Горы мира > Сибирь >

Фотоотчет

Часть 1

Читайте на Mountain.RU отчеты о походах Л.Смидовича:
Алтай-2002, описание прохождения ледопада Менсу, горный поход 4(5)-й к.с. 2002 г.
Безенги-2000, описание пер. СОГМИ (3А*, 4350), горный поход 5-й к.с.
Домбай-99, горный поход 5-й к.с.,1999 г.
Приэльбрусье-98, горный поход 4-й к. с., 1998 г.
Безенги-97, горный поход 6-й к.с, 1997 г.
Домбай-97, горный поход 3-й к.с, 1997 г.

Смотрите на Mountain.RU фотоальбомы Л.Смидовича:
Нахашбита, горный поход 4-й к.с. 2003 г.
Алтай-2001, горный поход 3-й к.с. 2001 г.
Полярный Урал. Южная часть., лыжный поход, 2001 г.
Центральный Кавказ, походы 1997 и 1998 г.
Домбай-97, горный поход 3-й к.с, 1997 г.

В июне 2005 года мы прошли поход по новому для нас району - Кодарскому хребту. Маршрут соответствует 3 к.с. горной или 3-4 к.с. пешеходной.

Был пройден следующий маршрут: ст. Новая Чара - д.р. Средний Сакукан - изба ГМС - Мраморное ущелье (рад.) - пер. Сюрприз (2А) - д.р.Бюрокан - подножье пика БАМ - пер.25 лет Сов.Латвии(2А, 2480) - пер. Четырёх (1Б, 2540) - пер. Сов. Географов (2А, 2700) - д.р. Верхнего Сакукана - пер. Верхнесакуканский (н/к) - д.р. Левой Сыгыкты - д.р. Озерной - пер. Проходной (1А) - д.р. Изумрудной - д.р. Ледниковой - пер. Медвежий (1Б) - изба ГМС - перевал Мурзилка (1Б, 2340) - д.р. Ягельная - д.р. Апсат - оз. Зарод - в. Зарод - ст. Чара - Чарские пески (рад).

Район путешествия довольно посещаем, и неплохо представлен в Интернете. Однако при подготовке похода мы столкнулись с недостатком фотоматериалов - который и пытаемся компенсировать в этом отчете.
Направление движения, если не указано обратное - орографически.

***

Наиболее удобное начало маршрута - по долине р. Сред. Сакукан. До гор (около 30 км по разбитой дороге среди болот) можно подъехать на вездеходе или "Урале". Дальше вверх по долине до разрушенного моста идет старая дорога. Большинство мостов через боковые притоки разрушены, приходиться переправляться вброд. Выше моста - тропа, дорога переходит на правый берег и поднимается в Мраморное ущелье. Переправа к избе ГМС через Сред. Сакукан вброд, ниже наледи. ГМС - стандартное место для забросок, находится в центре массива, что удобно для построения лепестковых маршрутов.

Переправа через ручей Хавага (или Шаньга?)

Развалины моста через Сред. Сакукан

Брод через Сред. Сакукан к ГМС

Пер. Сюрприз (2А). Ведет из д.р. Медвежий (ручей Сюрприз) в д.р. Бюрокан. От ГМС по тропе вверх по правому берегу ручья Медвежий, а затем вдоль ручья Сюрприз. Последний мы не переходили, а поднимались по правому берегу без тропы. Преодолев крутой ригель, выходим к озеру, на дальнем крае корого места для ночевки. Вообще на Кодаре множество озер, из виденного раннее больше всего похоже на Северо-Чуйский хребет Алтая, но более сурово - в июле большинство озер в той или иной степени покрыты льдом.
От озера плавный подъем по долине, перевальный взлет - крутой осыпной склон. Подниматься нужно правее по ходу скального выхода. Мы вылезли левее, пришлось траверсировать гребень к перевальному туру, обходя выход скал.

Начало подъема вдоль ручья Сюрприз. Впереди - два ригеля.

Долина р. Сюрприз. Ночевки за озером, вдали - седловина пер. Сюрприз.

Подход к пер. Сюрприз. Стрелкой отмечено место тура.

С перевала открывается вид на высшую точку района - пик БАМ (3069) и окружающие горы. По одной из версий, название перевалу дано именно из-за этого вида. Спуск с перевала - 4 веревки до травянистой террасы и потом еще одна - к озеру в долине р. Бюрокан. Мы начали спуск, пройдя метров 50-80 правее от тура. Первая веревка - забирая влево, а затем вправо по плитам. Вторая - вправо, в нижней части пересекая невыраженный кулуар. Третья (20-30 м.) - прямо вниз на широкую полку над крутыми сбросами. Четвертая - влево в крутой кулуар и вниз вдоль правого борта (местами отвесно) до снежника. По снежнику и осыпям спуск на травянистую терасу, на которой есть места для палаток, там обед.
С террасы, приспустившись по кулуару напротив большого камня (это самое пологое место), вешаем перила прямо вниз. Два небольших крутых участка, которые при желании можно обойти. От конца перил немного вниз по крупной осыпи, затем уходим влево под защиту скального сброса. Травянисто-осыпной склон приводит к нижнему концу озера, переправившись по камням через вытекающий из него поток, выходим к хорошим стоянкам.

Взлет пер. Сюрприз, со стороны р. Медвежий

Верхняя часть взлета пер. Сюрприз со стороны р. Бюрокан
Наш путь спуска

Нижняя часть - спуск с ригеля
Наш путь cпуска

Пик БАМ и его окрестности. Пик БАМ (3069) - высшая точка района и всей Западной Сибири. Подъем на пик БАМ из д.р. Бюрокан (маршруты "по серпам" 3А-3Б и по северному гребню 2Б) осуществляют с т.н. "балкона" - террасы у восточного склона пика. Чтобы выйти на "балкон", нужно пройти вверх по долине и, обойдя второе озеро, свернуть влево по ходу и подняться по широкому осыпному кулуару.
Мы же, обойдя первое озеро слева по ходу, свернули влево и начали обходить "балкон" с востока по крупной (до 2-3 м.) осыпи. Поднявшись по снежному склону к скалам, убедились, что сложность подъема по ним явно не соответствует описанию. Пришлось возвращаться - по осыпной ложбине, мимо двух маленьких озер.
Свернув влево, поднялись ко второму озеру и обошли его слева по осыпям и снежникам (обычно обходят справа, там несколько проще, но длиннее). По осыпи средней крутизны поднялись на "балкон". Погода испортилась, палатки поставили на ровных каменных плитах в нижней (северной) части.

Пик БАМ с пер. Сюрприз.
Красные стрелки - "экскурсия", зеленая - правильный путь, фиолетовый - подъем по кулуару
пик БАМ крупнее

Подножие пика БАМ

Пик БАМ с "обратной стороны". Вид с пер. Медвежий.

С утра погода не улучшилась - облачность и временами туман. Но все же решили попытаться подняться на пик БАМ по гребню (2Б альп.). По осыпям подходим к снежному кулуару, ведущему на седловину между пиком БАМ и вершиной в северном отроге. Поднимаемся вдоль кулуара по осыпям, потом в кошках пересекаем кулуар (под тонким слоем снега лед) и подходим под скалы. В связке поднимается по кулуару (30-35 град), довольно глубокий снег. В самом узком месте снег разорван выходом скал, несколько ниже начинаем подъем влево по ходу. Скалы несложные, местами сильно разрушенные. Выйдя на веревку, оказываемся чуть выше ледовой перемычки, на которую выводит кулуар. Погода окончательно испортилась, пошел дождь - решили возвращаться. Спускаемся по кулуару (лед около 40 град) - перила на ледобуре, последний на три такта. Выше выхода скал закрутили "вертушку". Далее спуск по пути подъема.
Два дня отсидки - туман, снег.

Подъем на пик БАМ - начало кулуара

Спуск с пика БАМ - ледовый кулуар

Ночевки на "балконе"

Пер. 25 лет Советской Латвии (2А, 2480). Соединяет истоки р. Бюрокан и долину р. Таежная (лед. Кауфмана). Спустившись с балкона пика БАМ к верхнему озеру, поднимаемся по осыпям и снежникам в верховья долины. Справа по ходу остаются пер. Трех Жандармов (2А), у подножия замершее озеро, и пер. Ленинградец (2Б). Небольшой ледник полностью закрыт снегом. Крутизна подъема не превышает 15 град. На перевал Советской Латвии ведет заснеженный скально-осыпной взлет. Погода вполне зимняя - холодно, ветер, сухой снег, на скалах сосульки. На самом верху повесели "профилактические" 20м. перил. Седловина - узкий скальный гребень, места для 1-2 человек, группа может расположиться чуть ниже. Спуск - 40м почти отвесных (70-80 град.) скал, петля на большом камне. По середине склона есть полочка, где можно постоять, внизу снежный склон с засыпанным снегом бергшрундом. Снежник выполаживается и выводит на лед. Кауфмана. С ледника спускаемся по центру - справа, по моренам, затем по руслу ручья и выходим на зеленую террасу (обед).

Подъем к пер. Сов. Латвии

Перевал Трех Жандармов (2А)

Перевал Ленинградец (2Б)

Взлет пер. Сов. Латвии

Спуск с перевала

Пер. Четырех (1Б, 2540). Соединяет истоки правого притока р. Таежная и лед. Сов. Географов. С места обеда спускаемся к притоку р. Таежной и начинаем подъем вдоль него, обходя небольшой каньон. Выходим на травянисто-осыпные склоны выше озера, в которое сползает ледник. Так как погода портится, на берегу ручья разравниваем площадки под палатки.
Утром с места ночевки по снежникам и осыпям идем в верховья долины. По пути проходим хорошие места для ночевок. Впереди видно несколько седловин. Наша – прямо, слева по ходу, но подниматься нужно несколько левее и выше, чтобы выйти на гребень ниже скального выхода. Поднимаемся по снежному склону до 30 град., в верхней части плотный фирн и лед на камнях, надели кошки.
С места выхода на гребень к лед. Советских Географов обрываются крутые скалы. Есть спусковые петли, но протяженность склона более веревки и такой вариант спуска тянет на 2Б. Нужно пройти по широкому гребню вправо по ходу, мимо тура, к низшей точке гребня. На самом гребне место под палатку, спуск здесь существенно ниже (40 м до ледника) и положе. Петля на камне левее площадки, спускаться сначала левее, потом по центру до снега. В принципе, практически весь спуск, кроме сброса к снежнику, проходится ногами. Снежный склон подрезан бергшрундом, мы приспустились и повесили еще веревку через берг (на ледорубе, последний с нижней страховкой).

Ночевка у озера

Цирк пер. Четырех. Красная стрелка - место подъема, зеленая - место спуска, тур

Подъем на пер. Четырех

Переход по гребню на "спусковую" седловину пер. Четырех

Спуск с перевала Четырех

Путь спуска с пер. Четырех

Пер. Советских Георафов (2А, 2700). Соединяет одноименный ледник и верховья р. Верхний Сакукан (лед. Бабина).
В хребте, ограничивающем слева цирк лед. Советских Географов хорошо заметен снежно-ледовый кулуар, выводящий на гребень. Все остальные кулуары заканчиваются вверху крутыми скалами. От места спуска с пер. Четырех до начала кулуара, который и ведет к пер. Сов. Географов, менее полукилометра.
Кулуар достаточно крутой (30-40 град, в верхней части местами до 45), покрыт глубоким снегом, ниже, очевидно, лед. Поднимаемся с самостраховкой ледорубом. Седловина широкая, может разместиться вся группа. Спуск - снежный кулуар до 30 град, который ниже расширяется и выводит на лед. Бабина. С седловины повесели "профилактическую" веревку - петля на большом камне, последний - на «три такта». Пересекли небольшой ледник, спустились по крутой подвижной морене и, перевалив через невысокий холм, справа по ходу, вышли к небольшому озеру. Обед.