Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Чернореченский каньон
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Сергей Стрельцов, г. Севастополь

Севастополь 6А. Как рождался маршрут

Чернореченский каньон, В. Кизил-Кая.
Маршрут «Севастополь» 6А к.т.
Стрельцов С.В., Стрельцов М.С. 2014 - 2015 г.г.
(Прилагаются фотографии маршрута и схема маршрута)

I. Как рождался маршрут. О стене.

В конце 80-х годов ко мне зашел Сергей Калошин, МСМК по скалолазанию, который перед этим выиграл международные соревнования в Симеизе (среди участников тринадцати стран!). В те годы в Союзе и окрестностях он лазил лучше всех.
«Не лезется!» - с оттенком недоумения сказал он.
«Что не лезется?» - удивился я.
«Да Кизил-Кая, тра-та-та…!»
«Ни фига себе!» - подумал я, - «Что же это за стена Серегу остановила?»

Кизил-Кая – стена высотой 150 метров изрезана выступающими пластами прочного известняка, разделенными горизонтальными нишами с мощными прослоями глины, нашпигованной камнями. Поверхность сплошь покрыта мхом в три слоя – разных цветов и прочности. Трещины затекли глиной, по которой ровной шкурой лег мох толщиной до 1,5 см.

Так как глины являются водоупором, то по прослоям после дождей вытекает вода, и стена всей поверхностью сочится. Зимой она покрыта льдом, а ее основание усеяно сосульками, годными для питья. Достаточно накопить их в полиэтилене у подножья.

На полках, балконах раскинулись «висячие сады Семирамиды». Некоторые из балконов, невидимые снизу, позволяют поставить там рояль.

Магистральные полки R6 – V и R1 – II выводят от нитки маршрута за пределы стены (30–40 м) и служат путями подхода киногруппы к месту событий. По удобству съемки Кизил-Кая в Крыму вне конкуренции, тем более что под ней живописно вьется непересыхающая река Черная, а дали просматриваются до моря.

Итак, Калошина остановили не вертикаль и карнизы, а мох и глины.

Наша попытка счищать их в движении наверх провалилась: облака пыли, конъюнктивит и забитые легкие уже через час протрезвляют начисто. Стало ясно, что, не одолев мха, бороться со стеной невозможно.

Означало это одно: прочистить просеку в лохматом лабиринте сверху до подножья в стиле «промальп», а затем по этому коридору ладить маршрут. Так и поступили. Не хотелось оставлять троянского коня потомкам.

Метровый коридор был очищен ото мха, живых камней, трещины раскупорены от глины и растительности и даже промаркированы! После этого пользуясь закрепленными веревками для страховки первого в связке зажимом, проложили маршрут.

Преобладало движение на ИТО, причем в некоторых случаях применялись экзотические эрзац-шлямбуры «на ход». Составлены они из бытового

анкера (производство Китай) и петли для навесного замка. При смешной себестоимости они хорошо себя оправдывают при прохождении нависаний, потолков и т.п.

На срыв эрзацы не рассчитаны, однако обладают замечательным свойством: извлекаются, если надобность в них отпадает.

Точки крепления веревки (R1, R2, R6, R7) оборудованы фирменными петцелевскими шлямбурами (10 мм) и абсолютно надежны.

Электроинструмент не применялся.

На сегодня имеющиеся ИТО и редкие трещины безопасность обеспечить не могут, и маршрут идется только при «судейской» перильной веревке для первого в связке.

Мысль о шлямбурной страховочной дорожке долго не прожила. Мастер спорта Ю.Круглов обрубил ее коротко: «Внуки набьют тебе лицо, если позволишь себе пакость вчерашнего дня».

В самом деле, вдумаемся вместе. К каждой точке креплений (R6, R2, R1) на этой горе можно подойти пешком по полкам!

Так зачем же дырявить стену?

Предложенный подход обеспечивает вечную эксплуатацию маршрута и, по сути, напоминает техническое решение Via Ferrata… .

Пришло время щадящего эко альпинизма. Мы ведь не хотим оставить потомкам руины вместо стен?

II. Сведения о районе и маршруте.

1. Шум реки сильно затрудняет переговоры или делает их невозможными вовсе, поэтому местами приходилось укорачивать интервалы между станциями.

2. В 2010 году из точки IV упал блок объемом до 10 м3. Пролетев 80–90 м, он разбился и, выкосив лес, частично перепрыгнул на дальний берег реки.

3. Такой же крайне опасный блок весом 2-3 т имеется в точке III. Он держится за выступ в пол-спичечного коробка. Поэтому маршрут обходит опасный участок от R3 через R4, R5.

4. В мае на праздники и в выходные под стеной колонной ходят люди. Убить просто. Хорошо бы выставлять внизу оцепление с рациями.

5. Мобильная связь имеется от R7, R6 и выше. Ниже – неустойчива.

6. Подъезды – отъезды. Стоимость проезда от Севастополя до моста у каньона 40-50 руб. с человека.

7. Каньон – водоохранная зона строго режима!

8. Лучшее время для восхождений – март-апрель. Охраны в это время не бывает.

9. В точке I – комфортный грот на 5-6 человек. Высота 100-120 см.

10. Ночевки располагаются под нависанием у подошвы стены. Чистота – небывалая, храните!

11. Вороны расхищают любую заначку на стене в день ее закладки.

12. Оставленную на зиму в полиэтилене под карнизом веревку мыши перегрызли в 23 местах – учтите это!

13. После дождей стена сочится 3-4 дня, а не часа, как на ЮБК.

14. При работе на интервалах R3 – R6, R6 – R8 удобнее 60-ти метровая веревка.

15. Как доставить нижний конец «судейской» страховки, закрепленной в R8 к началу траверса (фото 4)? Спустить его на скользящем карабине вниз от R6 по веревке, уходящей к R3 .

Описание составил Стрельцов С. I с.р.
Инструкторское удостоверение СССР № 4187
Инструкторское удостоверение РФ № 1810
Геолог 1 категории.
Оформление: Кузнецова С.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Для прохождения маршрута Севастополь скачивайте схему и нитку по ссылкам

Согласен с вами, Владимир, Можно открывать еще одну ветку: Горы мира > Крым > Чернореченский каньон.

На всякий случай даю ссылки на оригинальные файлы схемы и нитки маршрута:

Схема маршрута: https://yadi.sk/i/CdiBe8eKmgdHE

Нитка маршрута: https://yadi.sk/i/AIuhp737mgdJB

 
Сепгей Стрельцов - многогранен

http://ruinformer.com/page/sevastopolskij-geolog-pora-sobirat-kamni-dlja-kerchenskoj-perepravy Это материал о строительства моста через Керченский пролив в видении Стрельцова. А что касается Кизил-каи, так она от Куш-каи километрах в 20. Это уже Чернореченский каньон, водная артерия Севастополя.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru