Горы мира > Сибирь >

Теперь мы одни

Вид из лагеря. Горы здесь немного ниже 3000м. Справа - 2957

Вид из лагеря

В советские времена для получения высоких разрядов кроме совершения самих восхождений существовали и некоторые другие требования, в том числе и первопрохождение маршрутов категории 3А-3Б. Сейчас экономическая ситуация не очень благоприятна для освоения новых районов среднегорья, ведь поездки в горы Сибири и Дальнего Востока требуют серьезных финансовых расходов, а состоявшиеся альпинисты, имеющие спонсоров или свои финансы, предпочитают Гималаи, Южную Америку, Новую Зеландию, Гренландию или без экзотических затей Альпы. И все-таки уверен, доберутся альпинисты и до наших малых гор.

Воздушный коридор

Треугольная стена

В профиль

Я два сезона ездил в геологическую экспедицию в Восточный Саян, хребет Кропоткина. Это типичное среднегорье, горы в основном пологие, безлесые, и больше подходят для зимних лыжных походов. Но есть и здесь горные узлы с выходом гранитов и приличными стенами по 200-300м, и даже протяженнее. Стены и контрфорсы только отдельными участками отвесные, а большей частью имеют крутизну в 70-80градусов. Породы крепкие, монолитные, камнепады редки.

Через перевал можно попасть в приток Сайлага и далее в поселок рудника.
Вертолет тоже шел через этот перевал

"Двузубка"

Наиболее интересны в этом районе вершины в верховьях реки Мундарга. Сюда же выходит и северный склон высшей точки этого района – 3149м, а верховья Мундарги опоясывает цепь трехтысячников: 3149, 3101, 3097м. По долине Мундарги проложена дорога к руднику, а в верховья – скотоперегонная тропа. Летом здесь пасут яков, и тропа набитая. Чистая река, много дров, в верховьях долин многочисленные озера – райское место.

А рядом - "трапеция"

"Двузубка" с другой стороны

В долине Барун-Ары

Напоминает Архимед

Из долины Мундарги через перевал 1А можно перевалить в долину Дунда-Ары и далее перейти в Барун-Ары. В верховьях тоже достойные стены, но сюда придется тащить грузы на своих плечах. Есть еще перевал 1А в долину Барун-Ары из долины Сайлага, по Сайлагу пробита автомобильная дорога. И в верховьях Сайлага найдутся стены для желающих. Это только небольшой район Восточного Саяна, который я исходил. А по дороге в Окинский район мы проезжали по долине Иркута. Справа над широкой Тункинской долиной резко, без предгорий поднимались Тункинские гольцы, снег на которых за лето так и не стаял, а слева подходили отроги Монгольского Алтая с высшей точкой Бурятии Мунку-Сардык, расположенной на границе с Монголией. Судя по недавно опубликованным фото на Alpinism.ru и здесь имеются хорошие маршруты. В Тункинскую долину идет хороший асфальт, и подъезды будут и быстрее, и проще. Возможно, иркутские альпинисты осваивают этот район, но я информации не нашел ни в печати, ни в классификаторе. Да это и не входило в мою задачу.

Барун-Ары. Самая протяженная стена района

Барун-Ары

Сентябрь, однако

Утренний лед

Добраться до Мундарги можно доехав на автобусе до Орлика, или долетев на самолете из Улан-Удэ до поселка Саяны, а дальше нанимать грузовик. Можно сразу нанять грузовик из Иркутска до начала тропы. По тропе или пешком, или нанимать лошадей, как при историческом материализме.

В верховьях Хойто-Оки нет протяженных стен

Вдали были видны скальные выходы

Утро в Саянах

Острова в океане

В самом западном районе Бурятии – Окинском, приравненном к районам Крайнего Севера, проживает около 4,5 тысячи, из них более 4 тысяч в 4 крупных поселках. Площадь района – 24.000км кв. Посчитайте реальную плотность населения! Попасть сюда можно только по дороге через перевал из долины Иркута. Дальше река Аха уходит в каньон, дорога вниз не пробита, и Окинский район – тупиковый. Впрочем, местные жители об этом не жалеют, и даже рады: меньше чужих. Они даже не очень хотят, чтобы улучшенную грунтовую дорогу закатали асфальтом. Так что еще долго этот район сохранит нетронутую природу, если сами буряты ее не уделают.

Тункинские Белки

Переправы через реки не представляют трудности. Если долго не было дождя.
Ниже - водопад

О некоторых особенностях путешествия по среднегорью северного Кавказа
в пределах приграничной зоны
и в условиях антитеррористического положения