Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ > Безенги >
Всего отзывов: 4 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.75
Автор: Владимир Берестовский, Москва

Альпийский дневник. Безенги
Часть 1

9 августа. Разбег

Пот капал с кончика носа на каждом четвертом шаге. Раз, два, и-и, кап! Раз, два, и-и, кап!.. Он выступал где-то на лбу, собирался на переносице, стекал по носу и отрывался очередной каплей на каждом четвертом шаге. Капля падала на лёд, а через доли секунды правая нога, обутая в трикони, вдавливала её в тропу, окончательно смешивая её с ледником.

Ритм движения ровный, темп – бодрый. За спиною – хороший рюкзак со снаряжением и запасом продуктов на 10 дней. И так – у каждого из шести участников нашего отделения. Настроение приподнятое. Ведь это – первый выход в самое сердце Кавказа, к знаменитой Стене. Мы поднимаемся, а солёные капли продолжают маркировать тропу, сначала по морене, потом – по самой середине ледника.

Вот и привал. Можно передохнуть и оглядеться. Мы уже на повороте крупнейшего ледника Кавказа, – Безенгийского. Стена, так долго маячившая на горизонте, теперь открылась в полном своём величии и великолепии. Погода роскошная – яркое солнце, синее небо и белоснежные вершины, к которым мы так долго шли. Высотный строй пятитысячников приковывает внимание, стоит безмолвно и гордо, лишь иногда нарушая тишину грохотом сорвавшейся лавины, после которой ещё долго висит большое облако снежной пыли.

Время отдыха быстро проходит, и мы снова идём в сторону Джанги-коша. Впереди – наш инструктор Карпов Евгений Валентинович, опытный альпинист, успевший перед нашей сменой пройти несколько хороших маршрутов на Стене. Он идёт спокойно, привычно и только иногда немного снисходительно поглядывает на нас.

Следом – Боря Возняк, крепкий рубаха-парень с Украины. Идёт бодро, вот только коптит на привалах как паровоз. Зато Тамара Бережная вносит в нашу мужскую компанию дополнительные стимулы для энергичного хода и корректного поведения. Саша Коваленко приехал вместе со мной из Москвы. Его аккуратность и внимательность часто помогают нам с ним в одной связке. А замыкает цепочку Сережа Войтиков – немного замедленный и долговязый, но высокий и сильный.

Сегодня рано утром наш отряд разрядников вышел на свой второй выход для совершения зачётных восхождений. У нашего отделения запланировано три «тройки» и два руководства при двух днях отдыха и одной «четвёрке» инструктора. До последнего дня было неясно, куда идём. И вот вчера, наконец, определились, выходим на «австрийские ночёвки» – Джанги-кош. Судя по описанию – это 7-8 часов хода. По рассказам – может оказаться и все 10. И это

ещё с хорошими рюкзаками продуктов на 8-10 дней! При том, что продукты - как из обычного магазина, никаких там спецпайков и сублимированных изысков. Так что – разминка хорошая.

До этого выхода отдыхали два дня в лагере. В еде, как и в страховке, соблюдали непрерывность. Это – нескончаемые чаи, конфеты, варенье, печенье, персиковый компот и даже картошка с грибами. После первого выхода в Тёплый угол, где тоже, между прочим, ели немало, аппетит у всех в лагере был отменный. По всеобщему признанию эти два дня отдыха стали просто днями обжорства.

Отдых в лагере

И всё же отдых пошёл на пользу. На этот раз идётся намного легче и приятней. Вышли из лагеря в 5.30, пока не жарко. По леднику до уровня Миссес-кош пробежали за 1:25, до центра ледника – ещё 1:20, до верха первой ступени ледопада – 1:25 и ещё 1:20 до Джанги-кош. Итого вместе с привалами – даже меньше 7 часов с потными рюкзаками. Хорошо!

По пути кое-где встречался давно знакомый, ярко выраженный арбузный запах. Так пахнут сине-зелёные водоросли, которые умудряются жить на тающей поверхности ледника и попутных снежниках. Внешне это выглядит весьма необычно, будто кто-то набрызгал на снег раствор марганцовки. И вокруг - сильнейший запах арбуза. Ах, как бы хорошо пошёл сейчас сладкий кусочек после нескольких часов солёного пота!

Последний взлет тропы, - вот и Джанги. Небольшая уютная хижина для особых ценителей комфорта с гордой табличкой «Высокогорный филиал альплагеря Безенги «Джанги-кош» 3200 м».

Хижина Джанги-кош

Рядом с хижиной – обычный осадкомер, похожий на марсианина. А вокруг много удобных мест для палаток и отдыха. Здесь разместились не только мы, но и весь наш отряд разрядников, - около 10 палаток.

Палатки разрядников на Джанги-кош

Наш Валентиныч ещё перед нашей сменой успел где-то на Стене приморозить ноги. Я уже не раз предлагал ему прополисную мазь, которая у меня всегда с собой на случай ожогов и обморожений. Только он напрочь отказывается, считая, что это слишком дорого, а его случай и так заживёт. Вот он и пользуется каждым удобным случаем, чтобы подставить ноги солнышку и свежему ветерку.

Наш Евгений Валентинович

Не успели мы устроиться и поставить обед, как к нам явились незваные гости. Вернее наоборот, - это они чувствуют себя здесь хозяевами и пришли посмотреть, что из съестного принесли сегодня гости с рюкзаками.

А вкусности здесь всем дают?

Туров здесь всегда много. Они будто знают и нутром чуют, что в условиях заповедника находятся в полной безопасности. Поэтому приходят спокойно к палаткам, особенно когда группа на выходе, и могут подчистить все, что плохо лежит.

Любопытство приводит к самым палаткам

Считается, что посуду после обеда можно совсем не мыть. Достаточно оставить её на столе. Туры придут, все вылижут до блеска, потом солнышко посветит, - и всё стерильно, можно пользоваться дальше!

В хорошую погоду порой приходит молодняк и резвится рядом на зеленых пологих склонах.

Стадо молодых туров

А несколько раз приходили и матёрые ребята с едва ли не метровыми рогами. Видимо, искали, что повкуснее, да покрепче посолено.

В поисках соли

И это всё при том, что вокруг – целое столпотворение роскошных пятитысячников. Прямо на юг рукой подать через ледник – огромная Безенгийская Стена от Шхары и Джангитау до Гестолы. Ни много, ни мало – 13 км.

Стена от Джанги-кош на запад

А за спиной совсем рядом – Дыхтау и пик Пушкина. Ледник могуч, в его верховьях всегда что-то сыпется и валится, гремят лавины и ледопады. И даже не сразу понимаешь, почему там отвалившийся висячий ледник падает так медленно и плавно, как в замедленном кино. Выдаёт секрет задержка по звуку. После падения ледника грохот приходит только через несколько секунд. Кажется, что до Стены совсем близко, воздух чистый, прозрачный, и масштабы скрадываются. На самом деле ширина ледника ещё на повороте была около 1 км, а здесь достигает

и 1,5 км. В цирке – даже больше двух! Да и высота Стены здесь около 2 км. Охватить и осознать простым человеческим разумом невозможно. Одним словом – лепота, да и только. И любоваться этой красотой можно бесконечно!

Джанги

Связь с лагерем

12 августа. Джанги-кош

Сезон восхождений в самом разгаре. На сегодняшний день наше отделение уже имеет по 2 «двойки» и 2 «тройки». Тренировочную «двойку» Укю мы сделали ещё из Тёплого угла на своём первом выходе.

А здесь ходили уже три дня подряд:

10-го – Башха-ауз по С-З гребню 3А,

11-го – пик Семеновского по С-В гребню 2А (руководство Бори),

12-го – Башха-ауз по западному контрфорсу 3Б.

Башха-ауз порадовал приятным маршрутом и роскошной панорамой с вершины. Да и Стена отсюда – ах, как хороша! Так высоко мы ещё не поднимались. Ведь это – 4466 м (по другим оценкам – 4471). Пока это – наш высотный рекорд. С вершины открывается великолепный вид на юго-восток в сторону Айламы и Фытнаргина. Приятно было встретиться со старыми знакомыми спустя пару лет, но уже совсем с другой стороны.

Панорама великолепна! И ничего, что Дыхтау слева и Шхара справа почти на 800 м выше. Всё ещё впереди, и всему своё время…

На вершине Башхаауз-баши на фоне Коштантау

На юге безмолвно стоит великая Стена. Погода балует – почти безоблачно, и только легкий ветерок слегка освежает после напряжённой работы на маршруте. Шхара, Джанги и Катын – почти рядом, только руку протяни. При взгляде на запад открывается не только ледник и вершины Стены, но даже вершины за перевалом Цаннер во главе с Эльбрусом.

Западная часть стены и Эльбрус с гребня Башхаауз-баши

Маршрут на пик Семеновского оказался легким, разминочным. В самый раз для Бориного руководства. Конечно, 4040 – это ниже, чем Башхаауз, но достаточно высоко, чтобы полюбоваться панорамой в середине Стены и даже ещё раз заглянуть за перевал.

Боря Возняк на вершине п. Семеновского

Поворот ледника с п. Семеновского

Спуск с п. Семеновского

Завтра у нас – день отдыха. А наш инструктор пойдет в двойке на Шхару по северному ребру. Будем смотреть, загорать и завидовать!

На фоне цирка Шхары

Сережа любит почитать

На фоне п. Шота Руставели и Джангитау

Саша Коваленко и день отдыха

Все отделения отряда разрядников уже давно акклиматизировались, ходят легко и быстро. Даже наш шеф Евгений Валентинович, всё подгонявший нас на занятиях и говоривший, что так ходить нельзя, теперь удивляется темпам наших восхождений.

По 3А взошли на Башха-ауз в 10.30, на пике Семеновского были в 8.10, и только на 3Б провозились до 11 часов, да и то из-за погоды. Зато руководителем на 3Б с нами пошёл сам Маеркович, командир нашего отряда разрядников. Как опытный альпинист, скромно обозначавший свои заслуги, как МС, и инструктор со стажем, он грамотно выстраивал тактику всего восхождения, давал ценные советы и замечания. А потом на разборе сумел весьма точно оценить способности и недочёты каждого участника.

Накануне

Начиналось всё тихо и спокойно. 14-го мы сходили «двойку» на Дыхни-ауш – руководство Саше Коваленко. Лёгкий, прогулочный, очень низкий и быстрый маршрут. 15-го – наш главный день. Пик Селлы, маршрут 3Б по северной ледовой стене. Средняя крутизна – 45-55 градусов, в средней части – взлёт до 65о. Стена практически полностью, вся покрыта солидным слоем льда и снега. Только в очень редких местах у края видны мелкие скальные выходы. Наш маршрут – по центру стены, чисто ледовый. Лёд плотный, местами крупнокристаллический. Часто встречаются участки с натечным льдом от таяния. Такие особенно сложны – айсбайль не входит, только скалывает широкие и тонкие линзы, кошки почти не держат, идти можно только на микрорельефе или ступенях, которые ещё попробуй выруби.

На подходах к маршруту, едва ступили на ледник, мы сразу связались, т.к. встречались трещины, местами закрытые снегом. Пока мы стояли и возились с верёвками, нас обогнала двойка поляков в бодром альпийском стиле безо всякой страховки. Они шли на большую гору, направляясь в сторону Дыхтау, а потому на такие мелочи как трещины на подходах не обращали внимания. В рассветном сумраке два силуэта быстро удалялись и уменьшались. Так бы они и ушли, если бы один из них неожиданно не исчез куда-то. Чуть погодя он вновь появился, вылезая откуда-то снизу. После этого они все-таки связались и пошли дальше, внимательно глядя под ноги…

Прохождение стены начали в 6:30 и шли 4 часа. В первой половине стены до уровня ледового сброса впереди работал Боря Возняк. Техника ног несколько корява, тянет встать на передние зубья, но всё же он прошёл пять веревок.

Дальше семь верёвок до гребня первым довелось идти мне. Склон не так сильно крут, как кажется. Техника не сложна, но требует внимания и высокой физической подготовки.

Над ледником

Мы шли двумя тройками. Их взаимодействие в том и состоит, что одновременно могут идти три (!) человека. Красивая техника даёт возможность двигаться максимально быстро. Первый никого не ждёт и почти не стоит: стена, крюк, стена, станция страховки, «перила готовы!», рубка ступеней, а тут уже подходят двое снизу и опять выпускают со страховкой наверх. После 3-4 верёвок ступени я уже не рубил сразу, надо было отдохнуть хоть пару минут, пока по перилам поднимались Саша с Борей и делали мне страховку.

Движение в двух тройках

Так я и шёл: 20 минут работы, 2-3 минуты отдыха, и снова – вперёд. Пот заливает глаза, сердце колотится, как тяжёлый молот. Выше уровня сбросов стали попадаться участки со снегом и крупнокристаллическим льдом. На таких стенках кошки держат хорошо, но клюв айсбайля проскальзывает, и приходится часто срубать верхний слой, добираясь до крепкого льда. Так давался каждый шаг, каждый метр. 20 метров – крюк, ещё 20 – два крюка, станция, перила, короткий отдых, и снова – вперёд. Тяжело. Местами очень. Ещё не встречалось маршрутов более серьёзных, трудных, где ключевое место, соль работы – вся стена.

Подъём по перилам

Зато, с каким же удовольствием мы вышли на предвершинный снежник и вскоре оказались на вершине! Это стоило затраченных усилий. С вершины открывается прекрасный вид на восточные ледники и вершины во главе с Айламой и далёким Казбеком, который бывает виден при ясной погоде во второй половине дня.

Тамара Бережная на пике Селлы

А как роскошно пошёл персиковый компот, открытый на вершине! За счёт разряжённого воздуха его запах усиливается многократно. Этот божественный аромат можно было пить, даже не прикасаясь к нему. Поэтому уже сам компот с очищенными благоухающими персиками воспринимался не иначе, как просто дар Небес…

Спуск

Спускались по южным снежникам в сторону перевала Дыхниауш с выходом к верховьям ледника Безенги.

В верховьях ледника

Спуск вдоль ледника

16 августа сходили Башха-ауз 2А с перевала МВТУ и подъём через 3 цирка. Руководство Тамары Бережной. Сплошная пилёжка. Тугой подъём к перевалу занял 3 часа. Маршрут припорошен свежим снегом, местами – натечный лёд. Сказывалась усталость, накопившаяся после вчерашней Селлы и предыдущих гор. Вместе с пилёжкой этой двойки силы были уже на исходе, и на спуске мы уже с восхищением предвкушали, как придём в Джанги, завалимся в палатки, откроем свой любимый персиковый компот и будем спать, спать и спать...

Джанги-кош встретил нас пустотою палаток, безлюдной настороженной тишиной и той новостью, которой всегда опасались, но давно ждали, - спасательные работы! Спасаловку ждали по статистике. В среднем один раз в смену в «Безенги» проводят спас.работы, это примерно два случая за сезон. И только вначале, при взгляде постороннего человека со стороны, это может кого-то испугать. Для сравнения стоит вспомнить статистику ДТП Москвы хотя бы за один день. Тогда становится понятно, что, безусловно, «так лучше, чем от водки и от простуд…»

… на этом месте дневник событий 16 августа обрывается. События этих спас.работ не были зафиксированы сразу, рука не поднялась. И причин тому было

предостаточно. Тут и полный перегруз всех физических и эмоциональных сил, и ощущение некоторого внутреннего табу, когда все игры кончаются, и прикасаешься к тому самому последнему рубежу, где уже нет ничего или наоборот, где заканчивается весь обыденный мир и начинается нечто новое, совсем иное… Так или иначе, но было ощущение, что сейчас об этом и не в силах, а может быть и не вправе… Поэтому вернуться к этой теме удалось только спустя много-много лет.

Читать вторую часть

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Владимир Цимбаленко

Евгений Валентинович Карпов был инструктором новичков в а.л. Домбай в 1973г. Прошу сообщить, жив ли он, и где сейчас проживает?
 
Занятно вспомнить

Занятно было почитать про вторую смену Безенги 79 года, когда мы с Женей работали инструкторами, в воспоминаниях участников. Приятно, что так уважительно о нем вспоминают через столько лет.
 
Ветеран

В каком году это было?
 
Карпов Евгений Валентинович

Как приятно неожиданно увидеть знакомое лицо! Евгений Валентинович - мой любимый инструктор. Только познакомился я с ним позже, в Фанах. Он тогда посетовал, что Безенги не пригодны для постоянной работы инструктором. "Выйдешь с отделением на Джанги-кош, а еды туда заносят мало, (потому что далеко и тяжело идти), и есть дают тебе - две ложки на донышке миски. У меня там дистрофия началась. И я перебрался в Фаны".
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru