Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Илья Иванов. г. Владивосток - г. Петропавловск-Камчатский

Снежное убежище – пещера. Палатки на открытых местах. Наш, Приморский и Камчатский опыт в этом вопросе. (Альпинизм – экстремальные виды спорта)

Опыт жить и строить снежные пещеры во Владивостоке у ребят экстремалов. Эту информацию Илья Иванов прислал мне. А я попробую из нее сделать пособие по этому делу. Так как ребята все сделали вроде правильно, но ошибок очень много. Мелких, но ошибок. И так, как это сделали они. При чем по молодости все это я пережил сам и исправил в течении жизни, когда пещеры дарили мне жизнь под Ключевской сопкой в январе месяце.

Опыт у молодых экстремалов для общего обозрения, в качестве учебы:

«Хочу коротко рассказать о первом опыте ночевки в снежной пещере. Итак, 5 и 6 марта 2016 года. Я и мой неизменный напарник Дима отправились на гору Воробей. Цели покорить вершину не было. Решили потратить все силы именно на строительство пещеры. Это было важнее ведь мы не брали ни палатки, ни топора, а по прогнозу на вечер в Анисимовке должен был начаться дождь. Я надеялся, что на высоте этот дождь превратится в снег, что и произошло в итоге.

Что с собой брали. Снегоступы с палками, гамаши, коврик и большой шмат подложки под ламинат (сделан ранее по размеру пола моей палатки), газовая горелка, свечки, фонари, две лопаты (одна специальная снежная и саперная, брали то, что было или смогли одолжить), спальники с лимитом комфорта примерно -7 или чуть ниже.

Из продуктов старались не тащить тяжести. Друг набрал специальные сублимированные продукты из интернета. Оба взяли по 4 бутерброда, по 2 яблока, по 2 сникерса, по 4 фруктовых батончика. Немного хлеба, чая, сахара. У каждого термос (настоятельно рекомендую иметь каждому участнику, это вопрос безопасности).

Выгрузились на 82-ом километре, быстро двинулись через деревню. Через час дошли до поляны. Решили идти дальше без снегоступов, так как с самого начала двигались по цепочке следов от 2-3 человек. Шли по серпантину без спешки. Старались сильно не потеть и не выдыхаться. На ребре следы свернули с дороги вниз на северный склон, а мы одели снегоступы и двинулись дальше. Буквально через 100-200 метров нашли хороший сугроб. Дальше не пошли, так как давно заметили, что именно здесь образуются самые большие надувы, образующиеся от северных ветров.

Подготовились к работе — одели мембранные костюмы и верхонки до локтей. Начали копать. Один углублялся во внутрь, второй отбрасывал снег по дальше от места, где работали. Потом менялись. Работать внутри приходится на коленках, нужно подкладывать хобу. В пылу работы о ней часто забываешь. Нужен капюшон, так как сверху часто сыпется. Планировку придумывали на ходу. Все просто — сделали как бы прихожую, потом слева сделали кухню, а справа спальню. Уровень спального места сделали на 30 см выше, так как я все время вспоминал про страшный угарный газ. Высота комнат позволяла передвигаться на корточках или сидеть...в спальне около метра, на кухне чуть больше. Еще в городе я позаботился о «входной двери» - взял три строительных мешка для мусора (зеленые матерчатые) и теперь наполнил их снегом — всем это рекомендую, получается многоразовая и практичная дверь. Клали их стопочкой, получалось аккуратно и довольно герметично.

Теперь о неприятном. Всё было сделано за 2,5 часа. Довольно сильно вымотались. По трудозатратам пещера ощутимо сложнее установки палатки. Обнаружили, что оба промокли, практически, целиком. Или от пота или от снега? Копать внутри довольно жарко, а копаешься в довольно влажном снегу. Это было неприятно. Попили чай и тупо залезли в спальники греться. Дело в том, что лично я, практически, не взял запасной одежды. Привык, что всё высыхает на теле. В пещере же этот процесс, практически, застопорился и очень скоро сидеть во влажной одежде надоело. Нет, вру — сменная одежда была, но «тратить» её в таких простых условиях и за долго до сна не хотелось. Спальники очень быстро покрылись снаружи обильным конденсатом. Градусника с собой не было, но по логике и рассказам опытных людей температура была +2-3 градуса. Горели две свечки. Жуткая влага не уходила. Вначале была открыта вентиляция в районе кухни, отверстие 5-7 см в диаметре. Потом закрыли его. Так как в него как раз дул сильный южный ветер. Полежали пару часов, согрелись. Приготовили ужин, подзаправились. Было 19-00 или 20-00 вечера. Определенные физиологические процессы в организме заставили раскупорить дверь и выйти наружу. А на улице нас «обрадовала» погода — сильный ветер и снег в лицо. Буквально за пару часов тропинка у входа была целиком занесена. Слава богу, мы не ночевали в палатке! В этот момент мы немного переосмыслили наше убежище. Спрятались обратно, закупорились и начали гонять чаи и радостно хвалить тепло и звукоизоляцию снежного жилища. Легли спать примерно в 22-00 или 23-00. Быстро заснули.

Проснулся я в 7-00 утра. Быстро облегчился и лег спать обратно. Следующее пробуждение было в 11-30. Дома я даже в выходные встаю в 8-30, а тут! Все дело в полной темноте и тишине внутри — спишь, пока спится. Несмотря на дикую влажность внутри спальники остались сухими. Ночью было тепло. Последняя неожиданность — свод пещеры опустился за ночь примерно на 20-30 сантиметров. Стало неудобно и низко. Наверное, стоило с самого начала копать выше. Температура ночью опускалась примерно до -5-7 градусов.

На второй день мы ели, дремали. Напоили чаем двух позитивных парней, которые, потом, подвезли нас от поляны до станции. Скучали и ждали вечера. Благополучно добрались обратно до электрички, а потом домой.

Теперь вопросы. Откуда дикая влажность внутри? Почему сильно просел потолок пещеры?»

Когда я прочитал их рассказ сразу вспомнил свой опыт строительства пещер. Вспомнил своего напарника, Родионыча (Александра Родионова). Он также любит рыть норки в снегу, а потом сидеть внутри на корточках. Но это было по началу его карьеры. Потом я это дело на корню прекратил. Да, тяжело и трудоемко дается настоящая пещера. А в результате? Уют комфорт и отдых.

Термос фирмы Tatonka модэль Cold Stuff объем 1 литр воды, весом 680 грамм

Теперь об опыте Ильи Иванова. Все сделали правильно. То есть, поимели опыт рытья пещеры и проживания в ней. Остальное, неправильное, увидели пока построили и пожили в ней. Все приходит с годами. На своих ошибках познаете свою правильность в этом вопросе в будущем. Мне больше всего понравилось в рассказе то, что Илья берет термос в экстремальные зимние выходы. От себя добавлю следующее. Термос в холодное время это большой шанс жить в низких температурах в любых условиях. Он должен быть объемом не ниже 1 литра. Не ниже. Вы мужики. Именно столько нужно выпить теплой воды, что бы сохранить свои легкие на разных широтах и высотах. Грубая ошибка Ильи. Пробивать дырку для постоянной вентиляции нужно у в хода в пещеру в потолке. Контролировать, что бы само отверстие была постоянно открыто. Пещера роется во весь рост. В конце строительства в самой прихожие, по всей ее длине, выравнивается так на потолке что бы голова не доставала потолка на 15-20 сантиметров. Снег очень проседает за ночь. Высокие своды пещеры дадут вам возможность утром нормально жить в Вашем сооружении. Вход заделывается кирпичами из снега. В туалет по БОЛЬШОМУ ходят все при закупорке пещеры. По малому – есть углубление у входа. Сходил – присыпал. Какие проблемы? Эстеты!

Пещера спасает людей от ветра, холода и дает нормальный отдых, когда за бортом ураган и морозы. Но, маленькие и низкие пещеры никогда не дают тебе права быть сухим или сделать так, что бы твоя одежда после закупоривания снежного дома быстро на тебе высохла. Отдых в таких сооружениях фиктивный. Только спасает жизнь. В этом случае я ставлю палатку. После ее обношу снежным забором по самый конек палатки. Проверил много раз. Поверьте мне, лучше, чем во влаге. Свой опыт расскажу в двух вариантах дальше в этой же статье.

И, так! Мой опыт. Идет снег, ветер. Наддувы позволяют строить пещеру. Прохожу по наддуву и ищу удобное место. Главное безопасность. Сверху ни каких козырьков, никакой массы снега, которая может сойти в процессе проживания в этом месте. Затем еще раз прохожу по наддуву и захожу на его середину. Пробую глубину снега, характер снега, его твердость. Все делается на предмет лавинно-опасности. Делаю в этом месте все, что хочу. Даже прыгаю. Все держит. Все устраивает. Ухожу опять к месту, которое более удобное для строительства моего снежного жилья - пещеры.

Снежная лопата удобная для рытья пещер в снегу

Снежная лопата в рабочем состоянии транспортируется на волокушах

Захожу на середину наддува. Делаю это для того, что бы при работе рытья самой пещеры снег не скапливался под ногами, а скатывался по наддуву в низ. Рою площадку под рюкзак в стороне от места работы (на уровне входа в пещеру), вытаптываю тропку к нему. Рюкзак всегда должен быть рядом. Всякое в жизни может быть. Всегда рядом, то что даст тебе все для комфорта. Всегда термос в нем, перекус и прочее. Вытаскиваю с него Лопату с большой и удобной гребью и Снежную пилу (ножовка по дереву с хорошим разводом). Чехол от пилы снимаю и засовываю в рюкзак. Еще раз повторяю! Должна быть хорошая лопата с хорошей гребью. Есть у меня еще и альпинистская лопатка фирмы (Кэмп, Италия), но она для постановки палаток. Подравнять площадку и прочее. О ней позже. Все на фотографии.

Снежная пила. Обычная ножовка по дереву в специальном чехле

Должна быть ножовка по дереву в чехле. Если фирн крепкий, пилите ножовкой прямые линии в фирне, а лопатой выбиваете по линиям кирпичи и отбрасываете их за себя. Крепкий фирн, точно лопату поломаете в процессе строительства пещеры. Пила не допустит этого казуса с лопатой. В самой пещере снежной пилой легче делать нишу и для рюкзаков, кухни и спальни. Есть в магазинах фирменные пилы для снега. Покупаете эту пилу, затем подходите к пропасти и бросаете ее туда. Поверьте мне – это барахло, а не изделие. Наши ножовки по дереву с хорошо разведенными зубьями еще ни где не подводили. Их можно применять, когда спустились в лес для разных нужд. На этом по двум важным специальным снаряжениям и закончим.

Вы стоите у мнимого входа в пещеру и приготавливаете свою форму одежды. И, так! Сверху только штормовой гортекс или любая мембранная куртка. Капюшон надеваете на себя, если не хотите, что бы на Вашей шапке постоянно находился ком снега. Налобный фонарь на голове под капюшоном. Под штормовой одеждой один слой Полара. Какой? От ВАС зависит. Он быстро вымокнет от Вашей внутренней влаги в течении рытья пещеры. Будет греть – проверено. Но, когда вы все сделаете в пещере, то под него вы надеваете сухой Полар, что бы не терять тепло. Естественно и Куртку сбрасываете, а пуховик надеваете. Так мокрый Полар, если вы конечно что-то забросили в свою внутреннюю суть из пищи, быстро высохнет (5-10 минут и все). Куртку можно просто повесить в пещере, влажной стороной наружу. Температура там поднимется быстро, все лишнее, в виде конденсата, с Куртки уйдет. Влажная мембрана у ВАС всегда. На следующий день ее на солнце. Три минуты и все сухое.

Утепленные рукавицы Travers M Red Fox

Верхонки штурмовые TXL Dry Factor 1000, фирма Red Fox

Фонарь налобный Tikka 2 фирмы Petzl

Перчатки надеваете простые или из Полора. На них натягиваете верхонки из мембраны. Только так рыть. Есть еще утепленные верхонки фирмы Рэд Фокс. Я их очень люблю. На Камчатке это актуально. Морозы! Быстро мокнут, быстро сохнут. Не в коем случае не брать для рытья пещер штурмовые верхонки, которые Вы берете на восхождение. Если они двойные и вы для рытья пещеры используете верхнюю часть этого изделия, не беда. На следующий день ее на улицу – три минуты и они сухие. Штурмовые вещи должны быть всегда в боковом или верхнем клапане рюкзака и плотно закрыты для другого пользования. У меня всегда для пещер есть запасные легкие пятипалые перчатки (шерсть). Я их не боюсь убить. Они продаются везде. Повторяю, утепленные из шерсти. Шапочка всегда под капюшоном, так как на нее при рытье может попасть снег и будет не комфортно. Фонарики (бахилы) с ботинок не снимать до самого победного конца.

Сама пещера. Я рою шурф в рост человека и шириной полтора метра или чуть меньше. Так углубляюсь на два метра и больше в глубь. Всегда рою на целый рост свой. Ни в коем случае нельзя рыть на коленках. Колени быстро остывают. Это может отразиться за МЕНИСК. Он у вас один. Берегите колени. Ройте на весь рост. Вырыли шурф. Стоите и смотрите где будет ниша для спальни, а где ниша для кухни и рюкзаков? Определились.

Один из вариантов моего снежного жилья, где был маленький наддув и во весь рост пещеру вырыть не удалось

Начинаете рыть нишу для спальни или для кухни. Ножовкой пропиливаете по всей длине ниши прямую чуть выше колен. Что бы ниша для спальни была высотой и удобной. Удобно сидеть раздеваться и прочее. Действительно, плохой воздух ниже вашей лежанки. По полуокружностью сводите на нет высоту спальни. Затем равняете свод полуокружности. Полуокружность дает вам то, что на неровностях не скапливается влага. Она, в процессе проживания в пещере, делает свод маленькой ледяной пленкой. Это способствует, более менее, сухости в Вашей пещере. В спальне-лежанке в конце строительства делаете планировку. Все должно быть ровно. Ни каких бугров и прочее. Лучше потрудитесь больше и будет все «ВЭЛ». Ложи те все Ваши вещи в спальню. Достаете горелку и включаете ее, что бы был чай в процессе дальнейшей работы.

На фото вы видите нишу для кухни. Все есть для того, что бы и готовить и сушить вещи

Работаете дальше: «Рытье ниши под кухню и рюкзаки». Все тоже самое. Естественно по обьему площади на много меньше. Не нужно тратить силы на большие объемы в пещере. Можно пилой сделать спил, прочертить прямую линию на уровне вашего пояса. Это же кухня. Все должно быть удобно и не загибаться когда готовите. Все делаете так же полуокружность на метр в глубь по все нише. Так же свод должен быть ровный без всяких выступов. При готовке пищи на выступах сразу скапливается влага и капает в низ. Зачем Вам это нужно. Сырость в пещере. Кухня делается по этой нише ближе к выходу. Почему? У самого выхода вы делает лыжной палкой отверстие в своде пещеры. Но делать отверстие нужно с умом. Так как в него будет сыпать всю ночь снег. Отверстие это ни в коем случае нельзя закупоривать. Наоборот. Человек по нужде проснулся ночью, у входа ямку вырыл, по маленькому сходил, затем взял лыжную палку и проверил отверстие снова. Увидел, что отверстие стало маленькое по диаметру, расширил. Создал все условия для выхода всего переработанного Вами кислорода. Через это отверстие выходит с теплым воздухом и вся ВАША влага.

На фото графии вы видите нишу для спальни

И так ниша для спальни готова. Кухня готова. Наступает момент истины. Какой? Свод пещеры к утру опуститься, просядет. Вам придется опять его спиливать. А кругом вещи. Не приятно. Что я делаю? Я беру лопату и по всей ее длине прихожей увеличиваю высоту свода пещеры на 20-25 сантиметров выше Вашего роста. Только тогда успокаиваюсь. Теперь точно все. Все вычищаем с пещеры и готовим кирпичи. Они нужны, что бы закупорить вход в пещеру. Кирпичи должны быть широкие, ровные и прямые. Так как дверь в пещеру, так же, задерживает выход Вашего тепла наружу. Попадания в пещеру холодного воздуха, мороза.

Полный комфорт зависит от Вашей одежды. Не вздумайте в комбинезонах рыть пещеру

Так как вы находитесь на разных высотах, то и по разному ведет себя кислород, который способствует горению вашей горелки в пещере. Поэтому, может быть и такое, что заложив вход вы вынуждены будете в нем оставить отверстие с верху в треть кирпича. Все это делается для того, что бы горение горелки было нормальное и варить было удобно и быстро. У меня вечером все было всегда нормально. Горелка не затухала. Поэтому вход в пещеру заложили смело, а после смотрите по работе горелки, что делать дальше.

Я утром, частенько, не мог разжечь спичку для розжига горелки. Поэтому пробивал дырку в двери в верхней части пещеры. Верхнее отверстие для вентиляции, которое вы пробили лыжной палкой не способствует хорошей вентиляцией самой пещеры. На ночь дверь нужно строго на строго законопатить. Повторяю. Я всегда все законопачивал вечером сразу. Кислорода было всегда достаточно.

И так! Пещера построена. Вещи в спальне. Рюкзаки стоят в специальной ниши. Все бросаются повышать тепло в пещере. Как? Заделывают снежными кирпичами вход. Не спешите быть в тепле. Будете делать двойную работу. Сначала сходите в туалет по большому и внимательно все осмотрите кругом на предмет забытых вещей за приделами пещеры. Если у Вас есть волокуши, то их нужно оставить там, где до этого стояли рюкзаки. Рядом со входом в пещеру. Ночью будет снегопад, все засыпает снегом. Если есть возможность, волокуши тоже закрывайте внутри самой пещеры. Частенько в волокушах оказываются вещи, необходимые для Вашего Бытия. Так, что лучше все сразу затащить в пещеру. В туалет по большому идти обязательно! Люди безалаберные. Всегда не хотят. Потом успокаиваются, когда все уже закрыто и у них одно на языке: «Хочу погадить!» Таких сразу под ноготь.

Все в пещере. Один возиться на кухне. Все обустраивает. Расставляет по местам. Другой закрывает вход в пещеру специально приготовленными кирпичами из снега. Затем ногами размягчает снег у входа. Этим порошком законопачивает отверстия между кирпичами. Делается это тщательно. Щели дадут возможность проникновению в пещеру холодного воздуха. При взаимодействии с теплым воздухом в пещере образуется конденсат – влага. Все делается с умыслом.

Сейчас наступает момент истины. Готовите спальню. Раскладываете рюкзаки. Достаете коврики. Отдаете дежурному все то, что у вас для него есть. Поставили все так, что бы дежурный ВАС не отвлекал. В прихожей на полу не должно ни чего валяться. Особенно громоздкое. Все уже должно лежать в нише.

Я всегда в низ ниши расстилаю палатку. Между ковриками за ночь всегда образуется щель. Тепло тянет холодный воздух. Будет сырой спальник. Палатка обеспечит Вам, хоть какую-то, изоляцию от снега. На палатку стелите коврики. Спальники не достаете. Зачем. В суматохи работы на них попадает снег. Его еще много и на Вашей одежде и на вещах. Сразу переодеваетесь. Делаете все так, что бы в процессе дальнейших действий не терять зря тепло. Не заставлять организм работать на это тепло. Экономика потерь Ваших энергоресурсов должна быть экономной.

Переоделись и утеплились с верху пуховкой. Мокрую мембрану скинули. На счет ботинок? Снимают только те, кто не связан с дежурством. Извините! Кто Варит должен все Сварить. И всех накормить. От этого зависит Ваше быстрое высыхания вещей на теле. Да и жрать после строительства пещеры хочется, «аж переночевать не где». Один или два человека переодевают носки в спальне на ковриках. Мешки с посудой под боком. Специи и прочее раскладывают свободные люди от кухни. Дежурный занят Варкой пищи. Остальные сервируют стол. То есть, на коврики можно положить клеенку и приготовить все то, что вы не доели в течении дня. Все разложили. Ужин.

Дело в том, что чай, который вы выпили в течении строительства пещеры, как бы не считается в раскладке ужина. Дежурный сначала кипятит воду и заваривает чай по термосам. Затем Варит основную пищу. Чай заваривается в термосах и там, уже, сахар. Наконец, все сварено и сам дежурный раскладывает все, что приготовил по тарелкам в самой кухне. Передает Вам. Не нужно кастрюли ставить в спальной комнате. Все это печально кончается. Спешить не нужно. Куда спешить? Вы в снежном доме. Поужинали и в спальник. Дежурный все моет и готовит кухню к утру. Можно перед окончанием своей работы накрыть все газовое оборудование клеенкой на которой обедали. Дело в том, что если вы неправильно сделали вентиляцию в самом потолке свода пещеры за ночь на кухню попадет достаточно снега, что бы наделать своих бед. Я отверстие вообще не делаю над кухней. Делаю ближе к прихожей. Пусть все сыпется на пол пещеры. А нерадивые в это место, обязательно, поставят ботинки. И такое было.

Ночь в пещере проходит тихо. Поверти мне. За бортом Вашего жилища хоть ураган, вьюга и прочее. В пещере покой и уют. Обувь нужно ставить так, что бы в ночи тот, кто захотел в туалет не опрокинул ее. Во вкладыши ничего не попало. Я вкладыши вообще ложу в рюкзак. Не нужно вкладыши от обуви класть рядом с собой. Поверьте мне. В пещере влажно. Ничего не сохнет. Это утопия. Все прячете, а утром разберетесь.

Снежная пещера глазами романтика. Очень любит жизнь и повадки лисиц

Наступает утро. Будильник поднимает дежурного. Процесс одевания и прочее. Я, сначала, разжигаю горелку и ставлю приготовленную воду. Потом уже одеваюсь. Берегите время. Желательно, что бы процесс подъема у дежурного был значительно раньше, чем у остальной группы. Дежурный спит с краю. Значить, когда все работает, он может и собираться. Если горелка начинает гаснуть, просто выбиваете кирпич в двери пещеры. В пещере сразу станет свежо и горелка будет работать как надо. Все покушали и собрались. Можно выбивать кирпичи и выходить наружу.

В этом случае есть план работы в этом районе. Пещеру перед уходом по своим планам нужно, также, законопачивать. Но, уже с наружи. В ней остаются и продовольствие и вещи. Пойдет непогода и все засипит снегом. Есть еще и звери. Например, лисицы. Они в закрытую пещеру не полезут. Чувствуют западню. А, вот, в открытую, с удовольствием. Утащит все, что попадется съедобное. А если вы покидаете район? Думаю, что и при этом законопачиваете кирпичами вход. Пусть пещера остается для следующей группы. Людям легче будет или ее расширить или сделать проще свое обитание в этом районе.

Теперь о главном. Я приготовил немного фотографий по разным пещерам и попробую Вам рассказать о том, что на ни изображено и как с этим бороться. И так?

В школе инструкторов по альпинизму ФАР в Цее мы, как молодые инструктора проходили практику по строительству снежного жилья для спасения твоего бренного тела во время ураганного ветра. Честно Вам скажу, каждому было дано задание рыть свою пещеру. Глубина снежного покрова была не большая. Каждый делал так, как позволяла природа снега. Инструктор одного отделения отделался норкой. Действительно, когда ураганный ветер и такое пойдет. Пойдет в первое мгновение твоего бытия в этом своеобразном доме. Затем все внутри вокруг тебя начнет таить и чем это для тебя обернется, большой вопрос. Я такие норки рыл в огороде у бабушки в деревне. Это было детство. Пробыл в ней не больше полу часа. Стало очень холодно и не уютно. Быстро вылез с этого убежища и убежал домой. А если Вы попадаете в непогоду в таком районе, что до дома на самолете лететь два часа, что тогда? Тогда нужно будет думать, как сделать так, что бы в пещере было уютно и более комфортно. Повторяю, это убежище на час, не более.

Эта шутка и ни имеет никакого значения в жизни

Когда мы были в январе месяце на перемычки между вулканами Ключевская сопка и Камень у нас было время для всего. Когда акклиматизируешься можно себе позволить разные шалости. Дело в том, что Василий Рубцов под этот наддув залез тогда, когда светло и относительно тепло. Самое главное нет ветра. Именно ветер делает такие причудливые формы лживого укрытия. Как только он подует, то именно в этом месте, где сейчас находится Василий, этот ветер будет его доставать с такой силой, что, когда он выберется с него, то почувствует себя на улице более комфортно, чем в самом укрытие.

Володя Рожко с Украины. Снег для него такой глубины, нормальное явление. Значить рыть пещеру можно. Жить в ней можно

Пещера готова. Наталья быстренько облюбовала будущее свое жилище

Школа инструкторов по альпинизму ФАР в Цее. Альпинисты с Украины были маститые ребята в альпинизме и жизни. Имели все высокие ранги по этому виду спорта на Украине. Поэтому Вова Рожко не церемонился. Сразу в неглубоком покрове снега нашел такое место, что вырыл неплохую пещеру в снегу. Действительно, у него получился самый большой снежный дом. Большой! Это относительно чего? Дело в том, что если человек, роя пещеру, в ней даже не может сидеть нормально, то это не очень хорошо. Поверьте моему опыту. Какие минусы этого жилья?

Чем больше по площади пещера, тем больше потолок. Он ничем не закреплен. В первые часы в таком сооружении всем будет, вроде, уютно и тепло. Затем начнутся шевеления всей группы. Своими головами будут сыпать все, что на своде в пещере вниз. Естественно, не удобно стелиться для самого ночлега. Как избавиться от снега на ковриках? Большая проблема. Залезли в спальники. Потолок низкий. Ты дышишь. Будут на неровностях свода пещеры скапливаться капли конденсата. Затем планомерно, с определенной частотой, капать на твой спальник. Почему? Будет, относительно, тепло в самой пещере. Влага со спальника будет, также, собираться в спальнике. Твое дыхание будет тут же конденсироваться. Оседать на спальнике. К утру все будет мокрое и влажное. Отдыха никакого.

Вы думаете это все? Отнюдь, Господа! Это только одна сторона медали. Теперь о самом главном. Чем больше площадь потолка, тем в процессе ночи, он больше будет оседать. Представляете? Снег под своей тяжестью по центру незакрепленного свода самой пещеры будет с каждым часом прогибаться все больше и больше. Наконец достанет под утро Ваш нос, который торчит из спальника и ничего не предчувствует.

В том месте, где снег проседает, будет скапливаться влага. Свод пещеры будет, просто, сырой от влаги. Наконец, самая страшная беда такого сооружения. А вы не боитесь, что потолок достигнет своей критической массы и под своей тяжестью рухнет на Вас, а Вы в это время укутанные в спальники? В практике у меня не было такого случая. А вот у других ребят было все.

Поэтому, ничего не строиться просто так. Все строительство ведется по чертежам, расчетам (сопротивление материалов). Гарантии деталей для самого жилья должно быть с пятикратным запасом прочности. Сдавать сооружение в эксплуатацию нужно только без нарушений выше перечисленных требований.

Вы знаете, а ведь в моей практике был случай, когда мы были погребены под снегом. Это случилось, опять же, на Камчатке в далекие 80-е годы. Палатка «Зима», а именно ее купол был так перенасыщен снежным покровом, что лыжа, которая по центру держала всю палатку на определенной высоте, прорвала оттяжки. Весь свод палатки со снегом рухнул на отдыхающих людей. Вот смеху где было. Вылезли кто как. Кто в чем. Сначала это нужно было выбраться со спальников. Затем что то натянуть на себя. Потом найти обувь и т.д. и т.п. Весело было. Но, не страшно. Снег убрали по всей окружности палатки. Все отгребли в сторону. Все установили за ново. Продолжали спать дальше.

А в пещере? А ветер за ее приделами? И прочее. А как ботинки найти. Выкапывать? Так, что пещера это твое жилье. Поговорка: «Восток, дело тонкое» к этому жилью очень подходит.

Камчатка. Школа молодых альпинистов в Горном Центре. 2012 год

А этот случай для меня вообще курьезный. Произошел он на Камчатке. Приехав со Школы инструкторов ФАР на Камчатку я, с радостью, захотел пройти стажировку, как молодой инструктор с молодыми альпинистами Петропавловска-Камчатского. Школу проводил Горный Центр этого города. Очередная моя задача, как стажера, была очень простая. Провести занятия по строительству самой снежной пещеры. Занятия проводили прямо в городе. Тут столько снега, что на зиму можно вырыть пещеру для любой машины. Любая глубина снежного покрова по всему городу. Нашли такой покров на одной горнолыжной базе. Сам наддув я оценил сразу. Начали рыть. Участники пробили основательный шурф во внутрь самого наддува.

Посмотрели на пол и сказали: «Все, хватит! Будем тут жить!»

У меня шок: «Мужики! Нужно рыть две ниши. Одна будет для кухни, одна для спальной комнаты. Потолок сделать выше. Какие проблемы?»

«А зачем такая большая пещера?», пробубнили участники школы.

Я не выдержал. Взял лопату, а всей группе приказал просто отбрасывать снежные кирпичи из самой пещеры. Больше всех вкалывал Миша Степченко. Честно Вам скажу, когда я сделал кухню, спальню прихожую и на целую лопату увеличил свод потолка, то сам испугался объемами самой пещеры. Участники смотрели по сторонам и поверить не могли, что такое может быть. Постелили спальную комнату. Сварили ужин. Естественно, дверь была законопачена кирпичами из снега. Стало тепло уютно. Не так влажно, как все уже себе представили саму ночевку. Поели и улеглись спать. Спали все, как убитые. Проснулись. Приготовили завтрак. Покушали и разошлись по домам. Какие проблемы, Господа? «Смерть стоит того что бы жить, а любовь стоит того, что бы ждать!» На этой ноте и закончим по снежным сооружениям и Вашему быту в снегу. Но, не закончим по экстремальным ночевкам в тяжелых погодных условиях зимой.

Камчатка. Такое даже во сне не присниться. Вечер! Приходим на перемычку Ключевской сопки. Фирн, как камень. Домика нет. Одна крыша. Что делать? Январь на дворе

Если Вы хотите получить опыт проживания в палатках, снежных пещерах и прочих временных сооружениях при тяжелых климатических условиях, то ВАМ непременно нужно попасть на Камчатку. Камчатка это район, который никогда не поймут приезжие люди. Вы будете ходить под вулканом неделю и не увидите его наяву. Почему? Облака, туман, смок. Да, что угодно. Да и те люди, временные, которые сейчас на ней живут, так же не понимают где живут и зачем живут в этом районе? Аборигены Коряки, Ительмены это понятно. Они, ведь, так же, не местные. Есть данные, что они пришли на эти земли на много раньше, чем их Белые соратники по жизни на этой земле.

По аборигенам еще, как то, все понятно. А вот по Белым людям не все понятно. Вырастают на самой Камчатке с детства, а гибнут на этой земле при таких условиях, что диву даешься. Замерзают прямо рядом с приютами. Находят весной за сто метров около самих домиков. При чем, умудряются так надеться, что не ясно куда они вообще хотели идти. Находят охотников, которые ушли, вернее уехали на «Буране» на охоту и пропали. Ищут десятилетиями и, наконец, находят в таком месте, что сами не понимают, как люди ходят здесь годами и не видят не только человека, а самого снегохода «Буран». Очень много людей пропадает без вести. Советская Власть четко уберегала нас от любой информации гибели людей. Сейчас все изменилось. Чуть, что и средство СМИ такое по радио наплетут, что в первые часы сам не можешь понять, так что же на самом деле произошло с людьми на Камчатке. И как это все произошло?

Как уйти от непредвиденной ситуации и остаться живым в сложных непогодных условиях? Господа! Только опыт! Только на своей шкуре можно прочувствовать и научиться выживать. Книги, в действительности, дают только представление об этом. И только. Когда попадаешь в переделку книги улетают в никуда. Нет! Сначала страницы разлетаются, а потом уже сама обложка. И ты остаешься один на один со стихией. Выживешь? Молодец! А если нет? То все в этом случае будут рассказывать: «Я его видел! Я его предупреждал! Он не захотел меня слушать. Тогда я ему отдал свой термос с чаем. Хоть горяченького хлебнешь в трудную минуту. У тебя даже термоса нет. Куда ты вообще лезешь?»

Вы думаете я шучу? Я никогда не шучу. Володя Челенков, с поселка Ключи, завез экстремала на высоту 1450 метров. Почти под самое подножье Ключевской сопки. Парень экстремалил по полной. Сам родом с Ташкента. Погода портилась. Метеосводка была вообще паршивая. Володя не унимался. Еще раз дал возможность подумать экстремалу и вернуться обратно в поселок Ключи. Тот не в какую. В результате? Нашли его вещи в домике на высоте 1450 метров. Прошли две серьезных пурги за это время. Зима, хотя по календарю уже весна. До сих пор не понятно, куда ушел парень с Ташкента. Так, что всего тут хватает. Люди четко реагируют на поведения любых приезжих субъектов на территорию Камчатки. Как реагируют? На своем примере расскажу. И так апрель месяц. Самая неблагоприятная пора в горах. Вроде весна, а вроде вывезли клиента в перед ногами. Не забалуешь тут и летом.

Всегда в горы, где будет использоваться палатка для ночевки, я беру специальную лопату фирмы Camp. Еще не подвела ни где

Лопата прекрасна работает при любом грунте. Всегда можно подготовить на склоне любой доступной крутизны любую площадку для палатки

Палатка «XP2», фирма Camp, Италия. Устойчивая от любого ветра. Имеет три дуги, которые обеспечивает этой палатки такую устойчивость

Я выхожу в район Домашних вулканов. Иду на вулкан Авача с юго-востока. Нелюдимый район. Но, в лесной зоне есть землянка и далее целый дом. Лихо забегаю на первый взлет подножья вулкана Авачинская сопка. Погода шепчет. Сегодня не куда не иду. А завтра? А завтра, как Бог даст. Расчищаю место для палатки. Крутизна ни какая. Ровностей нет. Поэтому у меня на этот счет приготовлена дежурная лопатка. Быстро накатал валунов и застолбил определенную площадь под саму палатку. Затем взял целлофановый мешок и нагреб с мира по нитки шлака. Хорошо, что его тут кругом в таком достатке, что можно писок не привозить. Дом лепить со шлака. Труд облагораживает человека, в результате получилась ровная платформа. Все утрамбовал ногами, потоптался еще минуты три по самой площадке. Появлялись камешки, отбрасывал в сторону. Зачем на камнях ночевать? Если все можно сделать ПО ЧЕЛОВЕЧИ.

Палатка стоит на искусственной террасе, платформе. На всякий случай обнес ее камнями. Благо на тенте есть специальный фартук от снега

Постановка палатки у меня, как обычно, занимает определенное время и я его не жалею. Для себя делаю. Ветра нет, тепло, солнышко. На всякий случай палатку обнес камнями. У меня фартук на самом тенте палатки от снега. Есть что придавить камнями. Снега было мало. Но, по оврагам, больше чем достаточно. На первом взлете он быстро вытаивает. Или его, просто, сдувает ветром. К вечеру ко мне подъехало, как минимум три снегохода. Охотники. Все с ружьями. Зайцы, козы. Тут все есть лиса, росомаха. Бродит по округе. Не бояться человека.

Охотники посмотрели на меня и спросили: «Прогноз погоды слышал?»

«Нет!», ответил я.

«Тогда сматывайся от сюда пока цел. Ночью будет штормовой ветер. Неудачное место выбрал для ночевки».

Я посмотрел на снегоходчиков и спросил с юмором: «А что если в этих местах задует, то в этом районе есть удачные места для постановки палатки?»

«Шутник», ответили охотники. «Так едешь с нами?»

«Нет, у меня другие планы».

Один посмотрел на меня и полез в багажник снегохода: «Это огурчики свежие, помидоры, сыр, колбаса. На последок хоть поешь хорошо».

Шутники эти охотники. Еще раз переспросили меня о планах по газам и уехали. А перед этим по телефону куда то позвонили. Только не в Органы, а своим друзьям. Наверное знали, что те завтра собирались ехать в этот район. На всякий случай. Снаряжение мое, что бы не пропало даром. Так попрощались.

Молоко, это туман. Стало холодно и грустно

Вечер был замечательный А к ночи? К ночи туча накрыла все во круг и я понял, что пошел снег. Ветра не было. Ночью задуло. Так порыв и все. Для меня это, как знак. Я выглянул с палатки и посветил вокруг. Все белым бело. Снега навалило достаточно для моей последующей работе. Наделся.

«За работу, Господа! Жить очень хочется», объявил я себе.

Лопата под рукой. Быстро нашел слой снега по калено, как минимум. Первый ряд кирпичей из снега выбросил, пока руку набил. Затем привык к ровным кирпичикам, и понеслось. Первый ряд забора во круг палатки еще долго идет в процессе работы. А дальше понеслось и поехало. Кирпич на кирпич ложу с на хлёстом. Что бы кладка была, как у каменщика Не на жизнь, а на смерть. Второй слой, как у Аннушки. Третий еще лучше. Когда положил четвертый уровень, то понял, уровень сейчас моей постройки равняется по коньку палатки. Достаточно!

Только хорошая изгородь из снежных кирпичей обеспечит Вашу безопасность от сильного ветра на открытом месте

Затем стал БУТИТЬ снег и заделывать трещины между кирпичами. У меня это в крови. Еще Старички говорили: «Просто кирпич - это ни кладка. Щели есть - это ни стена». Все забутил и залез в палатку. Честно Вам скажу, доделывал все уже тогда, когда ветерок не порывами был, а задул как положено.

Снег слепил. Был мокрый, было погано. Куртку снял и кинул в прихожей. У меня Millet, не забалуешь. Еще три слоя мембраны меня ни где не подводили. Утром влажную надеваю и без проблем, греет. Ночь на дворе. Чай в кастрюле закипятил достаточно. Залил термос. Напился. Ветер не только усилился, а просто все ревело во круг. Конек самой палатке говорил мне, что ему достается по полной. Сама палатка, штормовая «XP2», Фирма Camp. Не подводила меня и без стенки. Хотя за бортом такой ветер был, что Мама МИЯ.

Чем еще прекрасна стена со снежных кирпичей? Можно без проблем сходить в туалет. Не сдует со спущенными штанами

Я быстро убрал в палатке вещи по клапанам в рюкзаке. Все сложил по походному оставил только коврик, спальник. Все вещи, что сразу нужно будет надеть сложил под голову. Обувь в рюкзак. Палатка пустая. Лег спать. Уснул. Но, спать вольготно не пришлось. Шум ветра, сход снега с тента палатки, доставал. Просыпался. Утро встретило меня хмурое. Ветер был такой же, но по Божески. Можно было высунуться и посмотреть вокруг. Погода была штормовая и уходить в низ не хотелось. Так провел в палатке день. Ел, пил, слушал музыку, радио и прочее. Даже писал. Ветер меня уже не пугал. Он стихал и я разложил в палатке все так, как обычно. Не по штормовому. Я почему заостряю это действие. У меня в практике был случай с Немцами. Они поставили палатку безалаберно и не обнесли ее слоем даже из простых камней. Все мелкие вещи сложили по борту палатки. Как на грех в этом месте дугой ее разорвало. Они не среагировали на этот дефект вовремя. В результате порывом ветра разорвало палатку и моментально сдуло две пары перчаток. Просто унесло ветром в низ по кулуару. Весело было. Телескопические палочки держали носками. То есть, натянули носки на руки и так шли, убегая от непогоды. Мне понравилось их действие, сообразительные люди.

Вы можете сказать, что за бортом палатки хорошая погода. Нет, господа! За бортом сильный ветер снег, а у меня полный штиль, комфорт и уют

Проблем не было. Сварил еще чего то. И тут, к вечеру, я услышал шум снегохода. Он мчался ко мне. «Скидуха» Сам парень не с робкого десятка. Привык ко всему на Камчатке. Подъехал ко мне.

Первый вопрос жив: «Жив? Домой когда пойдешь?»

«Завтра», ответил я.

«Ночь опять будет плохая».

«Не беда», ответил я.

Он полез в багажник и достал пакет: «Держи! Пригодиться. Так, ты сворачиваешься?»

«Нет!», ответил я, «У меня занятия какие - Экстремальный выход».

Тот посмотрел во круг: «Ты знаешь я первый раз вижу, что бы на открытом месте палатку ставили, да еще так забором обносили».

Потом он заглянул ко мне в палатку. У меня было уютно, светло и тепло. Палатка желтого цвета. Действительно, внутри в ней всегда спокойно, светло и уютно.

Улыбнулся: «Как ночью было? Колотило по полной ветром?».

«Ничего! В палатке хорошо было», ответил я.

Потом только я обратил внимание на снежные кирпичи в стене. Представляете, межу снежными кирпичами отверстия выдуло в толщиной в палец.

Затем он уехал. Стало не уютно и одиноко. Погода меня достала и я понимал, когда спущусь в зону леса все будет по другому. Стал собираться. Все собрал в рюкзак в самой палатке. Благо, загородка делала меня неуязвимым от ветра при разборке дуг самой палатки. Ветер не был таким ужасным, но всегда давал о себе знать. Быстро собрался и по свежей колье Снегохода побежал в низ.

В город, будь он не ладен. Тут хорошо. А в городе? Вот так вот мы и мучаемся. Туда – сюда, туда сюда. Когда же это все кончиться?