Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Путеводитель по скалам Тамгалы-Тас

Я много пишу про скалолазание вообще и про скалолазание в Казахстане в частности. Про скалы на берегу реки Или я писал неоднократно. Уже два года я регулярно пробиваю там новые маршруты. Чтобы вы могли ориентироваться в них я сделал небольшой, неполный, но всё же гайдбук по скалам Тамгалы-Тас.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Как добраться

На машине

Сначала по трассе Алматы–Талдыкорган проехать мимо города Капчагай и плотины на реке Или. Через несколько километров на развязке повернуть на север, в сторону Баканаса. С баканасской трассы свернуть налево на грунтовую дорогу напротив магазина Кербулак (он стоит посреди степи, трудно не заметить). Как упрётесь в реку поворачивайте налево, и двигайтесь до скал. Приехали. А вот ещё ссылка на Гугло-карту — Тамгалы-Тас.

Как-то иначе

• На автобусе до Капчагая, оттуда автостопом до Кербулака, дальше пешком.
  • На автобусе, идущем в Баканас, до Кербулака (магазин в степи), оттуда 10 километров своим ходом.
  • Найдите машину.
  • ИНФРАСТРУКТУРА

Магазины и больница находятся в Капчагае. Воду из реки нужно кипятить. Дров в окрестностях нет, везите газ. Живут все в палатках. Мобильная связь есть на трассе и в степи (смотрите схему ниже, на ней есть указатель).

СЕЗОН

С марта по май, и с сентября по ноябрь. На мартовские праздники (8-е марта, Наурыз [23 марта]) приезжает много народу. В основном спортсмены. На майские (1–9 мая) днём уже жарко, но несмотря на это приезжает очень много народу. Проводится бардовский фестиваль, регата и ещё какие-то вакхические мероприятия. Майских праздников лучше избегать. Лучшее время — осень.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Когда я пишу крючья или анкера — я имею ввиду стационарные расширяющиеся или клеевые крючья.
    Трэд, натуральная страховка, своё железо — всё то, что вы используете для самостоятельной организации страховки (закладки, фрэнды, etc).
    На фотографиях красным отмечены пробитые линии, а голубым те, где нужно страховаться самостоятельно.

СКАЛОЛАЗАНИЕ

Схема расположения секторов

Оранжевым обозначены сектора, где лазают только с верхней страховкой зелёным — те, где можно лазать с верхней и с нижней голубая марка — там всё по-честному, только трэд светло-зелёная метка — маршруты с верхней страховкой, которые при желании можно лезть со своим железом.

Практически везде можно повесить верхнюю страховку. На гребне установлены металлические штыри, с которых нужно спускать длинную (до 10 метров) оттяжку.

Существует два супер-сектора — Гавань, и не-Гавань (скалы, смотрящие на реку).

ГАВАНЬ

Скалы на Или, Гавань

Простые скалы на Или

В Гавани невысокие скалы с характерными дырками. Рельеф как правило монолитный (если не считать «чешуи» на нечищенных маршрутах).

ВЫХОД ИЗ ГАВАНИ

Тамгалы-Тас, сектор «Выход из Гавани»

Слева от входа в Гавань есть, внезапно, «Выход из Гавани». Сектор с тремя новыми маршрутами.

1. Винни Пух — 6a+, 12 метров, 5 оттяжек (кто-то скрутил первое ухо, но можно обойтись без него)
    2. Пятачок — 6b+, 11 метров, 5 оттяжек
    3. Ослик Иа — 6b+/6a, 11 метров, 4 оттяжки

Все маршруты пробиты мною в марте 2014.

Если двигаться снизу вверх, то по левую руку можно увидеть Манку — один из самых популярных секторов среди любителей верхней страховки. Справа лежит сектор «Лев». На нём есть «Разминка». Не ведитесь на название, это злая 7a+/b.

ВИСЯЧИЙ КАМЕНЬ

За Манкой ещё два сектора: Висячий камень и Лаборатория. На Висячий камень Юра Горбунов в 2007 году пробил двухверёвочный мультипитч (5c, 10 оттяжек спуск по тропе или по пути подъёма), а я в конце 2015-го добавил ещё два мультипитча:

Тамгалы-Тас, Висячий камень

1. Тоторо (К. Белоцерковский, 2015)
      1. 6a, 25 метров, 8 оттяжек
      2. 5c, 18 метров, 7 оттяжек
      Верхняя часть второй верёвки покрыта мхом. Со временем мох отвалится, а пока там лучше не лазать, когда он влажный.
    2. Хоул (Ю. Горбунов, 2007)
      1. 5b, 25 метров, 7 оттяжек
      2. 5с, 20 метров, 8 оттяжек
      Наверху вместо станции металлический штырь с пластиной.
    3. Навсикая (К. Белоцерковский, 2015)
      1. 6c, 20 метров, 8 оттяжек
      2. 6b+, 15 метров, 6 оттяжек
      Очень приятный маршрут. Вот прямо очень.

Павел Грязнов на Лаборатории

На Лаборатории есть два маршрута: левый и правый. Правый оценили в 7b, левый, в нынешнем его состоянии, насколько я знаю, никто не вылазил.

ЯБЛОКИ

Тамгалы-Тас, сектор «Яблоки». Голубые нитки — трэд.

Выше Льва находятся «Яблоки». Там я пробил шесть маршрутов и две станции над щелями:

1. Мороженое — 5b, 22 метра, 6 оттяжек
    2. Пирожное — 5c, 22 метра, 9 оттяжек
    3. Торт — 6a, 22 метра, 10 оттяжек
    4. Печенька — 5b+, 17 метров, 8 оттяжек
    5. Незавершённый гештальт — 5b, 17 метров, 7 оттяжек
    6. Булочка — 5b+, 18 метров, 8 оттяжек
    7. Напугай сову! [трэд] — 4, 18 метров, наверху станция из двух клеевых крючьев
    8. Найди сову! [трэд] — 4, 22 метра, наверху станция из двух клеевых крючьев

Все одинаково приятны, пробивка везде дружественная. Левее отмеченных маршрутов есть трасса связок. Возраст шлямбуров неизвестен.

Напротив Яблок стоит Пирамида. На ней есть один маршрут. Категория трудности 6a+/b, порода отслаивается, спусковой цепи нет.

Выше Пирамиды есть сектор с короткими трэдовыми маршрутами:

РЕБРО ЖЁСТКОСТИ (ТОЛЬКО НАТУРАЛЬНАЯ СТРАХОВКА)

1. Камин — 5с, 15 метров. Ключ — переход из-под карниза в камин.
    2. Астериск — 6b+, 12 метров. После горизонтальной щели нужно уйти влево-вверх по узкой трещине. Очень приятный маршрут.
    3. Крест — 5c+, 10 метров. Ровное лазанье в распоре.

Страховка везде надёжная. Наверху есть пара старых скальных крючьев, их можно сблокировать и так спускаться.

БИБЛИОТЕКА

Сектор «Библиотека»

НИЖНИЙ ЯРУС

1. Архипелаг… — 6b, 15 метров, 5 оттяжек, автор и год неизвестны. Совсем простой низ компенсируется непонятным верхом. В самом простом исполнении — 6b. Спуск с крюка с рапидом.
    2. Планета людей — вариант с трещиной — 6c/7a, вариант по центру пока никто не вылез. К. Белоцерковский, 2014.
    3. Ремесло — 6b, 15 метров, 6 оттяжек, автор и год неизвестны. Хороший равновесный маршрут. Я добавил спусковую цепь, получилось совсем хорошо.

Вот статья с фотографиями из Библиотеки — Или в начале марта.

Попасть с нижнего яруса на верхний можно по косой полке слева от маршрутов, либо по тропе, начинающейся возле Ребра жёсткости.

ВЕРХНИЙ ЯРУС

1. Иностранка [трэд] — 5b, 18 метров. Широкая щель, в которую хорошо ложится только Камалот#6. Если его нет, то получится фри-соло.
    2. Хлопок одной ладонью — 6b, 20 метров, количество болтов, автор и год неизвестны.
    3. Гриб [трэд] — 6а+, 20 метров. Один из самых приятных трэдовых маршрутов в этом районе. Первое, из известных мне свободных прохождений, сделал Алексей Тюлюпо в 2007. Вот статья с картинками — Наурыз кyтты болсын!

Со всех маршрутов нужно выйти на полку. На ней камень, в который забит шлямбур. Я этому шлямбуру никогда не доверял, поэтому делаю станцию из конца верёвки на камне. Спуск пешком по тропе.

Правее сектора, по округлым лбам в 2007 Юра Горбунов пробил простой мультипитч на две верёвки. Он очень «чешуйчатый» и требует серьёзной чистки.

СЕКТОРА СО СТОРОНЫ РЕКИ

ПРИГОРОД

Левая часть сектора «Пригород»

1. Сюрприз №2 — 7с, 15 метров, 7 оттяжек. Может кто знает автора? Маршрут как будто сам собою появился в прошлом году.
    2. Щель страха [трэд] — 5с, 13 метров. Спускаться можно с цепи соседнего «Сюрприза №2».
    3. Щель боли [трэд] — 6a+, 20 метров. Можно выбраться на гребень и спуститься оттуда пешком или повесив верёвку на анкер.
    4. Мескалито — 6b+/6c+, 24 метра, 13 оттяжек. Если по верхней плите лезть слева от шлямбуров, будет 6b+, если справа — 6c+. Долблёнки на плите были до меня. К. Белоцерковский 2014
    5. Сюрприз — 7a+, 26 метров, 13 оттяжек, А. Рычков 2002, перепробит в 2014.

Щель страха — хороший маршрут с натуральной страховкой. Правее неё Щель боли, с неё можно уйти вправо на карниз, получится 6a+. Ещё дальше:

Скалы Тамгалы Тас, Пригород
    1. Мескалито — 6b+/6c+, 24 метра, 13 оттяжек
    2. Сюрприз — 7a+, 26 метров, 13 оттяжек
    3. Нагваль — 7a+, 24 метра, 12 оттяжек, К. Белоцерковский 2014. Среднюю ступень все реальные пацаны лезут вдоль линии крючьев.

По углу между Сюрпризом и Нагвалем можно пролезть со своими точками. Не очень сложно (6a+), но страховка не везде надёжная. Спусковой цепи нет, после прохождения угла я вщёлкивался в верёвку, сброшенную сверху.

За контрфорсом, по которому проходит Нагваль прячутся отличные щели. По ним можно лазать несложный трэд (6a/b).

ГОРОД

Тамгалы-Тас, сектор Город. Голубые нитки — трэд

1. Огонь изнутри
      1. 6c, 30 метров, 10 оттяжек
      2. 7a/+, 25 метров, 9 оттяжек
      На маршруте встречаются долблёнки. Их наковыряли задолго до меня. Попадаются участки со скрипящими зацепами, которые рано или поздно отвалятся. Я пробил маршрут весной 2016.
    2. Ломовая щель [трэд] — 6b, выход на станцию «Огня изнутри», в начале щели страховка плохая
    3. Сказки о силе
      1. 7a/+, 25 метров, 9 оттяжек
      2. 7b, 25 метров, 10 оттяжек.
      Первый шлямбур на первой верёвке высоко, старый и страшный. Срываться на него не хочется. На второй верёвке шлямбура выглядят лучше, зато пролёты больше. Вместо того, чтобы спускаться со второй станции, лучше выберитесь наверх к металлическому штырю и спускайтесь с него. Кто знает автора и год?
    4. Колесо времени
      1. 6b+, 25 метров, 11 оттяжек
      2. 6b+, 20 метров, 10 оттяжек
      На второй верёвке, после того, как встегнёте вторую оттяжку, выстегните первую, иначе трение на оттяжках будет слишком большим. Верхняя часть этого участка будет «отшелушиваться» ещё пару-тройку сезонов. Я пробил маршрут в ноябре 2015.
    5. Щель ярости [трэд] — 6a, 40 метров. Удобнее всего вылезти на гребень и страховать нижнего оттуда.
    ЕНБЕК

Тут только верхняя страховка, идём дальше.

СЕРПЫ

Тамгалы-Тас, сектор «Серпы»

1. Червяк [трэд] — 6b+, 35 метров. Тонкая трещина для страховки, лазанье по плите вокруг неё. Я знаю только об одном трэд-прохождении. Спусковой цепи нет, нужно вылезти на гребень.
    2. Малый серп — 6b+/c, 25 метров, 11 оттяжек
    3. Белый подтёк — 7c, 30 метров, 17 оттяжек. Много старых крючьев и долблёнок.
    4. Гнёзда — 6b+/c, 35 метров, сколько оттяжек не помню. Наверху нет цепи, нужно вылезти на полку к анкерам.

На «Белом подтёке» и справа от него царит хаос из старых крючьев и станций. Такое ощущение, что кто-то «расписывал» перфоратор как ручку. После того, как я увидел дырку, замазанную цементом, меня вообще ничто не удивляет. В одних местах наковыряли долблёнок, в других замазали естественные дырки цементом. Чего там про крючья говорить.

БАСТИОНЫ (НЕ ПУТАТЬ С ТЕМИ, ЧТО НА ТУЮК-СУ) И КАРНИЗЫ

Секторы «Бастион» и «Карнизы»

На правом Бастионе (контрфорс левее Карнизов) есть два с половиной маршрута. Подход к ним можно считать простеньким маршрутом fr4. Самая левая линия никуда не выводит, а растворяется на одной из полок.

1. Слева от Бастиона [трэд] — 5с (?), 30 метров. Широкая щель, которая переходит в камины и обратно. Нужны большие камалоты.
    2. Дупло — 6b+, 20 метров, число оттяжек, автор и год неизвестны. В верхней части приходится лезть по лишайнику. Очень неудобно. На топе два крюка сблокированных петлёй из верёвки. Есть карабин (если его не спёрли).
    3. Нос корабля — 7a+/b, 22 метра, число оттяжек, автор и год неизвестны. Хороший техничный маршрут. Пробивка для смелых. Спуск со стационарного карабина (при условии что он ещё там).
    4. Пашкина щель [трэд] — 6с/7а, 30 метров. В нижней части хорошо ложится жёлтый камалот (#2), в верхней пролетает шестёрка. Сомневаюсь в адекватности своей оценки. Я подобных штук не лазал не до, не после. Спусковой цепи нет, нужно вылезти на гребень.
    5. Три щели [трэд] — система щелей, которая выводит на гребень. Промежуточную станцию можно собрать на одной из полок.

На Карнизах проводятся соревнования по Домбайским связкам и жумарингу. Соревнуются все с верхней страховкой, поэтому состояние крючьев никого не волнует. Как следствие где-то крючья старые и страшные, где-то (на гладких секциях, где возможно только ИТО) новые и хорошие. Можно со своим железом залезть под большой карниз и спуститься, но зачем, когда рядом:

ПАШКИНА ЩЕЛЬ

Вот ссылка на соответствующую статью — Крутой трэд на Или. Пожалуй самый специфичный трэдовый маршрут в округе. Делится на подлаз (тот, что под большой карниз или справа, по одной из Трёх щелей), и собственно щель. Там в ход идут Камалоты от #2 до #6. В самом верху даже шестёрка пролетает, так что придётся немного пролезть так. Первым на соревнованиях её пролез Паша Попов, отсюда название. Первое трэд-прохождение сделал Павел Грязнов в 2012. Так сказать, подтвердил кто есть кто.

ТРИ ЩЕЛИ

Самый правый из освоенных маршрутов. Серия из трёх щелей, разделённых полками. Суммарная высота маршрута около 60 метров. Спуск по осыпи.

Павел Грязнов на Пашкиной щели

РЕКОМЕНДАЦИИ

Я настоятельно рекомендую страховать и лазать в каске. Если в Гавани порода более-менее монолитная, то со стороны реки можно вывернуть на себя или на напарника камень. Не отломать зацепку, а именно вывернуть камень. Я предупредил.

На некоторых маршрутах нужна верёвка длиной 60 метров. Даже если у вас такая, не забывайте завязывать узел на свободном конце, чтобы не упустить напарника, если верёвка внезапно кончится на спуске.

На всех маршрутах (кроме «Белого подтёка») количество оттяжек не превышает 15. На новых маршрутах нужно спускаться с одного из рапидов, вкрученных в ухо крюка. На старых — выбираться на гребень или импровизировать.

На трэдовых маршрутах (за исключением Иностранки и Пашкиной щели) хватает камалотов до номера 4.

Не пропускайте верёвку для верхней страховки через рапиды на цепях или крючья на станциях. Если все будут делать так, то они сотрутся, придётся менять. Используйте свои карабины и оттяжки. Так крючья и рапиды прослужат дольше и вы сможете снова и снова лазать по безопасным маршрутам.

Помимо скал на Или в окрестностях Алматы заниматься скалолазанием можно на Туюк-Су (Скалолазание на Туюк-Су), есть хорошие маршруты на Бутаковском водопаде, есть камни для боулдеринга на Большом Алматинском Озере

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси