Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчето горном походе 2к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье) в июле 2015 года.
1. Справочные сведения о походе (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация Поход организован московским турклубом «Вестра» 1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив Поход проводился на территории Эльбрусского района республики Кабардино-Балкария к северо-западу и югу от п.г.т. Эльбрус и пос. Верхний Баксан. В физико-географическом плане район путешествия – Центральный Кавказ, подрайон – северные отроги Главного Кавказского хребта, восточные отроги г. Эльбрус. 1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута с изменениями Запланированная нитка маршрута пос. Верхний Баксан – оз. Сылтранкёль – пер. Сылтран Восточный (1А, 3478)+вер. Сылтран (3548) радиально - пер. Грач Нижний (1Б, 3620) – д.р. Мукал – д.р. Мкяра – д.р. Кыртык – д.р. Уллуесенчи – пер. Кыртык верх. (1Б, 3399) – пер. Кыртык ниж. (1А. 3143) – пер. Каракайский сев. (н/к, 2889) – ур. Джилысу – лед. плато Джикаугенкез – пер. Ирикчат (1Б, 3667) – пос. Эльбрус – а/л Джантуган – пер. Койавганауш (1А, 3624) – а/л Улутау – пос. В. Баксан. Фактически пройденная нитка маршрута пос. Верхний Баксан – оз. Сылтранкёль – пер. Сылтран Восточный (1А, 3478)+вер. Сылтран (3548) радиально - пер. Грач Нижний (1Б, 3620) – д.р. Мукал – д.р. Мкяра – д.р. Кыртык – д.р. Уллуесенчи – пер. Кыртык верх. (1Б, 3399) – пер. Кыртык ниж. (1А. 3143) – пер. Каракайский сев. (н/к, 2889) – ур. Джилысу – лед. плато Джикаугенкез – пер. Ирикчат (1Б, 3667) – пос. Эльбрус – а/л Джантуган – пер. Койавганауш (1А, 3624) – а/л Улутау – пос. В. Баксан. 1.5. Определяющие препятствия маршрута
1.6. Список участников
1.7. Адрес хранения отчета, наличие фото и видеоматериалов Отчет и прилагающиеся фотоматериалы переданы на хранение в ФСТ-ОТМ (г. Москва, ул. Солженицына, д. 17) Фото и видеоматериалы, GPS-треки хранятся у руководителя группы (E-mail: Michael_P05@mail.ru) 1.8. Поход рассмотрен туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссией (МКК) ФСТ-ОТМ код МКК: 177-00-56666252. 2. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна 2.1. Общая характеристика района проведения похода. Приэльбрусье (Центральный Кавказ) - один из самых популярных районов среди горных туристов, альпинистов и горнолыжников. Близость района, развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов делают походы в Приэльбрусье достаточно безопасными, а сложная структура притоков р. Баксан и отрогов в. Эльбрус и наличие локальныхпрепятствий всех категорий позволяет прокладывать самые разнообразные маршруты (к.с. от 1 до 6). Низкая автономность - важный фактор первого похода в больших горах. В туристском плане район достаточно хорошо изучен и освоен, все наиболее логичные перевалы чаще всего описаны. В то же время в районе всё же ещё есть небольшие "белые пятна". От Западного Кавказа район отличается гораздо более сильным оледенением и большими высотами, а от района Безенги - более стабильной погодой. Погода тоже способствует спецификации района - умеренная, щадящая по сравнению с более северными районами, со стандартными вечерними дождями и снегопадами на высоте, и жаркими до +25° днях в ущельях. 2.2. Замысел маршрута похода, его особенности, новизна Поход планировался как учебно-тренировочный в рамках школы горного туризма базового уровня ТК «Вестра». Поэтому его основной целью было продолжить знакомство слушателей школы с горами, повысить высотный и технический опыт, а также отработать на реальном рельефе навыки, полученные на занятиях школы, в частности, планировались занятия по технике прохождения осыпных и снежно - ледовых склонов. Также руководителю и одному из участников, ранее бывавшим в Приэльбрусье, было интересно ознакомиться с ущельями Адылсу и Адырсу, оценить их туристические возможности на личном опыте. Основная задача маршрута - безопасное прохождение похода и получение горного опыта. При планировании маршрута была выбрана кольцевая структура. Это было обусловлено несколькими причинами: 1. Поскольку поход заявлялся как учебно-тренировочный, необходимо было первый перевал категории трудности 1Б проходить совместно с группой К. С. Грашина, в составе которой находился инструктор ТК «Вестра» Ю. А. Тильман. 2. Самый удобный и дешевый путь подъезда / отъезда из района похода – по Баксанскому ущелью, следовательно точки старта и финиша маршрута целесообразно было размещать там. 3. Целесообразно использовать курортные возможности урочища Джилысу для отдыха группы в середине маршрута, кроме того, туда можно было доставить заброску. При подготовке похода обнаружено явно недостаточное количество информации о прохождении перевалов Кыртык Верхний и Кыртык Нижний. Недостаток информации подогрел интерес к данной связке перевалов и возможно, прохождение ее траверсом хребта. Знакомство участников-новичков с ледовым рельефом целесообразно было начать с пологог 3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения 3.1. Варианты подъезда и отъезда Приэльбрусье – достаточно удобный в транспортном отношении горный район. Доехать из Москвы можно поездом или автобусом до Нальчика, Минеральных вод или Пятигорска или самолетом до Минеральных Вод, оттуда на предварительно заказанном транспорте собственно в район похода. Наиболее популярный и удобный путь в точки начала маршрутов – Баксанское шоссе, ведущее с трассы М-29 по Баксанскому ущелью в пос. Терскол у подножья г. Эльбрус. Группа добиралась из Москвы на поезде №062 «Москва-Нальчик» (отправление с Казанского вокзала ежедневно в 19-50) до конечной станции (прибытие в 5-50) (цена билета 3382 р). Дальше на арендованном автотранспорте непосредственно до точки начала маршрута - пос. Верхний Баксан (Марат +7 928 703 65 93 или Шарапи +7 928 912 11 90). Из Москвы ехали совместно с группой школы БУ т/к Вестра под руководством А. И. Королева, цена с человека 400 р. за проезд на комфортабельном микроавтобусе Mersedes Sprinter. Время в пути до В. Баксана – 2 часа. Отъезд осуществлялся из Верхнего Баксана в Нальчик. Дешевле всего это сделать на маршрутном такси Терскол-Нальчик, однако, группа вышла к автобусной остановке п. Верхний Баксан, когда все маршрутки уже ушли (около 19-00). Поэтому решили пробовать ловить такси. Анализ предложений местных перевозчиков показал, что выгоднее заказывать такси г. Тырнауз (+7 928 706 90 08 Такси ТНТ или +7 928 084 63 70). Стоимость проезда из Верхнего Баксана в Нальчик 1200 р за машину. При более раннем отъезде возможен вариант доезда на такси до г. Тырныауз (400 руб за машину, а оттуда в Нальчик на маршрутном такси (стоимость проезда 170 руб с человека). Маршрутные такси Тырныауз-Нальчик ходят каждые 40-50 минут или по заполнению до 21-00. Обзорная карта района с указанием путей заезда-выезда приведена на рисунке 1. 3.2. Расположение погранзон, заповедников, получение пропусков Последняя часть маршрута проходила в пятикилометровой приграничной зоне. Её граница пересекает северные отроги Главного Кавказского хребта к югу от Баксанского шоссе. Для беспроблемного посещения этой части маршрута, заранее из Москвы был оформлен групповой пропуск. Помощь в получении пропуска оказали сотрудники альплагеря Уллутау (тел. +7 (928) 707 47 42 Лара). Стоимость услуги оформления через а/л Уллутау – 150 р с человека. На сайте альплгеря http://alp-ullutau.narod.ru/ в разделе «Оформление пропусков» можно скачать для заполнения формы ходатайств и отослать по указанной на сайте электронной почте сотруднику лагеря Ларе. Административный регламент гласит, что на оформление пропусков отводится 30 суток со дня подачи заявления. Срок действия погранпропуска – на срок похода. Для получения пропуска на руки необходима встреча с сотрудниками а/л Уллутау (либо заказ трансфера через альплагерь, на сайте есть такая услуга). В нашем случае погранпропуск группы был получен через участников группы К. С. Грашина, которые заказывала в а/л Уллутау трансфер Минводы – Верхний Баксан и с которой наша группа встретилась на первой ночевке. Возможно также самостоятельно обратиться в пограничное управление ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике 360024, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 192 тел./факс 8(8662) 96-81-46, E-mail: pu.kbr@fsb.ru. Форма заявки есть на сайте ФСБ России или на том же http://alp-ullutau.narod.ru/. Получить погранпропуск можно на погранзаставе в п. Верхний Баксан (доступны 7 дней в неделю, 24 часа), об этом в заявке сделать пометку. Полезно сразу сделать копию попуска. Это упрощает взаимодействие с пограничниками. Приграничные контрольно-пропускные пункты расположены на автодорогах, ведущих в ущелья рек Адылсу, Адырсу, при входе и выходе осуществляется контроль паспортов и наличия пропуска. Встреч с мобильными пограничными нарядами у группы не было. Нитка маршрута пролегала в границах Кабардино-Балкарского заповедника, но с 2010 г. пропуск для пребывания там оформлять не требуется. Однако, все же, попадаться егерям на глаза не стоит. 3.3. Поисково-спасательные службы Поисково-спасательный отряд МЧС располагается в пос. Терскол. Телефон оперативного дежурного ПСО Терскол +7 (866 38) 7-14-89. Группа была зарегистрирована по телефону. Также можно зарегистрироваться заранее по электронной почте с последующим подтверждением выхода на маршрут по телефону. Этот вариант предпочтительней, т.к. вся информация о маршруте передается в текстовом виде, а не голосом. Частота раций 164,475 МГц. Также поисково-спасательные базы МЧС расположены в а/л Шхельда и около а/л Джайлык в ущелье Адырсу. Связь с ними осуществляется через оперативного дежурного. 4. Связь на маршруте, безопасность Возможность пользоваться мобильным телефоном в Приэльбрусье имеется в основном только в долине р. Баксан. Также в урочище Джилысу имеется возможность телефонной связи «Мегафон» работает только при подъеме на ближайшие гребни (60-100 м). Доступны сети операторов ««Мегафон», «Билайн». Связь на маршруте осуществлялась с координатором турклуба «ВЕСТРА» со спутникового телефона Thuraya путем отсылки ежедневно СМС-сообщений. Кроме того, в начале и конце похода, как было указано в маршрутной книжке, из пос. В. Баксан были отосланы СМС-сообщения координатору от ФСТ-ОТМ. В сроки проведения похода в районе находились еще две группы школы БУ ТК «Вестра», для оперативной связи между ними в каждой группе имелась портативная рация (тип – Yaesu FT-60R). Был установлен график выхода на связь (с 8-00 до 16-00 каждые 2 часа). Однако, в горной местности эти рации оказались малоэффективны, т.к. горные хребты сильно ограничивают их дальность действия. Реальные сеансы связи удавались только в зоне прямой видимости в пределах одной долины. Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий: 1. Благодаря относительной доступности района похода, аварийный выход был возможен из любой его части в кратчайшие сроки. Пути аварийного выхода были отмечены на маршрутной карте. 9. Переправы через бурные реки производились только в местах максимального разлива и минимальной глубины. Участники группы были застрахованы от несчастного случая при занятиях горным туризмом и альпинизмом в страховой компании «Согласие». С этой страховой компанией работает компания-ассистанс "Савитар груп" (телефон call-центра в Москве +7 495 989 17 75, круглосуточный центр (по РФ бесплатно) 8 800 100 83 63). Страховая выплата на каждого участника - до 30000$. 5. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты Аварийные выходы предполагались по долинам рек по путям подъема / спуска, по которым группа должна была выходить к определяющим препятствиям. В указанных точках всегда можно арендовать транспорт, чтобы добраться до населенных пунктов – Нальчик, Минводы. Причем, вследствие компактности района проведения маршрута, пути выхода достаточно короткие (не превышают одного ходового дня). На схеме движения группы на маршруте (рисунок 2) пути аварийных выходов обозначены желтым цветом. В случае, если по каким-либо причинам определяющие перевалы будут непроходимы, предполагались запасные варианты:
6. Изменения маршрута и их причины Маршрут пройден без отступлений от первоначально запланированной нитки. Учитывая имеющийся существенный запас времени и желание участников, в маршрут похода было включено посещение музея альпинизма и охоты им. В. С. Высоцкого в пос. Тегенекли, для чего из пос. Эльбрус в пос. Тегенекли был совершен радиальный выход. 7. График движения
* расстояние и время обратного движения от в. Сылтран до места ночевки на оз. Сылтран, от музея в пос. Тегенекли до поворота на а/л «Джантуган» не учтено. В приложении к отчету приведены: 8. Техническое описание прохождения группой маршрута 8.1. День 1. 05.07.2015. Пос. Верхний Баксан – стоянка 2300 5-50 поезд Москва-Нальчик прибыл в Нальчик. Совместно с группой школы БУ «Вестра» А. И. Королева загрузились в предварительно заказанный «Мерседес-Спринтер». 6-20 отъезд от вокзала г. Нальчик. Утро солнечное, тепло, дорога хорошая, едем быстро. Через 2 часа (8-25) мы уже в Верхнем Баксане у верхнего (автомобильного) моста через р. Баксан. В поселке есть еще пешеходный мост ниже по течению напротив автобусной остановки. Рассчитались с водителем (по 400 р с носа), пожелали группе Королева доброго пути, и – «под рюкзак». 8-45 по асфальтовой дороге, отходящей вправо от Баксанского шоссе, перейдя р. Баксан по мосту, двинулись в поселок. Через 15 минут у моста через р. Кыртык – первый привал. Перекусили остатками поездной снеди и наведались в местный магазин, что сразу за мостом, за водой (река Кыртык мутная и к питью пока не располагает). 9-30 подкрепившись, выдвинулись по улице по правому берегу р. Кыртык (здесь и далее обозначение берегов дается в классическом понимании, т.е. глядя от истока к устью) вверх, однако, скоро наткнувшись на тупик, возвратились на главную улицу, прошли по ней назад 90 м и по следующему проулку поднялись направо в гору. Улица идет вверх, затем поворачивает налево и переходит в тропу, ведущую вверх по травянистому склону правого берега долины р. Сылтрансу (фото 01) (сразу перед пос. В. Баксан р. Сылтрансу впадает в р. Кыртык.
Тропа хорошо читается, далее сходится со старой автомобильной колеей. С 4-мя привалами за 2 ч 50 мин ЧХВ добрались до переправы через р. Сылтрансу у источника. На всем протяжении на придорожных камнях маршрут часто промаркирован желто-голубыми метками В 150 м от переправы на широкой поляне на левом берегу долины – место предполагаемой ночевки (т. н. «розовые» ночевки) (фото 02).
13-20 переправа через р. Сылтранкель. В бродовой обуви, с треккинговыми палками, в касках. На стоянке разбит лагерь команды К. С. Грашина и Ю. А. Тильмана (т/к «Вестра»). 13.45 Установили лагерь на поляне по соседству. Вода чистейшая, берется из мощного источника, труба которого расположена на берегу реки ниже лагеря. Поставив лагерь и перекусив, желающие отправились купаться на речку (удобное место у переправы), после чего – свободное время. Пока одни осматривали окрестности стоянки, другие предпочли вздремнуть. Примерно в 250 м выше лагеря – 2 коша (один капитальный из гофролиста), в которых можно укрыться от непогоды и даже неплохо переночевать в межсезонье. 19-00 ужин. Температура +18°С, легкая облачность, штиль. Отбой 20-40 8.2. День 2. 06.07.2015. Стоянка 2330 - Оз. Сылтранкель – пер. Сылтран Восточный (1А, 3478) – в. Сылтран (3562,8)
4-10 подъем. Светает. Облачно, но дождя нет. Сильный туман (видимость 50-100 м). 6-05 - выход. Движение сначала травянистым левым берегом р. Сылтранкель (фото 03), мимо кошей. Местами попадаются заболоченные участки (по щиколотку). Через 400 м – переход реки по деревянному мостику. Далее до первого привала встретились еще 3-4 перехода притоков и рукавов р. Сылтран по камням. Уклон небольшой, четкая тропа по травяному пологому дну долины.
6-50 (45 минут ЧХВ) – 1-й привал перед ригелем на правом берегу р. Сылтран. (фото 04). Развиднелось, появилось солнце, потеплело. Далее – подъем на ригель и движение траверсом по правому осыпному берегу реки. Маркированная желто-голубыми полосками тропа по старой осыпи с остатками травы .
7-55 привал 2, 8-50 3-й привал, высота 2938 м (набор 620 м высоты за 3 часа). От этого места до озера подъем проходит по трем террасам. Крупная осыпь, местами попадается траверс снежных склонов (фото 05, 06).
9-30 поднялись на террасу, на ней – удобные места для стоянок (2 часа ходового времени от «розовых» ночевок). 9-50 привал 4. От привала тропа поднимается осыпным склоном и снежником к озеру. У места истока р. Сылтран из озера – переход на левый берег реки по камням (фото 07).
11-15 встали лагерем на северном берегу оз. Сылтранкель. На берегу много обустроенных мест для ночевки. По соседству расположилась группа К. Грашина, а также лагерь коммерческой группы французских туристов. (фото 08). От «розовых ночевок» до оз. Сылтран 3 ч 45 мин ЧХВ.
В 12-50 отправились в радиальный выход на пер. Сылтран Восточный и вершину Сылтран. Тропа идет вдоль озера, затем пересекает долину и поднимается по левому травянисто-мелкоосыпному борту долины (фото 09). Подъем несложный, крутизна до 20°, тропа на склоне промаркирована все теми же желто-голубыми полосами на камнях. В верхней части подъема – широкий, но мелкий разлив текущего с перевала ручья.
13-35 (за 45 минут) достигли перевала Сылтран (н/к, 3435 м) (фото 10). Оценив открывшийся с перевала вид на Эльбрус, продолжили путь к перевалу Сылтран Восточный уже без видимой тропы по пологому каменистому склону.
13-46 на перевале Сылтран Восточный (1А, 3478 м). От лагеря 1 час ЧХВ. Сняли записку группы туристов А. С. Дубовского из г. Минска от 27.04.2014 г. (фото 11). Сделав перевальное фото (фото 12), в 14-10 отправились дальше к вершине Сылтран по такому же каменистому пологому склону.
14-25 достигли вершины Сылтран (3562,8 м) (фото 13). От лагеря на озере 1 ч 15 мин ЧХВ. Обратный путь также через пер. Сылтран. На вершине снова встретились с туристической группой К. С. Грашина, из тура достали их записку (фото 14).
16-00 (час хода с вершины) вернулись в лагерь. Погода испортилась – похолодало, наполз туман. 19-00 ужин, 20-00 – отбой. 8.3. День 3. 07.07.2015. Оз. Сылтран – пер. Грач нижний (1Б, 3611) – д.р. Мукал – д.р. Мкяра – д.р. Кыртык.
04-15 Подъем. 06-15. Выход. Движение сначала по тропе как на перевал Сылтран, но мимо его перевального взлета – подъем левым траверсом по травянисто-осыпному моренному гребню, между его локальными вершинами. (фото 15)
7-00 привал 1 на концевой части моренного гребня. Траверсом обходя гребень, вышли на снежник за ним. Снежник выводит в небольшой снежный цирк, из которого повернули влево на моренный вал.(фото 16). По гребню вала подошли почти под перевальный взлет (фото 17).
8-00 привал 2 на безопасном возвышении в конце моренного вала перед перевальным взлетом. Левый по ходу склон кулуара может быть камнеопасен в утренние часы. Далее подъем через снежник почти в лоб под скальный гребень левее седловины (фото 16). Потенциально опасный участок – подъем 70 м и траверс вправо 75 м на седловину по «живой» средней осыпи. Возможна опасность камнепада в утренние часы (солнечная сторона), особенно при большом скоплении снега. Движение было организовано двумя плотными тройками последовательно. Вторую тройку контролировал инструктор т/к «Вестра Ю. А. Тильман. 8-48 через 2 часа хода группа на седловине (фото 18). Ясно, +18°, легкий ветер. На седловине встретили группу К. С. Грашина, которая начала спуск в долину р. Мукал (фото 19). Из перевального тура сняли записку этой группы (фото 20). Пережидая, пока группа Грашина сойдет с траектории спуска с седловины, чтобы не сыпать камни на идущих ниже, съели перевальную шоколадку, изучали предстоящий спуск и любовались окружающими видами.
9-20 начали спуск с перевала по мелкой осыпи 30-35° плотной группой глиссированием с подстраховкой ледорубом (фото 21). Порядка 100 м сброс высоты по осыпи. Попутно провели занятие по спуску по мелкоосыпному склону глиссированием. Далее начинается снежник. При спуске большой группы или последовательном спуске двух групп нужно следить, чтобы верхние участники не спускали камни, т.к. по снегу они движутся с большой скоростью и практически неслышно.
Следуя по снежнику, повернули чуть вправо, и, спустившись до высоты 3445 (сброс 185 м), вышли на скальный выступ, расположившись на привал (1 ч 10 мин с седловины). Далее крутизна склона повышается, снега мало, появляются участки льда и скальные выступы. Поэтому от места привала – траверс 100 м влево, где организовали связки для преодоления закрытого ледника. Погода тем временем испортилась – вошли в зону облаков – туман, видимость 30-50 м, +10°С. Продолжили спуск в связках по закрытому леднику / снежнику / средней осыпи, затем снова по небольшому закрытому леднику (фото 22).
Таким образом, спустились до высоты 3127 м (2 ч 05 мин с седловины, сброс высоты 493 м), где на моренном валу правого борта кулуара развязали связки и сняли кошки. В это время прошла недолгая, но сильная гроза, после чего условия видимости улучшились, и открылось, что группа спустилась с нижнего правого края ледника Мукал, дальнейший путь спуска лежал вправо по осыпному, а затем травяному пологому склону (фото 23).
14-20 на высоте 3010 м вышли на тропу, спускающуюся с пер. Сылтран (н/к). Тропа, как и в долине р. Сылтран, была помечена желто-голубыми метками на камнях. 15-25 через 3 ч 10 мин от начала спуска с седловины, пройдя 1,5 км по маркированной тропе по травянистому склону с участками крупного курумника на правом берегу р. Мукал, подошли к террасе, за которой следует резкий сброс высоты. Сделали привал, ожидая, когда впереди идущая группа К. Грашина преодолеет спуск (высота 2807 м). Участок резкого сброса высоты преодолевается по тропе в верхней части 3-4 м простым лазанием, далее с подстраховкой ледорубом.Здесь опасность представляют мокрые после дождя скалы и ненадежные для захвата растрескавшиеся камни. 16-05, благополучно окончив спуск, продолжили движение вниз по пологой тропе в зарослях цветущих рододендронов (фото 24) правым берегом р. Мукал, затем р. Мкяра и наконец, р. Кыртык.
17-15 через 4 ч 10 минут ходового времени от начала спуска с седловины встали лагерем на горизонтальном лугу у деревянного пешеходного моста через р. Кыртык на правом ее берегу напротив коша (фото 25) по соседству все с той же группой К. С. Грашина. Высота 2470 м. Ужин и в 21-20 отбой.
Итого за день прошли 10,6 км за 11 ч (6 ч 10 мин ЧХВ) 8.4. День 4. 08.07.2015 – р. Кыртык – р. Уллуесенчи – пер. Кыртык Верхний (1Б, 3420 м) – ночевка 2949 м.
6-15 подъем. Ясно, тепло, слабый ветер. Просушили одежду после вечернего дождя. 10-30 выход. Перешли р. Кыртык по мосту у стоянки, на противоположном берегу - кош. От него грунтовой дорогой вниз по левому травянистому берегу р. Кыртык. 10-45 на развилке дорог выбрали левую, ту, что заворачивает в долину р. Уллуесенчи. (фото 26)
По левому склону долины дорога поднимается серпантином. Срезать травянистым склоном в лоб траверс по козьим тропам не стоит, особенно с тяжелыми рюкзаками. 11-40 привал на повороте в боковую долину р. Уллуесенчи. За 1 ч 10 мин ЧХВ набор 160 м высоты. С точки привала открываются красивые виды на долину р. Кыртык, г. Улукая.. Вскоре дорога пересекла р. Уллуесенчи и ушла на противоположный берег на хребет, а мы продолжили движение по тропе по травянистому склону вдоль правого берега реки. Тропа промаркирована желтыми метками (с голубыми метками, по-видимому, ушла вдоль р. Кыртык к В. Баксану). 12-50 (1ч 45 мин ЧХВ) часовой привал на обед. Погода благоприятствует, но верх хребта впереди и перевал Кыртык Верхний на нем скрыты облаками. 14-10 (2 ч 05 мин ЧХВ) тропа переходит на орографически правый берег реки (переход по камням). Крутизна увеличивается до 10-15 градусов, каменистый склон (фото 27). Движение в касках. В 100 м от места перехода – место под стоянку на 3 палатки.
14-45 привал 3. Метки на тропе сменились с желтых на белые. 15-25 (3 ч 05 мин ЧХВ) вышли на прямую на подъем на пер. Кыртыкауш (до перевала 400 м). Все это время верхняя часть правого по ходу хребта и перевал Кыртык Верхний на нем закрыты облаками. Когда несколько развиднелось, выяснилось, что мы немного проскочили начало подъема к перевальному взлету. Вернулись траверсом с подъемом по травянисто-осыпному склону (фото 28), пересекли кулуар с курумником на дне от седла левее перевала.
16-00 (2 ч 40 мин ЧХВ), поднялись на травянисто-осыпной склон прямо под седловину. Высота 3222 м. Перевальный взлёт (ключевой участок) 200 м, имеет характерную ровную осыпную поверхность между двумя скальными гребешками. Потенциально камнеопасен, наверху полуразрушенные скалы (фото 29, 30), встречаются "живые" камни.
16-10 начали подъем плотной группой по осыпному взлету 25-35° .крутизны сначала в лоб, а затем траверсами по 100 м. Самостраховка – ледорубом, в касках. 17-20 (3 ч 50 мин. ЧХВ) вышли вдоль скал справа на седловину слева от скального гребешка (фото 31). Высота 3420 м. Облачно с прояснениями, ветер умеренный. Видимость от 100 м до 5 км. Седловина узкая, мелкоосыпная. При необходимости можно поставить палатки, но нет воды. Сняли записку группы туристов КТУ (С-Петербург) от 17.08.2010 г. (фото 32). При подготовке маршрута был использован отчёт этой группы, согласно которому группа прошла на пер. Кыртык Нижний траверсом хребта. Ввиду позднего времени и сложного пути по гребню, решили спуститься с перевала и переночевать в долине.
17-40 начали спуск с перевала по тропе до снежника в 60-100 м ниже седловины, далее мелкая осыпь, местами конгломерат. Крутизна на спуск 25-30° (фото 33). На высоте 3300 м – место под палатки, ниже по ним – небольшой скальный сброс, который обошли слева (фото 34)
Сойдя с перевального взлёта (высота около 3100 м), двигались правым берегом ручья. В 200 м от взлета- потрясающе красивый альпийский луг, сплошь покрытый белыми, жёлтыми и фиолетовыми цветами. Можно было бы заночевать и на нём, но предпочли засветло добраться поближе к перевалу Кыртык Нижний. Увлекшись движением по правому берегу ручья, не заметили, как его русло ушло вниз, образуя глубокую промоину. Перешли ее, страхуясь ледорубом. 19-00 (6 ч 04 мин ЧХВ) - встали на ночевку на пологом бугре на левом берегу ручья в 700 м от начала перевального взлёта. Место удобное, в том числе и для большого лагеря. Высота 2949 м (сброс с седловины 450 м). В 20-00 – ужин, 22-00 –отбой. 8.5. День 5. 09.07.2015. Ночевка 2949 м – пер. Кыртык Нижний (1А, 3100 м) – д. р. Исламчат – пер. Каракайский Северный (н/к, 2895 м) – долина р. Каракаясу.
06.00 Подъем. Завтрак. Ясно, +16°С, слабый ветер (фото 35).
08.35 Выход. Движение траверсом осыпи левого берега ручья к перевальному взлёту 30 минут (фото 36).
9-10. после небольшого привала начали подъем по травянистому, в конце осыпному склону. Крутизна 20-25°, высота взлёта (считая от места привала) 100 м, от места ночевки – 150 м. Подъем в лоб, ближе к седловине короткими траверсами в касках, с подстраховкой ледорубом. 9-30 вышли на седловину (55 мин ЧХВ) (фото 37). Высота 3100 м (по данным GPS). Сняли записку сборной группы туристов под руководством А.Буслаева от 6 мая 2013 г (фото 38). Седловина широкая, каменистая. Можно поставить палатки, но нет воды. Компанию на седловине нам составил молодой тур (горный козел), пересекавший седловину траверсом.
10-27 начали спуск с перевала. Спуск по средне- и мелкоосыпному склону, конгломерату сначала по линии падения воды, затем ближе к правому борту (фото 39, 40). Склон образует 2 террасы. На спуске выбирали участки живой осыпи для глиссирования. Часто по линии падения воды конгломерат пропитан водой и наступая в неё, погружались в глинистую массу, что затрудняло спуск, заставляя лавировать по склону. Травянистый правый борт кулуара преодолевали по тропе.
11-35 (1 ч 45 мин ЧХВ), сбросив 560 м высоты, с одним промежуточным привалом вышли на дно долины р. Исламчат. Река бурная, дно каменистое. 12-00 Подходящее место для брода нашли на излучине в 550м от спуска. Переход реки вброд бродовой обуви, с подстраховкой трекинговыми палками (фото 41). Глубина до колена.
12-20 продолжили движение, выйдя на грунтовую дорогу по левому берегу реки. При этом на развилке дорог нужно выбирать левую (вверх по склону) (фото 42).
12-45 (2 ч 15 мин. ЧХВ) дошли до боковой узкой долины, ведущей к пер. Северокаракайский. В 200 м за переходом через ручей этой долины - источник (труба). У источника встретили местных пастухов, которые угостили свежайшим айраном (бесплатно). В 300 м ниже ручья- большой кош. Отведав айрана, поднялись на 120 м вверх по тропе на травянистом склоне боковой долины, где остановились на обед. 14-50 продолжили движение вверх по тропе, в 120 м от места обеда тропа круто уходит на правый травянистый склон. Есть трудность найти тропу в густой траве (она углублена копытами пастушьих лошадей). Подъем сначала 20-25°, потом пологий по верху бокового гребня, с которого открываются красивые виды, в том числе на долину Исламчат (фото 43).
16-00 (3 ч 35 мин ЧХВ) вышли на седловину перевала Каракайский Серверный (н/к, 2900 м) (фото 44). Седловина широкая (100- 150 м), пологая, конгломератная. Можно установить не один палаточный лагерь, но вода далековато только ниже по склону.
16-20 начали спуск в сторону д.р. Малка. С перевала идёт хорошо заметная тропа, сначала по мелкой осыпи, затем по траве (фото 45). Крутизна до 20°. Активная часть спуска 200 м. Далее порядка 2,5 км пологой широкой долиной (30 минут хода).
18-20 Долина окончилась широким крутым травянистым сбросом (фото 46). Отдохнув наверху, спустились в долину р. Каракаясу по едва заметной в траве тропе, и в 18-30 встали на ночевку на сухом участке заболоченной поймы. Ходовое время дня 5 часов. Сказался напряженный график последних двух дней похода, участники устали и дойти до Джилысу в этот день как планировалось, не получилось.
Проезжавшие по дороге рядом с лагерем егеря сообщили, что место, где мы встали -- территория заповедника, и что тут стоять нельзя. На них подействовали контраргументы руководителя, что у нас уснули уставшие участники, что мы не жжем костёр, завтра утром уйдём и мусор заберем с собой. 19-00 ужин, 21-00 отбой. 8.6. День 6. 10.07.2015 Долина р. Каракаясу – ур. Джилысу. Дневка. 6-00 Подъем. 8-40 выход. Ясно, +22°С. Движение по асфальтовой дороге на запад 3 км. 9-20 (40 мин ЧХВ) добрались до кафе и администрации "профилактория". Здесь нас ждала заброска. Правда, для ее получения нужно было подождать работника администрации. Пока ждали, решено было устроить в этот день дневку. Такому решению способствовало 2 фактора: 1. добавился запасной день, сэкономленный на радиальном выходе на в.Сылтран 2. участникам стоило отдохнуть после напряжённого перехода с двумя перевалами, попить нарзана (фото 47), искупаться в целебном источнике, полюбоваться водопадом Султан (фото 48) и долиной замков (фото 49, 50).
Лагерь разбили в укромном месте на площадке за скалами в долине правого притока р. Малка выше "замков" (фото 51). Высота 2470 м.
В Джилысу имеется доступ к телефонной сети «билайн», «мегафон». Связь действует только на вершине гребня с «замками». Работает иногда неустойчиво. Имеется также кафе с вкусными хычинами и прочими блюдами национальной кухни. За последнее время (с 2013 г.) в Джилысу построена отличная асфальтовая дорога, в результате чего транспортный поток в этот «курорт» стал весьма оживленным. Поэтому Джилысу можно рассматривать как удобную точку для начала и окончания горных и пеших маршрутов, а также как точку аварийного выхода. 8.7. День 7. 11.07.2015 День 7.Ур.Джилысу - в. 3223 - ледовое плато Джикаугенкез- пер.Ирикчат (1Б, 3656) -ночевки 3354.
6-00 подъем. +16 °С, переменная облачность, ветер слабый. 8-30 выход. Перешли через ущелье замков, поднялись по осыпи на гребень правого берега, затем - на юг вверх по пологому травянистому плато (фото 52).
9-15 первый привал на травянистом плато. Пересекли 3 сухих русла ручьёв, далее подъем траверсами по травянисто-осыпному склону 20-25°. Отсюда и далее до конца дня движение с подстраховкой ледорубом. Слева – ущелье правого притока р. Малка, того самого, который протекает в ущелье замков и на котором мы стояли предыдущую ночь (фото 53).
10-22 (1,5 ч ЧХВ) - второй привал на плато 2 ступени, высота 2940 м. Облачно,+14. Пройдя левым берегом ущелья, перешли его, далее опять травянистое плато. Следующее по ходу ущелье – с зачехленным старым ледником (фото 54). Тропа спускается вниз на морену и переходит на другой берег. При переходе требуется внимание - ледник зачехленный, тает и сверху на морену активно оползают камни! Напротив оползня – турик. От турика – поворот влево, вниз к ручью.
11-25 (2 ч 14 мин ЧХВ) третий привал у ручья. После продолжили путь по старому курумнику к вершине 3223. Крутизна склона до 30 °, видимость 50-150 м. 12-30 четвертый привал на северо-восточном склоне вершины 3223. Туман,+10 град. 13-00 (3 ч 10 мин хода от Джилысу) вышли на вершину 3223. В это время развиднелось, и открылась обширная потрясающая панорама всего плато Джикаугенкез с обрамляющими его перевалами и вершинами (фото 55). Оценив красоту и простор, спустились с вершины на юг в цирк на песчаную морену, далее прошли плоскую узкую морену -"аэродром" между двух гребней. Начался моросящий дождь, поднялся сильный встречный ветер. В этих метеоусловиях с перерывами пришлось идти до взлёта на пер. Ирикчат. В конце «аэродрома» поднялись по левому осыпному борту (крутизна до 25°) и, перевалив через гребень, спустились в соседнюю долину. Внизу у озёра – стоянка (фото 56).
14-06 через час хода (4 ч 12 мин ЧХВ от Джилысу) расположились на часовой обед на этой площадке. За обедом обсудили перспективы – идти или ночевать на этой удобной стоянке. Аргументы "за": Аргументы " против" (за то, чтоб согласно плана остановиться на ночевку): Аргументы «за» перевесили и руководитель принял решение после обеда продолжить движение к пер. Ирикчат. Через час выдвинулись левым по ходу берегом реки к плато (фото 56). Ландшафты поистине космические или напоминающие карьер - плоские морены и осыпные валы на километры. 15-23 форсировали по камням первый поток, движение на юго-восток. Через 600 м (15-50) форсировали 2-й и 3-й потоки. (Фото 57, 58). Переход осложнен часто встречающимися участками сильно размытого конгломерата сродни болоту: при наступании сильно засасывает. В то же время, участки мелкого слежавшегося песка прочны. Это нужно учитывать.
Далее двигались вдоль грандиозно размытого бурного потока глубиной 10-15 м и шириной до 30. Перешли его по весьма прочному толстому ледовому мосту. В 16-17 через 1 ч 10 минут хода от обеденной стоянки подошли к огромному валуну на берегу 4-го потока. Перейти его не представлялось возможным - стенки крутые и высокие (западный исходный берег выше), поток бурный, мутный и неизвестной глубины. Разведка выше по течению не показала наличия удобного места для перехода. Поэтому решено было организовать веревочную переправу. Лидер (Миша) прыгнул со страховкой с 2 разнесенных верёвок с валуна на противоположный ледник и организовал станцию на двух ледобурах и петле. Остальные натянули переправу, закрепив верёвку за огромный валун в 15 м от берега. (Фото 59). Переправили рюкзаки, девушек и Рому. Саша и Лёша развязали переправу и прыгали, встегнув в ИСС веревки по очереди с валуна через поток, Миша их страховал .
Переправа заняла 1 час. В 18-00 продолжили движение. Теперь шли уже по полого повышающемуся к перевалу леднику в кошках (фото 60). Лёд открытый, ноздреватый, много мелких ручейков, местами снежные болотца, крупных трещин нет. Погодные условия не радовали: переменная облачность, часто моросящий дождь, временами светит солнце, сильный встречный ветер,+12-14 °С.
19-10 (через час) подошли под перевал Ирикчат (под правый по ходу край). Сделали небольшой привал. Дождь прекратился и к закату выглянуло солнце. 19-20 начали подъем (в кошках) на седловину от выступающей осыпи справа траверсом влево, заходя выше небольшого, но длинного не слишком заметного бергшрунда (фото 60), пересекающего почти все основание предперевального взлета. Склон до 30°, снежный. Примерно под серединой седловины развернули траверс в направлении скал справа от седловины. В этом месте встретились небольшие участки открытого льда. Примерно через 75 м развернули траверс в направлении седловины и в 20-00 вышли на неё. Снежник кончается в 3 м до седловины, карниза нет.. Сама седловина бесснежная, широкая, состоит из слежавшегося конгломерата. Есть места под палатки. (фото 61). Высота 3656 м. От Джилысу 7 ч 08 мин ЧХВ, от стоянок – 3 ч 05 мин. В туре нашли записку группы туристов КТ «Стрижамент» г. г. Ставрополь и Москва от 27.06.2015 г. (фото 62). Пока писали записку и снимали кошки, солнце закатилось за горы, и мы поторопились спускаться. В сторону р. Ирикчат с перевала ведёт натоптанная тропа по среднеосыпному склону 25-30°, далее местами она засыпана снежниками, местами каменистыми выносами селевых потоков. По ней спустились уже в темноте с фонариками.
