Горы мира > Сибирь >

Автор: Игорь Егорушкин, Красноярск

Путешествие по заповеднику "Столбы"

Вместо вступления

Как лучше отдохнуть в выходные дни?

Вершина Первого на фоне города
Не надо, наверное, убеждать каждого человека в том, что отдых на природе - один из лучших способов зарядиться на грядущую неделю в прямом и хорошем смысле этого слова. Это, как говорится, "и ежику понятно". А уж у нас, красноярцев, отдохнуть есть где. Об этом знает, я думаю, каждый сознательный житель нашего города. При довольно богатом выборе маршрутов выходного дня можно предложить один, на мой взгляд, из лучших - маршрут по заповеднику "Столбы".

О наших знаменитых Столбах знают далеко за пределами Красноярска, а теперь уже можно сказать и за пределами России. Близость к городу делает их доступными практически каждому. "Всего" за три рубля автобус доставит вас к турбазе "Енисей", откуда начинается самый популярный маршрут в заповедник, или в поселок Базаиха, откуда начинаются сразу несколько чуть менее известных маршрутов.

Красноярский государственный природный заповедник "Столбы" расположен в отрогах Восточного Саяна, в Куйсумских горах. В заповеднике более ста скал, множество речек и ручьев. Площадь всей территории заповедника составляет более 47000 гектаров. Но свободный доступ разрешен только на специально отведенную территорию, именуемую туристским экскурсионным районом (ТЭР) площадью около 1400 га, и содержащую наиболее известные и популярные скалы (нет доступа, например, в район Диких Столбов и к скалам, расположенным в долине реки Калтат). Преобладающие породы деревьев в заповеднике - пихта, сосна, кедр, ель, лиственница, береза, осина.

Минарет Те
красноярцы, которые уже давно посещают заповедник, хорошо знают его скалы и тропы, куда и как пройти. Им не нужна ни карта, ни схема - они и так хорошо ориентируются на Столбах днем и ночью, летом и зимой. Раньше наше государство выпускало так называемые туристские схемы, из которых было несколько вариантов схемы заповедника. В 1993 году Красноярским аэрогеодезическим предприятием совместно с администрацией заповедника "Столбы" и клуба красноярских столбистов была разработана и выпущена масштабная карта-схема "Столбов" (точнее, туристско-экскурсионного района, куда доступ разрешен без всяких ограничений, и прилегающей к нему территории, куда доступ строго запрещен). Эта карта лучше, чем все предшествующие ей схемы, но у нее есть некоторые недостатки: показаны не все тропы, некоторые тропы и скалы не точно показаны. Сам же я, идя на Столбы, каждый раз беру с собой эту карту. Заблудиться я не боюсь, просто люблю смотреть, где я сейчас нахожусь "на карте" и, самое главное, на какой отметке высоты (одно из достоинств этой карты - наличие горизонталей, проведенных через каждые 10 метров, и отметок некоторых вершин, которыми можно пользоваться). Во всяком случае, отметки высот, о которых я буду упоминать ниже, заимствованы именно из нее.

В дальнейшем в тексте упомянутая масштабная карта заповедника "Столбы" называется просто "карта".

Итак, предлагается хороший маршрут на весь выходной день - маршрут по заповеднику "Столбы", протяженностью около 15 километров. Могу заверить вас в том, что заряд от такой прогулки вы получите весьма приличный. Кроме того, у вас будет возможность не только подышать свежим и целебным воздухом (ведь не секрет, что лес, особенно хвойный, лечит наши легкие, понижает кровяное давление и вообще оказывает на нас благоприятное воздействие), но и посмотрев на город с высоты, увидеть чем мы дышим там всю или почти всю свою сознательную жизнь.

Собираемся в дорогу

Что нужно взять с собой, отправляясь на Столбы? Это зависит от цели вашего путешествия.

Если вы решили просто пройтись по заповеднику, не поднимаясь на скалы, можете одеться так, как если бы вы поехали на дачу или за грибами. Возьмите что-нибудь поесть и попить из расчета на один-два раза (если вы не планируете устроить пикник). Некоторые предпочитают нести провизию не в традиционном рюкзаке, а в небольшой сумке или даже в пакете. Правда, сейчас на Перевале работает небольшой киоск, в котором можно приобрести кое-что из еды, но до него еще около восьми километров (от остановки "Турбаза" почти семь). Имеется еще киоск на кордоне "Лалетино". Да по тропе от остановки автобуса 39-го маршрута до нижней станции канатной дороги будет пара магазинчиков (один расположен на самой остановке, другой - за мостом, около платной автостоянки). Короче, есть выбор: или все берете из дома, или закупаете по дороге.

Надо ли брать с собой запас одежды, обуви и еще чего-нибудь? Зимой кое-что взять не помешало бы. Например, варежки, вязанную шапочку, носки. Если не лень тащить запасные ботинки, захватите и их. Вообще взять вы можете все то, что может быть унесено. Только помните, что кое-какие предметы, например, музыкальные инструменты, транзисторы и все то, что создает определенный шум, а также животных (собак, кошек) брать не рекомендуется: если вас на кордоне "засекут" с гитарой или баяном, то могут оштрафовать даже и в том случае, если все туристы, проходящие мимо, будут клятвенно заверять охранника, что вы не сыграли ни одной ноты. Транспортные средства (автомобили, мотоциклы, велосипеды) в заповедник бесплатно не пропускают. На автомобиле вы так и так мимо кордона не проедете, где вас остановят и предложат либо оставить автомобиль на его территории за удовольствие 50 рублей в день (так называемый рекреационный сбор за проезд по "буферной" зоне) с гарантией его сохранности, либо оставить его на площадке возле шоссе на Дивногорск за бесплатно и без гарантии, либо приобрести пропуск в администрации заповедника (разовый пропуск стоит целую штуку - следует подумать!) и в будний день шикарно проехать по лесной дороге. Если же вам удалось проникнуть на территорию заповедника на более легком транспортном средстве, чем автомобиль, то при встрече с охранником (на кордоне или на тропе - все равно) вам сначала вежливо постараются внушить, что лес все же надо беречь, а затем также не менее вежливо предложат выложить из вашего кармана некоторую сумму в виде штрафа за чуть менее шикарную (чем на автомобиле) поездку по лесной тропе, размер которого вам малым не покажется. Так как лыжи пока еще не считаются транспортным средством, то в зимнее время вы можете совершенно безнаказанно разъезжать на них (но только по тропам и дорогам!). По мнению инспекторов ГИБДД лыжник - это быстро (иногда очень быстро) передвигающийся пешеход, не больше.

Столпотворение
Если вы собрались совершать восхождения на скалы, то сложного альпинистского снаряжения брать не нужно, но иногда (особенно при подъеме на сложные скалы) не помешают альпинистские ботинки (которые, говорят, в ряде случаев с успехом заменяются обыкновенными калошами или вообще любой другой резиновой обувью именно резиновой, а не на искусственной основе), веревки и еще что-нибудь такое. Помните, что зимой (а также в дождливую погоду) скалы более скользкие. Помните также, что спуск всегда труднее и опаснее подъема. Не следует забывать, что в летний период (точнее, с мая по август) Столбы весьма богаты клещами, которые так и ждут, сидя на кустах, зазевавшегося туриста, чтобы залезть к нему в самые неподходящие места и порезвиться там. Старайтесь поэтому одеться так, чтобы клещ, завидя вас, отказался бы от попытки использовать, извините, ваше тело в качестве полигона для собственных развлечений, и оказался вынужденным искать для этой цели другой, менее защищенный "полигон".

Лиха беда - начало!
Прежде чем выйти на маршрут, необходимо добраться до отправного пункта, которым у нас будет смотровая площадка, расположенная на вершине, примерно на отметке 530 метров над уровнем моря и приблизительно в ста метрах от верхней станции канатно-кресельной дороги. Удобнее всего это можно сделать, воспользовавшись сначала рейсовым автобусом маршрута № 39, который отправляется от Предмостной площади, или маршрута № 8а. Выходить следует на остановке, которая так и называется "Канатно-кресельная дорога". От нее до нижней станции канатной дороги примерно 700-750 метров, что в два раза короче, чем от моста через реку Базаиха, расположенного на улице Свердловской. Асфальтированная тропа ведет вниз, пересекает по разваливающемуся постепенно пешеходному мосту Базаиху, и вскоре выводит нас на улицу Сибирскую, где, повернув налево, метров через 400 подходим к лестнице, ведущей на площадку перед нижней станцией.

Канатная дорога работает кроме понедельника и вторника с 9 утра до 17 часов, последняя посадка внизу - в 16 часов. Рядом расположено кафе, чуть далее по дороге - школа высшего спортивного мастерства, а за ней - пункт проката горных лыж. Стоимость одного подъема (или спуска) на сегодняшний день составляет 50 рублей.

Канатная дорога проходит по так называемому Бобровому Логу (в первоначальном проекте предполагалось провести ее от 100-метрового трамплина вдоль тропы "Каштак" до "Скамейки"). Зимой здесь катается множество горнолыжников, просто лыжников и тех, кто предпочитает кататься на том, на чем обычно сидит. "Канатка" проложена по прямой, поэтому немного короче, чем горнолыжная трасса. Длина трассы канатной дороги, как утверждает табличка около кассы, составляет 1876 метров. Смею думать, что эта цифра немного завышена: по моим наблюдениям длина трассы равна примерно 1600 метров. Перепад высот между нижней и верхней станцией - около 350 метров. Примерно в метрах в 850-900 от нижней станции имеется еще одна, средняя. Она предназначена главным образом для лыжников. Наверху, метров за 80 до верхней станции имеется лыжный сход, восстановленный после осеннего пожара 1997 года.

Воробушки. Фото из буклета
И верхняя станция, и смотровая площадка уже расположены на территории заповедника. На площадке можно постоять и осмотреться. Прямо перед нами на противоположном хребте виднеются "Воробушки" - несколько небольших скал, наиболее крупные из которых "Жаба" и "Цыпа". Слева виднеются скалы Такмаковской группы во главе со знаменитым "Такмаком". Чуть дальше, как бы между Такмаковской группой и "Воробушками", виден "Ермак". Между "Ермаком" и "Воробушками" тянется "Китайская стенка". Ближайшая наиболее крупная скала справа - "Малый Беркут". Он расположен за пределами ТЭРа, поэтому доступ туда разрешен только сотрудникам заповедника. Вдалеке, на юго-западе, как бы в ложбине между двумя горами, видна вершина скалы. Это - "Перья". До них по прямой линии четыре километра. Остальные известные и менее известные скалы еще не видны.

Первые 400 метров тропа идет по самой вершине хребта, постепенно спускаясь. Далее тропа разветвляется: летом две тропы, а зимой обычно протаптывают только левую. Идти можно по любой из них, но левая немного короче. Примерно через полкилометра от развилки левая тропа подходит к нашей главной спутнице - тропе "Каштак". Правая тропа выходит к "Каштаку" метров через триста от развилки троп, к "Скамейке" (раньше на этом месте действительно была деревянная скамейка, которую постепенно развалили, - вот почему иногда это место так и называется: "Скамейка"), а еще примерно через триста метров от "Скамейки" правая и левая тропы соединяются.

Идем по Каштаку

Название тропы, по всей видимости, дали хребет Каштак, вдоль которого тропа проходит до "Столбовской Видовки", и ручей Каштак, начинающийся чуть ниже перевала и впадающий в Базаиху (мы его не увидим).

Примерно от того места, где правая тропа сливается с тропой "Каштак", начинается называемая в народе "Оленья лужайка". Эта лужайка тянется до поворота налево, от которого тропа входит в осиновый лес. Этот осинник часто называют "Заколдованным лесом". На "той самой" карте оба эти названия (и "Оленья лужайка" и "Заколдованный лес") подписаны. Вообще на тропе "Каштак" почти каждый камень и каждая горка имеют свои народные названия: "Аллея любви", "Веселая Гривка", скала "Монах", "Столбовская Видовка", "Городская Видовка".

Почему лес назвали "Заколдованным"? Правда это или нет, но говорят, что в тридцатых годах в заповеднике была ужасная буря, а в этом лесу по непонятным причинам стояла такая тишина, что, когда зажигали спичку, ее пламя даже не шевелилось. С этих пор и стали называть этот лес "Заколдованным".

Малый Беркут
Примерно от начала осинника с левой стороны к тропе вплотную подходит граница ТЭРа и тянется вдоль нее практически до "Манского сворота" (это около 3,5 километров). Граница эта, если верить карте, порой подходит так близко к тропе, что, как говорится, "шаг влево - шаг вправо", - и вы уже нарушитель.

Первую сотню метров по осиннику тропа идет довольно полого, затем начинает подниматься. Летом здесь небольшое болотце, поэтому тропа часто местами в это время года бывает сырой. Конец осинника обозначается отходящей влево тропой к скале "Малый Беркут" (предупреждаю, что эта скала находится за пределами ТЭРа).

Мы поворачиваем вправо и начинаем подниматься к вершины хребта Каштак, которая становится к нам все ближе и ближе. Осины постепенно уступают место другим деревьям - березам и соснам. Подъем продолжается. Правда, раза два до "Столбовской Видовки" мы немного спустимся, но в основном придется подниматься. Не доходя пары сотен метров до "Видовки", тропа спускается по небольшому косогору. Зимой этот косогор настолько засыпает снегом, что в последнее время тропу стали прокладывать правее его, до самой вершины хребта, с которой открывается вид на Центральные Столбы, и затем круто вниз. После небольшого подъема мы выходим к "Столбовской Видовке".

"Столбовская Видовка" - это небольшая площадка и одноименная невысокая скала, стоящая справа. На нее может взобраться каждый. С этой скалы открывается прекрасный вид почти на все Центральные Столбы. Вблизи слева есть еще одна скала, которая иногда называется также: "Видовка" (тогда уточняют: "Левая" и "Правая Видовка"). Ближайшая скала внизу слева - "Монах", мимо которого мы очень скоро пройдем. Прямо перед нами - "Перья". Чуть правее их - "Дед". За "Дедом" видны громады "Первого" и "Второго Столба". Далеко внизу, немного правее "Первого Столба", на частично покрытом лесом склоне можно увидеть кусочек "Лалетинской" дороги (участок так называемого "серпантина"). Судя по карте, отметка "Видовки" порядка 620 метров на уровнем моря, что уже на сотню метров выше верхней станции канатной дороги (и почти на полкилометра выше центра нашего города). Позади "всего" немногим менее трех километров пути. А нам еще идти и идти.

Интересно, что по "прямой" от "Видовки" до "Перьев" немногим менее двух километров, а по тропе - ровно четыре.

Видовка
От "Видовки" тропа сначала немного поднимается, затем идет довольно длинный спуск (длиной 220-230 метров). А потом снова начинает подниматься. За "Видовкой" вдоль тропы то слева то справа все чаще видны небольшие скалы (или большие камни?): "Грешник", "Пятак", "Монах". У "Монаха" есть второе название - "Комсомолец" (понятно, что прежнюю власть первоначальное название скалы явно не устраивало). Высота скалы - метров пятнадцать-двадцать. По тропке, идущей мимо "Монаха", в сотне метров от тропы "Каштак", находится небольшая красивая поляна, где можно организовать привал.

Через полтораста метров от "Монаха" начинается длинный (порядка 150 метров) и крутой подъем к "Городской Видовке". До самой вершины одноименной горы тропа в действительности не много (метров 20-30) не доходит (на карте правильно показано, что тропа проходит почти через вершину). Метров двести с "гаком" тропа проходит вдоль склона, постепенно спускаясь. На том месте, где тропа начинает круто спускаться, лес немного расступается, и слева открывается вид на скалу "Такмак" и на город за ней. Конечно, разглядеть что-либо невооруженным глазом трудно, так как город все-таки далековат от нас (только до горы "Диван", что над рекой Базаиха, отсюда более шести километров по "прямой", а до Предмостной площади - целых десять).

По "Городской Видовке" зимой следует идти осторожнее, чтобы не свалиться с косогора (а он довольно-таки крутой и высокий - с десяток метров), так как тропа здесь узковата и скользковата.

Не отойдя и сотни метров от "Городской Видовки", мы подходим к склону, который в солнечные дни постоянно освещается солнцем, от чего это место прозвано "Веселой Гривкой". Слева от тропы будет несколько небольших камушков, по которым очень любят лазать ребятишки. Снова спускаемся и подходим к скале "Водопой". Справа внизу летом протекает ручеек Водопойло, около которого можно немного передохнуть в тени, перекусить.

Монах с Манской тропы. Снимок А.Яворского 6 июня 1926 г.
А тропа ведет нас все дальше и дальше. Мы поворачиваем и входим в темный лес и начинаем круто подниматься вверх. Это место известно под названием "Аллеи любви". О подлинном происхождении этого названия мне ничего не известно, но один мой бывший приятель дал как-то свое толкование: лес здесь темный, сумрачный, а темнота, как известно, наводит на интимные размышления. М-да-а-а! "Аллея" тянется метров на двести. А еще через сотню с небольшим метров мы подходим к "Манскому свороту".

Здесь летом еще можно увидеть развилку троп. Тропа, идущая прямо, может привести нас к реке Мана (расстояние порядка 20-25 километров), через "Манскую Стенку", вдоль речки Бабский Калтат. Тропа, идущая вправо (по ней-то мы и продолжим путешествие), более четкая и ведет к Центральным Столбам. Немного поднявшись, начинаем спускаться по пологому спуску. Тропа идет по самой вершине хребта. Сотни через четыре метров от начала спуска справа от нас открывается первая скала Центральных Столбов - "Предтеча". На карте она подписана неверно: "Первенец". Такая скала тоже есть, чуть дальше. На карте она подписана как "Предтеча". Скорее всего, их просто перепутали местами. Идти по тропе от "Предтечи" до "Первенца" 300 метров. У "Первенца" тропа поднимается на самую высокую отметку - 700 метров над уровнем моря.

Дальше начинается спуск, сначала пологий, затем чуть круче. Внизу - развилка троп, на которой заканчивается тропа "Каштак". Тропа прямо приведет нас к "Четвертому" и "Третьему Столбу" и далее может вывести нас к "Первому Столбу". Правая тропа, уходящая вниз, ведет к скале "Перья". На карте эта развилка показана не совсем верно: чуть ли не от самого "Первенца" (который, как мы уже знаем, обозначен на карте как "Предтеча"), на самом деле, она расположена почти в трех сотнях метрах от него.