Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Вера Романова, Москва

Сказ о том, как 4А скальную (и не только) в Туюк-Су на Новый год хаживали

Согласитесь, каждый любитель путешествий, спорта, экстрима, живущий по графику отпуска 28/365 задается насущно-рациональным вопросом, как и где провести драгоценные новогодние праздники. Не миновала сия чаша и наших участников DRC Extreme Club.

Меньшая, но прекрасная часть из нас, выбрала Северный Тань-Шань.
Лирическо-эмоциональный рассказ о поездке на Заилийский Алатау (Казахстан) от участницы DRC Extreme Club Веры Романовой.

Как обычно принято у нас с друзьями, 31 декабря стараемся отмечать в Горах. Было желание не только приятно, но и продуктивно провести русские зимние каникулы ибо отпуска катастрофически не хватает. Рассматривались только те районы, где был бы выпускающий. Пару писем, и решение принято: а/л Туюк-Су, Казахстан.

Сборы снаряжения и мыслей в одну кучу занимают последние 1,5 часа до выхода на аэроэкспресс, стремящийся в Шереметьево.

Вопрос с добраться до места не стоял – лагерь находится довольно близко к Алма-Ате, не больше 40 км от Аэропорта. Летели Air Astana c перевесом. 29 декабря от аэропорта на лихом такси с весьма хитрым казахом доехали до конца асфальтной дороги, дальше на своих с двумя рюкзаками и лыжами, благо не больше 3 км пришлось нести 40 кг.

Первое, что производит большое впечатление в лагере (помимо компетентного руководства и приветливого персонала), так это самый настоящий wi-fi. Даже не верится, что ты находишься в Горах на высоте 2 400 метров посреди ущелья. После теплого обмена альпкнижкой и паспортными данными послали в прямом направлении на аклиматизацию. По пути на летние ночевки Альпенграда (3 400 м) проходил курс ускоренного знакомства с прибывшими ребятами. Народ подобрался весьма колоритный). Сытный ужин (спасибо огромное Полине Орендовской – самому лучшему повару среди инструкторов по альпинизму и действующих спасателей)). Срочно спать: завтра выход на Гору.

30 декабря началось в около 5 утра: накануне вечером двумя сильными и добросердечными парнями (Михаил Белянчиков, Николай Степанов) было принято решение выпускаться на «открывашку» нового сезона Амангельды (3 999 м) 2Б к. тр. по СЗ ребру. Ребята почти добровольно согласились принять меня в свою команду на ближайшие 2 восхождения.

В 6 утра выход из а/л (2 400 м), в 8 на Альпенграде (3 400 м), в 10 под маршрутом, 2,5 веревки, в 11.30 на вершине: вышло технично, быстро, красиво. Довольные бежим вниз, вернулись как раз к пахучему обеду. Жуем, строим планы: принято решение двигать 1 января, как все нормальные люди, в 4 утра из лагеря на Гору. Ура! Берут с собой.

1 января в 4 утра после празднования НГ бодро плетемся на тот же Альпенград, но с более долгосрочными перспективами: Учитель-Пионер, 3А к. тр., траверс с востока. На подходе успела выспаться, на маршруте - прийти в себя. Кулуар, тропим, веревка (камин), веревка (полки), веревка (полки). Учитель (4 045 м). Гре-е-е-е-б-б-б-е-е-е-нь…. Ух, ты –Пионер (4 031 м). Все! Бежим скорее вниз к обеду и спать. Тут наша любовь с суровыми парнями, увы, закончилась: ребятам нужно нахаживать «в двойке».

Но долго прохлаждаться не дали: 4 января вместе с Пурбуевым Аркадием (Улан-Удэ, Новосибирск) в двойке выпускаемся на 3Б скальную, Октябренок (3 650 м). Выбежали на подход в 6 утра. Бродили-бродили по бастиону…

О! Начало маршрута – пора за работу, Аркадий ринулся в бой - камни так и свистели))! После 5 хороших веревок еще один гребень встретил нас с распростертыми объятиями. Крещение пройдено, можно пробовать на «четверку» выдвигаться.

Собрав силу воли, железо, хаотичные мысли и подробные консультации по маршруту (превеликая благодарность инструкторам лагеря) в одну кучу, 7 января с Аркадием и еще двумя ребятами (Миша и Андрей, МЧС) выдвинулись на Пионер (4 031 м). Маршрут нам рекомендовали весьма интересный: «в девяностых годах на Пионере появилась еще одна линия 4Б категории трудности за авторством Юрия Горбунова, помимо уже существующих. Но в последствии прохождений маршрут «переодели» в 4А, потому как реально на заявленную категорию тянет лишь одна веревка из пяти». В 5 вышли, в 8.30 под маршрутом с Аркадием железо разбираем. Подтянулись Миша с Андреем, поделили роли и веревки – пошли.

Были напряженные моменты как на маршруте, так и во взаимодействии – усталость начинает сказываться на отношениях. Благо гребневая часть маршрута всех успокоила), на позитиве в 17 часов сидим вершине. В 19 за столом в домике поздравляют с Горой! Спасибо!

8 января – день отдыха, но с утра мысли «что делать дальше» не хотят покидать голову. По времени расклад неудобный: 10 Аркадий днем уже мчит на скором в Новосибирск, остается только 9 января. Мечась между амбициями, желаниями и доводами разума выпускаемся на руководство товарищу. Но не простое руководство, а ледовое (очень хотелось потрогать), и не абы где, а почти в самом дальнем углу ущелья. На словах «не спортивно, ребята, с палаткой и подходом» идем из лагеря в лагерь. 9 января подъем в 2 утра, выход в 3 на Молодежную (4 147 м) 3А к. тр. по Северному склону.

Как выяснилось в последствии – 18 веревок льда и капелька фирна (снега). Шлось долго, тяжело, явно пожадничала, спасибо напарникам (Аркадий, Даниил) за стойкость. Но восхождение на своей 18 веревке приблизилось к концу, как и мое пребывание в Мало-Алматинском ущелье.

Пакуем рюкзаки, провожаем друзей, отъедаемся, удивляемся цивилизации… Аэропорт…Москва, +4, дождь…Но в мыслях «выдай», «закрепи», «свободна» и «куда же поехать на гендерные праздники»)).

Было очень сильно, насыщенно, полезно. От дельные благодарности сотрудникам/инструкторам лагеря (Артем Скопин, Кирилл Белоцерковский, Геннадий Дуров и Юрий Абакумов, Полина Орендовская) за поддержку, консультации по маршрутам, превосходную организацию мероприятия и теплую атмосферу напарникам/товарищам (Михаил Белянчиков, Николай Степанов, Аркадий Пурбуев, Марк Слепцов) за поддержку, терпение, доверие и опыт. Спасибо!

Было удивительно, насыщенно и продуктивно. Спасибо!

Сказочное место и район + компетентные и приятные сотрудники а/л Туюк-Су. Наша благодарность!