21-10 на высоте 3354 м (300 м ниже седловины, 50 минут хода) обнаружили стоянку, на которую и рассчитывали, разбили лагерь для ночёвки. Ночью дул сильный ветер, +5°. 21-50- отбой. 8.8. День 8. Ночевки 3354 - Д.р.Ирикчат - пос. Эльбрус - пос.Тегенекли радиально - а/л Джантуган. 6-00 подъем. Ясно, -2 °С, но быстро теплеет. Ночью был мороз, ручей покрыт ледяной коркой. Оглядели перевальный спуск (фото 63) и стоянку (фото 64) при свете дня.
8-15 выход без завтрака. Неохота задерживаться на холодном ветру, когда внизу ждёт тепло и зелёная травка. Поэтому отправились вниз по тропе на осыпном склоне (фото 65). Долина понижается ступенями. Первая ступень сверху – сразу за стоянкой, сброс около 60 м (фото 66), далее через 1,3 км – вторая ступень – по крупной осыпи и скалам, впрочем, по тропе.
9-10 через 55 минут хода на высоте 2942 м завтрак в тихом месте в камнях у ручья. 11-25 продолжили движение. Теперь тропа идет в основном пологая, в траве. Прошли 2 террасы – одну в 1 км от места завтрака, а вторую – на спуске к слиянию р. Ирикчат и р. Ирик. С последней открывается красивый вид на долину, слияние рек, вершину Тегенеклибаши (3502 м) и Артыккая (3584 м). Спуск в долину достаточно крутой, тропа узкая, поэтому рекомендуется движение в касках с подстраховкой ледорубом или треккинговыми палками. 12-50 – привал в конце спуска к реке у коша (фото 67). Высота 2350 м – от места ночевки за 2 ч 5 мин сбросили уже 1000 м. Ясно, жарко (+25-27°С), ветер слабый. После коша тропа расширяется – до него совершают однодневные прогулки отдыхающие из пос. Эльбрус, также по ней часто ходят туристические группы на перевалы из долин рек Ирик и Ирикчат, через пер. Ирикчат и Терскол популярные маршруты альпинистских групп на Эльбрус. Начинается вековой сосновый лес. Проходя небольшой лагерь на одной из полян, человек, принимавший там солнечные ванны, осведомился у Миши, не туристы ли мы, и получив утвердительный ответ, порадовался, что не только альпинисты, а и туристы-горники с большими рюкзаками здесь ходят. Человеком этим оказался «широко известный в узких кругах» Алексей Буслаев, опытный турист из Самары, знаток горнотуристического Кавказа. Его отчет был использован при подготовке данного маршрута, а на перевале Кыртык Нижний мы сняли записку одной из его групп.
13-55 третий привал (высота 2208 м, 2 ч 45 мин ЧХВ) под соснами. 14-40 на высоте 2170 м лес кончается на обрыве, тропа спускается по мелкоосыпному крутому (до 40°) обрыву, затем пересекает кулуар по карнизу из ненадежной сыпучей породы, могущей уехать из-под ног (фото 68), поэтому спускались все в касках, с подстраховкой ледорубом. Далее спуск по травянисто-осыпному склону 30-35° еще на 90 м, и мы встретились с группой А. И. Королева из т/к «Вестра», идущей навстречу на пер. Ирикчат.
15-05 на внеочередном привале ребята сообщили нам подробности прохождения пер. Койавганауш, который они прошли в начале своего похода. Ниже поляны, на которой произошла встреча, есть нарзанный минеральный источник. 15-55 по тропе спустились с последней крутой ступени долины и вышли на улицу пос. Эльбрус (высота 1807 м). Проулками (фото 69) выбрались на Баксанское шоссе.
16-25 за 30 минут дошли до поворота на а/л Шхельда и а/л Джантуган в ущелье Адылсу. Поскольку время у нас еще было, но еще больше было желание посетить музей альпинизма и охоты им. В. С. Высоцкого в пос. Тегенекли, мы не смогли отказать себе в посещении музея и поторопились туда. До музея 2,2 км от развилки. 17-00 успели как раз вовремя – музей работает до 18-00. Часа на осмотр экспозиции и покупку сувениров вполне хватило. 17-55 двинулись по Баксанскому шоссе обратно, свернули направо в ущелье Адылсу и за час добрались до приграничного КПП у а/л «Шхельда». Предъявили пропуск и паспорта. Нас переписали и пропустили в 5 км приграничную зону. Пасмурно, +16°С, штиль. 19-10 выдвинулись по асфальтовому шоссе, за 7 минут дошли до развилки на а/л «Эльбрус и а/л «Джантуган, повернули на левую дорогу, перешли по мосту р. Адылсу, и асфальт кончился. Далее – грейдено-грунтовая дорога, поднимающаяся по орографически левому берегу р. Адылсу. По дороге Миша исследовал возможность ночевки на одном из ручьев близ дороги, но склон оказался малопригоден (круто, неровно, мало места). Двинулись дальше. 20-08. Там, где на 500 м карте Генштаба из SAS Planet обозначен альплагерь Джантуган, на самом деле его нет, а есть несколько деревянных домиков. Мы не стали тратить время, выясняя, что это, а двинулись дальше по дороге и через 700 м в 20-28 достигли ворот альплагеря. Стемнело, ворота закрыты, справа в темноте шумела бурным потоком Адылсу. Некий мужчина грузил у ворот багаж в «Дэу-Матиз», и подсказал, что места для ночевок мы найдем, если пройдем вправо вдоль забора на берег реки. И правда, спустившись к реке и перейдя по деревянному мостку чистый ручей (Миша при этом порадовался его чистоте, ибо вода в Адылсу была мутная), через 100 м обнаружили прекрасные ровные площадки прямо на берегу Адылсу под соснами. О таком отличном месте мы не могли и мечтать в тот вечер. От Баксанского шоссе 1 ч 55 мин ЧХВ. 20-40 поставили лагерь (высота 2238 м), с аппетитом поужинали и в 22-00 – отбой. За день пройдено 24,3 км, ЧХВ 7 ч 50 мин. 8.9. День 9. А/л Джантуган - «Зеленая гостиница» - ночевки 3360. 6-30 подъем. Пасмурно, туман, морось, +13°С. В этот день не предстояло ни серьезных технических участков, ни долгой ходьбы, поэтому со сборами не торопились. Обследовали окрестности. Оказалось, что стоянка, на которой ночевали, находится у забора альплагеря, если пройти вверх вдоль забора, можно попасть на поляну, используемую как зона отдыха – деревянный туалет, мусорка, дешевое кафе, беседки, дорожки и указатели, мост через р. Адылсу. Хозяйки кафе поведали, что в прошлые года жизнь тут кипела, в основном за счет чехов и украинцев. В 2015 году альплагерь не работает, и у них оборот небольшой. Территория альплагеря пустует, на ней имеется кресельная канатная дорога, спортплощадки, 8 вагончиков под жилье и огромный пятиэтажный круглогодичный корпус со столовой и большим глубоким бассейном перед входом. Если верить вывеске на въездных воротах, все это богатство имеет отношение к МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сторож, охраняющий альплагерь, рассказал, что в 2015 г не набрали достаточное количество заявок на проживание, поэтому лагерь закрыт. 9-30 выход. В магазине-кафе купили у доброжелательных пожилых продавщиц лимон, сникерсов и орешков и двинулись на восток по дороге мимо мест стоянок для палаток. Через 200 м по дороге от кафе – шлагбаум – это ориентир начала дороги на Зеленую гостиницу. Двигались сначала по грунтовой дороге по лесу. После деревянных домиков слева дорога плавно поднимается, делает небольшой серпантин и на выходе из зоны леса переходит в тропу. В этом месте – обилие спелой земляники. Не отказали себе в удовольствии полакомиться. Через 50 минут привал (высота 2414 м). Видимость по-прежнему ограничена 150-200 м, и хотя сверху осадков нет, от росы на траве снизу все мокрые. Далее тропа идет левым правым берегом р. Адылсу по травяному склону. Через 15 мин после привала (1 ч 10 мин ЧХВ от лагеря) перешли правый приток Адылсу вброд по камням у водопада, еще через 100 м – скальный прижим правого берега. Преодолевается простым лазанием, в одном месте на узком карнизе провешен стальной трос. 11-15 еще через 120 м (1 ч 25 мин ЧХВ от лагеря) перешли р. Адылсу по каменному завалу, для страховки здесь натянут трос. (фото 70). После переправы нужно поворачивать сразу по левому берегу налево по песчаной отмели.
11-25 (1ч 40 мин ЧХВ от ночевки) второй привал у памятника погибшим альпинистам. Высота 2523 м). После памятника небольшой подъем тропы по завалу из крупных камней, затем – по пологому травянистому дну долины. Прошли моренный вал ледника Башкара, за которым как за дамбой находятся Башкаринские озера (фото 71).
12-15 (2 ч 05 мин от ночевки) достигли «зеленой гостиницы». Это обширная поляна, ограниченная снизу валом правобережной морены ледника Башкара, а сверху левобережной мореной ледника Джанкуат (фото 72). Посреди поляны – альпинистская хижина. Левее множество огороженных камнями мест под палатки на берегу. В 5 минутах дальше – гляциологическая станция МГУ. 2 домика, солнечные батареи, научное оборудование, вертолетная площадка (фото 73). И 4 студента-практиканта МГУ, из которых лишь один вышел к нам, поддержал короткую не очень дружелюбную беседу.
12-30. Пройдя мимо строений станции, перешли р. Джанкуат (так называется р. Адылсу в верховье) по деревянному мостику на правый берег и устроились на двухчасовой обед. Видимость улучшилась – до 1,5 км,, открылась чаша башкаринских озер (фото 74) (2 ч 20 минут от ночевки).
14-30 после обеда двинулись вдоль правого берега вверх по р. Джанкуат. Тропа в траве читается, далее на каменистом берегу отмечена турами. Через 10 минут хода от моста начали подъем по маркированной туриками тропе на правобережную морену л. Джанкуат. (фото 75). Высота моренного вала – 200 м, крутизна до 30°. Забравшись на гребень морены, наблюдали грандиозный прорыв морены, произошедший, по словам гляциолога, за 10 дней до нашего прихода.
15-15 второй привал сделали через 45 мин после обеда, спустившись за моренный вал. В моренном кармане – места для стоянок (3 ч 10 минут от альплагеря). После привала сразу за разрывом морены повернули в ближайшее боковое ущелье правого берега, перешли по камням ручей на дне его (страховка ледорубом при подъеме на целевой крупноосыпной берег- живые камни). Далее последовал непростой подъем по тропе с туриками по в началеа травянистому, а затемконгломератно-осыпному моренному склону крутизной 25-30°, изрезанному промоинами (фото 76, 77, 78). Тропа в нижней части читается, далее слабо угадывается, либо помечена редкими туриками. Главное при движении - сохранять первоначальное направление четко вверх, не смещаясь влево к руслу ручья (глубокие крутые берега) и не уходя сильно вправо.
17-05 через 35 мин подъема, набрав 430 м высоты, добрались до нижних стоянок на краю предвершинного цирка пер. Койавганауш («спартаковские ночевки»). Высота 3260 м. Миша совершил разведку выше в цирк, на срединном моренном валу в цирке имеются еще ночевки (высота 3300 м). Посовещавшись, решили остановиться на ночевку на стоянках на краю морены (фото 79). Вода в ручье со снежника выше по цирку. От а/л Джантуган пройдено 8,7 км за 4 ч 20 минут ЧХВ.
19-00 вечером изучали панораму цирка ледника Джанкуат и окаймляющих его вершин и перевалов. 21-00 отбой. 8.10. День 10. Ночевки 3360 – пер. Койавганауш (1А, 3637 м) – д.р. Адырсу – а/л Улутау – разв. а/л Джайлык.
4-30 подъем. Ясно, -5°С. Ранний подъем обусловлен необходимостью безопасного и эффективного подъема на перевал Койавганауш. Ранее участники группы А. И. Королёва сообщили, что преодоление перевального взлёта днем по мелкой живой осыпи отняло много времени и сил. Рано утром осыпь может быть сморожена, и по ней легче пройти в кошках. 7-00 выход. Перевал находится с правой (если смотреть внутрь цирка) стороны в глубине цирка между г. Койавганбаши и ВИАтау. Ближе к скальному массиву г. Койавганбаши – истинный перевал, ближе к краю цирка и вершине ВИАтау – ложный первал. (фото 80). Следует отметить, что многие карты указывают именно ложный перевал как Койавгагауш. Например, километровка Генштаба 1990 г и популярная схема-хребтовка В. Ляпина.
7-20 за 20 минут пройдя слева от центральной морены цирка, поднялись до снежника, сползающего из-под вер. ВИАтау. Наст держит крепко. Перед перемычкой между хребтом и моренным холмом под ложной седловиной одели кошки и по жесткому снежнику двумя траверсами поднялись под взлет. (фото 81). От ночевок до взлета 35 минут.
Далее движение плотной группой в кошках, с подстраховкой ледорубами. Траектория – между бараньим лбом и рыжим скальным выступом, подъем по конгломератному бесснежному участку (фото 82). Кошки значительно облегчили подъем по смороженному конгломерату. Крутизна склона – от 25 до 35°. Скальный участок обошли левее. Выход на седловину с небольшим траверсом влево. 8-50 через час подъема (1 ч 35 минут хода от ночевок) группа на перевале Койавганауш (1А, 3634 м (по GPS)) (фото 83). Седловина неширокая, в середине мелкоосыпная, к краям скальная. Со стороны подъема снега нет, со стороны спуска на ледник Койавган лежит снежник метров 50, далее меткая осыпь / конгломерат. В туре взяли записку группы т/к «Вестра» под руководством А. И. Королёва от 6.07.2015 г. (фото 84)
9-26 начали спуск с перевала из левого по ходу края седловины по снежнику крутизной до 35°. (фото 85) Ниже седловины на 50 м снежник истончился, сняли кошки. Далее, взяв левее, ближе к скальному борту кулуара по мелкоосыпному склону крутизной 30-35°, оттаявшему на солнечной стороне, плотной группой продолжили спуск, выбирая участки для глиссирования.
За 42 минуты сбросили 400 м высоты и вышли на закрытый ледник, пройдя по которому 10 минут, остановились на привал на каменистом выступе, торчащем из ледника (фото 87). Отсюда хорошо виден почти весь путь спуска (фото 86). Пока отдыхали, навстречу попался одинокий турист – фотограф, прошедший с легким рюкзаком в кулуар перевала Койавганауш. От спартаковских ночевок 2 ч 25 мин. Спускаясь с перевала, заметили, что трещины на леднике локализованы в дальней от нас правой по ходу части языка, а левая сторона ледника трещин не имеет (фото 85), поэтому необходимости одевать кошки и связываться не было.
Держась ближе к левому борту кулуара, спустились по закрытому леднику крутизной 15-25°, бараньи лбы в левой части ледника обошли под стеной слева (фото 88) и еще через 25 минут вышли на морену. Здесь короткий привал (2 ч 40 мин от «Спартаковских ночевок»).
По малозаметной тропе на морене через 20 минут прошли так называемые Койавганские ночевки (высота 2800 м). Несколько подготовленных площадок под палатки. От ночёвок с одним привалом по тропе, траверсирующей крутой травянистый склон (фото 89), за 1,5 часа спустились в долину р. Адырсу, сбросив почти 1300 м высоты. На завершающем этапе спуска тропа спускается по 40-градусному склону серпантином. При спуске нужно предельное внимание и подстраховка ледорубом. Далее по левому борту долины тропой
14-08 перейдя на правый берег р. Койавган, расположились на обед на пологой поляне в 100 м от места впадения реки в р. Адырсу (фото 90).
После обеда двинулись по грунтовой дороге вверх левым берегом р. Адырсу. Широкая долина, по пути пересекали множество текущих во всех направлениях ручьев. Через 35 минут переправились на правый берег р. Адырсу по большому перекинутому бревну. На правом берегу хорошая грунтовая дорога, ведущая из В. Баксана через альплагерь Уллутау в верховья долины р. Адырсу. Пройдя по этой дороге еще 35 минут, миновали альплагерь. Там много народа, палаток. В корпусах - сборы детского спортивного лагеря. Мы, не захотев ночевать в этой толчее, прошли по дороге до развалин а/л Джайлык и разбили лагерь поблизости на правом берегу р. Адырсу в сосновом редколесье. 22-00 - отбой Итого пройдено за день 9,1 км за 5 ч 11 мин. 8.11. День 11. А/л. Джайлык – Пос. Верхний Баксан. 7-00 подъем. Завершающий лёгкий день. Переменная облачность, временами дождь,+18...+20. Во время и после завтрака со стороны г. Уллутау стала надвигаться гроза, погромыхивало, да и над долиной Баксана висели грозовые тучи. Поэтому, чтобы не попасть по дороге в грозу, решили переждать ее в лагере. Тем временем желающие занялись сбором даров природы - грибов и чабреца, а после – варкой грибов к обеду. 13-20 наконец, выход. Движение по грунтовой (грейдерной) дороге по правому берегу р. Адырсу. Справа развалины старого альплагеря Джайлык, снесённого селем, далее след селевого потока в долине р. Джайлык. 13-45 через 20 минут дошли до нового альплагеря Джайлык. За лагерем дорога по капитальному мосту переходит на левый берег р. Адырсу. Сразу за мостом - развилка дорог- влево вверх по левому берегу на базу МЧС, вправо вниз – к Верхнему Баксану. 13-50 Рядом с базой остановились на обед. На базе несколько домиков, 4 дежурных сотрудника МЧС. Держится на энтузиазме сотрудников и случайных приработках, т.к. финансирования их деятельности практически нет. 16-00 продолжили движение по дороге мимо моста вниз к В. Баксану. Дорога идёт сосновым лесом, по сторонам изредка попадаются места для стоянок, местами видны следы схода лавин и селей. Дорога очень живописная. 17-16 через 1 ч 15 минут хода от базы МЧС на правом берегу реки небольшой привал у памятного источника. 18-00 (2 ч хода от Уллутау) - очередной мост через р. Адырсу и сразу за мостом на левом берегу - пост приграничного контроля. Предъявили паспорта на проверку - и двинулись дальше по дороге. Через 7 минут вышли на террасу долины. Здесь имеется 60-метровый скальный сброс, на котором оборудован подъемник для транспорта и рядом лестница в 400 ступеней. Подъем одного легкового автомобиля-1000 р, спуск бесплатно. Мы спустились по лестнице, при этом нужно соблюдать осторожность, т.к. движущаяся платформа едва не задевает идущих людей. На нижней площадке подъемника- небойкая продажа местных сувениров. От площадки прошли ещё 15 минут по асфальтовой дороге и в 18-45 вышли к автобусной остановке пос. В. Баксан (фото 91).
Итого от стоянки за а/л Улутау до Баксанского шоссе 3 часа ЧХВ. Поход окончен. На остановке попытались найти транспорт. Стоявший у дороги таксист поделился номером телефона такси г. Тырныауз. До Нальчика 1200 р машина, до Терскола 450. Рома и Света отправились сразу в Нальчик, остальные, желая ещё продлить общение с горами, на другой машине доехали до пос. Терскол. Там сразу за посёлком по пути на поляну Азау между шоссе и р. Баксан размещён " Бивак"- палаточный лагерь с душем и туалетом. 150 р. в сутки с палатки. Пожив в этом лагере 2 дня, погуляв по окрестностям, на такси «Тырынауз» за 400 р доехали до пос. Тырныауз, а оттуда на маршрутном такси за 170 р с человека – до Нальчика. 9. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте Поход в июле в Приэльбрусье сопряжен с рядом опасностей, среди которых: Проявления камнеопасности в июле 2015 г. были замечены на восточном склоне цирка пер. Грач Нижний, на морене ледника при подъеме от ур. Джилысу на вер. 3227, а также на западном склоне пер. Койавганауш. Траектории камнепадов и движения группы непосредственно не пересекались, поэтому ограничились лишь наблюдением за склонами. Кроме того, потенциально опасным можно считать спуск с пер. Грач Нижний по снежнику на ледник Мукал. На небольшом слое разбухшего снега можно поскользнуться, это чревато срывом. Необходимо двигаться осторожно, не развивая большой скорости, страховаться ледорубом и быть готовым к самозадержанию. При прохождении маршрута пересекалось большое количество рек и ручьев. При переходе бурных потоков имеется опасность оступиться на неустойчивом камне в мутном потоке, быть сбитым потоком. Самым потенциально опасным переходом через реку можно считать переправу через глубокую с отвесными краями промоину потока на ледник Джикаугенкез. Для преодоления его лидер и замыкающие прыгали без рюкзаков, была натянута веревочная переправа, остальные участники и рюкзаки переправлялись по натянутым перилам. Не стоит пренебрегать также погодным фактором. Серьезную опасность может представлять гроза в горах. При спуске с пер. Грач Нижний группа была застигнута грозой, один разряд произошел прямо над головами. К счастью, гроза быстро закончилась, необходимость собирать все металлическое снаряжение и откладывать подальше отпала. 10. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте Приэльбрусье богато интересными природными, историческими и курортными объектами. Так, на маршруте была организована ночевка на самом большом в Приэльбрусье живописном горном озере Сылтранкель. Длина озера около 600 м, ширина около 400 м. Маршрут также пролегал через бальнеологический курорт республиканского значения Джилысу. В одноименном ущелье на р. Малка расположены целебные теплые минеральные источники, небольшие нарзанные бассейны, куда прямо из недра горы втекает теплый нарзан. Поблизости от источников – живописный 40-метровый водопад Султан (фото 48). К сожалению, из-за активного таяния ледников вода в нем была весьма мутная. В боковой (правой) долине на склонах можно полюбоваться причудливыми останцами, напоминающими разнообразные строения (фото 49, 50). В 2 км от пос. Эльбрус вверх по Баксанскому шоссе в пос. Тегенекли находится музей альпинизма и охоты им. В. С. Высоцкого. Учитывая имеющийся запас по времени, решено было удлинить маршрут на 2,3 км (радиально) и посетить музей. В музее представлены экспонаты по истории высотных восхождений и альпинизма в Приэльбрусье, фауне Приэльбрусья, охоте и восстановлению поголовья диких животных, истории Балкарского народа, истории боевых действий в Приэльбрусье в годы Великой Отечественной войны. Центральное место занимает обширная информация по творчеству В. С. Высоцкого. В том числе, связанная с пребыванием поэта и актера в Приэльбрусье в конце 1960-х г.г. со съемочной группой кинорежиссера С. Говорухина на съемках фильма «Вертикаль». Музей работает со вторника по воскресенье, с 10-00 до 18-00. Интересным моментом описываемого похода следует отметить довольно частые встречи с коренными жителями гор – турами (горными козлами). В предыдущие годы туры встречались только на значительном отдалении на вершинах скальных гребней и в небольшом количестве. В описываемом походе такие встречи были часты, как одинокие, так и стадами (одно насчитывало 32 особи), животные искали что-либо съестное на стоянках и почти не боялись людей, впрочем, не подпуская их к себе совсем уж близко. (фото 92)
11. Дополнительные сведения о походе 11.1. Материальное обеспечение группы Личное специальное снаряжение Групповое снаряжение 12. Стоимость проживания, питания, снаряжения, транспортные расходы
* Указана доля группы М. А. Попова в общей стоимости заброски. Общая стоимость совместной с группой К. С. Грашина заброски в Джилысу составила 8000 р. 13. Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному путешествию Маршрут похода был пройден в полном объеме с опережением графика, чему способствовали: Положительные моменты: Поход пройден без происшествий в запланированные сроки, а значит, главная его цель была достигнута. В целом маршрут и отдельные его участки можно рекомендовать для горных походов 1-2 категории сложности. Отрицательные моменты: Участникам рекомендуется: Руководителю рекомендуется: 14. Список использованных источников 1. Каталог перевалов http://westra.ru/ Приложение 1. Картографические и фотоматериалы. Приложение 2. Высотный график похода.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||