Люди и горы > Люди >

Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Владимир Рапопорт. В миру – Папа Рапа

Перебирая старые фотографии в коробках, наткнулся на фото, сделанное в конце 70-тых или в начале 80-тых Точно год не смогу назвать Сходу назвал только Владиминра и Гарика Полевых (на фото – в клетчатых рубашках) Потом вспомнил Рапопорта (на фото справа). Четвертого так и не вспомнил.Выложил в Сеть, что бы участники тех соревнований могли откликнуться. А был это Чемпионат Украины, или Мемориал Кустовского. Проходил он на Красном Камне над Гурзуфом в Крыму. Переписка в Сети затянулась на месяц. Но отзывы пришли. Похоже, точку ставить рано.

Первый отзыв пришел через неделю. Издалека. Был удивлен. В сердцах ругнул скалолазов, участников тех событий, украинских альпинистов и скалолазов. Но российские коллеги не признали Папу Рапу на фото в Крыму? Коллеги, отзовитесь! Может быть, кто то и вспомнит Владимира Рапопорта. Судя по рассказам его друзей, человеком он был добрым и серьезным. Но шутить умел и любил. Несколько лет подряд мне довелось вместе с Папой Рапой принимать участие в подготовке и проведении соревнований по скалолазанию в Крыму. Судья серьезный, но шутить умел так, что вся коллегия ржала. Все, что смог о нем найти в Сети – здесь.

24.07.2008. Умер Владимир Исаакович Рапопорт

Уникальный Человек, олицетворяющий историю нашей страны – фронтовик, мастер спорта по альпинизму, Судья всесоюзной категории по скалолазанию, начальник и выпускающий альпинистских сборов на Памире и Кавказе, а в народе просто Папа Рапа.
Его многогранная жизнь была отмечена многими интересными и яркими событиями. Особое место занимает в ней Великая Отечественная война. В.И. Рапопорт самоотверженно трудился на оборонном заводе в Удмуртии. Затем в 19 лет ушел добровольцем на фронт, героически воевал в артиллерийских войсках, что отмечено наградами Родины – медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны».
После демобилизации, вернувшись в родной Киев, Владимир Исаакавич активно включился в трудовую деятельность. Его добросовестный труд на протяжении 50 лет в НИИ механической обработки древесины не только неоднократно отмечался премиями и грамотами, но и медалью «За долголетний добросовестный труд».
Альпинизмом В.И. Рапопорт начал заниматься в1949 года, а в 1960 году стал мастером спорта. Успешно занимался и скалолазанием - был чемпионом Украины в связке, неоднократно занимал призовые места в городских и республиканских соревнованиях. Его благородная и продолжительная работа по подготовке молодых альпинистов всегда вызывала глубокое уважение и служила примером. В.И. Рапопорт был начальником, первым выпускающим, старшим тренером альпинистских сборов на Кавказе и Памире.
Память о Владимире Исааковиче Рапопорте навсегда останется в наших сердцах.
ФАиС Украины
Из беседы Т. Кузнецовой с В.И. Рапопортом, посвященной Дню Победы:

В первые дни войны Владимира Рапопорта вместе с другими учениками ремесленного училища отправили рыть окопы в пригород Киева Ирпень. А вскоре вместе с семьей он уже ехал в Удмуртию, куда эвакуировали завод «Арсенал», на котором работал его отец. В городе Воткинске, что в 70 км от Ижевска, собрались три огромных оборонных предприятия: сталинградское, московское, киевское, и началась интенсивная работа для фронта.

- Я занимался сборкой пушек, вначале корабельных, затем противотанковых, - вспоминает Владимир Исаакович. – По 6-8 суток не выходили из цеха. Тут же питались, спали на столах, стульях. Рядом находился небольшой полигон, где, как говорится, не отходя от кассы, испытывали свои изделия, и, если была необходимость, дорабатывали их. Не замечали, день ли на улице, ночь ли…

Работая в таком напряженном темпе, Владимир писал рапорты с просьбой отправить на фронт. Особую настойчивость проявил, когда узнал, что в Ижевске формируется противотанковый дивизион им. комсомола Удмуртии. Буквально за два часа стал комсомольцем (без этого туда было не попасть), уговорил начальника цеха, начальника отдела кадров и в январе 1944-го воевал заряжающим на 75-мм немецкой трофейной пушке, оказывал артиллерийскую поддержку многострадальной пехоте и тихо радовался: на фронте, оказывается, не труднее, чем в тылу…

День Победы встретил в госпитале, куда попал после ранения на немецкой речке Чейс. Правда, о капитуляции фашистов узнал еще 2 мая: такой ночью фейерверк солдаты устроили…

После демобилизации вернулся в родной Киев и где только ни трудился – собирал моторы автомобилей, ремонтировал оборудование на заводе пишущих машинок, был завгаром на стройке, а с 1957 года и по сей день в НИИ механической обработки древесины.

- В альпинизм попал случайно, - рассказывает Владимир Исаакович. – Как-то в 1949 году дали мне путевку на базу «Медик», что в Северной Осетии. Приезжаю с чемоданчиком, экипированный как на курорт, а там палатки, рюкзаки, альпинисты. Но ничего, понравилось. Потом окончил школу инструкторов. Прошел не один горный маршрут, взобрался не на одну вершину, прежде чем в 1960 году стал мастером спорта. Параллельно и с не меньшим интересом занимался скалолазанием. И здесь был даже чемпионом Украины в связке, неоднократно занимал призовые места в соревнованиях по Киеву и республике. Последние десятилетия делил свою жизнь между слесарничанием в НИИМОД (признан истинным мастером «Золотые руки»), альпинизмом (работал начальником сбора, первым выпускающим, старшим тренером на Кавказе, Памире, и его ребята не знали ЧП, выполняли, как правило, нормы 1 разряда, кандидатов в мастера спорта) и скалолоазанием (судил соревнования не только в Украине, но и в Армении, других республиках Союза). В этих заботах и проходят годы. - Но если бы довелось начать все сначала, ничего бы не поменял, - подытожил беседу В.И. Рапопорт – Ведь сколько прекрасного увидел, каких друзей приобрел, да и на здоровье особо не жалуюсь, вот только военный осколок ноет на перемену погоды..

И вот что принесла мне переписка с альпинистами в Сети уже в 2016 году.

Был лично знаком с Владимиром Исаковичем Хороший был человек Вообще альпинисты Киева это целая эпоха начиная от лагеря Эльбрус и заканчивая высотными восхождениями. (IRIK)

Я тоже с Папой Рапой был в дружеских отношениях. Однажды он рассказал историю, как в Домбае поймал тура (или тур его поймал). Папа был командиром отряда. И вышли они на Медвежьи ночевки на занятия и восхождение. Поставили бивак, туры со всех сторон. Отряд пошел на занятия, а Папа решил поохотиться. Насыпал кучку соли, сделал петлю из репшнура вокруг соли, залез в соседнюю палатку, закрепил репшнур на руке и стал ждать. Пришли туры к соли, Папа дернул за реп и одному захлестнул копыто. Тур рванул так, что Папа вылетел из палатки. Тур потащил его по площадке и уже ломанулся к сбросам. В самый последний момент репшнур соскочил с копыта и Папа остался лежать с затянутым на руке репом на площадке. Больше он на охоту на туров не ходил. Так он мне рассказал. (Подпись 920)

Запомнился мне на Чемпионате Украины по скалолазанию.
Светлая память хорошему человеку. (Galdor).

Идеологом и душою этой четверки (на фото) был Григорий (Гарий) Полевой. Я познакомился с ним в Красноярске на Абалаковских, если не ошибаюсь, в 1974 или 1975 году. Он был судьей всесоюзной категории, которых так не хватало для соревнований ранга всесоюзных. Я тогда жил на Дальнем Востоке в Находке, и он долго расспрашивал - а не планируем ли мы там провести какие-нибудь крупные соревнования, где понадобится его помощь- хотел увидеть Дальний Восток. Затем мы регулярно встречались на разных соревнованиях, где я познакомился с его братом Володей и Папой Рапой. Дружный коллектив: хорошо работали,и отдохнуть после соревнований душевно могли. Ну а за рюмкой и рассказы - воспоминания всякие. Например Г.Полевой - ходил с М.Хергиани,в том числе первопроход по "шестерке" на Гестолу и другие горы. Рапопорт много вспоминал войну. Рапопорта участники соревнований любили, за доброту и юмор. (Ситник)

Большое спасибо всем, кто помнил, дружил, ходил и работал с этим добрым и веселым человеком. В лагере или дома, на соревнованиях или на маршруте - везде Володя был душой общества. Побольше бы об этих наших "агитаторах" ГОР. И и то, что они вкладывали в нас: "..скоро скрипнут, вминая осыпь, сталью кованные ботинки." Сколько ИХ этих прекрасных людей: Алферьев, Блещунов, Борушко, Гарф, Галустов, Кашевник, Овчаров, Павелл, Семенов и еще многие и многие...(cemdip)

Увы, Сеть ввела в правило подписываться все чаще вымышленными именами. Хорошо бы знать настоящие имена тех, кто помнит своих друзей. Может и другие товарищи отзовутся.