Горы мира > Сибирь >

Автор: Александр Жигалов, Красноярск

Новый маршрут на пик Звездный, мини экспедиция в двойке

Идея прохождения нового маршрута на пик Звездный в Ергаках родилась у меня еще весной 2015г. Тогда, после череды неудачных попыток восхождений на пик Свободной Корее в Ала-Арче, и второй неудачной попытки первопрохождения на пик Сварог, я планировал совершить первопроход по Северо-Восточной стене Звездного, кроме того успеть закончить мероприятие в рамках Чемпионата России в снежно-ледовом классе.

Идея нового маршрута витала вокруг и около. Линию я представлял наиболее прямую (как я люблю) и максимально сложную, из имеющихся на этой стене. Между маршрутами Хвостенко 6А и Балезина 5Б (1997г) я нарисовал линию предстоящего первопрохода. Затем столкнулся с проблемой в поиске напарника. В течение 2-х недель, как оказалось, я не мог найти человека, чье бы желание и свободное время совпадало с моим. Но когда все-таки я нашел Илью Севрюка из ККА (Красноярский Клуб альпинистов) на роль напарника, всю подготовку к экспедиции пришлось прекратить из-за ряда намечающихся мероприятий Скайраннинга на Борусе и грядущей поездки в Крым, на скальный класс.

Прошло более полугода. После неудачной попытки первопрохождения на пик Победы, с переломом фаланги пальца, я долгое время посвятил дому и семье. Развеявшись от длительных серьезных поездок и на порядок отдохнув от гор я снова начал потихоньку, вечерами пролистывать старые фото стен и маршрутов. Тут и наткнулся на СВ стену Звездного с нарисованной линией первопрохода.

Как раз, в это время Антон Пуговкин с Максом Кривошеевым собрались ехать в Ергаки, чтобы пролезть маршрут Корюкина на Зуб Дракона (в итоге пролезли комбинацию Косотурова-Пушкарева). Очень звали составить компанию, но я работал, не имел возможности выехать в эти сроки, да и особо не собирался.

Но идея вновь зашевелилась у меня, так как линия день изо дня напоминает о себе, а стена стоит и ждет своих восходителей. Немного поколебавшись, решил, начал небыструю подготовку к мероприятию. Вновь возникла проблема с напарником, который бы составил мне компанию. Узнал у одного, у другого, дали наводку, что через пару дней приезжает Коля Матюшин из Баруун-Хандагая (Бурятия), вот его спроси.

Приезжает Колян, спрашиваю, он недолго думая, говорит ДА. Возникает вопрос о первопрохождении. Мы понимаем, что новая, предложенная мной линия, достаточно сложная, требует большой работы пробойниками и молотками, одним словом- мало рельефа, много монолитных плит, придется забивать для страховки кучу шлямбурных крючьев и делать множество дырок под скай-хуки.

Взвесив все За и Против, а также выслушав тренера Балезина Валерия Викторовича, меняем свое решение, соглашаемся лезть другой, более упрощенный вариант по той же стене, но тем не менее непростой и наиболее логичный, к тому же, давно заприметившийся тренеру, по «синусойде» Северо-Восточной стены.

Колян – на второй ночевке на стене говорит, вот «синусойда» я слышал довольно часто в терминологии, а «косинусойда» почти нет. Поэтому обоюдно решаем назвать маршрут по «косинусойде» Северо-Восточной стены

Активно, в течение трех недель, начали усердно готовиться к мероприятию. Провели совместно ряд тренировок на Столбах, отработали технику одновременного движения, замены лидера, а также установка и снятие, разборка на весу новой модели платформы от торгового дома Абалаковский, НФП Rock Pillars, предоставленной нам Олегом Хвостенко.

Выезд из Красноярска назначили на вечер 2-го декабря. Немного задержались, выехали часов в 6 вечера. На дороге в Хакасию жуткий гололед, накануне плохой погоды. Еще ветер со снегом и туман. Поэтому дорога заняла больше времени, чем закладывали. Приехали в Саяногорск, а затем и на мою малую родину - в поселок Черемушки, в 5 утра. Там остановились у моих родителей и решили сделать первый день отдыха и сбора.
Поспали до обеда, а затем целый день посвятили комплектовке, ремонту снаряжения и сбору провизии.

Устроили первую лыжную тренировку с гружеными волокушами возле отцовского гаража. Оценили всю степень сложности уже тогда, с учетом того, что настоящие сугробы мы даже не топтали.
Затем продолжили сбор и комплектацию. Жутко устали от самих сборов. Поели, легли отдыхать.

В 5 утра выехали из Черемушек, и направились в Ергаки через Шушенское. Хорошая музыкальная подборка от Коляна скоротала дорогу и поддерживала настроение в тонусе.

По приезду зарегистрировались в МЧС, заехали на Базу «Снежная», пообщались с Сергеем Шалякиным, получили пожелание на удачу! Застряли на машине. Выдернули Фордом проезжающего мимо товарища. Затем прибыли на Тур - базу «Спящий Саян». Оставили машину, занесли аккумулятор в тепло, переоделись, и путешествие началось.

4.12 Вышли с базы в 12:00. Долго шли, втягиваясь в работу на лыжах с тяжелыми волокушами. Когда втянулись, начало темнеть. Подошли к «Муравьиной горке» в 17:00. Первый прошел горку без волокуш и скинул вниз веревку. Пока второй поднимался с рюкзаком, первый выбирал обе волокуши наверх полиспастом. Очень долго и трудоемко. В 17:30 встали на ночевку. Кстати, для максимальной экономии веса и места палатку не брали совсем, растягивали и подвешивали платформу на деревьях, с помощью веревок и лыж получалась довольно удобная конструкция. В 20:00 уснули.

5.12 Подъем в 6:00. Завтрак, сбор, вышли в 9:00. В 13:30 подошли к «Ресторану», устроили обед. В 14:30 выдвинулись дальше, теряли тропу несколько раз. Приходилось бросать волокуши, рюкзаки и бегать на лыжах, искать заветные синие метки, которыми она промаркирована исключительно для летних условий, и конечно же часть маркировок находится под толщей снега. В 16:30 оставили волокуши и рюкзаки, и налегке протропили в полусумерках до 17:30 к крайнему крутому подъему на озеро Светлое, который находится сразу после лугов, и перехода через ручей. Вернулись за вещами, и по готовой тропе подошли к месту второй ночевки в 18:30. В платформу залезли в 20:00. Отбой в 22:00.

6.12 Подъем в 6:00. Завтрак. Выход в 9:20. С рюкзаками, без телег, протропили финальный крутой взлет на подходе к озеру Светлое, а затем и дошли до берега Светлого в 10:00. Вернулись за волокушами, в этот раз укомплектовали баулы с провизией таким образом, чтобы можно было таскать их на спине вместе с телегой. Закинули телеги на плечи, вернулись к рюкзакам. Затем в полном комплекте рюкзак плюс волокуша прошли мимо всего озера, чуть дальше летнего лагеря, и перед подъемом на Видовку вновь отцепили телеги. Протропили с рюкзаками весь подъем до Видовки, затем зачелночили за волокушами, в том же стиле, на плечах донесли их. Вышли на связь с цивилизацией. Передали информацию. В полном комплекте продолжили спуск к Золотарному. На подходе к озеру встали на обед в 14:50. После прошли по заснеженному льду до конца, и на подъеме к Пикантному встали на ночевку возле крайних больших деревьев в 17:30.

7.12 Подъем в 6:20. Выход в 9:20. На перевал Пикантный поднялись в 13:20, применяя разные методы челночного хода. Очень плохая погода – ветер, снег, метель, плохая видимость. Под ураганным шквалом дюльфернули по кулуару 3 веревки, оставляя расходник на камнях и один якорь. Спускали волокуши и лыжи на длину веревки, затем один спускался к ним, делал станцию и перевешивал всю эту гирлянду на нее. В 14:50 спустились вниз, под перевал. В 15:10 нашли хорошее место для Базового лагеря (или лучше лагеря АВС), с отличным видом и близким подходом на Северо-Восточную стену Звездного. В 16:00 устроились на ночевку. В 17:30 обед-ужин.

8.12 Единственный полудень отдыха. Подъем в 11:00. Неспеша поели, выдвинулись прогуляться под Зуб Дракона. Сделали фотографии стены с разных ракурсов, подошли к верхним озерам под Зуб. Передали домой свежую информацию. Погода не очень. Метет, ветер, все скалы заиндевели. Вернулись в АВС. Собрали все снаряжение и понесли под стену. Увязли по пояс в снегу, метров 40 до скалы по снегу пришлось прокапывать в виде траншеи руками, чтобы добраться к началу маршрута. Заняло больше часа. Растянули веревки по снегу, оставили снаряжение под началом маршрута, вернулись в АВС. Погода совсем испортилась, сильный ветер, снег, поземка. На завтра запланировали отрываться.

9.12 Подъем в 4:00. На улице ураганный ветер. Боимся даже из платформы выходить. Снег, очень плохая видимость. Завтракали несколько часов, коротали время, слушали музыку, надеялись на улучшение погоды. В итоге не дождались, общее время экспедиции поджимаем, если сейчас не выйдем, то можно завтра домой начинать выбрасываться. 6-ой день экспедиции, а мы еще маршрут не щупали. Немного выбились из колеи. Все же вышли из АВС в 9:50. В 10:20 полезли на гору, первопроход начался!

Проработали быстро 4-5 веревок, по одновременке. Но опять по практике прошлых восхождений в малой группе, не крутые снежно-ледовые участки лидер проходит в 2-3 раза быстрее, чем второй с двумя баулами на жумарах. Поэтому лидер проходит 50 м, делает станцию и динамикой выбирает к себе легкий баул с платформой. Таким темпом вылезли на серединную полку в 18:00. Забили один шлямбур, справа собрали станцию на рельефе. В платформе сидели в 19:20. Отбой в 22:30.

10.12 На следующий день смена лидера, вчерашний лидер отдыхает сегодня на баулах. Проблемное место, которое мы высматривали на фотках, оказалось, еще сложней. Метров 10 без рельефа, на стене прилеплен сугроб, раскапываешь сугроб, снова монолит. Все это выпало на долю Коляна. Поскайхучил, забил 2 шлямбура. От полки обработали 2 веревки. Пока я стоял, разобрал лишнюю станцию, забил еще один шлямбур, так как в этот день переезд уже не планировался, разложил платформу, и спокойно растянули 2 веревки по темноте. Спустились, заночевали.

11.12 На следующий день смена лидера. Прожумарили обработанные веревки, пролезли еще 2, затем стена стала покруче, и рельеф тоже стал поинтересней. Пролезли веревку, я полез дальше, Колян остался на станции, бил шлямбура, готовился к ночевке. Обработали одну вверх. Затем я спустился к нему, добили еще один болт, повесили платформу справа от камина на стене. Настоящая стенная ночевка навесу. Шикарные виды!

12.12 Утро, солнышко, ветра нет, за все время пребывания тут. Сделали много фото, видео, посвятили этому мероприятию больше часа. Затем собрались, прожумарили обработку. Сегодня Колян лидирует. Прошли непростой траверс полки вправо, вышли под большой дикий камин, 1,5 веревки длинной. Затем, по темноте пролезли камин, встретив в нем все любимые виды рельефа - нависание, откидывание, глухие щели, живые плиты, кубометры снега, широкие щели, залитые льдом. Вылезли на крышу. В конце большого снежника, на стенке забили шлямбур, повесили платформу. Обработали до гребня 25 м. Там сильный ветер. Дюльфернули в платформу. Заночевали. Кстати, на стене пробивает связь оператора Енисей телеком, поэтому каждый вечер, после ужина мы отправляли СМС домой с результатом работы за день, а из дома информация быстренько расходилась по соц.сетям благодаря нашим родственникам и друзьям.

13.12 День ЧЕ! С утра собрались, зажумарили на гребень. Под ураганным ветром с баулами, не снимая масок и балаклав, доползли до вершины в 11:00. Пофотались, поснимали видео. Нашли пустой пакетик, без записки, оставили свою. По наводке Ивана Темерева нашли первый шлямбур на его маршруте 2013г, встали на дюльфера м-та Темерева 6А к.т. по Ц СВ стены в 12:00. Под градом пылевых лавин и ураганным шквалистым ветром дюльфернули вниз под стену в 17:30. Не нашли 2 станции, делали на своем железе. Пару раз сверху сыпануло очень сильно. Пришлось дюльфернуть и по нижнему снежнику, очень лавиноопасно. Пошли искать Базовый лагерь, в котором оставались остатки газа и еды, у нас же к тому времени они полностью кончались во время утреннего завтрака. 2 часа в пурге и темноте ходили под стеной в поисках необходимой нам провизии. Несколько раз чуть не потеряли друг друга из виду. С баулами и снарягой по сугробам после горы не особо побегаешь, поэтому сложили это все возле камня и вновь отправились на поиски. В какой-то момент поняли, что если мы сейчас потеряем и это, то можно смело двигаться в сторону дома, только в какую сторону - не понятно. Вернулись по уже переметенной тропе к снаряге. Еще какое-то время поискали лагерь, не нашли. Повесили платформу на большом камне, перекинув через него веревки, поели немного кофе 3 в 1 и сухие горячие кружки с сухариками и снегом. Холодные, голодные забылись сном.

14.12 Проснулись, быстро оделись, нашли лагерь в 100 м от себя. Сбегали за припасами. Сели в платформу греться и завтракать. Затем долго и муторно собирались. Соорудили тур с запиской и ставили немного вещей до лета. Через полгодика прогуляемся, заберем. Вышли из-под стены, с полными рюкзаками, но с пустыми волокушами. С трудом перевалили Пикантный, прошли по нескончаемому озеру Золотарное и встали на ночевку в зоне леса. Наломали веток, развели костер. Погрелись, просохли. Легли спать. Ночью ударил морозец, -25, замерзли немного.

15.12 Утром соскочили, позавтракали и в дорогу. На Видовке вышли на связь, нас все ждут давно! Бегом, на сколько хватало запала вниз, к Светлому, затем по еле видному желобку в снегу (наш след почти двухнедельной давности) к машине, домой! Откопали сугроб на колесах, поставили теплый аккумулятор, и домой в баню, греться, к любимым!

Таким образом, наша мини экспедиция продлилась 12 дней, с 4-го по 15-ое декабря мы ощутили на себе все виды погоды в Ергаках, которая только может быть в зимний период, занесли под стену Звездного порядка 100 кг полезного груза, пролезли новый маршрут, выяснилось позже, что мы оба студенты Сибирского Федерального Университета, ну и от и до были исключительно вдвоем.

Технические характеристики нового маршрута:
Звездный, 2265м, по «Косинусойде» СВ стены
Предполагается – 5Б к.т. – первопрохождение
Перепад высоты – 570 м,
Протяженность всего маршрута – 1020 м.
Протяженность стенной части – 670 м
Протяженность участков 6 к. сл. – 320 м., 5 к.сл. – 90м
Средняя крутизна основной части 65°
Количество ходовых часов – 37,5 Дней – 5.
Ночевок - 4, все в платформе на стене.
Руководитель: Жигалов Александр Владимирович МС
Участник: Матюшин Николай Олегович 1 сп.р.
Дата выхода:
На маршрут – в 10:20, 9 декабря 2015 года,
На вершину – в 11:00, 13 декабря 2015 года
Возвращение в Б. Л. под стеной – в 19:10, 13 декабря 2015 года

Хотелось бы поблагодарить от нас с Колей, следующих людей, которые так или иначе помогли состояться этому мероприятию, помогли облегчить те или иные моменты. Это и помощь в снаряжении, и размещение, финансовая поддержка, освещение в соц.сетях, просто поддержка и многое многое другое:
1. Маргарита Ярных (любимая)
2. Жигалов Владимир и Вера (папа, мама)
3. Матюшин Олег (папа)
4. Байкаловы Анна и Дмитрий
5. Захаров Николай Николаевич
6. Балезин Валерий Викторович
7. Васильев Андрей (Венто)
8. Шалякин Сергей
15. Ментовская Александра
16. Игорь Логинов
17. Сорокин Павел
Видео, о том как это было от Коляна

Конечно же куда мы без спонсоров! Большое спасибо: Академии Зимних видов спорта г. Красноярска, Красноярской Краевой федерации альпинизма, Компании RedFox за отличную одежду, экипировку, обувь, Компании Венто за прекрасное ультра легкое снаряжение, сделанное по последним технологиям, Компании Rock Pillars за платформу, спальник и другие специальные атрибуты, сделанные на заказ.