Автор: Владимир Берестовский, Москва
фото: В. Берестовский, А. Лесневский

Кармадон (часть 4). Суатиси

8 августа. День рождения. Скальный остров на Суатиси Двуязычном.

Шестого с утра шеф объявил новый маршрут: четверо на Суатиси, остальные наверх Девдорака с последующим переходом на Суатиси. В составе нашей суатисской группы вместе со мной - Саша, Паша и Юра. В 9 часов пришёл вертолёт и лихо перебросил нас через хребет на новое рабочее место.

МИ-1 – рабочая лошадка в горах

На скалах острова ещё долго кружило стадо туров, пока вертолёт заходил на посадку. Судя по карте, называется этот остров Улхандзарау-хох и возвышается почти на 3200 м.

Интересно, что сели мы на роскошный цветочный ковёр, который заполнял всю огромную поляну. Всё пространство под ногами на многие десятки метров вокруг было занято цветущими колокольчиками, лютиками и множеством других альпийских цветов, да так, что просто некуда было шагу ступить, чтобы не наступить на эту красоту.

Роскошный ковёр на макушке Улхандзарау

Рабочее задание оказалось весьма обширным. Поэтому в тот же день, поставив палатки и слегка перекусив, на ледник ушла разведгруппа – Саша с Пашей в двойке.

В верховьях ледника Суатиси Двуязычный

Мы же с Юрой начали обрабатывать (обсаживать) малыми реечками поле таяния 50 х 50 м через каждые несколько метров. В лагерь вернулись поздно, уже темнело. Седьмого работали в тройке, оставив в лагере Юру на метео. Прошли по всему леднику до ледопада и склонов пика ИГАН.

Работа в связках в верховьях Суатиси Двуязычного

Трещина и ледовый мост на Суатиси Двуязычном

На правом борту сделали базис, забурили и засекли две трехметровые рейки. На это ушёл весь день. Вечером ветер с юга разогнал рыхлые серые облака, и в лучах заходящего солнца на фоне темно-синего неба открылась высочайшая часть Бокового хребта – стройный пик ИГАН, согнувшийся под тяжестью снежных карнизов и толстого могучего ледяного поля Майли-хох и высоченная шапка Казбека.

Вечерний совет у Казбека

Закат переливал и красил разбросанные по всему небу мелкие перистые облака во все тёплые краски и оттенки от розового до тёмно-бардового.

Помимо заснеженных вершин гигантов другим украшением Суатиси Двуязычного является скальный останец Веретено (3678 м), что стоит по левому борту ледника и отделяет его от ледника Мна.

Скальный останец Веретено (3678 м)

Его мы видели, когда с Бородинцом делали аэрофотосъёмку района. Когда-то оно было жерлом вулкана. Сейчас окружающие его породы рассыпались, осталась лишь застывшая лава, что заполняла жерло. Купол горы, где стоит Веретено, ещё интересней. Это - не просто монолитный каменный массив, но и большая загадка. В некоторых местах шаги по нему раздаются гулким эхом внизу, будто там находится большое пустое пространство. Казбекско-Джимарайский вулканический район хранит ещё много неразгаданных тайн.

Веретено – царствующая вершина Суатиси

Вечерний Казбек и сказочные чертоги Веретена

После всех этих красот здесь невольно возникает вопрос, что же самое ценное для человека. Природа, как бы она ни была она прекрасна, всегда остаётся мёртвой и бездушной без человеческих чувств и отношений. Внешняя красота природы может лишь подчеркнуть, усилить то или иное чувство, быть фоном или контрастом внутренней красоты человека, его чувств и переживаний. Именно в друзьях и близких людях надо искать счастье, искать то, что нас связывает, то чему мы служим, ради чего живём, эту величайшую ценность. Здесь в горах всё особенно остро, рельефно, вся душа нараспашку, ничем не прикрыта. И сразу видно, кто живёт для себя, а кто всё готов сделать и отдать для другого. Вот где она и открывается настоящая красота человека – тихая и незаметная, но сильная и истинная.

И снова события. Сегодня – мой День рождения. С утра приподнятое настроение. В тон ему греет ласковое неяркое солнце. За завтраком Шурик вспомнил и заявил, что мне надо надрать уши. По этому поводу Паша достал из заначки двойную порцию конфет и шоколада. А Юра поздравил и сказал, что «ещё не много, ещё чуть-чуть…». Работы на леднике много, надо идти тройкой. Паша решил взять наверх Юру и в дальнейшем менять отдыхающих на метео. Сам же Пал Саныч остаться никак не мог, нам же с Шуриком было ровным счётом всё равно, идти или отдыхать. Решили, что сегодня хозяином лагеря и всего острова сегодня будет именинник. Никто не возражал.

Сегодня, согласно ЦУ шефа, начиная с 20:30 начинается связь с группой на плато. Сигнализация ракетами. В ответ на зелёную мы должны дать зелёную – «всё в порядке» или красную – «авария, нужна помощь». Если, как и сейчас массив Майли-Казбек будет закрыт в облаках и не будет сигналов снизу из долины, то придётся ждать до завтра.

Уже 19 часов, а ребята ещё не пришли. Наверное, как и вчера, раньше 20 в лагере не будут. Темнеет. В правом рукаве с грохотом обвалился лёд. Где-то пронзительно и протяжно кричат улары, рядом прыгают и чирикают какие-то пичужки размером от воробья до галки. Днём над скалами южного отрога Джимарая видел четырёх орлов огромных размеров, где-то над перевалами. До скал по прямой не меньше километра, а между тем у них чётко различимы крылья (не чёрточки!) и головы. Орлы кружат над ледником, а затем не спеша скрываются за дальними скалами. Да чтобы так чётко их было видно, они должны иметь в размахе крыльев не меньше 3-4 метров!

14 августа. Ледник Суатиси Двуязычный. 6 часов утра.

Сегодня мы с Юрой снова встали в 5 часов утра. Ночь была ясная и холодная. Впервые камни покрылись инеем, а вся вода замёрзла. Не слышно привычного шороха и журчания тающего льда. Ледник ещё спит.

Застывший поток

Солнце едва коснулось вершины западного хребта. Внизу по ущелью ползёт рыхлая слоистая вата облаков.

Перина облаков в ущелье Суатиси

У нас же тишина и чистота, - ни облачка, ни ветерка. Тишь стоит такая, что каждый шаг слышен на весь ледник. Минут за 20-30 поднимаемся к створу на измерительную площадку. Воздух чист, прозрачен и морозен. Пик ИГАН, Майли-хох и Казбек стоят совсем рядом с огромными ледяными шапками, карнизами и ледовыми сбросами на склонах. Сегодня Карлуша не капризничает (теодолит фирмы «Карл Цейс Йена»), его не качает, и настройка идёт легко и быстро. И всё же на все манипуляции с теодолитом уходит минут 10. Рядом дико и беспокойно подняли базар улары. В створе напротив и ниже громко треснул лёд. Пока я возился, утренняя граница света и тени, быстро ползшая по стене сверху, достигла и меня. Едва успел снять отсчёты с рейки на леднике, как в объектив ударили прямые и мощные солнечные лучи, и ледник с его измерительными рейками исчез в потоках света. Из-за Казбека встаёт солнце. Начинается утро нового рабочего дня.

12 часов. Лагерь под языком. Туры и перемены.

12-го был вертолёт, который перебросил Пашу с Шуриком на высотное плато под Казбеком. Там они будут работать вместе с Костей и Оксаной.

С плато Казбек совсем рядом

Тем же вертолётом к нам с Юрой забросили всё остальное население базы в Кармадоне. Оказывается, погода внизу намного хуже, чем у нас, они уже неделю сидели на рюкзаках и только сегодня смогли улететь.

Вертолёт Бородинца в ущелье Суатиси

Кроме запланированных в ЦУ шефа Гали и Лили «заодно» с ними к нам прислали сына шефа Петю Рототаева (школьного возраста), а также Зою, Витю и Казбека. Валера ушёл в разведывательный маршрут на Заромаг.

Сегодня наш лагерь снова посетили туры. На этот раз один из них заинтересовался нашим гидропостом на ручье, долго ходил вокруг и перегрыз растяжку рейки уровня. От лагеря до него метров 150, но на шум и движение ответ один – тур поворачивается, свистит и неспеша зигзагами уходит прочь. На гребне морены тур остановился и снова свистнул, Казик ответил ему тем же. Тур остановился, удивлённо повернул голову и опять свистнул, Казик ответил. Так они поговорили немного, пока рогатому не надоело, и он ушёл.

У нас снова табор. Спокойная жизнь закончилась. На всех по-прежнему две палатки, они (прилетевшие) забыли(!) свою на базе. Только нет худа без добра. Народ привёз кучу продуктов дней на 10-15! Теперь мы с Юрой едим раза в 3-4 больше, чем при спокойной жизни. Лиля-кормилица не скупится, а аппетит у нас отменный.

Саша и Лиля за обеденным столом

Режим дня очень здоровый. С утра натощак 2-3 часа снятия показаний на сроках по леднику.

На южном склоне подушки Суатиси Двуязычного

Потом завтрак и отдых. После полуденного перекуса - работы по перебуриванию вытаявших реек. Вечером – ужин, а перед сном – вечерний моцион с ракетницей на вершину скального выступа с видом на Майли. Теперь там хоть кто-то есть, и наши бдения могут быть не так бесполезны как прежде. Высотная группа должна проработать 3-4 дня и спуститься к нам на Суатиси. Так что ждём гостей.

Связка на плато – две маленькие точки в конце цепочки следов

Джимарай-хох и начало Майлийского ледопада

18 августа. Лагерь под языком ледника Суатиси Двуязычный. Дождь и снег.

Согласно древним местным приметам, когда шеф выходит в высотный лагерь, погода там резко портится. Народная мудрость не подвела и на этот раз Два дня стояла ясная тёплая погода «по антициклональному типу», как сказала Галя. Все загорали и нежились под палящим солнцем. На леднике звенели ручьи и гремели ледопады. И вдруг в ночь на 16-е сверху из кромешной тьмы полило так, будто разверзлись сразу все хляби небесные. Дождь непрерывно лил весь день, а вечером… пришёл шеф. Они спустились по небольшому ущелью между трапециидальным хребтом пика ИГАН и южным ребром Майли-хох. Я засёк их ещё с теодолита, когда они были над ледопадом. Дали ракету. Встретились на леднике. Всё нормально.

Разведка на Суатиси Двуязычном, пик ИГАН и Майли-хох

Второй день шеф стоит в лагере, и второй день подряд сверху метёт и сыплет. Вчера снежная крошка, сегодня – крошка и хлопья.

К.П. Рототаев с Алексеем на леднике

Температура упала до +2…4 градусов днём и -2…-5 ночью. Сегодня с утра снег укрыл густым и плотным слоем всё, что выше 3000. Наш лагерь стоит почти на 3200. Скалы ущелья, стоявшие прежде чёрными и мрачными, теперь поседели и подобрели.

Правый рукав Суатиси в снегу

Камни, палатки и весь ледник – всё празднично, чисто и бело, всё дышит свежестью, утром и морозцем. Пахнет зимою, и снежные хлопья почти совсем по-московски плывут и кружатся в тишине, окутавшей ущелье.

Первый снег на Суатиси

Один из ледниковых ручьёв по пути к теодолиту забавно кончается, неожиданно ныряя почти вертикально в глубину ледяного тоннеля. Однажды я попытался в него заглянуть и измерить глубину, бросив камешек… Ответа я так и не услышал, хотя утром воды почти не было, стояла тишина, но он беззвучно улетел в бесконечность, как в вату…

Путь в недра

Сегодня кончается декада наблюдений на Суатиси Двуязычном. После него часть людей спускается вниз на базу, откуда Оксана с Петей и Галя улетают 21-го в Москву, а остальные идут на соседние ледники – Мна, Средний и Западный Суатиси. Опять не хватает инструмента и реек. Погода вносит свои коррективы. Шеф думает, решает и комбинирует.

Уже тянет в Москву. Как ни прекрасны горы, а все же три месяца в горах – это много. Милей и ближе мне (как ни крути) родные русские берёзы, леса и реки Подмосковья, луга и нивы Смоленщины. Тянет к старым любимым делам, книгам, друзьям. Тянет к родным домой.

22 августа. Лагерь на поляне между Средним и Западным Суатиси.

19-го был день спуска экспедиции со скал Суатиси Двуязычного. За день до этого шеф с парнями в связках разведали возможные пути спуска в правом рукаве. Везде круто и сыплет. С утра 19-го великолепная погода. Воздух чист и прозрачен, вымытый дождями и снегопадами. Солнце золотит ещё укрытые свежим снегом склоны и ледник. Внизу в ущелье – плотное клубящееся море облаков.

Рототаев над ущельем Суатиси

Прощальная съёмка с вершины Улхандзарау

По случаю прихода солнца завтрак и отдых затягиваются. Планировавшийся ранний выход откладывается на середину дня. Поскольку планируется спуск, и сигнальные средства уже не понадобятся, Рототаев даёт прощальный салют над ледником ярким оранжевым дымом.

До свиданья, Суатиси!

Вышли в полдень длинной вереницей – 12 человек. После спуска с первой скальной ступени пересекаем рукав ледника и выходим на крутой осыпной правый борт. Прямо над головой – стена монолитного гранита, отшлифованная ледником, уходит на сотни метров вверх. Спускаемся по осыпям, прижимаясь к скалам. У нижней границы осыпей тропа переходит в узенькую полочку под стеной, которая плавно спускается вниз. Здесь же резко влево уходит крутой осыпной кулуар, по которому и решили спускаться. Забили крючья, организовали страховку и начали спуск по одному. Женщины и дети спускались без рюкзаков. Константин Павлович сам держал в руках страховочную верёвку. И лишь к 6 часам вечера последний рюкзак и последний человек спустились на осыпь к языку ледника. К семи – успели лишь выйти из каньона.

Каньон правого рукава Суатиси

Отсюда путь пятерых лежал вниз в долину к машине. А семеро оставшихся должны были идти направо вверх на Западный и Средний Суатиси. Для ускорения спуска уезжающих им на помощь вышли Саша, Паша и Казбек. Однако далеко им уйти не удалось. Едва они отошли от нового лагеря остающихся, как на переправе Сашу вместе с рюкзаком смыло потоком и пронесло около 15 м по камням в ледяной воде. Вдобавок ко всему ущелье уже накрыла ночная тьма, и двигаться дальше при свете фонарей стало ещё более опасно и рискованно. Поэтому пройдя полкилометра, эта группа поставила палатки и продолжила спуск рано утром.

А в это время оставшиеся вместе со мной Витя, Юра и Зоя, ничего не подозревая о злоключениях ушедших, расчистили на склоне маленькую площадку, поставили палатки и с наслаждением пили чай, вспоминая холод каньона и долгий спуск.

На следующий день нам пришло ЦУ от шефа: сидеть и ждать возвращения Каза, Саши и Паши. И мы сидели. Погода, словно по заказу, специально для блаженного заслуженного отдыха. Весь день грело жаркое солнце, и на небе не появилось ни облачка. Мы отлично выспались, высушились и позагорали. После многих дней на леднике и непогоды такой замечательный день, зелёная трава, цветы и птицы вокруг были для нас просто раем. Парни пришли только вечером. Уже в сумерках поставили палатку и за ужином обсудили план дальнейших действий.

21-го – рабочий день. Мы с Сашей дважды ходили от ворот каньона на поляну между Средним и Западным Суатиси – перебрасывали лагерь и снаряжение на новое место. Потом вышли наверх на ледник Западный Суатиси. В створе жандарма, разделяющего под ледопадом язык на два рукава, установили систему и только к вечеру уже в сумерках спустились вниз.

ледник Зап.Суатиси с г.Улхандзарау-хох

Сегодня – день спокойных бдений. Отлично выспались. Несмотря на большой перепад высот, мы дошли до системы на леднике всего за 50 минут вместо затраченных вчера более 60. По-прежнему вот уже третий день стоит ясная безоблачная погода. Сверху, особенно с площадки теодолита, открывается отличная панорама на Боковой хребет с Казбеком во главе. Высота здесь очень прилична, явно выше Суатиси Двуязычного, и даже, кажется, на одном уровне с Веретеном (что на его левом берегу), т.е. не менее 3700.

«Карлуша» смотрит на Казбек и Веретено

Так высоко на сроки мы ещё не ходили, разве что на Мидаграбине. Только там и система была попроще, и лагерь стоял рядом. Здесь же перепад от лагеря до теодолита - не менее 700 м! Поэтому наш совет решил не мерить эту вертикаль несколько раз в день, а провести время между сроками здесь наверху и с пользой для дела.

Саша Лесневский и Зоя на леднике Зап.Суатиси

Забуривание малых реек таяния

Паша с Зоей ушли «прогуляться» наверх за ледопад присмотреть место для верхней основной рейки системы, а мы с Сашей остались на плато у теодолита на тёплой морене под палящим солнцем. Под ногами оказалось много горного хрусталя, и мы с увлечением долго бродили по камням, высматривая куски кварцита или, что ещё лучше, кварцевые прослойки в граните и сланце. Набрали много. Вернулись Паша и Зоя. Оказывается, по правому борту подъёма нет, сплошной ледопад и крутые скалы.

Малая часть ледопада Суатиси

Они ушли вниз в лагерь на метео, а мы с Сашей завалились спать, загорать. На небе всё также ни облачка. Тепло, рядом журчит ручей, на леднике сыпятся камни и лёд, и мы дрыхнем. Ровно в три часа сняли отсчёты, собранный хрусталь рассовали по карманам и в четыре уже были в лагере. Горячий чай и перекус. Через два часа – ужин.

Осталось жить здесь совсем мало, 24-го утром мы уходим вниз. А с продуктами положение уже критическое – кончаются последние сухари, сахар идёт по 1-2 кусочка на раз. Правда, у нас ещё много супов и каш в пакетах, хватает чаю, но и бензин уже на исходе. Примуса работают плохо, много жрут, коптят, т.к. давно их никто не чистил.

Дефицит продуктов на завтрак восполняется чаем и кофе

Но мы не унываем. Вприглядку сахар идёт ничуть не хуже, чем вприкуску. А если уж грызём, то одного куска хватает на две кружки чая. Хорошо помогают душеспасительные беседы о мясе, о былых походах и запасах, о том, какой стол нас ждёт в Кармадоне. Луна висит половинкой весь день – с 10 утра до 8 вечера. Ландшафт вокруг великолепный, особенно при лунном свете. За ужином сидим и смотрим на Луну. А Витя сказал: «Вот бы сюда сыру столько!!!»

23 августа. Моренный гребень под жандармом на леднике Западный Суатиси.

Поднялись на 9-ти часовой срок впятером: я – на теодолит, Юра с Витей на площадку таяния, а Казик с Шурой пойдут попробуют выйти наверх вдоль левого борта. Дошли весьма быстро и без особых усилий. После миски перловой каши с сухарем и чаем идётся легко и приятно. От лагеря до гребня с теодолитом ушло не более 50 минут. Дорога знакома уже до мелочей. Темп размеренный, ровный. Дыхание спокойное, мотор работает чётко. После отдыха и работы с теодолитом измерил пульс и дыхание. Стучит аритмично 50-52 раз за минуту, а дышит 10-11. Вроде бы нормально!

На небе снова ни облачка! Всё залито ярким солнцем. Кругом высокие и острые скальные гребни, но немногие из них сейчас выше меня, - больше на уровне и ниже. Абсолютным высотным королём стоит Боковой хребет – вершины Западная и Восточная Суатиси, Джимарай-хох, Майли и Казбек. С другой стороны, пониже – вершины Кельского вулканического района Главного Кавказского хребта. Как жаль, что кончилась цветная плёнка! И брал ведь 10 штук, а не хватило всего одной! Казбек и Боковой хребет отсюда просто великолепны. Видна сама вершина Казбека, а с Двуязычного мы видели лишь острые снежные пики, что перед ней. Таким мы видели Казбек только с вертолёта во время облёта. Сильно изрезан и живописен здесь ледопад. По мощности сераков и трещин, достигающих десятков метров, он может сравниться только с Майлийским.

За неимением гербовой пишут на простой. И я снимаю на чёрно-белую, снимаю много, не жалея плёнки. На ней панорамы, стерео-пары, вершины и люди.

Кликабельная панорама ~ 150 градусов

Кликабельная панорама ~ 180 градусов

Все уже разошлись – пара вниз и пара вверх. Я остался загорать с теодолитом и снимать промежуточные сроки.

Сегодня – последний день на выходе. Вечером снимаем систему, а утром посыплемся вниз. Продуктов осталось на один раз, бензин кончается. Я не смотрел, сколько осталось, но мне приснилось, что на чай хватит. Вчера Казбек ходил вниз с 20 рублями, был чёрт знает где и весь день на ногах, но так ничего и не принёс. Все магазины закрыты, народ в поле – сейчас сенокос. Но это ничего, как-нибудь продержимся и до машины доползём!

… Боже мой, что за синь надо мной! Как высоко глубоко и насыщено это небо! Уж если сделают где-нибудь эталон цвета синего, так это будет здесь, высоко в горах. Какая гармония высоты, всех форм и оттенков! Этим можно любоваться часами, и горы для человека никогда не потеряют своей привлекательности.

Ледник Западный Суатиси на фоне Казбека и Веретена

Какие дни, какие виды дарит нам Кавказ на прощанье! Такое никогда не забудется, надолго останется в сердце...

P.S. В итоге мы всё же дотянули и доползли. На последний завтрак у нас была одна луковица на четверых и одна горсточка соли. Машина ждала, как и положено у последней переправы.

Ледник Средний Суатиси, наш остров с рукавами Двуязычного и п.Майли

Дорога до Кармадона оказалась длинной и долгой, вокруг всего казбекского района, но это был праздник, потому что он стал ещё и праздником живота. В каждом населенном пункте, который мы проезжали, нам доставалось что-то вкусненькое – то лаваш, то пирожки с зеленью, а то горячие ароматные хачапури! Счастью нашему не было предела! Жаль только, что, приехав в Кармадон, мы обнаружили свои животы настолько полными, что были не в состоянии сразу поглотить все изысканные вкусности, которые нас там ждали. Ну да теперь уже никто никуда не тропил, и мы наверстали упущенное вечером…