Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Клем, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2015. Часть 1

Отчет о горном походе I кс по Центральному Кавказу (КБР, КЧР район Приэльбрусье) с 17 по 29 июля 2015 г.

Руководитель и автор отчета:Клем Андрей, black.n.hot.ice{собака}gmail{точка}com

Ниткапройденного маршрута:

пос. Былым - ур. Кырбашы - хр. Кырбашы - пер. Джаурген (н/к, 2800) - правый борт дол. р. Джуарген - дол. р. Суарык - дол. р. Ташорун - пер. Шаукол (Шаукам) (н/к, 2925) - дол. р. Шаукол - дол. р. Исламчат - пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) - дол. р. Малка - пер. Каяэшик (н/к, 2532) - ур. Ирахиксырт - дол. ледн. Уллучиран - пер. Балкбаши (1А, 3691) - дол. р. Битюктюбекол - дол. р. Чайтчесу - пер. Кольцевой (1А, 3353) - дол. р. Уллухурзук - пос. Хурзук.

Маршрутная книжка № 1/3-101, выпускающая МКК - ФСТ-ОТМ,

в составе Р. Деянов, А. Алексеев, А. Никоноров, А. Ярошевский


Нитка пройденного маршрута

Список группы:

ФИО

Г.р.

Опыт

Должность в походе

1

Клем Андрей Иванович

1989

1(3)ГУ Центр. Кавказ, Караугом, Дигория

1(2)ГУ (зима) Центр. Кавказ, Дигория

2x1ГУ (межсезонье)Зап. Кавказ, Архыз Ц. Кавказ, Чегем

1ЛУ Южный Урал

Руководитель, завхоз, фотограф

2

Дубинина Елена Александровна

1985

1(4) ГУ Эльбрус

2 ГУ (межсезонье), Зап. Кавказ, Гвандра

2x1ГР (межсезонье), Зап. Кавказ, Архыз Ц.Кавказ, Чегем

Заместитель руководителя, хронометрист, фотограф 2

3

Холмова Мария Александровна

1991

ПВД

Медик

4

Андрюхина Александра Вячеславовна

1990

ПВД

Финансист

5

Кузьмин Александр Владимирович

1996

ПВД

Реммастер

6

Селезнев Владислав Николаевич

1989

ПВД

Завснар

7

Семенов Дмитрий Николаевич

1976

ПВД

участник


Фото группы на пер. Кольцевой (1А, 3353). Слева направо: Е. Дубинина, А. Клем, А. Андрюхина, М. Холмова, В. Селезнев, А. Кузьмин и Д. Семенов

График движения (по даннымGPS):

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Путь, км

Перепад высот, м

ЧХВ,

час:мин

ГХВ,

час:мин

19.07

1

г. Нальчик - пос. Былым (машина) - ур. Кырбашы - хр. Кырбашы

13,5

+1310

-238

3:32

10:22

20.07

2

хр. Кырбаши - пер. Джаурген (н/к, 2800) - правый борт дол. р. Джаурген

10,1

+687

-418

3:29

7:45

21.07

3

правый борт дол. р. Джаурген - дол. р. Суарык - дол. р. Ташорун - пер. Шаукол (Шаукам) (н/к, 2925) - дол. р. Шаукол - дол. р. Шаукол - дол. р. Исламчат - пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889)

26,9

+1353

-1045

6:01

12:05

22.07

4

пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) - дол. р. Малка - пер. Каяэшик (н/к, 2532). Заброска, полудневка.

7,9

+360 -630

1:54

3:32

23.07

5

Дневка

--

--

--

--

24.07

6

пер. Каяэшик (н/к, 2532) - Калинов мост - ур. Ирахиксырт - левый борт дол. ледн. Уллучиран - ледн. Уллучиран - правый борт дол. ледн. Уллучиран - пер. Балкбаши (1А, 3691) - дол. р. Битюктюбекол

20,7

+1487 -1322

6:52

14:03

25.07

7

Полудневка. дол. р. Битюктюбекол - дол. р. Чайтчесу - пер. Кольцевой (1А, 3353) - дол. р. Уллухурзук

8,6

+760 -814

3:05

5:49

26.07

8

дол. р. Уллухурзук - пос. Хурзук (машина) - г. Нальчик

21,1

+163 -1222

3:44

6:38

Итого:

109

+6089

-5835

1 день 5:12

2 дня 12:14

Определяющие локальные препятствия маршрута (по даннымGPS):

Тип

к. т.

Характеристика

Путь прохождения

Координаты (WGS84)

перевал

н/к

пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889)

Травянистый.

Прохождение с Востока на Запад

N43° 25.708"

E42° 35.220"

перевал

пер. Балкбаши (1А, 3691)

Осыпной.

