Автор: Илья Михалев, Москва
Фотографии А. Киреенко (сканы со слайдов) и И. Михалева (ч/б 1990, 1992 г)

Победа 1995, двадцать лет спустя

Г. Победа с лед. Звездочка, фото 1992 г

Вместо предисловия

В конце 80-х прошлого столетия в среде московских горных туристов стало модным ходить на семитысячники. Оно и понятно, организмам, закаленным многодневными высокогорными походами и еще не отравленным алкоголем, хорошо давалась высотная акклиматизация, неспешная тактика подобных восхождений была сродни туристским походам. Техническая простота классических маршрутов довершала дело. Эти страницы истории достаточно подробно изложены в недавнем обзоре Н. Р. Степанова, с датами, пофамильными списками и т. п. Но это сейчас. Тогда же не было Интернета, все узнавали по сарафанному радио. По крайней мере, в нашей среде, туристов Ленинского районного клуба г. Москвы (ЛКТ, а ныне виртуальная «Плющиха»), все пошло с легкой руки (или ноги) Бориса Беднова, когда он с компанией единомышленников в 1986 г. поднялся на п. Корженевской. Мы встретились с ними сразу после, в аэропорту г. Душанбе. Они, довольные, счастливые, после «Корженевы», мы же после сильной «пятерки» в Фанских горах. Сейчас-то я прекрасно понимаю, что тот наш фанский поход был куда круче п. Корженевской с «пыльной морены». Однако тогда казалось все наоборот, семитысячники были чем-то заоблачным, и в прямом, и переносном смыслах. Ну и пошло-поехало. На будущий год Борис Беднов с командой уже сходил на п. Коммунизма, причем по зимнему варианту. Мы тоже попытали своего счастья в рамках горного похода залезть на него же. Не вышло, выше 7К не поднялись. Шли тоже по зимнему варианту, в 1987 г было много снега и путь через п. Душанбе был «закрыт». Но зацепило. В 1989 г., также в рамках горного похода поднялись на Хан-Тенгри, в 1990 г. был уже прицельный выезд сборной ЛКТ на поляну Москвина. Тогда три команды поднялись на п. Корженевской, уже после отдельные товарищи дошли до п. Душанбе. Пик Коммунизма опять не дался. Зато в 1991 г сделали дубль (п. Корженевской – п. Коммунизма), причем на «Корженеву» взошли на 8-ой день после прилета на поляну Москвина. Здоровые были. На очереди стояла Победа. На дворе 1992 г., в стране ничего нет, рубль падает не по дням, а по часам, улетаешь из одной страны, возвращаешься в другую. Кто куда, а мы на Хан с Победой. По большому счету, тот 1992 г. стоит отдельного повествования, одни заезды/выезды чего стоили. На Хан-Тенгри тогда не поднялись – развернулись с 6700 в грозовом облаке, но «акклимуху» вроде получили, ночлег на 6400, даже два. Развернулись в сторону Победы. Без особых приключений вылезли на Важу, где провели почти четверо суток в пещере, при этом двое из четырех отчаянно курили! На третий день вроде выпало окно, вышли. Лично я дошел до ножей и развернулся, сидя на них верхом в очередном заряде непогоды и будучи последним в «пилетоне» восходителей. Кроме нас тогда на Горе были еще люди. С первого раза Победа не далась. Гуляли мы из базы до базы на Ю. Иныльчеке 10 дней тогда, в Москву опоздали на неделю.

Ледопад Дикий, 1992 г. (справа следы)

Участники восхождения 1992 г, М. Щипилов, В. Сергеев

Подъем на пер. Дикий, выше ледопада, Фото 1992 г.

Подъем с пер. Дикий к пещерам на 5800, Фото 1992 г.

Вертолет на пер. Дикий, 1992 г.

А. Горин, М. Щипилов и В. Сергеев на лед. Звездочка, 1992 г.

Надо отметить, что в те времена, на стыке 80-х и 90-х в ЛКТ проходила смена поколений. Уходила на покой замечательная плеяда туристов-горников, таких как Филиппов Г. Н., Ярошевский А. Э., Матекин М. П., Сергеев В. М., Поддъяков Д. А. На пятки наступала «молодежь», Троепольский С., Стучебрюхов И., Медведев В., Юрьев Ю., и, пожалуй, наиболее выдающийся из них, Алексей Киреенко. Все они сначала бегали в знаменитой ЛКТ-шной команде по ТГТ под руководством И. Молотиловой. Кстати, ей принадлежит известная фраза: «вам не с секундомером, с календарем бегать надо». И не удивительно, что Алексей Киреенко возглавил в 1995 выезд на Тянь-Шань, основной целью которого была Победа. К тому времени он уже имел высотный багаж, это и «Корженева», и дважды Хан, и даже склоны Коммунизма и Победы успел потоптать. Правда, без вершин. Но главное, Леха был чрезвычайно ходок на высоте (меньше 4-х ч на Хан с седла, и это не забег на результат, а просто восхождение). Я другого такого не встречал. Все харкающие кровью нынешние «скай-раннеры» просто отдыхают, Леха делал это легко. Кстати, он до сих пор сохранил эту толерантность к высоте, несмотря на набранные килограммы.

Алексей Киреенко на склонах п. Душанбе, 1990 г.
Однако длинное предисловие получилось.

Итак, 1995 г. Команда разношерстная, кто просто погулять по долине Иныльчека до базового лагеря, кто только на Хан-Тенгри, ну а у нас с Лехой планы серьезные. Заезжали/залетали тогда через Щетникова, точнее заброску делали. Сами шли пешком. Причем попутно, к нам в оплаченную машину от Пржевальска до Майдадыра подсадили МАЛ-овских инструкторов (небезызвестного Глеба Соколова, в том числе). Вы, типа, гулять едете, а мы работать. Кстати, топали по Иныльчеку они тоже пешком, экономили, видать. Лагерь Щетникова стоял тогда ниже Комиссаровского МАЦа, зато морена была шире, и баня классная, с озером. Леха в 1993 г с Валерием Хрищатым в ней парился, вспоминал много потом об этом. Совсем незадолго до….

Акклиматизировались, как водится на Хан-Тенгри, первый выход до седла, потом в базу (часть людей улетает вниз). Следующий выход с планами до вершины. Получается только у двоих, у Лехи, ну оно и понятно, с ним же поднимается Роман Толочков. Я отстал на подъеме, и по выходу на купол следы уже замело поземкой. Тропить в одиночку мне было лень, я повернул вниз, да и время поджимало. В конце концов, акклиматизация получена, а на вершине я уже был в 1989 г. На спуске догнал Рому, но засветло все равно в палатку под седловиной не успели, заночевали в пещере на седле. По-моему, узбеки нас приютили, выдали коврики. После Хана остаемся с Лехой вдвоем в лагере. Рядом лагерь минчан, планы у них аналогичны, но с небольшим сдвигом по времени в позднюю сторону. Отлежавшись и придя в себя, выдвигаемся через ледник Ю. Иныльчек в сторону Победы. Помню только напутствие завхоза (Петровича?) в лагере Щетникова: «Вот это альпинизм, вдвоем взяли да пошли». Действительно, просто взяли и пошли. Полтора дня под Дикий, день до пещер на 5800, полдня на 6500.

Выход с пер. Дикий наверх, Михалев И. 09.08.1995

Гребень Важи Пшавеллы выше 6100, 10.08.1995

На 6500 (или около того) остановились под ураганным ветром, еле поставили палатку, даже не поставили, так, держали больше на себе. Месснеровская Феррино была, как выдержала? Рядом ночевали двое ребят из Красноярска (вроде), наутро не поверили, что мы живы-здоровы. Они сами забились в какую-то единственную в тех местах щель.

На следующий день, 11-го Августа к полудню вышли на Важу. Там сидел какой-то МАЛовский гид, и с ним трое поляков. Поджидали еще кого-то. Сначала мы довольно бесцеремонно залезли к ним в пещеру, потом Леха пошел копать нашу. Я потихоньку приходил в себя. Очевидно, глядя на меня, гид порекомендовал воздержаться от восхождения на завтрашний день, а денек, типа, отдохнуть. На 7К отдохнуть, как оно? Видать, ему не особо хотелось в одиночку с поляками идти на гору, а его клиенты были еще на подходе и до завтрашнего дня явно не успевали. У нас же была внутренняя установка, выходить по погоде. Погода есть – идем. Это очевидно, ибо здесь не отдыхают, либо вверх, либо вниз.

В мульде на вершине Важа Пшавелла, после ночного снегопада, фото 1992 г.

Наутро 12-го погоду дали. Мы вышли где-то после 8-ми, и опять нам гид из МАЛа сказал, что типа поздно, лучше назавтра перенести. Кроме нас были упомянутые ребята из Красноярска, а также пара поляков, глядя на нас, тоже предприняла попытку, причем один вышел даже раньше нас. Его мы обогнали немного выше обелиска. Вообще, сам путь на этот раз мне запомнился хуже, после 1992 г были куда как более яркие воспоминания. Очевидно, ничего особенного и не было, просто медленно и тяжело. На ножах Леха подождал меня, мы связались, частично обошли ножи по Китайской стороне. Выше ножей Леха снова ушел вперед, и в следующий раз я встретил его уже спускающимся с горы. Он описал мне вершину, сказал, что там лежит какая-то красная тряпка, растянутая между камнями, это типа и есть вершина. К моменту моего выхода наверх уже все затянуло мглой, я никаких панорам с вершины не помню. Но к тряпке вышел. Бухнулся рядом, пардон, проблевался тут же, отдышался и побрел вниз. Подобрал на Горе пару гранитных камушков. Леха ждал меня у ножей, так мы договорились. Похоже, ждал давно, замерз, даже успел поспать, по его словам. Беззлобно обложив меня за медлительность, мы в очередной раз связались оставленной здесь веревкой и прошли участок ножей. Далее на спуске мы встретили того самого поляка, которого догнали и обошли на подъеме. Очевидно, он повернул вниз перед ножами. Дальше, до пещер спускались уже втроем. Потихоньку началась поземка, видимость упала, начала темнеть. Вешек на гребне не было, шли, что называется на ощупь. Временами я садился на колени и разглядывал фирн под ногами, дырки от кошек не заметало. Это было знаком, что здесь ходили люди. К пещерам вышли уже почти в темноте. Как я понимаю, в тот день взошли еще два парня из Красноярска, но их я, убей, не помню. Хотя, один раз на гребне мы встретиться были должны.

Около обелиска. Справа от обелиска виден человек (поляк?), 12.08.1995.

Скала Парус ниже ножей. Справа от Паруса виден человек. 12.08.1995.

Вид в Китай с вершины, 12.08.1995.

Selfie-1995. А. Киреенко на вершине Победы (7439)

Наутро, 13-го, неспешно собравшись и без приключений спустились на не то на Дикий, не то на 5800, где заночевали в пещере. А уже с Дикого сразу на Звездочку. Помню, на спуске была одна мысль, на подъеме у последних камней мы оставили пару шмоток и пакетик быстрорастворимой отравы под названием Yuppi. О нем мы думали весь спуск. Здесь же встретили стоявших рядом на базе минчан, они выдвигались на гору. Получив поздравления, мы потрусили вниз.

И. Михалев в пещере на 5800 или на Диком

Описывать вылеты/выезды большого смысла нет. Вертолет, машина, Иссык-Куль, Алма-Ата, Москва. Вернулись с одним долларом на двоих. Спасибо минчанам за финансовую поддержку.

Южный Инылчек, 1992 г. Здесь перевернуто право-лево, из эстетических соображений