Горы мира > Сибирь >

Автор: Василий Кулик, Москва

Хребет Черского.
Часть III

16. 16 августа, 15 день. Пер. Гранитный Восточный (в режиме первопрохождения, 1А, 2070 м, рад.)

Погодные условия: утром переменная облачность, днём облачно, дождь. На сегодня была запланирована разведка нехоженого района – участка вершин 2414.2 и 2381.2. Здесь, согласно книге Седова и обнаруженным нами отчётам, не было ни одного пройденного перевала. Как максимальный вариант планировался полный траверс хребта, соединяющего эти вершины. Погода с утра внушала определённый оптимизм, однако к 10 утра оптимизм улетучился.

Вышли в 9-40. Прошли по слежавшейся осыпи 500 м, вышли к безымянному ручью, вытекающему из нужного цирка (Фото 109), движемся вдоль левого берега ручья с превышением метров 20. Через 45 минут поднимаемся до 1700 м, входим в цирк. Здесь выполаживание (Фото 110). Погода портится: сплошной слой облаков, начинает накрапывать дождь. Впереди видим несложный перевал в долину ручья Гранитный (Фото 110), слева – перевал в долину Коубугу (Фото 111) и ещё один перевал в долину Гранитного, оба визуально тянут на 2А, характер склонов напоминает перевал Ленинградский, при этом протяжённость перевального взлёта несколько больше. Учитывая динамику погоды, отказываемся от траверса и даже от восхождения на эти перевалы, решаем разведать несложный перевал. Продолжаем подниматься вдоль ручья. Крутизна в среднем небольшая, местами участки до 25°. Осыпь, правда, достаточно живая. Через 2 часа 25 минут достигаем того, что снизу выглядело как седловина. Видим, что это ещё не перевал, основная седловина дальше, нужно пересечь пологий кулуар (Фото 112). В 12-35, через 2 часа 45 минут пути от лагеря, поднимаемся на безымянный перевал (точка 42), неожиданно обнаруживаем на нём пустой тур. Ровно такая же история была у группы из Тулы на перевале Сахынья. Возможно, тур складывали не туристы, а охотники – по пути мы видели следы их пребывания в цирке. Пишем записку, что обнаружили пустой тур на перевале, который считали непройденным, в силу отсутствия информации называем его Гранитный Восточный. Спуск с перевала к ручью Гранитный сложнее подъёма: достаточно крутая осыпь, до 35° (Фото 113). Категория трудности перевала – скорее 1Б, чем 1А. Вопрос в подвижности осыпи, которую, по понятным причинам, мы определить не могли. Сложность нашего пути – достаточно слабая 1А, можно сравнить с подъёмом на перевал Новосибирский. Фотографируемся (Фото 114), спускаемся не по пути подъёма, а по кулуару, который мы по пути вверх пересекали. Кулуар переходит в русло ручья с красивыми водопадами (Фото 115), обход каньона по террасе. Сложность обоих маршрутов примерно одинаковая. Возвращаемся в лагерь в 14-35, ровно в этот момент начинается сильный дождь.

Фото 109, подъём в цирк

Фото 110

Фото 111

Фото 112

Фото 113 (вид в долину руч. Гранитный)

Фото 114

Фото 115

17. 17 августа, 16 день. Руч. Ягодный – пер. 25 лет ЛКТ Ложный (2250 м, 2А, первопрохождение – руч. Запоздалый

Погодные условия: ночью дождь, выше 2000 м выпал снег, днём преимущественно ясно.

Погода вновь преподносит сюрприз: несмотря на дождь всю ночь и облачную погоду с утра, в процессе приготовления завтрака облачность практически рассеивается. Сильно похолодало, хребты покрылись снегом. Выходим в 10-25. Движемся вдоль ручья Ягодный, несколько раз его переходим, обходя прижимы. Воды мало, переход по камням без проблем. Верховье долины Ягодного вообще очень удобное для движения – в основном сочетание слежавшихся пологих осыпей и участков растительности на твёрдом грунте. Местами попадаются небольшие водопады, берега которых сложены пологими ступенчатыми скалами (Фото 116). За 50 минут проходим 3 км, достигаем живописного озера (Фото 117, точка 43). Берега по сложности прохождения выглядят равнозначными, решаем обходить озеро по правому берегу – так короче. Быстро убеждаемся в своей ошибке: правый берег озера сложен крупными камнями, среди которых попадаются живые (Фото 118). Движение в касках, местами свободным лазанием. Крутизна траверсируемого склона до 30°. На обход озера ушло 35 минут. После озера подъём вдоль ручья по скальным плитам, затем небольшое плато. Оттуда поворот на крутой подъём в юго-западный цирк (Фото 119), где, согласно книгам Седова и Игошина-Углова-Поросятникова, должен был находиться перевал 25 лет ЛКТ. Самого перевала с нашей точки видно не было.

Фото 116

Фото 117

Фото 118

Фото 119 (подъём в цирк)

Фото 120

Подъём в цирк – 200-метровый взлёт, средне-крупная подвижная осыпь с проплешинами, крутизна до 35°. Группа преодолела взлёт за 50 минут, наверху делаем привал (точка 44). Проходим по цирку 300 м, открывается обзор на наш перевал (Фото 120). С виду ничего хорошего: снежно-ледовый слегка искривлённый кулуар, крутизна примерно соответствует перевалу Ленинградский, возможно даже несколько больше. На данном этапе прямых противоречий имеющимся описаниям не было, но сомнения появились: увиденное слабо соответствовало заявленным 1Б* и вполне тянуло на 2А. Правда, на предыдущих перевалах мы уже встречали необычно большое количество снега и льда. Через 10 минут подходим под перевал, обойдя слева ещё одно озеро (Фото 121). Время – 14-40. Под перевалом небольшой ледник, затем моренный вал. Начинаем подъём по правому борту кулуара, здесь подвижная средняя осыпь (Фото 122). За 50 минут поднимаемся на 100 м к верхней кромке осыпи. Отсюда нужно переходить в центр кулуара. В кулуаре лёд, присыпанный тонким слоем свежевыпавшего снега (Фото 123). Сверху – ледовый карниз. Надеваем кошки. В 16-10 начинаем движение по фирново-ледовому склону. Крутизна переменная, 30-35°, местами больше. Движение в основном на передних зубьях (Фото 124), техника «на три такта». За 30 м до выхода на перевал скалы, у которых можно привалиться. Участники скапливаются здесь, в это время лидер (Константин Балакин) облезает карниз (Фото 125) по скалам. Под карнизом участок льда крутизной чуть больше 40°, затем нужно уходить налево, на разрушенные скалы, чтобы облезть карниз. Участок очень камнеопасный. Решаем провесить перила для облегчения прохождения участка крутого льда и выхода на перевал (Фото 126). Точка закрепления – скальный выступ с левой стороны седловины. В 17-40 группа в полном составе поднялась на перевал (точка 45). Время пути от лагеря составило 5 часов 20 минут, из них непосредственно на подъём по перевальному взлёту 2 часа 20 минут. С перевала просто великолепный вид. Позади виден весь Буордахский высокогорный массив и междуречье Эрэкит – Буордах, впереди – красивые остроконечные горы Эрэкитского хребта (Фото 127, Фото 128, Фото 129). Вид на вершину к югу от перевала на Фото 130, к северу – на Фото 131.

Фото 121

Фото 122

Фото 123

Фото 124

Фото 125 (карниз на пер. 25 лет ЛКТ ложный)

Фото 126 (подъём по верёвке на пер. 25 лет ЛКТ ложный)

Фото 127

Фото 128

Фото 129 (вид в долину руч. Запоздалый)

Фото 130 (вид на юг)

Фото 131 (вид на север)
Тур на перевале не обнаруживаем, да и различия с описанием первопроходцев теперь очевидные: согласно их сведениям, седловина перевала двойная, здесь же второй седловины не просматривается. Кроме того, высота перевала составляет 2250 м, а сложность пройденного – достаточно сильная 2А. Перевал по всем параметрам – крутизна склонов, протяжённость определяющих участков, длина перевального взлёта – превосходит перевал Ленинградский. В книге Седова указана меньшая высота: 2200 м (то есть в координатах WGS-84 2130 м). Складываем свой тур, пишем записку следующего содержания: считали, что это перевал 25 лет ЛКТ, в соответствии с данными из книг Седова и Игошина-Углова-Поросятникова, при этом обнаружили серьёзное несоответствие описанию первопроходцев.

На перевале обедаем, в 18-20 начинаем спуск к ручью Запоздалый (в книге Седова и отчёте первопроходцев указывается название «Золотой»). Мелкая и средняя осыпь, крутизна 30°. За 30 минут спускаемся к ручью со снежниками, двигаемся вдоль него (Фото 132). Дальше путь пологий с отдельными крутыми участками, как правило на поворотах русла ручья. Видим слева седловину, очень напоминающую «настоящий» перевал 25 лет ЛКТ (Фото 133). В последствии выясняем, что это действительно он. Прошли от перевала 4 км, спускаемся до высоты 1700 м. Сегодня желательно дойти до растительности – бензина осталось достаточно мало. Внезапно обнаруживаем старую стоянку, здесь склад дров, но нет удобных мест для палаток – сплошная осыпь. Видим террасу на другом берегу долины, переходим через ручей, ищем места для палаток. Терраса слегка заболочена, но сухие участки есть (Фото 134). В 20-15 ставим лагерь (точка 46). Время спуска с перевала составило 1 час 35 минут.

Фото 132 (путь спуска с перевала)

Фото 133 («настоящий пер. 25 лет ЛКТ)

Фото 134

Уже в Москве окончательно выяснили, что пройденный нами перевал – не 25 лет ЛКТ. Разберём подробнее, почему так получилось. Вот описание перевала из книги Игошина-Углова-Поросятникова: «От озера в верховьях ручья Ягодный прямо на юге видна глубокая седловина с крутыми скальными склонами — непройденный перевал в верховья реки Сахынья. Перевал 25 лет ЛКТ находится западнее, за отрогом вершины 2333 м. Подъем в юго-западный цирк по осыпям. Там небольшой крутой ледник. Перевал — снежно-ледовый гребень с выходами скал в центре. Подъем на правую седловину по склону с двумя взлетами крутизной 45 и 40°. Тур находится на южном склоне, чуть слева. Спуск по скально-осыпному кулуару, имеющему в верхней части крутизну до 40° и постепенно выполаживающемуся.»

Как видно, описание практически полностью ложится на перевал, пройденный нами. В книге Седова перевал обозначен как выводящий непосредственно к ручью Золотой, указанная высота перевала – 2200 м. Однако после внимательного изучения отчёта В.А. Некрасова, руководителя первопроходцев, выяснилось, что перевал-то был не тот. Настоящий перевал находился южнее, ближе к перевалу Сахынья.

Фото 135

Нам такая мысль даже не приходила в голову, так как «настоящий» 25 лет ЛКТ имел высоту 2300 м, то есть 2370 м в координатах Пулково-42. Пройденный нами перевал выглядел как самый напрашивающийся путь из долины Ягодного в долину Коубугу. Наконец, позиционирование перевала в книге Седова полностью соответствовало пройденному нами, а в книге Игошина-Углова-Поросятникова была ссылка на «юго-западный цирк», в реальности же перевал 25 лет ЛКТ относился к южному цирку – тому же, что и перевал Сахынья. Естественно, будет преувеличением утверждать, что у нас не было никаких шансов таки понять, какой перевал является реальным 25 лет ЛКТ, но предпосылок для этого всё же имелось маловато. Такие ошибки в малохоженых районах хребта Черского – нормальное явление, качество описаний зачастую оставляет желать лучшего в силу объективных обстоятельств.

18. 18 августа, 17 день. Руч. Запоздалый – пер. МГУ (1А, 1750 м, первопрохождение) – руч. Онгокан

Погодные условия: облачно, временами дождь, к вечеру прояснение.

Утром достаточно долго провозились с дровяной горелкой. Используемые дрова, видимо, очень давно лежали здесь под дождями и снегом. Вышли в 10-50. Спускаемся по пологим осыпям в долину ручья Коубугу. За час хода прошли 4 км, достигли ручья (точка 47). Переправа по камням. Дальше возможно несколько вариантов пути. В долину Онгокана ведут два известных перевала: Прямой (н/к) и Коубугу Западный (1А) (Фото 136). Последний впервые пройден той же группой лыжников под руководством В.А. Некрасова в 1983 году. Между этими перевалами есть ещё один, непройденный (Фото 137). Если судить по карте, по сложности он такой же, как Коубугу Западный, но путь по нему существенно короче. Видим, что этот перевал действительно выглядит несложным, решаем идти через него, в соответствии с заявленным маршрутом. Движемся вдоль небольшого правого притока Коубугу. Здесь встречаем одиночного дикого оленя. Через 1 км подходим под перевальный взлёт, здесь русло ручья раздваивается (точка 48). Поворачиваем направо, под перевал. Движемся вверх вдоль сухого русла по склону крутизны 20-25°. Снизу склон травяной с участками осыпи, выше осыпной рельеф становится преобладающим (Фото 138). Через 1 час 10 минут от начала подъёма поднимаемся на перевал (точка 49). Высота перевального взлёта составила 300 м. Седловина широкая, камни, поросшие мхом (Фото 139). Тура нет, считаем перевал непройденным, называем его перевалом МГУ. Складываем тур, пишем записку, фотографируемся. Вид с перевала в долину Прямого на Фото 139, в долину Коубугу ¬– на Фото 140, на юг – на Фото 141, на север – на Фото 142. Фото группы и тура на перевале – на Фото 143.

Фото 136

Фото 137

Фото 138

Фото 139

Фото 140

Фото 141

Фото 142

Фото 143

В 14-25 начинаем спуск. Спуск похож на подъём, комбинация слежавшихся осыпей и травяных склонов (Фото 144). Через 25 минут спускаемся с перевального взлёта, высота также составила 300 м. Далее 1 км движемся вдоль сухого русла, попадаем в слегка заболоченную долину ручья Прямой (Фото 145, точка 50). На высоте 1300 м начинается растительность – кустарник и лиственница. Движемся по левому берегу, здесь растительности и болот меньше. Через 1 час 20 минут с момента начала спуска пересекаем старую вездеходную колею (точка 51). Колея обозначена на карте, но не совсем точно. Вероятно, ездят здесь редко и по разным участкам, так что колея на карте – некоторое усреднение. Согласно карте, колея поворачивает на юг и ведёт вдоль правого берега ручья Онгокан. Решаем перейти ручей Прямой и попытаться найти колею. На широком галечнике на правом берегу ручья обедаем. Время в пути составило 3 часа 20 минут, из них на прохождение перевала МГУ (от ручья Коубугу до ручья Прямой) – 1 час 50 минут.

Фото 144

Фото 145

Пока готовится обед, делаем разведку колеи. Обнаруживаем в 200 м старую стоянку. Здесь много дров, есть останки строений и много самого разного мусора, например, старые детские санки. Колея действительно есть, причём конкретно в этом месте неплохая.

После обеда стартуем в 18-00. Выходим на колею (точка 52), движемся по ней на юг. Первые 1,5 км – сначала поле с участками кустарника, затем лес (Фото 146). Колея сухая, идти удобно. Видим в лесу несколько кустов красной смородины, по понятным причинам останавливаемся. Далее колея выходит на галечник одного из рукавов Онгокана и затем теряется (точка 53). Движемся по галечникам, затем уходим в лес. Сделали попытку вновь выйти на колею, предполагая, что она ушла вправо, но упёрлись в болото. Это общая тенденция в районе: колеи неплохо сохраняются на сухих участках, и практически всегда исчезают на заболоченных. Идём примерно вдоль Онгокана, но не приближаясь к самому руслу. Через 1 час 20 минут дошли до первой наледи на Онгокане (Фото 148). Прошли от обеда более 5 км – скорость очень неплохая, идти практически везде удобно. Переходим вброд один из рукавов ручья (Фото 147), выходим на наледь. Изначально она выглядела гигантской, но оказалось, что реальная её протяжённость меньше 500 м. Ниже наледи местность довольно сильно заболочена, примерно как район устья Чукчи. Прошли ещё 2,5 км (40 минут), решаем искать место стоянки. Встаём на песчано-галечном островке между двумя рукавами Онгокана (точка 54). Время – 20-30.

Фото 146

Фото 147

Фото 148

19. 19 августа, 18 день. Руч. Онгокан – руч. Щавельный

Погодные условия: переменная облачность, ночью и в первой половине дня временами дождь.

Выходим в 10-50. Переходим на левый берег Онгокана, движемся вдоль него. Ручей уходит в неглубокий каньон, отходим немного дальше от воды, идём по возвышенности. Через 500 м выходим на открытый участок, местами поросший кустарником. Видим останки строений и довольно протяжённую, метров 100, изгородь. Проходим 3 км, выходим на достаточно крутой склон горы 1225,9 м. Появляется подлесок, идём достаточно медленно. Решаем попробовать спуститься к ручью и пойти по галечникам. Спускаемся (точка 55), проходим низом около 500 м, несколько раз переходя ручей. Наиболее крутые и заросшие склоны мы обошли, поднимаемся обратно на возвышенность, движемся в прежнем направлении 1 км. Местность практически не заболочена, но идти здесь не очень удобно, по крайней мере по сравнению с той растительностью, которая встречалась нам ранее. Обойдя склоны горы 1225,9 м, поворачиваем на юг, к Антагычану в сторону прииска Победа. Пересекаем два достаточно неглубоких оврага, через 2 часа хода выходим на открытое пространство, впереди видим долину Антагычана (Фото 150). Как и в районе перевала Потап, правый берег долины существенно заболочен. В 1 км от русла видим небольшое кладбище (Фото 149, точка 56). На одном из крестов различили год – 1953. Дальше достаточно глубокое (для этих мест) болото – местами по колено. По болоту выходим к широким галечникам Антагычана. Видим здесь следы протектора. Проходим 200 м вверх по течению и переходим реку вброд. Уровень воды очень существенно упал по сравнению с тем, что мы видели во второй день похода (Фото 151), и это несмотря на то, что тогда мы бродили Антагычан намного выше по течению. В 14-05 группа переправилась на левый берег Антагычана (точка 57). Время в пути составило 2 часа 5 минут. За это время прошли 9,2 км. Стоит отметить, что нам удалось найти в целом несложный путь по достаточно сильно заболоченной и заросшей долине Онгокана. Трудности с болотами начались позже…

Фото 149

Фото 150

Фото 151

Продолжаем движение в 15-55. Как и накануне, в процессе готовки обеда разведали колею, ведущую в нужном направлении. Поначалу состояние колеи внушало определённый оптимизм, как оказалось, напрасно. Через 200 м колея становится сильно заболоченной. Компенсировало сомнительное удовольствие движения по заболоченной колее (Фото 152) большое количество ягод и низкая активность комаров. В первые дни мы очень экономно расходовали имеющийся репеллент, потому что боялись обилия насекомых именно в заключительные два дня похода. После того как дорога перевалила в пойму ручья Кулусун, 1,5 км идём по сухой колее. По мере подхода к воде вновь начали появляться заболоченные участки, последние 2 км – практически сплошные болота (Фото 153). В 1 км от русла колея раздваивается (точка 58), более наезженной является правая. Идём по ней, к тому же этот путь соответствует описанию Константина Бычкова. Через 1 час 40 минут выходим к ручью (точка 59), переходим вброд (ширина и скорость течения небольшая, но глубина до 80 см), колея выходит на галечник и теряется. Ищем нужную колею, находим, движемся по ней. У колеи много изгибов вокруг наиболее заболоченных участков. На этом участке скорость группы проседает, здесь наиболее неприятный растительный и болотный покров за весь поход. За следующий час чистого времени прошли чуть более 2 км, что является нашим антирекордом движения по равнинной местности. Время достаточно позднее, да и выбились из сил мы изрядно, поэтому начинаем искать место стоянки. На водоразделе ручьёв Щавельный и Кулусун болот меньше, находим относительно ровную площадку, ставим лагерь (точка 60). Время – 20-40.

Фото 152

Фото 153

20. 20 августа, 19 день. Руч. Щавельный – прииск Победа

Погодные условия: переменная облачность.

Учитывая, что прииск Победа – точка финиша маршрута – является режимным объектом, обоснованно полагаем, что выходить туда нужно как можно раньше, во избежание ненужных объяснений с охраной прииска, что мы не верблюды и не чёрные золотоискатели. Поэтому выходим несколько раньше, чем в предыдущие дни – в 8-25. Движемся по осточертевшей заболоченной колее, за 50 минут доходим до ручья Щавельный (точка 61). С левой стороны ручья болота становятся не такими глубокими. Вероятно, из-за большей крутизны склонов вода всё-таки стекает. Через 2 км от ручья, под самым выходом на плато, колея разделяется на три. Идём по правой, наиболее накатанной и наиболее соответствующей нужному нам направлению. На плато, о чудо, болото полностью прекращается, спуск на юг также почти сухой. Здесь видим красноречивое свидетельство тому, что этой колеёй уже давно никто не пользуется: следы уходят в глубокий провал, по бортам которого прекрасно видна мерзлота (Фото 154). Спускаемся к ручью Курунг-Асылык (точка 62), здесь качество колеи улучшается, а болота практически сходят на нет. Внезапно у нас из-под ног взлетает гигантская сова и садится на ветку ближайшей лиственницы (Фото 155). Фотографы окружают дерево и начинают безжалостно фотографировать несчастную птицу, пока она не улетает прочь. Путь к ручью Курунг-Асылык от места стоянки занял 1 час 55 минут (прошли 7 км). От реки Антагычан – 5 часов 30 минут.

Следующие 4 км идём вдоль правого берега руч. Курунг-Асылык. После заболоченной колеи здесь мы практически бежим. Дальше начинаются прижимы (Фото 156, точка 63), колея петляет с одного берега на другой. На одном из широких галечников обедаем. В 12-55 продолжаем движение по руслу ручья. Через 3 км прижимы становятся реже, но по-прежнему встречаются. Через 55 минут встречаем первые следы разработок (точка 64), на карте здесь как раз показано месторождение цветных металлов. Вода в ручье становится мутной. Переходим на левый берег, там уже идёт полноценная колея. Через 2 км обходим очередной прижим, дальше колея переходит в грунтовую дорогу. Масса крупногабаритного мусора, с удивлением обнаруживаем сложенные штабелями промывочные лотки. Через 500 м, у левого притока ручья, видим ответвление дороги налево, здесь дорога совсем хорошая и видно, что по ней часто ездят (точка 65). Вероятно, в верховье притока находятся действующие разработки. Через 20 минут проходим 1,5 км и достигаем зданий прииска. Надо сказать, посёлок довольно солидный (Фото 157). На одном из двухэтажных зданий видим табличку «Администрация». Останавливаемся рядом с ним, двое участников идут договариваться по поводу проживания. Сотрудники прииска разрешили нам разместиться в одной из пустующих квартир вахтовиков. Также удалось договориться насчёт питания и гигиены. Душевое помещение, конечно, вызвало у недавно бывавшей в Польше участницы стойкие ассоциации с Освенцимом, но и это было за счастье.

Фото 154

Фото 155

Фото 156

Фото 157

21. Обратный путь

Как только разместились, предупредили Михаила Васильева, что маршрут завершён и, как и договаривались накануне, ждём машину вечером 21 августа. В ответ были ошарашены новостью, что машина будет только 22. Учитывая, что трое участников, особо торопившихся в Москву, попросили поменять им обратные билеты с 24 августа на 23, и обмен уже был произведён, нас это категорически не устраивало. Сообщили Васильеву, что в таком случае будем искать машину сами, благо номера телефонов были в большом количестве. Через полчаса он нам перезвонил и сказал, что всё в порядке, машина будет в 18-00 21 августа ждать нас на трассе у поворота на Бурустах.

Обратно ехали несколько дольше – по пути прокололи два колеса. У водителя осталась только одна запаска, поэтому он ехал максимально осторожно. Дорога заняла 18 часов. Найти квартиру в Магадане заблаговременно не удалось – не сработал ни один из имевшихся у нас десяти телефонов. Однако рядом с центральной автостанцией Магадана есть агентство по сдаче квартир, там с ходу нашли прекрасный вариант: 2-комнатная квартира с ремонтом за 3000 р/сутки, в центре города.

Время в городе даром не теряли. По рекомендации Сергея Тимофеева посетили музей-квартиру Вадима Козина – известного советского певца, арестованного в 1944 году и прожившего до конца жизни в Магадане. Затем съездили на самый известный мемориал Магадана – Маску Скорби. На следующий день посетили ещё несколько интересных мест. В Москву добрались без приключений.

Выводы и рекомендации

1. Заключение по походу

Красота хребта Черского потрясает! В этом районе безусловно стоит побывать! На нас произвело неизгладимое впечатление разнообразие якутских гор – и тундра с болотами, и лиственничные леса, и разноцветные скально-осыпные массивы, и гигантские ледники. Это действительно уникальный район, сложно представить, что где-то есть нечто похожее. Поход получился и сложным, и красивым, и познавательным. В сравнении с заявленными планами, нам удалось достаточно многое. Ключевыми факторами, предопределившими успех мероприятия, помимо дежурных «хорошей технической и тактической подготовки группы», «досконального изучения района», «сплочённости коллектива», считаем прекрасно проведённую работу по снижению веса рюкзаков и везение с погодой на технических участках маршрута. На погоде хотелось бы остановиться подробнее. Попробуем подвести некоторые итоги. Считаем, будет не совсем корректно просто посчитать количество дождливых дней в походе (их-то как раз было много, суммарно 12 из 19).

Чем же погода осложнила жизнь?
1. На начальном этапе погода полностью спутала наши планы – сроки похода пришлось переносить на неделю, даже несмотря на перенос заброситься в планируемую точку не удалось. Маршрут существенно удлинился.
2. В первые 5 дней похода немало трудностей доставил высокий уровень воды в реках, мы провели две достаточно сложные переправы через реки, которые в обычных условиях переходятся вброд без каких-либо ухищрений.
3. Неясные (глобально) погодные условия были одним из факторов (не главным!), заставивших отказаться от восхождения на г. Белый Парус.
4. Из-за дождя и облачности пришлось отказаться от радиального первопрохождения траверса гребня между вершинами 2381 и 2414.
5. Вероятно, за счёт особо дождливого лета увеличился уровень воды в болотах. Возможно (хотя проверить этот факт затруднительно), в последние три дня в случае нормального лета болот было бы меньше.
Из всех этих пунктов по-настоящему критичным можно назвать только первый. Важно, что абсолютно все сложные перевалы маршрута мы проходили если не в идеальную погоду, то в очень хорошую. В итоге нитка пройденного маршрута получилась в близком соответствии с заявленной. Отказались от одного радиального восхождения, в двух местах (долина р. Дарпир, пер. Гранитный Восточный) прошли по заявленным запасным вариантам. Кроме того, совершили одно незаявленное радиальное восхождение (пер. Гусарский) и стартовали и финишировали в незапланированных точках, что полностью объяснялось проблемами с транспортом.

2. О категории сложности похода

Безусловно, пройденный поход был, мягко говоря, достаточно непростым, особенно для группы, впервые ходившей в поход 4 категории сложности. Прошли 302 км, один перевал 2Б, два перевала 2А, один перевал 1Б (радиально), два перевала 1А, два перевала н/к, плюс к этому две переправы 1Б. Стоит отметить, что все наиболее сложные препятствия пройдены в линейном режиме, а не радиально. Наш маршрут существенно превосходит по сложности эталонные маршруты 4 к.с. по Хребту Черского №265 пос. Сасыр – р. Кюрэтер – р. Лэкер – пер. 2 съезда РСДРП (2А) – лед. Салищева – р. Люнкидэ – р. Цареградка – лед. Цареградского пер. Жальгирис (1Б) – р. Статостобут – Тирехтяхская наледь – пос. Сасыр и №266 пос. Сасыр – р. Мома – р. Буордах – р. Ампынья – пер. на р. Люнкидэ – лед. Обручева – пер. Казанский (2А) – р. Чачыгырас – Тирехтяхская наледь – пос. Сасыр.

Более того, он даже несколько превосходит маршрут 5 к.с. №268 пос. Сасыр – р. Тирехтях – р. Статостобут – пер. на р. Ампынья – пер. на р. Люнкидэ – лед. Салищева – пер. 2 съезда РСДРП (2А) – р. Лекер – пер. на р. Чатыгырас – пер. Казанский (2А) – лед. Обручева – пер. Южный (2А) – р. Буордах – пер. на р. Дарпир – р. Андыгычан – Кулумкан – прииск Победа. Впрочем, эталонные маршруты 5 к.с. по хребту Черского достаточно слабые.

Оценим категорию сложности маршрута по методике классификации.

1. Локальные препятствия.

Перевалы. 2Б – 1 (в зачёт 0), 2А – 2 (в зачёт 1), 1Б – 1 (в зачёт 1), 1А – 2 (в зачёт 1), н/к – 2 (в зачёт 1). 20 баллов.
Переправы. 1Б – 2 (в зачёт 2), 1А – > 3 (в зачёт 3), н/к – >4 (в зачёт 4). 29 баллов, из них в зачёт 17 как максимальная величина.
Каньоны, траверсы: было несколько не сложнее 1А, в зачёт они в любом случае не идут, так как максимальное число баллов за ЛП в зачёт – 35.
2. Протяжённые препятствия.
Болота. н/к ¬– 30 км (в зачёт 20), 1А – 10 км. 22 балла.
Растительный покров. 1А – 18 км, н/к – 30 км (в зачёт 25). 11 баллов.
Осыпи, морены. н/к – ~20 км (в зачёт 10), 1А – ~25 км (в зачёт 10), 1Б – ~5 км, 2А – ~4 км (в зачёт 2). 40 баллов, из них в зачёт 20.
Снежный покров. н/к – 5 км, 1А – 1 км, 1Б – 1 км (последние – на леднике Обручева в день прохождения пер. Ленинградский). 8 баллов.
Ледовый покров. н/к – 2 км, 1А – 7 км, 1Б – 5 км. 15 баллов.
Итого 76 баллов, в зачёт 60 (максимум ПП). Более чем достаточно, учитывая, что километраж некоторых препятствий можно было бы поднатянуть, получив существенно большие цифры.

Коэффициент автономности – 0,7, коэффициент района – 19. Перепад высот – 25 км. K=3, ГхАхК=40. Таким образом, получаем 60+35+40=135. В данном случае, сравнение с эталонным маршрутом и применение методики дают одинаковый результат.

3. О новизне маршрута

Так как, несмотря на известные трудности, нитку удалось сохранить в близком соответствии с заявленной, новизна получилась достаточно внушительной. Хребет Черского изобилует непройденными препятствиями, «найти» новизну здесь несложно. Правда, реальное количество пройденных перевалов и вершин здесь существенно больше, чем кажется при планировании маршрута. Это нормальная ситуация – сложно прочитать (причём внимательно!) все отчёты о походах в этом районе, да и не всегда информация о прохождении перевалов в отчёты попадает. Конкретно у нас был один случай «ложного» первопрохождения – перевал Гранитный Восточный, на котором мы обнаружили пустой тур. Кроме того, пройденный и названный нами перевал Гусарский находится совсем рядом с перевалом Строда Южный, о чём мы узнали уже после похода. У группы из Тулы, ходившей в том же районе одновременно с нами, тоже был аналогичный случай: на перевале Сахынья, считавшемся непройденным, тоже обнаружили тур.

Что из нашего маршрута можно причислить к новизне:
1. В первых ходовой день совершено первопрохождение перевала Михаил Потапыч (н/к). Во время похода мы предполагали, что идём через перевал Потап, описаний которого, кстати, тоже нет в отчётах, да и в книгу Седова перевал не попал, так как не относится к хребту Черского. Пройденный нами перевал можно считать наиболее удобным путём пешего перехода между Бурустахом и Антагычаном – по сведениям группы из Тулы, оба перевала примерно одинаково заболочены, но путь через наш перевал ощутимо короче.
2. Совершено радиальное первопрохождение перевала Гусарский (2А, пройдена сторона 1Б) в центральной части Буордахского высокогорного массива. Правда, существует оговорка: этот перевал расположен совсем рядом с пройденным перевалом Строда Южный.
3. Несколько нестандартным образом пройден перевал Ленинградский (2А). Можно также условно отнести в новизну.
4. Разведан и пройден альтернативный путь подъёма на перевал Мицкевича Северный (2А* – 2Б).
5. Совершено радиальное восхождение в режиме первопрохождения (напомню, на седловине обнаружился пустой тур) на перевал Гранитный Восточный (1А – 1Б).
6. Разведан цирк к западу от руч. Ягодный с перевалами, ведущими в долины ручьёв Гранитный и Коубугу. Сфотографированы пути подъёма на два непройденных перевала, которые ждут своих покорителей.
7. Совершено первопрохождение перевала 25 лет ЛКТ ложный (2А).
8. Совершено первопрохождение перевала МГУ (1А).
4. Рекомендации другим группам
1. Какими надёжными ни казались бы до похода ваши договорённости с транспортом, необходимо планировать запасные варианты на случай, если заброситься в горы не удастся. Помешать вам может не только прихоть водителя, но и высокая вода в реках.
2. Если погодные условия допускают движение транспорта вдоль реки Антагычан, вероятность встретить здесь попутную машину очень высокая. Об этом говорит опыт абсолютно всех групп, в последнее время ходивших в районе Антагычана.
3. Прогнозировать количество комаров и других насекомых в районе – дело неблагодарное. Так или иначе, всем участникам целесообразно брать с собой накомарники.
4. Брать с собой запас топлива на весь маршрут нет смысла. Ниже 1200 м везде имеются прекрасные дрова, при наличии специальных приспособлений вроде нашей дровяной горелки можно насобирать дров практически в любой точке ниже 1500 м.
5. Долины хребта Черского нельзя назвать труднопроходимыми, но перемещаться по ним бегом тоже не получится. Большое количество заболоченных участков не очень сильно снижает скорость движения, но при этом ощутимо изматывает. Проходить в день больше 20 км здесь действительно сложно.
6. Реальное расположение малохоженных перевалов может отличаться от указанного в книгах.
5. Изменения карт и перечней
По результатам похода следует внести следующие изменения в карты и перечни классифицированных перевалов района.
1. В перечень классифицированных перевалов следует внести следующие перевалы: перевалы Потап (1300 м, н/к) и Михаил Потапыч (1300 м, н/к), соединяющие долины рек Антагычан и Бурустах перевал Гусарский (2400 м, 2А), соединяющий ледник Мицкевича Северный и цирк перевала Авангард перевал Гранитный Восточный (2070 м, 1А – 1Б), соединяющий долины ручьёв Ягодный и Гранитный перевал 25 лет ЛКТ Ложный (2250 м, 2А), соединяющий долины ручьёв Ягодный и Запоздалый перевал МГУ (1750 м, 1А), соединяющий долины ручьёв Коубугу и Прямой.
2. Высоту перевала 25 лет ЛКТ следует исправить на 2300 м в системе WGS-84 и 2370 м в системе Пулково-42.
3. Высоту перевала Строда Южный следует исправить на 2350 м в системе WGS-84 и 2420 м в системе Пулково-42.
Список литературы 1. Седов Р.В. Горная страна Черского. Хабаровск, 2003 2. Игошин В.И., Углов А.И., Поросятников Е.К. Хребет Черского: массив Буордах. http://www.poxod.ru/guidebook/cherskogo/index.html 3. Множество отчётов с сайта www.tlib.ru (поисковые запросы «Якутия», «Хребет Черского») 4. Перечень классифицированных перевалов среднегорья 5. Колымская библиотека http://antic-r.narod.ru/kol_bibl.htm 6. Фотографии Андрея Великородного и Сергея Тимофеева: http://devphoto.ru/galle/0015_cher/pa-pohod/index.html 7. Летопись Валерии Глуховой: http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=9014&hilit=D0B1D183D0BED180D0B4D0B0D185.
Приложения

Фото 161. Вид на ледник Обручева и г. Победа с перевала Ленинградский

Фото 162. Массив г. Бугчан, вид из района оз. Буюнгда

Фото 163. Г. Белый Парус, вид с морены ледника Обручева

Фото 164. Вид из кулуара пер. Мицкевича Северный. Слева – седловина перевалов Гусарский и Строда Южный, внизу – лед. Мицкевича Северный, вдали справа – лед. Сумгина

Фото 165. Вид с пер. Гусарский на север

Фото 166. Вид с пер. 25 лет ЛКТ ложный на северо-восток

Фото 167. Лагерь на морене лед. Обручева. Слева пер. Казанский, по центру г. Белый Парус

Фото 168. Лагерь под лед. Мицкевича. Впереди – седловина пер. Мицкевича Южный

5. Паспорта перевалов

Первая часть ___________ Вторая часть

отличный поход!

отличный отчет!

Спасибо!

Хороший поход, серьезный отчет, отличные фотки! Хорошей погоды в будущих походах вам, ребята!!