Горы мира > Алтай >

первой категории сложности
по Горному Алтаю
(Северо-Чуйский хребет),
совершенного с 26 июля по 3 августа 2014 года.

Маршрутная книжка № 0-112-14
Руководитель группы:
Екатерина Николаевна Игнатенко

Содержание:
1. Паспорт спортивного похода
1.1 График движения по маршруту (заявленный)
1.2 График движения по маршруту (пройденный)
1.3 Определяющие препятствия маршрута
5.5 Список группового снаряжения
5.6 Записки, снятые с перевалов
1. Паспорт спортивного похода

1.1 График движения по маршруту (заявленный)

1.2 График движения по маршруту (пройденный)

1.3 Определяющие препятствия маршрута

1.4 Состав группы

2. Краткий обзор района путешествия

a. Особенности путешествия

Главной особенностью путешествия является редкая посещаемость перевалов. Несмотря на то, что данный район известен благодаря Шавлинским озерам, часто посещаемыми туристами, и относительной близостью к населенному пункту Чибиту, все четыре перевала, запланированные в нашем маршруте, встречаются в туристических отчетах крайне редко.

Скорее всего, это вызвано тем, что эти перевалы находятся в достаточном отдалении от перевалов более высокой категории сложности, поэтому здесь можно организовывать походы исключительно первой категории сложности.

Задачей нашего путешествия являлось знакомство с редко посещаемой местностью и подробное описание перевалов.

b. Характеристика района путешествия

Алтай (от монгольского «алтан» - «золотой») – горная страна Азии, расположенная в пределах четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. Республика Алтай – самый высокогорный район Сибири. Рельеф представляет собой систему сильно расчлененных хребтов альпийского и среднегорного типа с узкими и глубокими речными долинами, отдельных плоскогорий, плато и речных долин, а также характерных межгорных котловин.

Горный Алтай, как географическая единица, имеет площадь 92,6 тыс. кв. км и расположен почти в центре Евразийского материка, на крайнем западе пояса гор Южной Сибири. Северные границы подходят к 52°30' северной широты, южные – 49°15' северной широты, западные границы – 83°55' восточной долготы, восточные - 89°50' восточной долготы.

Три основных хребта Центрального Алтая – Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты (или, по-местному, «белки»). Все три хребта имеют ярко выраженный альпийский облик - пикообразные, покрытые вечными снегами и ледниками вершины, крупные, обрывистые склоны, прорезанные ущельями рек, и несут около 70 всех ледников Алтая.

Орография Северо-Чуйского хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили названия Чуйский, Шавлинский, Карагемский. По высоте лишь немного превосходит Южно-Чуйский хребет, однако отличается значительно более обширным оледенением. Самый крупный ледник – Большой Машей (длина 8,2 км площадь 16,0 кв.км). Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность - северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлеты выше. Категории сложности перевалов - до ЗБ, определяющий характер наиболее серьезных перевалов - снежно-ледовые. Высшая точка хребта – г. Машей-Баш (4173 м).

Горный Алтай прорезан густой сетью многочисленных рек и ручьев. Здесь насчитывается более 20 тыс. водотоков суммарной протяженностью 62,5 тыс. км. За год с Алтая стекает 43 куб. км воды.

Самая крупная река Горного Алтая – Катунь (688 км) с её притоками р. Чуя и р. Аргут. Район отличается большим количеством красивейших озер. Так Северо-Чуйский хребет знаменит своими Шавлинскими озерами.

Климат республики Алтай резко континентальный с холодной зимой и теплым летом. Средняя температура июля в высокогорье (около 3000 м) составляет 6-8°С, однако в отдельные летние дни даже на высоте 1500-2000 м воздух может прогреваться до 25-30°С. Зимой микроклимат склонов хребта обычно существенно мягче, чем в расположенных ниже межгорных котловинах. Еще большие диспропорции наблюдаются в перераспределении осадков, количество которых резко убывает с запада на восток. В Центральном Алтае летом преобладает дождливая погода, много ненастных дней, нередки грозы, дожди, а на большой высоте снегопады.

Растительный мир Республики Алтай удивительно разнообразен. Здесь произрастает более 2000 видов растений, 200 из которых – эндемики. Распределение растительности горной части Алтая обусловлено влиянием высотной поясности. Леса (горная тайга) занимают около половины площади республики. Преобладают хвойные породы деревьев: лиственница, кедр, пихта, ель, сосна. Из лиственных пород наиболее распространены береза, осина, тополь. Субальпийская и альпийская зоны располагаются на высоте 2000–2600 м и представлены, как правило, зарослями ерника,

чередующимися с травянистыми лугами, и цветов. На высоте 2400–3000 м альпийские луга сменяются зоной высокогорных кустарниковых и мохово-лишайниковых тундр. В пределах Чуйских Белков ярко выделяются районы с пустынно-степной растительностью: Чуйская и Курайская высокогорные степи.

Животный мир Горного Алтая представлен 62 видами млекопитающих, 11 видами земноводных и пресмыкающихся, 260 видами птиц и 20 видами рыб. Многие из них занесены в Красную книгу (снежный барс, северный олень, архар, черный аист и др.)

Республика Алтай находится в центре Азии на границе сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет», расположенная на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.

c. Туристские характеристики района

Алтай – исконно традиционный район альпинизма, пешего, горного, водного и велосипедного туризма. Возможные категории походов на территории Алтайского края:
- пешеходный - от 2 до 5 к.с.
- горный - от 1 до 5 к.с.
- водный - от 2 до 6 к.с.
- велосипедный - от 3 до 5 к.с.
Для Горного Алтая характерно большое разнообразие технически сложных участков маршрута, таких как высокогорные перевалы (до 3Б), травянистые, осыпные, снежные, снежно-ледовые и ледовые склоны, многочисленные переправы через горные реки. Все это делает район весьма привлекательным для совершения горных и пеших походов различной категории сложности.

Наиболее благоприятным периодом проведения горных походов по Чуйским Белкам является конец июля – август.

d. Транспорт

Из Новосибирска в Чибит можно попасть несколькими способами.

Во-первых, каждый четверг от метро Октябрьская в 23 00 отправляется сезонный автобус по маршруту Новосибирск-Акташ. Цена билета до Чибита в одну сторону составляет 2600 р., билет туда\обратно будет стоить 3800 р. на одного человека. Обратно в Новосибирск автобус отправляется из Акташа по воскресеньям в 13 00.

Во-вторых, два раза в день из Новосибирска в Горно-Алтайск отправляется автобус, который едет 6.5 часов. В Горно-Алтайске можно пересесть на ежедневный автобус, который следует до Акташа.

В-третьих, в Барнауле или Бийске не составит труда арендовать микроавтобус до Чибита, также можно договориться об обратной дороге. До Барнаула или Бийска из Новосибирска можно добраться либо на поезде, либо на автобусе. Автобусы Новосибирск-Барнаул ходят каждый день раз в час. Автобусы Новосибирск-Бийск ходят также каждый день, но раз в несколько часов.

Примерная стоимость дороги в одну сторону составит около 1500 р.

2.5 Сложные участки маршрута и способы их преодоления

• Прохождение камнеопасных перевалов плотной группой. Если нет такой возможности – прохождение особо опасных участков пути по одному и укрытие за элементами рельефа, дожидаясь друг друга.

• Брод рек в утреннее время.
  • 2.6 Аварийные выходы с маршрута

• После пер. Широкого – спуститься по р. Кмургулоюк до конной тропы вдоль Шавлы, вернуться в Чибит.

• После пер. Черного – спуститься по р. Акоюк до конной тропы вдоль Шавлы, вернуться в Чибит.
  • 3. График движения

4. Техническое описание прохождения группой маршрута

25.07 Прибытие на турбазу «Кочевник»

Из Новосибирска до турбазы «Кочевник» мы добирались на собственной машине. Общий километраж данного пути составляет около 780 километров. После отъезда из Новосибирска мы остановились в селе Тальменка, которое находится буквально на границе Новосибирской области и Алтайского края. В Тальменке есть множество дорожных столовых, где можно поесть.

Турбаза «Кочевник» находится недалеко от поселка Чибит, примерно в двух километрах не доезжая до Чибита. Здесь можно оставить машину на охраняемой стоянке на все время похода, можно заказать домик и баню.

Вечером мы договорились с администратором этой базы о предоставлении машины до Оройского моста на утро следующего дня.

Турбаза «Кочевник»

Стоянка, на которой можно оставить машину

26.07 Первый день похода

Участок пути: пос. Чибит – р. Чуя – руч. Орой – пер. Орой (н/к) – р. Ештыкол

7:00 Начало похода. Мы выезжаем с турбазы по направлению к Оройскому мосту.

7:20 Мы на Оройском мосту.
    7:45 Граница леса. Тропа идет с уклоном примерно в 300
    8:35 Стоянка на ручье Орой.
    8:50 Вышли со стоянки.
    11:15-12:45 Обед около верхней границы леса. Солнечно. Тепло.

13:20 Перевал ложный Орой. Тропа идет по открытой местности. Уклон 0-100. На самом перевале местность слегка заболочена. Пасмурно. Легкий ветер.

14:15 Прошли первые броды. Пасмурно. Броды не глубокие. Можно перейти по камням.
    16:00 Пришли на место стоянки вблизи реки Ештыкель. По дороге пересекли вторые броды. Броды не глубокие, но лучше переходить по сваленным деревьям. Погода пасмурная. Капает мелкий дождь. Тропа от вторых бродов на протяжении около километра траверсирует с небольшим уклоном вблизи ручья, потом спускается по лесу с уклоном 10-200.

За день пройдено: 23 км.
    Ходовое время: 7 ч 50 мин.
    27.07 Второй день похода

Участок пути: р. Ештыкол – р. Шавла – оз. Душевное

8:10 Вышли из лагеря. Изначально перебродили Ештыкол (глубина брода примерно 40-60 см течение среднее) и примерно 40 минут шли правым по ходу движения берегом по тропе, идущей вдоль него. Потом поняв, что идем не по нужному берегу, вернулись. Перебродили Ештыкол назад. Вернулись по тропе, и перешли приток Ештыкола по бревнам. Двинулись по левому по ходу движения берегу реки Ештыкол. Тропа траверсирует склон на некотором удалении от реки, обходя крутые места и скальные сбросы. Тропа большей частью сухая, местами заболочена, но заболоченные участки можно обойти. Местами на тропе встречаются выходы камней. Растет тут можжевельник, смородина, жимолость и брусника.
    10:13 Нашли брод через Ештыкол по бревнам. Нам он не нужен. Идем дальше.
    10:40 Дошли до двухуровневой стоянки. Повернули налево по верхней тропе в лес. Тропа идет на одном уровне. Немного грязи после вчерашнего дождя.
    11:23 Прошли стрелку впадения Ештыкола в Шавлу. Река справа. Тропа траверсирует вдоль реки. Уклона практически нет.
    12:00 Обед на реке Шавла. Солнечно. Тропа на одном уровне. Срезали заболоченный угол.
    14:40 Шли вдоль реки Шавла. Тропа ровная. Периодически попадаются удобные стоянки (мы прошли 4 стоянки), траверсирует на небольшом удалении от реки. По дороге встретили двух небольших змей. Одну не определили, но думаем, что ядовитая. Вторая змея оказалась небольшим щитомордником. Змеи вели себя не агрессивно и быстро скрылись с тропы. Будьте внимательны. Погода солнечная.
    16:18 Остановились у разлива реки Шавлы. Идем с Катериной искать брод. Тропа ровная. Идет дальше в сторону Шавлинских озер. Нашли хороший не глубокий (примерно по колено) брод. Вдоль берега вернулись по камням либо по воде до притока Шавлы, который вытекал из ущелья. Метров за 100 до притока поднялись на берег и нашли какую-то тропу. Пошли по ней и около притока обнаружили хорошую стоянку. Пошли дальше по камням вдоль левого по ходу движения берега притока Шавлы. Примерно через 500 м нашли какую-то тропу. Тропа местами завалена деревьями. Около 500 м двигались по тропе. Приток разлился довольно широко, и мы решили пойти по островкам. Погода испортилась и начал накрапывать дождь. Нам нужно было найти тропу, ведущую к Душевному озеру. Она должна была идти возле ручья, вытекающего из Душевного озера, это должен быть второй ручей по правой стороне по ходу движения. Однако, мы увидели только первый ручей, который вытекает из озера на подходе к Козьему перевалу. Второй ручей, вытекающий из Душевного, практически не виден и мы его пропустили. Перейдя под правый берег, мы нашли тур, и немного пройдя вперед по притоку, решили подниматься вверх. Набрав метров 50, мы решили все-таки поискать тропу. В итоге, вернувшись метров на 100, мы нашли полузаросшую, но натоптанную тропу и пошли по ней вверх. Тропа имеет уклон порядка 400. Набрали примерно 300м высоты. Поднявшись по тропе, мы нашли хорошую стоянку.
    20:00 Остановились на стоянке у Душевного озера. Озеро на расстоянии порядка 50 м от стоянки. В окрестностях достаточно дров. Немного ближе к озеру имеется еще одна стоянка.

р. Шавла. По направлению к Шавлинским озерам

Душевное озеро
    За день пройдено: 16 км.
    Ходовое время: 7 ч 40 мин.
    28.07 Третий день похода

Участок пути: пер. Козий (1А) (Орлиный (1А*))

8:00 Вышли из лагеря на Душевном озере. По заросшей тропе вдоль озера прошли около 1,5 км. Тропа не имеет выраженных спусков и подъемов. Погода хорошая. Солнечно.

11:00 Стоянка на озере (верхнем) под Козьим перевалом. Пройдя по тропе вдоль Душевного озера стали набирать высоту. Тропы нет. Уклон 300 местами растет карликовая березка. Правой по ходу движения стороной ручья прошли до верхнего озера. Зеленка, местами курум. Погода солнечная, ветрено. Дальше пошли правым берегом озера по крупному куруму. Перевал хорошо виден на фоне гор.

14:00 Обед. Прошли озеро и по куруму набрали еще примерно 200 метров высоты, уклон 200. Погода пасмурная.

16:00 Взяли перевал. Двигаясь левой по ходу движения стороной долины, поднялись на перевал. Тропы нет. Грунт - сыпуха. Уклон до 400. Во время подъема произошел небольшой инцидент - на высоте около 2700 метров у Вовы началась горная болезнь, симптомы - сначала ему было трудно дышать, затем началась паника, он без видимой причины боялся оставаться на самом большом камне, а когда поднялся на перевал, сказал, что боится спускаться и попросил вызвать вертолет. Во время подъема мы заметили справа от нас еще один перевал (Козий, который группа Ольги Никитиной взяла в 2013 году со стороны перевала Широкий), но решили продолжить путь к намеченному перевалу. На перевале нашли тур с запиской, в которой было написано, что это Козий перевал.

16:30 Начали спуск с перевала Козий. Уклон более 400. Сыпуха. Двигались левой стороной кулуара ближе к скале. Кулуар узкий, примерно через 100 м от перевала по центру и справа большой скальный сброс, далее больших скальных сбросов нет, но встречаются большие камни, так что нужно спускаться медленно и внимательно. Идет мелкий дождь, довольно прохладно.

18:00 Закончили спуск с Козьего. Прошли вдоль ручья. Внизу около ручья почва болотистая, но можно найти сухое место для стоянки. Тем не менее, мы поднялись на небольшую возвышенность и расположились там лагерем. Дров нет. Мелкий дождь. Сильный ветер. Ночью ветром сильно трясло палатку, не смотря на то, что мы растянули штормовые оттяжки. Возможно лучше все же искать место стоянки внизу.

Нижнее озеро под перевалом Козий (1А)

Верхнее озеро под перевалом Козий.
    Левая седловина перевала Козий. Справа есть еще одна седловина, не заметная с данного ракурса.

Данная седловина в отчете 1996 года (руководитель В.Г. Ляпин) именуется перевалом Орлиным и ему дается категория сложности 1Б, однако при прохождении перевала не нужны ни навеска перил, ни движение в связках. Главную сложность здесь представляют не заметные с седловины скальные сбросы со стороны перевала Широкий, довольно подвижная каменная осыпь, поэтому спуск должен быть коллективным. В связи с этим перевалу можно дать категорию 1А*

Записка, снятая с перевала (скан записки в приложении):

Группа туристов из Москвы МГСУ в составе 6 человек взошла на пер. Козий 9.08.11
    Руководитель Аюгина Е.Р.
    Погода на перевале солнечная, а так идет снег/дождь.
    Сняли записку т/к Меридиан г. Пермь. Руководитель Секалин А.С.
    Счастливого пути!

С седловины перевала Козий в сторону перевала Широкий

За день пройдено: 8.5 км.
    Ходовое время: 7 ч 30 мин.
    29.07 Четвертый день похода

Участок пути: пер. Козий (1А, радиально) – пер. Широкий (1А) - р. Кмургулоюк

8:00 Вышли из лагеря на радиальное восхождение на второй Козий перевал.

9:15 Взяли второй Козий перевал. Сняли записку группы под руководством Ольги Никитиной. Уклон 20-300. Грунт сыпуха, курум. Больших скальных сбросов нет. Погода солнечно, сильный ветер.

Записка, снятая с перевала (скан записки в приложении):

Группа из турклуба «Арго» в количестве 8 человек под руководством Никитиной Ольги, совершая поход 2 категории сложности, 14 августа 2013 г. В 10:50 взяла перевал Козий (1А), двигаясь в направлении ледн. Гляциологов.
    Сняли записку группы из г. Кролевец Сумской обл. (Украина) под рук. Голика А.З. пеший 5 к.с.
    Погода: облачно, но достаточно тепло, дождя нет.
    Всем хорошей погоды и удачных восхождений!

Вид с перевала Козий

10:00 Спустились с перевала Козий и пошли к перевалу Широкому. Тропы нет. Грунт - курум. Идет снег больше похожий на мелкий град. Умеренный ветер порывами.

12:00 Подошли к перевалу, который Катя считала Широким. Сели перекусить. В этот момент с перевала полетели камни. Мы решили, что это не наш перевал. Вернулись к другому перевалу, ведущему в тот же цирк, что и наш предполагаемый «Широкий».

Перевал Широкий (1А)

Вид с седловины перевала Широкий со стороны перевала Козий

Седловина перевала Широкий

17:15 Взяли перевал Широкий. Сначала шли по центру, потом справа обогнули скальный выступ и далее продвигались до верха по правой стороне. Вышли на какой-то узкий перевал. По отсутствию тура и по тому, что перевал ведет не в тот цирк, который нам нужен мы поняли, что это не тот перевал. Кроме того, он был очень узкий, но к нему ведет очень натоптанная (вероятно, козья) тропа. Наш перевал оказался левее, и мы начали движение влево вдоль гребня по скалам. Скалы достаточно удобные для прохождения, правда, кое-где приходилось проходить свободным лазанием. На перевале Широком действительно очень большая площадка. Довольно большой тур, расположен в центре спуска с перевала. Наклон подъема до скального выступа около 200, далее за скальным выступом постепенно увеличивается до 400. Грунт - сыпуха. На перевале штормовой ветер примерно 30 м/с. Снег усилился.

17:40 Начали спуск. Вначале спуск пологий, не более 200. Далее становится круче, но больших скальных сбросов нет. Спускаться достаточно комфортно. Грунт - сыпуха. При спуске ветер становится слабее, снег продолжается.

Спуск с перевала Широкий

18:30 Встали лагерем на ручье напротив ледника. Прошли правой стороной долины мимо снежника до ручья по куруму (какие-то холмы, покрытые камнями среднего размера). Нашли ровную площадку у ручья. Учитывая, что погода была довольно холодная, а так же то, что мы планировали выйти рано утром, решили не принимать во внимание близость ледника и опасность камнепада. (Не то чтобы мы были в непосредственной близости от ледника, но, тем не менее, при определенных условиях опасность камнепада существует). Ветер слабый, снег.

Записка, снятая с перевала Широкий (скан записки в приложении):

Группа туристов из г. Кролевец Сумской области (Украина) в количестве 7 человек, совершая пешеходный поход пятой категории сложности, вышла к туру на перевал Широкий 1А (2894 м) со стороны перевала Козий в 9 час. 55 мин. 23.07.2012 г.
    Снята записка группы туристов из Минска (Беларусь) от 22.07.2012 г. Под руководством Голика А.З.
    Метеоусловия: пасмурно с прояснениями, довольно приятно.
    Состояние группы: отличное.
    Движение от тура начато в 10 час. 15 мин. в сторону р. Куранду.
    Руководитель группы Шкура Владимир Михайлович.

За день пройдено: 7 км.
    Ходовое время: 8 ч 30 мин.
    30.07 Пятый день похода

Участок пути: р. Кмургулоюк – пер. Черный (1А) – р. Акоюк

9:15 Свернули лагерь и огибая отрог двинулись вдоль ручья по долине в сторону перевала Чёрный. Шли по руслу ручья - курум.

10:30 Обогнули отрог. Перебродили реку Кмургулоюк. Брод не глубокий, но, не замочив ноги, не пройти. Спустились до высоты около 1900 м. Солнечно. Нашли хорошую стоянку возле реки, есть возможность поставить две палатки. Дров много.

Погода периодически портилась

13:45 Обед под перевалом Чёрный. Двигаясь по каменному руслу ручья, стекающего с перевала Чёрный (самого ручья не видно, но по звуку слышно, что ручей есть. От реки Кмургулоюк до долины между перевалами Чёрный и Межозерный воды не видели, так что нужно запасти), набрали порядка 700 м высоты. Сначала шел лес, потом карликовая березка и наконец дошли до сыпухи.

17:00 Поднялись на перевал. Высота 2970 м. Мы пошли по правой стороне. Дошли до скального выступа по куруму. Началась сыпуха, и мы обогнули скальный выступ справа, вышли на плечо горы. Возможно, если обходить скальный выступ слева, то подниматься там легче, но спускаться необходимо возле плеча горы, так как вдоль всего гребня большие скальные сбросы. По гребню можно спокойно пройти (крупный курум). Грунт сыпуха. Уклон порядка 450. Погода теплая. Туман.

Вид с перевала на озеро и перевал Межозерный

Вид с перевала в сторону перевала Широкий

Тура на перевале не оказалось, поэтому мы соорудили свой тур.

17:15 Спуск. Приняли решение спускаться в условиях ограниченной видимости (примерно 50 м) из-за того, что побоялись, что если ждать пока туман рассеется может наступить темнота, а также потому, что при ясной погоде мы видели и запомнили весь спуск. Спускаться надо справа, рядом с плечом горы, так как вдоль всего хребта левее идут большие скальные сбросы. Уклон порядка 500. Осыпь очень подвижная (вплоть до того, что на самого себя можно спустить камни). Есть скальные сбросы и узкие кулуары. Необходимо двигаться коллективно друг за другом соблюдая осторожность.

Кулуар на спуске с перевала Черный

Перевал Черный со стороны перевала Межозерный

19:00 Поднялись к озеру под Межозерным перевалом. Разбили лагерь на берегу озера. Погода снежная. Ветра нет. Довольно тепло.

За день пройдено: 9 км.
    Ходовое время: 6 ч 30 мин.
    31.07 Шестой день похода

Участок пути: р. Акоюк – пер. Межозерный (1А) – р. Караоюк

9:00 Вдоль правого по ходу движения берега озера двинулись к перевалу Межозерный.

12:00 Взяли перевал немного справа от центра по зеленке, как по ступенькам. Но по зеленке пришлось немного пройти свободным лазаньем. Уклон порядка 400. Можно пройти левее по сыпухе. Вообще можно подняться в любом месте хребта и свободно пройти по хребту. Спуск с перевала возможен только возле вершины, так как в остальных местах большие скальные сбросы. Спуск сначала пологий порядка 200, потом становится круче. Примерно до 400. Сыпуха довольно крупная, почти не сыпется.

Седловина перевала Межозерный

Тура на перевале опять не оказалось.

Сооружаем свой тур.

Вид с перевала в сторону спуска

Вид с перевала на сторону перевала Черный

Вид с перевала на озера

14:00 Обед. Прошли мимо первого озера и встали на правом берегу второго озера. Правый берег высокий и не ровный. Вода далеко. Если есть необходимость ставить лагерь, то лучше встать на левом берегу второго озера. Солнечно.

Вид на перевал с обратной стороны

Долина реки Караоюк

16:00 Вдоль реки Караоюк вышли в направлении реки Шавла. Шли по звериным тропам, иногда без тропы. Несколько раз переходили реку. Небольшой уклон, примерно 15-200. Берег постепенно повышался и становился довольно крутым. Около 2 км шли по конной тропе, но потом она пересекла Караоюк и дальше мы пошли по козьей очень крутой тропе некоторое расстояние (примерно 500-1000 м). Последние 500 м шли по бурелому без тропы. Просто спускались к Шавле. Пошли по звериной тропе вдоль реки Шавлы, пока не нашли место стоянки. Пасмурно, тепло.

21:00 Нашли место где можно поставить палатку рядом с рекой. Моросящий дождь.

За день пройдено: 8 км.
    Ходовое время: 7 ч 30 мин.
    01.08 Седьмой день похода

Участок пути: р. Караоюк – р. Шавла – р. Ештыкол

9:00 Вышли из лагеря. Около 2 км шли по звериным тропам вдоль Шавлы, пока не нашли конную тропу. По ней шли до брода через реку Кмургулаюк. Там тропу потеряли. (Она, скорее всего, продолжается. Необходимо было поискать её. Вероятно, она идет в промежутке от 50 до 150 м от Шавлы). Около 2 км прошли по бурелому без тропы. Потом прошли траверсом вверх и снова нашли конную тропу. По ней прошли до впадения Ештыкола в Шавлу. Солнечно.

19:00 Спустились к берегу и нашли место стоянки (условное, самое плохое место из всех). Кратковременный дождь.

За день пройдено: 11 км.
    Ходовое время: 7 ч.
    02.08 Восьмой день похода

Участок пути: р. Ештыкол

9:00 Вышли из лагеря. Прошли 1,5 км по конной тропе. Увидели бревно, которое показалось нам подходящим для переправы. Спустились к реке, но по бревну переправиться не удалось. Тем не менее, мы решили поискать брод, и нашли его метров на 500 ниже по течению. Пересекли болото и в лесу встали на тропу. По тропе прошли до Ештыкол. Перебродили Ештыкол и пошли вверх по нему левым по ходу движения берегом. Солнечно.

16:00 Перебродили Ештыкол и встали на месте, где стояли в первый день. Устроили полудневку. Пасмурно.

За день пройдено: 5 км.
    Ходовое время: 4 ч.
    03.08 Девятый день похода

Участок пути: р. Ештыкол – пер. Орой (н\к) – р. Орой – р. Чуя – пос. Чибит

8:00 Вышли из лагеря. По тому же пути, что и в первый день прошли до Чибита. Солнечно, жарко.

17:00 Пришли на турбазу «Кочевник».

За день пройдено: 23 км.
    Ходовое время: 7 ч.
    04.08 Отъезд в Новосибирск

5.Приложения

5.1 Состав медицинской аптечки

5.2 Список ремонтного набора
    1. Иглы швейные различной толщины
    2. Hитки различных расцветок (капроновые и х/б)
    3. Куски ткани
    9. Зажигалка
    10. Бегунки для молний
    11. Сами молнии
    12. Многофункциональный нож (с несколькими лезвиями)