Автор: Геннадий Стариков, Москва
Фото автора

Учебный поход под Ушбу

(11-14.08.1974)

У меня в отделении были 4 курсанта: Ю.Боев, И.Глушко, В.Смирнов - из Воронежа, А.Сомсиков – из Одессы, но в поход вышли (без Смирнова), добавив “соседей” (С.Утешев, Л.Симахина, Г.Артеменко, В.Сидоров, В.Жаров), то есть 8 чел.
Весь отряд ШКОЛЫ насчитывал человек 50 или около того, покинув а/л Эльбрус.

За день дошли до верхних ночевок на левобережной морене лед. Ах-су, заночевали. Утром простой путь вел под вершину Шхельда Малая (4012м) по снежному склону.

Маршрут давнишний, 2А кат. сл. по В гребню.
Проходя под вершиной чуть левее к удобному для перехода бергшрунду, надели “кошки”, поскольку вверх предстояло подниматься по организованным ПЕРИЛАМ на крутом снежно-ледовом склоне (еще с нами шла группа ученых – 4 чел.).

Поднялись, многие сходили вправо на вершину Шхельда (М).
Путь продолжили через вершинку в левую часть гребня и (? перевал курсантов) для спуска на ледник Южный Шхельдинский. Прошу прощения, забылось многое - минуло уже 41 год!

Остались фото. Вот часть группы спустилась на ледник и отдыхает на фоне в.Мазери.

А вот и “туристы” созерцают проявившиеся вдали грандиозные северные стены вершины Ушбы.

Затем мы всем отрядом довольно легко и просто спустились по снегам к “охотничьим ночевкам”. Заночевали.
Утром следующего дня, по-моему, решали задачи:
- сходить под стену Ушбы, потрогать ее руками
- каким образом идти через перевал Бечо или подниматься на перевал Ах-су слева от в.Шхельды (М), чтобы была возможность р\связи с группой тренеров П.Егорова, совершающей восхождение на в.Шхельды (3-я Зап.) “по рыбке”, 5Б.

Вскоре двинулись вниз по удобной тропе в ущ. Долры.
Обернувшись назад, я снял, как мне кажется, чудесный вид отряда на фоне Ушбы.

Пошли по красивейшим лугам, вдали Сванетский хребет, внизу ущ. Долры и где-то там село Мазери.

Спустились к тропе, ведущей в сторону пер. Бечо, далее прошли до “кошей”, заночевали.
Утром двинулись вверх и довольно скоро увидели место подъема по узкому кулуару вправо вверх на перевал Ах-су. Аккуратно поднимались.

Далее просто попали в то же ущелье, из которого начинали поход. Прошли верхние ночевки Ах-су, спустились к “Улыбке Шхельды” и далее через а/л Шхельда вернулись в а/б Эльбрус. Вот такая история не прошла мимо нас.

Да, нехороший осадок оставила концовка той смены в ШКОЛЕ: при восхождении 14 августа, на подъеме лидируя, сорвался Петр Егоров (53 года), веревка оборвалась и он упал на большую глубину, тело так и не было найдено после тщательных поисков.

Кратко так: “Перед восхождением Петр ходил за отчетом маршрута Субартовича (5Б кат.сл.) в альплагерь Адылсу к начучу Шилову Ю.Д.

Вот уж после его гибели мне Шилов и рассказал, что Петя невзначай произнес: "Буду ходить на пятерки "Б" до 55 лет, а после - на 5А до 60-ти".
"Зачем он это сказал"? - Удивился Шилов…

"Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе".