Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном путешествии по Памиро-Алаю летом 2015. Часть 1
ОТЧЁТ о прохождении горного туристского маршрута шестой категории сложности (прим.ред. - не подтверждено МКК) по Памиро-Алаю (Матчинский горный узел), совершённом группой г. Санкт-Петербурга, в период с 29 июля по 24 августа 2015 года Нитка маршрута:г. Душанбе – киш. Дехисор – переправа через р. Зеравшан - дол. Зеравшан – лед. Зеравшанский – лед. Толстова – лед. Зеравшанский – лед. Скачкова –ледопад цирка Щуровского Ю. (примерно 2А, 4200, рад.)– лед. Скачкова -пер. Землепроходцев (2Б, 4924)– лед. Толстова –пер. Нансена (3Б, 4903)– лед. Фарахноу –пер. Фарахноу (3Б, 4732)– лед. Каратура –пер. Каратура (3А, 4872)– лед. Юлдыша –пер. Башня (2Б, 4509)– лед. Юлдыша нижний –ледопад Рама (примерно 2Б-3А, 3927)– лед. Рама нижний – ущ. Рама – дол. Зеравшан – переправа через р. Зеравшан – киш. Дехавз – г. Душанбе Руководитель группы:Кавеев Андрей Камильевич max11-07@mail.ru Комментарии: Использованы общепринятые туристские сокращения. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы по перилам, синим цветом путь движения группы в связке. Для определения координат использовался GPS навигатор – GARMIN. Высоты перевалов и стоянок даны по показаниям навигатора. В некоторых случаях высоты были скорректированы по сравнению с имеющимися в перечне перевалов. Система координат WGS 84. Километраж на первые три ходовых дня указан с учетом челночного хождения. В отчете указаны три значения километража (с коэффициентом 1.2): длина маршрута без учета челнока и хождения за главной заброской у р. Парак, длина пути с учетом хождения за этой заброской, и длина пройденного пути с учетом челнока до устья р. Парак. Время в табличках указано чистое ходовое. 1. Справочные сведения
1.1. Определяющие препятствия маршрута:
1.3. Состав группы
2. Вводная часть 2.1 Общая смысловая идея похода Категория сложности похода и выбор района определялись желанием пройти несколько крайне редко посещаемых препятствий 3Б категории сложности в интересном и редко посещаемом районе, а также увеличить высотный опыт части группы. Кроме того, было желание уточнить категорийность указанных ЛП. 2.2 Предпоходная подготовка Подготовка к походу проходила на Больших скалах (оз. Ястребиное) Лен. области, а также на ледовом склоне р. Тосна (п. Саблино). 2.3 Особенности стратегии и тактики Условно маршрут был разбит на три части. Первая часть – долина р. Зеравшан, вход в район, челнок от переправы через р. Зеравшан, вдоль лед. Зеравшанский, до устья лед. Толстого. Вторая - акклиматизация: занос заброски под пер. Нансена, прохождение ЛП 2А и 2Б и выход к основной технической части. Третья часть - прохождение основных определяющих ЛП похода и выход из района. 2.4 Подъезд в район и отъезд из района Из Санкт-Петербурга до Душанбе добирались самолётом, далее на автомашине (джип) до кишлака Вадиф. Затем на другом джипе – до н.п. Дехисор. Наконец, затем на а.м. Нива – до переправы через р. Зеравшан на 10 км. выше по течению. Из района выходили тем же путем. Из Душанбе до Санкт-Петербурга добирались самолетом с пересадкой в Екатеринбурге. 2.5 Аварийные выходы и запасные варианты На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты. Практически из любой точки района похода можно выйти на Зеравшанский ледник для дальнейшего спуска по р. Зеравшан. Следует отметить, что при возникновении аварийной ситуации самостоятельный выход из района затруднителен в силу трудности прохождения Зеравшанского ледника и необходимости брода р. Парак, может потребоваться эвакуация вертолетом. 2.6 Организационные сведения Оформлением пропусков в пограничную зону, заказом автотранспорта занимались заблаговременно, списавшись с принимающей стороной. Принимающая сторона: компания Памир Пикс:http://www.pamirpeaks.tj/- транспорт, регистрация, погранпропуск, газовые баллоны Также рекомендуем связываться с Пулькевичем Олегом Владимировичем из КЧС Таджикистана, о котором упоминалось в отчете Титова 2012 года (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6600). Группа перед выездом из Санкт-Петербурга застраховалась в страховой компании «РЕСО» на 30 000 USD каждый. Для обеспечения безопасности в группе имелся спутниковый телефон, периодически осуществлялась связь с координатором в Санкт-Петербурге. 2.7 Запланированный и пройденный маршрут Запланированный маршрут:г. Душанбе – пос. Дехисор – переправа через р. Зеравшан - дол. Зеравшан – лед. Зеравшанский – лед. Толстова – лед. Зеравшанский – лед. Скачкова – ледопад цирка Щуровского Ю. (2А рад.) – пер. Землепроходцев (2Б) – лед. Толстова – пер. Нансена (3Б) – лед. Фарахноу – пер. Фарахноу (3Б) – лед. Каратура – пер. Каратура (3А) – лед. Юлдыша – пер. Башня (2Б) – лед. Юлдыша нижний – ледопад Рама (2Б-3А) – лед. Рама нижний – дол. Рама – дол. Зеравшан – переправа через р. Зеравшан – г. Душанбе Пройденный маршрут:пройденный маршрут полностью соответствует запланированному. 3. Краткая географическая характеристика района. Можно ознакомиться по хорошо известной ссылке: http://mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/matcha.shtml 4. Схема движения группы на маршруте Протяженность маршрута без учета челночного хождения от переправы через р. Зеравшан до устья р. Парак и без учета хождения за главной заброской от устья лед. Толстова до устья р. Парак – 164 км. Длина пути с учетом хождения за этой заброской – 188 км. Длина пройденного пути с учетом челночного хождения до устья р. Парак –238 км.
Высотный график:
5. График движения
6. Техническое описание маршрута Прибыли в Душанбе в 1 час ночи 28.07. Представители Памир Пикс встретили нас в аэропорту и отвезли на станцию юных туристов (ул. Чехова, 10), примерно 10 минут езды от аэропорта. Ночевка в домиках стоит 30 сомони/чел. в сутки. (1 сомони = 11 руб). Можно ночевать на улице на футбольном поле, поставив палатку, или же под открытым небом (внимание, комары!). В этом году в Душанбе шли дожди (!) и ночевка на свежем воздухе не задалась. Питаться ходили в кафе в соседнем с СЮТ доме. Вполне прилично. Напротив СЮТ – базар, где купили часть раскладки. Также продукты можно купить в обычном универсальном магазине, которые есть в Душанбе. Сегодня поговорили по телефону с Пулькевичем, передали ему нашу нитку. Таким образом, схема действий в случае ЧП выглядела так: звонок в страховую, независимо от этого звонок Пулькевичу, звонок координатору в СПб, и звонок в Памир Пикс. Итогом взаимодействий всех со всеми должен быть вертолет. Реально за вертолет отвечает страховая, но по словам Пулькевича за вертолетом и спасателями все равно обратятся к ним. При этом обязателен договор страховой с ними. По другим сведениям, вертолетов у МЧС нет. В общем, до конца эта ситуация не выяснена. Слава богу, что не понадобилось. В 6.00 29.07 отъезд на машине. С Памир Пикс заранее оговорили, еще до приезда, что будет джип, и довезут до самой дальней точки, до которой он сможет доехать. Предполагалось, что это будет переправа – канатный вагончик через р. Зеравшан, выше по течению с. Дехисор на 10 км. Расценка - 1.20 доллара/км. К сожалению, погода в этот день была плохая, выше с. Айни в горах шли дожди, и доехать смогли только до кишлака Вадиф, т.е. не доехали около 15 км до Дехисора и еще 10 км до переправы. Приток Зеравшана разлился, и проехать было невозможно. Дорога до Вадифа заняла более 10 часов, и составила примерно 300 км, из которых более половины было по грунтовым серпантинам. В Вадифе были в 6 вечера. Через приток есть пешеходный мостик, по которому мы перенесли вещи (180 кг/4 чел.) и затем нашли машину. К счастью, это оказался джип. За 100 сомони доехали до Дехисора. Перед Дехисором была погранчасть, в которой переписали наши фамилии, изучили пропуск и пропустили. В принципе, мимо нее можно проехать свободно, нет никаких шлагбаумов (как, например, в долине р. Ярхыч), но водитель сам остановился и предложил к пограничникам зайти. Дальше Дехисора опять-таки проехать было нельзя, и опять-таки потому, что разлился приток. У водителя, который нас довез, был мобильный телефон (сотовая связь есть практически во всей Зеравшанской долине, до последнего населенного пункта), и он созвонился с еще одним шофером, на другой стороне притока. Это нам сильно помогло, т.к. на другом берегу населенного пункта поблизости уже не было. А найденный водитель (уже 3-й по счету) по-русски не говорил. Последний отрезок пути обошелся в 150 сомони. Дорога местами была подмыта, приходилось выходить из машины и идти пешком в опасных местах. У переправы-вагончика (фото 1) были в 10 вечера. Ночевали прямо у переправы. В 200 метрах был последний небольшой кишлак.
Подъем в 8.00, выход в 11.40. В два приема переправились через Зеравшан, на орографически левый берег. У вагончика отсутствовала возвратная веревка, поэтому пришлось пригласить местного жителя, который перегнал вагончик обратно, после нашей переправы.
Отсюда и до устья р. Парак мы переносили груз челноком. От места переправы и до летника Кожраго находятся пастбища, и потому идет скотная тропа, где-то четкая, где-то менее выраженная. Первая ночевка – у края поймы Зеравшана. Сделано 9 получасовых переходов, включая челнок (т.е. три перехода чистого перемещения). Сегодня много времени ушло на перекладывание, разбор и ремонт снаряжения. Кроме того, еще не выработалась привычка к грузу и наборам высоты, потому темп движения был низким.
Подъем в 7.30. Продолжаем челнок вдоль Зеравшана. Тропа идет по заливным лугам, кое-где спускаемся и идем по краю поймы реки. Пойма очень широкая, примерно километр (фото 2). Путь достаточно очевиден. У Зеравшана достаточно много притоков. Приходится переходить в брод примерно 5 раз. Глубина в месте бродов – 10-30 см (фото 3). Отметим, что на обратном пути, в конце августа, глубина уменьшилась, примерно на 10 см в среднем. Воду берем из ручьев, в местах пастбищ обеззараживаем марганцовкой и прогоняем через фильтр “Аквафор-универсал”.
Ночевка у прижима, своеобразный тупик между рекой и склоном (фото 4). Сделано 9 переходов по 30-40 минут с учетом челнока. Продолжается втягивание в работу. Сегодня гораздо тяжелее идется участнику, который накануне показывал наилучший темп.
Подъем в 6.00, выход в 9.00. Тропа уходит резко вверх по склону (фото 5 – вид с тропы на место ночевки). Начало помечено туром. Дальше два перехода по 30 минут, скотная тропа траверсирует склон, кое-где уже нужен ледоруб, т.к. склон местами из плотной глины и достаточно крут (фото 6).
Доходим до последнего летника Кожраго, бродим речку (20-30 см глубина) и идем по пологой долине вдоль поймы. Сегодня доходим до р. Парак и начала Зеравшанского ледника (фото 7). Сделано 12 переходов по 30 минут с учетом челнока.
Подъем в 5.00. Вечером накануне просматривали возможное место брода через Парак (фото 8). Утром бродим речку в 5.30, до завтрака. Обязательно бродить ранним утром, т.к. река достаточно глубока, разлив в месте перехода в несколько рукавов, местами выше, чем по колено. Переход стеночкой, течение достаточно сильное. Нам пришлось перейти три раза, так как мы челночили. Предпочтительно сделать эти три перехода сразу подряд. Чтобы меньше мерзнуть. Некоторое время переодевались, сушились, завтракали, откладывали вещи в первую, небольшую, заброску, которую оставили неподалеку от места переправы (вещи на обратную дорогу). Движение начали в 12.00.
Зеравшанский ледник имеет протяженность более 25 километров, причем открытая его часть начинается примерно на уровне устья ледника Толстова. Движение по его зачехленной части крайне затруднительно (и в общем, не имеет смысла) из-за наличия больших разрывов и ледосбросов, а также его неровного характера, отнимающего большое количество времени. Из изученных нами отчетов групп Титова и Мартынова (2012, 2013 годы) было не ясно, с какой стороны лучше ледник обходить. Поначалу мы попробовали двигаться орографически слева, так как вроде бы прослеживался относительно несложный для прохождения травянистый карман между ледником и склоном. Но примерно через два получасовых перехода движение стало более затруднительным, и мы приняли решение пересечь ледник, уйти на его орографически правую сторону, и подняться над ледником на старый моренный вал (фото 9), по которому также иногда рекомендовали ходить в старых отчетах. Идти по леднику “в лоб” категорически не рекомендуем, как на подъем, так и на спуск.
Ширина Зеравшанского ледника более километра. При пересечении приходится долго петлять между ледосбросами (фото 10). Воду найти проблематично, необходимо брать с собой запас как минимум на два-три перехода. С учётом большого веса рюкзаков (даже не смотря на челнок) и пока еще слабую акклиматизацию, эта часть пути весьма тяжела, что следует принимать в расчет.
Перейдя ледник, ищем оптимальное место выхода на моренный вал. Оно относительно очевидно (см. фото 9). Вода опять-таки отсутствует. В конце третьего по счету перехода, примерно в месте выхода на вал, находим небольшой снежник и топим воду для обеда. Если бы этого снежника не было, то до ближайшего ручья, стекающего со склона, было примерно еще два перехода, первый из которых предполагает почти получасовой набор высоты. Поэтому к вопросу обеспечения группы водой для переходов и обеда на этом участке пути следует подойти очень внимательно. После обеда делаем указанные два перехода, предварительно сходив на разведку вверх по склону и обнаружив там слабое подобие тропы, старую тряпку и пластиковую бутылку. Чуть дальше по тропе находим диодный фонарик (гр. Титова или Мартынова – кто потерял?). Характер пути – траверс травянистых складок склона, тропа местами есть, местами теряется. Оптимально идти, пожалуй, по гребню старого вала, местами спускаясь в карман этого гребня (фото 11, 12).
Ночевка у первого ручья, у достаточно большого снежника, стекающего из бокового ущелья. Сделано 7 получасовых переходов. Отбой в 22.00.
Выход в 8.00. Продолжаем движение по моренному валу. Более трудная, складчатая часть пути была вчера. Сегодня моренный карман местами достаточно широк, идется проще. Местами встречаются ручейки, хотя на переходы все равно желательно брать с собой воду. Вообще, пить из ручьев – дело на любителя, можно застудить горло (личный опыт). К вечеру выходим к устью ледника Толстова. Моренный вал кончается высоко над ледником, заканчиваясь тупиком между глинистым склоном, уходящим вниз, и травянисто-скальным склоном наверх. Разведка показала, что дальше траверсировать склон возможности нет, нужно спускаться вниз на ледник. Здесь ночуем. Симпатичное комфортное место (фото 13), с озерцом и кем-то построенной стенкой из камней. Со стоянки, как с балкона, открывается красивый вид на Зеравшанский ледник и его верховья (фото 14). Сегодня шлось достаточно тяжело – сделано 9 переходов длительностью полчаса и менее. Отбой в 21.00.
Выход в 8.00. Сегодня формируем и относим заброску на ледник Толстова, поближе к пер. Нансена. Спускаемся вниз на ледник траверсом достаточно неприятного глинистого склона и орографически правым бортом движемся по зачехленному леднику (фото 15), большую часть ледовых сбросов оставляя ниже. Поначалу идем вблизи скал, затем, по мере выполаживания ледника, забираем ближе к центру. Постепенно выходим на открытую часть ледника Толстова. Начинается дождь. Делаем 6 переходов по 30 минут и оставляем заброску под большим камнем посередине ледника. Затем возвращаемся к месту ночевки за 4 получасовых перехода. Сегодняшний день – первый, хотя и небольшой, “зуб” акклиматизационной пилы. Отбой в 20.00.
Выход в 9.00. Сегодня начинаем путь за остатком вещей, которые остались у переправы через р. Парак. Вниз идется легче, к тому же налегке – мы взяли палатку, спальные принадлежности и продуктов на три дня. Ночуем у входа в ущелье, устроив полудневку. Сделано 3 перехода по 30 минут по вершине моренного вала. Отбой в 20.00.
Выход в 7.00. В месте ночевки оставляем палатку и налегке идем вниз. За 1 получасовой переход доходим до нашего места ночевки 4-го дня, минуем его и спускаемся на Зеравшанский ледник по пути подъема, пересекаем его, выходим к заброске еще через 4 получасовых перехода, после чего повторяем пройденный путь (уже в третий раз) до оставленной палатки. Обратно идем 7 переходов. Итого 12 переходов, в основном по моренам и чехлу ледника. Достаточно утомительный день.
Выход в 7.15. Возвращаемся на нашу стоянку у устья лед. Толстова за 5 получасовых переходов. Разбираем вещи, обедаем и спускаемся вновь на ледник Толстова. Пересекаем его устье, петляя между ледосбросов и как можно раньше выходим на место его слияния с Зеравшанским ледником. Здесь идти существенно легче, так как в этом месте Зеравшанский ледник наконец становится открытым. За 5 переходов выходим к устью ледника Скачкова и начинаем подъем на ледник. Стык ледников Скачкова и Толстова достаточно разорван, приходится проходить по ледовым мостам. Устье ледника Скачкова (фото 16) несколько уже, чем устье ледника Толстова, поэтому ледосбросов меньше, хотя точно также зачехлено. Придерживаемся его орографически правой части, хотя далеко от центра не уходим. Делаем два перехода по 30 минут, и останавливаемся на ночевку на маленьком снежнике. С места ночевки виден наш первый перевал Землепроходцев (2Б, см. фото 16).
Выход в 7.40. За 5 получасовых переходов доходим до подножия ледопада цирка Щуровского Южный (фото 17), ведущего на одноименный перевал (2Б).
Сегодня первый достаточно заметный набор высоты под рюкзаками, потому идется тяжело, ощущается высота. Останавливаемся у подножия ледника, делаем площадку из плоских камней. После обеда, согласно принципу “залезть выше – ночевать ниже”, делаем акклиматизационный выход на плато ледника Щуровского Ю. Цели подняться на собственно перевал мы не ставили изначально по ряду причин, и в нитку его не включали. Во-первых, нужен был более низкий зуб акклиматизационной пилы (выше, чем 4000 м), прежде, чем мы поднимемся на пер. Землепроходцев, высота которого почти 5000 м. Во-вторых, подъем на перевал Щуровского Ю. не представлял собой для нас технического интереса: подъем на плато слева по ходу по снегу и осыпи, в обход разрывов ледника (фото 18), подход под перевальный взлет (фото 19), представляющий собой скальную стену, и вероятный подъем по какому-либо кулуару с возможными скальными участками. Нам же, наоборот, была необходима техническая тренировка (или разминка) на более-менее сложном льду, для дальнейшего прохождения снежно-ледовых перевалов 2Б-3Б.
По снежному склону крутизной до 30 градусов прошли в три такта, затем, в месте выхода в разрывы связались и дальнейшее движение происходило одновременно, в связке 4-ке, с парой промежуточных буров. У ведущего – пара ледовых инструментов. Несколько крутых участков прошли с переходом на попеременную страховку. Прошли примерно 400-500 метров, петляя между разрывами, до выполаживания. Спуск тем же порядком – одновременное движение. Несколько крутых ледовых взлобков было пройдено лицом к склону, хотя в целом движение – лицом от склона. В лагерь спустились в 19.00 (темнеть начинает в это же время). Итоговый набор/сброс – примерно 200 метров от места стоянки.
Выход в 9.30. За 3 получасовых перехода подходим под взлет перевала Землепроходцев. При движении справа по ходу виден пер. Осиповичи (фото 20). Слева по ходу – не пройденный до сих пор (по нашей информации, хотя упоминания о нем имеются в отчетах ещё 1987 года) перевал (фото 21), ведущий на лед. Толстова. Этот перевал выглядит гораздо более простым (прослеживается лишь два забитых фирном основных разрыва склона) и низким, чем пер. Землепроходцев и является более логичным выбором для перехода на соседний ледник и может быть рекомендован группам для (перво)прохождения. Насколько удалось рассмотреть в Google Earth, спусковая сторона представляет собой относительно широкий снежный склон и, вероятно, не представляет существенной сложности для групп, имеющих опыт прохождения перевалов от 2Б. Вместе с тем, взлет перевала достаточно узок и очевидно простреливается камнями с орографически правого борта, особенно в верхней части. Поэтому подъем целесообразно осуществлять до освещения перевала солнцем.
Верховья лед. Скачкова, помимо указанных двух перевалов, ведут на пер. Шабашова (2А*) и ОПТЭ (3А), см. фото 22.
Со стоянки перевальный взлет отлично виден и чем-то напоминает “собачью морду”. Выбираем путь подъема, более-менее совпадающий с путями предыдущих групп. Вечером делаем предварительную обработку, провесив две веревки перил правее “собачьей морды” по ходу.
Подъем в 3.00, выход в 6.00 (ждали погодное окно). На седловине были в 15.00. Перевал Землепроходцев (2Б, 4924),фото 23.Перевал со стороны лед. Скачкова представляет собой снежно-ледовый склон протяженностью до 650 метров, перерезанный несколькими разрывами. Наибольшие разрывы в верхней части. Подъем на перевал можно разделить на два участка. Участок 1: 100 метров перил по ледовому склону крутизной 40-45 градусов (фото 24), далее примерно 50 метров фирнового склона крутизной 35-40 градусов (можно пройти в связке через промежуточный бур, фото 25). Участок 2: пояс разрывов (фото 26 – элемент участка 2) протяженностью 400 метров. Ключевой участок здесь – ледовая стенка высотой примерно 15 метров и крутизной от 80 градусов в нижней части, до 60 градусов в верхней. Раздельный подъем рюкзаков. Далее движение в связке со страховкой через промежуточный бур (местами достаточно ажурные мосты с набором высоты), чередующееся с опериливанием крутых взлобков – еще 5 веревок перил. Седловина перевала (фото 27) относительно узкая, хотя и протяженная, ночевка возможна, но проблематична. На седловине также есть разрыв льда. Спуск с перевала на лед. Толстова (фото 28) наиболее пологий орографически справа, ближе к скалам, и представляет собой фирновый склон протяженностью примерно 700 м, крутизной около 35 градусов. Можно идти одновременно, в связке. Определяющая сторона перевала – со стороны лед. Скачкова.
Поначалу тура мы не обнаружили, сложили свой на скалах, в месте выхода на седловину (крайняя скала слева по ходу), и оставили там записку. Однако перед началом спуска, справа по ходу на скалах, мы обнаружили второй тур, оставленный предыдущими группами. Поскольку в последние годы перевал проходят на подъем со стороны лед. Толстова (нам известно, что Кушманцев в 2007 году проходил перевал в том же направлении, что и мы), тур в этом месте также логичен. Так что теперь на перевале два тура. Снята записка группы Новосёлова А. А. от 29.07.2015. Спуск с перевала занял около 2 часов. Цирк перевала со стороны лед. Толстова достаточно маленький (фото 29). Подъем на перевал осуществлялся частично в условиях плохой видимости: прямо на наших глазах утром пришел циклон, на хребет сели облака, в силу чего запланированный выход в 5.00 у нас не получился. Фото 30 – так это выглядело с перевального взлета примерно в 8.00. Аналогичное облако потом пришло и к нам. На спуске с перевала погода еще более испортилась, подул сильный ветер со снегом. Пожалуй, сегодня – самый непогожий день за всю высотную часть маршрута.
Еще несколько фотографий. Фото 31 – вид с седловины на ледник пер. Осиповичи. Фото 32 – вид с седловины на пер. Нансена. Фото 33 - вид с седловины пер. Землепроходцев на лед. Толстова.
Вывод: перевал Землепроходцев при прохождении со стороны лед. Скачкова – достаточно нагруженная 2Б (особенно с учетом фактора высотности), требующая наличия в группе хотя бы одного ледового лидера с опытом прохождения нескольких перевалов данной категории сложности.
Выход в 10.00. От вчерашней непогоды не осталось и следа. На скалах признаки свежего снега, которые достаточно быстро растаяли после восхода солнца. Спускаемся на ледник Толстова. Выход из цирка представляет собой участок закрытого ледника с трещинами (фото 34), требуется движение в связке и зондирование склона. Открывается отличный вид на пер. Нансена, Толстова и Долгожданный (фото 35) в верховьях лед. Толстова. Спуск на лед. Толстова занял 1 час.
Далее за два получасовых перехода подходим под взлет перевала Нансена. На втором переходе приходится пересекать своеобразное “фирновое болото” – раскисший фирн, под которым протекает множество ручейков. Обувь сухой сохранить практически невозможно. Сегодня у части группы полудневка, двое участников отдыхают и наблюдают за перевалом Нансена, а вторые двое идут за заброской, оставленной ниже на леднике. Поход за заброской занял 4 часа 45 минут.
Сегодня у тех, кто накануне ходил за заброской – день отдыха. Продолжаем наблюдать за перевалом Нансена. Наблюдаем частые обширные камнепады по скалам и рандклюфту с орографически правого борта. Скала с этой стороны активно разрушается. Орографически левый склон – несколько тише, но и там иногда грохот. После обеда, когда солнце начинает уходить со склона перевала, двое участников уходят на обработку первой ступени ледопада и провешивают две перильных веревки. Нам известно о трех прохождениях данного перевала (на подъем - Л. Хасдан в 1987 году и С. Кушманцев в 2007 году. Его также проходил на спуск по определяющей стороне в сторону лед. Толстова Н. Шмыков в 1981 году, назвав пер. с/к НЭТИ, оценив как 3А*, хотя Л. Хасдан об этом прохождении не упоминает). При этом группа Л. Хасдана целиком обошла нижний ледопад перевала по скалам орографически левого борта и оценила сложность данного перевала как “3А-3Б, требующую уточнения”. Группа С. Кушманцева впервые прошла перевал через ледопад в рамках заявленного похода 5 к.с. С тех пор попыток прохождения перевала не осуществлялось. Одной из задач настоящего похода мы ставили прохождение и уточнение категории сложности этого перевала.
Выход в 6.00. Погода отличная. Мы запланировали два дня на прохождение перевального взлета. Сегодня был план пройти нижний ледопад. Прохождение и выход на выполаживание над ледопадом заняли 8 часов непрерывной работы. Траектория движения несколько отличается от предложенной С. Кушманцевым в силу вероятного изменения рисунка ледопада. На выполаживании с запозданием обедаем. Далее движемся по короткому участку широких разрывов в связке и выходим на протяженный снежно-ледовый склон. По склону идем в связке, придерживаясь левого по ходу борта, затем через 300 метров траверсируем склон до небольшой мульды под огромным сераком, где можно ночевать. Собственно, мест для ночевки всего два. Первое – в месте обеда на относительно ровной площадке, вместе с тем достаточно открытой для крупных ледовых обвалов. Возможно, где-то можно найти защищенное место под прикрытием верхнего края разрыва. Второе место – наша мульда. Оно также не безопасное – видны отдельные прилетевшие сверху камни. Ночевать можно непосредственно под сераком, однако мы не рискнули и поставили палатку на площадке в десятке метров в сторону. С одной стороны, отсутствовала угроза обвала серака, но с другой стороны, место потенциально простреливалось камнями с орографически левого борта. По характеру склона большая часть камней все-таки уходила в рандклюфт и мы сочли риск подобной ночевки разумным. Действительно, камней при нас в опасной близости за вечер, ночь и утро не пролетело. По рандклюфту течет вода. На страховке можно сходить и набрать в бутылки, но есть риск получить камнем. Останавливаемся для постановки лагеря в 17.00.
Выход в 6.15. В связке проходим склон 400 метров, преодолеваем разрыв шириной в пару метров, приходится раздельно вытаскивать рюкзаки. Далее еще 300 метров в связке. Постепенно на склон выходит солнце, фирн раскисает и движение затрудняется. В 10.00 подходим к главному разрыву перед финальным участком взлета. В целом линия движения близка к таковой у Кушманцева (центр с последующим переходом влево по ходу и прохождение разрыва по мостам). Вместе с тем он не упоминает о проблемах перехода этого разрыва. Разведка показала, что переходы по мостам отсутствуют на всей протяженности склона. Наиболее простым участком оказалось нависание высотой примерно 6 метров (90 градусов внизу и карниз примерно 1 метр 120 градусов) над относительно рыхлой фирновой пробкой. Проходим этот участок с помощью ледовых инструментов и ИТО, т.к. верх нависания засыпан рыхлым фирном и надежно нагрузить инструменты для прохода карниза лазаньем не получалось. К нависанию сверху подходил желоб, по которому текла вода, так что двойка, обрабатывавшая участок, приняла холодный душ под небольшим водопадом с нависания. Рюкзаки поднимаем раздельно и сразу же выходим из желоба. Далее провешиваем еще три веревки перил, проходим еще один разрыв, и выходим на седловину в 18.00. Седловина уютная, представляет собой широкую мульду, удобную для постановки палаток, есть озерцо, в котором можно с трудом, но набрать воду. Тур нашли на скале, вдающейся в озерцо, сняли, как и ожидалось, записку С. Кушманцева от 14.08.2007. Сложность перевала Нансена, с учетом его нынешнего состояния, мы с определенностью оцениваем как 3Б, причем не самую простую и технически весьма интересную. Состояние и характер определяющей стороны на настоящий момент делает подъем на перевал за один день затруднительным. Перевал Нансена (3Б, 4903).Определяющая сторона – со стороны лед. Толстова (см. фото 36). Подъем на перевал состоит из 4 участков. Участок 1: нижний ледопад. Ледопад состоит из 5 ярусов, разделенных выполаживаниями, представляющими собой забитые фирном широкие разрывы. Первый ярус обходится по лавинному конусу в три такта как слева, так и справа. Более безопасно обходить справа по ходу. Далее перила 50 метров 60-70 градусов по ледовой стенке второго яруса и выход на его верх. Затем переход вправо по ходу по ледовой полке и вход в трещину в стене третьего яруса. 50 метров перил (30 из них по трещине), до 90 градусов в верхней части, движение в “камин” в обход небольшого нависания и выход на крутую полку над третьим ярусом. По полке движение влево по ходу еще 50 метров перил (3 метра 60 градусов вначале, затем 45 градусов основная часть веревки, и 60 градусов 5 метров в верхней части). Далее 20 метров перил - 30 градусный лед (пересечение полки), и 50 метров 45 градусов – выход на верх четвертого яруса. Затем по широкой фирновой полке вправо по ходу выходим на единственный фирновый мост (фото 43) между 4-м и 5-м ярусом: 20 метров рыхлого ненадежного фирна над трещиной (ширина собственно трещины 5 метров). Крутизна моста 90 градусов в нижней части и 45-60 градусов в верхней. Итого провешено 7 перильных веревок. Далее выход на участок 2 – выполаживание над ледопадом, представляющее собой закрытый ледник, перерезанный широкими трещинами. Движение по выполаживанию в связке, движение по ажурным мостам над трещинами попеременное, с обеспечением страховки на краях мостов. Общая протяженность участка 300 метров. Далее участок 3 – протяженный снежно-ледовый склон крутизной 30-40 градусов. Длина участка – ориентировочно 400 метров. Движение в связке. Страховка через промежуточный бур на отдельных крутых участках. В верхней части – трещины. Раздельный подъем рюкзаков через первую трещину (стенка 2 метра с небольшим сфирнованным нависанием). Ключевой момент – переход с участка 3 на участок 4. Участки разделены широким разрывом высотой до 15 метров, с нависающим краем. Преодоление ключа в наиболее низком месте (в нашем случае 6 метров) – на ИТО через нависание, и выход на участок 4. На нём 2.5 веревки перил по снежно-ледовому склону крутизной 40-50 градусов, есть еще один разрыв шириной 2 метра. Итого 10 веревок перил, 700 метров движения в связке, в т.ч. через промежуточные буры. Применение всего имеющегося арсенала снежно-ледовой техники: неоднократный раздельный подъем рюкзаков, навеска перил на вертикальные стенки, преодоление нависаний, ИТО, страховка на протяженных ажурных мостах, предварительная разведка. Отметим, что при этом наша группа по возможности старается не злоупотреблять перилами и весь лёд/снег до 45 градусов старается проходить одновременным движением в связке. Фото 37-51 относятся к подъему и описанию выше. Спуск с перевала в сторону лед. Фарахноу относительно несложен (фото 52) – 2.5 веревки перил по льду крутизной 40-45 градусов (начало спуска - слева по ходу). Последняя веревка – через бергшрунд шириной около 3 метров (вертикальная ледовая стенка). Затем движение в связке по фирновому склону крутизной 35-40 градусов и протяженностью 600 метров, с отдельными выходами льда и разрывами в нижней части. Несколько слов об опасности перевала. Сам по себе подъем на перевал относительно безопасен, за исключением отдельных участков, простреливаемых камнями (указано на фото 36). Также наблюдались падения ледовых глыб с председловинного ледопада справа по ходу (см. фото 36). Наибольшую опасность представляет подход к перевалу и обход первой ступени, который перекрывается обширными обвалами камней и льда. Со скал обоих бортов по рандклюфтам постоянно идут камнепады круглые сутки. В нашем случае особую опасность представлял орографически правый борт (сравните фото 36 и 40, до и после мощного ночного камнепада). Скалы этого борта активно разрушались у нас на глазах. Когда мы были уже в ледопаде, мы наблюдали, как отвалился огромный цельный кусок стены размером (без преувеличений) в несколько десятков метров. Что после этого представлял собой склон под первым ярусом, мы уже не видели, но представить было сложно.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||