Прохождение с Востока на Запад

N43° 23.524"

E42° 24.199"

перевал

пер. Кольцевой (1А, 3353)

Травянисто-осыпной.

Прохождение с Севера на Юг

N43° 21.993"

E42° 21.084"

Пройдено ЛП кат. 1А:

Максимальная высота

Максимальная высота м/н

2

3691 м (пер. Балкбаши)

2868 м (седловина перевала Каракайский Сев.)


График высот

Пройденный маршрут оценен 1 категории сложности и зачтен всей группе.

Заявленная нитка маршрута:

пос. Былым - ур. Кырбашы - хр. Кырбашы - пер. Джаурген (н/к, 2800) - правый борт дол. р. Джуарген - дол. р. Суарык - дол. р. Ташорун - пер. Шаукол (Шаукам) (н/к, 2925) - дол. р. Шаукол - дол. р. Исламчат - пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) - дол. р. Малка - пер. Каяэшик (н/к, 2532) - ур. Ирахиксырт - дол. ледн. Уллучиран - пер. Балкбаши (1А, 3691) - дол. р. Битюктюбекол - дол. р. Чайтчесу - пер. Кольцевой (1А, 3353) - дол. р. Уллухурзук - пос. Хурзук.

Изменения в маршруте:отсутствуют, маршрут пройден полностью.

Варианты обхода препятствий и аварийные выходы с маршрута:не воспользовались за ненадобностью.

Аварийные выходыв начале маршрута возможны в пос. Былым и Тырныауз. В середине маршрута возможен аварийный выход на источниках Джилысу и выход в пос. Эльбрусский через пер. Бурунташ (н/к, 3086) в дол. р. Чучкур и Худес. В конце маршрута возможен аварийный выход на базе МЧС у карарбинских Джилысу и по долине р. Битюктюбекол в пос. Хурзук.

Обход препятствийвозможен по долинам р. Джуарген, р. Суарык, р. Ташорун, р. Шаукол, р. Исламчат, р. Малка, р. Битюктюбекол, р. Чайтчесу, р. Уллухурзук. Возможен обход дол. р. Исламчат и пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) через пер. Бересун (н/к, 2450).

.

МЧС

В МЧС регистрировались самостоятельно - заехав перед подъездом к началу маршрута в Нальчикский ПСО (г. Нальчик, ул. Пирогова, 4 тел: 8-(8662)-42-24-56 или 8-(8662)-74-35-38). Последний самостоятельно передал инфо о нашей группе в Эльбрусский ПСО (тел: 8-(8663)-87-14-89). При регистрации в Нальчикском ПСО желательно записать себе регистрационный номер группы, чтобы по окончании маршрута сообщить данный номер сотрудникам МЧС. Руководитель сообщал о завершении маршрута в Эльбрусский ПСО, где инфо о данном регистрационном номере было актуально.

Страховка

Дополнительное страхование на период похода было признано нецелесообразным.

Транспорт

Подъезд группы на маршрут осуществлялся на поезде 062Ч "Эльбрус" Москва - Нальчик отправлением 17 июля (пятница) в 19:50 и прибытием 19 июля (воскресенье) в 5:50. Руководитель по возвращении из похода 3 кс встретил поезд с группой в Нальчике. Далее совместно добирались до начала маршрута в пос. Былым на заказанном у Бориса Саракуева ( < type="text/java">(function(){var ml=".zDcChi0fkEA-n43lrmbuoFsta2e",mi="I?4JIK75AL8I?2IKKBJ6@HEI?CL1E=L3I>7@6GH0ADIKKIK7IK73@JGGI?2IKKBJ6@HE<@6=9IKKI?:CL1E=L3I>7@6GH0ADI?4IKFJI?:",o=""for(var j=0,l=mi.lengthj *protected email* , турфирма "Тау-Сервис") микроавтобусе.

Отъезд группы из пос. Хурзук планировался на заказанном у Бориса микроавтобусе до г. Невинномысск (Невинка) и далее на поезде 143Ч Кисловодск - Москва отправлением 28 июля (вторник) в 14:00 и прибытием 29 июля (среда) в 15:38. Однако ввиду досрочного прохождения маршрута 26 июля планы несколько изменились: добрались на заказанном у Бориса микроавтобусе до г. Нальчик, по пути забросили участника в Пятигорск. Последний добрался до г. Москва поездом 143Ч Кисловодск - Москва отправлением 27 июля в 10:42 и прибытием 28 июля в 15:38. Еще один участник из г. Нальчик добрался 27 июля на такси до аэропорта Минвод за 2 часа, откуда долетел до Москвы рейсом ИН-136 Redwings вылетом в 19:40 и прибытием в 21:40. Фактическое время прилета 22:30 ввиду задержки посадки из-за грозы в Москве. На дороге до Минвод ведутся дорожные работы, поэтому нужно выезжать сильно заранее на случай пробок. Остальные участники предпочли не менять билеты на боковушечки возле туалетов и ехать на поезде 143Ч Кисловодск - Москва отправлением 28 июля. До Невинномысска добирались автобусом Нальчик - Майкоп отправлением 28 июля в 7:20 и прибытием в Невинку в 11:41.

По деньгам билет на поезд до Нальчика обошелся в 3000 руб., микроавтобус от Нальчика до Былыма - 2500 руб., микроавтобус от Хурзука до Нальчика - 6000 руб., билет на поезд из Пятигорска в Москву - 3200 руб., такси до аэропорта Минвод 1500 руб., билет на самолет из Минвод в Москву - 6500 руб., билет на аэроэкспресс - 420 руб., билет на автобус из Нальчика в Невинку (с багажом) - 416 руб. (266 руб. без багажа), билет на поезд из Невинномысска в Москву 2800 руб.

Микроавтобус из Хурзука до Невинномысска у Бориса обошелся бы в 7000 руб., в случае аварийного схода с маршрута микроавтобус с источников Джилысу балкарских - 6000 руб., а с располагающейся неподалеку базы МЧС - 7000 руб. Коллективно решили, что в Невинке ловить 2 дня особо нечего, поэтому и поехали в город воинской славы Нальчик.

Проживаниеи заброска

Участник, предпочевший уехать на день раньше из Пятигорска снимал одноместный номер в отеле «Цветник Пятигорья» по адресу г. Пятигорск, ул. Пaстухова, д. 15А, проживание 1000 руб./сут.

Остальные участники (6 человек) снимали попарно номера в гостинице «Альпинист» (г. Нальчик, ул. Пачева, д. 34) следующим образом: один трехместный номер на 2 комнаты за 2500 руб./сут. (2 парня, и не спрашивайте почему трехместный), один двухместный номер на 2 комнаты за 2000 руб. (2 девушки) и один двухместный номер на 1 комнату за 1500 руб./сут. (молодая пара).

Насчет заброски договорились с Борисом Саракуевым: так совпало, что у 3 отделений ТК МГТУ была заброска в Джилысу кабардинских - договорились довести 3 заброски команд на одном легком внедорожнике типа «Нива». Вышло по 1666,(6) руб. на команду. Наше отделение раньше других добралось до Джылысу и без труда нашло заброску в гараже при администрации источников (сама администрация сейчас перебазировалась в домик с надписью «Медпункт», обращаться за заброской туда).

Мобильная связь

В Нальчике руководитель в перерыве между 3 кс и 1 кс приобрел местную SIM Мегафона - крайне полезная вещь на маршруте при отсутствии прочих видов связи. Мобильная связь в районе, как и ожидалось, была редко, причем, устойчиво ловил только местный Мегафон и иногда Мегафон московский.

Сотовая связь на маршруте ловилась:

1) в долине р. Баксан

2) на развилке асфальтовой дороги к неработающей гостинице и к источникам, а также холмике сбоку от развилки. Причем в пасмурную облачную погоду связь не ловит

3) на седловине пер. Балкбаши (1А, 3691)

4) в окрестностях пос. Хурзук, КЧР.

Газ

Заказывали газ на месте, у Бориса Саракуева: предоставляет 450 граммовые баллоны Kovea по 300 руб./шт. Вариант везти газ с собой актуален: на входе в вокзал г. Нальчика багаж не досматривался, как и в Невинке.

Смета основных затрат по походу на человека:

Статья расходов

Стоимость, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

1

Поезд 062Ч Москва - Нальчик, плацкарт

3 000

x7

15 270

2

Поезд 143Ч Кисловодск - Москва, плацкарт:

--

--

--

из Пятигорска

3 200

x1

1 516

из Невинки

2 500

x5

5 020

3

Самолет Минводы - Москва (с авиаэкспрессом)

6 920

x1

6 920

4

Такси Нальчик - Минводы

1 500

x1

1 500

5

Автобус Нальчик - Невинка

416

x5

2080

6

Транспорт Нальчик - Былым

357

x7

2 500

7

Транспорт Хурзук - Нальчик

857

x7

6 000

8

Заброска

238

x7

1 667

9

Связь

22

x7

150

10

Газ

257

x7

1 800

11

Питание в походе

1 880

x7

13 160

12

Аптечка

614

x7

4 300

13

Снаряжение групповое

263

x7

1 840

14

Проживание в Пятигорске

1000

x1

1000

15

Проживание в Нальчике

750 / 1000 / 1250

x2

6 000

Итого:

11 154 - 17 158

7 чел.

70 723

Характеристика района похода

Поход проходил в северной части района Приэльбрусье Центрального Кавказа по территории юго-западной части Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и юго-восточной части Карачаево-Черкесской Республики (КЧР). Подробная физико-географическая и туристическая характеристика Приэльбрусья приведена в путеводителе «Эльбрус и его отроги» А. Алексеева и в печатной версии отчета в библиотеке ФСТ-ОТМ.

Общая идея и организация похода

Маршрут был спланирован под новичковый поход таким образом, чтобы наряду с учебно-тренировочной составляющей не потерять составляющую матрасную: отдохнуть, подлечиться в минеральных ваннах, насладиться пейзажами и балкарской кухней, приобщить новичков к горному туризму. С этой целью (и по настоянию МКК) планируемые сроки похода были увеличены с 7 до 10 дней. Отчасти такое увеличение было продиктовано недостатком источников воды на первой половине маршрута, а следовательно, и удобных мест для ночевок. Один день планировалось отвести под дневку в кабардинских Джилысу, он же при необходимости превращался в запасный день. Там же в Джилысу планировалась заброска продуктов.

По учебно-тренировочной составляющей был минимальный, но добротный комплект категорийных локальных препятствий: перевал Балкбаши с его ветреной погодой и перевал Кольцевой с довольно неприятным для новичков осыпным южным склоном. Более того, от местных МЧС руководитель узнал о непроходимости тропы на Балкбаши с востока, что вынудило руководителя экзотически для 1 кс провести маршрут через ледник Уллучиран (официально утвердила МКК). В случае невозможности прохождения перевала Балкбаши поход превращался в пеший, через н/к перевал Бурунташ в долину р. Худес и далее в пос. Эльбрусский.

Из достоинств маршрута следует отметить его относительную простоту и логичность, частую посещаемость района, множество вариантов аварийного схода с маршрута и обхода препятствий, доступность информации о локальных препятствиях маршрута, красоту открывающихся по ходу движения панорам, водопадов и древних построек, наличие на маршруте минеральных ванн. К тому же привлекала идея пройти в чистом виде линейный маршрут. Недостатком маршрута, как отмечалось ранее, является малое количество питьевых источников в первой половине похода.

Новичковый поход проводился в рамках клубной (ТК МГТУ) ШГТ БУ. Новички, прежде плохо посещавшие организуемые руководителем ПВД, вышли на маршрут подготовленные и мотивированные в разной степени, поэтому (и чтобы занять амбициозных участников) руководитель проводил учебно-тренировочные мероприятия уже в походе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Примечание

Список используемых сокращений:

пер. - перевал (высоты даны по каталогу М.В. Голубева)

г. - гора (высоты даны по 500-метровой карте генштаба)

в. - вершина (высоты даны по 500-метровой карте генштаба)

р. - река

вдп. - водопад

ледн. - ледник

дол. - долина

хр. - хребет

ур. - урочище

сев., С - северный

юж., Ю - южный

зап., З - западный

вост., В - восточный

а/л - альплагерь

пос. - поселок

тр. - травянистый

ск. - скальный

ос. - осыпной

сн. - снежный

ЧХВ-1 - «чистое» ходовое время первого

ЧХВ-7 - «чистое» ходовое время последнего

ГХВ - «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило если не указано иное, переход - 25-30 мин по первому, привал - 10 мин от последнего).

В описании, если не указано иное: понятия «левый» и «правый» даются орографически, все координаты GPS точек даны в системе WGS84, время московское, интервалы времени приводятся в ЧХВ-7. ЧХВ-1 по показаниям GPS, ЧХВ-7 по хронометражу (см. Приложение Г).

Написание названий географических объектов - согласно по каталогу М.В. Голубева. В других источниках написание топонимов может незначительно отличаться. Некоторые названия могут совпадать у разных (иногда даже разнотипных) объектов в удалённых друг частях района или даже разных районах - будьте внимательны при поиске материалов!

Фотоматериалы приводятся в конце отчета.

День 1, 19 июля

Пос. Былым - ур. Кырбаши - хр. Кырбаши


Маршрут 1 ходового дня

Путь, км

Перепад

высот, м

Высота ночевки, м

ЧХВ-1,

ч:мин

ЧХВ-7,

ч:мин

Метеоусловия

13,5

+1310

-238

2315

3:32

3:57

Ясно

Прибыли к месту начала маршрута (к-ты N43° 27.561" E42° 59.676", h1246 м) на развилке грунтовых дорог в верховья долины р. Гижгит и к водоразделу рек Гижгит и Баксан за мостом через р. Баксан на 47 км Баксанского шоссе выше поселка Былым в 8:20, вышли на маршрут в 8:30. Поднимаемся правым склоном долины Гижгит серпантинами грунтовой дороги (вернее, тракторной колеи) к водоразделу рек Гижгит и Баксан [Фото 1.1]. Так выходит короче и красивее, чем идти вдоль реки, но на хребте с середины лета фактически нет воды.

Тракторная колея идет мимо отвалов старой штольни и развалин средневековой крепости и приводит к заброшенной ферме (1700 м, 1,5 ч от места старта) [Фото 1.2]. Выше по долине пересыхающий, вытоптанный скотом источник (ур. Кырбаши) - делаем у него обед в 10:10 (к-ты N43° 27.229" E42° 57.863", h1771 м). Вода не питьевая, набирается медленно, приходится её фильтровать.

В обеденное время после разведки склонов хребта Кырбаши руководитель убеждается, что последние - сухие, и питьевые источники следует искать в районе г. Чаратбаш (2713,7 м).

Погода ясная, по мере подъема открывается долина Гижгит с озером из стоков Тырныаузского комбината и пик Наушидзе (2955 м) - скальная вершина, известная местным жителям как "Тещины зубы" [Панорама 1.1]. На склоне выше фермы виден зигзаг дороги. С него открывается отличный вид на участок Скалистого хребта, тропу к пер. Канджол и поселок Былым. Хорошо отдохнув, продолжаем движение в 13:35. Дорогой и тропами идем на запад, постепенно поднимаясь на хребет. Через 1 ч (к 14:50) выходим на пологий травянистый гребень [Фото 1.3, Ф.1.4]. Отсюда открываются цирки ледников Сакашиль и Каярта. Внизу - город Тырныауз [П.1.2].

Тропа извивается по травянисто-осыпному гребню хребта [П.1.3]. Через час (к 16:40) подходим к отмеченной на карте группе родников восточнее глубокой седловины под склонами горы Чаратбаш. В районе вышеуказанной седловины путь пересекает дорога. Влево по ней, в обход горы, летовка, ниже которой со стороны Баксана есть родник. Но на этом пути сильно теряется высота, поэтому руководитель предпринимает разведку питьевых источников на склонах хребта - южный склон сухой, питьевой источник (исток р. Аманчекет [П.1.4]) и пологие площадки находятся на северном склоне в шаговой доступности [Ф.1.5]. Координаты м/н N43° 25.895" E42° 53.171".

Расчёт ЧХВ-7:

Участок пути

Характер рельефа

ЧХВ

развилка грунтовых дорог в верховья дол. р. Гижгит - обед у ручья в ур. Кырбаши

грунтовая дорога

1:30

Место обеда - гребень водораздела Гижгит-Баксан (хр. Кырбаши)

грунтовая дорога

1:00

по хр. Кырбаши до м/н у истока р. Аманчекет

грунтовая дорога

1:30

ИТОГО за 1 день:

4:00

День 2, 20 июля

М/н - пер. Джаурген (н/к, 2800) - правый борт дол. р. Джаурген


Маршрут 2 ходового дня

Путь, км

Перепад

высот, м

Высота ночевки, м

ЧХВ-1,

ч:мин

ЧХВ-7,

ч:мин

Метеоусловия

10,1

+687

-418

2579

3:29

4:03

Ясно

Выход в 9:20, погода ясная. Огибаем СВ отрог г. Чаратбаш по его тр., крутизной 15° склонам до ос. кулуара истока р. Аманчекет [Ф.2.1, Ф.2.2]. Обходим кулуар траверсом вышеуказанного отрога крутизной 25° 100 м [Ф.2.4] до подсечения заросшей тракторной колеи [Ф.2.3, П.2.1]. Далее движение по колее до пересечения с восточным (к 10:25) и западным (к 10:50) истоком р. Аманчекет с живописным водопадиком (1 час от м/н, к-ты N43° 25.881" E42° 52.289", h2298 м) [Ф.2.3, П.2.1]. Вода в истоках питьевая, но для обеда рановато. Движемся далее по колее, свернув с неё к седловине южнее г. 2559,9 траверсом тр., 20° склона [Ф.2.2, Ф.2.3]. Через 50 минут (к 12:05) достигаем вышеуказанной седловины и продолжаем траверс с плавным набором высоты правого борта дол. Гижгит [П.2.2]. Через 15 минут (в 12:30) подсекаем живописный питьевой источник, экзотически встаем у него под ск. выходами на обед (к-ты N43° 25.827" E42° 51.641", h2465 м) [П.2.3]. Выход в 14:10 далее траверсом правого борта дол. Гижгит.

Подсечь с правого борта целевую седловину между г. Чаратбаш (2713,7 м) и в. 2725 не дают тр.-ос. кулуары притоков Гижгита, поэтому траверсируем плато к западу от г. Чаратбаш по тр., 25° склону 150 м. К 15:00 выходим на вышеуказанное плато (30 мин от места обеда), выходим на тракторную колею, идем ею в западном направлении по пологому плоскому гребню до пер. Джаурген (н/к, 2800) [Ф.2.5, Ф.2.6]. К 16:00 доходим до перевала (30 мин от плато) [Ф.2.7]. К 20 м южнее перевала сходим с колеи на запад - срезая по тр. склонам и коровьим тропам серпантины проезжей дороги из Тырныауза в урочище Джылысу доходим правым бортом дол. р. Джуарген до ровных площадок на слиянии двух истоков притока вышеуказанной реки (к западу от в. 2717) [Ф.2.8], ставимся на ночевку в 17:00 (1,5 часа от плато) [Ф.2.9]. Координаты м/н N43° 24.841" E42° 48.885". В долине Джуарген активно выпасается скот, воду следует кипятить.

Резюме: несложный, разгрузочный, прогулочный - растягивали путь в пользу плавного набора высоты, учебно-тренировочный - учились ходить по травянистым склонам, день. Новички вдоволь прошлись по тр. склонам крутизной от 15 до 25°.

Экзотически прошли правым бортом дол. Гижгит с плавным набором высоты до плато восточнее седловины водораздела Гижгит-Баксан между г. Чаратбаш (2713,7 м) и в. 2725 и вышли на тракторную колею к пер. Джаурген (н/к, 2800). На правом борту долины Гижгит (на сев. и СЗ склонах г. Чаратбаш) проблем с питьевыми источниками не возникало, а желания идти по сухой тракторной колее водораздела с ненужным траверсом г. Чаратбаш не было.

При желании на заросшую колею по вышеуказанным склонам г. Чаратбаш можно выйти, свернув влево с седловины восточнее вышеуказанной горы - колея петляет по гребню СВ отрога данной горы.

Пер. Джаурген (н/к, 2800) [Ф.3.1] из тех, что пройдешь и не заметишь, по сути место, где дорога разбивается на рукава. Нас не интересовал - свернули с дороги, не дойдя до него.

М/н довольно удачное (у воды, в стороне от дороги и основных пастбищ), в отличие (как показал следующий день) от планируемых м/н в обитаемых (коши с пастухами) дол. Суарык и Ташорун.

Расчёт ЧХВ-7:

Участок пути

Характер рельефа

ЧХВ

м/н - западный исток р. Аманчекет

траверс травянистого склона, до 25°, заросшая тракторная колея

1:00

исток р. - седловина южнее в. 2559,9 м

заросшая тракторная колея, траверс травянистого 20°склона

0:50

седловина - место обеда у истока правого притока р. Гижгит

траверс травянистого склона, до 20°

0:15

место обеда - плато западнее г. Чаратбаш (2713,7).

траверс травянистого 25°склона

0:30

плато - пер. Джаурген (н/к, 2800)

грунтовая дорога

0:30

пер. Джаурген (н/к, 2800) - м/н на слиянии двух истоков притока р. Джуарген

грунтовая дорога, траверс травянистого 15°склона

1:00

ИТОГО за 2 день:

4:05

День 3, 21 июля

М/н - дол. р. Суарык - дол. р. Ташорун - пер. Шаукол (Шаукам) (н/к, 2925) - дол. р. Шаукол - дол. р. Шаукол - дол. р. Исламчат - пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889)


Маршрут 3 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

Высота ночевки, м

ЧХВ-1,

ч:мин

ЧХВ-7,

ч:мин

Метеоусловия

26,9

+1353

-1045

2868

6:36

8:05

Утром ясно, днем облачно, вечером пасмурно

Перевал Шаукол (Шаукам)

Расположен

в перемычке между хребтами Шаукамнысырт и Ташорунбаш

Соединяет

верховья рек Шаукол (Малка) на западе и Ташорун (Баксан)

Категория

н/к

Высота

2926

Координаты по GPS

N43° 24.972" E42° 43.023"

Ориентация склонов

запад-восток

Характер склонов

грунтовая дорога

Дата и направление прохождения

21.07.15, с востока на запад

Перевал Каракайский Северный

Расположен

в хребте Каракая севернее одноименной вершины

Соединяет

дол. р. Исламчат (Шаукол) на востоке и Каракая (Малка)

Категория

н/к

Высота

2889

Координаты по GPS

N43° 25.708" E42° 35.220"

Ориентация склонов

запад-восток

Характер склонов

тр., 20°

Дата и направление прохождения

21-22.07.15, с востока на запад

Снята записка

гр. 15 туристов ТК «Вестра» п/р Грашина К.С. от 10.07.2015 г. [ПЗ.1]

Необходимое снаряжение

рекомендуются трек. палки, трек. ботинки

Выходим в 7:30 с м/н обратно на пересекающую несколько мелких ручейков хорошую грунтовую дорогу из Тырнуауза в урочище Джылысу [Ф.2.8] и движемся по ней, огибая отроги правого борта дол. Джаурген, на запад к пер. Шаукам [Ф.3.1, П.3.1]. Погода ясная.

Впереди виден пер. Шаукам (н/к, 2925), ведущий в долину Шаукол. На западе возвышается пирамида пика Суарык (3319 м). Через 45 мин достигаем устья р. Суарык (правый приток Гижгита, 2300 м). Выше устья Суарыка р. Гижгит называется Ташорун. Здесь широкие пастбищные склоны, есть несколько летовок, но нет питьевых источников. Ближайший таковой пересекает дорогу за 2 км до пер. Шаукам (2,5 часа от м/н, помечен как минеральный на карте, к-ты N43° 25.089" E42° 43.589") [Ф.3.2]. Через 3 ч от м/н (к 11:20) поднимаемся по дороге на скотопрогонный пер. Шаукам (н/к, 2926 м, к-ты N43° 24.972" E42° 43.023"), который расположен в перемычке между хребтами Шаукамнысырт и Ташорунбаш и соединяет верховья рек Шаукол (Малка) на западе и Ташорун (Баксан). Седловина перевала широкая травянистая, местами заболоченная.

С перевала дорога спускается правым бортом долины к р. Шаукол, сворачиваем пообедать с дороги на юг к источнику нарзана (к-ты N43° 25.316" E42° 41.130", h2717 м) на левом притоке р. Шаукол (40 мин от перевала) [Ф.3.3]. Горячий обед с 12:00 до 13:20 (к-ты N43° 25.276" E42° 41.380", h2763 м). Через 2 часа 55 мин от места обеда (к 16:45) вышеуказанной дорогой вниз по дол. Шаукол [Ф.3.4] подходим к устью р. Исламчат [Ф.3.5, Ф.3.7]. За Каракайским хребтом в дол. р. Малка наблюдаем непогоду. Перейдя р. Шаукол ниже впадения в нее Исламчата по мосту, идем в верховья дол. Исламчат левым бортом по скотопрогонной тропе. В долине Исламчат активно выпасается скот, к нашей группе проявляют интерес местные пастухи (от одного еле отвязались) - руководитель принимает решение гнать группу на перевал Каракайский Северный (н/к, 2889).

Тропа теряется у пастушьего коша с загоном (40 мин от моста через р. Шаукол, подошли к 17:30) - поднимаемся в западном направлении траверсом тр., до 25° склона левого борта дол. Исламчат к вышеуказанному перевалу до подсечения тр. кулуара пересохшего притока Исламчата. Далее подъем по вышеуказанному кулуару до подсечения тропы, ведущей на перевал [Ф.3.6]. Через 50 мин (к 18:30) достигаем широкой тр. перевальной седловины пер. Каракайский Северный (н/к, 2889) [Ф.3.7, Ф.3.8].

Находим тур (к-ты N43° 25.708" E42° 35.220", h2895 м), снимаем перевальную записку гр. 15 туристов ТК «Вестра» п/р Грашина К.С. от 10.07.2015 г. [ПЗ.1] Ставим на перевальной седловине лагерь. Координаты м/н N43° 25.733" E42° 35.104", высота м/н 2868 м - наивысшая ночевка за поход.

Руководитель с заместителем разведывают питьевые источники на западном перевальном склоне: не пересох лишь один, после его капремонта набираем вкусной воды. Координаты источника N43° 25.740" E42° 34.830", h2791 м. В 100 м ниже по склону уже выпасается скот.

Резюме: долгий, напряженный ходовой день, в основном, по грунтовым дорогам. Долины Суарык, Ташорун, Шаукол и Исламчат основательно вытоптаны скотом. Питьевых источников мало, от жажды спасают изотоники.

Перевал Шаукол (н/к, 2925) автомобильный и сложностей не представляет.

Перевал Каракайский Северный (н/к, 2889) рекомендуется для новичковых групп, для оттачивания навыков хождения по травянистым склонам (при прохождении из дол. Шаукол). Ночевка на перевальной седловине приемлемая, есть смысл ставить бивак на западной предперевальной террасе, где более удобно расположены питьевые источники. При подъеме на перевал у нас был дефицит ходового времени - для более оперативного подъема расформировали рюкзак отстающей участницы.

Расчёт ЧХВ-7:

Участок пути

Характер рельефа

ЧХВ

м/н - устье р. Суарык

грунтовая дорога

0:45

устье р. Суарык - питьевой источник в 2 км восточнее пер. Шаукам (н/к, 2925)

грунтовая дорога

1:45

источник - пер. Шаукам (н/к, 2925)

грунтовая дорога

0:30

пер. Шаукам (н/к, 2925) - место обеда у нарзанного источника в верховьях дол. Шаукол

грунтовая дорога, пологая тр. долина

0:40

место обеда - устье р. Исламчат (мост)

грунтовая дорога

2:55

мост - кош под пер. Каракайский Северный (н/к, 2889)

коровья тропа, траверс тр. 15° склона

0:40

кош - пер. Каракайский Северный (н/к, 2889) (м/н на пер. седловине)

траверс тр. до 25° склона, тропа

0:50

ИТОГО за 3 день:

8:05

День 4, 22 июля

М/н - дол. р. Малка - пер. Каяэшик (н/к, 2532). Заброска, полудневка


Маршрут 4 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

Высота ночевки, м

ЧХВ-1,

ч:мин

ЧХВ-7,

ч:мин

Метеоусловия

7,9

+360

-630

2546

1:54

2:39

Пасмурно, вечером дождь

Оставляем свою перевальную записку, фотографируемся. Выход в 9:00, погода облачная. Спускаемся по тропе к западной предперевальной террасе [Ф.4.1], идем на запад до её окончания (50 мин) к 11:00 [Ф.4.2, Ф.4.3]. Далее спускаемся по тр., 25° склону, забирая правее по ходу до подсечения притока р. Малка [Ф.4.3, Ф.4.4]. Затем идем на запад по пастбищу до подсечения асфальтовой дороги к источникам Джилысу кабардинские и до источников по дороге (2 часа от м/н) [Ф.4.5, Ф.4.6, П.4.1].

Нашли администрацию источников, взяли в 12:00 заброску, набрали пресной питьевой воды (из источника за магазином сувениров, к-ты N43° 26.102" E42° 32.241", h2379 м) и за 30 мин (к 12:35) дошли по проходящей через нарзанные источники, полуразрушенный мост через р. Малка [Ф.4.7] и огибающую с севера урочище Джилысу тропе [Ф.4.6, Ф.4.8] к поляне Эмануэля {у пер. Каяэшик (н/к, 2532)}, где встали на бивак [П.4.2]. Координаты м/н N43° 26.118" E42° 31.595".

На полудневке перераспределение заброски завхозом, купание в нарзанной ванне, попытка связаться с Москвой. Попытка не удалась, т.к. к вечеру погода окончательно испортилась, небо заволокло тучами, и связь не проходила.

Резюме: спустились с перевала Каракайский Северный (н/к, 2889) в урочище Джылысу, где у нас заброска и 1,5-дневка - разгрузочный после вчерашнего напряженного день. Опережаем походный график на 1 день.

Чуть комфортнее спускаться с предперевальной террасы вдоль вышеуказанного безымянного притока р. Малка по коровьим тропам.

М/н неплохое: живописное и находится вдали от отдыхающих, однако питьевая вода довольно далеко (хоть и по пути в случае вылазок на источники), и неудобное соседство с коровами: приходилось отгонять и прятать от них еду и просушиваемую одежду.

Расчёт ЧХВ-7:

Участок пути

Характер рельефа

ЧХВ

м/н - окончание западной предперевальной террасы

спуск по тр. склону, до 15°

0:50

окончание террасы - источники Джилысу кабардинские (заброска)

спуск по тр. склону, до 25°, асфальтовая дорога

1:20

заброска - м/н на поляне Эмануеля (у пер. Каяэшик (н/к, 2532))

тропа, до 20° на подъем

0:30

ИТОГО за 4 день:

2:40

День 5, 23 июля

Дневка

Ясно, показывают Эльбрус. Руководитель с заместителем разведали тропу через Калинов мост в верховья р. Малки. Неблизкий пресный питьевой источник за магазином сувениров сломался, его починили днем. На это время воду для готовки брали из верховий левого притока р. Малки (в самой Малке вода мутная). В долине вышеуказанного притока выпасается скот. К притоку можно попасть по тропе на северо-восток с перевала Каяэшик (н/к, 2532), 590 м (750 м от м/н). К-ты пересечения ручья и тропы N43° 26.434" E42° 31.654" Питьевую воду набирали по пути из источников к лагерю во время прогулок по урочищу Джилысу. Из развлечений купание в ваннах, проба нарзанов из многочисленных источников, кафе с хычинами, фотосессии с Эльбрусом на ладошке, останцами и водопадами. Удалось связаться с Москвой.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru