Автор: Вячеслав Полежайко, Черкассы
Первопрохождении на пик Талунг
ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТНАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА И СКАЛОЛАЗАНИЯ
ОТЧЁТ
Команды Черкасской областной ФАиС
о первопрохождении на пик Талунг (7349м.)
по Северо-Северо-Западному контрфорсу.
Маршрут «Папа Высшая сила» 6Б к.с.
Чемпионат Украины
по альпинизму
2015 год.
- Класс – высотный.
- Вид – заочный.
Руководитель – Фомин М.А.
Участник – Балабанов Н.В.
Тренер – Самостоятельно
Представитель – Полежайко В.А.
Восточные Гималаи, Канченджанга, Непал.
Октябрь 2015
Адреса:
- Тренер – Самостоятельно
- Руководитель – Фомин Михаил Александрович
м. Київ, вул. Приозерна 2Б, кв 6.
- Участник – Балабанов Никита Владимирович
м. Київ вул. Ольжича 27/22 кв. 25
Высота определялась по альтиметтру
Крутизна вычислялась визуально в программе Autocad
Содержание:
- 1. Паспорт восхождения
- 2. Техническое фото маршрута
- 3. Общее фото вершины с нитками маршрутов
- 4. Профиль маршрута справа
- 5. Рисованный профиль маршрута
- 6. Картосхема района восхождения
- 7. Фотопанорама района
- 8. Путь подъёма и спуска
- 9. История восхождений на Талунг
- 10. Подготовка к восхождению
- 11. Тактические действия команды на маршруте
- 12. График восхождения
- 13. Схема маршрута в символах UIAA
- 14. Описание маршрута по участкам
- 15. Фото участков маршрута
Дополнения:
- 1. Протокол разбора восхождения
- 2. Маршрутный лист
- 3. Информационная Карта по АМ
- 4. Отчёт о работе АМ
- 5. Предварительная заявка на участие в Чемпионате Украине по альпинизму
- 6. Именная заявка на участие в Чемпионате Украины по альпинизму
- 7. Учетные карточки спортсменов
- 8. Копии гражданских паспортов
- 9. Копии страхових полисов
- 10. Заключение Черкасской ФаиС
- 11. Протокол классификационной комиcсии ФаиС Украины №3 от 07.11.2014.
- 12. Ходатайство Президенту ФаиС Украины.
Паспорт восхождения.
- 1. Класс восхождения – высотный
- 2. Район восхождения – Гималаи. Непал. Канченджанга.
Пик Талунг (7349м.) по Северо-Северо-Западному контрфорсу. Маршрут «Папа Высшая сила»
- 3. Категория трудности – предположительно 6Б.
- 4. Характер маршрута – комбинированный
- 5. Характеристика маршрута:
Перепад высоты маршрута – 1749 м.
Длинна маршрута – 2445 м.
Средняя крутизна всего маршрута – 58.25°
Средняя крутизна стенной части маршрута - 70.44°
Общая протяжённость участков V к.с. – 660 м.
Общая протяжённость участков VI, VI+ к.с. – 600 м.
- 6. Использовано крючьев:
Скальных – 93 шт.
Шлямбурных – 0 шт.
Закладных элементов – 75 шт.
Ледобуров – 84 шт.
- 7. Оставлено на маршруте:
Скальних – 4 шт.
Шлямбурних – 0 шт.
Закладних элементов – 0 шт.
Ледобуров – 0 шт.
- 8. Ходовых часов команды – 64 часа.
- 9. Ночёвок на маршруте – 5
- 10. Путь спуска – по Западному склону
- 11. Команда Черкаcской областной ФАиС в составе:
1. Фомин Михаил Александрович - КМС по альпинизму.
2. Балабанов Никита Владимирович – КМС по альпинизму.
Тренер – Самостоятельно.
- 12. Выход на маршрут из передового БЛ (5400 м.) – 18.10.2015г. – 06:00.
Вершина – 23.10.2015г. – 14:00.
Возвращение в БЛ – 25.10.2015г. – 13:00.
Техническое фото маршрута
Общее фото вершины с нитками маршрутов
Профиль маршрута справа
Рисованный профиль маршрута
Картосхема района восхождения
Фотопанорама района
Путь подъёма и спуска
История восхождений на Талунг
Впервые эту вершину описали Реберн и Кроуфорд в 1920 году в своей экспедиции на пути
из Сиккима (Британская Индия).В 1953 году буквально в нескольких шагах от вершины
остановились Британские альпинисты Джон Кемпе и Льюис Гилмор (John Kempe and Gilmour
Lewis), в следующем 1954 году они снова попытались подняться на эту вершину в рамках своей
экспедиции на разведку вершины Канченджанга.В 1955 году Маккиннон и Матер - участники
Британской экспедиции на Канченджангу под руководством Чарльза Эванса также предприняли
неудачную попытку восхождения на Талунг. В 1963 году неудачу потерпела и японская
экспедиция.Первое успешное восхождение на Талунг было осуществлено в 1964 году двойкой
альпинистов: Францем Линднером (Franz Lindner, Австрия) и Тенцинг Нанда Шерпа (Tenzing
Nanda Sherpa , Непал). Они были членами Немецкой экспедиции. Их маршрут на вершину
Талунга проходил по Юго-Западному склону с поворотом на Западную стену перед вершиной.
Второе восхождение было сделано лишь в 1991 году словенскими альпинистами: Marko Prezelj и
Andrej Stremfelj по маршруту проходящему по Западно-Северо-Западному склону с выходом на
Западную стену. Их восхождение прошло с использованием лишь одного бивуака на стене. На
вершину взошел тогда лишь Prezelj, в это время Stremfelj ожидал его в 50-и метрах ниже по
склону.Это восхождение на Талунг Словенцы использовали в качестве акклиматизационного
восхождения при первом в истории восхождения по Юго-Западному хребту Канченджанги
Южной. В 1992 году эту словенскую линию пыталась повторить японская экспедиция.
В этом же году свою попытку покорения Талунга предприняла Чешская экспедиция Мартина
Отта. Тогда, Alena Cepelkova и Petr Kolouch пытались подняться по Северо-Северо-Западному
хребту. Они поднялись до отметки в 5900 метров, но из-за большого снега и частых камнепадов
вынуждены были закончить экспедицию и спуститься с отметки в 6600 метров.
Другие участники этой же экспедиции восходили на вершину придерживаясь Словенского
маршрута 1991 года, и Petr Kolouch тогда сделал третье в истории восхождение на эту вершину. В
ноябре 2012 года Северо-Северо-Западный хребет был в планах Британских альпинистов James
Clapham, Gavin Pike и Dave Searle. Однако, после акклиматизационного выхода на отметку в 6400
метров и возвращения на первоначально намеченный маршрут, они обнаружили, что состояние
ледника у Базового лагеря очень опасно для продолжения экспедиции. Тогда они изменили
свои планы и попытались подняться по Северо-Западной стене, но очень сильные ветра и низкие
температуры не позволили им продолжать экспедицию. В мае 2013 года два чешских
альпиниста: Марек Холечек (Marek Holecek) и Зденек Храби (Zdenek Hruby - погиб при спуске с
восьмитысячника Гашербрум 1 9 августа 2013 года), объявили о первопрохождении Северного
склона вершины Талунг (Talung, 7349 м).
Подготовка к восхождению
В состав команды Черкасской областной ФАиС вошли:
- Фомин М.А. – КМС
- Балабанов Н.В. – КМС
На момент восхождения все участники имели схоженность на маршрутах до 6А к.с.
включительно. Все спортсмены находились в отличной физической форме. Объект восхождения
был выбран как очень логичная и очевидная линия на красивую вершину, на которую было
совершено очень большое количество попыток командами из разных стран. Стили попыток были
самыми разными — и осадными, и альпийскими. Наилучший известный результат был у
чешской двойки, в которую входил Марек Холечек в 2004 году — они пролезли нижнюю
скальную часть, но отступили, так как Холечек поморозил ноги на висячей станции.
Предварительно, в Украине, были изучены все возможные описания очерки, и фотографии
района. В 2013 году чешская двойка Марек Холечек и Зденек Грубы были в данном районе (у
Холечека это была вторая попытка) с целью прохождения той же линии, которую пролезла
команда. Но они оценили состояние маршрута как неудовлетворительное, и пролезли снежно-
ледовый склон слева от ССЗ контрфорса, за что были номинированы на Золотой ледоруб.
Логичность и безопасность линии команды очевидна, и по факту маршрут действительно очень
безопасен, в отличие от соседнего чешского маршрута, который проходит под гигантскими
сераками северной стены.
На восхождение команда была обеспечена всем необходимым снаряжением (скальным и
ледовым) и экипировкой.
- 3. Продукты питания – 400 гр на 1 человека в день.
- 4. Вода – топлёный снег.
- 5. Аптечка укомплектованная врачом.
- 6. Связь была обеспечена через спутниковый телефон.
График восхождения
Тактические действия команды на маршруте
В тактическом плане работа на маршруте была организована попеременно, за
исключением непродолжительных снежно-ледовых участков в 4-й, 5-й и 6-й дни, где движение
было одновременным. Каждый член команды работал дневную смену. Страховка
организовывалась через двойную верёвку. Второй участник поднимался по перилам с верхней
страховкой либо лазанием с верхней страховкой (в зависимости от рельефа). Спуск был
организован по классическому маршруту «по Западному склону».
Биваки команда организовывала каждый день путем построения площадок на снежно-
ледовых склонах или гребешках. Каждый вечер на построение площадки уходило 1,5-2 часа.
Схема маршрута в символах UIAA
Описание маршрута по участкам
Подход к началу маршрута от базового лагеря Октанг по леднику в направлении южной стены
Канченджанги.
День 1:
R0-R1: 25м, 90-95 град, M6, VI+ A3
От бергшрунда по отслоившемуся от стены ледовому столбу 4м вверх на его вершину, с него перелезть на обледенелые вертикальные скалы внутреннего угла-камина, по ним сложное лазание 10м под
небольшой карниз, через него сложное ИТО на якорях и крючьях по глухим щелям. После карниза
лазанием по тонкому натечному льду еще 7м без точек до висячей станции на якорях.
R1-R2: 50м, 85 град, М6, AI6, VI+
От станции вверх по сужающемуся внутреннему углу-камину по очень тонкому натечному льду без
возможности организовать страховку первые 10м, далее появляются щели под якоря. Через 20м угол
выполаживается и выходит в заснеженную воронку, по ней вверх к следующему сужению кулуара.
Станция на буре и якоре.
R2-R3: 50м, 70-75 град, AI5, VI
Вверх по серии крутых стенок ледового кулуара, местами тонкий лед.
R3-R4: 50м, 60 град, AI4-5, VI
Вверх по бараньим лбам, засыпанным снегом, к очередному сужению кулуара
R4-R5: 50м, 75-80 град, AI5, VI
Вверх по серии крутых стенок, залитых натечным льдом.
R5-R6: 50м, 80 град, М6, AI6, VI
По скале залитой тонким натечным льдом, очень скудная и ненадежная страховка на коротких бурах и
якорях до станции на скальной стенке на якорях.
R6-R7: 40м, 75 град, AI5, VI
По каскаду крутых залитых натечным льдом стенок вверх под нависающую слева от основного кулуара
скальную стену, под ней станция на снежном конусе и организация площадки под палатку.
День 2
R7-R8: 20м, 70 град, AI4, VI
С площадки под палатку приспуститься в кулуар-угол и двигаться 15м по крутому перемороженному льду
кулуара. Здесь с ледобура маятник-траверс вправо-вниз 5м. На скальной стенке кулуара станция на
крючьях. (Так сделали, чтобы второго не засыпали пылевые лавины, которые идут по кулуару регулярно,
и чтобы лед от первого не попал на станцию).
R8-R9: 50м, 80 град, AI5, М6, VI
Траверс 5м обратно в кулуар. По нему еще 5м по тонкому льду кулуара. Дальше по сужающемуся углу со
скальными выходами по очень тонкому льду и обледенелым скалам 40м до ниши под карнизом на
правой стенке угла. Станция на закладных и ледобурах.
R9-R10: 40м, 80 град, M5, AI5, VI
От станции влево в кулуар. По крутому тонкому льду кулуара затем по скалам под карниз. Здесь с якоря
маятник-траверс влево через скальный лобик в соседний ледовый кулуар. По нему до скального
островка. Станции на закладных.
R10-R11: 50м, снег 60 град, III-IV
От станции вправо вверх по крутому снегу до следующего скального островка. Станция на крючьях.
R11-R12: 50м, 60 град, M4, V
От станции вверх через скальный островок на снег. По нему 5 м вверх до начала бараньих лбов. По
бараньим лбам, залитым натечным льдом 40 м вверх. Страховка бедная. Станция на якорях.
R12-R13: 50м, 75 град, М5, снег, VI
От станции вверх 20 м по сыпучему снегу под крутую скальную стенку. Слева от стенки начинается крутой
внутренний угол. Правая стенка нависает, середина залита натечным льдом и засыпана снегом. По нему
20 м. Страховка бедная, скалы разрушены. Лазание очень ненадежное. На выходе из угла снежный
карниз. Пробить его и выйти на косую полку. По ней 10м вправо-вверх до ледового угла. Станция на
ледобурах.
R13-R14: 50м, 70 град, AI4-5, V
От станции по системе ледовых углов вверх 40 м в направлении скал. Лед местами тонкий. Далее влево к
скалам. Станция на закладных на скальном гребешке.
R14-R15: 20м, снег 60 град, V
От станции вправо-вверх 20 м по крутому снегу под скальную стенку. Здесь станция на якорях и
организация площадки для ночевки.
День 3:
R15-R19: 200м, 60-65град, AI4,V
По снежно-ледовым и микстовым желобам влево-вверх в направлении гребня. Выход на гребень под
начало явного скального взлета-бастиона.
R19-R20: 40м, 65-70 град, М5, V
С гребня, обходя скальный бастион справа по границе скалы и снега, очень сложное и ненадежное
лазание по скалам, покрытым 1-1,5м пушистого неконсолидированного снега. Отсутствие возможности
организовать промежуточные точки страховки, прокладывание пути вперед путем обрушения массы
снега вниз. Станция в нише-гроте в основании скального внутреннего угла.
R20-R21: 30м, VI+ A3
По скальному внутреннему углу и его стенкам сначала лазанием, далее ИТО по глухим щелям на якорях и
крючьях.
День 4
R21-R22: 45м, 90 град, M5-M6, снег, VI
От станции вверх сложным лазанием 20 м по заледенелым и заснеженным скалам угла. Скалы местами
разрушенные. Далее по очень крутому неформующемуся снегу вверх еще 15 м до начала явно
выраженного снежного гребня. По гребню 10 м. Станции на якорях на скалах в понижении.
R22-R23: 35м, 60 град, IV
По гребню вверх до крутой скальной стенки. Станция на отколе.
R23-R24: 50м, 80 град, М5-М6, снег, VI
От станции очень сложным лазанием по крутой стенке 10 м вверх. Далее по крутому снегу гребня. Снег не
формуется, страховку организовать крайне сложно. Станция в снежной яме, вырытой первым.
R24-R25: 50м, 60 град, IV
По крутому снежному гребню вверх.
R25-R26: 50м, 75 град, V
По гребню вверх. Местами очень крутой нестабильный снег. Страховку организовать невозможно.
Станция в яме, вырытой первым.
R26-R27: 100м, 40-50 град, IV
По выполаживающемуся гребню одновременное движение 100м. Здесь организация площадки для
ночевки.
День 5:
R27-R28: 150м, 55 град, IV
Одновременное движение в связке по снежно-ледовому склону-гребню
R28-R32: 200м, 65-70 град, M4-5, AI 4-5, V
Вверх и далее вверх-вправо по ледовым и микстовым желобам через второй скальный пояс в
направлении снежно-ледовой рампы. Временами тонкий натечный лед и невозможность организации
промежуточных точек.
R32-R33: 200м, 55 град, IV
Одновременное движение в связке по снежно-ледовому склону-рампе влево-вверх. На снежном склоне
организация площадки для ночевки.
6 день
R33-R34: 200м, 55 град, IV
Одновременное движение по снежно-ледовой рампе, затем по покатому гребню до скальных островов.
R34-R35: 150м, 40-50 град, III-IV
От скал повернуть вправо-вверх и двигаться по крутым снежным полям в направлении гребня.
R35-R36: 100м, 60 град, IV
По крутому снегу с выходами скал выйти на северо-западный гребень.
R36-вершина: 200м, 40-50 град, IV
По снежному гребню выйти на вершину г. Талунг 7349м.
Фото участков маршрута
|