина перевала широкая, каменистая. Находим в туре записку группы туристов из Санкт-Петербурга. Оставляем рюкзаки и выходим радиально на перевал Сылтран Восточный. С этой точки хорошо видна гора Суарык. Седловина так же каменистая, широкая.
Возвращаемся к рюкзакам, спускаемся к озеру Сылтранкёль. Спуск по набитой хорошей тропе, иногда встречаются небольшие камни и лужи, через 15 минут спуск выполаживатся. Мы выходим к озеру. За 80 минут спускаемся к озеру. На озере оборудованные стоянки для групп. Встаем ближе к ручью, вытекающего из о. Сылтранкель.
6 день Дневка. Встречаем друзей из Москвы. Советуют от В. Баксана идти не до а/л Джайлык, а до а/л Улу-Тау. Принимаем их доводы. В а/л Улу-Тау есть теплый душ.
7 день Выход группы от м.с. в 8:00. Спуск по р. Сылтрансу по хорошей промаркированной тропе. От озера спуск по крупной морене (30 минут), далее постепенный сброс высоты по тропе без препятствий.
За 4 перехода (ЧХВ 205 минут) доходим до н.п. В. Баксан.
Закупаем продукты. Упаковываем в рюкзаки. От В. Баксана доходим за 1 переход до подъемника-платформы (40 минут). От подъемника до погранзаставы 10 минут. Далее за 7 переходов (ЧХВ 290 минут) доходим до а/л Улу-Тау. Грунтовая дорога идет вдоль р. Адырсу. Технической сложности не представляет. 8 день. В 7 утра выходим из а/л Улу-Тау.
За 30 минут доходим до моста около а/л Джайлык. Переходим по мосту и по тропе идем к долине к пер. Койавганауш. Подъем по тропе.
За 12 переходов доходим до предперевального взлета по тропе (ЧХВ 220 минут). Весь маршрут к перевалу хорошо просматривается. Группа идет медленно. У одного участника болят мышцы на ногах. Перед перевальным взлетом отчетливо виден ложный Койавганауш. Держимся правее.
За 1 переход поднимаемся на перевал. Снимаем записку группы из Воронежа. Ледник почти сошел с обоих сторон. Склон сильно осыпной. Поднимаемся на перевал. Очень ветрено.
С перевала просматривается дальнейшая часть пути. Начинаем спуск не менее осыпной. Спускаемся медленно и очень аккуратно. За 4 перехода (ЧХВ 140 минут) доходим до поляны Зеленая Гостиница. Группа устала. 9 день. Выходим в 9:30 с м.с.
Идем по тропе вдоль р. Адылсу. Начинает портится погода. За 2 перехода (ЧХВ 80 минут) доходим до приюта Очаг. Начинается дождь, принимаем решение отказаться от радиального выхода. В приюте есть душ и домики, в которых можно заночевать. Есть столовая, где можно самим приготовить еду. Стираем и сушим вещи. У группы полудневка. 10 день. Выходим в 11:00. За 3 перехода по грунтовой автомобильной дороге (ЧХВ 110 минут) доходим до н.п. Эльбрус. Проходим погранзаставу. От поворота на санаторий «Приэльбрусье» начинается асфальтированная дорога. Закупаем продукты в н.п. Эльбрус на оставшиеся дни. Около магазина договариваемся с водителем Газели довезти нас до Терскола. Заселяемся в домики (ориентир гостиница «Заповедная сказка») около поляны Чегет. 11 день. С м.с. в 7:30 утра выходим в сторону поляны Азау. Пройдя Терскол (ЧХВ 60 минут), нас предлагают довезти до поляны Азау. Соглашаемся. С поляны Азау по старой канатной дороге поднимаемся до станции Кругозор, а затем – до станции Мир. От станции Мир за 2 перехода (ЧХВ 110 минут) поднимаемся до Приюта Бочки. Спустя 600 м от Бочек начинается ледник. Далее за 2 перехода доходим до Приюта 11. Не доходя до Приюта 11 начинается снежник. Останавливаемся около базы МЧС. Обедаем. Погода начинает портится. Садится облако. Решаем дойти по снежнику до скал Пастухова (ЧХВ 60 минут).
Возвращаемся обратно в лагерь. 12 день. Утром очень ветрено. Еще раз поднимаемся до скал Пастухова, чтобы увидеть и пофотографировать окрестности. Спускаемся в лагерь, сотрудники МЧС сообщили, что погода к вечеру испортится на 2 дня, собираем лагерь. Возвращаемся в те же домики у поляны Чегет. 13 день. Запасной день решили погулять по Терсколу и Чегету. 14 день. Собираем вещи. В заранее заказанную машину, загружаем вещи и в 13:00 выезжаем из Терскола в Мин. Воды. 2.8 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте В походе встречались протяженные участки травянистых и осыпных склонов, передвижение по которым требовало внимания и собранности. Броды опасности не представляли – большинство рек перешагивалось или перепрыгивалось. Перевал Койавганауш следует проходить с особой осторожностью. Карты и фотографии, сделанные более 2-3 лет назад, не соответствуют существующему положению. 2.9 Итоги, выводы, рекомендации Пройден интересный, логичный маршрут. Участники приобрели опыт передвижения по травянистым и осыпным склонам различной крутизны, познакомились с походным бытом в условиях высокогорья. Таким образом, обучающие и позновательные цели похода можно считать выполненными. 2.10 Список использованной литературы Общая информация по району: 1. http://caucatalog.narod.ru/base/prielb.html 2. http://www.clamber.ru/473-perevaly-priyelbrusya-iz-knigi-vysokogornye-perevaly.html Карты: 1. http://www.irsl.narod.ru/maps/elbrus_area.html 2. http://caucatalog.narod.ru/cencaumap/cencaumap.html Глава 3. Приложения 3.1 Организация питания Поскольку группа была небольшой, для приготовления пищи использовались 2 кастрюли 4 л и 5 л с крышками. Из топливного оборудования использовалась 1 горелка Kovea 0211. Газ брался из расхода 50 гр/чел/день. 3.2 Общественное и личное снаряжение, аптечка Общественное бивачное снаряжение и аптечка были стандартными. Использовалось две палатки (2х местная и 3х местная), 1 горелка с защитным экраном. 3.3. Перевальные записки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||