Автор: Слава Шаповалов, Москва
Фото: Люба Шкедова

По следам динозавра.
Палеонтологическая треккинг экспедиция в Шамони

Как же не предсказуема погода в горах! Во время всех предыдущих летних поездок в Шамони – порой было облачка не сыскать, а лето 2014 года словно пыталось повторить библейский сказ о Ное. Небеса разверзались практически каждый день, и потоки воды низвергались на грешную землю.

Дебютная треккинг программа была практически под угрозой смытия. И лишь профессионализм гидов и жизнерадостность участниц позволили провести ее не просто достойно, а так, что она оставила одно из самых неизгладимых впечатлений для всех сторон процесса.

Но начнем, пожалуй, по порядку:

День 1. Ледник Mer de Glace

- Вы уверены, что нам сюда?
Ноги у Марины практически дрожали – тропинка резко заканчивалась скальным обрывом. Дальше вела вертикальная лестница, вбитая в гранитную породу.

- Да, да. Именно сюда – мы не ошиблись, - ухмыльнулся Сережа. Через 5 минут четыре девушки, связанные одной веревкой, судорожно цепляясь за ступеньки, аккуратно спускались вниз. Некоторые были зеленоватого оттенка, но цвета потихоньку приходили в норму – ведь страшно было только с виду – лестница она и в Африке лестница.

Через несколько пролетов, цветастая компания вышла на ледник. Человек, попавший в горы летом первый раз, сразу смог бы оценить его название «Море льда» - огромная река из замершей воды уходила куда-то вдаль и терялась в бесконечности, а причудливые ледниковые формы создавали ощущение огромной древней мощи.

Впереди восторженных путешественников ожидало несколько-часовое приключение, проходящее по толще замерзшего века назад льда, иссеченного бирюзовыми ледниковыми реками и в окружении древних савойских пиков, возвышающихся, словно сказочные стены. Неплохое начало для первого дня. А где-то вдали уже начали собираться первые тучи…

День 2. Белое озеро.

Утро выдалось солнечным и радостным. Сегодня предстояло набрать почти километр перепада до живописного Белого Озера. Девочки были бодры, веселы и в ожидании прекрасной прогулки с нетерпением рыли землю копытом.

Пять минут нам дала природа на лицезрение своих красот, после чего опять поспешила скрыть, окружающую нас природу, густой белой ватой тумана. Но и этого момента было достаточно, что бы увидеть и сохранить в памяти чудную картинку, о которой потом будет приятно вспоминать где-то вдали от этих гостеприимных мест.

День 3. Под проливным дождем.

Весь день шел дождь, не прекращаясь. О выходе не могло быть и речи, поскольку к влаге с небес добавлялась вчерашняя усталость. Устроили выходной и отправились заниматься шопингом.

День 4. Водопад Берард +.

Дождь все не прекращался. Вещи потихонечку отсыревали, боевой настрой падал – и даже нежные круассаны утром и прекрасное французкое вино вечером не могли поднять боевой дух. Второй день прозябать в мокрых палатках не хотелось и закутавшись в водонепроницаемую одежду мы двинулись на водопад Берард, чтобы хоть как то провести время.

Но ближе к месту назначения дождик стал стихать, и сменился мерзкой изморосью. Поскольку рядом проходил красивый лесной маршрут – то решили-таки потратить день с пользой – в лесу и дождь не так страшен, и туман не столь сильно мешает созерцанию.

Зато лес наполнился таинственностью и волшебством, как в известной сказке – так и шли мы по лесным тропинкам, ожидая встретить толи эльфов, толи назгулов, толи бабу ягу. В результате не единой души в лесу так не встретили – толи сказка была такая странная, толи лес не такой уж волшебный, толи дураков погулять в этот день больше не было.

Через несколько часов лес закончился, туман стал ощущаться гуще, и мы окончательно почувствовали себя потерявшимися хоббитами, пока тропа не привела нас к горной хижине, выглядевшей как сказочный замок, неожиданно вырастающий из тумана.

Путь вниз мало чем отличался от подъема – был так же по-своему мокр и прекрасен. Пару часов и мы вернулись в цивилизацию, с ее сухостью, прелестью и пивом. Еще один день был отложен в копилочку воспоминаний, и даже дождь не смог сделать их неприятными.

День 5-6. По следам динозавров.

Оказалось, что природа еще не окончательно проверила нас на прочность и на утро пятого дня мы с удивлением обнаружили, что горы вокруг нас покрылись свежим налетом белого снега, словно проверяя нас на любовь к ним.

Сегодня нам предстоял апофеоз программы – двухдневный выход на следы динозавров, клочек осадочных пород высоко в горах – где остались отпечатки лап этих древних рептилий. И если по отдельности снег, дождь, холод, дальнюю дорогу и ночевку в высокогорье в палатках, наши героические девочки могли выдержать – то все это вместе предстояло стать серьезным испытанием.

Но не в наших правилах отступать перед такими проблемами, поэтому плотно укутавшись в мембранную одежду, мы двинулись в путь. Шаг за шагом мы двигались вперед, по скользкой траве, по скользким намокшим камням и ручьям тропинок. Пока, наконец, не вышли к промежуточной точке маршрута – живописнейшему водохранилищу Emesson lake.

На скорую руку перекусив и глотнув чаю, мы побежали дальше – уж очень хотелось быстрее переодеться в теплые и сухие вещи, плотно поесть и откупорить волшебные бутылочки, припрятанные в рюкзаках. Дальнейший путь лежал по руслу безлюдной горной речки, пейзаж стал более высокогорный, а уклона практически не было – поэтому идти стало проще и беззаботнее. И так, весело посмеиваясь и перекатываясь по камням, к 6 часам вечера мы дошли к месту потенциальной ночевки.

Как и ожидалось, оно было в снегу. Но полчаса работы лопатой, вкусный ужин и жидкость из бутылочек превратило это, поначалу казавшееся негостеприимным место, в райский уголок. А хмурые тучи немого рассеялись, открыв нашему взору красоты окружающих хребтов, дополнивших чувственную картину.

Опьяненные эмоциями все расползлись спать – грядущий день предстоял быть тяжелым: подъем на перевал, столкновение с прошлой эпохой, второй перевал и долгая дорога домой… Но, начнем по порядку… Перевал… Перевал был в снегу, причем в свежем снегу. Сережа как единственный из нас взявший альпинистские ботинки – мужественно тропил, порой проваливаясь по колено в белую влажную кашу. Остальные старательно пытались попасть кроссовками в след, получалось, откровенно говоря, плохо, и к выходу на перевал ноги были мокрые у всех.

Но тут, словно во спасение, в пределах 10 минутной пробежки оказалась цель наших мытаний – следы динозавра и проблемы с влагой были на время забыты. Их заменили курсы палеонтологии – благо накануне Сережа прочитал несколько статей из интернета и теперь с видом оксфордовского профессора, с вдохновением рассказывал жизнеописание динозавров, и их взаимосвязь с появлением гомо-сапиенса.

Но природу не обманешь, и вскорости абитуриенты начали подмерзать. Пришлось быстренько закругляться, так и не докопавшись до сути проблемы: «влияние динозавров на становление савойской цивилизации после появления первой канатной дороги». Впереди нас ждал долгий путь домой: скалы, снег, поля, кулуары и горные тропы. К концу дня наша разноцветная группа мокрая до нитки, уставшая, но не побежденная побежала в лагерь.

Возможно, получилась не самая солнечная неделя – но улыбки на счастливых лицах говорили, что солнце в горах это не главное. Хотя с ним то, наверное, поприятнее – но говорят, что снаряд в одну воронку два раза не попадает!)