Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Тепли - Джимарай- Казбек) в августе 2015 года
Справочные сведения: Вид туризма: горный
Пройдено категорийных локальных препятствий: 2 А – 3 пер. Сталь Южный, пер. Шелестенко, пер.Бад+пер. Встречный+пер. Комлагат (связка) Максимальная высота: 3870 м (пер. Шелестенко) Список участников
Меры безопасности на маршруте Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников.
Характеристика района путешествия Транспортная характеристика района и расходы на поход. Большая часть школы добиралась до Владикавказа самолетом. Рейс авиакомпании S7 № 0881 Москва-Владикавказ, вылет 10.40 из Домодедово. Обратный рейс этой же компании № 0884, вылет в 18-00 из Владикавказа. Из аэропорта Беслан (г. Владикавказ) до села Цми добирались на заказаном микроавтобусе. Стоимость поездки составила 6 т.р. Эта же машина затем завезла нашу заброску в село Джимара, расходы на доставку составили 2 т.р. Выезд во Владикавказ из бывшего пос. Кармадон и обошелся группе в 3,5 т.р. Стоимость оформления погранпропусков - 200 р./чел. Помощь в покупке газа (Ковея 470, 35 баллонов), оформлении пагранпропусков и обеспечении автотранспортом оказал Дзадзоев Руслан (+7 (928) 486-39-40, ski@tseyski.ru) Группа была застрахована в СК «Согласие», стоимость полиса по программе «Е» - Медицинские и иные расходы (Спортивная страховка Поиск и спасение) составила 22,6 т.р. Страховая сумма на каждого $30 000. Группа также оформляла пропуск на территорию Северо-Осетинского природного заповедника. За 8 чел. и три ночевки в заповедной зоне было отдано 4 т.р. Лучше всего списаться с администрацией заповедника по электронной почте zapovednik@lenta.ru или позвонить по тел. +7(919) 428-9795, Светлана Урумова. По телефонам указанным на сайте заповедника в течение месяца было невозможно дозвониться, никто не брал трубку. Администрация заповедника располагается по адресу: г. Алагир, ул. Ч. Басиевой, д.1. Школа вставала на учет в Управлении МЧС по РСО-Алании по телефону. Для этого в МКК были составлены соответствующие Сообщения на каждую группу в отдельности и отправлены по факсу. Телефон Дежурного ПСС МЧС РФ во Владикавказе: +7 (8672) 40-54-17 Выбор района путешествия Район был выбран исходя из следующих соображений:
Изменения в маршруте и их причины В связи с началом похода практически в середине августа и малоснежными зимами последних двух лет в Осетии, прохождение всех локальных препятствий потребовало больше сил и времени, чем обычно. Так, прохождение траверса пер. Бад – Комлагат заняло на 1,5 дня более заложенного в графике. Свою лепту внесло и состояние одной из участниц, у которой очень тяжело проходила акклиматизация. Разгрузка ее рюкзака скорость передвижения практически не увеличила. Поэтому инструктор решил сократить маршрут, для сохранения категории похода, от прохождения пер. Динамо 1Б и Мидаграбинского каньона пришлось отказаться. Погода в районе путешествия Первую неделю похода погода была солнечная, днем ясно и жарко. Вторую неделю начались ежедневные грозы, туманы и низкая облачность, особенно во второй половине дня. В некоторых случаях приходилось ждать пока растянет туман/облака, чтобы понять оптимальный путь движения. В эти моменты очень выручал GPS-приемник. Технический отчет В техническом описании маршрута дается орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу". Время движения дается в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, дается общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику. Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по Перечню классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". Выпуск 2001г. [1] В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия. GPS-координаты опорных точек маршрута, приведены в приложении. Расчет перепадов высот сделан по измеренным в походе значениям. г. Владикавказ – с. Цми – р. Цмиакомдон – пер. Бад Восточный (1Б, 3500) 8.08.15 г. Владикавказ – г. Алагир – село Цми – дол. р. Цмиакомдон (на некоторых картах Цмидон) Около 14-00 погрузились а/п Беслана в заказанные микроавтобусы и поехали к администрации заповедника для оформления пропусков. Газ и погранпропуска были у одного уз водителей. В администрации заповедника на оформление пропусков потратили 3 часа, ждали сначала бланки, затем человека с печатью. Лучше списываться заранее, добытый номер телефона и эл.почта выше. Цена пропусков, даже нас, москвичей, несколько удивила. 2 тыс. руб в сутки с 8 человек. Договорились заплатить за 3 дня, больше бюджет нашего мероприятия не потянул. В итоге, в 20-00 в полной темноте прибыли в село Цми. К нему ведет малоприметный съезд с шоссе ДО моста и, затем, ПОД него налево по ходу. Проехали все село (ок. 1,5 км) до автомобильного брода через р. Цмиакомдон. Брод не преодолим для а/м типа Газель. Выгрузились и поставили лагерь вдоль дороги у разворотного круга перед бродом. В 23-00 отбой. Весь день солнечно, без осадков. 9.08.15 Подъем вдоль р. Цмиакомдон до перевального взлета пер. Бад Вышли в 8-30. Чуть выше автомобильного брода (50 м.) переходим по мостику на левый берег р. Цмиакомдон (Фото 1)и начинаем подъем по автомобильной дороге. Пройдя под осетинскими башнями выходим в луговую зону долины. Дорога здесь сильно заросла, и постепенно переходит в тропу. В 10-00 снова подошли к броду, переходим на правый берег. Затем еще дважды бродим реку и в 12-00 оказываемся на правом берегу р. Цмиакомдон. Бродить можно в легкой обуви, течение не сильное, глубина по колено. Через полперехода проходим через кош, тропа спускается к реке и продолжаем по ней двигаться вверх (Фото 2). В 13-50 встаем на конце луговой зоны на обед (Фото 3). Выходим с обеда в 15-30 и за три перехода в 18-00 выходим на верх первого, самого крупного, моренного вала под взлетом пер. Бад. Еще 30 мин. тратим на поиск мест для стоянок. Нашли два, третье ровняли сами. За водой ходили к единственному оставшемуся снежничку влево по ходу.
Утром – солнечно, с 13-00 небольшая облачность. ЧХВ – 7 часов Траверс пер. Бад Восточный (1Б, 3500) – в. Корона + пер. Ветренный (1Б, 3550) + пер. Студент (2Б, 3500)+пер. Встречный (1Б, 3500)+ п. Инесс Сев. + пер. Комлагат Зап.(1Б, 3540), связка 2А Характер: снежно-ледовый-скально-осыпной Пер. Бад Восточный (1Б, 3500) Характер: скально-осыпной 10.08.15 Пер.Бад Восточный – ночевка на пер. Ветренный Выход в 7-30 (Фото 4, 5). За 3 длинные ходки выходим на перевал. При движении разделились на две плотные группы, первая проводила разведку подъема, вторая просто поднималась. Подъем осыпной, крутизной от 20 до 30 град., в верхней части перевального взлета камни под ногами ползут.
В 11-10 группа собралась на перевале. В 11-40 вышли на траверс в.Корона, движемся по северным склонам гребня в обход жандармов (Фото 6). Практически сразу повесили на ледобурах на ледовом склоне крутизной 35 град. 40 м. перил, затем на второй террасе еще ок. 30 м. (Фото 7, 8) Выходим на гребень, здесь движение по простым скалам, в основном уже по южному склону гребня. В 13-50 привал у в. Корона, вершина два скальных пера в гребне. Тур найти не удалось.
Здесь гребень сужается, движемся прямо по нему и, в какой-то момент, уходим направо по ходу на южные склоны хребта. В 15-00 подошли под спуск по средне-крупной живой осыпи крутизной до 35 град (Фото 9). Повесили 60 м. перил для страховки уставших участников (Фото 10). В 16-00 спустились с гребня на пер. Ветреный. Решили на нем заночевать (Фото 11), т.к. одной из участниц было нехорошо, а дальше явно требовалось вешать горизонтальные перила.
Вечером сходили связкой немного обработали завтрашний траверс. Встали на на ночлег в 16-00, стоянка небольшая, на гребне, ровно на 3 палатки. Вода далее по ходу гребня на леднике северного склона. 11.08.15 Траверс пер. Ветреный – в. 3649 – пер. Встречный. Вышли в 7-40, сразу начали вешать горизонтальные перила на льду, 2х60 м., затем вверх (50 м. перил) перед в. 3649 (Фото 12, 13). В 9-30 оказались в кармане закрытом от ветра. Есть два выровненных места под палатки. Можно выровнять еще. Воды нет. Отсюда выходит лидирующая связка на провеску перил под и за вершину 3649. В 10-40 выходит основная группа. Движемся по северным склонам под вершиной 3649, первые 50 м. на высокой личной технике, затем начинаем вешать наклонные перила (Фото 14). Повесили 2х60 наклонных перил, затем по краю ярко выраженного кулуара 60 м. + 20 м. вверх на гребень (Фото 15). Крутизна до 50 град. Проходим по одному, т.к. сильно сыпет. В 13-00 собрались на узком гребне за в. 3649 (восточнее ее). Начинаем движение в 13-20 с оборудования узкого гребня (менее 0,4 м.) перилами. Повесили 30 м. Далее гребень расширяется и мы начинаем подъем по нему к в. 3657, которую обходим справа (южнее) по ходу. С в. 3657 начинается спуск на пер. Встречный (Фото 16). В 14-40 встали на обед на перевале. В 15-30 вышли на гребень для продолжения траверса, но через 40 мин. упершись в скальную стенку, стало понятно, что до темноты провесить гребень не успеем. Руководитель принял решение вернуть на пер. Встречный для ночевки. Вернулись на перевал в 17-30.
Перевал представляет из себя огромную седловину - «футбольное поле», тур в центре, ближе к южному склону. Места для ночевок много, но готовых стоянок в защищенном от ветра месте всего 2, третью выложили сами. Вода на небольшом снежнике (фото 16). 12.08.15 Траверс пер. Встречный – п. Инесс Северный – пер. Комлагат Западный – ночевка на оз Льядон. Вышли в 6-30, продолжили подъем по гребню (Фото 17). Гребень сначала широкий, через 300 м. сужается и начинается лазание по разрушенным скалам гребня на высокой личной технике. По пути провешиваем в лоб два жандарма. Первый – 10 метров лазания средней сложности, перила для подстраховки, второй, через 100 м., около 25 м. проходили в лоб чуть правее по ходу, вешали хорошие перила, которые приходилось полноценно нагружать. Далее продолжили движение на карачках под в. Инесс С. Не доходя до вершины около 50 метров, уходим траверсом налево походу. Выходим в 8-20 на широкий гребень ведущий вниз на пер. Комлагат Зап. Здесь отдыхаем и радиально выходим (30 м.) на в. Инесс С. Тур прямо по центру вершины.
Спускаемся на пер. Комлагат Зап. за 20 мин., к 8-50 (Фото 18, 19).
С перевала в 9-30 начинаем спуск вниз по широкому осыпному перевальному взлету. Хорошопрросматривается подъем на наш следующий перевал Сталь Южный (Фото 20). Стараемся держаться по центру взлета. Крутизна первые 200 м. 15 град., затем резко увеличивается по 25-30 град. и мы начинаем спуск зигзагом. Осыпь средняя, камнеопасная, идем плотной группой, периодически скидывая вниз камни. За 40 мин. спускаемся до небольшого снежника, проходим его насквозь и выходим на очередной перегиб морены. Здесь уходим влево под бараньи лбы, спуск 50 м. тяжелый, проходит по конгломератному склону крутизной до 35 град. (Фото 21). Далее спускаемся по распадку до следующего пояса бараньих лбов, аккуратно преодолеваем их по маленькому ручейку (реку слышно левее) , временами приходится хвататься за траву (Фото 22). Здесь устраиваем привал, слева в 10 метрах река с чистой водой. Продолжаем спуск по травянистому склону ок. 15-20 град. крутизной и за полходки выходим на гребень правобережной морены (Фото 23). Тропы по ней нет, но идти проще, чем по траве в распадке. Идем в «своем» темпе и в 13-30 часть группы выходит к озеру Льядон (Фото 24). Основная группа подходит на озеро в 15-00. Все хорошие места на озере заняты геологами из Владикавказа. Знакомимся, но стоять уходим немного обратно, в сторону пересохших к этому времени минеральных источников. Ставим палатки на траве, отдыхаем и купаемся в озере.
На траверсе сняты записки:
Общее время прохождения траверса от ночевки под перевальным взлетом пер. Бад Восточный до озера в дол. р. Льядон – 21 ч. Выводы и рекомендации: Траверс в условиях прохождения соответствует 2А к.с. Всего провешено 11 участков перил, из которых 8 длиной не менее 50 м. В отсутствии снега на северном склоне траверса обнажился лед, крутизна спуска которого в долину достигала 45 град. Выкат до ледника 400 м. Прохождение траверсом этого участка (3х60 м) в связках просто опасно. При подъеме на пер. Бад идти следует плотной группой – возможно падение камней. При спуске с пер. Комлагат Зап. необходимо быть крайне внимательным при прохождении первой террасы морены, она очень живая. Кроме вылета камней возможны падения участников при движении по «живой» осыпи. Не могу рекомендовать этот траверс в бесснежный год для походов 2 к.с. Также не рекомендую его прохождение без акклиматизации минимум в 3 дня. 13.08.15 Ночевки на оз. Льядон – подход под пер. Сталь Южный. Вышли со стоянок у озера в 9-00 и начали длительный подъем к пер. Сталь Южный. Поднимаемся вдоль осыпного склона красного цвета, около правого борта, темп 35 мин. идем, 10 мин. отдыхаем (Фото 25). Через переход выходим с травы на среднюю осыпь, идем по ней держась левее по ходу (Фото 26). Через 2 перехода подходим к широкому кулуару, заваленному камнями, идем по нему придерживаясь левее по ходу, иногда с легким лазанием по выходам скал слева по ходу. По кулуару за 20 мин. поднимаемся в цирк пер. Сталь Южный, и вылезаем из него направо по ходу (Фото 27). Отсюда за 40 мин. подходим к хорошим площадкам на 3 палатки. Воды нет, снега нет. За водой ходили к противоположному левому борту цирка, там раскапывали камни и искали ручеек.
Пер. Сталь Южный (2А, 3400) Характер: скально-осыпной-ледово-снежный 14.08.15 Пер.Сталь Ю. – ночевка на ледн. Нар-2. Вышли в 5-00 сразу в системах. От места ночевки идем по моренам, придерживаясь левого по ходу борта цирка. Под перевальным взлетом осыпь набирает крутизну до 20-25 град. Идем плотной группой по «живой» осыпи и подходим слева по ходу под скалы перевального взлета (Фото 28). В кулуар нас не пустил инстинкт самосохранения (там самопроизвольно летели камни уже в это время) и мы начали лезть слева по ходу по скалам (Фото 29). Лидер при каждой возможности чистил склон, сбрасывая вниз камни, т.к. мы знали, что кроме нас тут пойдут еще 2 группы нашей школы. Первая веревка вдоль кулуара закончилась над 3-х метровой скальной стенкой, сверху прикрытой скальным выступом, что позволило там собираться сразу трем участникам (Фото 30). Вторую веревку перил повесили слева от отрога и дальше вправо-вверх вдоль кулуара. Затем около 30 м. переход ногами (ок. 20 град.).Третья веревка пошла направо-вверх, в верхней части по кулуару, который здесь завален среднекрупными скальными обломками (Фото 31). Поскольку на первых двух перилах одновременно мог находиться только один человек(со второй веревки камни летели прямо на нижнюю), подъем занял много времени. Лидер был на перевале в 9-40, замыкающий поднялся в 12-30. Седловина узкая, завалена крупными камнями, тур в центре на западной стороне. Мест для стоянки нет, воды нет (Фото 32).
С седловины приспускаемся (10 м.) на восточную сторону перевального взлета и уходим несколько левее. Справа по склону постоянно летят камни, спуск там невозможен. Первую веревку закрепляем за скальный выступ и начинаем спуск влево-вниз в кулуар (средняя крутизна 35 град., Фото 33). Во время прохождения в середине веревки есть отвесная стенка высотой около 5-7 м. В месте окончания веревки, лидер приподнимается из кулуара на скальную полку слева по ходу. Организуем промежуточную точку (может находиться 1 чел.) и вешаем следующую веревку. Следующая веревка идет дальше по кулуару и через 40 м. уходит налево из него на небольшой снежник под большой скальной полкой. В кулуаре одновременно может находиться только 1 человек. От скальной полки на петлях и крючьях вешаем третью веревку влево – вниз через снежник, до очередной скальной полки где может собраться вся группа (Фото 34). Четвертая веревка идет прямо вниз из-под полки и выходит (30 м.)на лед (Фото 35). Крутизна льда 35 град., засыпан мелкими камнями и сильно простреливается со всех сторон. Принимаем решение нарастить веревку и проходить насквозь. Наращенной 120 м. веревки хватает, чтобы уйти по леднику на право по ходу под скалы и перепрыгнуть бергшрунд. Ширина бергшрунда до 1 м., возможно просто перешагнуть. Ниже бергшрунда организуем связки и продолжаем спуск по закрытому леднику Нар-2 (в некоторых источниках Тепли Южный). Последний спустился в темноте в 21-00, при сдёргивании, веревки на покрытом каменным чехлом леднике, зацепились. Было принято решение снять их с утра.
На ночлег встали по центру пологой части ледника, предварительно выровняв площадки. Воду топили из снега (Фото 36). Снята записка группы туристов т/к МГУ, г. Москвы, от 06.07.2015г., руководитель Королёва (Кикоть) И. Ходовое время:
Общее время прохождения перевала от ночевки под перевальным взлетом на западной стороне (дол. р. Льядон) до ночевки на ледн. Нар-2 (Тепли Южный)– 18 ч. Выводы и рекомендации: Перевал в условиях прохождения скорее представляет из себя 2Б к.с., чем 2А. Всего повешено 8х60 м. веревок. В отсутствии снега и льда в подъемном западном кулуаре, пришлось повесить слева по ходу от него 3 веревки, лазание не сложное, но и просто пешком идти не безопасно. Средняя крутизна 35 град., местами до 80 град. Спуск с перевала крайне камнеопасен: камни падают самопроизвольно, от ног участников и при задевании их веревками при спуске. Т.е. можно при спуске закидать самого себя. На спуске мы побили все веревки. При переходе со скал на лед лучше оказаться в кошках, в противном случае придется искать какие-то зацепы для ног. Спуск занял столько времени, поскольку все перебитости веревок пришлось устранять при помощи узлов, которые добавляли сложности при прохождении. Бергшрунд на спуске можно перепрыгнуть или обойти слева по ходу, но там летят камни. Не рекомендую этот перевал для первого похода третьей к.с. 15.08.15 Ледн. Нар 2 – спуск по леднику – миниральные источники Хилак- спуск по дол. р. Бугультадон. Встали в 7-00. Одна связка, в виду оставшейся собирать лагерь группы, вышла снимать веревки. Собравшись, приспустились по открытому леднику до воды в жидком виде и позавтракали. В 11-00 продолжили спуск в долину. Перед видимыми трещинами и разрывами уходим налево (Фото 36) на боковую покровную морену и по ней спускаемся сначала вдоль ледника (Фото 37), а затем по моренным валам понемногу уходя на право к видимым грязным разливам р. Бугультадон. Спускаемся, обходя ледник левее по моренным холмам (Фото 38), чтобы оказаться на левой стороне реки Бугультадон в месте ее разливов. Это заняло у нас 1 час 20 мин. ЧХВ. В разливах прекрасные места для стоянок, чистая вода в небольших ручейках(Фото 39).
Продолжаем спуск по левому берегу реки. Идём сначала по осыпи, затем по травянистому склону не подходя к реке (Фото 40). Начало спуска протурено, иногда и дальше встречаются турики, но тропы нет. В 15-00 встаем на обед у минеральных источников. Здесь много машин набирающих минералку впрок и начинается грунтовка вниз. Река здесь частично течет прямо по колее.
В 17.00 вышли с источников по дороге (Фото 41). Пройдя около 3 км подходим к месту слияния р. Бугультадон и р. Хардотчин. Здесь р. Хардотчин сильно разливается и заливает дорогу. После долгих поисков сухой переправы, обходим разливы слева по ходу. Продолжаем спуск дорога переходит по бетонному мосту на правый берег реки. В 18-30 встаем на ночевку справа на лугу перед началом спуска дороги на нижнюю ступень долины (Фото 42). Вода в чистом ручье (приток Бугультадона).
Ходовое время:
16.08.15 Спуск по дол. р. Бугультадон – слияние р.р. Бугультадон и Дзамарашдон – спуск по дол. р. Фиагдон – переезд в пос. Джимара. Вышли в 9-30. Спускаемся по дороге в своем темпе и в 11-30 собираемся после слияния р. Бугультадон и р. Дзамарашдон (Фото 43) у пограничного поста. Здесь местами берет сотовая связь. Договариваемся о переезде и продолжаем спуск вниз по дороге вдоль р. Фиагдон. Через 5 км дорога по мосту переходит на левый берег реки. Еще через 7 км выходим к пограничному КПП, который перегораживает дорогу. Здесь нас ждет проверка документов и машина. Далее, в 16-00 на комфортабельном автомобиле типа Газель мы перемещаемся от КПП Фиагдон (около пос. Харисджин) к КПП Джимара около одноименного поселка. Тут у нас снова проверяют документы. Решаем остаться на ночь ввиду поселка у пограничного КПП т.к. началась сильная гроза. Успели поставить лагерь на берегу р. Мидаграбиндон до дождя в 20-00.
17.08.15 Пос. Джимара – подъем по дол. р. Цатадон. Вышли в 8-30. Подъем в дол. р. Цатадон начинаем сразу за пограничным КПП (Фото 44). Подъем после ночной грозы по мокрому травянистому склону удовольствие ниже среднего. За 1 час выходим на дорогу идущую сразу за гребнем, идем в тумане по ней вверх. В какой-то момент дорога раздваивается – правая, явно недавно раскатанная бульдозером, уходит резко вверх и скрывается в тумане, левая идет более полого (Фото 45). Выбираем левую дорогу, оказалось, что дальше они соединяться. По левой дороге идем практически без набора высоты. Через переход дорога спускается к левому берегу реки и переходит в тропу. В этом месте находится водозабор пос. Джимара. Далее за 1 переход по тропе вдоль реки выходим на тракторную дорогу, примыкающую справа по ходу. Еще через полперехода оказываемся в месте, где река Цатадон выходит из под земли. Здесь долина становится широкой и идет вверх практически без набора высоты, дорога переходит с левого на правый борт долины (Фото 46). За 1,5 перехода поднимаемся по широкой долине вверх. В 12-40 встали на обед в месте где р. Цатадон уходит под землю. Начался дождь, видимость с 200 м. упала до 50 м. Решили переждать и поставить палатки на травянистом пупыре на левом берегу реки. В общем, так и остались на ночевку.
18.08.15 Ночевка в дол. р. Цатадон – стоянки на моренах под пер. Шелестенко. Вышли в 8-20. Переходим на правый берег реки Цатадон и идем вдоль нее до большого моренного вала (Фото 47). По распадку одного из его отрогов в 11-00 вылезаем наверх (Фото 48). Продолжаем движение по моренным валам придерживаясь правого вала по ходу. Еще через 2 часа в 13-00 выходим по навигатору к стоянкам под перевалом (Фото 50). Стоянки только две. Начинаем делать третью. Воды нет, приходилось ходить дальше в сторону перевала на ледник (около 40 мин.). Дальше безопасных стоянок нет.
Весь день переменная облачность, туман. Вечером внизу в долине гроза, у нас из-за разницы давлений дикий ветер. До 02-00 часов строили каменные стенки и держали изнутри палатки руками. Перевал Шелестенко (2А, 3870) Характер: скально-осыпной 19.08.15 Ночевки на морене под пер. Шелестенко – пер. Шелестенко – ночевка на оз.под ледн. Гольда. Вышли в 5-30, после ночных бдений идется с трудом. Подъем идет ближе к правому борту долины Цатадон, ориентир скальный нунатак, который когда-то делил ледник, а теперь морену (Фото 49). Подходим под него наиболее простым маршрутом и карабкаемся вдоль него слева по ходу, по ручью (Фото 51, 52). В 9-00 вылезаем на морену слева (по ходу) от нунатака. Продолжаем движение в сторону перевального взлета пер. Шелестенко. Подход под перевальный взлет – самый левый по ходу кулуар (Фото 53) – выглядит не очень привлекательно. Решаем пройти чуть правее по ходу по скальному гребню, чтобы потом с него зайти в кулуар (Фото 54). За одну ходку проходим скальный гребень и становится ясно, что спуск с него налево по ходу не очень интересен. Продолжаем подъем во второй слева (по ходу) кулуар, в расчете на то, что выше кулуары соединяться или мы перелезем из одного в другой в более удобном месте. Через еще 1 переход наш кулуар соединяется с «правильным», для этого нам пришлось из своего кулуара спуститься с гимнастической страховкой в «правильный». Далее идет изнурительный подъем по осыпному кулуару, придерживаясь на всех развилках правой по ходу стороны. Кулуар сужается к верху, крутизна от 25 до 35 град. Камни без помощи участников сильно не летели. Это единственный положительный момент в отсутствии снега и льда, т.к. таять не чему. Поднимались сначала зигзагом, потом в лоб, в нескольких местах приходилось идти по одному. Выход на седловину слева по ходу по разрушенным скалам. Группа вышла на пер. Шелестенко в 13-00.
Перевальный гребень узкий, воды нет. Спуск в дол. р. Геналдон начали в 14-00 плотной группой по мелкоосыпному склону до 30 град. крутизной (Фото 55). Погода портится, видимость падает. За 30 мин. спускаемся с восточной стороны перевального взлета и продолжаем движение по моренным грядам ориентируясь в тумане по навигатору. За 1 час выходим к озеру на морене. В связи с отсутствием видимости и общей усталостью группы, решили вставать тут.
В течение для переменная облачность, после обеда туман. 20.08.15 Спуск в дол. р. Геналдон. Вышли с места стоянки в 10-30, ждали что туман поднимется, но вместо этого еще и дождь начал накрапывать. Решили спускаться, всем хочется на траву. От озера на р. Гольда уходим левее, т.к. по описаниям она дальше течет по бараньим лбам, и начинаем спуск по распадку в моренном склоне. Через некоторое время распадок вывел нас на левый берег реки Гольда, далее идем вдоль реки. Река тут промыла довольно широкое русло, спускаемся по средней осыпи. Через 1,5 ходки от начала спуска переходим в разливах реку на правый берег, оставляя слева водопад. Где то здесь, но на левом берегу должна быть хижина и метеостанция. Мы решили спускаться по прошлогоднему описанию Толстенко С.Н. (г. Королев). Продолжаем спуск по правому берегу реки к моренам ледн. Майли. Через полходки спустись к р. Колка, вытекающей из под остатков одноименного ледника. Переходим ее на правый берег по камням. Проход есть несколько выше по течению. Идем вниз по моренно-травянистым склонам вдоль р. Колка, иногда попадаются турики, но тропы нет. Через 2 перехода выходим на гребень левобережной морены, появляется слабая тропа. Слева слышно как шумит р. Колка, справа обрыв к леднику. Идем до конца моренного вала, тропа резко уходит вправо-вниз и теряется на камнях. Чтобы не заблудиться в тумане идем к руслу р. Колка по промоине и продолжаем спуск вдоль реки. Через один переход у характерных рыжих камней вылезаем снова на левобережную концевую морену. По ней идет тропа, которая выводит к мосту через р. Колка (Фото 56, 57). От моста начинаются места для стоянок на «верхних» кармадонских источниках. Встали в 17-00 недалеко от моста, т.к. ниже, у источников все места заняты.
В течение дня низкая облачность, над ледником туман. Ходовое время:
Выводы и рекомендации: Перевал соответствует 2А к.с.. Средняя крутизна кулуара западной стороны перевального взлета 30 град., местами есть элементы свободного лазания. При прохождении перевала в обратную сторону придется, скорее всего, повесить 2-4 веревки дюльфера. Спуск в дол. р. Гольда (Колка) сложности не представляет. Перевал изматывает физически, поскольку в при подьеме в кулуаре отдыхать практически негде. На протяжении всего подъема нет воды. Последняя вода в ручье под нунатаком. Перевал является единственной 2А в данном хребте. Спуск по долине р. Геналдон. Выезд в г. Владикавказ 21.08.15 Спуск по дол. р. Геналдон – с. Тменикау – пос. Кармадон. От ванн источников вниз идет хорошая торная тропа. Сначала она спускается к реке Геналдон, затем идет вдоль нее, а потом, по черной морене поднимается вверх. По тропе за 3 часа в своем темпе дошли до погранпоста, после него начинается грунтовая дорога, по которой за 20 мин. доходим по с. Тменикау (Фото 58). Продолжаем спуск по дороге, после хорошо сохранившейся осетинской башни дорога раздваивается (ориентир манекен пограничника): правая продолжает спуск к р. Геналдон, а левая спускается к погранзаставе и разрушающемуся заброшенному санаторию Кармадон (Фото 59). Машина должна приехать к воротам заставы, поэтому идем левой дорогой. Около ворот заставы обедаем, воду попросили у дежурного. В 17-00 уехали на заказанной машине во Владикавказ.
Итоги, выводы, рекомендации Пройден технически интересный поход 3 к.с. по Центральному Кавказу в районе Приказбечье. Участники получили хороший опыт прохождения скально-осыпных перевалов и гребневых маршрутов в отсутствии снега. В этом году в данном районе в августе месяце снега нет совсем. РЕКОМЕНДУЮ посещать этот район в начале июля. В это время можно получить гораздо больше положительных эмоций от маршрута, пойдя его со снегом. Погода в этом году, можно сказать нормальная (по сравнению с 2014 г.): дожди шли обычно во второй половине дня или по ночам. Следует учитывать однако, большую вероятность туманов. Ни разу за все время посещения РСО-Алании не было каких-либо проблем с местным населением. Более радушного приема я на Кавказе не припомню. Очень впечатлила работа Дзадзоева Руслана по организации нашего заезда и выезда. Во время похода он даже хранил наши вещи на выезд абсолютно бесплатно. Никаких накладок, критических задержек или переплат не было. Для заказа машины достаточно написать СМС. При выезде в г. Владикавказе мы ночевали в гостинице «Коммунальник». Рекомендовать это место для посещения не могу. Билеты на самолет лучше покупать заранее, поскольку это дешевле. В этом году самый удобные билеты предлагала авиакомпания S7 13,5 т.р. Москва – Владикавказ – Москва. Приложения Список использованной литературы
Использованный картографический материал
GPS координаты основных точек маршрута
Схема маршрута похода Записки с перевалов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||