Горы мира > Сибирь >

Автор: Александр Жигалов, Красноярск

Красноярские Хакасы на Голове Спящего Саяна

Почему хакасы? Дело в том, что я родился и вырос в Республике Хакасия, начал заниматься альпинизмом именно там. Также у меня осталось там много друзей , из них альпинисты в том числе. Теперь же мой дом - Красноярск. Но, думаю, человек, где бы он ни находился, всегда будет помнить о своей малой Родине.

Есть у меня хороший товарищ Тимоха Иванов, самый что ни на есть хакас (Русский парень, родился, вырос и живёт в Абакане). Раньше я уже рассказывал о нём. Тимоха второразрядник, но тем не менее у него за спиной участие в первопрохождениях на Мраморку и хороший первопроход на п. Восточный в Туве. Тимоха сильный и надежный напарник!

В этом году в начале декабря в Ергаках планировалось учебно-тренировочное мероприятие сборной Края по альпинизму. Как многие знают, Ергаки зимой не особо славятся своей хорошей погодой.

Сообщив Тимохе о намерениях залезть в Ергаках новый маршрут, он сразу же согласился, не уточняя подробностей выбранного объекта и линии. А объект был следующим: Голова Спящего Саяна по Восточной стене (со стороны оз. Лазурное).

Подготовились быстро. Исходя из условий рельефа, приобрели несколько новых пробойников и 30 шлямбуров. Дабы добавить восхождению тренировочный характер, взяли с собой платформу. Насчёт скорости прохождения маршрута сильно не переживали, так как Ергаки зимой – приключение.

И вот мы на базе Снежной, собираем рюкзаки.

Утром 29 ноября выход – 35C. Идем на снегоступах по пояс в снегу. Прошли оз. Радужное, поняли, что не дойдем за день. Встали на ночевку, поставив платформу к большому камню в виде палатки. Холодно.

На следующий день к вечеру пришли под гору, вырыли себе пещеру. Тепло.

День отдыха, прогулялись, посмотрели на стену с разных ракурсов, нарисовали примерную линию, собрали платформу, разобрали железо.

2 декабря вылазим из пещеры и лезем на стену. В первый же день забиваем 4 шлямбура и делаем немереное количество дырок под скайхуки. Пролезли 2 веревки. Рельеф подсказывает, что за два дня можно не управиться. В 17.00 стемнело, повесили платформу, поели, уснули.

3 декабря: дырки, скайхуки, шлямбура. Вылезли на серединную полку. Откуда-то прилетел ветер, трепал нас долго. Наконец, летая над полкой с платформой, как с крылом, удалось пристегнуть её к шлямбурам. Пока один стоял на ней всем весом, второй набирал в мешок снега для готовки пищи.

Вечер и ночь провели как на заднем сиденье ПАЗика, несущегося по ухабам. Устали, поели, уснули.

4 декабря. Тишина. Пошёл какой-то рельеф. Через верёвку рельеф быстро кончился, дырки, скайхуки. Видно вершину, 30 м. Но снова скайхуки, шлямбура. Оставляем перила, дюльферяем в стоящую на полке платформу. Ночь. Луна.

5 декабря. Снег, см 30 за ночь. Вся стена в снегу, сверху сыпят пылевые лавинки. Добиваем 30 м. дырками. Вершина. Время 12.40. Нашли контрольный тур, записки нет, оставили свою.

В 14.00 начали дюльферять к платформе по пробитым шлямбурам. Затем продолжили спуск дальше. В 17.00 подходили к месту долгожданной пещеры. За время, проведенное на стене, крыша пещеры рухнула. С помощью снегоступов 4 часа извлекали свои вещи и остатки продуктов из под завала. Из найденных продуктов сварили похлебку.

В 21.00 решили пойти домой. Снова тропежка по пояс, но ни что так не мотивирует на работу, как путь домой! К тому же от Радужного встали на тропу, которую набили Вова с Олесей за день до этого.

В 2 ночи позвонили с плато Денику. В 4 утра Деник шёл навстречу с горячим чаем и шоколадкой, и через 15 минут мы ехали в его машине на базу Снежная.

Получилось хорошее тренировочное восхождение перед предстоящими зимними горами. Маршрут конечно получился не самый лазовый и приятный, но на Восточной стене это пожалуй один из немногих вариантов, который включает в себя хоть немного естественного рельефа.

Приблизительно 5Б.
Протяженность стены около - 320м
6 к.т. - 225м, из них 110м - А3, 65м - А4
Забито шлямбуров - 17 шт.
Ушей оставлено 11 шт (больше не было с собой)
Дырок под скайхуки около 100шт

Спасибо Тимохе Иванову за подготовку к мероприятию, и самоотверженную работу в команде! Денику Прокофьеву и другим ребятам за контроль в качестве спас-отряда и за доставку от места/к месту. Базе «Снежной» и ее руководству за предоставленные апартаменты. Академии Зимних видов спорта г.Красноярска, Захарову Николаю Николаевичу за состоявшееся мероприятие. Компании «РедФокс» за предоставленные экипировку, одежду и снаряжение. И огромное спасибо моей девушке Маргарите, за то что всегда любит, ждет, и, не смотря на все мои долгие отъезды, всегда остается со мной! Верит и поддерживает!