Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе н/к с эл. 1 к.с. по Архызу в мае 2015 в апреле-мае 2015
ОТЧЕТ о горном путешествии с элементами 1 категории сложности по Архызу (Софийский хребет, хребет Габулу), совершенном группой туристов т/к «Вестра» г. Москвы в период с 26 апреля по 1 мая 2015 года по маршруту Москва - устье р. Архыз - пол. Таулу - р.София - устье р.Гаммеш-Чат- оз. Запятая - оз. Верх. Запятая - пер. Караджаш (1А, 2960) - р. Псыш - р. Белая - подход под пер. Айюлю (т.2347) - р. Белая - пол. Таулу - Москва. Маршрутная книжка№ 1/3-104. Руководитель группыОсипова Светлана Алексеевна e-mail: osipova.osa@gmail.com Москва, 2015 год I. Справочныесведения о походе1. Проводящая организация:Путешествие организовано московским турклубом «Вестра». Web:www.westra.ru Выпускающая организация: Федерация спортивного туризма – объединения туристов Москвы (далее – ФСТ-ОТМ). Маршрутная книжка: № 1/3-104 2. Район походаСтрана: Россия Географический район похода: Архыз (хребты Софийский, Габулу) 3. Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрутаЗаявленная Москва - устье р. Архыз - пол. Таулу - р.София - устье р.Гаммец -Чат- оз. Запятая - оз. Верх. Запятая - пер. Караджаш (1А, 2960) - р. Псыш - р. Белая - пер. Айюлю (1А, 2890) - р. Б. Дукка - пер.Пхия (н/к, 2050) - дол. р. Б.Лаба - пос. Загедан - Москва. Фактическая: Москва - устье р. Архыз - пол. Таулу - р.София - устье р.Гаммеш - Чат- оз. Запятая - оз. Верх. Запятая - пер. Караджаш (1А, 2960) - р. Псыш - р. Белая - подход под пер. Айюлю (1А, 2890) - р. Белая - пол. Таулу - Москва.
Пройдено препятствий1А-1 шт. Пер.Караджаш (1А, 3011) Контактная информация группы:
Отчет хранитсяОтчет сдан в МКК ФСТ-ОТМ, адрес: гор. Москва, ул. Александра Солженицына, дом 17. Путешествие рассмотреноПутешествие рассмотрено МКК ФСТ-ОТМ, код МКК: 177-00-56666252. II. Содержание отчета1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.Основной целью путешествия было получение опыта горного путешествия и высотного опыта участников и проверка снаряжения, как личного, так и специального для летнего горного похода. 2. Краткая информация о районеЦентром этого туристского района является поселок Архыз, основанный как аул в 1923, находящийся в юго-западной части Карачаево-Черкесской Республики в 52 км к югу от станицы Зеленчукской, с которой он соединен асфальтированной дорогой. Он расположен на дне большой котловины и на речных террасах (абсолютная высота 1450-1500 м). Это место называют карачаевским пятиречьем, потому что здесь из холодных вод горных рек Кизгыч, Псыш, София, Архыз образуется Большой Зеленчук с очень чистой сине-зеленой водой. Климат Архыза мягче, чем в соседних долинах. Хребет Абишира-Ахуба, высоким (3000 м) барьером отгородив верхнюю часть долины Большого Зеленчука с севера, закрыл туда доступ холодным ветрам. Развернутая по меридиану широкая долина хорошо освещается солнцем (солнечных дней 280 за год). Лето в Архызе нежаркое. В окрестностях аула среднесуточная температура июля и августа 15,3°С (днем до 25°С). Зима мягкая, многоснежная. Средняя температура в январе -5,4°С. Осень, как правило, сухая, тепло стоит до ноября. Весна красочная, с неожиданно меняющейся погодой. В целом климат района горный, умеренно континентальный, но чем выше в горы, тем холоднее и больше выпадает осадков. Стержнем горной системы Кавказа является Главный Кавказский хребет (ГКХ). В районе Архыза ГКХ имеет высоты 3000 - 3500 м, основными вершинами являются (с запада на восток): Псырс (3457), Псыш (3489), Кизгыч-Баши (3442), Алан(3443), Ак-Шатыр (3434). Между вершинами имеется ряд доступных перевалов 1Б к.с., ведущих в Абхазию: Псырс (Магана) (2948), Наур (2839), Кизгыч (2997), Салыннган (3023). В районе ГКХ мощное оледенение: наиболее крупные ледники - Аманауз, Наур, Псыш, Буша, Огары, Кизгыч, Салыннган, Бугойчат. От ГКХ на север отходят хребты Аркасара, Чучхурский, Ужум, Софийский, Чегет-Чат. К северу от ГКХ вблизи посёлка Архыз выделяются хребты направления запад-восток: Абишир-Ахуба и Морг-Сырты. Наиболее высокие горы Архызского района – Пшиш(3780), София(3640), Аманауз-Баши(3530), Псыш(3502). Ледники лежат также на горе Пшиш и севернее Софии. Сосново-еловый лес заканчивается на высотах 2000 - 2300 м, выше кое-где встречаются участки берёзового криволесья. Туристские возможности района. Веерообразное расположение долин рек Кизгыч, Псыш, София и Архыз, которые, в свою очередь, разветвляются на более мелкие (с доступными перевалами), создает большие возможности для кольцевых маршрутов. Большой популярностью пользуются 1-2-дневные экскурсии из Архыза в окрестностях поселка: на хребет Абишира-Ахуба, к озерам урочища Морг-Сырты, к Нижне-Архызскому городищу. Интересны и доступны маршруты на восток - в Теберду и Домбай, пересекающие северные отроги Главного хребта и долины рек Маруха и Аксаут. Наиболее популярны два-пути: простой - через травянистые перевалы Озерный, Кызыл-Ауш, Мухинский с выходом в Теберду и более сложный - через перевалы Бугой-Чат, Халега и Алибек с выходом в Домбай. Автотуристам следует учитывать, что выше поселка Архыз асфальтированных дорог нет. Но дороги с твердым грунтовым покрытием протянулись довольно высоко в горы и доступны большинству легковых автомобилей. Наиболее популярным местом для лагерей автотуристов стали берега реки Псыш в районе поляны Таулу (развилка долин Псыш и София) и ее окрестностей. В районе существует 4 перевала 2А категории сложности: Аманауз Южный (Торнау), Аманауз, Токмак и Кожухова (Топал-Ауш), что делает возможным совершать горные походы 3 категории сложности, не выходя на ГКХ. Соответственно, остальные перевалы более простые - 1Б, а большинство 1А категории сложности, наиболее популярные из которых: Айюлю, Олений, Дорбун, Дурицкого, Браконьеров, Воронцова-Вельяминова, Азимба Орлёнок, Караджаш, Иркиз, Баш-Джол (Столичный), Ак-Айры, Холодовского, Заячьи Уши, Чучхур, Чучхурская Щель, Софийское седло. Прохождение этих перевалов даёт возможность совершить походы 1-2 к.с. Для туристов представляет интерес кроме вершин и перевалов также посещение множества высокогорных озёр (близ перевалов Айюлю, Иркиз, Караджаш, Чучхур) и водопадов (Софийские, в верховьях Кизгыча). В последнее время район стал популярен среди альпинистов. Наиболее освоен альпинистами район перевала Караджаш и вершины Софии. Там классифицированы маршруты на вершины Караджаш, Созарукова (Батак), Минги-Кёль-Баши, Пештера, Надежда, Панагюриште, София (от 1Б до 4А к.с.). Также представляют интерес для альпинистов вершины Токмак и Пшиш. 3. Оформление документовДля пребывания в данном районе необходимы погранпропуска. Контакты пограничного управления, информация о порядке получения погранпропусков:http://www.dombayinfo.ru/propusk. Ходатайство (заявление) следует отправить по факсу в отделение п. Архыз по факсу: 8 (87822) 6-55-56. Оперативный дежурный Карачаево-Черкесского поисково-спасатель-ного отряда МЧС России тел. +7(8782) 23-90-60, +7(8782) 23-90-61. Оперативный дежурный ПСП Архыз тел.+7 (928) 3964787, +79632861267. 4. Обеспечение безопасности, связьМобильная связь есть на пол. Таулу (Билайн, Мегафон (МТС не ловит)). На остальных участках маршрута связь осуществлялась по спутниковому телефону системы Thuraya с координационным центром клуба Вестра в Москве, путем обмена СМС в заранее установленное время. Специально подготовленные люди принимали SMS и звонки, выкладывали информацию на всеобщее обозрение, и были готовы в любой момент оказать помощь, начиная от сообщения прогноза погоды и вплоть до связи с ассистантской компанией и координации действий спасателей. Для обеспечения безопасности группа оформила страховку в страховой компании "Согласие", ассистент Savitar group на 30000$ на каждого участника, что обошлось в 18,90$ (995 руб.) за 7 дней. Категория полиса Е, с особыми условиями «Горный туризм». 5. Варианты подъезда и отъезда.Заезд в район осуществлялся на рейсовом автобусе Рейс «Красногвардейская АС – Суворовская» № 676 Автопредприятие ИП Евсеев О. В. (903)414-73-74 тариф 2000 руб. + 100 руб. место багажа + 140 руб. сборы, итого 2240 руб. Далее до пол. Таулу на 3-х УАЗах (так как вмести с нами в район забрасывалась ещё одна группа т/к «Вестра», которая планировала пройти такой же маршрут на неделю позже). Стоимость одного УАЗа 1500 руб., влезает около 10 человек с рюкзаками. УАЗы заказывали у Владимира (8-928-389-15-01). Обратный выезд от пол. Таулу на машинах до ст. Зеленчукская (также от пол. Таулу можно вызвать такси), оттуда на автобусе до Москвы (билет 2000 руб. + 100 руб. место багажа). Заранее забронировать и выкупить обратные билеты находясь в Москве нельзя, поэтому договаривались с местными знакомыми, чтобы они забронировали нам билеты, потом на автовокзале Зеленчукской их выкупили. 6. Аварийные выходы с маршрута и его варианты.Выход к цивилизации был возможен за 1-2 дня из любой точки по долинам рек вниз. 7. Изменения маршрута и их причины.
Причины изменения маршрутаНе пошли на перевал Айюлю из-за плохих погодных условий. Планировали пройти перевал Айюлю 30.04, но в ночь 29-30.04 шел снег и сходили лавины, а на следующую ночь 30.04-01.05 шел дождь. Приняли решение заканчивать маршрут и спускаться на пол. Таулу. Заявленные запасные варианты
8. График движения
III. Техническое описание прохождения группой маршрута:День 1. 26 апреляПланируемый участок маршрута:
Фактический график движения:
Высота (нач., кон.): 1562, 2225. &8710H= 663. Расстояние: 7.54 км. Ходовое время: 7:12. Чистое ходовое время: 5:42.
Описание Дежурные встали в 6:10, остальные чуть позже. Вышли с поляны Таулу в 8:40(Фото 1.1 – Группа у моста через р. София)и шли по правому берегу р. София по грунтовой дороге, которая в данное время года почти непроходима для транспорта. Дорога большой частью под снегом, «открытых» участков не очень много(Фото 1.2 – Грунтовая дорога вдоль р. София).Через 1 ч 50 мин движения по дороге в конце третьего перехода в 10:30 повернули направо по ходу движения по чужим следам к реке Гаммеш-Чат(Фото 1.3 – Место поворота в долину р. Гаммеш-чат).Перешли через р. София по широкому бревну(Фото 1.4 – Переправа через р. София по бревну).Поток небольшой, активное таяние ещё не началось. Всего по грунтовой дороге прошли 5,5 км. Далее шли по долине реки Гаммеш-Чат по левому берегу. Саму реку не видели, шли выше неё по лесной зоне. Снег глубиной до метра, местами подтаявшие до земли участки(Фото 1.5 – Долина р. Гаммеш-Чат).Постепенно снег становился глубже. Подходим к гребню(Фото 1.6– Подъем к оз. Запятая, 1-я ступень).К 13:05 подошли под запирающую морену, сделали привал. Затем поднялись по левому краю кулуара, сходящего с левого гребня(Фото 1.7 – Подъем к оз. Запятая, 2-я ступень).Видны лавинные выносы, поэтому поднимались сначала под скалами, потом небольшими группами быстро переходили лавиноопасный участок. Перед подъемом включили биперы. После подъема по кулуару немного спустились к озеру Нижняя запятая. С 15:15 до 15:30 сделали привал, за это время провели разведку и определились где ставить лагерь (решили стоять у большого камня), при подходе к этому месту перешли Гаммеш-Чат (по камням, так как поток очень небольшой).(Фото 1.8 – Место ночевки 26-27.04, путь подъема 27.04).В 15:52 пришли на место ночевки. После постановки лагеря 2 часа проводили лавинные занятия и занятия по медицине (первая помощь).Фото 1.9 – Лавинные занятия.Воду набирали в р. Гаммеш-чат (примерно 50 метров от места стоянки). День 2. 27 апреляПланируемый участок маршрута:
Фактический график движения:
Высота (нач., кон.): 2225, 2804. &8710H= 579. Расстояние: 2.81 км. Ходовое время: 5:40. Чистое ходовое время: 5:02.
Описание Подъем в 4:40, выход в 5:35. За 35 мин поднялись от озера Нижняя Запятая на первую ступень. Участок с деревьями обошли слева по ходу по кулуару вдоль скал(Фото 2.1, 2.2 – Путь подъема от озера Запятая к оз. В. Запятая). Далее за 1 час 15 мин (6:15-7:30) подошли под характерный читаемый кулуар слева от трех скальных выходов. Держали курс на середину кулуара, но в результате отклонились правее по ходу и прижались к ближайшим скалам, под скалами сделали привал в 7:30. В 7:43 вышли, какое-то время шли вдоль скал, потом всё-таки вышли на середину. После подъема по кулуару какое-то время шли траверсом. На относительно пологом участке сделали привал в 9:20 на 10 мин. Потом взяли курс налево в ложбину. Но так как выход в ложбину траверсом представлялся опасным, сначала пошли вверх, какое-то время прошли поверху, а потом уже спустились в ложбину(Фото 2.3 – Путь в ложбину после привала 3),сделали привал в 10:20. В 10:30 вышли, шли по ложбине по до озера Верхняя Запятая. Встали на озере в 11:15.Фото 2.4 – Пер. Караджаш, вид с оз. В. Запятая. Поставили лагерь, отдохнули примерно два часа, затем в течение двух часов проводили лавинные занятия, как и в предыдущий день совмещенные с занятиями по оказанию первой помощи (несколько раз различными составами проделали следующий комплекс упражнений: найти пострадавшего/ пострадавших, вытащить из «лавины», оказать первую помощь).Фото 2.5 – Лавинные занятия.Воду для готовки брали из озера (до неё можно добуриться). День 3. 28 апреляПланируемый участок маршрута:
Фактический график движения:
Подъем: Высота (нач., кон.): 2804, 3011. &8710H= 207. Расстояние: 0.95 км. Ходовое время: 1:36. Чистое ходовое время: 1:26. Спуск: Высота (нач., кон.): 3011, 1644. &8710H= -1367. Расстояние: 10.85 км. Ходовое время: 12:03. Чистое ходовое время: 7:55. За день: +207, -1367. Ходовое время: 14:06. Чистое ходовое время: 9:21. Расстояние: 11.8 км.
Описание Подъем дежурных в 2 часа ночи. За ночь подморозило, утром шел снег. Вышли в 4:47. За переход к 5:17 подошли под перевальный взлет. 5:27-6:23 – подъем на пер. Караджаш. Слева видна россыпь камней, справа большой кусок скалы. Между ними посередине два камня (куска скалы). Нижний чуть меньше, верхний чуть больше. Обошли их слева. Затем подошли под скалы, которые прямо над ними. Погода стала портиться, осадки усиливаться, видимость уменьшаться. У подножия нижней скалы ушли направо и начали практически горизонтальный траверс на перевал(Фото 3.1 – Подъем на перевал Караджаш).В туре на перевале нашли записку группы Севастопольского клуба туристов, которые прошли этот перевал 17 сентября 2014 года.Фото 3.2 – Группа на пер. Караджаш.
В 6:48 начали спуск с перевала. За первый переход (25 минут) сбросили 150 м до большого пологого участка, сделали привал после того как прошли озеро (озеро обозначено на карте, но под снегом не читается). Потом достаточно резко повернули налево вверх. Оптимальным же представляется подниматься сразу к месту понижения между снежными буграми(Фото 3.3 – Спуск с пер. Караджаш, первый переход).Подошли к скалам, повернули ещё немного влево, спустились в кулуар и затем шли уже по линии падения воды. За второй переход (7:27-8:05) сбросили ещё 170 метров(Фото 3.4 – Спуск с пер. Караджаш, второй переход).Видимость в это время резко упала (до 30 метров). За время привала видимость немного улучшилась, продолжили спуск. К концу третьего перехода (8:15-9:00) вышли на протяженный пологий участок(Фото 3.5 – Спуск с пер. Караджаш, выполаживание в конце третьего перехода), в конце которого сделали привал (сразу после озера, которого не видно, но которое есть на карте). В начале четвертого перехода (9:20-9:54) увидели прямо по курсу скалы, обошли их слева(Фото 3.6 – Спуск с пер. Караджаш, начало четвертого перехода).Далее по достаточно пологому участку подошли к очередной ступени, стали видны первые деревья. Начали спуск слева от большого камня(Фото 3.7 – Четвертый участок спуска с пер. Караджаш, место привала у зоны леса).Сначала спускались прямо вниз, но потом стало достаточно круто, и мы забрали направо по ходу. Держали курс на морену справа по ходу от кулуара. Дойдя до неё, сделали привал (привал 6).Всего спуск от пер. Караджаш до лесной зоны занял 3:04 часа ходового времени (2:20 часа ЧХВ), 4 перехода. В кулуаре, где проходит русло притока р. Псыш, видели огромное количество лавинных выносов(Фото 3.8 – Лавинные выносы в ложбине притока р. Псыш),поэтому провели разведку, можно ли уйти правее в лесную зону. После привала в 10:13 ушли правее в лес(Фото 3.9 – Выход к зоне леса),но через какое-то время стали спускаться к притоку. Снег очень влажный, местами под ним хлюпала вода, иногда выше чем по щиколотку, ноги стали окончательно мокрыми. Поэтому, пройдя немного вдоль притока, опять повернули чуть правее по ходу в лес. Потеряли из виду приток, спускались по лесу. Когда начали появляться островки без снега, сделали привал на одном из них в 11:15. В 11:30 вышли. Вскоре после выхода склон стал достаточно крутым, приходилось постоянно перелезать через бревна, лес становился менее проходимым. Сделали привал у ручья, молодые люди вернулись за рюкзаками девушек, штурман и руководитель за это время провели разведку, можно ли пройти слева по ходу от ручья. Оказалось, что если перейти ручей, метров через 100 есть тропа, поэтому собрались все вместе, перешли ручей(Фото 3.10 – Переход через ручей)и пошли по тропе, которая вскоре вывела на широкую дорогу. По ней спустились до коша у реки Псыш(Фото 3.11 – Кош у р. Псыш).После коша увидели несколько русел реки (ещё небольшой брод был до коша, но с уровнем воды не более чем по щиколотку), перешли первое после коша русло по бревнам (но можно и по камням и вброд)(Фото 3.12 – Переход первого после коша русла р. Псыш),далее сделали привал посреди русел рек и стали смотреть, как перейти остальные. Через самый бурный поток (второй по счету от коша, первый после места привала) можно перейти по небольшому мостику из бревнышек(Фото 3.13 – Переход второго после коша русла р. Псыш). Следующий после него переходится по бревнам(Фото 3.14 – Переход третьего после коша русла р. Псыш,. Ещё один не очень бурный и переходится по камням(Фото 3.15 – Переход четвертого после коша русла р. Псыш).Убедившись, что все русла легко переходятся, остались на месте привала и решили сделать обед, так как место сухое и хорошо освещено солнцем. Устроили купание и небольшую стирку. Обед с 13:00 до 15:20.Спуск по лесной зоне до р. Псыш – 2 ч 47 мин (2:32 ЧХВ), 2 перехода. Брод через 3 русла занял около получаса. После брода вышли на грунтовую дорогу, но вскоре потеряли её. Далее шли по лесу по GPS к месту пересечения дороги с рекой Аманауз. Поток несильный, перешли р. Аманауз по камням, после этого в 16:46 сделали привал 10 мин. От реки Аманауз шли по лесу, вскоре вышли к широкому руслу р. Псыш и пошли прямо по руслу реки. Воды практически не было, русло широкое, идти удобно.(Фото 3.16 – Участок движения по руслу р. Псыш).В 17:10 увидели грунтовую дорогу и стоящую в начале дороги машину(Фото 3.17 – Начало грунтовой дороги от русла р. Псыш).Шли по дороге 1 км и сделали привал в 17:36 на 10 мин рядом с остатками подвесного моста через реку Псыш. Через первое русло сохранились тросы, поэтому перелезть по ним со страховкой можно. Можно ли перейти второе русло не видно.(Фото 3.18, 3.19 – Разрушенный подвесной мост через р. Псыш).Далее шли по дороге, когда она ушла в русло р. Псыш, пошли по тропе. Тропа проходит по склону прямо рядом с руслом(Фото 3.20 – Тропа над руслом р. Псыш),и вскоре мы спустились к руслу р.Псыш. Шли какое-то время по широкому сухому руслу(Фото 3.21 – Дорога по руслу р. Псыш).Через какое-то время увидели грунтовую дорогу, пошли по ней(Фото 3.22 – Дорога от русла р. Псыш).В 18:08 прошли домики пограничников(Фото 3.23 – База пограничников),в 18:20 сделали привал. В 18:30 вышли и к 18:53 пришли в лагерь альпинистов. Встретили там знакомых, начали обмениваться новостями, ставить лагерь, разводить костер.Спуск от р. Псыш до р. Белая занял 3 ч 33 мин (3:03 ЧХВ), 4 перехода. День 4. 29 апреляПланируемый участок маршрута:
Фактический график движения:
Высота (нач., кон.): 1644, 2347. &8710H= 703. Расстояние: 5.02 км. Ходовое время: 9:25. Чистое ходовое время: 5:10.
Описание Подъем дежурных в 4:00, выход в 6:50. Сразу после места ночевки перешли р. Белая по бревнам(Фото 4.1 - Переход русла р. Белая по бревнам),вышли на грунтовую дорогу, которая вскоре ещё раз перешла р. Белая (поток небольшой). Оказались снова на правом берегу р. Белая, пошли по дороге. Затем в 7:08 начали переходить р. Белая (поток уже больше) по бревну(Фото 4.2 – Переход р. Белая по бревну).Все переправились за 8 мин, в 7:16 продолжили движение. После перехода р. Белая дорога перешла в тропу, которая уходит в лесную зону. Начали довольно крутой набор. В 7:42 сделали привал прямо на склоне, не дождавшись выполаживания, набрав 150 м от начала подъема. За второй переход (7:52-8:33) набрали ещё 170 м. В 8:43 продолжили движение, крутой набор закончился, начали двигаться траверсом. В начале третьего перехода вышли на открытый участок и перешли ручей(Фото 4.3 – Траверс склона на пути к пер. Айюлю).За переход набрали 50 м, в 9:25 привал. В 9:50 вышли, продолжили подъем по склону. Шли по снегу, часто проваливались. В конце четвертого перехода перешли приток р. Белая и сделали привал в 10:27, не дойдя 400 метров до места, где р. Белая разделяется на 2 русла. В 10:37 вышли, начали забирать направо по ходу на склон, так как там просматривались открытые участки без снега, и мы решили, что идти там будет удобнее. Позже поняли, что наш путь был не оптимален(Фото 4.4 – Фактический и оптимальный пути подъема к пер. Айюлю)– см. отчет Михаила Попова май 2015 г., его группа прошла оптимальным путем. В 11:14 сделали привал, в 11:24 вышли. В начале пятого перехода (11:24-12:15) поднимались вертикально вверх по относительно открытому участку склона, пока не увидели над собой скалы(Фото 4.5 – Подъем под скалы).Под нижними скалами повернули налево по ходу и пошли траверсом. Через некоторое время вышли на открытый участок склона без снега, после которого видны скалы(Фото 4.6 – Скальные выходы на пути траверса к пер. Айюлю),сделали привал в 12:15. Дойти до скал без потери высоты представлялось возможным, поэтому сходили туда на разведку и увидели аналогичный участок (открытый участок склона, скалы). Что ждет за следующими скалами понятно не было, поэтому было решено дойти до ближайших скал и встать на обед, так как подъем оказался тяжелым и все устали. Дошли к ним за 15 мин, в 12:45 были на месте обеда. Также решили воспользоваться случаем и провели скальные занятия (спуск, подъем по перилам, знакомство со скальным снаряжением, самостоятельная работа участников со скальным снаряжением).Фото 4.7 – Скальные занятия.На обед и занятия потратили 2 ч 55 мин. За время обеда сходили на разведку к следующим скалам и приняли решение немного приспуститься вниз и обойти их снизу (так как после следующих скал всё равно нужно было бы спускаться вниз, но по более крутому участку).Фото 4.8 – Траверс склона к пер. Айюлю, обход скал снизу.В 15:40 вышли, приспустились и пошли траверсом. На траверсе были и открытые участки со скользкой травой, и снежные участки, его прохождение требует навыков работы с ледорубом и самозадержания. Около 16:00 увидели кош(Фото 4.9 – Траверс снежного склона, путь к кошу),к 16:25 подошли к нему. Было принято решение заночевать в коше, немного не доходя до планируемого места ночевки у озера, так как в коше было тепло и сухо, а многие участники промокли и устали.Фото 4.10 – Группа у коша. Фото 4.11 – Внутри коша. День 5. 30 апреля. ДневкаНочью шел снег и были слышны сходы лавин. Дежурные встали в 1:30, приготовили завтрак, но было принято решение не идти, так как погода так и не наладилась. Позавтракали и легли спать. Решили день подождать, и на следующий день идти либо вверх, либо вниз. В 10:40 три человека вышли на разведку и к 10:55 дошли до места, откуда виден перевал. Потом прошли ещё немного дальше, почти до озера(Фото 5.1 – Перевалы Олений и Айюлю).К вечеру погода так и не наладилась, пошел дождь. День 6. 1 маяФактический график движения:
Высота (нач., кон.): 2347, 1578. &8710H= -769. Расстояние: 13.5 км. Ходовое время: 5:53. Чистое ходовое время: 5:10. Описание Почти всю ночь шел дождь, и хотя в 3:00 (время подъема дежурных) дождя не было и видимость была хорошая, приняли решение не рисковать и спускаться вниз. Вышли в 5:15. Шли в этот раз по линии падения воды и спустились достаточно быстро. Все деревья были в снегу, местами на деревьях были видны капельки воды, искрящиеся в лучах рассвета, все достали фотоаппараты и начали фотографировать. За 38 мин спустились на 300 м к месту разветвления русел р. Белая. В начале следующего перехода (6:03-6:42) вышли на свой трек и дошли до лесной тропы, сбросив 90 м. Третий переход (6:52-7:18) шли по тропе, в 7:18 сделали привал там же, где делали его при подъеме, сбросили 200 м. За четвертый переход (7:28-8:05) спустились в альплагерь.Всего спуск от коша до альплагеря занял 2 ч 50 мин ходового времени (2 ч 20 мин ЧХВ), 4 перехода. В 8:28 вышли из альплагеря и пошли по грунтовой дороге на поляну Таулу. Дошли за 3 перехода, в 11:08 были на месте. IV. Дополнительные сведения о походеСпециальное снаряжение:
V. Стоимость проживания, средств передвижения
VI. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.Заявленный маршрут был пройден группой не полностью в связи с погодными условиями. В условиях межсезонья желательно закладывать больше запасных дней на случай отсидок из-за плохой погоды, а также обязательно брать с собой лавинное снаряжение. VII.Список литературы1. ОТЧЕТ о горном спортивном путешествии 1 к.с. на Западном Кавказе (район Архыза), совершенном с 30 апреля по 9 мая 2009 года под руководством Петина Д.В. http://hiker.ucoz.ru/reports/arhiz_2009/arkhyza_maj_2009_g.htm 2. ОТЧЕТ о горном туристическом походе 2 к.с. по Западному Кавказу (район Архыза), совершенном с 28 апреля по 8 мая 2011 года под руководством Звягинцева С.И. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5474 Приложение 1. Карта района, трек и точки маршрутаПо ссылкеhttps://drive.google.com/open?id=0B7b7Y57zmxbufnhhLVZWdkx6d2lVZ1lPaVVvdGtlakIxbTRwWHRTTzRDMm5oY0c4MmVYR1k&authuser=0доступны: 1. Карта в формате *.jpg с отображенной фактической ниткой маршрута (файл «Архыз маршрут Осиповой С.А. апрель 2015г») 2. Трек и точки похода по дням в формате *.gpx (архив «Архыз апрель 2015 Осипова трек и точки по дням gpx») 3. Общий трек похода в формате *.kml (файл «Архыз общий трек kml») Приложение 2. Фотографии маршрута
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||