Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Артём Doner, Москва

Воргольские скалы

Расскажу вам про "Русскую Швейцарию" – именно так называют эти края местные жители, а точнее про Воргольские скалы. Заповедник Воргольские скалы представляет собой один из обрывов воргольского ущелья. Это самый маленикий заповедник занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса. Здесь растут редкие папоротники и реликты третичного и ледникового периодов. Воргольские скалы расположены в узкой, каньонообразной долине в десяти километрах от Ельца в низовьях небольшого притока реки Сосны Воргола. Благодаря своему нехарактерному для Русской равнины горному облику долина Воргола стала убежищем для ряда редких видов растений, более свойственных Альпам и Кавказу.

Мы приехали на Воргол в пятницу вечером и были фактически единственными, расположились на возвышенности Скального массива "Звонари", но в течении ночи на субботу и всех выходных сюда приехало порядка десятка машин c любителями скалолазания и отдыха на природе, причем преимущественно из Москвы и Московской области. Но несмотря на большое количество туристов, которые посещают эти места здесь очень чисто, весь бытовой мусор за собой забирают и вывозят. А вывозить приходится либо до мусорных контейнеров в Ельце, либо в контейнеры на трассе, т.к. в ближайших деревнях бытовые отходы местные жители сжигают, вывоз мусора не организован.

В субботу проснуться с восходом солнца не вышло, встали часов в 7 от мления стада коз и овец, которые прошлись по нашему "лагерю" и смели недоеденную нами ночью еду оставленную на столике. Часов в 9 утра были на ногах и решили проехаться по окраинам и доехать до скалы 'Копченый камень".

Вид на реку "Воргол" со скалы 'Копченый камень"

А название 'Копченый камень" скала видимо получила из за вечно копченой пещеры у её основания.

Деревня Дерновка, через которую проходит дорога от одного скального массива до другого.

Качели

Даже гуси тут живут по правилам и переходят дорогу только на зебре

Есть в этих краях один нюанс, иногда очень сильно веет запахом какашонок, зависит это от направления ветра. Видимо удобрения в полей. Но на это быстро перестаёшь обращать внимание.

"Звонари"

К полудню мы вернулись в "лагерь", все к этому времени проснулись и до вечера мы ушли набирать навыки в скалолазании на скальном массиве "Звонари"

Еще один вид на реку Воргол

Вечер субботы встретили прогуливаясь по долинам Воргола, уникальных своей флорой которая сохранилась со времён ледникового периода.

Здесь, на небольшом пространстве, встретились три географических зоны с их характерными видами растений, на известняковых скалах в близком соседстве друг с другом произрастают растения горного леса, кавыльной степи и каменистой пустыни.

Закат. сон. немного полазили в воскресенье утром и дорога домой....

Добраться до Воргола можно следующим способом:

Выезжаем на трассу М4 едем по ней до Ельца, примерно 350 километров. Город объезжаем по окружной и поворачиваем направо на «Ключ жизни». На перекрёстке спереди ориентир - АЗС «Юкос». Едем до деревни Дерновка, проезжаем через неё и фактически вы на месте.