Автор: Никита Белима, Сочи

Восхождение на г.Эльбрус, 5642 м.
Часть II

Только об одном в жизни
можно жалеть вечно - о том,
что когда-то ты так и не рискнул.

День восьмой - девятый.

И снова… Ну да ладно, сами скоро всё поймёте.

Погода в этот день стояла идеальная до самого вечера. Странно, ведь обычно в горах после обеда нахлобучивает. Это и хорошо, одному Богу известно, как всё могло закончиться, если бы погодные условия были хуже…

С самого утра народ так и сновал по склону взад-вперёд, как по бульвару в погожий воскресный денёк.

Для того чтобы организм адаптировался к конкретной высоте, необходимо на этой самой высоте пробыть как можно дольше. А что же может быть лучше, чем ночёвка? Поэтому мы решаем отклониться от классической программы восхождения и переночевать выше, а именно на верхней границе скал Пастухова, на высоте 4720 м. Нам очень интересно – каково это, ночёвка на высоте под 5000 м.? Ох, я до сих пор не могу забыть эту ночь…

Взяв с собой еды и газа на сутки, и ВСЕ тёплые вещи, отправляемся на высотную ночёвку. На высоте 4600 – 4650 мы повстречали отряд МЧС. Разговор с МЧСовцами стоит воспроизвести дословно:
Они: - А вы куда это с рюкзаками?
Мы: - На Пастуховых переночевать решили.
Они: - Так вы уже прошли место под лагерь на 4550.
Мы: - Нет, мы хотим на верхней границе переночевать. Гулять так, гулять!
Они: - (задумчивость) Хорошо, но вы звоните если что. Мы с верхних скал две недели назад четыре трупа сняли – ребята не смогли разжечь горелку. Остались без горячего, а ночью была сильная буря, всех замело. Наутро никто не проснулся.
Мы: - (скрытое беспокойство) Спасибо, будем иметь в виду.
Наверное, после такого разговора любой адекватный человек спустился бы как минимум на 4550, а то и вернулся бы ночевать на «Приют», но термин «мы адекватные» в нашем маленьком отряде как-то не прижился.

«Набрав» последнюю сотню метров, мы находим себе место под палатку и начинаем КОПАТЬ. Лопат у нас не было – роем кошками и ледорубами. Процесс занял больше трёх часов. Я рою место под палатку и строю ветрозащитную стену, а Костик таскает камни, чтобы было на чём закрепить растяжки палатки. До сих пор не представляю, как и где он умудрился найти, откопать и донести 4 камня весом килограмм 7-8 каждый. Все эти действия отнимают у нас просто МОРЕ сил. Пару раз махнёшь ледорубом – уже одышка. Результат, конечно, был достаточно внушительным - под прямым углом обзора палатку вообще не было видно за ветрозащитными стенами, а растяжки были натянуты как гитарная струна. Ха! Мы думали, что это поможет! Наивные…

Дело тем временем близилось к закату. Палитра красок меняется с каждой минутой, награждая нас всё новыми и новыми видами.

Главный Кавказский Хребет в последних лучах закатного солнца выглядит торжественно.

И тут я увидел ТАКОЕ, чего нигде и никогда ранее не видел, и, вероятно, долго ещё не увижу… Тень. Тень от Эльбруса, которая простирается на десятки километров, закрывая собой колоссальные площади! Вот это масштаб! Осознание того, что это ТЕНЬ ОТ ГОРЫ потрясает воображение. Такое невозможно передать словами! Это необходимо видеть собственными глазами!

Но у каждой медали, как известно, две стороны. Посмотрев на восточную вершину, с радостью делаю пару снимков необычного небесного явления, но когда понимаю, что это такое, меня охватывает леденящий ужас. Облако! Да, да, облако необычной и причудливой формы, а облака такой формы – буревестники. При виде их даже опытные восходители прекращают подъём, несмотря на ясное небо. После появления подобного облака- «линзы», есть не более 3-4 часов до жёсткой и динамичной смены погоды (вообще многие метеорологические явления можно увидеть только на таких высотах).

Бежать нам некуда и незачем. Мы сейчас не на восхождении – у нас здесь разбит лагерь. А температура упала уже приблизительно до -5. Пора укрываться в палатке.

Сразу же мы сталкиваемся с проблемой розжига горелки. Пьеза-поджиг не подаёт никаких признаков жизни, спички вспыхивают и тут же гаснут – не хватает концентрации кислорода в воздухе для поддержания горения. Разжечь горелку удаётся только таким приспособлением, как огниво (сплав на основе магния, эдакая «искрящая штука»), и то далеко не с первого раза. А газ на такой высоте должен быть специальный. «Зимняя смесь» подходит здесь как нельзя лучше, ведь обыкновенный (летний) газ практически не горит. Еще лучше иметь мультитопливную горелку на бензине, но мы не обременены таким чудом техники. После некоторых усилий, ужинаем и ложимся спать…

Час ночи. Одинокая палатка на верхних скалах Пастухова, 4720 м.

Слышатся завывания сильного ветра. Пока всё хорошо. Палатку закрепили на совесть. Сквозь тент видно, как светит луна, значит, погода хорошая, осадков нет, ветер просто гонит по поверхности земли позёмку (замёрзший снег, выпавший днём раньше). После ужина посуду и газовую горелку оставили в тамбуре. Через некоторое время я открываю тамбур, а там ничего не видно – всё замело снегом. Откапываю посуду, горелку. Вспоминаю диалог с МЧСниками – мурашки по коже… Два часа ночи. Одинокая палатка на верхних скалах Пастухова, 4720 м. Ветер усиливается примерно до 13 - 15 м/сек, по ощущениям - «за бортом» не теплее -10, с ветро-холодовым индексом около -25 (индекс – это способ оценки температуры при одновременном воздействии на человека мороза и ветра эффект воздействия ветра, приравненный к какой-то температуре при условии штиля). Снег начинает поддувать в тамбур палатки. Мелкие крупицы снега залетают внутрь через вентиляционные отверстия. Замёрзшие кристаллики сыплются на голову и таят прямо на наших лицах. Вокруг — ни души. Рассчитывать можно только на самих себя. Надеваем на себя абсолютно всю одежду, всё что у нас есть…

Три часа ночи. Одинокая палатка на верхних скалах Пастухова, 4720 м.

Края палатки начинают «складываться» внутрь – появляется риск завала всей конструкции. Приходится будить Костю. У меня начинается лёгкий приступ паники, в противоположность уравновешенному и спокойному состоянию Кости. Завешиваем вентиляцию ковриками-сидушками, стряхиваем снег с палатки.

В такие моменты понимаешь, насколько, на самом деле, ничтожен человек. Вся подготовка, собранная информация, десятки тысяч рублей на экипировку – всё это ничто. Тут правит стихия, и в данный момент ты – маленькая букашечка, которая НИЧЕГО не может сделать, кроме как уповать на милость погоды.

Четыре часа ночи. Одинокая палатка на верхних скалах Пастухова, 4720 м.

Сквозь жуткие завывания ветра я услыхал — рядом ходят люди. Вероятно, проходят акклиматизацию — подумал я. Из-за шума ветра, поговорить с ними, не выходя из палатки, так и не удалось. Успокаивает, что теперь неподалёку есть кто-то живой. Стряхнув снег со стенок, и развернувшись в сторону Кости, я вижу… снег внутри палатки! Целую гору снега нанесло через маленькую щель между «собачками» молнии. Снова убираем снег, пытаемся ещё подремать. Костя умудряется уснуть (вот это нервы!), а я считаю минуты до рассвета…

Утро. Уже полная снега, но всё так же, одиноко стоящая на верхней границе скал Пастухова палатка, высота 4720 метров.

Наконец-то – рассвет! С восходом солнца стало гораздо легче: стих ветер, потеплело до лёгкого мороза -3. Один тамбур оказался более или менее свободен, но второй… Его до потолка наполнило снегом!

На снимке видно, как выглядела наша палатка утром. Если вы присмотритесь, то сможете разглядеть снег, который выгибает тент изнутри.

Обостряются приступы горной болезни. Читая дома отчёты о восхождениях, я не понимал, что означает фраза «тяжело ничего не делать». Абсурд, не так ли? Как может быть тяжело ничего не делать? Ведь чтобы было тяжело, нужно что-то делать – это логично. Но нет, только не тут! Представьте, что вы лежите в палатке, и вам тяжело даже голову в сторону повернуть, не говоря уже о каком-либо действии. Мозговая деятельность нарушается. Лично у меня способность здраво мыслить отключилась напрочь. На то, чтобы совершить очевидные последовательные действия, мне требуется в пять раз больше времени, чем обычно. Например: взять газовый баллон, снять крышку, накрутить горелку, зажечь её, поставить котелок. Кажется просто? У меня на реализацию этих действий ушло минут пять. Когда, наконец, загорается огонь, я и вовсе «залипаю» на пару минут с котелком в руках, не понимая, что же с этим всем делать дальше. И так любое движение, любое действие…

Лагерь мы сворачиваем очень медленно, часа три точно, может и больше. Но как только «сбрасываем» 200 - 250 м. высоты, в голове будто щёлкает тумблер. Горная болезнь испаряется, словно её никогда и не было! ИДЕАЛЬНОЕ состояние, за исключением, разве что, небольшой сонливости на фоне недосыпа. Так что единственный способ справиться с острой формой проявления «горняшки» - это спуститься вниз, ведь даже увеличение концентрации кислорода в воздухе на 1,5-2 процентов резко улучшает самочувствие. Итак, продолжаем движение к «Приюту».

Спустившись, откапываем из-под снега, оставленные там ранее вещи и вновь ставим палатку. К сожалению, тот чудесный «форт» с двухметровыми стенами в наше отсутствие заняли, и пришлось довольствоваться менее подготовленным местом. Остаток дня мы едим, лежим и восстанавливаемся после прошедшей ночи.

Костя только под вечер рассказывает мне, что ему было тревожно, когда дуги палатки начали прогибаться. «Только бы не рухнула...», - думал он. Спал очень бдительно, готовясь в любой момент взять всё самое необходимое и бежать вниз до «Приюта». Просто не было смысла тратить силы на эмоции…

Питание на такой высоте должно быть «правильным». Никаких макарон с тушёнкой, «сникерсов» и «марсов», жирной и жаренной пищи! Категорически нельзя употреблять алкоголь и кофе. Из-за низкого атмосферного давления вода закипает при температуре 80 - 85 градусов, поэтому сварить что-либо практически невозможно. Рацион должен состоять из быстроприготовляемой и легкоусвояемой пищи.

Но особое внимание нужно уделить употреблению жидкости. Норма - не менее четырёх литров в день! Это единственный «натуральный» способ справиться с горной болезнью. Выпивание такого количества воды, чая и т.д. способствует разжижению крови, которая неминуемо густеет в условиях пониженного содержания кислорода в воздухе. Мы, например, вливали в себя воду через силу. Надо – значит надо.

Подводя итоги той ночи, могу сказать следующее. Мы допустили два крупных просчета: отсутствие лопаты и палатки с ветрозащитной юбкой, кстати, спальник тоже мог бы быть потеплее. Если у вас нет высотного опыта, то не стоит в первую же поездку ночевать в подобных местах, тем более, не делайте этого в столь малом составе. Пусть будет хотя бы две палатки по два человека в каждой, чтобы могли оказать помощь друг другу, случись что неладное. Да, было страшно, очень страшно! Порой я даже хотел разбудить Костю, бросить всё и бежать вниз на «Приют».

Эта ночёвка дала нам ЗВЁЗДНУЮ адаптацию (о чем вы узнаете дальше), хотя этот же уровень можно было бы получить двумя радиальными выходами на высоту 5080 м. с «Приюта». Так что каждый сам для себя выбирает способ акклиматизации. И если мне однажды представиться возможность, то я с радостью переночую там снова, конечно, учитывая опыт своих ошибок. Подобное нужно прочувствовать - такой опыт бесценен сам по себе. А теперь ещё раз задумайтесь о наличии гида-проводника…

День десятый.

После ТОЙ ночи мы спали как «убитые». Под утро прошёл небольшой снегопад, прикрывший свежим одеялом белоснежной пелены всю округу.

Решаем сегодня проверить полученную акклиматизацию очередным радиальным выходом до начала «косой». И что вы думаете? Непревзойдённый результат! В первый раз мы шли туда почти пять часов, а после высоты 4800 - 4850 идти было и вовсе мучительно — дыхание сбивалось на каждом пятом шаге. Теперь времени на преодоление того же участка уходит почти вдвое меньше, за дыханием следить и вовсе нет нужды. Половину пути я слушал музыку, подпевая в такт, а вторую половину - разговаривал по телефону, поедая (обсасывая) последнее замёрзшее яблоко. И это на подъёме!

Нам на встречу спускаются довольные восходители. Некоторые идут очень медленно, видимо, совсем без сил. Однако их обгоревшие лица сияют от радости и счастья. Многие «ругают» траверс («косую полку») и седловину – там особенно тяжело. Но обнадеживают нас, говорят, что всё получится.

Добравшись до конца «ратрачного бульвара» мы забиваемся в карман «под разворот», хорошенько утепляемся и часа два поедаем орешки с сухофруктами, запивая их чаем из термоса. Ожидаем хоть какой-нибудь реакции организма от пребывания на этой высоте, но самочувствие у нас просто идеальное! Погода начинает потихоньку портиться, вынуждая нас покинуть эту великолепную обзорную точку и спуститься вниз.

Поняв, что адаптироваться ещё лучше у нас уже не получится, мы решаем совершить восхождение в ближайшее «погодное окно». Сводка погоды, полученная у хозяина «Приюта», обещала «окно» на следующую ночь.

День одиннадцатый.

Не могу сказать, чтобы мы сильно устали, скорее это был день для дополнительной акклиматизации, моральной подготовки или сборов. Некоторые рекомендуют в этот день совершить радиальный выход под скалы Пастухова, чтоб не терять акклиматизацию, но после ночёвки на 4700 и двух «радиалок» до начала «косой» мы решаем от этого отказаться. Лучше полноценно отдохнуть и набраться сил перед восхождением. Да и в составленной мной программе был запланированный день отдыха.

В ту ночь Эльбрус озаряли вспышки молний и громовые раскаты. О восхождении не могло быть и речи. НО! Несколько десятков человек всё же отправились испытывать судьбу. После обеда, в разговоре с одним из горе-восходителей, я пытаюсь выяснить причины их «нетерпеливости». Ответ меня крайне удивляет: «Так у нас завтра поезд. С работы больше чем на неделю не отпустили. Сейчас или никогда. Конечно, в такую погоду мы не поднялись. Да и если бы поднялись, всё равно ничего не было бы видно». Вот хоть убей, но я не понимаю логики этих людей! Ими затрачены огромные средства на экипировку, уходит несколько месяцев на подготовку, столько времени они прибывают в не очень комфортных условиях, и не могут выделить лишних 3-4 дня, чтобы гарантировать себе успешное восхождение. Зачем тогда вообще сюда ехать? Впрочем, не мне их судить…

Остаток дня мы отдыхаем, спим и едим. Потом снова… сон и еда. Но мысли наши уже на вершине Эльбруса… А погода стоит, что называется, «нелётная». Неужели синоптики снова ошиблись? Нет. Около шести часов вечера начинают появляться первые «окна» в затянутом небосводе, и в течение часа на горизонте не остаётся ни единого облачка. Сегодня наша ночь! Как долго мы этого ждали!

Успешность восхождения зависит от многих факторов: физической подготовки, грамотной программы акклиматизации, технических навыков, правильного питания, знания маршрута и многого другого. Но всё это работает лишь в комплексе. Убираем один из факторов – система рушится. Мы же хотели обеспечить себе стопроцентную гарантию успеха и поэтому решили «помочь» организму справляться с гипоксией (недостатком кислорода в воздухе) различными медикаментами. Курс витаминов пропили ещё перед поездкой, а потом, по мере набора высоты, подключались всё новые и новые «помощники».

При этом нами НИ РАЗУ не применялся никакой допинг, сильнодействующие стимуляторы и вообще какая либо «химия». Всё, что вы видите на фото сверху, – витамины, пищеварительные ферменты, аминокислоты, рыбий жир, экстракты растений, соли и тому подобное. Не пожалейте на это денег – медикаменты, конечно, не заменят тренировок, но всё же существенно облегчат ваше пребывание в условиях высокогорья.

К предыдущей части _______________ Продолжение следует....