Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, г. Владивосток - г. Петропавловск-Камчатский.

Чтобы помнили! Наш Пал Палыч!
Часть II. Литературная деятельность Павла Павловича Захарова

Павел Павлович Захаров в 60-е годы. Узункол

Павел Павлович Захаров в 70-е годы. Февраль 1972года – Володя, Эля Шатаевы и П.П. Захаров рядом сними справа

Я не боюсь сказать и повториться в том о чем говорил в своей первой статье о Пал Палыче и о книгах, которые мы с жадностью прочитывали в наши юные годы. Какую роль играли для нас книги в наши 70-80 годы? Основную! Это был ПРАВИЛЬНЫЙ источник познания нашей жизни. Не было не киноматериала, мало было фото материала. Что вы сказали – ИНТЕРНЕТ? Какой еще интернет? Его и сейчас на Камчатке нет. В печати, СМИ вообще ничего не возможно было или понять или услышать. Так, обрывки информации: «Все в стране НИШТЯК!»

Дальний Восток был! Он, действительно, был и жил своей ЖИЗНЬЮ. Альпинизм по крупицам вторгался в наше бытие. Если мы видели живого альпиниста в 60-70 годах, то это была не только диковинка, а что-то не вообразимое, как из космоса (НЛО). Появились первые книги о спортивной и познавательной (экспедиционной) жизни в горах. Мы ими зачитывались о первых восхождениях в Гималаях. Но этот факт существовал уже в 80-х. А в 60х-70х нас радовали издания Ф.А. Кропфа и еще нескольких зарубежных авторов. Конечно, французы и итальянцы. Ведь была «Холодная война». Америкосы-Какосы были наши злейшие враги. Грянул 80-й. Всех как прорвало. На прилавках магазинов засветились книги французов, англичан, чехов, поляков. Мы узнали Рейнхольда Меснера, Бонингтона, Норгей Тэнсинга. О Морисе Эрцоге и его шедевре «Аннапурна» молчу. Это была наша настольная книга. Он для нас был герой. И вот грянул гром среди ясного неба. Появилось первое издание нашей гималайской книги «Эверест 82». Мы тоже в Гималаях. Мы команда! Такой другой нет в Мире. Нас признает Мир, как альпинистов. Пошло и поехало.

В свет появляются книги Пал Палыча Захарова и Владимира Николаевича Шатаева. Нельзя не упомянуть и наш сборник книг об восхождениях в горах альпинистов СССР – «Побежденные вершины». Затем, на прилавках книжных магазинов, стали появляться в Приморье книги о восхождениях на 7000-ки горного района Памира и Тянь-Шаня. Дальний Восток уже не робко, а как положено, засветился в Мире альпинизма. Игорь Железняк внимательно следил за событиями альпинизма и самих восхождений по сборнику: «Побежденные вершины». По крупицам и по годам этот сборник стал появляться в наших личных библиотеках.

В 80-е годы в Приморском крае появилась плеяда КМС-ов по альпинизму. Затем инструкторов по этому виду спорта. Вот тогда и зазвучали на языке книги Пал Палыча. Вы скажите, что у ВАС в Москве и в Ленинграде было все по другому? И что? Мы не в Москве и не в Ленинграде жили. Мы жили и занимались альпинизмом во Владивостоке. От Винта!

Все, что Вы прочитаете дальше уже было написано и опубликовано авторами нашего альпинистского мира СССР и всей России. Я только хотел собрать в единое звено все публикации Пал Палыча и показать наглядно, как они выглядят в настоящее время. Искал, искал и нашел, что мог. Делюсь с ВАМИ!

В 1981 году выходит первая книга П.П. Захарова «Горный туризм»

В 1981 году, выходит первая его книга (в соавторстве с Я.Аркиным, А.Вариксоо и Я.Тятте) - «Горный туризм», которая на конкурсе ВЦСПС на лучшую книгу по туризму была отмечена 3-й премией.

В книге проводятся методические указания по обучению и тренировке горных туристов. Снаряжение (Обувь, одежда и личное снаряжение. Специальный инвентарь и приспособления. Бивуачное и вспомогательное снаряжение). Организация страховки. Техника передвижения (по травянистым склонам, осыпям, скалам, снегу и фирну, льду, преодоление закрытых ледников, переправы через горные реки, особенности походов в горах в зимних условиях, организация и устройство бивуаков, работа с веревкой и вязка узлов). Тактика горного похода (построение маршрута, составление календарного плана, организация движения на маршруте, тактика передвижения связок). Методические рекомендации по организации подготовки горных туристов. Методические указания по проведению практических занятий.

Выходит в свет книга «Инструктору альпинизма»

1982 год. Выходит в свет издание книга «Инструктору альпинизма». Первый большой тираж в 30 000 экземпляров был выпущен издательством "Физкультура и Спорт" в этом году при активном содействии зав. редакцией туризма и альпинизма Э.П. Кияна и его старшего редактора - Л.Г. Трипольского, который сборнику конспектов придал вид учебного пособия.

Это было методическое пособие по подготовке альпинистов на всех этапах предлагерной подготовки. В книге рассказано, как подготовить и провести занятия и практическое восхождение, проводятся учебные планы, даны рекомендации по медицинскому контролю. Для инструкторов- методистов по альпинизму, тренеров секций по альпинизму, работников альпинистских лагерей.

От новичка – до значкиста, от значкиста – до разрядника, от разрядника – до спортсмена высокого класса. Предлагерная методика подготовки альпинистов прошла многолетнюю практическую проверку. Книга рекомендована Федерации альпинизма СССР.

Интересная деталь. В тот день, когда автор принес в редакцию свое произведение, редакционная дверь не закрывалась добрых полдня - сотрудники различных редакций приходили смотреть на "чудо" - автора, который принес рукопись написанную от руки и на двух сторонах листов. (У последнего тогда еще не было пишущей машинки, которую ему впоследствии подарил ЦС ДСО "Спартак").

Брошюра «Далар. Маршруты альпинистских восхождений» Автор П.П.

Брошюра «Далар. Маршруты альпинистских восхождений» Автор П.П. в развернутом виде

Книга «Эверест 82». Павел Павлович стоит у руля этой книги и является ее составителем

1983 год. Выходит в свет брошюра «Далар. Маршруты альпинистских восхождений» Автор П.П. Захаров. Издательство «Физкультура и спорт». 32 стр. Но какие? В этой небольшой книжки опубликованы маршруты на горную вершину Кавказа, Далар.

Книга «Люди в горах» Авторы: Я. Аркин, Павел Захаров

1984 год. Выходит в свет издание книги «Эверест 82». Павел Павлович у руля этой книги и является ее составителем. Авторы книги - журналист Юрий Рост и участники экспедиции на Эверест - рассказывают о первом восхождении советских альпинистов на высочайшую вершину мира. Год издания: 1984. Издательство: Физкультура и спорт. Книга богато иллюстрирована уникальными цветными фотографиями. Содержание: В книгу включены - Справочный отдел, посвященный альпинизму. Хроника Эвереста - указаны все попытки восхождений с 1921 г. до советской экспедиции 1982 г. Словарь специальных терминов и специфических выражений альпинизма. Именной указатель. Географический указатель.

Дополнительная информация об издании: Твердый переплет, 368 стр. Тираж: 100000 экз. Формат: 70x108/16 (170х260 мм). Книга иллюстрирована около 100 уникальными цветными фотографиями. Бумага глянцевая. Обложка – штапель.

«Можно долго писать об этой книге - очень-очень много всего интересного, но, увы, - все невозможно вместить в краткий отзыв. Лучше прочитать ее самим. Очень рекомендую замечательный сайт mountain.ru - хотя бы просто почитайте отчеты и рассказы об экспедициях и походах, посмотрите великолепные фотографии».

1986 год Выходит в свет книга «Люди в горах» Беседы об альпинизме. Авторы: Я. Аркин, Павел Захаров. Издательство: Физкультура и спорт. Страниц: 274

Авторы книги, много лет работающие в альпинизме, размышляют о его особенностях, его оздоровительном и воспитательном значении, тактике восхождений и тактической подготовке. Затронуты проблемы управления альпинистской группой. Рассказывается о безопасности в горах. Раскрыты основы взаимной страховки, оценки ее надежности. Книга предназначена для широкого круга альпинистов и горных туристов.

Второе издание книги «Инструктору альпинизма». Автор П.П. Захаров.

Павел Павлович в эти годы

1988 год. Выходит в свет 2-е издание книги «Инструктору альпинизма». Автор: Павел Захаров. Переработанное и дополненное. Издатель: Физкультура и спорт, — 263 с. Тираж в 30 000 экз.

Методическое пособие по подготовке альпинистов на всех уровнях. Для инструкторов методистов по альпинизму, тренеров секций, работников альплагерей. Предисловие: Роль инструктора в воспитании и обучении альпинистов. Повышение квалификации инструкторов. Стажировка и работа со стажерами. Обучение безопасности. Обучение тактике. Обучение страховке. Работа на страховочном стенде. Первая доврачебная помощь. Начальная подготовка на значок «Альпинист СССР». Начальная подготовка (выполнение норм 1 спортивного разряда). Организация бивака на горном рельефе. Подготовка спортсменов. Передвижение группы по сложному снежному рельефу. Приложение.

Информационный бюллетень «Вестник гор» (1989-1991 годы)

Известный туристский альманах «Ветер странствий», появляется рублика «Горные вершины»

Работа П.П. Захарова в туристическом альманахе «Ветер странствий», рублика «Горные вершины»

1989-1991 годы. По поручению председателя Союза альпинистов и скалолазов России А.Я. Бычкова Захаров П.П. организует выпуск информационного бюллетеня «Вестник гор», став его составителем и постоянным автором публикаций.

1989 год. Активная позиция Захарова П.П. в издательстве «Физкультура и спорт» привела к расширению в этом году известного туристского альманаха «Ветер странствий» (издававшегося уже 25 лет). С этого года в альманахе появился раздел «Горные вершины», посвященный альпинизму.

1989 год. Выходит в свет книга «Школа альпинизма. Начальная подготовка». Автор: Захаров П.П., Степенко Т.В. Издательство: Физкультура и спорт. Страниц: 463. Опытные советские горовосходители подготовили учебное пособие для начального этапа обучения альпинистов в условиях работы альпинистских секций, альплагерей и самостоятельной подготовки. Для начинающих альпинистов, инструкторов и тренеров по альпинизму.

1990 год. Грянула перестройка. Издательство «Физкультура и спорт» поручило П.П. Захарову собрать материалы для издания Словника к будущей «Энциклопедии альпинизма». В начале этого года подобный Словник был собран и подготовлен для опубликования. В Словник вошло порядка 8000 слов, понятий и определений непосредственно касающихся альпинизма. Но развал издательства «Физкультура и спорт» отодвинул публикацию Словника, а соответственно и начало работы по составлению «Энциклопедии» на неопределенно дальний срок.

Два близких друга Павла Захарова – Александр Мартынов и Юрий Жемчужников для спасения проделанной работы, предложили писать Энциклопедию на свой страх и риск. В те годы ни одно из опрошенных Московских издательств не взялось за эту работу или требовали непомерную предварительную оплату или выдвигали другие сверх-условия. «Богатые» альпинисты, покинувшие бывший Советский Союз, так и не ответили на многочисленные просьбы об оказании помощи для выхода в свет подобной книги.

Книга П.П. Захарова «Западный Кавказ. Узункол»

1990 год. Выходит в свет книга П.П. Захарова «Западный Кавказ. Узункол». Издательство: М.: Издатель И.В. Балабанов. Переплет: ламинированный мягкий 160 страниц.

Аннотация: Мастер спорта СССР по альпинизму и горным лыжам Павел Павлович Захаров совершил более 250 восхождений на горные вершины. В книге представлены маршруты альпинистских восхождений различной категории сложности на вершины Узункола в Гвандринском районе Западного Кавказа. Каждый маршрут сопровождается схемой, составленной согласно требованиям Международного союза альпинистских ассоциаций. (УИАА). 1998-2002 годы. Книги П.П. Захарова были отмечены дипломами Московского фестиваля «Грань».

Выходит в свет книга «Инструктору альпинизма». Автор: Павел Захаров

2001 год. Выходит в свет книга «Инструктору альпинизма». Автор: Павел Захаров. Издательство: СпортАкадемПресс. Серия: Школа Альпинизма

Крупные изменения в стране, разорение альпинистского хозяйства и потеря качества понятия "институт инструкторов", привели к снижению интереса к альпинистской литературе, а тем более к методическим разработкам. Поэтому выпущенная издательством "СпортАкадемПресс" (главный редактор В.Т.Тураев) в этом году обновленная редакция этой же книги получила тираж всего в 2000 экз.

2003 год. К началу этого года рукопись Словника к будущей «Энциклопедии альпинизма», практически, была полностью готова. И лишь активная позиция директора маленького издательства ТВТ «Дивизион» Виктора Тураева спасла ситуацию. Его издательство приняло к работе рукопись Энциклопедии.

Книга П.П. Захарова «Школа альпинизма» переработанное и дополненное

2003 год. Выходит 2-е издание «Школа альпинизма» переработанное и дополненное. Автор: Павел Захаров. Опытные советские горовосходители подготовили учебное пособие для начального этапа обучения альпинистов в условиях работы альпинистских секций, альплагерей и самостоятельной подготовки.

Книга «Начальная подготовка альпинистов» состоит из двух взаимодополняющих частей. В первой части собран и последовательно изложен разносторонний материал о технических приемах и средствах преодоления различных форм горного рельефа с максимальным учетом современного состояния альпинизма в стране.

Книга содержит информацию по современному альпинистскому снаряжению и инвентарю, даются рекомендации по его применению и использованию. Затронуты вопросы основ физиологической адаптации человека в горах.

Этюды П.П. Захарова о Михаиле Хергиани

2006 год Выходят в свет «Этюды П.П.Захарова о Михаиле Хергиани». От Автора: Нашему знакомству с Михаилом Хергиани 40 лет. Мы познакомились в 1966 году. Нынче уже 2006 год.

Сколько это - много или мало!? Применительно к знакомству с Михаилом Хергиани трудно ответить на этот вопрос. Если учесть, что его уже давно нет с нами, то вопрос становится не корректным. И мне почему-то не хочется говорить о своем знакомстве с Михаилом Хергиани в прошедшем времени.

Всякий альпинист (и не только), кто в свое время хоть на короткое время так или иначе соприкасался с Михаилом Хергиани, на мой взгляд, получал право говорить: "Я его знал!" Дело не в продолжительности этого знакомства, а в том, как оно началось, и как этот человек был принят Михаилом в свою душу. Вот почему мое знакомство длится уже столько лет, и будет продолжаться столько, сколько всевышним будет мне дано еще ходить по земле.

Книга П.П. Захарова под названием «Альпинизм. Энциклопедический словарь»

2006 год. В конце этого года книга вышла в свет под названием «Альпинизм. Энциклопедический словарь» (правда, весьма малым тиражом – 1000 экз.) и поздней осенью того же года ее выход был отмечен Дипломом Национальной премии «Грани экстрима».

Книга содержит множество статей по истории альпинизма и горного туризма, по всем разделам техники, тактики, безопасности, вопросам высотной физиологии, оказания помощи, спасработам, элементам снаряжения. Отдельные главы посвящены военному и промышленному альпинизму, скалолазанию и ледолазанию. Есть библиография альпинистской литературы, большой раздел персоналий - об известных восходителях и других людях, имеющих отношение к альпинизму. В книге масса фотографий, рисунков, схем. Тираж: 1000 экз.

П.П. Захаров награжден Дипломом Национальной премии «Грани экстрима».

Книга П.П. Захарова под названием «Начальная подготовка альпинистов». Часть 1

2007 год. Вышла в свет книга П.П. Захарова «Начальная подготовка альпинистов». Часть 1. Введение. Издательство: Дивизион. Серия: Школа Альпинизма.

Новое издание книги, хорошо знакомое многим альпинистам нашей страны и ближнего зарубежья, значительно обновлено, дополнено новым современным материалом. Книга "Начальная подготовка альпинистов" состоит из двух взаимнодополняющих частей. В первой части собран и последовательно изложен разносторонний материал о технических приемах и средствах преодоления различных форм горного рельефа с максимальным учете современного состояния альпинизма в стране. Книга содержит информацию по современному альпинистскому снаряжению и инвентарю, даются рекомендации по его прим нению и использованию. Затронуты вопросы основ физиологической адаптации человека в горах. Для инструкторов-методистов по альпинизму, тренеров секции, инструкторов-общественников, работников альплагерей.

Книга П.П. Захарова «В помощь инструктору альпинизма». Серия "Школа альпинизма"

2008 год. В свет выходит книга «В помощь инструктору альпинизма». Серия "Школа альпинизма" Москва. Под общей редакцией Захарова П.П. Последняя редакция известной в альпинистской среде книги издается в Интернет-версии. Зиму 2008-2009 года мы с Павлом Павловичем Захаровым провели в интенсивной переписке, готовя ее к публикации. Вот предыстория этого издания, написанная Пал Палычем.

В начале 70-х годов минувшего века учебная часть спартаковского альплагеря "Узункол" при активной помощи инструкторского состава создала своеобразную библиотеку конспектов по разделам обучения альпинистов и методики преподавания для всех уровней подготовки альпинистов. На основе текстов конспектов была создан единый набор конспектов. Этот шаг учебной части был отмечен руководством ЦС ДСО "Спартак" и начальнику учебной части было предложено подготовить методическое пособие для инструкторов альпинизма трех спартаковских альплагерей: "Домбай", "Шхельда" и "Узункол".

В те времена выпустить, что-либо печатное без разрешения Главлита (цензуры) не было никакой возможности. По каким-то своим соображениям Главлит отказал в разрешении на тиражирование подобного пособия. Тогдашний председатель "Спартака" решил этот вопрос, что называется решительным образом - он дал разрешение на самостоятельное тиражирование данного сборника (по сути благословил на самоиздат, а это в те времена каралось весьма строго). Более того, ЦС "Спартак" выделил (в виде премии за добросовестную работу) определенную сумму денег, которой хватило на издание 300 экземпляров сборника, по 100 шт. на каждый из трех лагерей. Естественно, книги долго не залежались на полках библиотек лагерей - все они "разъехались" по городам и весям страны.

Затем последовало издание сборника при содействии Эстонского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Даже увеличенный до 2000 экземпляров тираж сборника, разошелся в одно лето.

Первый большой тираж в 30 000 экземпляров был выпущен издательством "Физкультура и Спорт" в 1982 году при активном содействии зав. редакцией туризма и альпинизма Э.П.Кияна и его старшего редактора - Л.Г. Трипольского, который сборнику конспектов придал вид учебного пособия.

Следующий тираж также в 30 000, уже переработанной и улучшенной по содержанию книги, издал тот же "ФиС" в 1988 году.

Крупные изменения в стране, разорение альпинистского хозяйства и потеря качества понятия "институт инструкторов", привели к снижению интереса к альпинистской литературе, а тем более к методическим разработкам. Поэтому выпущенная издательством "СпортАкадемПресс" (главный редактор В.Т.Тураев) в 2001 году обновленная редакция этой же книги получила тираж всего в 2000 экз.

В силу необъяснимых причин или подводных камней, судьба серьезно переработанной книги, которая отвечает в большей мере требованиям нового времени, не нашла отклика ни в одной альпинистской официальной инстанции. Именно по этой причине, автор воспользовался любезным приглашением К.Б. Серафимова разместить рукопись на его личном сайте в надежде, что данный материал будет хорошим подспорьем для курсантов различных курсов и школ инструкторов, для спортсменов-тренеров альпинистских коллективов и всех тех, кто с любовью ходит в горы.

Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь» по разделу Литература. Автор П.П. Захаров

2009 год. К концу этого года в Интернете появились Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь» по разделам, в которых за годы после выхода в свет основной книги, появилось множество новинок. В подготовке, обработке и исполнения технического редактирования авторам была оказана бескорыстная помощь со стороны Константина Борисовича Серафимова (Хайфа, Израиль).

Альпинизм. Энциклопедический словарь. Дополнения к разделу "Литература". Общая редакция издания - Захаров П.П.

В состав "Энциклопедического словаря" входит 11 раздел: "Альпинистская литература", включающая в себя очень большое число наименований книг по выбранной области. Однако практически сразу с момента сдачи материала "в набор" стали собираться дополнения. И накопились. Прежде всего потому, что охватить все опубликованное на русском языке едва ли представляется возможным, но более потому, что последние годы ознаменовались заметным ростом числа изданий по альпинистской и параллельным тематикам, а лет с момента издания оригинала Книги как-то незаметно уже набежало.

Настоящие Дополнения к главе "Литература" тоже не претендуют на всеохватность, несмотря на то, что нам пришлось настойчиво перелопачивать Интернет в последние месяцы 2009 года. Но что получилось - то получилось.

В отличие от оригинала мы отказались от форматирования в три колонки и, воспользовавшись преимуществами электронного издания, разместили максимально возможное число цветных иллюстраций обложек перечисляемых книг, авторские права на которые безусловно принадлежат правообладателям. Приношу извинения за качество некоторых иллюстраций, которые приходилось буквально вытягивать из "небытия" микроскопических размеров. Но зато удалось сопроводить названия краткими аннотациями, хоть как-то раскрывающими содержание.

Надеемся на то, что эта информация окажется полезной всем, кто любит Горы.

Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь» по разделу Персоналии. Автор П.П. Захаров

Альпинизм. Энциклопедический словарь. Дополнения к разделу "Персоналии". Общая редакция издания - Захаров П.П. В 2009 году основная книга была опубликована в Интернете: Альпинизм. Энциклопедический словарь. Что позволило сделать ее доступной многим Неравнодушным Коллегам.

С момента выхода книги в свет (2006 г.) издательству ТВТ "Дивизион" стало ясно, что потребуется определенная доработка и пополнение 1-й, 10-й, и 11-й глав. Но так распорядилась судьба данного издания, что известные события мирового масштаба напрямую коснулись издательских дел, и исчезла возможность публикации Дополнений к книге. На протяжении прошедшего времени в результате скрупулезного сбора материалов, у авторов накопились новые данные по указанным разделам. Книги.

Когда Дополнения были практически готовы, случилось самое страшное, что может случиться на этом поприще - у Пал Палыча на компьютере полетел хард-диск. И в какой-то момент мы резко осознали, что ВСЕ МАТЕРИАЛЫ могут вот так, по нелепому случаю быть безвозвратно утрачены!

Нам неизвестно, кто помогал спасать материалы с дохлого харда, но умельцам - спасибо им - это удалось сделать! Все, что удалось спасти, в аварийном порядке было переверстано (вместо страниц в три колонки - все пошло по простому книжному образцу) и переправлено мне для подготовки публикации в Интернете. Другого варианта сохранения проделанной работы у авторов и их помощников просто нет.

Конечно, не все удалось спасти. В частности, пропали многие интересные статьи, и что самое обидное - списки авторов, принявших активное участие в сборе материалов для Дополнений. Тем не менее, хочется поблагодарить за содействие в сборе материалов двух прекрасных помощниц из Киева: Агнессу Клокову и Ирину Батманову.

Мы безгранично благодарны за бескорыстную помощь многим ветеранам и членам их семей, не пожалевших домашних архивов, дневниковых записей, газетных вырезок, без которых было бы невозможно написать статьи о людях, особенно в разделе "Персоналии...".

Книга «В помощь инструктору альпинизма». Автор: Захаров П. П.

2009 год. Выходит в свет книга «В помощь инструктору альпинизма». Автор: Захаров П. П. Жанр: Альпинизм. Издательство: Электронное Издательство «SOUMGAN» — HAYFA. Серия: Школа альпинизма. Количество страниц: 246

Подготовка данного варианта пособия основана на издании книги «Инструктору альпинизма», которая в 2001 г. получила рекомендацию Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших профессиональных учебных заведений физической культуры.

В работе использованы разработки ведущих инструкторов-методистов и тренеров по альпинизму тезисы докладов участников 1-й Международной конференции «Актуальные проблемы и вопросы подготовки специалистов по горным видам спорта» (Москва), выдержки из выступлений ведущих спортсменов и тренеров по альпинизму в периодической печати. Учитывалось мнение руководителей альпинистских коллективов, АМ и ветеранов отечественного альпинизма.

Книга «Начальная подготовка альпинистов. Методика обучения. Ч.2». Автор: Захаров П. П.

2009 год. Выходит в свет книга «Начальная подготовка альпинистов. Методика обучения. Ч.2». Автор Захаров П.П. Мягкая обложка. 256 с.

Аннотация: Во второй части книги «Начальная подготовка альпинистов» особое внимание уделено широкой трактовке проблем безопасности, как неотъемлемого элемента всех сторон подготовки альпинистов, основы их взаимодействия. Чисто технические вопросы обучения и подготовки сопровождаются методическими рекомендациями по особенностям организации и проведению учебного процесса, необходимости соблюдения мер безопасности. Объясняются психологические аспекты формирования альпинистского коллектива и личности альпинизме.

Для инструкторов-методистов по альпинизму, тренеров ceкции, инструкторов-общественников, работников альплагерей.

Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь» по разделу "Понятия, События, Явления". Автор П.П. Захаров

2010 год. Альпинизм. Энциклопедический словарь. Дополнения к 1 разделу "Альпинизм: Понятия, События, Явления". Общая редакция издания - Захаров П.П. В 2009 году основная книга была опубликована в Интернете: Альпинизм. Энциклопедический словарь. Что позволило сделать ее доступной многим Неравнодушным Коллегам.

С момента выхода книги в свет (2006 г.) издательству ТВТ "Дивизион" стало ясно, что потребуется определенная доработка и пополнение. "Энциклопедический словарь" открывает раздел "Альпинизм: Понятия, События, Явления". Если даже говорить только о событиях, то понятно, что ежегодно их перечень активно пополняется. И чтобы отследить все изменения в этой области, требуется много труда.

Настоящие "Дополнения" практически охватывают лишь информацию до 2008 года, за редкими исключениями. Причиной этому неуверенность авторского коллектива в возможности полезного использования их работы в свете проблематичности их издания в обозримом будущем. В 2008 году еще не возникала мысль об Интернет-издании, а потому работа по сбору информации фактически застопорилась.

Теперь мы публикуем собранные в 2005-2007 годах "Дополнения", которые, конечно, не претендуют на полноту, и пребываем в надежде, что, может быть, у кого-нибудь еще достанет сил, чтобы охватить новые События, Явления и возникающие Понятия нового времени, начиная с 2008 года.

Надеемся на то, что эта информация окажется полезной всем, кто любит Горы.

Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь» по разделу "Снаряжение, Инвентарь, Биваки". Автор П.П. Захаров

2010 год. С помощью К.Б. Серафимова выходит в свет третий раздел "Энциклопедического словаря" является раздел "Снаряжение, Инвентарь, Биваки". Понятно, что ежегодно перечень наименований всевозможного снаряжения для альпинизма и смежных областей активно пополняется. На этом поприще сегодня работают десятки фирм-производителей, и угнаться за их ассортиментом весьма непросто, даже если речь идет о кратком обзоре. И чтобы отследить все изменения в этой области, требуется много труда. Если это вообще окажется возможным.

Дополнения к книге «Альпинизм. Энциклопедический словарь». Дополнения «По разделам». Автор П.П. Захаров

Мы публикуем собранные в 2005-2010 годах "Дополнения", которые, конечно, не претендуют на полноту, и пребываем в надежде, что, может быть, у кого-нибудь еще достанет сил, чтобы более полно охватить этот интереснейший аспект альпинизма и любой вертикальной деятельности: снаряжение.

Несмотря на то, что "Энциклопедический словарь" и его "Дополнения" носит чисто информационную направленность, в настоящем "Дополнении" нам пришлось привести некоторые чисто методические описания по применению того или иного вида снаряжения. Как правило, это относится к вопросам слабо или вообще не освещенным в другой литературе о снаряжении, поэтому в отдельных случаях авторы не могли обойти молчанием того, что требует объяснения и, прежде всего, направлено на соблюдение мер безопасности при использовании конкретного предмета снаряжения».

2011 год. Выходит в свет книга: Альпинизм. Энциклопедический словарь. Дополнения по разделам. Главный результат многолетнего труда – «Альпинизм - Энциклопедический словарь» - был издан в 2006 году в Москве издательством "ТВТ Дивизион" тиражом всего 1000 экземпляров. Авторы-составители книги: Захаров П.П. - мастер спорта СССР, инструктор-методист 1-й категории по альпинизму, Мартынов А.И. - мастер спорта СССР, инструктор-методист 1- й категории по альпинизму, доктор философии, член-корр. Международной кадровой Академии, Жемчужников Ю.А. - кандидат в мастера спорта, инструктор-методист 1-й категории по альпинизму, тренер-преподаватель по спорту. Общая редакция издания – Захаров П.П.

Книга «Спортивная подготовка альпинистов» Часть1. Автор П.П. Захаров

Книга «Спортивная подготовка альпинистов» Часть2. Автор П.П. Захаров

В продаже появляется новое издание П.П. Захарова Книга «Спортивная подготовка альпинистов» является продолжением хорошо известной читателю книги «Начальная подготовка альпинистов». Книга состоит из двух взаимосвязанных частей. Выпуск данной книги продолжает серию «Школа альпинизма», с акцентом на подготовку и обучение спортсменов старших разрядов. В первой части в несколько новом рассмотрении, затрагиваются вопросы психологи, надежной и безопасной работы в горах, как группы, так и отдельных ее членов. Приводятся результаты различных испытаний снаряжения проводимых в разные годы и в разных странах Затрагиваются вопросы особенностей в организации страховки на сложном рельефе и выполнения отдельных ее приемов. Книга написана коллективом авторов, являющихся авторитетами в области альпинизма, имеющих значительный личный опыт восхождений и руководства альпинистскими командами и коллективами. Рассматривается концепция безопасности и принципы надежности. Разбираются особенности управления группой и психологическим климатом в ней. Книга предназначена для разрядников старших этапов обучения при выполнении спортивных разрядов от 1-го и выше, для инструкторов и тренеров, проводящих учебно-тренировочный процесс в коллективах и во время практической деятельности в горах. Вопросы страховки на сложном скальном, снежном, ледовом рельефе связываются с пределом допустимых нагрузок на применяемое специальное снаряжение.

Павел Павлович Захаров, собственной персоной

Павел Павлович Захаров

Павел Павлович Захаров, краткая биография, как писателя

На протяжении всей своей трудовой деятельности Захаров большое внимание удалял разработке методик обучения альпинизму. Из под его руки вышло около 30 книг, более 40 методических пособий. Последние годы Павел Павлович посвятил истории отечественного альпинизма и его выдающимся представителям, публикуя очерки на различных интернет-ресурсах. Написано (и опубликовано) около 100 различных работ по истории отечественного альпинизма, историческим личностям и др. темам.

Активная общественная работа приводит его в методическую комиссию ФА СССР и методический совет Управления альпинизма ВС ДСО профсоюзов, где он участвует в разработке и внедрении учебных Программ подготовки альпинистов в стране, пишет и выпускает учебно-методические пособия (более 30 выпусков), публикует многочисленные статьи на альпинистские темы.

Вот такой НАШ Пал Палыч! Был, есть и будет всегда!