Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Сибирь >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Василий Кулик, Москва

Хребет Черского.
Часть I

Федерация Спортивного Туризма – Объединение Туристов города Москвы

Отчёт о пешеходном туристском походе четвёртой категории сложности по Хребту Черского, совершённом группой туристов из ГТК МГУ и ТК МИЭМ в период 2 – 20 августа 2014 г. по маршруту:

р. Бурустах – пер. Михаил Потапыч (н/к, п/п) – р. Антагычан – Антоновская наледь – оз. Бугачан – р. Чукча – пер. Новосибирский (1А) – р. Буордах – руч. Каскадный – оз. Грубозабойщикова – пер. Ленинградский (2А) – лед. Обручева – лед. Мицкевича – пер. Гусарский (1Б, п/п, рад.) – пер. Мицкевича Сев. (2Б) – руч. Туманный – р. Буордах – пер. Буордахский (н/к) – р. Дарпир – р. Эрэкит – руч. Ягодный – пер. Гранитный Вост. (1А, в режиме п/п, рад.) – пер. 25 лет ЛКТ Ложный (2А, п/п) – руч. Запоздалый – пер. МГУ (1А, п/п) – руч. Онгокан – р. Антагычан – прииск Победа

Руководитель группы и автор отчёта: Кулик Василий Сергеевич.

Маршрутная книжка №1/1-401.

Москва 2014

Содержание
Справочные сведения о походе
Состав группы
Характеристика района путешествия
1. Общая характеристика района
2. Спортивно-туристская характеристика района
3. Рельеф 12
4. Растительность
5. Водные ресурсы
6. Климатическая характеристика района
7. Транспорт
8. Связь
Идея похода
Подготовка к походу 16
1. Набор группы и тренировки
2. Сбор информации
3. Планирование маршрута. 17
4. Транспорт
5. Взаимодействие с другими группами 19
6. Снаряжение
7. Раскладка
8. Картографический материал, использование GPS и космоснимков 20
9. Обеспечение безопасности на маршруте 22
Полезные контакты 23
Благодарности
График похода 24
1. График похода заявленный 24
2. Изменения маршрута и их причины 28
Техническое описание маршрута
1. Перенос сроков похода
2. Заброска в район
3. 3 августа, 2 день. Р. Бурустах – пер. Михаил Потапыч (н/к, первопрохождение) – р. Антагычан
4. 4 августа, 3 день. Р. Тирехтях – оз. Буюнгда
5. 5 августа, 4 день. Оз. Буюнгда – р. Чукча (1Б, переправа)
6. 6 августа, 5 день. Вверх по р. Чукча 49
7. 7 августа, 6 день. Р. Чукча – пер. Новосибирский (1А, 2050 м) – р. Буордах
Справочные сведения о походе

Подробная нитка маршрута:

Р. Бурустах – пер. Михаил Потапыч (н/к, 1300 м, первопрохождение) – р. Антагычан (переправа) – р. Антагычан – Антоновская наледь – оз. Буюнгда – оз. Бугачан – р. Чукча (переправа, 1Б) – р. Чукча – пер. Новосибирский (1А, 2050 м) – р. Буордах – руч. Каскадный – руч. Каскадный (переправа, 1Б) – оз. Грубозабойщикова – пер. Ленинградский (2А, 2400 м) – лед. Обручева – лед. Мицкевича – пер. Гусарский (1Б, 2400 м, первопрохождение, рад.) – пер. Мицкевича Северный (2Б, 2500 м) – руч. Туманный – р. Буордах (переправа) – р. Буордах – пер. Буордахский (н/к, 1350 м) – р. Дарпир – р. Эрэкит (переправа) – р. Эрэкит – руч. Ягодный – пер. Гранитный Восточный (1А, 2070 м, в режиме первопрохождения, рад.) – пер. 25 лет ЛКТ ложный (2А, 2250 м, первопрохождение) – руч. Запоздалый (Золотой) – пер. МГУ (1А, 1700 м, первопрохождение) – руч. Онгокан – р. Антагычан (переправа) – руч. Щавельный – руч. Курунг-Асылык – прииск Победа.

Основные локальные препятствия маршрута:

Состав группы

Елена Бычкова не участвовала в радиальном восхождении на пер. Гранитный Восточный (1А, в режиме первопрохождения) 16.08.2014. Остальные участники прошли маршрут полностью.
Характеристика района путешествия

В данном разделе не будем переписывать большого количества общих фраз о районе путешествия, ограничимся только самыми основными сведениями, а также фактами, на которые стоит обратить внимание, задумывая поход по хребту Черского. Все интересующие сведения читатели могут почерпнуть в книге Р.В. Седова «Горная страна Черского».

1. Общая характеристика района

Горная страна Черского расположена на северо-востоке Сибири, на территории Магаданской области и республики Саха (Якутия), и имеет общую протяжённость порядка 1500 км, граница на юго-западе – Яно-Оймяконское нагорье, на северо-востоке – Момо-Селенняхская рифтовая впадина. Система включает в себя большое количество хребтов и горных массивов. Высшая точка – гора Победа (3003 м) – расположена в Буордахском высокогорном массиве.

2. Спортивно-туристская характеристика района

Район представляет интерес для совершения пеших, пеше-водных и лыжных спортивных походов 4 – 6 к.с. Проведение менее сложных походов затруднено в связи с большой удалённостью района от населённых пунктов и транспортных магистралей. Наиболее сложные перевалы и вершины хребта Черского сосредоточены в основном в Буордахском высокогорном массиве. Этот район считается жемчужиной всего хребта Черского и приковывает к себе наибольшее внимание туристских групп. Несмотря на это, здесь остаётся довольно большое количество до сих пор не пройденных перевалов и вершин. Наиболее изученными можно считать окрестности горы Победа, а также перевалы по пути подхода к ним со стороны прииска Победа и посёлка Сасыр. Тем не менее, даже здесь остаются непройденные препятствия. Автор отчёта не располагает сведениями, совершались ли восхождения на вершину Белый Парус (2810 м, 2А – 2Б). Остаётся непокорённой вершина, расположенная между перевалами Туристов Татарии и Сюрприз-1, выводящими на ледник Обручева из долины Буордаха. Список основных технических препятствий в окрестностях г. Победа приведён в таблице ниже.

Эрэкитский хребет, а также междуречье рек Эрэкит и Буордах, как правило рассматриваются туристскими группами как побочные районы путешествия: через них пролегает путь от трассы «Колыма» к Буордахскому массиву. Соответственно, перевалы к югу от Буордаха тоже неплохо исследованы. Это, однако, касается в основном перевалов, ведущих с севера на юг, то есть вдоль возможных путей подхода. Эрэкитский хребет может быть пересечён по простым некатегорийным перевалам Прямой, Онгокан, Улахан-Чистай, а также по нескольким безымянным перевалам, соединяющим реки Сахынья и Хангас. До 80-х годов считалось, что в Эрэкитском хребте вовсе отсутствуют технически сложные перевалы, однако в 1983 году группа лыжников под руководством В.А. Некрасова обнаружила в районе верховья ручья Ягодный ряд перевалов, классифицированных сложностью от 1Б до 3А. Это прежде всего перевал Сахынья, ведущий с севера на юг и соединяющий долину Ягодного с долиной Сахыньи, первоначально классифицированный как 2Б. Также были обнаружены два сложных перевала, ведущих параллельно Эрэкитскому хребту, с востока на запад, и соединяющие долину ручьёв Ягодный и Коубугу. Это перевалы Ягодный Западный (3А, пройден радиально с восточной стороны) и 25 лет ЛКТ (1Б*). Необходимо сразу отметить, что последний не совсем верно обозначен на схеме в книге Р.В. Седова «Горная страна Черского», подробнее речь об этом пойдёт ниже.

Междуречье Эрэкит – Буордах исследовано туристскими группами в целом существенно лучше, чем Эрэкитский хребет. Далеко не все пройденные перевалы данного массива могут быть использованы как подход к Буордаху. Это, например, перевалы, расположенные к северу от истоков реки Дарпир: Геодезистов (2Б), Ложный (2Б), Скальный (2А), Саратовский (1Б), Хабаровский (1Б). Также есть большая группа «транзитных» перевалов, которыми пользуются туристские группы для захода и выхода из района: Топографов (н/к), Удобный (н/к), Екатеринодарский (1А), Ветреный (1А), Арктика (1Б), Оболенского (1Б). Прохождение этих перевалов позволяет несколько срезать путь в сравнении с движением по долинам рек Дарпир и Эрэкит. Впрочем, пользоваться более сложными перевалами из данной цепочки следует с осторожностью: далеко не на все есть подробные описания, и, возможно, некоторые перевалы также не совсем точно обозначены на имеющихся схемах.

3. Рельеф

Склоны гор хребта Черского – в основном осыпные с участками скал. Направление хребтов – в основном широтное, отрогов – в основном меридиональное. Скалы в горах почти всегда сильно разрушенные. Крупные ледники сосредоточены в Буордахском высокогорном массиве, отдельные небольшие ледники присутствуют в междуречье Эрэкит-Буордах и в центральной части Эрэкитского хребта. Снеговая линия проходит по высоте примерно 2000 м, в узких кулуарах многолетние снежники встречаются начиная с 1700 – 1800 м. Снежных склонов практически нет – крутизна гор выше снеговой линии достаточно велика.

Долины широтного направления широкие – порядка нескольких километров, меридионального направления – узкие, практически всегда с каньонами. Одна из главных особенностей долин хребта Черского – наличие крупных наледей. Крупнейшая наледь – Момская – протянулась на десятки километров.

4. Растительность

Растительность на хребте Черского представлена достаточно бедно. Ниже 800 м – лиственичная тайга с неплотным подлеском. Отдельные участки, поросшие лиственицей, встречаются и на высотах до 1300 м, как правило на склонах крутизны до 15 – 20°. Встречается кедровый стланик, однако высота его достигает максимум полуметра. В диапазоне высот от 900 до 1300 м – тундровая зона, растёт карликовая берёза высотой до 20 см, мох. В большом количестве встречаются ягоды: голубика, шикша, брусника. Выше 1400 м растительности практически нет, встречаются лишь участки мха и отдельные карликовые деревья. В целом растительность в районе можно охарактеризовать как слабо препятствующую движению. Практически в каждой долине можно набрать достаточное количество дров для разведения костра, так что брать на весь поход газ или бензин нет необходимости. В верховьях долин есть большое количество мелких дров от карликовых деревьев. Костёр на них не развести, но использовать в специальных дровяных горелках – вполне себе можно.

5. Водные ресурсы

Крупнейшие реки района – Антагычан, Эрэкит и Буордах. Основные их притоки – Дарпир, Чукча, Коубугу, Онгокан, Каскадный, Туманный. Питание рек в основном грунтовое и дождевое, поэтому уровень воды в них очень сильно зависит от погодных условий. В сухую погоду Чукча в среднем течении имеет ширину не более 10 м, глубину менее 0,5 м и легко переходится вброд. После нескольких дней дождей ширина может увеличиться до 25 м, глубина – приблизиться к 1 м при существенном увеличении скорости течения.

В долине между Эрэкитским и Буордахским массивами расположены два крупных озера – Буюнгда и Бугачан.

Берега рек и озёр в основном заболочены, болота верховые. Некоторые реки текут в глубоких каньонах с прижимами, каньоны необходимо обходить по осыпям. Как правило, серьёзных проблем с обходом каньонов не возникает.

6. Климатическая характеристика района

Климат в районе – типичный северный. Значительное количество осадков и пасмурных дней, небольшие суточные колебания температуры. Преобладающие ветра – восточные и северо-восточные. Субъективно оцениваем ветра как достаточно слабые.

7. Транспорт

Добраться до Буордахского и Эрэкитского горных массивов можно несколькими способами, один хуже другого. Прямым рейсом из Москвы долететь можно до Магадана и Якутска, билеты до последнего как правило обходятся значительно дешевле. Стоимость перелёта Москва – Магадан – Москва (авиакомпании Трансаэро и ВимАвиа) в 2014 году колебалась от 25 до 35 тысяч, Москва – Якутск – Москва (авиакомпании Аэрофлот, S7 и Якутия) – от 13 до 18 тысяч. Интересный нюанс: стоимость билетов с приближением даты вылета практически не меняется. Это уже отмечал Константин Бычков, водивший группу на хребет Черского в 2012 году. От Якутска местными авиалиниями (авиакомпания Якутия) 4 – 5 раз в неделю летает самолёт в посёлки вблизи хребта Черского: Усть-Нера, Хонуу, Зырянка. Стоимость перелёта в один конец колеблется от 7 до 15 тысяч. Наконец, из посёлка Хонуу нерегулярно (по мере заполнения) летает Ан-2 на посёлок Сасыр. В 2004 году одна группа испытала на себе все прелести заброски тремя самолётами есть мнение, что в связи с глобальной деградацией местных авиаперевозок сейчас ситуация стала только хуже. Более реальным остаётся вариант наземной заброски по федеральной трассе «Колыма»: гарантированная потеря времени на наземный переезд оказывается гораздо меньше возможной потери времени на отложенный авиаперелёт, не говоря уж о разнице в цене и жёстких ограничениях на вес и содержимое багажа.

Заказать микроавтобус по трассе «Колыма» – не проблема, таксистов масса и в Якутске, и в Магадане. Стоимость транспорта в район посёлков Артык и Усть-Нера (они находятся ближе всего к интересующему нас району) составляла в 2014 году 7 – 8 тысяч с человека. Расстояние от Магадана немного меньше, а дорога – немного лучше. Кроме того, по дороге от Якутска есть паромные переправы, которые сами по себе отнимают много времени. Чтобы на них успеть, выезжать из Якутска нужно не позднее 10 утра, что практически исключает возможность забрасываться в район в день прилёта из Москвы. Наконец, по пути от Якутска есть участок глинистой дороги, который может прийти в полную негодность из-за дождей. Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что при недостатке времени предпочтительной является заброска через Магадан, а при избытке или хотя бы достаточности – через Якутск, в связи с существенной экономией на авиаперелёте. При нормальных погодных условиях и нормальном водителе дорога от Магадана занимает 14 – 16 часов, от Якутска – порядка суток.

Самая сложная и непредсказуемая часть заброски в район – транспорт от трассы непосредственно в горы. Ближайшая к горам точка с хорошей дорогой – прииск Победа, туда может проехать любой легковой автомобиль и микроавтобус. Прииск расположен в 10 км от трассы, ведущая к нему дорога если и уступает ей по качеству, то совсем чуть-чуть. Дальше летом нет никакой дороги, не стоит полагаться на нечто, обозначенное на карте как тракторная колея, ведущая от прииска на север. Зимой с транспортом в горы достаточно просто: функционирует зимник, по которому забрасываются грузы в отдалённые районы, вплоть до Чукотки. Дорога проходит мимо прииска вдоль ручья Бурустах, через перевал Потап сваливается в долину Антагычана, далее через перевал Улахан-Чистай и вдоль реки Тирехтях в направлении Сасыра. В летнее время склоны перевала Потап заболочены и потому непроходимы ни для автотранспорта, ни для гусеничных вездеходов, из-за чего для доставки грузов в Сасыр используется более длинный путь – вдоль русла реки Антагычан. Время в пути до идеальной точки захода в горы – Антоновской наледи на Тирехтяхе – составит от суток до двух, в зависимости от погодных условий. Возможность проехать такой дорогой сильно зависит от уровня воды в реке, который может быстро подняться из-за сильных дождей. Кроме того, желающих везти вас по Антагычану за деньги найти будет непросто. Во-первых, местные водители за зимние месяцы зарабатывают гигантские суммы, и даже ваши $2 тыс. (именно такую сумму просил один из водителей, с которым мы контактировали) могут их не сильно заинтересовать при сколь-нибудь плохой погоде. Во-вторых, такой бизнес, как заброска туристов в горы, здесь напрочь отсутствует. Соответственно, тот, с кем вы, может быть, договоритесь, изначально не будет рассматривать вашу заброску как приоритетный источник заработка, и запросто может под каким-либо предлогом отказаться вас везти. В-третьих, выйти на связь с 90 местными водителями крайне затруднительно. В общем, картина на первый взгляд безрадостная. С другой стороны, есть и два положительных момента. Во-первых, таки можно доехать вдоль реки Бурустах до перевала Потап. Здесь желающих везти вас будет больше – дорога короткая и существенно менее сложная, чем по Антагычану. Во-вторых, транспортное сообщение по Антагычану всё же существует, а местные с удовольствием и бесплатно берут на борт попутчиков. Если в нормальную погоду вы день или два будете двигаться вдоль Антагычана, то скорее всего сможете сесть на попутный Урал. Изучение данных всех групп, бывавших в тех краях в последнее время, позволяет сделать однозначный вывод: если погода допускала движение автотранспорта (а обратная ситуация сложилась только однажды, в нашем 2014 году), то попутки попадались. Если обобщить опыт наших предшественников, можно сделать вывод, что при планировании маршрута имеет смысл закладываться на проезд на машине от одного до трёх плановых ходовых дней, даже если у вас изначально не было никаких договорённостей по транспорту. Повторение в вашем походе природных катаклизмов а-ля конец июля 2014 года всё же можно считать маловероятным.

8. Связь

На территории посёлка Усть-Нера ловит мобильная связь, местные отдают предпочтение МТС. Надо полагать, неслучайно. На прииске Победа, в Сасыре и, тем более, непосредственно в горах, мобильной связи нет. Территория попадает в зону покрытия спутниковых сетей Iridium, GlobalStar и Inmarsat. Последние две работают нестабильно, так что по возможности следует отдавать предпочтение Иридиуму. Впрочем, даже эта наиболее надёжная сеть в нашем походе работала нестабильно. В плохую погоду либо из ущелий связь была с большими перерывами, в плохую погоду и одновременно из ущелий – практически отсутствовала. В хорошую погоду и вдали от крутых склонов проблем со связью не было. Кстати, исчезла гигантская задержка, бывшая бичом Иридиума ещё три года назад, когда мы ходили на Плато Путорана.

Идея похода

Идея посетить хребет Черского возникла у руководителя давно – ещё в 2011 году, по завершении похода по Плато Путорана. Возникло желание побывать в более сложных и отдалённых северных горах. Но тогда и у руководителя, и у костяка участников было явно недостаточно опыта для путешествия в столь непростой район, и амбициозные планы решили отложить. В 2013 году, после похода по Камчатке, практически сразу определились, что в следующем году пойдём именно на хребет Черского. Окончательно в целесообразности затеи нас убедил Константин Бычков рассказом о своём походе 6 к.с. В итоге его маршрут, насколько это возможно для «четвёрки», был взят за основу. К сожалению, у большей части группы были существенно ограничены отпуска, и максимальная продолжительность путешествия (включая дорогу) составляла для нас 24 дня: вылет в четверг, возврат в воскресенье. При определённом либерализме начальства понадобилось брать всего 19 дней отпуска, неофициально прогуливая пятницу.

Подготовка к походу

1. Набор группы и тренировки

Все участники похода были между собой знакомы уже минимум год, состав группы сформировался из команд, ходивших на Курилы в 2012 и на Камчатку в 2013 году. Участие в походе людей «со стороны» допускалось, но таковых не нашлось: кого-то напугала высокая стоимость похода, кого-то – район, о котором не каждый хоть что-то слышал, кого-то – необходимость вливаться в схоженную команду.

Тренировались довольно мало – у группы и так был накоплен приличный технический опыт, да и друг друга мы знали прекрасно. Сделали два выезда на скальные тренировки: в Ланьшинский и в Дюкинский карьеры.

На майские праздники команда практически полным составом (не участвовал Василий Новиков) прошла горный маршрут 2 к.с. по Северной Осетии. В этом походе были испытаны некоторые наработки по снаряжению, речь о которых пойдёт ниже.

2. Сбор информации

Хребет Черского никогда не был районом массового туризма, и группы, посетившие Буордахский и Эрэкитский массивы в последнее время, можно пересчитать по пальцам одной руки. Сбор информации в общем-то не вызывал особых трудностей: во-первых, так как посещение хребта Черского является очень серьёзным и запоминающимся приключением, все люди, с которыми мы беседовали, в подробностях помнили свои походы. Во-вторых, источников информации достаточно мало, так что их обработка не составила особого труда. В-третьих, очень помогла книга Р.В. Седова «Горная страна Черского», в которой содержится масса сведений о перевалах и вершинах района. Именно эта книга стала для нас источником информации №1. Были проведены беседы с руководителями и участниками прошлых походов по хребту Черского: Константином Бычковым, Ириной Щегловой, Андреем Великородным, Сергеем Тимофеевым, Валерией Глуховой, Петром Колчиным. Через Тимофеева и Великородного вышли на водителя Урала, готового отвезти нас в горы практически бесплатно, только за оплату топлива. Контакты водителей микроавтобусов, осуществляющих перевозки по трассе Колыма, нашли через жителя Усть-Неры Михаила Васильева boof10@mail.ru. Относительно всех контактов, связанных с транспортом, обращайтесь к руководителю группы.

3. Планирование маршрута.

Планы будущего путешествия изначально очень жёстко ограничивались возможной продолжительностью похода. Как уже говорилось выше, мы не имели возможности выделить на поход более 24 дней. На всякий случай, автор не располагает сведениями ни об одном походе по хребту Черского общей продолжительностью меньше месяца. Список свойств, которым должна была удовлетворять нитка маршрута, сложился быстро.

1. Маршрут должен проходиться за 18 – 19 ходовых дней
2. Нитка должна проходить хотя бы по небольшой части Буордахского массива
3. В маршрут должны входить участки первопрохождения или как минимум малопоописанные места, расположенные не слишком далеко от точек старта и финиша
4. Необходим условно аварийный вариант маршрута, позволяющий пройти что-то интересное даже в случае неудачи с заброской в горы.
После осознания этих четырёх пунктов и обработки основной информации о районе, придумывание нитки маршрута было делом, можно сказать, «аналитическим».

1. Места, соответствующие пункту 3, нашлись сразу. Во-первых, это центральная часть Эрэкитского хребта. Здесь в изобилии имелись непростые перевалы и вершины, а пройденным (причём, судя по всему, только однажды) из них считался один – 25 лет ЛКТ. Изучение космоснимков Landsat показало, что в районе, среди прочего, существуют не обозначенные на карте ледники. Это обстоятельство только усилило интерес к Эрэкитскому хребту. Во-вторых, заинтересовал массив горы Бугчан в восточной части междуречья Эрэкит – Буордах. Здесь, согласно книге Седова, пройденных перевалов не было вовсе.
2. Расчёты показали, что массив горы Бугчан из-за недостатка времени не удастся совместить с посещением Буордахского массива, а вот с центральной частью Эрэкитского хребта такой проблемы не было. Соответственно, массив Бугчан стал для нас «аварийным» вариантом вместо Буордахского массива на случай провала с транспортом.
3. В Буордахском массиве главным пунктом интереса стал ледник Обручева, как ближайший и наиболее доступный крупный ледник. Точкой выхода на ледник стал традиционный перевал Ленинградский (2А).
4. С обратным путём с ледника Обручева было чуть сложнее: естественно, возвращаться через тот же Ленинградский не хотелось, а ближайший перевал проще чем 2Б располагался на приличном удалении. Это перевал Красноярова (1Б*), в связке с перевалом Эстонский (1Б) выводящий в долину ручья Туманный и затем к Буордаху. На маневр через эти перевалы времени хватало впритык. Решение проблемы нашлось из опыта группы Константина Бычкова: они для выхода к Буордаху воспользовались перевалом Мицкевича Северный (2Б по Седову). По их сведениям, перевал если и тянул на 2Б, то на слабую, его категорию трудности следовало исправить на 2А*. Соответственно, именно этот перевал и рассматривался нами как основной вариант, а как запасные – прохождение связки Красноярова – Эстонский либо возврат через Ленинградский.
5. Как идеальную точку заброски и выброски запланировали кордон на ручье Низовой, как запасной вариант – заброска к Антоновской наледи на Тирехтяхе и финиш на прииске Победа.
Позже в план маршрута добавились два радиальных выхода: траверс либо восхождение на непройденный перевал или вершину в центральной части Эрэкитского хребта, а также восхождение на вершину Белый Парус в Буордахском массиве. Таким образом, сложилась нитка маршрута, которая и была заявлена. Стоит отметить, что мы изначально отказались от построения нитки с возможностью оставления продуктовых забросок – времени и так было в обрез, а разбивка нитки на кольца ощутимо увеличивала общую протяжённость маршрута, а также ограничивала маневр группы на маршруте при форс-мажорных обстоятельствах.

4. Транспорт

Учитывая недостаток времени, изначально приняли решение забрасываться через Магадан. Билеты купили в основном в конце января, стоимость составила 32000 в два конца. Участник, покупавший билеты в мае, купил всего за 27000, но эти билеты были невозвратные. Относительно транспорта от Магадана до прииска Победа договорились с помощью Михаила Васильева (контакты выше) за 8 тысяч с человека в один конец. Машина встречала нас прямо в аэропорту. Двое участников прилетали в Магадан на день раньше, чтобы закупить топливо – бензин «Галоша». Важное обстоятельство: резьбовых газовых баллонов в Магадане больше нет (в 2012 году группа Константина Бычкова их ещё нашла). Именно поэтому мы приняли решение идти на бензине. После прибытия к прииску планировали сесть на Урал и ещё за несколько часов добраться до кордона на ручье Низовой. Таким образом, выход на маршрут планировался через 1,5 суток после прилёта в Магадан.

5. Взаимодействие с другими группами

Примерно в одни сроки с нами в тот же район собиралась идти группа туристов из Тулы. Руководители группы несколько раз менялись, в итоге повёл Роман Ромицын. Средств спутниковой связи у группы Ромицына не было, поэтому наше взаимодействие ограничилось обменом нитками маршрута и контактами водителей. Допускался вариант совместной заброски, однако в последний момент – за неделю до похода – водитель Урала внезапно отказался брать на борт 15 человек, хотя в принципе в его машину мы все помещались. Впрочем, роли это не сыграло – сроки нашего похода сдвинулись из-за катастрофически плохой погоды в районе.

6. Снаряжение

Учитывая линейность маршрута, очень серьёзно подошли к вопросу снижения веса как личного, так и общественного снаряжения. По личному снаряжению удалось добиться впечатляющих результатов: в зависимости от комплекции участника полный вес «лички» составлял от 11 до 15 кг. Во-первых, была проведена серьёзная фильтрация списков личного снаряжения участников. Во-вторых, многие закупились лёгкими вещами. Четверо участников использовали сверхлёгкие ледорубы Camp Corsa, двое – сверхлёгкие страховочные системы Camp Alp 95. У всех были лёгкие пуховки весом не более 500 г. Вес спальников почти ни у кого не превосходил 1500 г. Учитывая, что сроки похода попадали на период белых ночей, фонариков взяли только четыре (фактически больше чем двумя не пользовались). Хорошо сэкономили на средствах личной гигиены: к примеру, сделали общественной зубную пасту – обычно её берут в поход в большом избытке. С избытком получилось и у нас, свою чистоплотность мы явно переоценили…

С общественным снаряжением ухищрений было меньше. Прежде всего, существенно сэкономили на весе топлива. Во-первых, помимо одного обычного кана взяли две 3-литровые кастрюли Jetboil и Primus с радиаторами. Мало того, что они легче канов, так ещё значительно снижают расход топлива. Воду кипятили в них, затем либо заваривали чай, либо сливали в обычный кан и готовили горячее блюдо уже в нём. Значительная часть маршрута пролегала по зоне растительности, и какие-никакие дрова можно было найти. Чтобы готовить на плохих дровах, реммастер группы Валентин Бабоша изготовил специальную печку с наддувом с помощью вентилятора на батарейках. Вес печки составил 500 г. Устройство, конечно, пока сырое и требующее аккуратного обращения, но вес мы так или иначе сэкономили. Бензина Галоша взяли 6 л. Из них израсходовалось 5,5. Правда, расход топлива оказался ощутимо выше, чем мы ожидали.

Не совсем типичным был набор верёвок: одна 9-мм статика Tendon, одна 8,3-мм динамика Tendon, одна статика 8-мм Венто, все по 50 м.

7. Раскладка

Раскладку максимально облегчили: удалось снизить до 500 г на человека в день. Горячие обеды предусматривались на каждый день, но готовились не всегда – при особенно плохой погоде либо коротких дневных переходах смысла в них не было.

8. Картографический материал, использование GPS и космоснимков

С поиском карт хребта Черского были определённые проблемы. На ресурсе loadmap.net километровки (не говоря уж о 500-метровках) нужного района отсутствуют, за исключением карт Генштаба выпуска 1949 года. На начальной стадии планирования маршрута пользовались прежде всего двухкилометровками ГГЦ. Потом, через знакомых третьего порядка, удалось получить и километровки ГГЦ, правда без зарамочного оформления. Естественно, почти никакие перевалы на картах обозначены не были, поэтому пришлось проводить достаточно непростую работу по «накалыванию» на карту известных перевалов. Действовали по следующему алгоритму. Сначала изучали схемы-хребтовки из книги Седова, выбирали на ней очередной перевал. Затем находили на карте ГГЦ седловину, более всего напоминающую искомый перевал. Зачастую это было непросто – в скальных массивах хребта Черского огромное количество седловин, находящихся порой очень близко друг к другу, и вычислить среди них нужный перевал не всегда представлялось возможным. Пользовались не только картой, но и данными радарной съёмки высот Aster-GDEM (более традиционных данных SRTM не было, так как хребет Черского расположен севернее 60-й параллели). После того как седловина была найдена, сверяли её высоту с каталогом из той же книги Седова (разумеется, делая поправку примерно 70 м на перевод высоты из системы WGS-84 в систему Пулково-42). Если данные не разлетались больше чем на 100 м, успокаивались и решали, что найденный перевал – действительно искомый. Если перевал накалывался не для общей информации, а как основной или запасной вариант в маршруте, то, естественно, уточняли его расположение по максимальному количеству описаний. В противном случае обычно ограничивались только данными книги Седова. Изначально у нас была амбициозная затея подготовить по Буордахскому и Эрэкитскому массивам аналог схем-хребтовок В.Г. Ляпина, однако различные обстоятельства, прежде всего семейные, не позволили выделить время на сие полезное начинание.

Помимо карт и данных радарной съёмки, активно использовали космоснимки. Наиболее информативными оказались снимки Landsat 7 в псевдоцвете: по ним очень хорошо просматривалось реальное расположение ледников. Ещё на ранней стадии подготовки к походу обнаружили, что в центральной части Эрэкитского хребта, где на картах не обозначено ни одного ледника, реально они присутствуют, причём не самые маленькие. Это согласовывалось и с имеющимся описанием перевала 25 лет ЛКТ, в котором присутствовала фраза «небольшой крутой ледник». Желание в обязательном порядке посетить перевал и его непройденные окрестности многократно усилилось.

После того как было подготовлено рабочее пространство – все карты привязаны, перевалы наколоты, радарная съёмка и космоснимки загружены – приступили к созданию векторной карты. Векторизация проводилась в полуручном режиме: автоматически сгенерированы изолинии высот, вручную нанесены реки, озёра, ледники, наледи, перевалы и вершины.

Заинтересовавшихся нашими картографическими материалами просим обращаться к руководителю группы. В открытый доступ километровки ГГЦ не вывешиваем по просьбе человека, любезно предоставившего их нам.

Стоит сразу сказать пару слов о результатах анализа карт, космоснимков и другой информации в сочетании с опытом похода.

1. Схемы в книге Седова неплохо отражают расположение перевалов в центральной части Буордахского массива, но при этом имеют серьёзные неточности в других районах. Часто посещаемые перевалы (вроде Новосибирского и Ленинградского, через которые проходят все без исключения группы), естественно, нанесены точно, а вот с посещёнными одной-двумя группами, а таких в районе подавляющее большинство, возникают проблемы. Например, судя по всему, неверно обозначен перевал Оболенского (1Б). Направление седловины (по изолиниям Aster) не соответствует краткому описанию в книге, да и группа Романа Ромицына, ходившая одновременно с нами, перевал не нашла. Абсолютно точно неверно обозначен «наш» перевал 25 лет ЛКТ: реально он выводит не напрямую к ручью Запоздалый (на схеме Седова и в отчёте первопроходцев Золотой), а к его южному притоку. К счастью для нас, определить это можно было только пройдя по тем местам и сравнив потом увиденное с описанием первопроходцев. Пишу «к счастью» по той причине, что пройденный нами перевал «25 лет ЛКТ ложный» оказался изумительно красивым. Кстати, указанная в книге Седова высота перевала 25 лет ЛКТ (2200 м) как раз более-менее соответствовала высоте ложного перевала (измерили 2230 м по WGS-84), а «настоящий» был минимум на 100 м выше. Подробно эпизод с неверным позиционированием перевала 25 лет ЛКТ будет разобран ниже.

2. Ледники по псевдоцветовым снимкам Landsat 7 позиционируются прекрасно.

3. Съёмка Aster-GDEM имеет заявленную точность вдвое выше SRTM – 1,5 арксекунды против трёх – но реальная её точность существенно ниже. Дело не в ошибке ортотрансформации – как раз перевалы и вершины совпадали как по координатам, так и по высоте. Скорее всего, проблема именно в точности: мы зафиксировали кучу участков, где «проглатывались» кулуары и каньоны шириной и глубиной более 50 м. Впрочем, особых затруднений это обстоятельство не доставляло. Единственное, было психологически неприятно подниматься на очередной перевал, видеть по изолиниям, что осталось подниматься меньше 100 м, когда в реальности оставалось более 200.

9. Обеспечение безопасности на маршруте

Учитывая отдалённость района похода от населённых пунктов и единственной дороги – трассы «Колыма» – с аварийными выходами были определённые проблемы. Естественно, в такой ситуации в обязательном порядке оформили страховку, воспользовались услугами компании «Цюрих». Эта компания в прошлые два года проявила себя с лучшей стороны, нам известны два случая, когда они успешно организовывали спасработы, проблем с выплатами не возникало. Все участники были застрахованы на сумму $50000, что с запасом покрывало в том числе вызов вертолёта.

Для связи с Москвой и местным ПСО использовали спутниковый телефон Iridium и спутниковый треккер Spot. В Москве у группы был куратор, готовый в случае ЧП запустить процесс организации спасработ. Сообщения с треккера отправляли ежедневно, со спутникового телефона – раз в три дня, несколько раз созванивались дополнительно.

Полезные контакты
1. Начальник отдела обеспечения безопасности туристской деятельности ГУ МЧС РФ по республике Саха (Якутия): kcc-caxa@yandex.ru, +7(964)4204208
2. Михаил Васильев, житель Усть-Неры, занимающийся организацией трансферов из Магадана и Якутска: boof10@mail.ru
3. Ресторан «Торро Гриль» в Магадане, прекрасное место для посиделок после похода: ул. Пушкина, 10, +7(4132)200-393.
За другими контактными данными, которые могут пригодиться планирующим маршруты по хребту Черского, просьба обращаться непосредственно к руководителю группы.

Благодарности

Руководитель группы выражает благодарность всем, кто так или иначе помогал в организации путешествия: участникам и руководителям походов по хребту Черского Константину Бычкову, Петру Колчину, Ирине Щегловой, Валерии Глуховой, Андрею Великородному членам МКК ФСТ-ОТМ, рассматривавшим маршрут, В.Г. Ляпину и В.Ю. Водовозову авиакомпании «Трансаэро», безвозмездно увеличившей для нашей группы норму бесплатного провоза багажа на 10 кг. Особая благодарность участнику похода 2010 года Сергею Тимофееву, познакомившему нас с водителем Урала, готовым практически бесплатно забросить группу в горы, предоставившему нам спутниковый телефон Iridium и просто рассказавшему кучу полезной информации. Спасибо, без Вашей помощи осуществить путешествие было бы гораздо сложнее, если вообще возможно!

График похода
1. График похода заявленный

График похода фактический

Итого 251,6 км. С учётом повышающего коэффициента 1,2 – 301,9 км. Все цифры получены измерением трека GPS (не по показаниям путевого компьютера, по сути «учитывающего» повышающий коэффициент и несколько завышающего километраж). Показания путевого компьютера GPS на финише маршрута – немногим более 300 км, что позволяет говорить об адекватности коэффициента 1,2 для данной местности.

Формально требуется измерять километраж похода курвиметром по карте, и такой способ дал бы несколько меньший километраж. Однако мы всё же приводим данные GPS, поскольку эти данные более точные, а вопрос о соответствии километража заявленной категории сложности похода в любом случае не стоит.

При прохождении маршрута имел место нестандартный суточный режим – относительно поздно выходили на маршрут. Это обуславливалось в основном периодичностью плохой погоды в районе: как правило, погода во второй половине дня оказывалась существенно лучше, чем в первой. Учитывая белые ночи и слабые суточные колебания температуры, на безопасность поздние подъёмы и отбои никак не влияли.

  • Трек группы доступен по ссылке
  • Путевые точки тут
  • 2. Изменения маршрута и их причины
    1) Из-за наводнения в Магадане и гигантского количества осадков в районе Усть-Неры сроки похода сдвинуты на неделю
    2) Из-за высокого уровня воды в реке Антагычан заброска к кордону Низовой была исключена. Проехали вверх по реке Бурустах и выгрузились под перевалом Потап. Транспортные риски осознавались изначально, варианты старта с других точек прорабатывались
    3) Вследствие старта маршрута вдалеке от плановой точки поменялся порядок прохождения заявленных технических препятствий
    4) От восхождения на вершину Белый Парус отказались, просмотрев её склон
    5) Перед перевалом Мицкевича Северный, в целях просмотра наиболее удобного и безопасного пути подъёма на перевал, совершили незаявленный радиальной выход на пер. Гусарский (1Б, п/п)
    6) От прохождения перевала Оболенского отказались вследствие существенного удлинения нитки маршрута и ухудшения погоды. Отказ от перевала изначально предусматривался как запасной вариант
    7) От траверса в центральной части Эрэкитского хребта отказались из-за плохих погодных условий. Вместо этого совершили радиальное восхождение на пер. Гранитный Восточный (в режиме п/п). Замена траверса радиальным восхождением изначально предусматривалась как запасной вариант
    8) Из-за ошибок в описаниях перевал, который мы считали за 25 лет ЛКТ, оказался непройденным
    9) Из-за высокого уровня воды в реках обратный транспорт с кордона Низовой оставался под вопросом, финишировали на прииске Победа. Такой вариант изначально рассматривался как запасной.
    Изменения были обусловлены прежде всего проблемами с транспортом. Стоит сказать, что нам ещё достаточно крупно повезло: несмотря на транспортные трудности, удалось пройти практически все определяющие препятствия, даже с некоторым превышением.

    Техническое описание маршрута

    В настоящем разделе под термином «время в пути» всегда понимается чистое ходовое время, если не указано обратное. Слова «правый» и «левый» по отношению к берегам рек и бортам долин трактуются как орографические понятия, если не указано обратное. Высоты всех объектов, за исключением обозначенных на карте вершин, приводятся в системе координат WGS-84. Разница с системой Пулково-42 составляет примерно -70 метров. Этим объясняется расхождение высот перевалов, указанных нами в отчёте, с данными из книги Р.В. Седова «Горная страна Черского».

    Фотографии для отчёта сделаны в основном Константином Балакиным. Также в фотографировании принимали участие Валентин Бабоша, Елена Бычкова и Мария Кулик.

    1. Перенос сроков похода

    По плану двое участников должны были вылетать в Магадан 23 июля, остальные – 24. Первые тревожные сигналы о погоде в районе поступили в воскресенье 20 июля: в Усть-Нере пошёл сильный дождь, возник риск подъёма уровня воды в реках. Прогноз также был неутешительный. Однако во вторник дождь прекратился, мы вздохнули с облегчением. А утром 23 новости пошли шокирующие: во-первых, в Магадане началось наводнение. Во-вторых, в районе Усть-Неры снова пошёл ливень, на реках погибли двое водителей. Естественно, ни о какой заброске в горы не могло быть и речи. Внезапно выяснили, что вся группа в состоянии перенести свои отпуска на неделю, да и перенос дат вылета и возврата стоит по-божески: 5700 с человека. Сроки похода были перенесены на неделю в надежде, что ситуация улучшится. О переносе известили спасателей и МКК. Группа из Тулы на тот момент уже была в Якутске, их тоже предупредили, что попадём в район позже.

    Теперь, после завершения похода, можно делать однозначный вывод, что этот перенос нас в буквальном смысле спас. Нам удалось не только заехать достаточно далеко вглубь хребта Черского, но и словить хорошую погоду ровно в решающий момент маршрута: в центральной части Буордахского высокогорного массива.

    2. Заброска в район

    Первые двое участников, Валентин Бабоша и Василий Новиков, вылетели в Магадан 30 июля. Закупили бензин «Галоша» и часть продуктов на дорогу. Бензин нашли только в необычной таре: в стеклянных бутылках по 0,5 л. Группа прилетела днём 1 августа (вылет 31 июля вечером), микроавтобус нас уже ждал. Столкнулись с неожиданной проблемой: в аэропорту Магадана очень «весёлые» грузчики. Половина рюкзаков группы пришла с повреждениями. К счастью, серьёзных поломок не было, за исключением надорванного поясника, который тоже удалось починить. С таким отношением к багажу сталкиваемся впервые. Кстати, по прибытии обратно в Москву видели в аэропорту Домодедово огромную очередь пассажиров нашего рейса, подающих претензии по состоянию багажа.

    Выехали в сторону Усть-Неры без задержек. В 4 часа утра по Якутскому времени (+7 часов к Москве) прибыли к повороту на Бурустах, где нас ждал Владимир Рогачук со своим Уралом. Дорога от Магадана заняла 15 часов с одной длительной остановкой и ещё двумя короткими. Качество трассы неплохое – пожалуй, лучше широко известной грейдерной дороги от Петропавловска-Камчатского до Ключей. Да и водитель по дороге туда попался хороший, если не считать его отвратительных музыкальных предпочтений…

    Ещё по дороге узнали, что по Антагычану проехать всё-таки не удастся, и придётся проезжать под перевал Потап по Бурустаху. Такой вариант для нас, конечно, был существенно хуже заезда на кордон Низовой либо к Антоновской наледи, но не приводил к критическим изменениям маршрута. Вдоль Бурустаха – старые разработки прииска Победа. Есть несколько грунтовых дорог, многократно пересекающих реку. Видно, что воды в Бурустахе очень много, многие дороги не проезжаемы. Подолгу ищем путь, но в конце концов пробираемся через зону разработок, дальше ехать проще. По Бурустаху проходит зимник, а летом здесь ездят редко, водитель дорогу не помнит. В результате мимо нужной точки промахнулись, проехали лишние 7 км. Возвращаемся назад, добираемся на место к 13-30. После похода, впрочем, выяснилось, что перевал Потап находился несколько в другом месте. К нему вела достаточно явная колея, но разлив Бурустаха, по всей видимости, мешал попасть на эту колею автомобилю. Время в пути по Бурустаху составило 9 часов 30 минут. По дороге прикинули, что успеть перевалить в сторону Антагычана реально в случае приезда раньше 13-00. Соответственно, теперь решили вставать лагерем и стартовать на следующий день. Стоит иметь в виду, что группа к тому моменту находилась в непрерывном пути уже 33 часа. Естественно, состояние участников не способствовало немедленному старту.

    Лагерь поставили на берегу реки Бурустах (Фото 1, точка 1). Двое участников отправились на разведку подхода к перевалу – берег заболочен, требовалось найти удобный путь. Выяснили, что кочкарниковое болото не сплошное, а с промежутками, разведали выход к ручью Скучный, вдоль которого можно было подойти под перевал.


    1

    Выводы по заброске
    1. Выезжать в район сразу из аэропорта реально. Некоторые водители отказываются ехать ночью, но найденный для нас Михаилом Васильевым не подвёл. Обратно, кстати, тоже возвращались в ночь, проблем тоже не было.
    2. Непрерывный переезд от Москвы до гор, конечно, очень утомительный, но при необходимости пойти на такой шаг можно и нужно.
    3. Время в пути от Магадана до прииска Победа (или поворота на Бурустах) может очень сильно различаться: мы встречали цифры до суток, при этом сами доехали всего за 15 часов.
    3. 3 августа, 2 день. Р. Бурустах – пер. Михаил Потапыч (н/к, первопрохождение) – р. Антагычан

    Погодные условия: пасмурно, временами дождь. В течение дня постепенное улучшение погоды, к вечеру прояснения.

    За ночь вдоволь отоспались после полутора дней в пути. Вышли из лагеря в 6-30. Приятно удивляемся весу рюкзаков: над снижением веса поработали прекрасно, стартовый вес ни у кого не превосходит 30 кг. Переходим по камням два небольших рукава Бурустаха, пересекаем полосу прибрежного кустарника, выходим на открытое пространство (Фото 2). По разведанному накануне пути обходим большую часть болот, через 30 минут выходим к ручью Скучный. Движемся вдоль ручья, стараясь обруливать заболоченные участки. Берега в основном травяные, местами встречаются галечники. Через час пути упираемся в заболоченный участок, переходим на левый берег ручья. Прошли небольшой густозаросший участок, вышли к разделению ручья на несколько русел в 4 км по прямой от места ночёвки. По пути несколько раз попадалась старая заболоченная вездеходная колея.


    2

    Подход к перевалу – вдоль центрального русла, путь слегка заболочен (Фото 3). Участки редколесья чередуются с карликовой берёзой берёзой и мхом, местами верховые болота. В целом путь достаточно несложный. Перевальный взлёт пологий, не более 10°, мох и карликовая берёза (Фото 4). В карликовой берёзе много подберёзовиков, вернее, «надберёзовиков» - грибы по высоте превосходят растительность… В 11-25, через 3 часа 15 минут ходового времени, поднялись на перевал (1300 м, н/к), точка 2. Путь до перевала составил 11,5 км. Во время похода полагали, что это скорее всего перевал Потап (описаний и, соответственно, координат этого перевала найти не удалось, а местные утверждали, что перевал находится по кратчайшему расстоянию между Антагычаном и Бурустахом). Позже выяснили, что на самом деле Потап находится примерно в 6 км к востоку. Узнали об этом от группы из Тулы – они использовали перевал Потап для выхода к прииску Победа. С долей иронии называем наш перевал «Михаил Потапыч». Спуск несколько круче подъёма, местами до 20°. Растительность – лиственничный лес, подлеска практически нет. В 13 – 30, через 1 час 5 минут ходового времени, вышли на широкий галечник у реки Антагычан. Здесь обедаем и проводим разведку брода (точка 3).


    3


    4

    Видно, что река существенно разлилась в сравнении с фото Константина Бычкова в 2012 году, но уровень воды не выглядит критическим для транспорта. Да и сильных дождей в последние сутки не было. Появляется надежда, что нам встретится попутный транспорт в сторону перевала Улахан-Чистай, до которого ещё остаётся идти 30 км. Разведываем брод. Ширина реки 25 – 30 м, глубина не более 0,5 м, течение достаточно слабое (фото 5). Ухищрения вроде переправы стенками не требуются, переходим по одному (фото 6). В 16-20 группа на целевом берегу. Пересекаем несколько небольших рукавов Антагычана, переобуваемся. Дальше идём вдоль реки по заболоченному берегу. В поисках сухих участков находим колею, по ней выходим на галечник. Согласно карте, основная дорога идёт в 500 – 1000 м от русла реки, решаем её разведать. Если дорога действительно есть, ставить лагерь лучше около неё – тогда увеличится шанс, что нам встретится попутка. Выясняем, что колея есть, но достаточно старая, решаем вставать на реке. Находим участок песка, ставим лагерь в 18-50 (точка 4). От точки переправы через Антагычан прошли 3 км.


    5


    6

    В 20-00 слышим шум мотора, видим вдалеке машину, едущую по основному руслу Антагычана. Мы стоим на рукаве, до русла где-то метров 300 с ручьями, болотом и кустарником. Двое участников (Василий Кулик, Илья Зотов) бросаются бегом наперерез машине. Выбежали к реке как раз вовремя: до нас не доехали метров 100. Видим два Урала, машем руками. Узнаём у водителя, что во второй машине есть свободное место, и нас могут подвезти до Антоновской наледи. Возвращаемся, быстро собираем лагерь, в 21-00 погрузились в фургон Урала. Вместе с нами едет семья из Якутска к родственникам в Сасыр. Оказывается, они не могут доехать туда уже целый месяц, паводок пережидали недалеко от Антагычана. Вторая машина везёт оленеводов и грузы из Усть-Неры.

    Едем медленно, не более 10 км/ч. В 23-40 останавливаемся на ночлег в 7 км от перевала Улахан-Чистай.


    7

    4. 4 августа, 3 день. Р. Тирехтях – оз. Буюнгда

    Погодные условия: в течение дня ясно, вечером дождь и гроза.

    В 9-00 выезжаем. Через 3 часа достигаем перевала Улахан-Чистай. Перед перевалом высокий тур, сложенный Андреем Великородным и Сергеем Тимофеевым в 2010 году. За перевалом – озеро (Фото 8). По просьбе водителя выгружаемся из машины – спускаться безопаснее налегке. В 14-00 доехали до стоянки оленеводов у устья ручья Лынкынас (точка 5), здесь выгружаемся и обедаем. Антоновская наледь уменьшилась в размерах, видим её вдалеке. Стоянка пустая – вероятно, оленеводы вместе со стадом переместились выше.


    8


    9


    10


    11

    В 16-40 выдвигаемся в сторону озёр Буюнгда и Бугачан. От стоянки ведёт слегка заболоченная тропа, на ней свежие следы людей и оленей. Очень много комаров, идём быстро. Через 1 км начинается верховое кочкарниковое болото, комаров ещё больше. Тропа теряется. Пару раз выходили на старую вездеходную колею, примерно такую же, как под перевалом Потап. В 18-00 достигли группы небольших озёр, обходим слева по ходу движения – здесь редколесье лиственницы и болот меньше. Отсюда красивые виды на горы Эрэкитского хребта (Фото 10) и междуречья Эрэкит – Буордах (Фото 11). Последнее озеро обходим уже справа по возвышенности. В 19-00 видим впереди озеро Буюнгда (Фото 12). Согласно карте, тропа идёт по крутому левому берегу озера. Здесь же ходила группа Бычкова. Однако мы всё же решаем идти по правому берегу, поскольку здесь не болота, а галечник, к тому же ответвление тропы уходит туда. Переправляемся через ручей Бугачан (ширина 30 м, глубина 40 см, течение очень слабое) в точке 6, на галечнике ставим лагерь (точка 7). Поставиться успели точь-в-точь: через несколько минут начинается ливень с грозой.


    12

    5. 5 августа, 4 день. Оз. Буюнгда – р. Чукча (1Б, переправа)

    Погодные условия: всю ночь и первую половину дня дождь, пасмурно. Выходим в 10-00. Движемся по галечному берегу озера Буюнгда. Впадающие в озеро ручьи переходим по камням. Стоит отметить прекрасное качество карты: рельеф всех водных объектов полностью совпадает. Участок возвышенности проходим по прямой – на нём болот нет, периодически попадаются тропы. Через 1 час 35 минут выходим к практически растаявшей наледи между озёрами Буюнгда и Малое (Фото 13). Здесь делаем привал, осматриваем наледь. Продолжаем движение, приходим к заболоченному устью ручья Хаслардах. Обходим наиболее глубокие участки, попадаем на галечный берег озера Малое. Следующие 1,5 км всё время движемся по берегу. Пространство между озёрами Малое и Бугачан снова заболочено, тропы нет. Через 2 часа 30 минут с начала пути достигаем пустой стоянки оленеводов на брегу озера Бугачан (Фото 14, точка 8). На берегу стоит лодка.


    13


    14

    3 км движемся по берегу озера Бугачан. У северной оконечности озера поворачиваем на север, в сторону реки Чукча. Поднимаемся на 100 м вверх, чтобы уйти из заболоченной области. В целом маневр удался – путь всё равно слегка заболочен, но особых проблем это не создаёт, двигаемся практически по прямой. В 15-00, через 4 часа ходового времени от лагеря, достигаем левого рукава реки Чукча. Переобуваемся, переходим рукав и выходим на берег основного русла. Река неожиданно полноводная – вероятно, сказались сильные дожди, идущие практически непрерывно с вечера прошлого дня. Выше по течению у Чукчи прижимы, а правый берег долины считается «необычно» сухим и удобным для движения, поэтому желательно переправляться туда. К тому же на другом берегу видим действующую стоянку оленеводов, шанс пообщаться с местным населением упускать не хочется. Делаем короткую разведку вверх и вниз по течению, выбираем место для переправы: река слегка поворачивает и разливается на два рукава (Фото 15, точка 9). Здесь удобно натянуть перила вниз по течению.


    15


    16


    17

    Надеваем системы и каски, достаём верёвки. В 16-00 начинаем переправу. Лидер (Валентин Бабоша) переправляется со страховкой и сопровождением до островка, дальше длины верёвки недостаточно, но и течение не такое бурное, оставляем только сопровождение. Замечаем, что в процессе переправы лидера вода прибывает, цвет реки меняется с мутно-голубого на серо-коричневый. Для сравнения, на Фото 16 приводится вид реки за 20 минут до начала переправы. Однако перила готовы, следующим участникам будет проще.

    Чукча течёт по широком галечнику, точек крепления перил нет, поэтому организуем перила на участниках с соответствующими мерами предосторожности: люди упираются ногами в перегибы берега. Вторым (первым по перилам) переправляется руководитель. Навстречу подтягивается часть семейства оленеводов – двое мужчин и дети. Кто кому достопримечательность – они для нас или мы для них… Один из них встаёт на подстраховку на островок. Следующие трое участников – Ксения Губина, Елена Бычкова, Василий Новиков – переправились с приключениями. Все в той или иной мере искупались, но за счёт того, что перила натянуты под острым углом к течению, благополучно добрались до островка и затем до целевого берега. Вода продолжает прибывать, практически сразу после переправы пятого участника островок закрывается водой. Обсудили ситуацию по рации (естественно, перекрикиваться через такой поток невозможно), в 17-00 приняли решение прервать переправу – на исходном берегу находились двое достаточно низкорослых участников, и у них точно возникли бы проблемы. Переправившиеся участники поднимаются наверх, к стоянке оленеводов (Фото 17, точка 10). Оттуда видим, что перед наледью (где-то в 2,5 км вниз по течению) река разливается на множество отдельных русел, скорее всего там возможна переправа даже без провешивания перил. От оленеводов узнаём, что Чукча разлилась только сегодня – это именно паводок, вызванный сильными дождями.

    Принимаем решения пообедать и затем выдвигаться вниз по течению, там искать переправу. Ксения Губина, Елена Бычкова и Василий Новиков остаются сушить одежду и ставить лагерь, остальные (Василий Кулик, Валентин Бабоша по целевому берегу, Константин Балакин, Мария Кулик и Илья Зотов по исходному берегу) в 18-30 направляются в сторону наледи. По пути оцениваем, что вода по-прежнему прибывает: буквально на наших глазах сливаются в один широкий поток несколько небольших русел. Выше наледи участники с исходного берега поворачивают на 90° и начинают переходить русла реки (Фото 18). Всего было 5 крупных бродов, самый большой шириной метров 25, глубина местами более 50 см (Фото 19). Течение не такое сильное, как в точке перильной переправы, возможно движение стенками. В 20-30 участники встретились, в 21-00 вернулись в лагерь. Оленеводы любезно накормили нас олениной и хлебом. Конечно, было только начало похода, но всё равно после утомительного дня и непростой переправы очень приятно. В ответ угощаем их сладостями, орехами и чаем. Впрочем, непонятно, насколько они оценили наши «дары». Узнаём, что стадо находится выше. Посещаемость этих мест низкая: в 2010 и в 2012 годах оленеводы встречали по две группы, в 2011 и 2013 не было никого.


    18


    19


    20

    Стоит подвести некоторые итоги переправы через Чукчу. Безусловно, переправа была пройдена с определёнными проблемами в виде купания участников, пусть и при не особо критичной глубине. Прежде всего, создал проблемы серьёзный подъём уровня воды уже в процессе переправы. Такое представлялось абсолютно невероятным: глубокая вторая половина дня, дождь в последние 2 – 3 часа ослабевал и к моменту переправы вообще прекратился. Можно представить резкий подъём воды в реках ледникового питания, но Чукча к таковым не относится. У нас же случилась явная аномалия. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Естественно, если бы изначально было понятно, что вода поднимется в ходе переправы, стоило идти вниз по течению и переправляться выше наледи, по пути трёх оставшихся на исходном берегу участников.

    6. 6 августа, 5 день. Вверх по р. Чукча

    Погодные условия: облачно с прояснениями, временами дождь.

    После непростого дня отсыпаемся, утром досушиваем вещи. Даём оленеводам попользоваться спутниковым телефоном – у них связь только по рации с Сасыром, а родственники в Якутске. Прощаемся, выходим в 12-00. Вода в Чукче упала, но река остаётся полноводной и с большим количеством рукавов. Поэтому движемся не по галечному берегу, а по террасе с превышением метров 50 (Фото 21). Терраса местами заболочена, попадаются тропы. Через 2 км подходим к каньону правого притока Чукчи. Спускаемся вниз к реке, идём вдоль берега, приток переходим по камням. Дальше широкий равнинный участок, практически не заболоченный (Фото 22). 4,5 км до следующего притока проходим быстро – за час с небольшим. Растительности постепенно становится меньше, увеличивается доля галечника (Фото 23). Пересекаем несколько небольших рукавов Чукчи, через 3 часа ходового времени подходим к прижиму. Поднимаемся на осыпь средней крутизны, видим, что прижим продолжительный, решаем переправиться на левый берег. Спускаемся вниз, переобуваемся, последовательно переходим вброд все рукава Чукчи. К этому времени вода упала, да и несколько крупных притоков остались позади, переправа без проблем. В 18-40 доходим до высоты 1450 м, здесь растительность практически заканчивается. Справа видим водопад на ручье, вытекающем из-под горы Бугчан (Фото 24). Река местами уходит в неглубокий каньон, обход поверху по средним слежавшимся осыпям (Фото 25). Проходим ещё 2 км, на высоте 1550 м обнаруживаем удобную площадку на берегу реки (точка 11). Время – 19-50, ставим лагерь.


    21


    22


    23


    24


    25

    7. 7 августа, 6 день. Р. Чукча – пер. Новосибирский (1А, 2050 м) – р. Буордах

    Погодные условия: облачно с прояснениями, во второй половине дня дождь.

    Выходим в 9-15. Погода внушает определённый оптимизм: облака потихоньку рассеиваются. За 30 минут доходим до начала каньона Чукчи. Знаем, что каньон через 400 м обрывается водопадом, уходим вправо на осыпь. Каньон и путь начала обхода – на Фото 26. Сначала крупная слежавшаяся осыпь с выходами скал, затем – мелкая и средняя осыпь, достаточно подвижная. Местами просматривается тропа. Проходим 500 м вдоль каньона, спускаемся вниз, в соответствии с тропой. Неожиданно приходим на скальный сброс и очень подвижную осыпь, надеваем каски. Находим обход сброса по осыпному кулуару, спускаемся к ручью (Фото 28). Обход каньона занял 35 минут. Дальше ровный участок, затем следующий каньон, в обход которого издали просматривается тропа (Фото 27). За 20 минут обходим каньон, переходим по камням русло Чукчи, по правому берегу подходим под перевал Новосибирский (Фото 29, он находится к западу от долины Чукчи). В 11-10 начинаем подъём на перевал. Путь подъёма – осыпной кулуар крутизной 15 – 25°, на дне кулуара небольшой ручей и снежники. Движемся то по снежнику, где снег не проваливается, то по осыпи. В 12-05 группа поднялась на перевал Новосибирский (1А, 2050 м, точка 12). Отсюда открывается великолепный вид на разноцветную долину ручья Буордах. Время подъёма от лагеря составило 2 часа 30 минут.


    26


    27


    28


    29


    30


    31


    32

    Вид с перевала в долину Буордаха – на Фото 30, в долину Чукчи – на Фото 31. Тур находится с правой стороны седловины по ходу движения. Достаём оттуда записку группы из Комсомольска-на-Амуре под руководством Ирины Щегловой, 2012 год. Пишем свою записку, перекусываем. Фотографируемся (Фото 32), в 12-35 начинаем спуск с перевала. Путь спуска – в основном снежник, местами мелкая осыпь (Фото 33). Уже здесь отмечаем, что снега существенно больше, чем на всех фотографиях прошлых лет. Через 200 м сброса высоты снежник местами прерывается, под ним средне-крупная осыпь, достаточно подвижная (Фото 34). Ещё через 50 м спуска начинается довольно полноводное русло. Есть прижимы, много раз переходим с одной стороны русла на другую (Фото 35). Через 1 час 10 минут доходим до реки Буордах. Сначала движемся по правому берегу реки, затем по камням переходим на левый. Здесь небольшой скальный прижим (длина – метров 5, Фото 36, точка 13), проходим свободным лазанием. За прижимом – широкий галечник протяжённостью 500 м. В склонах гор появляются рыже-золотистые оттенки, характерные для долины Буордаха (Буордах – по-эвенски Пёстрый). Через 2 км с небольшим пути вдоль русла Буордаха подходим к знаменитой скале Мефистофель (Фото 37, точка 14). Дальше начинаются фантастические золотые осыпи. Проходим ещё 100 м, видим, что дальше несколько прижимов, решаем воспользоваться случаем и подольше побыть в таком живописном месте. Ставим тент, обедаем. Время спуска с перевала составило 2 часа 15 минут.


    33


    34


    35


    36


    37

    В 17-30 выходим, переходим Буордах вброд, обходим прижим. Через 100 м переправляемся обратно на левый берег и заодно переходим небольшой приток. Переобуваемся. Дальше широкий галечник, справа золотые осыпи. Здесь стандартное место стоянки за перевалом Новосибирский. У нас время пока остаётся, решаем подойти ближе к ручью Каскадный. Необходимости в этом в принципе нет, так как за один день выйти от Буордаха на ледник Обручева через перевал Ленинградский в любом случае затруднительно. Не торопясь, движемся вдоль реки, наслаждаемся видами золотых осыпей (Фото 38, Фото 39). Через 30 минут достигаем расширения долины на правом берегу, дальше виден ручей Каскадный. Переходим на правый берег, находим ровную площадку, ставим лагерь (точка 15). Время – 18-30.


    38


    39

    Продолжение следует....

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru