Автор: Денис Урубко, Рязань
Людмила Николаевна Савина
Эпоха развала Советского альпинизма выдалась тяжелым временем. В секции ЦСКА было мало желающих тренироваться с молодежью. Это огромная ответственность, куча затраченного времени без видимых результатов. "Шишки" покрупней предпочитали снимать сливки со спортивных достижений - в виде смет, бюджетов и мнимых командировочных затрат. И на работу с молодыми ребятами смотрели как на досадную обузу.
Но зато с нами была Людмила Николаевна Савина. Красивая, женственная, остроумная - такая девушка была мечтой хулиганов. Она была нашей мечтой. В 1993 году я оказался вовлечен в Её схему альпинизма. Это была жесткая необходимая школа по стандартом советского периода. Мы тренировались, учились, сдавали экзамены. Били крючья и жюмарили, бегали на время и таскали воду на учебно-тренировочных сборах. Часто ко мне были завышенные требования, за что теперь очень благодарен. Как пример могу рассказать про самоспасение в двойке, когда на скалах Лесничества я вытаскивал Андрея Молотова с "поломанной" ногой. А потом с завистью услышал, что экзамен засчитан нам обоим.
Вся эта регулярность и увлеченность давала свои плоды. Никто не смел ослушаться Тренера. Каждый вторник и четверг мы собирались в зале ЦСКА, бегали на Кок-Тюбе. Получали задание, потом отчитывались. Иногда она гоняла нас по стадиону... Сколько кругов за опоздание, сколько отжиманий за "разговорчики в строю" досталось мне! Под строгим взглядом ее прекрасных глаз хотелось расправить плечи, быть самым лучшим.
После тренировки Людмила Николаевна собирала стаю молодежи в углу зала, и давала установки на выходные дни. Когда говорила - ах! как она говорила! - ее тихий голос был четче и громче команд прапорщиков Спортроты.
- - Молодежь на "идиничку" поведу я. Ваша команда по Северному гребню Маметовой собралась?
- - Но может быть снегопад, Людмила Николаевна! - улыбался Андрей Барбашинов. - Лучше мы с вами и девочками?
- - Нет! Не "лучше", - ласково и остро парировала Савина. - Наши горы ходятся в любую погоду.
Про нее складывались стихи, ее высказывания повторялись среди "просвященных". Когда Людмила Николаевна шла на восхождение с пацанами, то любимой фразой была: "Мальчики, не стоим, работаем!" Кроме того, волшебный контроль "участник, которого догоню на подходе - отправляется вниз" заставлял упахиваться до предела, не подавать вида усталости. Как-то мы по-военному увесили стены нашего домика в Туюк-су фотографиями обнаженных барышень... Тогда Людмила Николаевна выдала эмоцию про ощущение, будто это ее саму поразвесили в голом виде. Что есть, то есть - молодежью руководила настоящая красавица! И потом это волшебное! - "одну отодрала я, других пусть отдерет комендант"!
Однажды на Южной стене пика Комсомол камень странным рикашетом прилетел ей под нижний край каски. Сам я там не был, но ребята рассказвали, что пошла кровь. Тем не менее, восхождение продолжалось. Как можно быть такой женственной и суровой альпинисткой? Подобных мне встречать не доводилось.
До нашего поколения (Фролов, Молотов, Барбашинов и другие) в команде ЦСКА все называли ее просто - Люся. Это было запанибратство, которое резало слух, честно говоря. Не воспринималось. Именно в том 1993 году она стала Людмилой Николаевной. Супер-увлеченной девушкой-тренером. С собственными спортивными амбициями. И это подняло в итоге ее на Эверест в составе Казахстанской команды в 1997 году.
Домики, занесенные снегом, приключения в горах, венчики примул в ущелье Ала-Арча... Это легенда! Красивая сказка, за которую я готов поклониться в ноги Людмиле Николаевне. Тренерская работа потом досталась Юрию Гобунову, мастеру скальной техники. Следующим этапом подрастающее поколение "выпускников" Савиной переходило к Дмитрию Грекову. Тот, сам наделенный настоящим талантом, умел поддержать и развить правильные ценности в молодых ребятах.
Иногда в последующие годы я встречал Людмилу Николевну - то на праздновании Нового Года, то на тропе к пику Амангельды. И она всегда улыбалась так, как никто другой на свете - васильковой нежностью из молодых лет. Настоящей заботливостью старшей сестренки, которая видела, как у сопливого пацана со временем пробиваются усы. Веселые глаза её стреляют прямо в сердце - я смущаюсь, краснею под этим взглядом. Снова стараюсь расправить плечи, как на тренировках в далеком прошлом. Показать, что "наши горы ходятся в любую погоду". Чтобы поймать ее одобрение.
Спасибо Вам, дорогие мои тренеры :) Поздравляю с наступающим Новым 2015 Годом, желаю настоящего счастья в кругу друзей и родственников. А я отправлюсь в Каракорум, с надеждой оправдать ваше видение альпинизма на склоне зимнего К2. И передать вам привет оттуда! Людмиле Николаевне - с поцелуем.
|