Горы мира > Сибирь >

Содержание

Техническое описание маршрута:
8. 8 августа, 7 день. Р. Буордах – оз. Грубозабойщикова 59
9. 9 августа, 8 день. Оз. Грубозабойщикова – пер. Ленинградский (2А, 2400 м) – лед. Обручева 65
10. 10 августа, 9 день. Лед. Обручева – лед. Мицкевича 75
11. 11 августа, 10 день. Лед. Мицкевича – пер. Гусарский (1Б, 2400 м, первопрохождение, рад.) – пер. Мицкевича Северный (2Б, 2500 м) 80
12. 12 августа, 11 день. Ручей Туманный – р. Буордах 92
13. 13 августа, 12 день. Р. Буордах – пер. Буордахский (н/к, 1380 м) – р. Дарпир 96
14. 14 августа, 13 день. Р. Дарпир – р. Эрэкит 100
15. 15 августа, 14 день. Р. Эрэкит – руч. Ягодный 104
8. 8 августа, 7 день. Р. Буордах – оз. Грубозабойщикова

Примечание к карте: «треугольник» на треке пути в 1,5 км к югу от оз. Грубозабойщикова – следствие сбоя в работе GPS.

Погодные условия: в первой половине дня дождь и туман, во второй половине дня прояснения, вечером временами дождь.

Выходим в 9-50. Доходим до правого притока Буордаха, поворачиваем в его долину, изначально из-за практически полного отсутствия видимости приняв его за ручей Каскадный. Прошли 300 м, осознали ошибку, возвращаемся к Буордаху. Долина Каскадного – следующая, уровень воды в ручье вызвал обоснованное беспокойство. Знаем, что впереди каньон с водопадом, но уходить наверх, в обход каньона, можно где-то метров в 200 перед ним (об этом написано в отчёте Константина Бычкова). Впрочем, проверить истинность этой информации не удалось – из-за разлива Каскадного первый прижим «образовался» у самого устья ручья. По очень живой золотистой осыпи поднимаемся наверх на 80 м, обходим прижим по хребту (точка 16), спускаемся обратно к ручью (обход прижима на Фото 40). Направо перед водопадом отходит сухое русло (Фото 41 (из отчёта группы Бычкова)), проходим вдоль него, затем поднимаемся на террасу, движемся по ней 500 м. Фото этого участка в силу важности приводим из отчёта Бычкова, поскольку у нас здесь был плотный туман. Затем терраса обрывается участком крутой осыпи. Из того же отчёта Бычкова знаем, что осыпь очень подвижная, спускаемся к ручью, разведываем переправу. Время обхода прижима и каньона составило 1 час 35 минут. Находим участок, где русло несколько расширяется, при этом по обоим берегам есть удобные точки закрепления перил (точка 17). С правой, целевой стороны, есть каверна с обратным течением. Ширина ручья около 15 м. Скорость течения чуть ниже, чем была в Чукче три дня назад, глубина визуально несколько больше – местами по пояс, но со слабым течением. Достаём верёвку и системы, одеваем каски. В 11-20 лидер (Василий Кулик) начал переправу через Каскадный (Фото 42). Закрепили перила с обеих сторон. Точка крепления с исходной стороны – выступ скалы (Фото 43), с целевой – крупный камень (диаметр не менее 2 м). В 12-10 группа в полном составе переправилась на целевой берег. Сложности при переправе создавала не столько сила течения, сколько дно, сложенное крупными камнями. Замыкающий – Константин Балакин, переправа с сопровождением с целевого берега.

(из отчёта группы Бычкова)

В 12-30 продолжаем движение. Ручей уходит в каньон, поднимаемся немного выше по слежавшейся осыпи с выходами скал. Местами угадывается тропа. Через час 10 минут пути от переправы вышли на достаточно широкую, метров 100, террасу, впереди слева видим ручей, вытекающий из озера Грубозабойщикова (Фото 44). Здесь обедаем (точа 18). Замечаем спускающихся людей! Очевидно, это группа из Тулы. Мы предполагали, что встретимся с ними либо сегодня, либо на день позже. Первым к нам подходит руководитель, видимо, больше всех истосковавшийся по людям за более чем две недели похода. Узнаём новости. Во-первых, группа Романа Ромицына имела куда более серьёзные проблемы с транспортом, чем мы: им пришлось стартовать с самого прииска Победа, потому что водитель, узнав новость о гибели людей, отказался ехать куда-либо. По пути тоже никто не встретился – и погода была плохая, и вдоль Антагычана их маршрут практически не проходил. Прошли перевал Сахынья. Перевал считался непройденным, но на седловине стоял тур без записки. Спуск с перевала – отвесный на одну верёвку, дальше пешком. Роман сказал, что изначальная оценка в 2Б явно завышена, реально перевал тянет на 2А средней сложности. Затем собирались идти перевал Оболенского, но при не самой лучшей видимости нужную седловину не нашли, прошли через первую подходящую, оставив там соответствующую записку. Вполне возможно, реальное расположение перевала сильно отличается от указанного в книге Седова. Дальше группа прошла по долине Дарпира, поднялась по перевалу Ленинградский на ледник Обручева, там, к сожалению, была плохая погода. В общем, приятного мало. Солнца за весь поход практически не было.

Начинаем подъём к озеру Грубозабойщикова в 14-40. Идём вдоль ручья, местами уходящего под камни. Попадаются отдельные снежники. Облачность вокруг потихоньку рассеивается, виды становятся всё более красивыми (Фото 45). Через 1 час 5 минут подошли к озеру Грубозабойщикова (Фото 46). Видим, что стандартные стоянки (на южном берегу разровняли площадки под три палатки) затоплены, уровень воды сильно поднялся (точка 19). Озеро процентов на 50 покрыто льдом. Приваливаемся, начинаем обход озера (движемся в касках). Знаем, что идти по самому берегу не стоит, поднимаемся выше метров на 50, движемся траверсом. Такой путь оказался совсем несложным: несмотря на крутизну местами до 30°, осыпь не слишком подвижная. Обход озера занял 25 минут. Сваливаемся к небольшому ручью со снежниками, делаем разведку места стоянки. Поднимаемся на морену слева, находим там ровные площадки (об их наличии сообщили туляки), ставим лагерь (точка 20). Время – 17-00. Вечером начинается дождь, однако около 20-00 прекращается, облачность внезапно рассеивается. Заметно холодает, налицо все признаки улучшения погоды.

Погодные условия: в течение дня ясно, вечером переменная облачность, временами дождь.

(пер. Ленинградский, путь группы в нижней части взлёта)

Ещё в лагере сразу надеваем системы и каски. Выходим в 9-50. Движемся сначала по осыпи, затем выходим на ледник Иоффе. Ледник открытый, без трещин. Через 50 минут подошли под взлёт перевала Ленинградский. Ещё с места стоянки было отлично видно, что на склоне перевала необычно большое количество снега (Фото 47). В 2010 году его не было вовсе, в 2012 году имелись лишь отдельные снежники. У нас же снегом был покрыт почти весь перевальный взлёт за исключением самого крутого участка. Соответственно, наш путь подъёма несколько отличался от классического. Традиционно на перевал поднимаются справа от основного кулуара, по скалам и осыпи. В нашем случае такой путь был неоптимальным и небезопасным. Мы принимали во внимание, что сейчас светило солнце, а до этого было две недели пасмурной погоды. Такая ситуация чревата камнепадами, а справа от кулуара к тому же был крутонаклонный снежник, из-под которого запросто могли полететь камни. Поэтому решили двигаться сначала напрямую по снежному кулуару, а потом наиболее крутой участок без снега обойти по скалам слева. Такой путь выглядел менее камнеопасным и более простым за счёт подъёма по снежнику на протяжении большей части пути. Забегая вперёд, отметим, что вблизи нашего пути действительно не пролетело ни одного камня.

В 11-10 начали подъём на перевал. Рубим ступени по снежнику, движемся по линии падения воды (Фото 48). Крутизна склона 35°. Через 40 минут подошли к окончанию нижнего снежника, выходим на левую сторону кулуара. Здесь разрушенные скалы с участками осыпи, крутизна 40 – 45° (Фото 49). Видим, что осыпи подвижные, а скалы достаточно ломкие, решаем по скальному участку провесить перила. Лидеры (Константин Балакин и Ксения Губина) находят большой прочный скальный выступ, крепят перила. В 12-00 начинаем подъём по перилам (Фото 50), в 12-40 группа в полном составе прошла верёвку и поравнялась с началом верхнего снежника. По краям снежника и местами посередине – фирновый лёд, надеваем кошки. С правой стороны крутизна подъёма меньше, чем слева, пытаемся перейти туда. Двое участников перешли (Илья Зотов, Ксения Губина), но участок достаточно неприятный, решаем снова провесить перила до седловины перевала. Ксения и Илья по скалам крутизной 35 – 45° поднимаются чуть выше перевала и затем выходят на седловину траверсом. Константин Балакин провешивает верёвку для остальной группы непосредственно к седловине. Подъём под седловину по льду на передних зубьях (короткий участок), затем участок глубокого снега, затем – снежный карниз, который можно облезть по достаточно крутым (50°) скалам. Участники, уже находящиеся на перевале, делают на скальном выступе станцию, сбрасывают вниз хвост верёвки, около 10 м. Хвост состёгивается с верёвкой, провешиваемой по снежно-ледовому кулуару. Таким образом, в 13-20 был провешен косой траверс кулуара с выходом на правую сторону седловины перевала. Длина траверса – 60 м. Подъём участников – с помощью жумаров с перестёжкой на снежной площадке под карнизом (Фото 51). В 14-30 группа в полном составе поднялась на перевал Ленинградский (точка 21). Время подъёма составило 4 часа. С перевала открывается великолепный вид на ледник Обручева и вершину Победа (Фото 52). Вид на озеро Грубозабойщикова и долину ручья Каскадный не хуже (Фото 53). Тур на возвышении с восточной стороны седловины, из тура торчит дюбель. Предсказуемо снимаем записку туляков двухдневной давности. Они же сняли записку Бычкова (2012).

(первая верёвка)

51а

(вторая верёвка)

(группа на перевале, на заднем плане – Победа)

(вид на оз. Грубозабойщикова с пер. Ленинградский)

(прохождение верхней части взлёта пер. Ленинградский)

Путь прохождения подъёма на перевал Ленинградский изображён на Фото 54. Пунктиром обозначен путь лидеров (Ксении Губиной и Ильи Зотова) при провешивании верёвки до седловины перевала.

Обедаем, на перевале связываемся, в 15-05 начинаем спуск. Движемся приблизительно по следам группы Ромицына. Первые 100 м подмёрзший пологий снежник, затем начинается участок открытого льда протяжённостью около 200 м. Крутизна до 20°, спускаемся длинным серпантином, не приближаясь при этом к камнеопасному склону горы Белый Парус. Бергшрунд забит снегом, местами угадываются трещины, срывов не было (Фото 55). Под перевалом обнаружился неприятный сюрприз: ниже 2300 м снег практически тотально раскис. Движемся очень медленно, постоянно проваливаемся по пояс. Чтобы меньше проваливаться, снимаем кошки, при движении ощупываем пространство перед собой треккинговыми палками (Фото 56, Фото 57). Самые тяжёлые участники перешли на прогрессивную технику движения: рюкзаки снимаем, цепляем к усам самостраховки и тащим волоком. Во-первых, меньше проваливаемся, во-вторых, проще вылезать. Обходим гору Белый Парус, через 2 часа с начала спуска приближаемся к правому берегу ледника, здесь открытый лёд. Известно, что здесь есть два удобных места стоянки. Первое – на самом леднике примерно посередине между Белым Парусом и Победой, здесь есть огромный камень, у которого можно закрепить тент. Второе – морена под склоном Победы. От камнепадов здесь защищает довольно высокий моренный вал, есть готовые площадки под палатки. Учитывая большое количество снега, более выгодным является второй вариант. Подходим к морене, видим, что здесь тоже много снега, есть отдельные островки камней. Вероятно, стандартное место стоянки также закрыто снегом. На самом большом островке ставим лагерь (Фото 59, точка 22). От лагеря прекрасно просматривается склон Белого Паруса (Фото 58). Видим два неприятных обстоятельства. Во-первых, поверх ледового склона лежит достаточно толстый слой снега. Учитывая солнечную погоду после прошедших пасмурных дней, склон является лавиноопасным. Во-вторых, на склоне виден участок переменной крутизны, местами на вид больше 45°. Приходим к выводу, что в данных условиях подъём на вершину однозначно превышает заявленную сложность 2А, и решаем отказаться от восхождения.

(г. Белый Парус)

Выводы по прохождению перевала Ленинградский. Стоит отметить, что путь нашей группы был достаточно нестандартным в сравнении с описаниями других групп. Это объясняется нестандартными условиями прохождения перевала. Прежде всего, повлияло большое количество снега. Практически весь перевальный кулуар был покрыт снегом и льдом, ранее там была голая сыпуха. Второй действующий фактор – камнеопасная погода, солнечный день после длительного периода дождей и облачности. Эти два обстоятельства сделали предпочтительным подъём на перевал по левому по ходу борту кулуара, с выходом на правый борт непосредственно под седловиной. Безусловно, наш путь в данных условиях был физически проще и безопаснее классического пути подъёма вдоль правого борта. Провешивание нами трёх верёвок не должно вводить в заблуждение. Во-первых, перевал Ленинградский был первым серьёзным перевалом на маршруте, и мы, безусловно, в некоторых местах перестраховывались. Если бы аналогичное препятствие встретилось нам ближе к концу маршрута, скорее всего группа бы обошлась только однозначно необходимой третьей верёвкой для прохождения перевального карниза. Во-вторых, провешивание верёвок не требовало от лидеров особого личного мастерства, так как крутизна склонов не превышала 45°. Более крутой участок у перевального карниза был обойдён по скалам справа. Впрочем, перевал Ленинградский очень часто становится первым сложным препятствием в маршрутах по Буордахскому массиву, поэтому наши определённые перестраховки следует принять во внимание группам, собирающимся в этот район.

10. 10 августа, 9 день. Лед. Обручева – лед. Мицкевича

Погодные условия: ясно в течение всех суток.

После достаточно сложного дня выходим несколько позже – в 11-20. Плановый переход на сегодняшний день – пройти вниз по леднику Обручева и встать в верховье реки Люнкидэ. Однако желательно пройти побольше и подняться к леднику Мицкевича, потому что следующий перевал – Мицкевича Северный – является предположительно самым сложным в маршруте.

Движемся в кошках вдоль правого берега ледника Обручева. Здесь ледник открытый, трещин нет (Фото 60). Слева небольшой ледовый каньон, местами перекрытый снежными мостами. За 1 час 30 минут проходим 7 км – идти легко, движемся быстро. Остаётся меньше километра до нижней кромки ледника, начинаем задумываться о переходе на левую сторону, чтобы потом не переправляться через довольно полноводную реку Люнкидэ. Находим место, где русло ледниковой реки сужается, и его можно перешагнуть (Фото 61, точка 23). Ещё через 1 км (10 минут) ледник заканчивается, снимаем кошки. Идём по подвижной осыпи вдоль одного из ручьёв, стекающих с ледника. За последующие 25 минут отходим от ледника на 600 м, подходим к безымянному ручью, вытекающему из-под ледника Мицкевича (точка 24). Время – всего 13-45. Очевидно, можно и нужно двигаться дальше. Здесь обедаем, устраиваем сиесту и, по необходимости, ремонт личного снаряжения. Вид с места обеда на ледник Обручева – на Фото 62.

Безымянный ручей, вдоль которого необходимо двигаться к леднику Мицкевича, уходит в каньон (Фото 63). Двое участников – Константин Балакин и Ксения Губина – отправляются на разведку обхода. Результаты разведки показали, что обходить каньон нужно справа по ходу движения.

Выходим в 16-10, одеваем каски. Поднимаемся по средне-крупной, достаточно подвижной осыпи. Крутизна поначалу до 30°, после набора 100 м высоты начинается плавное выполаживание. Наконец выходим на террасу, по ней поворачиваем влево, ближе к ручью. Видим, что обошли каньон – крутизна спуска к ручью не превышает 35°. Начинаем постепенно спускаться, двигаясь косым траверсом. Через час 5 минут от времени выхода с обеда выходим к ручью, здесь начинается морена ледника Мицкевича. Ещё час движемся вверх по морене, ищем возможные места стоянки. Вылезать на сам ледник не хочется: во-первых, для выхода на ровный участок ледника придётся делать крюк, а во-вторых, стоянка на морене будет более комфортной. Через 30 минут движения по морене подходим под вал непосредственно перед ледником (Фото 64). Впереди видна седловина перевала Мицкевича Южный и ледник, выводящий на перевал Мицкевича Северный. Назад прекрасный вид на ледник Сумгина и Победу (Фото 65). Решаем здесь сделать разведку, так как на валу с большой вероятностью могут быть ровные площадки. Таковых не обнаруживаем, но находим удобную площадку непосредственно под языком ледника (Фото 66). Площадка со всех сторон защищена моренными образованиями, место оцениваем как камнебезопасное. За 15 минут группа доходит до стоянки, ставим лагерь (точка 25). Время подъёма составило 1 час 40 минут, прошли 2 км. В целом пройденный после обеда путь можно оценить как достаточно сложный, это хорошо видно по скорости движения. Время – 18-55.

Погодные условия: на протяжении всех суток ясно.

Выходим в 9-15, одеваем каски. Движемся вдоль правого (по ходу) борта ледника Мицкевича, затем, пройдя участок крутизны 15 – 20°, выходим на сам ледник. В кошках нет необходимости – лёд сплошь усеян камнями (Фото 67). Слева виден очень красивый перевал Синяя Птица (3А) (Фото 68). Через 1 км пути доходим до кулуара, ведущего к перевалу Мицкевича Северный. Обнаруживаем здесь большой ранклюфт (точка 26), вынуждены пройти выше. Проходим ещё 200 м, переходим ранклюфт по снежному мосту, разворачиваемся в обратном направлении. По морене выходим к нужному кулуару, начинаем подъём. В кулуаре сначала средне-крупная осыпь, затем снежники (Фото 69). Через 1 час 25 минут подходим под язык ледника Мицкевича Северный. По своей структуре в нижней части он весьма похож на ледник Мицкевича: открытый, трещин нет, множество камней. Движемся вверх сначала вдоль ледника, потом по самому леднику, за 35 минут проходим до выполаживания (Фото 70, точка 27). Здесь возникает интересная идея. Непосредственно над нами непройденный перевал с крутым осыпным склоном, ведущий в соседний цирк. С этого перевала должен быть хороший обзор пути подъёма на перевал Мицкевича Северный. Время – 11-30, погода стабильно идеальная. Учитывая белые ночи, у нас отличный запас времени для прохождения перевала Мицкевича. Соответственно, принимаем решение разведать непройденный перевал. На высоте 2250 м оставляем рюкзаки, начинаем подъём по средней осыпи. Крутизна осыпи 35 – 40°, камни достаточно живые, но подъёму налегке это особенно не мешает. В 12-15, через 40 минут после начала подъёма, группа поднялась на перевал (точка 28). Открывается обзор соседнего цирка и склона вершины 2802 м – высшей точки массива (Фото 73). Высота перевала – 2400 м. Северный склон существенно сложнее южного, ледник крутизны до 35°. Присваиваем перевалу название Гусарский (в честь названия нашей группы «Гусары Черского») и категорию трудности 2А. Фотографируем виды с перевала во все стороны (Фото 71 – 76), складываем тур, пишем записку. Восточнее нашей седловины видим ещё три неявных седловины на протяжении 200 м. Уже после похода узнали, что одна из этих седловин является перевалом Строда Южный. Вероятно, мы «промахнулись» мимо пройденного перевала на 100-200 м. В силу того, что в отчёте первопроходцев указывалась существенно меньшая высота перевала – 2100 м – предполагали, что перевал Строда Южный находится значительно ближе к р. Люнкидэ. Сравнение наших фотографий с фотографиями первопроходцев позволяет утверждать, что реальная высота перевала составляет не менее 2350 м по WGS-84, то есть 2410 м по системе Пулково-42.

лед. Мицкевича Северный

пер. Мицкевича Северный

вид на соседнюю седловину

г. 2802 м

вид на северо-восток

пер. Синяя Птица

За поиск приключений в виде совершения незаявленного восхождения группа получила вознаграждение: с перевала прекрасно просматривался весь путь подъёма на перевал Мицкевича Северный (Фото 71). Классический путь подъёма – выход напрямую на седловину по леднику, максимальная крутизна которого – 35°. Видим, что ощутимо проще будет подъём несколько севернее, по достаточно широкому скально-осыпному кулуару. Непосредственно на седловину можно выйти траверсом либо в верхней части ледника, либо непосредственно вдоль скального гребня. В 12-35 начинаем спуск с перевала, за 10 минут возвращаемся к рюкзакам.

Надеваем кошки и системы, связываемся. Выше ледник закрыт, участок выглядит трещиноопасным. В 13-20 начинаем движение по леднику, по прямой в сторону кулуара (Фото 77). Лидирующая связка выскакивает на участок раскисшего снега, две другие обходят его слева. За 15 минут пересекаем ледник, входим в кулуар. Сначала снежник 30 – 35°, потом осыпи с выходами скал. У верхней кромки снежника камнебезопасная площадка, здесь делаем привал, снимаем кошки. Отсюда делаем разведку подъёма – возможно, есть смысл провесить верёвку. К тому же нужно определить оптимальную точку выхода из кулуара на гребень. Разведчики (Константин Балакин, Василий Новиков, Ксения Губина) выясняют, что верёвку действительно стоит повесить, скалы и осыпи выше достаточно неприятные, есть участки крутизной до 45°. Выходить из кулуара лучше практически вверху – там удобный скальный гребень, по которому можно выйти на седловину перевала. В 15-05 провесили перила, крепление на скальный выступ, начинаем подъём (Фото 78). Находящиеся внизу участники прячутся за скалами. После перил – траверс по осыпи влево, выход на скальный гребень. По нему подъём на основной хребет, выход к перевалу траверсом. На седловине мульда с небольшим озерцом (Фото 79). Возможен выход на перевал и напрямую от точки закрепления перил: траверсом сначала по осыпи, а затем по леднику. Но для этого нужно надевать кошки, на что израсходуется больше времени, чем на обход по основному хребту. В 17-10 группа в полном составе поднялась на перевал Мицкевича Северный (точка 29). Долгий подъём группы по перилам (более чем полтора часа) объясняется необходимостью двигаться очень осторожно, дабы не спускать камни. Время подъёма на перевал за вычетом радиального восхождения на перевал Гусарский составило 5 часов. Путь подъёма изображён на Фото 83.

С перевала прекрасные виды в обе стороны. На востоке ледники Обручева и Сумгина, горы центральной части Буордахского массива (Фото 81). На западе кулуар, кажущийся почти отвесным, каньон ручья Туманный и кусок Буордахской наледи (Фото 80). Обедаем, поднимаемся на вершину к югу от перевала, чтобы дополнительно просмотреть спуск. Тура на перевале нет, но есть расходная петля, очевидно оставшаяся от группы Константина Бычкова, закреплённая на скальном выступе чуть выше седловины. Забираем петлю себе, дабы потом отдать хозяину, на её место вешаем свою. Параллельно незанятые участники сооружают тур и пишут записку.

(седловина пер. Мицкевича Северный)

Фото 83 (путь подъёма на пер. Мицкевича Сев., вид с пер. Гусарский) В 17-45 провесили первую верёвку, начинаем спуск. Все точки закрепления – скальные выступы, стараемся выбирать максимально камнебезопасные места. Сдёргивание перил через расходные петли, лидирует Василий Кулик (кроме второй верёвки), замыкает Константин Балакин. Верёвки вешаем подряд (вид на путь первых трёх верёвок с вершины к югу от перевала на Фото 84). Спуск дюльфером с самостраховкой схватывающим узлом. Первая верёвка – сначала осыпь, потом небольшой скальный сброс, потом снова осыпь, крутизна 45 – 50° (Фото 85). После первой верёвки вторая, крутизна больше, чем на первом дюльфере, два скальных сброса (Фото 86). Провесили в 18-05, лидирует Василий Новиков. Скапливаемся на второй станции, повесили накопитель для участников. Третья верёвка – немного камней, снег и фирновый лёд, крутизна 40 – 45° (Фото 87), провесили в 20-05, после сдёргивания первой верёвки. Отмечаем особенность снежника: сверху снег, в глубине лёд, при этом глубина его сильно меняется, есть участки снега более чем по колено, а в некоторых местах фирн выходит на поверхность. В 20-50 группа в полном составе прошла вторую верёвку, в 21-00 провесили четвёртую. Спуск по языку фирнового льда, крутизна 40°, склон усеян камнями (Фото 88). Четвёртая верёвка наиболее камнеопасная из всех. Возможно одновременное движение по третьей и четвёртой верёвкам, поскольку третья не является камнеопасной. В 21-45 пятеро участников проходят четвёртую верёвку, после короткого отдыха четверо уходят вниз – во-первых, камнебезопасных мест для скопления всей группы здесь просто нет, во-вторых, с большой вероятностью понадобится ровнять места под палатки. Спускаться в любом случае остаётся достаточно немного. В 22-25 группа прошла участок дюльфера в полном составе, начинаются слабые сумерки. Увидели, что по узкому кулуару, впадающему в наш кулуар с правого борта, регулярно сходят камни, принимаем это обстоятельство во внимание, стараемся при спуске держаться левой стороны (Фото 89). Движемся по подвижным осыпям и небольшим скальным сбросам, крутизна сначала 40°, потом плавно уменьшается. Через 100 м сброса высоты начинаются снежники, идти становится существенно удобнее. В 23-15 выходим из кулуара, попадаем на высоте 2200 м на достаточно пологую морену (точка 30). Первые четверо участников нашли пологий участок песка и мелких камней и уже разровняли ледорубами одну площадку. В 23-20 группа пришла в лагерь в полном составе, продолжаем разравнивание. Время спуска составило 5 часов 20 минут.

(первая верёвка)

(вторая верёвка)

(третья верёвка)

(четвёртая верёвка)

Выводы. Благодаря хорошим погодным условиям и удачной разведке пути подъёма группа прошла самое сложное и самое красивое препятствие маршрута довольно спокойно. Ни разу за день мы не торопились, успели даже сделать радиальное восхождение. Наш путь подъёма безусловно стоит принять на вооружение, подниматься по широкому скально-осыпному кулуару со сложным участком менее 50 м проще, чем по крутому ледовому склону, особенно если он присыпан небольшим слоем снега, как было у нас. Предположение Константина Бычкова о том, что при спуске с перевала в хорошую погоду понадобится провешивать не 7 верёвок, а 4 – 5, подтвердилось. Мы, к тому же, попали в очень снежный год, есть предположение, что снежник на третьей и четвёртой верёвках существует не всегда. Поэтому при техничной группе и малом количестве снега, может быть, возможно вообще обойтись 2 – 3 верёвками.

О категории трудности перевала. Константин Бычков в своём отчёте написал, что при прохождении его группой перевал имел сложность 2Б за счёт большого количества свежевыпавшего снега. Но при этом категорию трудности следует понизить до 2А*. В силу обстоятельств, изложенных выше, мы полностью согласны с понижением категории, но считаем, что нам перевал также должен быть зачтён как 2Б, хотя и очень слабую. Согласно методике категорирования перевалов, препятствия 2Б должны обладать следующими свойствами:
1. Время прохождения – не менее суток
2. Количество верёвок – от 5 до 20, из них от 3 до 5 подряд
3. Определяющий участок крутизной свыше 45°
4. Возможное наличие коротких стенных участков.
В нашем случае все эти пункты выполнены, пусть и в основном по минимуму.
1. Время прохождения от долины Люнкидэ до долины Туманного составило почти двое суток
2. Количество верёвок – 5, из них подряд четыре
3. Определяющий участок – первая и вторая верёвка на спуск, небольшой крутой участок имелся также на подъём
4. На пути второй верёвки было два скальных сброса.
При этом в случае уменьшения либо сильного увеличения снежника на спуске четыре верёвки подряд не понадобятся, перевал съедет на категорию 2А.

12. 12 августа, 11 день. Ручей Туманный – р. Буордах

Погодные условия: в течение всех суток ясно.

После сложного перехода встаём и выходим поздно, в 13-45. Ниже места стоянки скалы, обходим их вдоль ручья, стекающего с левой стороны морены (Фото 90). Спускаемся к ручью Туманный по осыпям, обходим скальные сбросы. Крутизна спуска 15 – 30°, осыпи достаточно подвижные. В течение часа сбрасываем 600 м высоты, прошли при этом 2 км. Выходим к правому притоку ручья Туманный, движемся вдоль него. Через час 15 минут выходим к ручью Туманный (Фото 91, точка 31), продолжаем движение вдоль его правого берега. Воды в ручье достаточно мало, местами возможна переправа по камням. Через 2 км ручей уходит в каньон (Фото 92), обход справа по слежавшейся осыпи. Через 2 часа 50 минут доходим до широкой долины Буордаха. Появляется растительность – кедровый стланик и ягоды. Ручей разливается на несколько рукавов, переходим по камням на левый берег. Проходим в сторону Буордаха ещё 400 м, видим удобную площадку с большим количеством сухого кедрача вокруг, ставим здесь лагерь (точка 32). Время – 18-10. Место для лагеря прекрасное: в изобилии дрова и ягоды, в 1 км видна Буордахская наледь (Фото 94). Ближе к Буордаху замечаем трёх диких оленей, фотографируем (Фото 93).

Погодные условия: с утра слабая облачность, начиная с 11-00 дождь.

Выходим в 10-10. Подходим к берегу Буордаха. К востоку от наледи река разливается на множество рукавов, все переходятся без проблем (Фото 95). 1,5 км движемся вдоль наледи, периодически переходя рукава Буордаха. Первый раз увидели вблизи крупную наледь. Довольно интересная слоистая структура, высота льда более 2 м (Фото 96). Через 40 минут выходим на левый берег. В 11-00 продолжаем движение в сторону перевала Буордахский, ровно в этот момент начинается дождь. Забавно, хорошая погода держалась ровно то время, пока мы находились в центральной части Буордахского массива. Левый берег, в отличие от правого, заболочен. За 20 минут достигаем начала перевального взлёта. Подъём на перевал достаточно пологий, крутизна нигде не превышает 15°. Слегка затрудняет движение заболоченность и сильный встречный ветер. За 30 минут поднялись на перевал (точка 33), высота перевального взлёта составила 200 м. Ярко выраженной седловины нет, тура тоже нет, но на большом камне по центру перевального плато находим фрагмент бинокля. Рядом следы пребывания оленеводов – жерди, выложенные камнями места для костров. К югу от перевала большое озеро (Фото 97), обходим его по левому берегу. Через 2 км пути от перевала начинаются отдельные заболоченные участки, огромное количество голубики. За час доходим до озера в долине Дарпира, его также обходим слева. Проходим по долине ещё 2 км, обедаем. Здесь масса комаров и мошки, но насекомые не особенно активные и выше 1 м практически не поднимаются. Соответственно, проблемы они создают только при сборе ягод.

В 14-40 продолжаем движение вдоль реки Дарпир. К самому руслу не приближаемся – пойма во многих местах заболочена, движемся по достаточно сухой террасе. Пересекаем несколько притоков Дарпира, в 15-20 доходим до лиственничного редколесья на склонах (непосредственно на террасе лиственница не растёт). Проходим отсюда ещё 1,5 км, на сужении террасы (Фото 98) ставим лагерь (точка 34). Устраиваем полуднёвку – время всего 16-00.

(группа на пер. Буордахский)

14. 14 августа, 13 день. Р. Дарпир – р. Эрэкит

Погодные условия: облачно, временами дождь, к вечеру прояснения. Выходим в 11-20. Продолжаем движение по террасе. Через 2 км выходим к достаточно полноводному ручью Забытый (Фото 99, точка 35). Переобуваемся, переходим вброд. Далее террасы уже нет, движемся непосредственно вдоль Дарпира по слегка заболоченному берегу. За 1 час 50 минут прошли 6,5 км, здесь Дарпир уходит в живописный каньон (точка 36). Слегка удивляемся увиденному – изолинии съёмки Aster-GDEM каньон «съели», на векторной карте его не видно несмотря на внушительные размеры. Ширина каньона 100 м, глубина 50 м (Фото 100). 1 км проходим вдоль каньона по лиственничному лесу, затем Дарпир поворачивает направо, мы берём азимут в сторону слияния рек Чукча и Эрэкит. Лес заканчивается, начинается заболоченная тундра. Через 2 км пути по азимуту пересекаем довольно глубокий ручей, впадающий в Дарпир, на карте не обозначен (точка 37). Видим выпирающий из земли слой мерзлоты (Фото 101). Продолжаем двигаться в сторону Чукчи и Эрэкита, болот становится больше. Впрочем, все болота верховые, двигаться по ним не слишком сложно. В 17-00, через 4 часа ходового времени от лагеря, вышли к пойме реки Чукча (Фото 102). Сама река обмелела, ширина 15 м, глубина не более чем по колено, течение слабое. Сначала сомневаемся, что уже перешли основное русло. Вокруг следы недавнего паводка – вынесенный на расстояние до 100 м от русла ил, выкорчеванные кусты и небольшие деревья. За 15 минут преодолеваем заболоченное и засорённое пространство между Чукчей и Эрэкитом, видим, что Эрэкит здесь представляет собой маленький ручеёк. По-настоящему полноводной река становится только после впадения в неё Дарпира. На берегу Эрэкита обедаем, время – 17-20.

В 17-45 выходим, движемся вдоль левого берега Эрэкита. Берега заболочены – широких галечников, как по берегам Чукчи, нет. Возможно, имело смысл перебродить Чукчу и идти вдоль неё до слияния с Эрэкитом, таким образом срезали бы часть болот. От места обеда прошли 2 км, в основном по заболоченному мшанику (Фото 103). В 18-40 видим чуть выше старую стоянку оленеводов или охотников. Вокруг стоянки валяется множество старых консервных банок и сапог. Ставим лагерь (точка 38).

15. 15 августа, 14 день. Р. Эрэкит – руч. Ягодный

Погодные условия: преимущественно ясно.

Выходим в 10-25. Проходим короткий заболоченный участок, попадаем на поросший кустарником галечник. Движемся по сухому руслу практически как по дороге 2,5 км (Фото 104), дальше болотный «прижим». Поднимаемся выше, проходим 500 м по лесу в прежнем направлении, вдоль Эрэкита. Затем в точке 39 поворачиваем на запад, чтобы срезать угол и выйти к Ягодному. Пересекаем три небольших оврага, через полтора часа после выхода из лагеря выходим к ручью (точка 40). Ручей Ягодный достаточно полноводный. Движемся вверх по правому берегу. Стараемся выбирать участки с жёстким покровом, несколько раз уходим в сторону от берега. 3 км проходим вдоль правого берега, затем переходим на левый. Брод довольно оригинальный: русло ручья имеет ширину метров 60, вода течёт между валунами средней и крупной величины (Фото 105). Можно без проблем перейти по валунам, причём двигаться прямо по руслу даже проще, чем по заболоченному берегу. Проходим по руслу 200 м, затем переходим на береговой галечник. Когда галечник сменяется мшаником, вновь движемся непосредственно по руслу метров 500, выходим к небольшой наледи. Проходим по наледи (Фото 106), дальше ручей становится существенно мельче, а берега – суше. Движемся по левому берегу, через 1,5 км от наледи обедаем. Время – 15-15.

В 17-00 продолжаем движение вверх по ручью Ягодный. Через 35 минут доходим до высоты 1200 м, дальше крутизна долины постепенно увеличивается. Впереди видна характерная седловина перевала Сахынья с отвесным участком (Фото 107). Проходим ещё 3 км, набрали высоту 1360 м, здесь есть достаточно ровная площадка на берегу ручья. Дальше мест стоянки не просматривается, везде осыпи, поэтому решаем ставить лагерь здесь (Фото 108, точка 41). Время – 19-00. На путь вверх по ручью Ягодный потратили 3 часа 40 минут. Отметим, что здесь нам повезло с уровнем воды в ручье, удалось обогнуть сложные участки берега за счёт движения непосредственно по руслу. Группа из Тулы характеризовала путь по Ягодному как утомительный, им, безусловно, из-за погоды было значительно тяжелее, чем нам.

К предыдущей части ___________ Продолжение следует....

хорошие и фото, и места

Ворота в истоке Дарпира закрыли? :) Олени не дикие. Там диких оленей уже давно нет. Через перевал Буордахский проходит оленегонная тропа. Эта "троица" как раз отбившееся семейство.