Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Юрий Круглов, Севастополь

Скалы мыса Сарыч под угрозой

Заштрихованная территория — скалы мыса Сарыч — готовится для сдачи в аренду «для организации отдыха на открытом воздухе»

Обратите внимание за заштрихованную территорию с надписью «Скалы Сарыч». Эта территория сейчас готовится для сдачи в аренду «для организации отдыха на свежем воздухе».

Скалолазы и альпинисты со всей России, глядя на карту, уже поняли, что речь идёт об одном их самых популярных районов севастопольской зоны для занятия скалолазанием. Это скалы Сарыча, где на сегодняшний день оборудованы 97 маршрутов для занятия традиционным и спортивным скалолазанием категорий от F4с+ до F8b.

Для остальных наглядно покажу и расскажу, что из себя представляют скалы Сарыч. Это полоса скал длиной около полукилометра и высотой до 50 метров, расположенная параллельно дороге Севастополь-Ялта, на расстоянии 30 метров от неё. Эти 30 метров поросли можжевельником, вдоль дороги территория ограничена высокой бутовой стеной. С обратной стороны скал расположен каменный хаос и можжевеловый лес. Скалолазные маршруты есть как на южной, так и противоположной стороне скал.

Михаил Лапшин на скалах мыса Сарыч на Чемпионате Севастополя и Крыма 2014 года

Именно здесь часто проводятся различные соревнования по скалолазанию и альпинизму. Знаковые соревнования тут проходили весной 2014 года — первые соревнования в российском Севастополе, когда, разобрав блок-посты вокруг города, спортсмены Севастополя вернулись к своим привычным занятиям. Привожу ниже небольшой видеорепортаж с тех соревнований 2014 года — скалы, о которых идёт речь, постоянно в кадре.

Телеканал НТС:

Телеканал СТВ (теперь — ИКС):

Фотоотчёт тех соревнований, где хорошо видно, что из себя представляет данная территория — здесь.

Сюда приходят и приезжают спортсмены и любители, чтобы потренироваться несколько часов на настоящих скалах, а затем уйти или уехать домой. Здесь не разжигают костры, не ставят палаток, просто тренируются на свежем воздухе, готовят спортсменов, занимаются массовым спортом и спортом высших достижений. Для Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя скалы мыса Сарыч — один из основных районов, где происходит круглогодичная тренировка спортсменов. Федерация аккредитована в Министерстве спорта России, является членом Федерации альпинизма России.

Легенда альпинизма — Юрий Лишаёв на фоне скал Сарыча. Возможно, в следующий раз Юрий будет позировать на фоне беседок и мангалов, а не лазающих спортсменов

Вот так так выглядит «организованное место отдыха на природе» по замыслу местных властей:

Организованный отдых на природе на Тороповой даче. Фото взято с севастопольского форума sevastopol.info

Очевидно, что и такому отдыху необходимо право существовать. Но нужно тщательно выбирать места. Представим себе что такие беседки и мангалы появятся под скалами Сарыча. Возможно будет тренироваться? Чтобы это представить — попробуйте поехать полазать на смотровую площадку Ласпинского перевала. Срываться будете не с зависанием на верёвке, а с залеганием на крышах беседок или на головах прохожих. Нет, не возможно.

Я понимаю, что место, где расположены скалы Сарыча — довольно привлекательное для организации платного отдыха: через дорогу расположено место для парковки машин, прекрасный вид, природа, проходное место, море рядом, и так далее. Но НЕ ЗА СЧЁТ спортсменов и любителей активного отдыха.

Если действительно ставить целью «организацию отдыха на открытом воздухе», то на скалах Сарыча ничего делать не нужно — такой отдых уже организован. Маршруты регулярно обновляются спортивными федерациями. Последняя большая работа здесь была проведена в июне 2014 года силами альпинистов Ростова и Краснодара. Я надеюсь, что и Управление по делам молодёжи и спорта Севастополя скоро поспешит в этом помогать. Мусора там также нет. Федерация альпинизма и скалолазания Севастополя и Орлиновское лесничество регулярно проводят субботники по сбору мусора в труднодотупных местах. Для сравнения: посмотрите на территорию мыса Сарыч ниже дороги Севастополь-Ялта. Вот там можно найти всё, что угодно — от шприцев, до бутылок.

На сегодняшний день в Севастополе есть территории, где действительно, из-за стихийного и неорганизованного отдыха возникают проблемы экологического характера. Предлагаю Правительству Севастополя сконцентрировать усилия по организации отдыха на открытом воздухе именно на таких местах. А скалы Сарыча оставить для развития массового спорта.