Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: С.Наседкин, Москва

Отчет о походе 5 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2014. Часть 1
Фотоальбом к отчету

ОТЧЕТ

о спортивном походе 5 к.с.

по Центральному Кавказу

(Балкария-Безенги-Приэльбрусье),
проведенном с 13 июля по 28 июля 2014 года
туристами спортивного клуба "ВЕСТРА"
(г. Москва)


Москва, 2014

Справочные сведения

Вид туризма:

горный

Район:

Центральный Кавказ (Балкария, Безенги, Приэльбусье)

Категория сложности

пятая

Руководитель:

Наседкин С.В.

Проводящая организация:

спортивный клуб "Вестра" (Москва)

Выпускающая организация:

МКК МГЦТК г. Москвы

Номер маршрутной книжки:

1/5-505

Количество участников:

6

Сроки проведения:

13 июля - 28 июля 2014

Нитка маршрута заявленная

п. Верхняя Балкария – р. Черек Балкарский – р. Тютюн-Су – пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Скалистый (2Б, 3910) – ледн. Крумкол – пер. Селлы (3А,4449) – ледн. Селлы – ледн. Безенги – а/л Безенги – ур. Баранкош – пер. Кель (1А, 3648) — траверс пер. Ортокара Вост. (3А, 4245) + ж. Двухгорбый + пер. Ортокара Зап (3А, 4270) – ледн. Шаурту – р. Тютюргу-Су – р. Гара-Аузсу – р. Кулак – ледн. Юж. Чат – пер. Чат (3А, 3860) – ледн. Сев. Чат – р. Башиль-Ааузсу – ледн. Сев. Башиль — пер. Голубева (2А,3702) – ледн. Юном – ледн. Сев. Юном – пер. Хвост Дракона – ледн. Ц. Джайлык – пер. Шогенцукова (1Б, 3605) – ледн. Зап. Тютю – траверс пер. Куллумкол (1Б, 3605) – в. Тю-Тю Зап. Вторая (2А, 4420) – пер Тютю Зап. (2А*, 4179) – ледн. Сев. Тютю – р. Тютю-Су – р. Баксан – п. В. Баксан – р. Кыртык – р.Мкяра – р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3441) – оз. Сылтранкель – р. Сылтрансу – п. В. Баксан.

Нитка маршрута пройденная

п. Верхняя Балкария – р. Черек Балкарский – р. Тютюн-Су – пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Скалистый (2Б, 3910) – ледн. Крумкол – пер. Селлы (3А,4449) – ледн. Селлы – ледн. Безенги – а/л Безенги – ур. Баранкош – пер. Кель (1А, 3648) — пер. Ортокара Вост. (3А, 4245) – ледн. Шаурту –р. Тютюргу-Су – р. Гара-Аузсу – р. Кулакп. В. Чегем–г. Нальчик - п. В. Баксан - р. Сылтрансуоз. Сылтранкель– пер. Сылтран (н/к, 3441)– р. Мукал– р.Мкяра– р. Кыртык- п. В. Баксан - п. Терскол - приют Гарабаши - приют Одиннадцати - пер. Седловина Эльбруса (2А*, 5416)(рад) - в. Эльбрус Зап. (5642) - п. Терскол

Технические характеристики

Продолжительность похода:

16 дней, 163 км

Основные препятствия:

Перевалы 3А – 2 2Б – 1 2А – 2 н/к – 1.

Вершина 2А (альп)

Максимальная высота:

5642 м (в. Западный Эльбрус)

Максимальная высота ночевки:

4271 м (скалы выше «Приюта 11»)

Максимальный набор высоты:

2404 м (в. Западный Эльбрус)

Максимальный сброс высоты:

2404 м (в. Западный Эльбрус)

Суммарный набор высоты:

14867 м

Суммарный сброс высоты:

14097 м

Суммарный перепад высоты:

28964 м

График движения по дням планируемый

Дни пути

Даты

Участки маршрута

км

dh, м

Способ пере­дви­жения

1

13.07.2013

п. Верхняя Балкария – р. Черек Балкарский – р. Тютюн-Су

12

+300

пешком

2

14.07.2013

мн - пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – подъем пер. Скалистый (2Б, 3910)

10

+1300

пешком

3

15.07.2013

мн - спуск пер. Скалистый (2Б, 3910) - ледн. Крумкол -

7

-700

пешком

4

16.07.2013

мн - пер. Селлы (3А,4449) – ледн. Селлы – ледн. Безенги – а/л Безенги

14

+500

-1800

пешком

5

17.07.2013

мн - ледн. Безенги – ур. Баранкош

7

-550

+550

пешком

6

18.07.2013

мн - пер. Кель (1А, 3648)

3

+900

пешком

7

19.07.2013

мн - траверс пер. Ортокара Вост. (3А, 4245) + ж. Двугорбый + пер. Ортокара Зап. (3А, 4270) – ледн. Шаурту– р. Тютюргу-Су

5

+600

-800

пешком

8

20.07.2013

мн - р. Гара-Аузсу – р. Кулак – ледн. Юж. Чат

12

-1300

+1300

пешком

9

21.07.2013

мн - пер. Чат (3А, 3860) – ледн. Сев. Чат – р. Башиль-Ааузсу

5

-1200

пешком

10

22.07.2013

мн - ледн. Сев. Башиль — пер. Голубева (2А,3702) – ледн. Юном

8

+900

-900

пешком

11

23.07.2013

мн - ледн. Сев. Юном – пер. Хвост Дракона – ледн. Ц. Джайлык – пер. Шогенцукова (1Б, 3605) – ледн. Зап. Тютю

6

+100

-600

пешком

12

24.07.2013

мн - траверс пер. Куллумкол (1Б, 3605) – в. Тю-Тю Зап. Вторая (2А, 4420) – пер Тютю Зап. (2А*, 4179) – ледн. Сев. Тютю

6

+800

-1700

пешком

13

25.07.2013

мн - р. Тютю-Су – р. Баксан – п. В. Баксан

15

+100

-1500

пешком

14

26.07.2013

мн - р. Кыртык – р.Мкяра – р. Мукал – пер. Сылтран (н/к, 3441) – оз. Сылтранкель

22

+1800

-100

пешком

15

27.07.2013

мн - р. Сылтрансу – п. В. Баксан

8

-1800

пешком

16

28.07.2013

мн - п. В. Баксан/запасной день

пешком

График движения по дням фактический

Дни пути

Даты

Участки маршрута

км

?h, м

Способ пере­дви­жения

1

13.07.2013

п. Верхняя Балкария – р. Черек Балкарский – р. Тютюн-Су

13,5

+1000/-500

пешком

2

14.07.2013

мн - д.р. Тютюн-Су

6,3

+1200/-500

пешком

3

15.07.2013

мн - пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – подъем пер. Скалистый (2Б, 3910)

6,3

+1600/-100

пешком

4

16.07.2013

мн - спуск пер. Скалистый (2Б, 3910) - ледн. Крумкол - полудневка

4,2

+300/-900

пешком

5

17.07.2013

мн - ледн. Крумкол - подход под пер. Селлы (3А,4449)

5,6

+900/-100

пешком

6

18.07.2013

мн - пер. Селлы (3А,4449) – ледн. Селлы – ледн. Безенги – а/л Безенги

23,9

+100/-3200

пешком

7

19.07.2013

мн – ледн. Безенги – ур. Баранкош

9,8

+1100/-300

пешком

8

20.07.2013

мн - пер. Кель (1А, 3648)

4,1

+1200/-300

пешком

9

21.07.2013

пер. Кель (1А, 3648) (вынужденная дневка)

0

0

пешком

10

22.07.2013

мн - пер. Ортокара Вост. (3А, 4245) – ледн. Шаурту

11,4

+900/-1600

пешком

11

23.07.2013

мн - р. Тютюргу-Су – р. Гара-Аузсу – р. Кулак – п. В. Чегем

12,5

+500/-1400

пешком

12

24.07.2013

мн - г. Нальчик - п. В. Баксан

3,9

0/-25

пешком

13

25.07.2013

мн - р. Сылтрансу – р. Кыртык - оз. Сылтранкель – пер. Сылтран (н/к, 3441) – р. Мукал – р.Мкяра – п. В. Баксан - п. Терскол

39,6

+2400/-2400

пешком

14

26.07.2013

мн - приют Гарабаши - приют Одиннадцати

7,9

+1100/-600

пешком

15

27.07.2013

мн - пер. Седловина Эльбруса (2А*, 5416)(рад) - в. Эльбрус Зап (5642) - приют Одиннадцати

11,7

+1600/-1600

пешком

16

28.07.2013

мн - приют Гарабаши - п. Терскол

2,9

+26/-600

пешком

Запасные варианты пути

Дни пути

Даты

Участки маршрута

км

?h, м

Способ пере­дви­жения

2

14.07

пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Скалистый Сев.(2Б, 3920)

1

+250

пешком

2

14.07

пер. Туристов Грузии (2А, 3668) – пер. Ашинова (2А,3725)

1

+50

пешком

4

16.07

пер. Спартак (2А,4110) – пер. МВТУ (2А,4016) – ледн. Селла -- ледн. Безенги – ур. Баранкош

7

+500

-1300

пешком

4

16.07

мн – пер. Спартак (2А,4110) – пер. Камнепадный (2А, 4231) – ледн. Селла – ледн. Безенги – ур. Баранкош

7

+500

-1300

пешком

6-7

18-19.07

пер. Спортивной Дружбы (2Б,4270) — п.МВТУ – пер. Шаурту Вост (2А,4150) — ледн. Тютюргу — р. Тютюргусу

8

+1200

-1300

пешком

9

21.07

пер. Бодорку Сев. (2Б, 4000) – ледн. Башиль – р. Башиль-Ааузсу

6

+200

-900

пешком

10-11

22-23.07

ледн. Башиль -- пер. Грановского (2А, 3859) – р. Адыр-Cу – а/л Уллу-Тау — ледн. Сев. Юном

6

+200

-900

пешком

10-12

22-24.07

ледн. Чегем – пер. Седло Чегема (2Б,3956) – ледн. Джайлык – пер. Мунадак (2Б,3963) — ледн. Тютю

12

+900

-1100

пешком

10-12

22-24.07

ледн. Чегем – пер. Седло Чегема (2Б,3956) – ледн. Джайлык – пер. Семеновского (2А,3784) — ледн. Тютю

12

+900

-1100

пешком

Аварийные варианты пути

В случае возникновения аварийных ситуаций были предусмотрены аварийные выходы с маршрута:

1. из дол. р. Черек Балкарский, р. Тютюн-су, лед. Крумкол до погранзаставы или ниже до пос. Верхняя Балкария.

2. с лед. Селлы, лед. Безенги, лед. Кельбаши до а/л «Безенги»,

3. из дол. р. Шаурту, р. Кулак-су до т/б «Чегем», или ниже до погранзаставы, или еще ниже до пос. Верхний Чегем.

4. из дол. р. Башильауз-су, р. Джайлык-су в т/б «Башиль» », или ниже до погранзаставы, или еще ниже до пос. Верхний Чегем.

5. из дол. р. Адыр-су до а/л «Уллу-Тау» или «Джайлык» или ниже до пос. Верхний Баксан.

6. из дол. р. Тютю-су до г. Тырныауз.

7. из дол. руч. Сылтран, р. Мукал, р. Мкяра и р. Кыртык до пос. Верхний Баксан.

Маршрут на карте

Изменения маршрута

После прохождения перевала Ортокара Восточная выяснилось, что произошла утрата погранпропусков в район. Поэтому группа переехала в Баксанское ущелье для продолжения маршрута. Данное изменение было согласовано с членами МКК Деяновым Рамилем и Никоноровым Алексеем. После переезда был пройден перевал Сылтран (3441, н/к) и совершено восхождение на пер. Седловина Эльбруса (2А*, 5416) (рад) и в. Эльбрус Зап (5642). Восхождение на Эльбрус готовилось в первоначальном варианте маршрута, но было исключено ввиду недостатка времени.

Высотный график

Высотный график приведен в Приложении 2.

Дополнительная информация

· Понятие право/лево дается орографически, если не указано иное.

· Время движения дается чистое ходовое, если не указано иное.

· Длина веревки по умолчанию равна 50 м.

· Продолжительность переходов равна 40-45 мин.

· Все высоты даются по GPS.

· Все координаты даются в СК WGS84.

· Пройденное расстояние указано с учетом коэффициента 1,2.

· Номера ледников даются в соответствии с "Каталогом ледников СССР".

· На технических фотографиях красной линией отмечен путь, пройденный с использованием перильных веревок, синей - пройденный в связках, зелёной - пройденный без использования взаимной страховки.

Принятые в тексте сокращения

а/л - альплагерь

ор. – орографически

а/б - альпбаза

п. – пик

в. - вершина

пос. – поселок

вост. - восточный

пер. – перевал

г. - гора или город

пхд – по ходу движения

ГКХ – Главный Кавказский Хребет

р. – река

ж. - жандарм

рад. - радиально

дол. - долина

руч. - ручей

зап. - западный

сев. - северный

лед. - ледник

т/б – туристская база

к.т. - категория трудности

ур. - урочище

м - метр

хиж. – хижина

мин - минута

хр. – хребет

мор. - морена

ч. – часы

н/к - некатегорированный

ЧХВ – чистое ходовое время

оз. - озеро

юж. - южный

Характеристики локальных препятствий:

ос. – осыпной

ск. – скальный

сн. – снежный

лед. – ледовый

Состав группы

ФИО

Наседкин Сергей Валерьевич

Год рождения

1982

Опыт

5ГР, 4 эл 5 ГУ

Обязанности

Руководитель, финансист

ФИО

Наседкина Анна Сергеевна

Год рождения

1987

Опыт

4ГУ

Обязанности

Завхоз

ФИО

Пахомов Дмитрий Игоревич

Год рождения

1980

Опыт

5ГУ

Обязанности

Реммастер

ФИО

Попова Анастасия Юрьевна

Год рождения

1985

Опыт

3ГУ

Обязанности

Медик

ФИО

Типикин Степан Николаевич

Год рождения

1984

Опыт

3ГУ

Обязанности

Штурман

ФИО

Федин Михаил Алексеевич

Год рождения

1985

Опыт

3ГР, 4ГУ

Обязанности

Логистик

Организация маршрута

Общая идея

Идея похода зародилась осенью 2013 года. В последние годы руководитель и часть команды ходили преимущественно в Азию, где техническая насыщенность перевалов не очень высокая. Поэтому хотелось провести поход с большим количеством ледовых и скальных препятствий, сделать акцент на техническую работу. Надо сказать, определенные ограничения накладывали и сроки похода - в силу разных обстоятельств необходимо было провести его за 16 дней (минимальное количество дней для похода 5 к.с.). Поэтому выбирали район с легкой логистикой, простыми подходами и большими возможностями для выхода и сокращения нитки, если погода или иные обстоятельства "съедят" запасные дни. После обсуждения и рассмотрения различных районов наиболее интересным нам показался маршрут из Балкарии в Приэльбрусье через Безенги. Решено было идти с юга на север, так как в Приэльбрусье проще выходить из района или срезать маршрут из-за задержки. Также в районе много альплагерей и турбаз, откуда при необходимости тоже можно уехать.

Маршрут был разбит на три составные части:

1. Акклиматизационная часть. Заезжая в поселок В. Балкария мы плавно набирали высоту и выходили на перевалы Туристов Грузии (2А), Скалистый (2Б) и Селлы (3А), спускаясь потом в а/л Безенги, где планировали сделать полудневку и забрать заброску.

2. Техническая часть. Прохождение перевалов Вост. и Зап. Ортокары (3А), Чат (3А) и выход в долину реки Джайлык.

3. Завершающая часть. Множество вариантов на выбор в зависимости от кол-ва оставшихся дней, погоды и состояния группы. Основным вариантом был выход через перевалы Голубева (2А) и Зап. Тютю (2А) к г. Тырнауз и далее при необходимости кольцо на оз. Сылтранкель для набора километража.

Цели и задачи

Основной целью похода являлось прохождение технически насыщенного похода пятой категории сложности. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

-- пройти технические препятствия, соответствующие походу 5 к.с.

-- повысить техническое мастерство команды

-- психологически и физически отдохнуть.

Обзор района

Основным районом для горного похода был выбран Центральный Кавказ.

Это горная страна - часть Большого Кавказа между вершинами Эльбрус (на западе) и Казбек (на востоке). Протяженность Главного Кавказского хребта (ГКХ) на этом участке составляет 190 км, а с учетом извилин (от узловой вершины 3512 между перевалами Азау и Чипер-Азау до Крестового перевала) около 260 км. Высочайшей вершиной Центрального Кавказа, как, впрочем, и всего Кавказа является Эльбрус (5642 м). Район можно условно разделить на три большие области: Приэльбрусье, Чегем и Безенги.

Приэльбрусье является самым западным районом Центрального Кавказа. Район охватывает верховья реки Баксан с её притоками (Тютюсу, Адырсу, Адылсу, Юсенги, Донгуз-Орун, Терскол, Ирик, Сылтрансу, Кыртык), территорию к северу от Эльбруса (в верховьях реки Малка и её левого притока Ингушли), и западные отроги Эльбруса до правого берега Кубани (в верховьях её правых притоков Уллухурзук и Худес). Высочайшей вершиной района является отстоящий от ГКХ к северу и расположенный в Боковом хребте Эльбрус (5642). Остальные вершины района значительно уступают ему по высоте. Второй вершиной является Ушба (4700), остальные горы в районе не превосходит 4500 м.

В Приэльбрусье преобладают микстовые перевальные маршруты. Район славится большим количеством пиков с крутыми гребнями и скальными стенами, а также здесь сосредоточены значительные области оледенения Большого Кавказа. На небольшой площади можно найти скально-ледовые маршруты, которые окажутся по вкусу даже самым придирчивым горовосходителям. Сложнейшими вершинами района с маршрутами 6 к.с. являются Ушба (4700), Чатын (4411), Шхельда (4368), Тютю (4460) и западное плечо Эльбруса с отвесной северо-западной стеной - Кюкюртлю (4634). Другими известными вершинами Приэльбрусья являются Донгузорун (4454), Бжедух (4280), Уллукара (4302), Уллутау-чана (4277), Джайлык (4424).

Подкупает Приэльбрусье, прежде всего, своей транспортной доступностью. Заезд в центральную часть района осуществляется из г. Нальчик по хорошему асфальтированному шоссе вдоль реки Баксан. Здесь развита инфраструктура, много пансионатов, горнолыжный курорт с трассами на склонах Чегета и Эльбруса (поселок Терскол), многочисленные кафе и магазины. Остановиться можно и в "частном секторе".

В настоящее время в Приэльбрусье работают альплагеря и альпбазы «Уллутау» (в ущелье Адырсу), «Шхельда» и база «МВТУ Джантуган» (обе в ущелье Адылсу).

Следующим на восток является район Чегема, который охватывает верховья реки Чегем с её притоками Башильаузсу, Гарааузсу и Булунгусу. Высочайшей вершиной района является Тихтинген (4617). Альпинистские маршруты 6 к.с. проложены по скалам вершин Тихтенген и Чегем (4351). Крупнейшими в районе являются ледники Шаутру и Башиль.

Район в настоящий момент пользуется меньшей популярностью, нежели Приэльбрусье или Безенги. После «переезда» погранзастав ниже по течению реки Чегем, ущелья стали значительно более «дикими». Особенно выделяется в этом плане северные отроги ГКХ в районе в. Бодорку и перевалы южной части Каргашильского хребта. Именно это и привлекает сюда многие туристские группы.

Заезд в район осуществляется из Нальчика по шоссе в долине реки Чегем, которое проложено до поселка Верхний Чегем. Выше (после погранзаставы) хорошие колесные дороги идут к верховьям дол. Гараауз?су и Башильауз-су до турбаз «Чегем» и «Башиль» соответственно. Обе турбазы исправно функционируют, здесь можно оставлять заброски, организовывать приезд/отъезд группы, устраивать дневки, использовать их в качестве базовых и экспедиционных лагерей.

Горные туристы часто проходят район Чегема в ледниковой зоне, связывая маршрутом Приэльбрусье и более доступный для заезда район Безенги.

Безенги. Этот район охватывает верховья долины Черека Безенгийского. В район Безенги часто включают также перевалы водораздельного хребта между Череком Безенгийским и Череком Балкарским.

Заезд в район осуществляется из Нальчика по дороге в долине реки Черек Безенгийский.

Район Безенги можно считать "сердцем" Большого Кавказа. В нем сосредоточены крупнейшие ледники и высочайшие вершины Кавказа. Из 7 пятитысячников Большого Кавказа. 5 вершин сосредоточены в районе Безенги. Это вершины Бокового хребта Дыхтау (5205), Коштантау (5152), Мижирги (5019) и вершины ГКХ Шхара (5203) и Джангитау (5085).

В гребне между Дыхтау и Мижирги альпинисты выделяют также возвышение - пик Пушкина (5100). На высоту чуть менее 5000 метров возносятся вершины Катынтау (4979), Гестола (4860) и, отстоящий к югу от Гестолы и находящийся в Сванетии, Тетнульд (4858).

Вершины Гестола, Катынтау, Джангитау и Шхара образуют Безенгийскую стену. Параллельно Безенгийской стене севернее и чуть восточнее возвышается стена Бокового хребта, которую часто называют Северным массивом. В него входят Дыхтау (5205), пик Пушкина (5100), Мижирги (5019), Крумкол (4676), пик Тихонова (4670) и Коштантау (5152).

Еще севернее в водораздельном хребте между Череком Безенгийским и Череком Балкарским расположены высокие вершины Уллуауз (4676) и Думала (4681).

На вершины Шхара, Коштантау, Мижирги и Крумкол проложены маршруты 6 к.с. Оценены 6 к.с. также траверсы Безенгийской стены и Северного массива.

В районе Безенги находится Безенгийский ледник (ледник Безенги или Уллучиран) - самый длинный на Кавказе.

Многие технически насыщенные туристские горные маршруты начинаются и заканчиваются в районе Безенги. Желающие охватить большое пространство прокладывают маршруты, соединяющие район Безенги с Приэльбрусьем (на западе) или с Дигорией (на востоке). В районе Безенги работает АУСБ (альпинистская учебно-спортивная база) «Безенги».

Подготовка

Подготовку к походу можно было условно разделить на четыре этапа:

1. Физическая подготовка (бег и ОФП). Для походов высоких категорий сложности каждый спортсмен должен обладать высоким уровнем выносливости, силы и устойчивости ко внешним (в основном погодным) воздействиям. Очевидно, что базовым элементом подготовки и тренировки для этого служит бег на длинные дистанции. Осознавая важность основополагающих походных кондиций, каждый спортсмен (зная свои способности и возможности) тренировался индивидуально (обычно это 5-10 км бег три раза в неделю).

2. Скалолазная подготовка. Несмотря на отсутствие явно выраженных скальных локальных препятствий в походе, руководителем осознавалась важность подготовки участников похода в плане скалолазания. Полученные в ходе 10 совместных и личных тренировок навыки стали толчком к развитию личной техники передвижения по сложному рельефу, ловкости, силы, а также был получен большой опыт работы со страховкой (нижней, верхней, гимнастической).

3. Техническая подготовка. В предпоходный период (апрель – июль) руководителем группы был составлен детальный план технических тренировок (итого более 7 занятий) на вышках МГУ, Дзержинских и Дюкинских карьерах. Кроме унификации (приведения к единому стандарту) личной, командной техники, групповой работы, отдельно уделялось повышенное внимание к занятиям по спасработам в условиях малой группы, при недостатке снаряжения на сложном рельефе.

4. Альпинистская подготовка. На майские праздники большая часть группы поехала на альпсборы в Архыз, организованные турклубом «Вестра», и выполнила за 10 дней норматив на третий альпинистский разряд с превышением, сходив на шесть вершин до 3А включительно.

Оформление пропусков

Для нахождения в сопредельных с Грузией районах (пятикилометровая приграничная зона) требуются пропуска и разрешение на посещение Кабардино-Балкарского высокогорного государственного заповедника. Делали их через АУСБ Безенги (по 100 р/чел каждый пропуск и разрешение). Однако их можно получить бесплатно, при условии проживание на базе (даже на одну ночь). Бесплатно погранпропуска можно сделать самостоятельно в УФСБ по Республике Кабардино-Балкария (но это может занимать до 2 суток свободного времени при оформлении на месте).

Безопасность

Страховка осуществлялась в страховой компании "Согласие". Группа "занятия экстремальными видами спорта" (программа Е), покрытие $30 000. Стоимость составила $3/день. Данная страховка включает возможность эвакуации вертолетом пострадавшего в случае аварийной ситуации.

Для связи не получилось взять спутниковый телефон, поэтому оперативной связи на маршруте не было. Отчасти это компенсировалось большим количеством альплагерей и турбаз в районе, выход к которым возможен в течение суток.

В группе имела две LPD-радиостанции Motorola для обеспечения связи на разведках, во время технической работы и т.д.

Логистика

В походе были задействованы следующие способы передвижения:

1. Транспорт из Москвы: фирменным поездом №062Ч Москва-Нальчик. Стоимость плацкарты 3000 р.

2. Транспорт г. Нальчик – п. В. Балкария организовал Борис Саракуев (тел. 8(928)950-38-68, e?mail: bezonec@list.ru), стоимость 2700 р. за микроавтобус.

3. Транспорт из п. В. Чегем до г. Нальчик – местный автобус за 150 р/ч вместе с рюкзаками.

4. Транспорт в г. Терскол из г. Нальчик – на маршрутном микроватобусе за 3500 р. (можно было сторговаться за 2500 р).

5. Трансфер из г. Терскол в аэропорт г. Минводы заранее заказали у Бориса Саракуева за 5000 р. (опять же, можно сторговаться на месте за 3500 р.).

6. Перелет аэропорт г. Минводы – аэропорт г. Домодедово (самолет а/к RedWings) за 1835 р. Билеты покупались на неудобное время (будний день) и сильно заранее (в конце апреля).

Снаряжение

Поход пятой категории сложности уже сам по себе серьезное испытание для участников группы. Решающую роль в движении каждого туриста играет грамотный и рациональных подбор как общественного, так и личного снаряжения. Вполне понятно стремление всеми возможными способами, учитывая особенности конкретного региона, времени года, кондиции спортсменов, уменьшить вес переносимого снаряжения. Конечно, подобные эксперименты нельзя ставить в походе сразу, необходима длительная и всесторонняя проверка любых изменений в реальных условиях.

При подготовке к маршруту и выборе снаряжения была утверждена стратегия рационального «Fast and light». На наш взгляд, группе по большей части удалось реализовать задуманное.

v Техническое групповое снаряжение.

o Почти все технические участки нашего маршрута предполагались снежно-ледовые, не было требований к повышенной выживаемости веревок на скалах, поэтому выбор был сделан в пользу тонких веревок. Две динамические полуверевки Венто Guru (8,3 мм, 50 м) (при сложном лазании предполагалось их сдваивать) и одну статическую Венто Статика (9 мм, 50 м) использовали как одинарные для хождения по ледникам в связках и на перилах. Веревки были обработаны водоотталкивающей пропиткой.

o В качестве расходника использовали репшнур диаметром 6 мм, в общей сложности метров 30. Применяли его, в основном, для организации станций на скалах и льду (обязательно сдваивали). Оставили по три куска на пер. Скалистый, Селлы и Ортокара Вост.

o Из специального снаряжения брали набор закладок (общий вес 600 гр), 5 якорных крючьев "Крюконоги" №4 и №6. Закладки и крючья не использовали ни разу.

o Ледовый инструмент для экономии веса использовался женской частью группы в качестве рабочих ледорубов.

v Техническое личное снаряжение. В состав специального снаряжения входил жумар, спусковое устройство, 5 муфтующихся карабинов (1 мастер карабин грушевидной формы, 4 максимально облегченных карабина), и пара оттяжечных карабинов. Также в личном снаряжении каждого было по два ледобура (длина 16-19 см), одна-две станционные петли 120 см или кордолетт (7 мм, 6 м).

v Общественное снаряжение.

o Кухня. Для приготовления пищи использовали газовую KOVEA Spider (вес 168 гр, еще одну брали как запасную) с автоклавом GSI 2.8L и Jetboil SUMO 1.8L (вес 468 гр). Такое сочетание оказалось очень удачным по расходу газа, который составил около 35 г/чел/день. При этом стоит упомянуть, что жесткого контроля расходов газа мы не вели: каждый вечер кипятили вдоволь чаю и пару раз топили снег (ночевки под перевалом Селлы и Ортокара). При более строгом подходе к использованию газа, можно еще немного «ужать» эту часть общественного снаряжения.

o Палатки. Для проживания использовали две палатки RedFox Explorer (вес в минимальной комплектации 3 кг). Очень удачные, ветроустойчивые, легкие трехместные палатки для альпинизма, внутренняя и внешняя палатки могут ставиться одновременно одним человеком. Юбка и продуманная система оттяжек позволяет применять палатки в широком диапазоне погодных и природных условий. К недочетам можно отнести маленький тамбур: иногда приходилось оставлять рюкзаки на ночь на улице под накидкой.

o Ремнабор. Как и все остальное снаряжение состав ремнабора был максимально приспособлен для походов в условиях среднегорья. Итоговый вес получилось свести к 600 гр. Детальный состав ремнабора приведен в Приложении 7.

Основной расходный материал для ремонтных работ: нитки с иголкой, суперклей. Благодаря ответственному подходу в предпоходный период удалось избежать «домашних» поломок, снаряжение, используемое в походе, было взято в состоянии максимальной готовности к походу (залатанным, прочищенным и починенным, зная «тонкие места» брались соответствующие запчасти).

Питание

Минимизация снаряжения позволила не думать об уменьшении веса продуктов. Норма приема еды на одного человека составлял 600 гр/день без упаковки. Раскладка была индивидуально-групповой: сахар и карманное питание участники формировали себе самостоятельно, остальная часть была для всех стандартной.

Раскладка разрабатывалась с учетом нюансов маршрута, предполагалась её (в известной мере) гибкость и пластичность при непредвиденных обстоятельствах («ломовые дни» или отсидки).

Как обычно на завтрак в штурмовой день были спланированы каши, не требующие варки (гречневые, ржаные и овсяные хлопья). Такой вариант завтрака помогал существенно сократить время утренних сборов и облегчал утреннее дежурство (особенно там, где воду приходилось топить из снега). В остальные дни рацион предполагал крупы для варки (замачивали с вечера в автоклаве для более быстрого приготовления) или сублимированные омлеты и творог (Гала-гала). На снежных ночевках с утра хорошо шел растворимый кисель (Артлайф).

Обед строился таким образом, чтобы иметь возможность трансформировать его из единого блюда в два: быстрый перекус (бастурма, кальмары, сыр, сухари, сладкое) и усиление ужина горячим супом. Пару раз за поход пришлось использовать эту опцию обеда, получилось достаточно удачно.

Отметим удачные, на наш взгляд находки этого похода:

«Изюминкой» раскладки в этом году оказалось сушеное мясо. Приготовленное на обычной бытовой овощесушилке оно внесло неповторимое разнообразие в наш рацион. Говядина варено-сушеная, тушеная в сале свинина, курица — вот неполный перечень вариантов для ужина. Важным достоинством являлась быстрота приготовления. Мясо засыпалось вместе с крупой в автоклав и, после закипания и настаивания, было сразу готово к употреблению без дополнительной варки.

Также дополнительное разнообразие внесли сушеные овощи (сладкий перец, морковь, лек репчатый, сельдерей, зелень), используемые в качестве засыпки к крупе и мясу на обед и ужин.

Для восстановления водно-солевого баланса на маршруте разводили изотонические напитки (Nuun).

Вес соли и специй (красный и черный перец, чеснок, пряные травы, индийская смесь специй) составлял в этом году по 2 гр/чел/день. Данное кол-во является достаточным и больше не требуется.

Чай брали из расчета 6 гр/чел/день. Данное кол-во является избыточным, при том что мы пили его достаточно много, и он остался после похода и можно планировать 4-5 гр/чел/день.

Перекус включал в себя грецкие и лесные орехи, миндаль, арахис, курагу, чернослив, изюм, леденцы.

Для разнообразия походной кухни каждый участник брал личный продуктовый «сюрприз».

Продукты паковали по приемам пищи (завтрак, обед, ужин) и дням с датами. Практика показала, что удобнее паковать еду, не привязываясь к датам, а разделяя только на штурмовые и не штурмовые дни. Так как погодные условия вносят свои коррективы в походный план не зависимо от дат, и штурмовые дни смещаются относительно плана. Каждый прием пищи упаковывали в полиэтиленовый пакет и заматывали герметично скотчем.

Продукты распределись между участниками с учетом веса снаряжения и газа, таким образом, чтобы обеспечить равномерный расход еды.

По количеству калорий данная раскладка избыточна, так как не вся еда съедалась участниками и ряд продуктов был оставлен при разборе заброски (сало, чай). На наш взгляд ее можно сократить до 550 гр/чел/день без упаковки.

Меню раскладки приведено в Приложении 3.

Медицина и аптечка

Аптечка была разделена на два блока: личный (у каждого туриста в зоне оперативного доступа) и общественный. В состав личной аптечки вошли средства для оказания экстренной помощи перевязочные материалы: 2 бинта, стерильные салфетки, болеутоляющее (Кетанов). Общественная аптечка формировалась также в двух вариантах: оперативная часть «быстрой помощи» и основная, используемая медиком, в основном на стоянках и при возможных ЧС.

Расход медикаментов из общественной аптечки практически совпал с предпоходными прогнозами расхода лекарств и средств перевязки. В начале похода (на пер. Скалистый) использовали Диакарб для снятия симптомов горной болезни у двух участников. Активно (сверх предполагаемой нормы) расходовался Хлоргексидин для обработки мозолей, в конце похода он закончился полностью.

Состав общественной аптечки приведен в Приложении 4.

Финансы

Полная стоимость похода получилась примерно 22 000 р. на человека. Распределение по сферам затрат было следующее:

1. Транспорт (поезд Москва-Нальчик, трансфер из г. Нальчик в пос. Верхняя Балкария, автобус пос. Верхний Чегем – г. Нальчик и г. Нальчик – пос. Терскол, трансфер по Приэльбрусью, автобус пос. Терскол – аэропорт г. Минводы, самолет Минводы-Москва) 8 700 р ,

2. Раскладочная еда и внераскладочное питание в походе 8 000 р,

3. Страховка 1 300 р,

4. Общественное снаряжение и его амортизация 2 000 р,

5. Прочие расходы 2 000 р.

Расходы заметно превысили планируемые из-за вынужденного переезда п. В. Чегем - г. Нальчик - пос. Терскол, потери (и как следствие компенсация полной стоимости) фотоаппарата на пер. Селлы.

Отчет

Подготовка до похода. Было создано интегральное описание маршрута в целом, запасные и аварийные пути движения, описание на каждый перевал с фотографиями и подходы к нему. Все описания были распечатаны в двух экземплярах на лазерном принтере и хранились в двух разных рюкзаках. Карты распечатывались тоже в двух комплектах и «заламинировались» прозрачным скотчем. В навигатор были загружены горизонтали и опорные точки на местности (переправы, мосты, устья рек, тропы, перевалы, вершины).

В походе. Лучшим вариантом формирования трека является автоматическая постановка точек маршрута каждый 10 мин. Штурман дополнительно ставил отдельные опорные точки - ночевки, мосты, броды, начала и повороты троп, перевалы (координаты важных точек приведены в Приложении). Хронометрист записывал время движения и отдыха на привалах. Руководитель вел походный дневник.

После похода. Текст отчета набирался группой используя технологию Google Site. Данная технология позволяет совместно набирать текст, редактировать его, добавлять фото. После завершения правки, документ импортировался в формат MS Word для печати. Сброшюрованный отчет сдавался в МКК.

Выводы

Основная цель похода была выполнена: был пройден хороший маршрут 5 к.с. Технические кондиции в виде определяющих препятствий и километража были набраны с небольшим запасом. Однако, реализовать задуманное в полном объеме не удалось: из-за утраты погранпропусков группа была вынуждена отказаться от прохождения пер. Чат, Голубева, Зап. Тютю (заметно изменив последнюю треть похода). К чести группы можно отметить умение в подобной ситуации грамотно перепланировать окончание маршрута и насытить его (в рамках обстоятельств, похоже, что единственно возможными) техническими препятствиями: треккинговым кольцом с пер. Сытран и восхождением на в. Эльбрус Зап.

Стоит также обратить внимание на показанную высокую техническую подготовку, как группы, так и каждого спортсмена по отдельности. Все подъемы на перевалы проходились с одновременной страховкой, на спуск вешали не более 3 веревок. Каждый участник показал хорошую индивидуальную технику прохождения снежных, ледовых и скальных участков.

Несмотря на большую нагрузку в группе поддерживалась доброжелательная дружественная атмосфера, преобладал позитивный настрой.

Так как маршрут пролегал вдоль Главного Кавказского хребта и возле мечты каждого туриста и альпиниста - Безенгийской стены - мы получили незабываемые впечатления от созерцания величественных вершин - Шхары, Пушкина, Джангитау, Гестолы. Также особо приятные эмоции вызвало восхождение на вершину Эльбруса.

В целом поход можно считать успешным, несмотря на сокращение части маршрута.

Рекомендации

-- Наиболее оптимальное время для похода (при отсутствии аномально сильных снегопадов) - вторая половина июля - начало августа. В это время уже низкая лавинная опасность, но достаточно снега, закрывающего ледовые склоны.

-- Оптимальные часы движения - с предрассветных сумерек до 15-16 часов вечера. Стандартная кавказская погода: солнечная или малооблачная с утра сменяется на низкую облачность или непогоду после обеда. В последние годы распространенным (и экстремальным) явлением стали летние снегопады. Подобные «сюрпризы» погоды значительно усложняют прохождения локальных препятствий, порою приходится делать дни отсидки, ожидая таяния свежевыпавшего снега

-- Оптимальное время прохождение технических участков - 4-8 часов утра. В это время минимальная камнеопасность и движение по смерзшемуся фирну снижает затраты на тропежку и провешивание перил.

-- Оптимальное ходовое время в день на треккинге - 8-9 часов «грязного» времени. Часов 5 до обеда и часа 3-4 после обеда. Если идти больше, то может накапливаться излишняя усталость у группы.

-- При прохождении подходов к перевалам по лесистой местности надо обязательно искать тропы и туры. Движение даже по сильно заросшем тропинкам значительно лучше, чем продирание сквозь непролазное криволесье.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru