Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю в июле 2013. Часть 4
Продолжение. Часть 3 здесь Техническая характеристика подходов и прохождение связки препятствий: перевала Спартак (2А, ск-сн-лд,4663) + вершины Кызыл-Ункюр(п/в по северо-восточному гребню,2А,ск-сн-лд,4844) = 2Б Общая протяженность пути без коэффициента района: 11,8км (в зачёт 10,2 км) Чистое ходовое время: 13 часов 30 минут Перепад высот: 1644м (+629/-1015) Техническое описание Перевала Спартак (2А, ск-сн-лд,4663) + вершины Кызыл-Ункюр (п/в по северо-восточному гребню,2А,ск-сн-лд,4844) = 2Б Группа спустилась с перевала Малый Трамплин к правому истоку р.Карасель 4345м. На следующем участке пути мы собираемся пройти перевал Спартак и вершину Кызыл-Ункюр (фото 6.1). 1.Спуск в д.р.Карасель, подъём по леднику Карасель (№130) под перевальный взлёт пер.Спартак.Спустившись затемно с пер.Малый Трамплин организовали ночёвку на первых ровных площадках на правом истоке р.Карасель (N39&18648.013 E72&18632.107, 4345м). С вечера небо чистое, ночь холодная. На следующий день выход в девять утра, погода налаживается, ясно и солнечно. С места ночёвки основной долины Карасель не видно. Спускаемся по правому борту долины по границе ледника (№132, №131) и осыпи (фото 6.2). Перед самым выходом в д.р.Карасель ледник (№131) резко обрывается, обходим его по правобережной морене. Спустившись на дно основной долины Карасель (4220м), переходим правый приток реки и идём по правобережной морене на юг как можно дольше, не выходя на ледник (фото 6.3). Отсюда пер.Спартак не виден. Через 1,5км выходим на закрытый ледник Карасель(№130) (фото 6.10), идем, держась его правого борта, снег сильно размяк, началась тропёжка (до 1м). По обоим бортам долины видны следы ранее сошедших лавин. Идём в связках с попеременным движением. У огромного камня на леднике напротив перевала останавливаемся на обед (N39&18646.471 E72&18631.248). Отсюда хорошо виден пер.Спартак и вершина Кызыл-Ункюр, просматриваем путь подъёма на перевал (фото 6.4).ЧХВ 3-30 часа, расстояние 4,4км, перепад высот -130м+300м. 2.Перевальный взлёт пер.Спартак.Перевальная седловина находится северо-восточнее вершины Кызыл-Ункюр и представляет собой значительное понижение в гребне. Подъём на перевал «в лоб» (по прямой по снежно-ледовому склону, уклон до 30&186) опасен спуском лавины. Решено подниматься по снежно-ледовому ребру (левее по ходу подъёма на перевал), с выходами полуразрушенных скал на всём протяжении подъёма (фото 6.7). Сразу на ребро выйти не решаемся из-за следов небольшой лавины сверху. Поднявшись к первым скальным выходам (левее по ходу движения от ребра), провешиваем одну горизонтальную перильную верёвку (через кулуар со следами сошедшей лавиной) к ребру и по одному по перилам, страхуясь ледорубом выходим на ребро (фото 6.6). Станции организовываем на скалах. После переходим по перилам (20м) небольшой снежно-ледовый кулуар (правее по ходу движения от ребра) (фото 6.5, фото 6.8), от него оставшиеся 100м подъёма по снежно-ледовому склону в связках с одновременным и попеременным движением, уклон до 40&186 (фото 6.9).ЧХВ 3-00 часа, расстояние 0,8км, перепад высот +148м. 3.Перевал Спартак (2А,ск-сн-лд,4663).Седловина перевала средней ширины (N39&18646.142 E72&18631.466). Поставили свою палатку на относительно ровной площадке на осыпи, топим снег. С перевала открывается вид на запад на противоположную часть цирка. Отчётливо видна седловина пер.З.Карасель, подъём простая 1Б с ледника Карасель, спуск на ледник №112 не виден (фото 6.11). По ребру на юго-запад наметили завтрашний подъём на вершину Кызыл-Ункюр. Тур находится в центре перевальной седловины. Сняли записку группы туристов ГТК МГУ г.Москва от 19 августа 2012 года, совершавших поход 5 к.с. под руководством В.Э.Кодыша. 4.Подъём на в.Кызыл-Ункюр от пер.Спартак.С утра ни облачка, снег отражаясь слепит глаза, погода смирилась с нашим присутствием. По плану радиальный подъём на вершину по снежно-ледовому ребру, продолжительностью 1,6км на юго-запад от седловины пер.Спартак (фото 6.12). Из-за обильных снегопадов в предыдущие дни намело большие снежные карнизы. Глубина снега (50-60см). Гребень, ведущий от пер.Спартак к вершине Кызыл-Ункюр, снежно-ледовый с выходами разрушенных скал (фото 6.14). Вначале пути от седловины перевала снежно-ледовые мульды и надувы чередуются с разрушенными скалами. Движение на этом участке технической сложности не представляет, идём с одновременной страховкой в кошках (600м). После заключительных выходов скал, гребень набирает уклон и на нём появляются карнизы. Продолжаем идти в связках с одновременной страховкой. Когда склон становится круче (перед первым большим карнизом) начинаем вешать перила (фото 6.15). Две верёвки перил до 40&186 со станциями на ледорубах, выводят нас на горизонтальную часть гребня. Провешиваем ещё одну горизонтальную верёвку перил по гребню, так как опасаемся обрушения карниза. Дальнейшее движение в связках с одновременной страховкой до 3-х метровой ледовой стенке, образованной примыканием северо-западного гребня идущего от пер.З.Карасель (фото 6.16, фото 6.17). Стенку преодолеваем с одновременной страховкой. Отсюда до вершины Кызыл-Ункюр ~50м пологого снежного склона. Спуск по пути подъёма (3 верёвки в тех же местах)(фото 6.20). При спуске на одном из участков произошло обрушение карниза под руководителем. Другие участники связки оперативно отреагировали на ситуацию. Глубина падения составила 2м. Руководитель поднялся на гребень самостоятельно, после чего группа продолжила движение.ЧХВ 5-00 часа, расстояние 3,2км, перепад высот +181м, -181м. 5.Вершина Кызыл-Ункюр(п/в по СВ гребню,2А,ск-сн-лд,4844)(фото 6.18). С вершины (N39&18645.778 E72&18631.278) на юг открывается вид на Алайскую долину, пик Ленина и другие вершины Памира, на востоке синеют озёра Дамджайло (фото 6.19). Считаем, что наша группа совершила восхождение на вершину по новому маршруту по северо-восточному гребню со стороны пер.Спартак. Сняли записку группы туристов МГУ, совершавших поход 3 к.с. от 21 июля 2008 года под руководством С.И.Мукаилова поднявшихся на вершину со стороны пер.Больших Спортсменов. Суть ниже вершины есть места под небольшой палаточный лагерь, для воды - снег. 6.Спуск с пер.Спартак к озёрам Дамджайло. Спуск с пер.Спартак по снежно склону до 30° (фото 6.13). Спускаемся в связках с одновременным и попеременным движением, прямо вниз не подрезая склон (глубина снега 50-60см)(фото 6.22, фото 6.23).Через 750м выходим на скальный отрог (4465м), разделяющий долину на две части. За отрогом как на ладони виднеются озёра Дамджайло. Спускаться по северо-восточной части отрога не безопасно из-за резких сбросов, поэтому идём на юг. Первые 400м траверсируем южный склон по осыпи, засыпанной снегом, но постепенно склон становиться круче и мы спускаемся в кулуар и идём по границе ледника (№82) и осыпи (фото 6.21). Выход преграждают моренные валы сложенные крупными валунами. Преодолев их, выходим на травянисто-осыпные площадки и идём вдоль ручья, стекающего с ледника (№82) до самого большого озера 4140м из комплекса озёр Дамджайло (фото 6.24, фото 6.25). Большая пологая площадка, объединяющая рядом расположенные цирки. Палатку ставим на травке (по которой мы успели соскучиться (N39&18645.463 E72&18632.952)). Погода наладилась, чистое звёздное небо, а значит холодная ночь.ЧХВ 2-00 часа, расстояние 3,4км, перепад высот -704м. Выводы и рекомендации: 1.Связка препятствий пер.Спартак (2А, ск-сн-лд,4663) + вершина Кызыл-Ункюр (п/в по северо-восточному гребню,ск-лд-ос,4844) в совокупности составляют хорошую 2Б. Рекомендуем к прохождению. 2.Считаем связка препятствий пер.Спартак и вершина Кызыл-Ункюр наполнила наш маршрут новизной, техникой и прекрасными видами. 3.Рекомендуем группам, восходящим на вершины Кызыл-Ункюр при движении по гребню с запасом обходить участки с нависающими карнизами, несмотря на их монументальный вид.
Связка препятствий: перевал Седло Скобелева(2Б) + пик Скобелева Восточный(1Б) + пик Скобелева Западный(1Б) = 2Б Перевал Седло Скобелева (2Б,сн-лд-ос,4957) 1. Перевал расположен в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к северо-западу от пика Скобелева В.(5051) и к юго-востоку от пика Скобелева З.(4986) (фото 7.0). 2. Соединяет д.р.Кекджар (д.р.Кашкасу) и д.р.Зор-Кумтор (д.р.Кичик-Алай). Ведёт с ледника №89 на ледник Кумтор В.(№308). 3. Ориентация: север-юг. 4. Характер: с юга закрытый ледник, осыпной склон с севера ледовый склон с бергшрундом. Перевал односторонний, определяющая сторона с севера. 5. Сведения о первопрохождении: по данным А.А.Лебедева: первовосхождение на пик Скобелева Восточный принадлежитработникам 24 топоотряда (позже 223 экспедиция) 12 АГП в 1963г. Руководил восхождением Н.П.Луцик. В составе бригады были Т.М.Мумджи, В.А.Донцов.Можно предположить, что они так же являются первопроходцами перевала Седло Скобелева, по крайней мере, одной из сторон перевала. 6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла перевал насквозь с юга на север в походе 4 к.с. 19-20 июля 2013 года. Перевал соответствует заявленной категории трудности. 7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур с запиской. Пик Скобелева Восточный(1Б,сн-лд,5051) и пик Скобелева Западный(1Б,ск-сн-лд,4986) 1. Пики расположены в Алайском хребте в районе Кичик-Алайвосточнее и западнее пер.Седло Скобелева. 2. Сведения о первопрохождении пика Скобелева В.: 31 августа 1976 года на пик поднялась группа геологов из Южно-Киргизской Геологической экспедиции под руководством Л.А.Сиротова (маршрут по южному склону 1Б). Ещё раньше пик Скобелева использовался в качестве триангуляционного пункта при съёмке в 1963 и 1964годах. С этой целью на вершине был вмурован металлический штатив. В 1963г. на вершину поднимались работники 24 топоотряда (позже 223 экспедиция) 12 АГП. Руководил восхождением Н.П.Луцик. В составе бригады были Т.М.Мумджи, В.А.Донцов. В 1964г. на пик Скобелева поднялась бригада в составе Г.Я.Тарана (техник-геодезист), В.Подколзин (техник) и рабочие: М.Шпигель, Ф.Хайдаров, В.Тищенко. Подъем осуществлялся с северной стороны. (P.S. по данным А.А.Лебедева) 3. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова вышла на пики Скобелева Восточный и Западный радиально с перевала Седло Скобелева в походе 4к.с. 19 июля 2013 года. Пики соответствуют заявленной категории трудности. 4. С пика Скобелева В. снята записка группы туристов ГТК МГУ г.Москва от 15 августа 2012 года, совершавших поход 5 к.с. под руководством В.Э.Кодыша. 5. С пика Скобелева З. снята записка геологов из г.Ош под руководством М.И.Карывашкина от 16 августа 2011 года. Перевал Рототаева (2А,ск-сн-лд,4810) 1. Перевал расположен в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к северу от в.4888м, юго-западнее пер.Большой Трамплин, северо-восточнее от пика Скобелева В. (фото 7.0). 2. Соединяет д.р.Зор-Кумтор(д.р.Кичик-Алай) и д.р.Киндык (д.р.Кичик-Алай). Ведёт с ледника В.Кумтор(№308) на ледник З.Киндык(№322). 3. Ориентация: запад – восток. 4. Характер: с запада ледник и осыпной склон с востока ледник. 5. Сведения о первопрохождении: перевал впервые пройден в 1996 году в походе под руководством А.Лебедева и О.Чхетиане 6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла перевал насквозь с запада на восток в походе 4 к.с. 20-21 июля 2013 года. Перевал соответствует заявленной категории трудности.Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур с запиской. Описание ведётся от озёр Дамджайло до посёлка Кашкасу в д.р.Кичик-Алай. Описание подготовлено Екатериной Елисеевой. Техническая характеристика подходов и прохождение связки препятствий: перевал Седло Скобелева (2Б,сн-лд-ос,4957) + пик Скобелева В.(1Б,сн-лд,5051) +пик Скобелева З.(1Б, ск-сн-лд,4986) = 2Б, перевала Рототаева (2А,ск-сн-лд,4810)
Общая протяженность пути без коэффициента района: 41,7 км (в зачёт 41км) Чистое ходовое время: 27 часов 20 минут Перепад высот: 4288м (+1424/-2864) Техническое описание Связки препятствий: перевал Седло Скобелева (2Б,сн-лд-ос,4957) + пик Скобелева В.(1Б,сн-лд,5051) +пик Скобелева З.(1Б, ск-сн-лд,4986) = 2Б иперевала Рототаева (2А,ск-сн-лд,4810) Группа спустилась с перевала Спартакв долину реки Дамджайло. На следующем участке пути мы собираемся пройти перевал Седло Скобелева, пики Скобелева Восточный и Западный, перевал Рототаева. 1. Спуск по д.р.Дамджайло от одноимённых озёр к перевалу (н/к), ведущему в д.р.Кекджар.Спустившись с пер.Спартак остановились на ночлег на озёрах Дамджайло 4140м. Большая пологая площадка, объединяющая рядом расположенные цирки. Палатку ставим на травке (по которой мы успели соскучиться (N39&18645.463 E72&18632.952)), живописные озера. Погода постепенно налаживается, чистое звёздное небо, а значит холодная ночь. Подъём, выход в семь часов. От озёр спускаемся вдоль главного притока по тропе в д.р.Дамджайло (фото 7.1). Тропа идёт по правому борту и убегает вниз в Алайскую долину, мы же от озера Кошкель переходим на левый борт и без потери высоты траверсируем травянисто-осыпной склон в направление н/к перевала в д.р.Кекджар (фото7).ЧХВ 1-20 часа, расстояние 3,5км, перепад высот -120м +95м. 2. Движение по д.р.Кекджар через безымянный перевал (н/к).Перевалом в привычном понимании этого слова назвать проход в д.р.Кекджар язык не поворачивается. Набрали 50м и мы в долине Кекджар. У второго левого притока на ручье останавливаемся пообедать (N39&18644.836 E72&18636.629, 3915м). Вода тёплая, подогретая солнцем, помылись, под тщательным присмотром недовольных нашим присутствием сурков. С места обеда долина ведущая к пер.Седло Скобелева не просматривается, и резко отличается отсутствием живого, в том числе травы, одни каменные нагромождения.ЧХВ 40 минут, расстояние 3,0км, перепад высот -251м +51м. 3. Подъём по второму левому притоку р.Кекджар к леднику №89.От места обеда сворачиваем влево и начинаем подъём по второму левому притоку р.Кекджар. Слева по ходу открывается водопад. Его присутствие вносит хоть какое-то разнообразие в этом каменном царстве. Вначале идём по правому борту долины пересекая многочисленные моренные валы сложенные осыпью различного размера. Через 1,6 км от начала подъёма вправо отходит отрог, отделяющий часть основной долины (на хребтовкеПурикова этот отрог отсутствует). Сразу после него переходим долину на левый борт и продолжаем подъём (фото 7.2). Выбирая менее трудозатратные пути подъёма по моренным валам подходим под ледник №89 (фото 7.3). Отсюда цирк с перевалом не виден. Решаем остановиться на ночлег на последних ровных площадках перед выходом на ледник (N39&18646.651 E72&18636.325, 4420м), воду берем в ручьях, стекающих с ледника.ЧХВ 2-30 часа, расстояние 4,1км, перепад высот +505м. 4. Подъём по леднику №89 к перевальному взлёту пер.Седло Скобелева.Выход в 6:00. Ледник закрыт, трещин не видно, идём в связках с одновременным движением (фото 7.4). Так как в предыдущие дни выпало довольно много снега, то остается вероятность схода лавин, идём по центру ледника, не подходя к его бортам. Отсюда хорошо просматривается пер.Скобелева З. (фото 7.5). Через 1,2км долина поворачивает направо по ходу движения и перед нами во всей красе предстаёт пик Скобелева В., хорошо виден путь подъёма на пер.Седло Скобелева. Продолжаем движение по центру ледника до самого перевального взлёта, снег уже растопило, поэтому приходиться тропить (местами глубина снега до 1м). Солнце отражается и слепит глаза.ЧХВ 2-30 часа, расстояние 2,2км, перепад высот +325м. 5. Перевальный взлёт пер.Седло Скобелевасложен мелкой подвижной осыпью со снежниками. Седловина перевала слабо выражена, находится правее пояса скал, опоясывающих пик Скобелева Западный. 200м набора чередуют осыпные «острова» с выходами разрушенных скал со снежниками (фото 7.6). В нашем случае из-за свежевыпавшего снега почти весь склон образовал единый снежник. Снег глубокий, рыхлый, угол наклона до 30°. Заключительные 50м подъёма угол наклона до 40° по смороженной мелкой сыпухе. Весь путь подъёма в кошках плотной группой. Вышли на гребень в 120м правее по ходу от седловины.ЧХВ 1-30 часа, расстояние 0,6км, перепад высот +212м. 6. Перевал Седло Скобелева (2Б,сн-лд-ос,4957).С перевала открывается отличный вид на Алайскую долину, над «ватными» облаками величаво возвышается пик Ленина и другие вершины Памира, просматриваются пики Скобелева З. и В., Алайский хребет и его окрестности (фото 7.7, фото 7.8). Есть много мест под палатки в снежных мульдах широкого гребня, для получения воды топим снег (ночёвка на перевале). Тур не обнаружили, сложили свой (N39&18647.585 E72&18636.807). Поднялись на оба пика. Идея провесить верёвку сразу от палатки с северной стороны (для завтрашнего спуска) не увенчалась успехом, так как пришлось бы перепрыгивать через огромныйбергшрунд. Место для завтрашнего спуска с перевала выбрали при визуальном осмотре с пика Скобелева Западного. 7.Пик Скобелева В.(1Б,сн-лд,5051)(фото 7.11). С седловины перевала Седло Скобелева подъём на пик не представляет трудности. Идём на восток по широкому заснеженному гребню, а наверху осыпному (фото 7.9, фото 7.10). На север от восточной вершины отходит крутое скальное ребро, являющееся частью водораздела Алайского хребта. К западу от него расположен пологий и высокий ледниковый цирк (4700), в который спускается крутой ледник с пика Скобелева. На восток пик Скобелева обрывается крутой и высокой ледовой стеной. На юго-восток от него отходит изрезанный жандармами гребень (фото 7.13, фото 7.14).Сняли записку группы туристов ГТК МГУ г.Москва от 15 августа 2012 года, совершавших поход 5 к.с. под руководством В.Э.Кодыша(N39&18647.563 E72&18637.009).ЧХВ 0-20 часа, расстояние 0,4км (с седловины до пика), перепад высот +94м. 8.Пик Скобелева З.(1Б, ск-сн-лд,4986)(фото 7.12). С седловины перевала Седло Скобелева идём по гребню на запад, переходя из мульды в мульду.С пика Скобелева З. на север и северо-запад отходят два гребня. Северный скалистый гребень, увенчанный многочисленными жандармами, упирается в ледопад, истекающего с плато ледника. Северо-западный снежно ледовый гребень полого спускается до ледника на высоте 4400м. Сняли записку геологов из г.Ош под руководством М.И.Карывашкина от 16 августа 2011г. ЧХВ 0-30 часа, расстояние 0,3км (с седловины до пика), перепад высот +29м. 9.Спуск с пер.Седло Скобелева на ледн.В.Кумтор (№308).В виду большого количества свежевыпавшего снега в этом месяце уделяем большое внимание планированию траектории спуска с перевала. С седловины пер.Седло Скобелева спуск на ледник Кумтор Восточный не просматривается. Для этого с Западного и Восточного пика делаем множество фотографий. На участке гребня от седловины перевала (м/н) до пика Скобелева Восточного на север нависает карниз, так что спуск здесь мы сразу исключаем. По центру (под м/н) склон сильно разорван огромным бергшрундом и ледовыми разломами (фото7.16). Остаётся для спуска склон вблизи пика Скобелева Западного. Здесь склон широкий без больших трещин с равномерным уклоном. Но ближе к скалам пика Скобелева Западного склон имеет форму еле заметного желоба, поэтому наиболее безопасный коридор для спуска немного западнее зоны ледовых разломов. Явным ориентиром для спуска (а также альтернативным местом ночлега) является ледниковое озеро в мульде на гребне (N39&18647.620 E72&18636.716) (фото 7.17). Выходим в шесть утра. 1-я верёвка: станцию организуем на ледобурах прямо вниз, сбив часть талого льда на краю озера. Первые 10м склон около 40°, но после перегиба до 60°. Нижнюю станцию закрепляем на ледобурах, выкопав куб снега для того чтобы вкрутить их в лёд (лёд твёрдый, зимний). Последний участник спускается без рюкзака с нижней страховкой через промежуточные буры. 2-я, 3-я, 4-я верёвкаспуск аналогичен: от станции провешиваем верёвку прямо вниз, склон до 50°, организуя каждую станцию роя снег до льда (до 1м), на ледобурах. Последний участник спускается по двойной веревке, организовывая сдёргивание через ледовую проушину (фото 7.15). 5-я верёвка:спуск вниз после4-ой верёвки не виден за перегибом, и мы ожидали, что под нами большой бергшрунд или трещина (впоследствии это оказалось не так), поэтому уходим горизонтально налево по ходу движения на половину верёвки и организуем станцию для дальнейшего спуска около ледового грота (пещеры).Если взять ещё левее будет снежный гребень, на него и за него выходить не стали, так как виднелся след недавно сошедшей лавины. 6-я верёвка:от ледового грота на ледобурах вертикально вниз, склон до 40°, нижнюю станцию закрепляем на ледобурах, отрывая очередной куб снега. Последний участник спускается по двойной веревке, организовывая сдёргивание через ледовую проушину (фото 7.18). 7-я верёвка:провесили для собственного успокоения, склон до 35°. Последний участник спускается с нижней страховкой. Всего провешено 325м перил (фото 7.19). Последующий спуск по закрытому ледникуЗ.Кумтор крутизной до 15° в связках с одновременным движением, прямо вниз не подрезая склон (фото 7.20, фото 7.21). Отсюда виден пер.Рототаева и подъём к нему (фото7.22, фото 7.23). Напротив пер.Скобелева резко забираем направо по ходу движения и на границе льда и сыпухи встаём на обед (N39&18647.946 E72&18636.984, 4675м).ЧХВ 7часов, расстояние 3,7км, перепад высот -260м. 10.Перевальный взлёт пер.Рототаева.От места обеда (время 16:00) начинаем медленно набирать высоту, траверсируя правый борт долины. Подниматься неприятно, так как склон сложен мелкой подвижной осыпью вытаявшей из льда. Движемся в кошках плотной группой. Есть сомнения в точном месторасположении перевала, поэтому поднимаемся по наиболее простому и безопасному пути в обход скальных выходов, серпантином. Вначале подъёма уклон до 30°, но последние 250м по очень подвижной сыпухе, по кулуару до 35° (фото 7.24). Движемся в кошках плотной группой, чтобы ушедшие из-под ног камни не успели набрать скорость. Провесить веревку не безопасно, потому что нет надёжных опор, а также велика вероятность сбросить камни, очень мягкая порода.ЧХВ 3 часа, расстояние 1,1км, перепад высот +113м. 11.Перевал Рототаева (2А,ск-сн-лд,4810).Считаем, что на перевал вышли в том же месте, что и А.Лебедев и О.Чхетиане в 1996г (фото 7.25). Тур с запиской не обнаружены, сложили свой на скальном уступе. Возможно, предыдущий тур завален снегом или из-за постепенно разрушающейся породы его унесло вниз по склону. Седловина перевала широкая, есть места под палатки, топим снег. Ночуем на перевале (N39&18648.183 E72&18637.187). С перевала виден пер.Седло Скобелева его пики и наш спуск на ледник В.Кумтор (№308) (фото 7.26, фото 7.27, фото 7.28). 12.Спуск с пер.Рототаева на ледн.З.Киндык.Выход в 7:00, чтобы успеть пробежать пока снег не начал таять. С перевала просматривается ледник З.Киндык и верховье д.р.Киндык. Начало спуска от самой седловины перевала прямо вниз. Верёвки решили не провешивать, спускаемся по закрытому леднику в связках с одновременным и попеременным движением, уклон до 35°. Посередине склона есть снежная полка над заваленным снегом бергшрундом, обходим его справа по ходу движения (фото 7.29). Выйдя на выполаживании ледника, вздохнули с облегчением и сожалением, так как здесь закончилась техническая часть нашего маршрута (фото 7.30, фото 7.31). К этому моменту снег раскис, последние сотни метров тропёжки «кислого» снега и мы на границе окончания ледника с мореной (фото 7.32). Здесь отличные места под несколько палаток (N39&18648.381 E72&18638.573). Под ледником пасётся небольшое стадо яков, настроены они агрессивно, обходим их стороной.ЧХВ 1-20 часа, расстояние 2,3км, перепад высот-530м. 13.Спуск по д.р.Киндык от ледн.З.Киндык до высоты 3570м.От конечной морены ледника Киндык до значительного поворота долины на 3990м двигаемся левым бортом, не стараясь сбросить высоту, а идём высоко над рекой по животным тропам. Благодаря этому значительно сокращаем путь, так как на месте, где долина поворачивает на север, образовалось огромное возвышение (фото 7.33). Наш путь лежит между основным бортом долины и холмами. На первом слиянии притоков останавливаемся на обед (N39&18648.290 E72&18640.775), погода постепенно портится. Решаем до начала дождя успеть спуститься как можно ниже, продолжаем движение по левому борту. Встали на ночёвку (N39&18649.974 E72&18642.432). Дождь, горы прощаются. Следующие удобные места под палатки только у коша.ЧХВ 2-20 часа, расстояние 8,0км, перепад высот -710м. 14.Спуск по д.р.Киндык до слияния с д.р.Кичик-Алай.До слияния с д.р.Кичик-Алай осталось 8,3 км. С утра погода злится, не выпускает, ждём. К обеду дождь перестал, быстро собрав вещи, выходим. Сначала идём по левому борту д.р.Киндык по травянисто-осыпным склонам, но вскоре тропа переходит на осыпной склон и в конечном итоге теряется (тропа проходит высоко над руслом реки и мест под палатки нет). Долина здесь достаточно узкая, на противоположной стороне реки пасутся лошади и есть много троп (фото 7.34). Но моста нет. По всей долине раздаются тревожные свисты сурков, это не может не радовать, мы не одни. Продолжаем спускаться по левому борту. После окончания осыпных склонов тропа спускается к реке и идёт по хаосу из огромных валунов, арчи, выходов осыпи. Внезапно перед нами открывается кош и женщина с детьми и биноклем, видимо давно наблюдающая за нашим спуском (это первые люди, встреченные нами за всю вторую половину похода). У коша переходим реку по мосту на правый борт. Соглашаемся на приглашение хозяйки угоститься айраном, лепёшками, мясом. Отобедав, поблагодарили хозяйку за гостеприимство и продолжили спуск от коша по правому борту по хорошей тропе (фото 7.35). По пути мы встретили ещё пару кошей на противоположном берегу, а внизу долины «остатки советского союза» - каменные строения. На слиянии д.р.Киндык (в переводе с Киргизского – «пупок») с д.р.Кичик-Алай встали на ночлег (N39&18653.598 E72&18642.162, 2910м). Собрали сухой арчи, и всю ночь просидели у костра, мысленно благодаря горы за гостеприимство с обещанием вернуться когда-нибудь ещё раз.ЧХВ 3 часа, расстояние 8,3м, перепад высот -660м. 15.Спуск по д.р.Кичик-Алай до пос. Кашкасу(фото 7).На следующий день мы вышли по д.р.Кичик-Алай до самых её истоков проходит хорошая грунтовая дорога (наверху есть несколько угольных шахт, которые активно разрабатываются).У посёлка Кашкасу, как и было запланировано нас забрал Алексей на MitsubishiDelica.ЧХВ 30 минут, расстояние 3,5м, перепад высот -210м. Выводы и рекомендации: 1.Перевал Седло Скобелева является сильной снежно-ледовой 2Б. А пик Скобелева Восточный высшая точка района Кичик-Алай, откуда открывается отличный вид на весь район. Рекомендуем эту связку препятствий к прохождению. 2.Перевал Рототаева удобный и логичный путь к пику Скобелева из долины реки Кичик-Алай.
2.8 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрутов. Пройден красивый интересный насыщенный маршрут. Маршрут похода соответствует интенсивной «четвёрке» с множеством первопрохождений. Удалось обновить информацию о редко посещаемых долинах, пройти в режиме первопрохождения пер.Кюри и описать его. Пройти первопроходы перевалов: Тотемный, Четырёх, Малый Трамплин. Совершить восхождения по новым маршрутам на в.Джумас в.Николая Чудотворца и в.Кызыл-Ункюр. Пройти два технически трудных и интересных перевала: Мунку и Седло Скобелева. Совершить восхождение на высшую точку района: пик Скобелева (5051). Стоит отметить, что перевалы Кичик-Алая имеют тенденцию к упрощению трудности относительно классификатора высокогорных перевалов. Видимо, из-за переоценки их, при включении в классификатор, а так же из-за изменения снежно-ледовой обстановки. В этом году погода во многих районах была «капризная» и выпадало большое количество осадков. На маршруте плохая погода вносила коррективы в график движения. Но пережидали погоду мы лишь в случаях плохой видимости. Большое количество свежевыпавшего снега и потенциальная повышенная лавинная опасность кардинально меняли тактику прохождения локальных препятствий. Так же обильные снегопады и «тропёжка» заметно замедляли темп нашей группы, в том числе из-за небольшого количества человек в ней. Перильная техника была трудоёмкой, так как при организации станций на льду, приходилось отрывать по кубу снега. Пройденный маршрут сильно обогатил, тактический и психологический опыт участников и руководителя. Дал полноценное знакомство и сформировал хорошее «понимание» района Кичик-Алай. В связи с аномальной погодой этого года можем порекомендовать другим группам, при планировании маршрута, иметь в запасе скальные определяющие препятствия (в этом районе их крайне мало!). Чтобы при схожих с нашими погодных условиях отказаться от прохождения снежно-ледовых перевалов и сосредоточить своё внимание на скальных, тем самым исключить прохождение потенциально опасных с точки зрения лавинной опасности склонов. По всем остальным параметрам считаем наш маршрут сбалансированным ещё на этапе планирования. Рекомендуем наш маршрут к прохождению. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||